Введение Норманны: новый взгляд на гобелен из Байё Кольчуги и шлемы, 1050-1250 гг. Доспехи, 1250-1360 гг. Солдаты 13 века Стрелок из ручницы и лучник XIV века Рыцари XIV века Защита головы и шеи (ок. 1250-1370 гг..) Гамбезоны, пурпуанты, жюпоны и матерчатые доспехи, XIV в. Женщины в кампаниях XIV в Нижнее белье и гражданский костюм Женский костюм XV века |
|
Реконструкция одежды викинга, IX век. На самом деле, точно не известно, что конкретно носили скандинавские воины в то время. |
Введение
Хотя историки-специалисты поморщатся, но мы для себя определили понятие «средние века» периодом с 1000 по 1500 г. Оставаясь в этих временных рамках, мы сначала рассмотрим костюм периода, последовавшего за норманнским завоеванием, а затем подробнее расскажем о костюме простого европейского солдата второй половины интересующего нас периода. Кроме того, мы немного осветим вопрос о женской одежде. Нас интересует в первую очередь повседневная одежда рядовых солдат, а не парадные наряды знати.
Чем дальше уходим мы вглубь веков, тем меньше в нашем распоряжении становится проверенной информации. Особенно скудной становится информация о повседневной одежде людей, шедших служить в армию рядовыми солдатами. Все собранные крохи данных легли в основу проведенных реконструкций. Чтобы не оставлять места для догадок и спекуляций, мы тщательно изучили все доступные хроники и иллюстрации, осмотрели сохранившиеся до наших дней образцы одежды и экипировки, приняли во внимание письма, рисунки, скульптуры и археологические находки.
Мы располагаем многочисленными данными о влиянии походной жизни на шерстяную и льняную одежду, растительные красители, кожу, оружие и доспехи благодаря прямым экспериментам по ношению этих предметов в разных погодных условиях. Мы проконсультировались со сотрудниками многих музеев, археологами, оружейниками, кузнецами, ткачами и другими специалистами, занимающимися «живой историей». В результате мы пришли к выводу, что общепринятые представления представляют собой по сути суеверия.
В начале XI века представители всех социальных классов носили одежду свободного покроя. К тому времени покрой одежды практически не изменялся на протяжении трех столетий. Если человеку предстояло заняться активной деятельностью, охотой или войной, он надевал несколько укороченный вариант повседневной одежды. Длина рукава, полнота покроя и количество украшений колебались в течение времени. Опять же подчеркнем, что мы очень мало знаем об одежде саксов и скандинавов, расселившихся по морскому побережью Европы, а об одежде германских племен, населявших глубь континента, мы знаем еще меньше.
Наше видение искажено образами, созданными фольклором, литературой, изобразительным искусством, а также предвзятыми реконструкциями, проведенными прежде. Основной целью историков прошлых десятилетий было показать, насколько грубым и примитивным был мир средневековья, чтобы подчеркнуть достижения прогресса, о которых было модно тогда говорить. Людям нравилось думать о своих предках, как о пьяных дикарях, живущих в примитивных хижинах, одетых в грубое сукно и невыделанные шкуры, носящих на ногах обмотки. Но новые археологические находки ставят крест на подобных представлениях. Теперь вырисовывается совершенно другая картина. Наши предки были гораздо более цивилизованны, их культура характеризовалась значительной сложностью вещей.
Многочисленные предметы, хорошо сохранившиеся в торфяниках Скандинавии и Германии, платья и плащи из Херъёльфснесса в Гренландии, а также ряд королевских захоронений, еще больше запутывают картину. Мы не знаем, насколько типичны все эти вещи были в свое время. Эти вещи не вписываются в общепринятую картину, они порождают больше вопросов, чем дают ответов. Обнаружив один-два шлема, мы должны помнить, что шлемов были тысячи. Обнаружив фрагмент ткани, мы не можем ответить на вопрос, насколько распространенной была эта ткань, ничего не можем сказать о цвете, вышивке и других украшениях.
