Одной из статусных категорий находок в Чернигове и его округе стало открытие серебряных и золотных нитей, некогда украшавших средневековую парадную одежду*. Золотыми нитями или “битью”1 вышивали воротники и иногда нарукавники “поручьи” древнерусской одежды, а также литургические облачения иерархов православной церкви и парадные костюмы древнерусской знати. В процессе масштабных археологических исследований XX ст. находки золотого шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно признана одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов такой вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев, и почти каждый год исследователи вводят в научный оборот новые находки2. Главным образом, этот фонд пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно древнерусское золотное шитье рассматривалось в работах М.В. Фехнер, М.Л. Сабуровой, Л. К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер, еще в 1970-е гг. в коллекции Государственного исторического музея в Москве насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья3. Из них 37 происходили из древнерусских курганов XII - XIII вв.4
По нашим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах упомянуто не менее 64 географических пунктов на территории Белоруссии, России и У краины, из которых фоисходит более 150 образцов древнерусского золотного шитья X XIII вв. Помимо опубликованных находок, в музейных фондах также находятся вещи из депаспортизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОЛВЕС) хранится не менее 7 образцов золотного шитья без точного обозначения места находки; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории У краины около 18 образцов домонгольского золотного шитья5. Новые находки лент с золотными нитями также происходят из раскопок в Белгороде, Переяславе-Хмельницком, Чернигове, Дмитрове, Великом Новгороде6. Несмотря на такое широкое распространение и многочисленность находок, самыми редкими остаются наиболее ранние образцы шитья и ткачества с золотными нитями. По-видимому, именно с ранними находками связаны загадка появления этой технологии в Восточной Европе и вопрос о времени появления собственно древнерусской техники золотного шитья.
Долгое время образцом раннего древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского ‘'княжеского” кургана Черная Могила, который датируется в торой половиной X ст.7 Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотными нитями, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной Могилы старше большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золо тного ши тья этот фрагмент выглядит редким примером, не связанным с последующей древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли такое утверждение?
|
Рис. 1. Фрагмент шелковой ткани с золотным шитьем из Черной могилы (по М.В. Фехнер). |
Во время раскопок курганов могильника Шестовицы остатки золотных нитей от лент и позументов были зафиксированы в пяти наиболее “богатых” захоронениях по обряду трупоположения: в курганах №№ 36, 38.6, 78,110 и в исследованном под руководством В.П. Коваленко и А.П. Моци в 2006 г. кургане № 28. Например, в погребении 6 из кургана № 38 среди костей скелета обнаружили переплетение из тоненьких серебряных проволочек. Наиболее вероятно, что проволока осталась от накладных позументов, которыми украшали лицевую часть головных платков или других головных уборов.9 Остатки подобных украшений хорошо известны среди находок в шведском могильнике Бирка10. В женском захоронении из кургана № 78 рядом с костяком нашли фрагмент ленты. Лента была сплетена на специальных табличках. Ее основа состояла из круглой в сечении серебряной проволоки, толщиной 0,3 0,5 см, и шелковых нитей. Шелк образовывал геометрический орнамент в виде ромбов11. Из могилы происходят четыре фрагмента ленты общей длиной около 22,3 см и шириной 1,6 1,7 см (Рис. 2). Подобными лентами в эпоху викингов окаймляли края парадной верхней одежды. Многочисленные аналогии такой каймы известны в Бирке, Гнёздово, курганах Маммен и Хёнинкирха в Дании12. Наиболее близкими аналогиями ленте из кургана № 78 можно считать находки из погребений Бирки № 824 и № 97713. Осталось неизвестным точное местонахождение этой ленты, но, судя по другим подобным находкам, она могла украшать края плаща, фартука или верхней туники. Остатки “золотых” нитей от вышивки на мешочке или “Таманце” упомянуты в комплексе находок из кургана № 36. Так как ни сами нити, ни их изображение не сохранились до нашего времени, трудно судить о том, к какой части костюма они могли принадлежать.
