» Последние публикации на сайте » Страница 27
  автор: SHARIK  |  5-февраля-2015  | 11 485 просмотров  |  Пока нет комментариев

Военное дело  На Руси  В XIII-XV вв.Исследование вооружения раннефеодальной монархии и удельного периода вплотную подвело нас к этим «темным векам» в жизни средне¬вековой Руси. Затрудняла исследование бедность находок. В культурных слоях городов, продолжавших свое существование в XIII-XV вв., «воин¬ские вещи» довольно редки, немногочисленны, разрозненны и случайны. Кроме того, обильное по количеству вооружение раннего средневековья и привлекающее своей сохранностью и нарядностью — позднего в извест¬ной мере затмевает образцы промежуточного времени. О вооружении периода монгольского ига часто судили по поздним ярким и богатым образцам или летописным свидетельствам.

В результате раскопок последних лет удается преодолеть фрагмен¬тарность материала. В таких городах, как Новгород, Псков, Орешек, Москва и др., обнаружены целые коллекции воинских изделий периода зрелого средневековья. Настоящая работа базируется на изучении при¬мерно 1000 предметов вооружения, или относящихся к 1250—1525 гг., или ретроспективно связанных с этим периодом.

  • 100
  автор: SHARIK  |  4-февраля-2015  | 12 191 просмотр  |  Пока нет комментариев

Николаева Т. В., Чернецов А. В. Древнерусские амулеты-змеевики. М., "Наука", 1991, с. 3-48.Эта книга посвящена древнерусским амулетам-змеевикам. Под этим условным названием в науке известны двусторонние подвески в виде медальонов (или реже — иной формы, обычной для небольших металлических и каменных иконок), несущие на одной стороне каноническое христианское изображение (Христа, Богоматери или святых), а на другой — нехристианский мотив, так называемую змеевидную композицию. Последняя представляет собой изображение человеческой головы (реже — полуфигуры или даже полной фигуры), окруженной змеями. Хотя в ряде случаев «змеевидная композиция» могла восприниматься в древней Руси как второстепенное изображение на обороте иконы, именно наличие этой композиции является основным признаком, объединяющим собранные в данной публикации амулеты.

Сочетание на амулетах канонических иконографических мотивов с нехристианскими ярко характеризует древнерусское «бытовое православие», тот сложный синкретизм христианства и народных верований, который получил в церковно-учительной литературе название «двоеверия».

  • 80
  автор: SHARIK  |  4-февраля-2015  | 8 031 просмотр  |  Пока нет комментариев

Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия являются известные амулеты-змеевики, носившиеся на груди поверх одежды. Они встречены только в больших городах и, несомненно, связаны с княжеско-боярскими кругами, так как делались не только из меди, но и из серебра и из золота (Чернигов, Белгород, Смоленск).

  • 100
  автор: SHARIK  |  1-февраля-2015  | 9 678 просмотров  |  Пока нет комментариев

Многие поколения специалистов интересуются темой змееборчества в средневековой литературе и христианском искусстве. Тем не менее, вопросы не только не иссякают, но и продолжают возникать вновь.

Прототипы образа змееборца (драконоборца) ищут в самых разных направлениях, причем взгляды часто устремлены к восточным божествам Митре, Персею, Хору, Таммузу и пр. Действительно, столкновение Добра и Зла — извечная тема, занимавшая человечество с глубокой древности, но трудно себе представить контаминацию этого откровенно языческого образа с личностью св. Георгия или перенесение его черт на христианского мученика. Следует вспомнить, с каким вниманием следила официальная Церковь за посвященными ей литературными произведениями в V-X вв. В этом смысле, полное заимствование подобного, чисто языческого, сюжета представляется маловероятным. К настоящему времени не известно ни единого письменного памятника XI-XII вв., в котором содержался хотя бы намек на битву св. Георгия со змеем-драконом. Поэтому вполне логично возникает вопрос о содержании, времени возникновения и распространения этой иконографической темы.