Посмотрите на прекрасную резьбу и драгоценности викингов. Не была ли столь же экстравагантной и их одежда? Мы просто не знаем об этом и можем лишь предполагать. Человеческая любовь к цвету, украшениям и эмблемам присуща для всех народов, даже для самых «примитивных», как в наши дни, так и в прошлом. Здравый смысл подсказывает, что так было всегда, но в подтверждение мы можем привести только несколько рукописей и скульптур и те немногие предметы, что сохранились в земле. Но все это поддается интерпретации с большим трудом.
Прежние спекуляции от частого повторения стали восприниматься как общеизвестный факт. Мы никогда не узнаем достоверно, что означает множество металлических пряжек, обнаруженных на скелете. Были ли все эти пряжки на одном ремне, сохранилось ли их взаимное расположение на протяжении столетий, или их расположение случайно. Мы почти ничего не знаем о погребальных обычаях того времени. Мы не знаем хоронили ли воина в его обычной экипировке, или для похорон использовались специальные предметы. В XVIII веке офицера могли похоронить вместе со шпагой, но рядового солдата никогда не хоронили вместе с мушкетом, поэтому немногочисленные находки не позволяют делать никаких выводов насчет распространенности их в свое время.
Рядовой пеший воин средних веков остается для нас неясной фигурой. Мы знаем о том, сколько стоило его оружие и доспехи, но мы почти ничего не знаем, что солдат надевал из одежды, что было у него в сумке, что он думал обо всем об этом. Художники и писатели были заняты описанием деяний военачальников, которые платили им за это жалованье. В нашем распоряжении нет дневников рядовых алебардьеров, мы не слышали голосов из шеренг.
Первые солдатские описания войны относятся к началу XIX века. Пехота, набранная из крестьян, трудные марши, сухари и гнилая солонина, взятые штурмом города, подвергнутые полному разорению, жестокие наказания, чтобы восстановить дисциплину, грубые, выносливые, иногда очень жестокие мужчины и женщины - так было 200 лет назад, скорее всего, так было и 700 лет тому назад. Можно представить себе жизнь, представлявшую собой погоню за убежищем, пищей, трофеями и спиртным, жизнь, совершенно разную для командиров и рядовых, жизнь под угрозой от клинка и стрелы. Рядовой Уиллер из 51-го пехотного полка Веллингтона, обыскивающий убитого француза в поисках монет и табака, и голодный английский лучник в 1415 г.. бредущий под дождем по французской грязи, мечтающий о сухом сарае, где можно укрыться от непогоды, и о серебряных монетах, которые зазвенят в его кошельке.
Норманны: новый взгляд на гобелен из Байё
Гобелен из Байё представляет собой вышивку, выполненную спустя несколько лет после успешного завоевания норманнами Англии. Гобелен изготовлен по заказу епископа Одо, двоюродным братом Вильгельма, для собора в Байё, Нормандия. Гобелен - наш основной источник сведений по доспехам и оружию второй половины XI века. Поэтому гобелен следует рассмотреть с особой тщательностью.
Гобелен часто цитируют. Фактически он представляет собой «комикс», посвященный истории вторжения Вильгельма Завоевателя в Англию. Гобелен изучен очень подробно, так как от той эпохи сохранилось слишком мало свидетельств. Можно даже сказать, что гобелен исследован вдоль и поперек.
На гобелене видны красные, зеленые и синие лошади, похожие на капусту деревья, тщательно прорисованные мифические животные, а также множество вооруженных воинов. Их доспехи и оружие, корабли и лагери, стилизовано изображены. Мы можем судить об общих размерах предметов, хотя масштаб их не выдержан. Все расшитые поверхности рассматриваются в качестве декоративных элементов. Стежки расположены по-разному, добавляя разнообразие и украшение.