Среди предметов из набора женского инвентаря в парном погребении № 110 Д.И. Блифельд упоминает четыре серебряные бусины, “сплетенные из спирально завитой нитки”14. В фондах Черниговского исторического музея им. В. В. Тарновского сохранились три “бусины” из четырех. При ближайшем рассмотрении они оказались тремя частями плоского плетеного позумента. Каждый фрагмент плетенки диаметром около 2 2,5 см, диаметр серебряной нити около 0,8 0,9 мм. Все три фрагмента оказались изготовлены из цельнотянутой, круглой в сечении проволоки, которую в виде спирали намотали на органическую основу (Рис. 3). Сама основа нити до наших дней не сохранилась. Но по примеру других находок мы можем у тверждать, что основой могла служить крашеная шелковая или льняная нить, которая легко разрушается в неблагоприятных почвенных условиях. Шведская исследовательница А. Гейер обозначила подобные позументы как тип Р 24. Позументы этого типа происходят из погребений Бирки №№ 520, 1125 и 561. Правда, в этих могилах позумент входил в состав не женского, а мужского костюма15. Вероятно, после разрушения костяков в погребальной камере кургана № 110, останки тел двух покойников вместе с остатками их одежды и украшений оказались перемешаны. Поэтому, вполне вероятно, что исследователь кургана № 110 П.П. Смоличев вполне мог зафиксировать в качестве части женского убора разрушенные фрагменты мужского костюма. Аналогии варианту позумента из кургана № 110 найдены на территории Швейцарии, где они использовались в качестве поясных украшений. С другой стороны, орнамент позументов типа Р 24 непосредственно соответст вует византийской поясной гарнитуре VI-VII вв. После многолетних исследований текстиля Бирки, И. Хёгг пришла к выводу, что этот тип серебряного позумента, скорее всего, украшал парадную одежду “восточного” типа, изготовленную из шелка. Она считала вполне вероятным именно византийское происхождение такого костюма16.
|
Рис. 2. Фрагмент позумента из серебряной проволоки и шелковых нитей из кургана № 78 могильника Шестовицы. |
В 2006 г. в кургане № 2 из VI курганной группы могильника Шестовицы экспедиция под руководством В.II. Коваленко и A.II. Моци раскрыла погребальную камеру X ст. с богатым захоронением. Среди многочисленных предметов инвентаря были зафиксированы фрагмен ты серебряной проволоки и остатки шелковых ни ток от тесьмы. В центральной части погребальной камеры, от шейного до поясного отдела полбенного мужчины, сохранился обширный монолит тесьмы и фрагментов текстиля его одежды. Самое крупное скопление тесьмы зафиксировано на площади 61 х 48 см. Тесьма оказалась изготовлена из цельнотянутой серебряной проволоки, ее ширина около 1 см. Серебряная тесьма лежала в погребении в виде перевернутой буквы V, перпендикулярно мечу, острой стороной к голове погребенного. Одна линия тесьмы имела длину около 50 см, вторая состояла из двух фрагментов-около 20 см и 10 см. По ширине тесьма разделяется на две части одна около 8 мм, в торая около 10мм. На некоторых отрезках сохранились шелковые нити, которые образуют геометрический орнамент. Судя по расположению основного скопления тесьмы, можно предположить, что она была каймой на верхней одежде погребенного в камере мужчины. Ещё два фрагмента серебряной тесьмы вместе с кусочками шерстяной ткани оказались лежащими под черепом покойника. Их размеры: 3,2 х 0,8 см и 4,6 х 13 см, ширина тесьмы около 10 11 мм, что соответс твует размерам тесьмы основного скопления. В стороне от тела погребенного в камере мужчины, под седлом и стременами, исследователи обнаружили четыре небольших фрагмен та тесьмы из серебряной проволоки и шелковых нитей. Размеры фрагментов из второго скопления: 4,4 х 0,8 см, 3,1 х 0,8 см, 2 х 0,8 см и 2,5 х 0,7 см. Общая дайна фрагментов около 12 см. На основании расположения и характера находок можно предположить, что в камере удалось