На трех селищах найдено более 300 костяных предметов. Абсолютное большинство поделок обнаружено в жилищах или ремесленно-хозяйственных постройках.
Предметы из кости на указанных селищах составляют 47% общего числа находок. Количественное соотношение изделий из различных материалов отражено в таблице.
Отсутствие разработанной классификации костяных изделий затрудняет обобщение накопленного материала, поэтому в настоящей статье ставятся прежде всего следующие задачи: классификация костяных находок, интерпретация их, выяснение некоторых аспектов техники обработки кости.
В данной статье мы остановимся на некоторых вопросах, связанных с характером историко-культурного развития Среднего Поднепровья в первой четверти I тысячелетия н. э., а также рассмотрим ряд особенностей в развитии культуры последующего этапа — киевского типа, позволяющих раскрыть автохтонный характер этого явления, его связи с культурой местного населения, предшествующей зарубинецкой эпохи.
Кремлевское археологическое собрание оружия, состоящее из 36 предметов, происходит из раскопок 1963-1976 гг. Это рубящее оружие – стальной меч; предметы массового вооружения русских дружинников – копье, топоры; оружие дальнего боя – боевые наконечники стрел; защитные доспехи – шлемы, кольчуги, бахтерец, и предметы снаряжения всадников – шпоры, стремена. Кремлевский комплекс представляет все основные виды оружия и предметы ратного снаряжения русской военной дружины. Некоторые предметы можно связывать с вооружением татарского войска. Часть коллекции выборочно публиковалась ранее, но характер изданий не позволял дать ей исчерпывающую атрибуцию, снабдить иллюстративным материалом и конкретизировать топографию находок. Работы прошедшего десятилетия не являлись специально запланированными археологическими исследованиями и проводились форсированным темпом, не исключая зимних периодов, в связи с чем из слоя отбирался лишь определенный процент находок. Но поскольку разрозненное и разновременное собрание оружия из раскопок в Кремле включает уникальные памятники, достаточно определенно характеризующие культурный слой Московского поселения, возникла необходимость его специального полного и систематизированного издания.
Ниже представлен список из 120 артефактов применяемых героями для усиления первичных и вторичных навыков. Он актуален для версии "Герои Меча и Магии III: Дыхание Смерти". В версию "Во Имя Богов" были внесены некоторые изменения. Артефакты усиливают первичные и вторичные навыки героя. Если герой не изучил вторичный навык, то артефакт усиливающий его чаще всего не действует. Все артефакты в зависимости более от распространенности чем от боевых качеств делятся на:
- Сокровище;
- Второстепенный;
- Основной;
- Реликт.
Уровень артефакта указан напротив его картинки. В случае когда артефакт является частью сборного артефакта – дается ссылка на сборник.
Сборные артефакты собираются из cходных по своим функциям артефактам. В случае сбора артефактов вам будет показано сообщение о возможности сбора и свойствах получаемого артефакта. При этом слоты составляющих "супер артефакта" будет заблокировано. Собранный артефакт сохраняет бонусы всех его составляющих. Сборные артефакты в представленом ниже списке появились в адддоне "Дыхание Смерти (The Shadow of Death)" в более поздних версиях "Во Имя Богов (WoG)" и "Рог Бездны (HotA)" они также присутсвуют.
По нашим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах упомянуто не менее 64 географических пунктов на территории Белоруссии, России и У краины, из которых фоисходит более 150 образцов древнерусского золотного шитья X XIII вв. Помимо опубликованных находок, в музейных фондах также находятся вещи из депаспортизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОЛВЕС) хранится не менее 7 образцов золотного шитья без точного обозначения места находки; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории У краины около 18 образцов домонгольского золотного шитья. Новые находки лент с золотными нитями также происходят из раскопок в Белгороде, Переяславе-Хмельницком, Чернигове, Дмитрове, Великом Новгороде. Несмотря на такое широкое распространение и многочисленность находок, самыми редкими остаются наиболее ранние образцы шитья и ткачества с золотными нитями. По-видимому, именно с ранними находками связаны загадка появления этой технологии в Восточной Европе и вопрос о времени появления собственно древнерусской техники золотного шитья.
Мы до обидного мало знаем о реальной живой культуре древней Руси. Приходится довольствоваться крохами, восстанавливая то, что можно, о древнерусской эротике. Конечно, без прямых письменных текстов и соответствующего изобразительного материала (а такой материал для древней Руси представлен лишь единичными граффити, да и то оставленными скандинавским гарнизоном, несшим в Хll столетии службу на пограничной с Литвой полоцкой заставе у современной белорусской деревни Московицы) реконструкции поддается лишь немногое. Но и эти, полученные косвенным путем данные, позволяют хоть краем глаза взглянуть на жизнь средневекового человека.
Солнце, Море, Пираты и Морские Чудовища. Принести новое в мир героев хотят очень многие, получается у всех по разному, хотя чаще всего ничего толком не получается. А вот разработчикам игры Рог Бездны (анг. Horn of the Abyss – сокращение Heroes III HotA) это удалось. Новый город обитателей моря Причал (анг. Cove) настолько удачно вписался в мир игры Герои Меча и Магии 3 как будто он задуман был с самого начала. Причал имеет нейтральное мировоззрение как Крепость (Fortress) ящеров, Цитадель (Stronghold) орков и Сопряжение (Conflux) элементалей. Город «Причал» не следует путать с только разрабатываемыми городами Берег, Пучина, Гавань. Причал уже получил жаргонное название «пираты». К слову родной почвой для Причала является болото, это роднит его с Крепостью.