Шлемы и копья желтые, красные, синие и голубые, а также зеленые. Зеленые также декоративные кольца и штриховка, которыми условно обозначаются кольчуги. Иногда штрихи идут под прямым углом друг к другу, иногда образуют блюдцевидные кольца. В некоторых случаях на одной кольчуге мы можем наблюдать оба типа штрихов. В других случаях штрихи выгибаются так, что скорее напоминают не кольца, а чешую. Мы считаем, что все эти различия не следует принимать слишком серьезно, все типы штриховок можно трактовать как «кольчугу».
В ноябре 1931 г. в Apollo Magazine Ф.М. Келли писал;
«Сначала давайте определимся с понятием «кольчуга» (mail). Я считаю, что на протяжении Средних Веков, да и вообще в течение всего периода применения доспехов, под кольчугами понимали исключительно доспех, состоящий из перевязанных между собой колец. Лишь в новое время из поэтического языка в практический обиход проникли такой плеонастический термин как chain-mail, и такие бессмысленные слова, как scalemail и platemail. Классификацию Мейрика с ее многочисленными разновидностями кольчуг можно смело отбросить. Все, что он приводит в поддержку своей классификации, в действительности подтверждает только тот факт, что существовала всего лишь одна разновидность кольчуги – кольчуга как таковая, простая кольчуга». Аналогичные взгляды высказывает и Клод Блер в своей книге European Armour.
Из письменных и других источников мы узнаем, что чешуйчатые доспехи в некоторой степени были распространены в XI веке.
Несомненно, в тот же период встречались и стеганые гамбезоны. Стежки на гамбезонах удерживали внутренний слой на месте. Вполне возможно, что разновидности штрихов на гобелене отражают именно это деление на кольчуги, чешуйчатые доспехи и гамбезоны.
Кольчуга достаточно плотно лежит на теле человека, не причиняя болезненных ощущений. Кольца свободно движутся друг относительно друга, их трение не дает им расползаться. Тем не менее, под кольчугу лучше поддевать стеганную одежду, которая принимала бы на себя удары и не давала бы разорванным кольцам впиваться в тело.
Неясно, насколько широко викинги в своих вылазках вглубь континента использовали лошадей, но то, что они их использовали – неоспоримый факт. Позднее, когда викинги осели, их потомки сумели обзавестись мощной и агрессивной кавалерией. Столетия набегов распространили скандинавскую культуру по всей Европе, от Руси до Средиземноморья. Отряд Хрольфа Пешехода осел на севере Франции, норманны превратились в нормандцев, но сохранили свою воинственность. Жадные и драчливые рыцари, стремящиеся к богатству и власти, шли служить к любому, кто обещал им удовлетворить их желания. В 1066 г. движимые желанием получить земли и золото рыцари герцога Вильгельма вторглись в Англию.
Кольчуги и шлемы, 1050-1250 гг.
(A) Практически та же экипировка, что и на гобелене из Байё. Простая штриховка крест-накрест не следует формам тела. По-видимому, так художник передал кольчугу или «доспехи вообще». Бармица образует с «доспехом» единое целое, возможно, это из-за обшей примитивности рисунка.
(B) Прямоугольные панели в верхней части груди могут означать деталь покроя одежды или фрагмент бармицы. Деталям на гобелене из Байё не следует придавать слишком большое значение.
(C) Детали этой каменной фигуры выглядят убедительно. Сразу можно определить кольчужный клапан с матерчатой или кожаной подкладкой, закрывающий шею. Изображение клапана перекликается с аналогичными деталями на гобелене из Байё.
(D и Е) Два примера кольчужных подшлемников, а фактически кольчужных капюшонов, соединенных с кольчугой.
(F) Конический шлем с наносником, типичный для викингов и норманнов, а в XI в. распространившийся по всей Европе. Бармица с клапаном, подвязываемом шнуром. Для шлема было важно прочно сидеть на голове и не съезжать при ударе. Для этого под бармицей обычно находился стеганый амортизатор.