зафиксировать не менее двух комплектов мужской одежды. Находки из главного скопления тесьмы и фрагментов текстиля лежали на месте тела погребенного. Все они могут бы ть отнесены к верхней одежде, в ко торой покойника положили в могилу. Тесьма лежала поверх тела покойника двумя почти параллельными линиями, которые располагались от головы к поясу. Так как эта верхняя одежда не была застегнута фибулой или другой застежкой, то вероятнее всего, она выполняла функцию накидки или короткого плаща. Подобные коро ткие плащи были распространены на территории Франции, в Салической империи и Дании на рубеже X-XI вв. Изображения таких плащей с завязками, вместо традиционных для Скандинавии металлических фибул, можно увидеть на фигурах норманнских аристократов, изображенных на ковре из Байё или в рукописи из Нью-Мюнстера (1031 г.)17. Близкие параллели для верхней накидки, обшитой тесьмой, можно найти в погребальных камерах середины X в. из некрополя датского города Хедебю. В отличие от находки из кургана № 2 могильника Шестовицы, накидки из Хедебю найдены в женских комплексах. Они происходят из погребальных камер №№ 188/1960,2/1963,5/1964 могильника Сюдебраруп. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см, при ширине ленты в 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм18. Аналогичная длинная накидка, обшитая серебреной тесьмой, была обнаружена в захоронении знатной датчанки конца X в. из Хенинкирхе19.
Второе скопление тесьмы из серебряных и шелковых нитей в кургане № 2 относится к дополни тельному комплекту одежды, ко торый часто сопровождал людей, захороненных в погребальных камерах. Такой комплект складывали отдельно от покойника в специальную деревянную или берестяную коробку. В кургане № 2 тесьма от одежды лежала под седлом и стременами, в головах погребенного мужчины. Незначительные размеры обнаруженных под седлом фрагментов позволяют отнести их к украшениям края рукавов или ворота одежды. Судя по длине тесьмы, можно предположить, что она украшала ворот или рукава рубахи либо парадной туники. Тесьма второго комплекта одежды кургана № 2 по технике изготовления (круглая серебряная проволока) и ширине ленты очень напоминает тесьму из первого скопления, а также тесьму из кургана № 78. По типологии Л. Гейер, она может быть отнесена к типу Р 15, который происходит из погребения№ 944 в Бирке20.
Среди упомянутых находок из Чернигова и его округи золотное шитье из Черной могилы отличается особой роскошью. В археологических фондах Государственног о исторического музея сохранилось несколько кусков этой ткани с золотой вышивкой общей длиной около 55 см и шириной от 7 до 12 см. Вышивка была сделана по одноцветной шелковой ткани саржевого переплетения с одним утком и одной основой. Расти тельный рисунок на ткани обведен четким контуром, который выполнен шелковыми нитями стебельчатым швом. Пространсгво между контурными линиями заполнено золотными нитями, шитьем “на проем”21. Золотые нити изготовлены из шелковой основы, на которую навили тонкую золотую фольгу. Судя по внешнему виду, шелковая основа золо тых нитей изготавливалась из пряденого шелка; нити самой ткани из не крученого, не пряденого шелка. На некоторых фрагментах ткани заметно, что между линиями узора золотого ши тья сохранилась вышивка из шелковых нитей, выкрашенных в темный, вероятно, синий цвет (Рис. 1). Шелковая ткань из Черной могилы представляла собою, как минимум, трехцветное полотнище, вышитое золотными и шелковыми нитями. От орнамента сохранились фрагменты кринов и стилизованные растительные побеги. Вероятно, именно отсутствие в орнаменте фигур людей и животных натолкнули М.В. Фехнер на мысль об иранском происхождении шелка. Однако, этот вопрос не может считаться решенным без дополнительных исследований. Например, орнаменты в виде кринов часто использовались мастерами Византии и Древней Руси.