  • 80
загрузка...
  автор: SHARIK  |  31-января-2015  | 11 216 просмотров  |  Пока нет комментариев

В декабре 2004 г. в Киеве по улице Верхний Вал, 68, Подольской археологической экспедицией под руководством М.А. Сагайдака исследовался участок древнего Подола, расположенный в непосредственной близости от Днепра. Регулярной городской застройки на участке не было прослежено вплоть до XIX в., а многочисленные аллювиальные прослойки указывают на его регулярное затопление весенними паводками. На глубине 3,0 м от уровня современной дневной поверхности, при зачистке горизонта Г-10, была обнаружена длинная полоса культурного слоя шириной 5,20-5,50 м, тянувшаяся через весь раскоп по направлению к Днепру, мощностью до 0,10-0,12 м (горизонт Г-8). Слой изобиловал крупным песком и мелкой речной галькой, спаянной в насыщенные металлом конкреции, включая также многочисленные отходы ювелирного производства. По всей видимости, данное образование представляло собою остатки ручья, протекавшего здесь в древности. Среди большого количества бронзовых и железных шлаков, мелких фрагментов металла и обломков металлических изделий была найдена и бронзовая ювелирная форма.

  • 100
  автор: SHARIK  |  30-января-2015  | 14 729 просмотров  |  Пока нет комментариев

Кресты из коллекции В.В. ТарновскогоВ фондах Черниговского исторического музея им. В.В. Тарновского (далее ЧИМ) хранится коллекция материалов из раскопок Н.Ф. Беляшевского 1891-1892 гг. на городище Княжа Гора, расположенном на правом берегу Днепра, южнее Канева у с. Пекари (Беляшевский 1892: 61-104; 1893: 134-146). В литературе этот памятник принято отождествлять с летописным градом Родень, упомянутым в летописи под 980 г. (Мезенцева 1968).

Раскопки проводились на средства и на землях мецената В.В. Тарновского и находки поступили в его коллекцию древностей. Еще при жизни Василия Васильевича, по его просьбе, предметы доисторического и великокняжеского отделов систематизировал и каталогизировал Н.Ф. Беляшевский. Каталог украинских древностей коллекции В.В. Тарновского с приложением 16 таблиц иллюстраций, был издан в Киеве в 1898 г. Во ІІ отделе каталога представлены предметы из раскопок и случайных находок на Княжей Горе, предметы, найденные между Кня-жей и Марьиной Горами, и предметы из раскопок у с. Липлявы на Полтавщине, приобретенные у Н.Я. Тарновского (Тарновский 1898). Материалы в каталоге разделены на группы, далеко не всегда подробно описаны и только некоторые из них проиллюстрированы.

  • 100
  автор: SHARIK  |  29-января-2015  | 7 834 просмотра  |  Пока нет комментариев

Богдан Иванович и Варвара Николаевна Ханенко — известные украинские коллекционеры и меценаты второй половины XIX - начала XX в. С их именем связано создание в Киеве двух музеев: в 1899-1904 гг. — Киевского художественнопромышленного и научного музея имени Государя Императора Николая Александровича, и в 1918—1921 гг. — Музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко. История этих музеев и их коллекций сложна и временами трагична, что связано с историческими событиями первой половины XX в.

Богдан Иванович Ханенко происходил из древнего украинского дворянского рода, прослеживаемого с начала XVII в. и ведущего свое начало от запорожского казака Степана Ханенко и дочери польского старосты. Их сын Михаил был гетманом Правобережной Украины, внук Данила — лубенским полковником, правнук Николай — сподвижником гетмана Павла Полуботка, генеральным хорунжим (Ханенки 1980: 3546-3547; Ковалинский 1998: 357).

  • 100
  автор: SHARIK  |  28-января-2015  | 10 955 просмотров  |  Пока нет комментариев

Крест-энколпион из находок искателя tik. Фото приведено для примерного показа размера и внешенего вида энколпионаКрепость Новиодунум-Исакча, расположенная на правом берегу Дуная примерно в двух километрах к северо-востоку от города Исакча (предположительно, средневековая Вичина) в местности «Понтул Век», контролировавшая важнейшую дунайскую переправу в северной Добрудже, привлекла внимание специалистов еще в начале XX в. Долгое время археологические работы проводились здесь исключительно в виде шурфовки (1953, 1955—1956, 1964, 1976, 1983, 1990 гг.), и только с 1995 г. они приобрели характер систематических археологических изысканий (Mnucu-Adameteanu 2001a: 55-57).

  • 100