(G и Н) Матерчатые подшлемники представляли собой чепцы, которые обычно подвязывались под подбородком. Подобные чепцы носили не только солдаты, но и гражданские лица для защиты головы при работе. В некоторых случаях чепцы делались стегаными.
Чепец также не давал длинным волосам падать на лицо. Мода на стрижку постоянно менялась, примерно как в наши дни. В 1095 г. совет Руана принял декрет, запрещавший носить длинные волосы, аналогичный закон в Англии был принят при Генрихе I. Легенда гласит, что некому молодому воину приснилось, что его задушили его же собственными длинными волосами. Проснувшись, он тут же коротко постригся, его примеру последовали его товарищи, дав начало моде на короткую стрижку. В конце XII века распространилась придворная мода завивать волосы, но у солдат на подобные украшательства времени не было. Мода в одежде постоянно колебалась между длинным и коротким, облегающим и свободным. Но солдаты и рабочие почти не следовали моде, так как предпочитали носить простую и удобную одежду. У этих слоев населения модные тренды могли отражаться лишь в деталях.
(I) Железная шапка (chapel de fer) с подбородочным ремнем. Железную шапку носили поверх кольчужного подшлемника. Опять подчеркнем требование к шлему плотно сидеть на голове. Во многих источниках мы находим различные изображения железной шапки, иногда даже цветные.
(J) Манускрипты и скульптуры середины XIII в. показывают, что кольчужный подшлемник обычно носили поверх шапки-амортизатора. Внутри шлемов имелась подкладка, соответствующая амортизатору.
(L, M и N) Некоторые скульптуры с фасада Уэллского собора (ок. 1230-1240 гг.). Приведены в качестве примера сложных шапок-амортизаторов, встречавшихся в XIII в. Такие шапки носили с большими шлемами. Обратите внимание, что у N жесткий стеганый воротник, который удерживает нижнюю часть шлема.
(О) Надгробье тамплиера. Шапка-амортизатор, закрывающая щеки и рот. Шапка матерчатая, никаких намеков на то, что это кольчужный подшлемник, нет. Возможно, шапка пошита из толстой кожи.
(Р) Надгробье Жоффруа де Мандевиля, графа Эссекса (1238) изтам-плиерской церкви. Надгробье повреждено во время налета германской авиации в годы 2-й Мировой войны. Скульптурное изображение имеет вытянутую форму, тип шапки-амортизатора уникален. Возможно, такая шапка использовалась вместе с высоким большим шлемом.
(Q) Переход от кольчужного подшлемника к закрытому шлему. Иллюстрация цветная, возможно правая фигура перекликается с фигурой (Р). Мы можем лишь предполагать материал, из которого сделан подшлемник. Возможно это кожа?
(R) Миниатюра из Мацеёвской Библии (около 1250). На иллюстрациях показано несколько вариантов открытых и закрытых шлемов. Здесь изображен закрытый шлем. Шлем должен иметь большую жесткость, иначе малейший удар в лицо приведет к выпадению смотровой щели и ранению в глаза.
(S) Более глубокий шлем с усиленной смотровой щелью. В нижней части шлема проделаны вентиляционные отверстия. В XIV в. на смену такому шлему пришел похожий шлем, но не с плоским, а с округлым дном.
Доспехи, 1250-1360 гг.
На протяжении XIII века доспехи становились все более тяжелыми за счет накладок из рога, китового уса. кожи и железа. В этот период часто встречаются упоминания о curie или paires de cuiraces от французского слова cuire - «кожа». Открытые части тела: колени, лодыжки, локти и предплечья - стали защищать стегаными или пластинчатыми доспехами. Доспехи на рисунках обычно не видны, скрытые кольчугой или сюрко. Мы не знаем о том, как шло развитие доспехов, можем лишь догадываться о процессе, основываясь на отдельных фрагментах, а также на контурах, просматривающихся на каменных надгробьях.