Находки из Чернигова и Шестовицы находятся в одном ряду с другими подобными памятниками X в. с территории Восточной Европы. Всего на данный момент нам известны 26 образцов золотного шитья из 6 древнерусских могильников X в. Все они выполнены из фольги или круглой в сечении проволоки – “бити”, из металла белого и желтого цвета (Приложения I-II). Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников Гнездово, Тимерево, а также из Чернигова и Пскова. Эти украшения костюма немногочисленны и связаны с кругом гак называемых “дружинных” погребений. Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу престижного обряда трупоположения погребальным камерам. В захоронении под курганом Ц-301 археологи из экспедиции Московского государственного университета обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу “саммит” или самитум/samitum22. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды, в отдельно стоящем берестяном туесе23. Из гнездовского комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера С.И. Сергеева, происходят три фрагмента золотной нити24. Она была сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины25. По мнению исследователей, в кургане Дн-4 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами трибовидной формы26. Существую т упоминания о том, что фрагмен ты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-7627. Вторая находка золотой нити из трупосожжения связана с большим “княжеским” курганом из раскопок В.И. Сизова. В связи с ней в предшествующих публикациях упомянуты следы золо той насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении, насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на пофебальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от “парадной” верхней одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент28. После Гнездова и Чернигова, самая представительная коллекция раннего золотного шитья обнаружена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерево. Фрагменты нитей из желтого металла были найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297, 348, 38229. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов воротника верхней одежды, изготовленные из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3 0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недошивина и М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-11,422,42430. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.
Вероятно, к группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бита из Пскова, которые происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное трупоположение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X началом XI ст. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее располо-жению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды31. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания) и кургане Черная могила в Чернигове, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна32. К числу ранних образцов золотного шитья также можно отнести и остатки “парчи” вышивку от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со скан-ным орнамен том, арабских дирхемов, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной – концом X в.33
|
Рис. 3 Фрагменты позумента из кургана № 10 могильника Шестовицы. |
По-видимому, после падения Рима одними из первых в Европе золотую нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении вышивка украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором налобную часть головного платка или покрывала безымянной девушки, погребенной в королевской усыпальнице34. Одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы признаются также англосаксонские тесьмы с золотными нитями из погребений VI-VII вв. Примером может быть тесьма из кургана Тэплов Барроу в Бэкингемсшире шириной 9 мм. Как считают М. Мюллер-Вилле и ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, сосгав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собою и копируют общие для всех образцы. Это касается как набора вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бы товую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие ткани, украшенные золотными нитями.
Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, были связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. В Хедебю крупнейшем торговом центре Ютландии – тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960,2/1963,511964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них дойна тесьмы достигала от 63 до 80 см, при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2 0,5-0,8 мм35. В других частях Дании золотные нити были обнаружены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (в торая половина X в.); в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.); в погребении первой половины X в.; в кургане из Ладбю; и в погребальной камере, обнаруженной под деревянной церковью X XI вв. в местечке Еллинге (вторая половина X в.)36. В последнем захоронении золотная ни ть украшала всю верхнюю одежду погребенног о в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей по всей площади камеры37. Золотные нити также украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений, два в Еллинге и Ладбю считаются местами захоронения представителей высшей знати членов королевского дома. В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка. В 16 камерах некрополя золотая нить из проволоки и фольги использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542, 551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736, 750, 791, 824, 832, 844)38. Украшение из золотной нити также найдено в составе погребального комплекса “королевского” кургана Скопинтул на острове Адельсё в Средней Швеции. Тесьма из золотых и, повидимому, шелковых нитей была обнаружена среди инвентаря королевского кургана Гокстад в Норвегии39. А. Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X ст. При короле Харальде Синезубом и его приемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Салической империи. Она предполагает, что через двор Оттонидов в скандинавскую среду распространялось не только германское, но и византийское культурное влияние. Парадный "придворный" костюм Империи с вышивкой или тесьмой из золотной нити мог распространяться одновременно с крещением датской аристократии40. Следует отметить, что в Дании одновременно с появлением женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная скандинавская одежда, скреплявшаяся металлическими фибулами. Традиционный женский костюм эпохи викингов заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен.
