Общая характеристика коллекции церковных предметов из металла в собрании Национального музея города Кракова (далее — MNK) уже была мной дана (Крук 2006: 137-140). В настоящей статье я хотел бы сосредоточиться на рассмотрении памятников, датированных в пределах XI-XVI вв. Среди них стоит отметить, прежде всего, кресты-реликварии или энколпионы, несколько портативных металлических икон, а также украшения, так называемые колты и серьги. Названные памятники можно классифицировать следующим образом:
К тому же стоит упомянуть иконку, предположительно византийского происхождения, а также каменную иконку XIX в., напоминающую изделия, именуемые «куриные боги», которые в ряде случаев связаны со Смоленщиной (Николаева 1983: табл. 68).
Среди христианских древностей, найденных на территории Крыма, особый интерес представляют энколпионы, являющиеся не только замечательными образцами средневекового медного литья, но и ценным историческим источником. Преобладающее число находок связано с древнерусскими крестами-мощевиками и приходится на главный христианский центр Таврики — Херсон, однако, ряд экземпляров выявлен и в других районах полуострова (рис. 1) (Jaschaeva, Nagornyak 2003: 50).
В статье рассматриваются древнерусские складни и крест-тельник, происходящие из предгорной части Юго-Западного Крыма. Все экземпляры крестов-складней литые, выполнены из различных медных сплавов, тельник — каменный. Семь энколпионов найдено на Мангупе (Мангуп-Кале) и в его ближайших окрестностях.
Це відео не рольової гри чи фестивалю, воно розповідає про героїчні та славні події Української революції - Євромайдану. Бадьорий марш, бадьорий настрій.
Неочікувано пісня мені сподобалась. Завдяки цьому кліпу звернув увагу на існування українського гурту "Кому Вниз". Цікава творчість. Хоча й моторошнувата. ?
Результаты археологических исследований сельских памятников, представленных поселениями и могильниками разных регионов Древней Руси, существенно изменили наши представления о религиозном сознании жителей деревни в домонгольское время. Убедительные попытки решения этих вопросов с широким использованием археологических материалов на территории Новгородской земли и Белозерья были предприняты в последнее время в специальных исследованиях (Мусин 2002; Макаров 2004).
На сельских поселениях Черниговского Полесья немногочисленную, но весьма показательную группу составляют предметы христианского культа. К ним относятся и предметы личного благочестия (кресты-энколпионы, кресты-тельники, иконки), и детали церковной утвари (фрагменты хоросов, части кадил-кацей, лампадка) (рис. 1). Большинство предметов христианского культа обнаружено при археологических разведках и раскопках сельских поселений. Кроме этого, в настоящей сводке учитывались и случайные находки c селищ, хранящиеся в фондах Черниговского исторического музея имени В.В. Тарновского.
Эпизодические походы за Урал с целью обложения данью Угорских и самодийских племен совершались новгородскими и московскими ушкуйниками еще в XII и XIV-XV веках. Но именно знаменитый поход отряда Ермака в конце XVI века положил начало необратимому «приобретению» Сибири Московским царством. Как отметил А. П. Окладников, с этого похода и разгрома Сибирского юрта началась «новая эпоха в жизни огромного края».
Конечно,история Сибирского ханства не сводится к его крушению. Степные пространства Западной Сибири входили в состав кочевнических государств еще в эпоху раннего Средневековья. В начале 2-го тыс. н. э. на этих землях расселялись кыпчаки, против которых совершали далекие походы войска хорезмшаха Мухаммеда и старшего сына Чингисхана Джучи. В XIII веке южные районы Западной Сибири вошли в состав улуса Джучи. Развал Золотой Орды привел к образованию в Западной Сибири в XV веке Тюменского, а затем Сибирского ханств. По территории Западной Сибири проходили важные торговые пути из Поволжья, Средней Азии и Восточного Туркестана.
Интерес к древнерусским энколпионам возник в конце XIX в., когда начали формироваться первые частные и музейные коллекции крестов, чаще всего из так называемых «покупок на торгу». Следует заметить, что энколпион — предмет двойственного характера. С одной стороны, это — предмет культа, художественное произведение, наполненное определенным смыслом, с другой — легко воспроизводимое литьем ремесленное изделие. Последнее качество способствовало появлению в конце XIX в. мастерских, в которых отливались энколпионы по оттиску древнерусских образцов в связи с возрастающим спросом на них со стороны коллекционеров (Гнутова, Зотова 2000: 14).
В эпоху бронзы появилось несколько типов «классического» оружия, которые просуществовали все последующие тысячелетия до самого недавнего времени. Это меч и копье в качестве наступательного оружия и щит, шлем и панцирь в качестве элементов доспехов. Для быстрого передвижения были придуманы двухколесные, запряженные конями боевые колесницы, которые вместе с экипажем — возницей и стрелком из лука — представляли собой быструю и смертоносную боевую машину.
Такое сочетание этих военных новшеств повсеместно привело к общественным преобразованиям, поскольку изменило не только само по себе ведение боя и войны, но и лежащие в их основе социальные и экономические условия. Появилась потребность в новых способностях и новых мастерах, например тех, кто мог изготавливать конскую сбрую, с помощью которой возница мог маневрировать на боевой колеснице, или тех, кто мог построить саму колесницу. Кроме того, теперь была необходима сноровка в обращении с новыми видами ручного оружия — мечом и копьем, что предполагало долгий и продолжительный тренинг, о котором можно судить, например, по сильно развитым плечам скелетов из раннемикенских захоронений Эгины. У останков в погребениях эпохи бронзы нередко встречаются ранения, нанесенные мечом или копьем, и само оружие часто имеет следы боевого использования — повреждения и повторные заточки. На историческую арену вышел организованный и смертоносный способ ведения военных действий.