Постепенно пластины закрывали все большую площадь тела. Кольчуга скрылась под пластинами, а к XV в. функция кольчуги свелась лишь к защите тех участков, какие невозможно было прикрыть пластинами.
(A) Раннее представление «пары пластин», испанский манускрипт («Комментарии на Апокалипсис», Беатус Парижский, ок. 1250 г.).
(B) Спящий стражник. Видны контуры вертикальных пластин, заклепками закрепленных на изнаночной стороне сюрко. Доспехи из матерчатой основы с закрепленными на ней железными пластинами отличались дешевизной, для их изготовления можно было использовать старые куски железа. Пехотинцы носили многослойные доспехи: пластины и стеганые гамбезоны - вплоть до конца эпохи.
(C) Французский рыцарь Брокардус де Шарпиньи (ок. 1270 г.). У него на плечах нечто, напоминающее пряжки пластинчатого доспеха. Необычен шлем с неглубоким назатыльником. Точнее, мы думаем, что шлем необычен, он вполне мог иметь повсеместное распространение, но до нас не дошли его другие изображения.
(D) Надгробье неустановленного рыцаря. Отчетливо проступают пряжки под сюрко.
(E) Монументальное надгробье Нильса Йонссона (ок. 1315-1319 гг.). Видно сюрко с заклепками. Кольчужные перчатки отвернуты к запястьям. Рядовые солдаты носили рукавицы и перчатки, которые, по-видимому, были распространены среди всех слоен средневекового общества.
(F) Рыцарь, изображенный на стене церкви на юге Рёда. Швеция (ок. 1323 г.). Необычное укороченное усиленное сюрко и полные кольчужные шоссы. В сражении при Бувене (1214) Реджинальд Булонский получил удар кинжалом под кольчугу. Но жизнь его спасло то обстоятельство, что под кольчугой были подвязаны кольчужные шоссы. которые и приняли на себя удар.
(G и Н) Реконструкция бригандины (coat-of-plate), основанная на скульптуре св. Маврикия в соборе Магдебурга, конец XIII в.
(I) Бригандина, реконструированная на основе 30 остатков, обнаруженных на месте сражения при Висбю на Готланде (1361). Большинство бригандин собрано из множества небольших пластин, но у трех достаточно длинные вертикальные пластины прикреплены к холщовому «пончо», которое могло быть многослойным или стеганым. Пластины, видные на рисунке, в действительности были скрыты под слоем ткани.
Не следует думать, что пластины бригандины имели какой-то определенный раскрой. В до-индустриальную эпоху каждое изделие делалось индивидуально, поэтому царило разнообразие, которое невозможно представить теперь.
Солдаты XIII века
Наши знания о солдатской экипировке скудны, но мы можем найти кое-какие интересные детали в уставе тамплиеров, составленном в XIII в. В уставе говорилось, что братья-тамплиеры - высшая страта профессиональных солдат - должны иметь кроме обычных доспехов и оружия шайку-амортизатор, кинжал, большой и малый нож. две рубахи, пару braiesh и две пары стеганых chausses, узкий ремень, два небольших мешка для ночных рубах, стеганую куртку и т.д. Кольчугу тамплиеры хранили в кожаной или холщовой сумке. Широкий поясной ремень служил для подвески ремня. Голову защищала фетровая шляпа.
Братья-сержанты. находившиеся ступенью ниже в орденской иерархии, имели кольчугу, кольчужные шоссы и шлем. В арсенале тамплиеров имелись турецкие луки, в основном трофейные. Одежда и экипировка тамплиеров была приспособлена к жаркому климату Палестины, во многом походила на восточные образцы.