|
|
Рис. 4 Схема золотной нити из круглой в сечении проволоки на шелковой основе. | Рис. 5 Схема золотной нити из фольги на шелковой основе. |
Следует особо отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые образцы древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы, а также в восьми погребальных камерах – памятниках, аналогичных по своему обряду и составу инвен таря захоронениям Дании и Бирки. Большинство находок золотного шитья и позументов происходят из погребал ьных камер, многие из которых могут датироваться не ранее второй половиной X в. Следовательно, можно говорить об одновременном распространении общей моды на золотное шитье в Северной и Восточной Европе, ко торая прак тически не затронула восточных и западных соседей Руси. Вместе со скандинавскими металлическими украшениями от Дании и Швеции до Киева и Чернигова распространяется мода на парадный костюм из шелковых тканей, украшенный золотными нитями и позументами. Разница в технологии изготовления самих золотных нитей, разнообразие позументов, вышивок и галунов, вероя тно, может указывать на несколько вариантов путей распространения данной технологии. В Средние века знали несколько технологических приемов изг отовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (Рис. 4-5). Чаще всего, ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шестовице, Пскове, на Рюриковом городище и в Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнездова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишек животного и покрытой поверх нее золотой амальгамой. Близкие по технике изготовления нитей ткани, по мнению М. В. Фехенер, происходят из гробницы Андрея Боголюбского во Владимире41. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако, как оказалось, в точно такой же технике изготавливались золотные нити в Китае и, по-видимому, Византии и Болгарии. Например, нити, изготовленные из кишек животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна42. Однако в 1920-е гг. германский исследователь О. фон Фальк предположил, что изготовление золотных нитей из кишек животных начинает распространяться в Византии только в XI в. Вместе с тем, в могильнике Бирка зафиксирована находка китайского шелка, поэтому нельзя исключать любые варианты распространения золотного шитья в Восточной Европе43.
Приложение I
Каталог археологических находок древнерусских золотных нитей X в.
наверх
1. Гнездово, курган Ц-301, покрывало (?) сшитое из кусков шелка шириной 39-40 см.: Фехнер М.В. Ткани Гнёздова//Труды Государственного исторического музея. М., 1999. Вып. 111. С. 8,10; “Путь из Варяг в Греки": Каталог выставки. М., 1996. С. 6,18 19.
2. Гнездово, Большой “княжеский” курган из раскопок В. И. Сизова, шлем с фрагментом прикипевшей золотой нити от шитья: Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Л., 1971. Вып. 3. - С. 27 28, Рис. 9. 1 (№ 9).
3. Гнездово, курган 97 (сборы из нескольких комплексов), три фрагмента золотной нити (Государственный исторический музей. Сергеев. Оп. 1537 586): Булкин В.А. “Курган 97” из раскопок С.И. Сергеева в Гнёздове // Северная Русь и её соседи в эпоху раннего средневековья. - Л., 1982. С. 138 - 142.
4. Гнездово, курган Ц-198, золототканая тесьма от головной повязки или платка: Фехнер М.В. Ткани Гнёздова // Труды Государственного исторического музея. М., 1999. Вып. 111.-С. 8.
5. Гнездово, курган Дн-4, тесьма, галуны от кафтана: Фехнер М. В. Ткани Гнёздова // Труды Государственного исторического музея. М., 1999. Вып. 111. С. 8,10.
6. Гнездово, Оль-30: Фехнер М. В. Ткани Гнёздова //Труды Государственного исторического музея. М., 1999. Вып. 111. С. 8,10.
7. Гнездово, Поль-76, золотная нить: Фехнер М. В. Т кани Г нёздова // Т руды Г осударственного исторического музея. М., 1999. Вып. 111. - С. 8,10.
8. Чернигов, Черная могила: Фехнер М.В. Золотное шитье Древней Руси // Памятники культуры. Новые открытия. 1978. JI., 1979. С. 401 - 405.