Около 1300 г. суточное жалованье пешего солдата в Англии, Франции и Флоренции примерно равнялось жалованью наемного рабочего. Арендаторы земли шли на службу, вооружаясь и экипируясь по своему достатку. В 1284 г. аббат Сен-Мор-де-Фоссе во Франции призвал 12 арендаторов, каждый имел кольчугу, шлем, меч и кинжал. Еще 53 арендатора имели только стеганый гамбензон, шлем, меч и кинжал. Среди бедных арендаторов часть располагала только шлемом, мечом и кинжалом, а самые бедные имели только лук со стрелами и кинжал. Крестьяне должны были поставлять на службу в ополчение заранее определенное число экипированных солдат, часто проводились смотры ополчения, в ходе которых обычно отмечалось плохое вооружение.
Стрелок XIV века
В 1326 г. городской совет Флоренции назначил двух чиновников контролировать изготовление пушек и ядер для них. Это несомненно означает, что огнестрельное оружие к тому времени уже давно применялось на полях сражений. Первое изображение пушки, относящееся к этому периоду, представляет собой рисунок короткоствольного бутылкообразного ствола, предназначенного для стрельбы металлическими стрелами.
Первое упоминание о ручном огнестрельном оружии в Англии относится к 1338 г.. когда ручницы (un handgonne) упоминаются в перечислении оружия на борту одного из кораблей Эдуарда III. Вскоре мы встречаем упоминание о шести ручницах, хранящихся помещении лондонской гильдии. Первый сохранившийся до наших дней образен представляет собой небольшой бронзовым ствол, обнаруженный пол Лос-хултом и Швеции и датированный 1350-1400 гг. Для удобства этот ствол кренили к короткому и толстому деревянному ложу. Если бронзовые стволы отливали, то чугунные ковали из полос, используя примерно ту же технологию, что и при изготовлении бочек. По этой причине пушечный или ружейный ствол по-английски называется тем же словом barrel, что и бочка. С глухого конца ствола просверливалось запальное отверстие. Выстрел производился путем полнесения к запальному отверстию раскаленного железного прута или тлеющего веревочного фитиля. Одновременно наводить и стрелять было очень трудно.
На протяжении следующего столетия стволы становились все длиннее, а ложи приобретали более сложную форму. К 1460 гг. появились первые приклады. Первый фитильный замок, представлявший собой простой S-образный серпентин, датирован 1411 г. На протяжении следующих 50 лет конструкция замка усложнялась, появлялись различные виды спусковых механизмов, упрощающих одновременную наводку и выстрел.
Распространено мнение, что первые ручницы были малоэффективным оружием, более опасным для владельца, чем для противника. На чем основано это мнение неясно, так как ручницы и пищали сразу же после своего появления начали стремительно вытеснять арбалеты. Современные эксперименты показывают, что ручница в руках опытного стрелка достаточно грозное оружие. Профессиональный солдат не пойдет в бой с оружием, в которое не верит.
Лучник XIV века
В европейских армиях средневековья основной ударной силой была рыцарская конница. Пехотное ополчение составляло многочисленный резерв, главной задачей которою было защищать обоз, а также в случае необходимости служить живым щитом для рыцарской конницы. При удобном случае пехота могла участвовать в резне разгромленного противника, но самостоятельную тактическую роль пехота стала играть лишь с середины XIV века, когда на вооружении пехоты появилось древковое оружие и луки.
Появление богатых независимых городов, которые требовали зашиты, в сочетании с развитием британского длинного лука привело к тому, что лучники стали играть заметную роль в составе средневековых армий. Английские лучники, участвовавшие в Столетней войне, были не крепостными, но свободными иоменами. В мирное время они работали на своих фермах или занимались ремеслом либо мелкой торговлей. Эти зажиточные люди имели вес в обществе, а военную службу рассматривали как средство еще более поднять свой авторитет.
Города на континенте готовили городское ополчение, в некоторых случаях нанимали наемников. В ряды ополчения вступало мною преступников, которые получали прощение в обмен на несение военной повинности. Разные наемники входили в состав любой армии.
Некоторые шли служить добровольно под начало известных командиров, других приходилось привлекать на службу чуть ли не силой. Некоторые наемники отличались лояльностью своим командирам, другие служили только ради денег и доли в трофеях, поэтому им было все равно на чьей стороне воевать. Биография наемников их успехи находили свое отражение в их одежде, экипировке и вооружении. Хотя одежда по всей Западной Европе была примерно одинаковой, наемники отличались собственным неповторимым стилем. В начале 1350-х гг. итальянских нанимателей шокировали бороды каталонцев. а столетием спустя -длинные волосы германцев.
В 1340-х гг. при французском дворе произошло резкое и вменение моды. Длинная и свободная одежда уступила место короткой и облегающей. Этот скандальный для своего времени стиль быстро распространился по Англии. Италии и Германии. Модники коротко подстригали волосы и отпускали длинные усы «на испанский манер». Французский король Филипп VI пытался бороться с этим упадком нравов. И наши дни изменением моды уже вряд ли кого можно удивить, но тогда новая одежда выглядела совершенно шокирующе. Церковь осудила новую моду как греховную. Мы не знаем, насколько придворная мода повлияла на одежду рядовых солдат, но в XIV в. летописец Найтон написал: «тяга простолюдинов к новой моде настолько сильна, что теперь невозможно отличить по одежде богатого от бедного».
Крапчатое белое сукно для придания ему зеленого цвета окрашиваюсь в то время в желтый цвет ракитником (Sarothamnus Scoparius) и в синий вайдой или индиго (Isatis Tinctoria). Опытным путем мы установили, что вместо вайды или индиго можно использовать и современные синтетические красители синего цвета, результат получается одинаковый. Джули Дуглас пишет: «Я использовала луковую шелуху (Allium Cepa) с красильной вайдой. Лук составлял неотъемлемую часть средневековой диеты, а луковая шелуха представляла собой полезный, светлый и быстрый краситель, с помощью которого можно было придать ткани желтый цвет. Окраска с помощью растительных пигментов требует, чтобы масса растительного сырья равнялась массе окрашиваемой ткани. Желтый пигмент можно найти во многих растениях, возможно, в средине века готовили смеси разных красителей».
Нижняя одежда и подшлемник пошиты из грубой льняной ткани. Для пошива рейтуз использование натуральная ткань из шерсти коричневых овец мапкс-лафтонской породы. Использовались все типы стежков: стачивающие, зигзагообразные, строчные, для обметки края и петель, сшивные. Вырез горловины отделан руликом. Для шитья использовалась небеленая льняная нить, лишь куртка и капюшон сшиты окрашенными нитками. Со времен Вильгельма Завоевателя и до XVI века капюшоны были распространенным предметом гардероба представителей всех слоев английского общества. В плохую погоду капюшон защищал голову и плечи, он отличался практичностью и хорошо сохранял тепло. Его также можно было носить как шарф. Свернутый капюшон превращайся в шапку или сумку. С XIII в. капюшон стал повседневной одеждой крестьян, работников и путешественников. Цвет капюшона мог указывать па политические пристрастия его владельца, принадлежность к гильдии или военному отряду. В лесу капюшон скрывал охотника, а в парке - наемного убийцу. Среди солдат были распространена игра «слепой бык» или «слепой капюшон». Водящий надевал капюшон задом наперед, а другие игроки стучали его дубинками. Для наших снимков пошили два капюшона. Один простой, другой с фестончатым краем. Фестоны на одежде в качестве декоративного злемента появились при Генрихе I (1100-1135). Несмотря на то, что такие украшения пытались запретить законодательно, фестоны продолжали носить вплоть до XV века. Все носили простые фестоны, но многослойный фестон в форме розовых листьев, цветов и тли могли себе позволить немногие.