9. Тимерево, курган 295, золотая крученая нить на шелковой основе, тесьма: Мальм В. А., Недошивина Н.Г., Фехнер М.В. Исследования Тимеревского могильника близ Ярославля// Археологические открытия 1977 года. - М., 1978. - С. 72 73.
10. Тимерево, курган 348: Недошивина Н.Г., Фехнер М.В. Этнокультурная характеристика Тимеревского могильника по материалам погребального инвентаря // Советская археология. - 1987. -№ 2. - С. 80.
11. Тимерево, курган 297 погр.1 (раск. Седых В.Н.), золотные нитки от шитья ворота: Дубов И.В., Седых В.Н. Новые исследования Тимеревского могильника. Л., 1992. -С. 118, рис. 4,5.
12. Тимерево, курган 285, мет. нить от шитья: Sedyh V. Timerevo un centre proto-urbain sur la grande voie de la Volga // Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient / R alit s Byzantines. Paris. 2000. fig. 3.1-2.
13. Тимерево, курган 382, мет. нить от шитья: Sedyh V. Timerevo un centre proto-urbain sur la grande voie de la Volga // Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient / R alit s Byzantines. Paris. 2000. fig. 4. 4.
14. Псков, Трунеховский раскоп I (Закурина), мужское погребение с золотым шитьем от шеи до таза погребенного мужчины (конец X - начало XI века): Закурина Т. К). Погребение 1 (74) Трунеховского I раскопа в Пскове// Материалы по истории Пскова и Псковской земли. Материалы LI научного семинара. Псков, 2006. С. 62 63.
15. Киев, погребение около Десятинной церкви № 123. Упомянуты остатки парчи (?) на черепе погребенной: Каргер М.К. Древний Киев. - К., 1958. Т. I. С. 206-207, габл. XXVII. На основании находок в одном ожерелье дирхема, сердоликовых и круглых пустотелых серебряных бус со сканью, можно утверждать, что ожерелье тяготеет к X в., может бы ть к последней четверти X в.
Приложение II
Древнерусское шитье X в. из серебряной проволоки
1. Шестовица, курган 38, погребение 6. Фрагмент плетения из тоненьких серебряных проволочек: Бліфельд Д.І. Давньоруські пам’ятки Шестовиці. К., 1977. С. 135, таб. VIII.
2. Шестовииа, курган 78. Часть позумента из серебряной проволоки и шелковых нитей: Бліфельд Д.І. Давньоруські пам’ятки Шестовиці. К., 1977. С. 162.
5. Шестовица, курган 36. Золотые нитки от мешочка или “гаманца”: Бліфельд Д.І. Давньоруські пам’ятки Шестовиці. К., 1977. С. 128.
6. Шестовица, кург ан № 2 (раскопки 2006 г). Серебряные позументы по краю одежды.
7. Шестовица, курган 110. Три фрагмента плетеного из круглой в сечении серебряной проволоки: Бліфельд Д.І. Давньоруські пам’ятки Шестовиці... С. 176, табл. XXXII, 9-10.
8. Гнездово, курган Поль-62. Фрагменты шелковой тесьмы “из шелковых и серебряных золоченых нитей”: Каменецкая Е. В. Заолыианская курганная группа Гнёздова //Смоленск и Гнёздово. М., 1991. С. 151.
9. Гнездово, курган № 97. Фрагмент от плетеного позумента и серебряная проволока от галуна.
10. Тимерево, курган 295. Плетеный из серебряной проволоки позумент.
11. Киев, погребение № 49 из могильника вокруг Михайловского Златоверхого монастыря. Серебряный позумент от женского головного убора: Івакін Г., Козюба В. Нові поховання X-XI ст. верхнього Киева (з розкопок архітектурно-археологічної експедиції 1997-1999 рр.) // Дружинні старожитності Центрально-Східної Європи VIII-XI ст. Чернігів, 2003. - С. 41, Рис. 5.