Рыцари XIV века
Два рыцаря, экипированных по моде второй половины XIV века. Большие шлемы с турнирными украшениями, полный набор пластинчатых доспехов, частично скрытых под дорогой тканью. Небольшой бацинет носили или под большим шлемом или в качестве самостоятельного шлема. Обратите внимание, что у рыцаря слева на бацинете предусмотрены крепления для забрала. Украшения и демонстрации играли важную роль в военном деле. Они не только помогши определить рыцаря на поле боя и привлечь внимание к его храбрости, но также способствовали распространению славы о нем. Демонстративная роскошь свидетельствовала о богатстве, богатство означало власть, а власть привлекала новых союзников и сторонников, а также отпугивала потенциальных врагов и мятежников. В расходных книгах того времени мы можем прочесть о том, какие огромные суммы уходили на украшения флагов, палаток, и даже парусов кораблей. И с пользовалась вышивка, окраска и аплиикация. В 1352 г. около 330 штандартов было подготовлено для армии Эдуарда III. 250 из них шились из 2,5 ярдов камвольной и 1,5 ярдов льняной ткани. Эти флаги окрашивались киноварью и лазурью. 80 желто-синих полотнищ из камвольной ткани были украшены изображениями львов и лилий. Восемнадцать художников работали в течение 12 дней, еще 50 других мастеров быт заняты почти месяц, обрабатывая полотнища воском. Королевское сюрко в 1345-49 гг. делалось из 1,25 ярда синей и красной такни, а также 1,5 ярда желтой ткани, из которой выкраивались львы и лиши. В 1351-52 гг. 150 лучников короля Эдуарда получили ливреи, для пошива которых 15 портных работали 12 суток, получая ежедневно 4,25 пенса. В 1352 г. Эдуард заказал для себя темно-синий шатер, украшенный звездами и коронами из желтого сукна, а также зеленый шатер с красной подкладкой и желтыми орлами. В 1386 г. во время подготовки Франции и Бургундии вторжения в Англию герцогский художник Мезьхиор Бредерлам расписывав знамена герцогскими гербами, а также украшал паруса десантных кораблей золотыми девизами.
Блестящие и сверкающие
Легкий дождик, сырой воздух, даже влажное дыхание – все это приводило к появлению на железных доспехах налета ржавчины, проржавевший доспех уже не защищал своего владельца. В то же время доспехи стоили огромных денег, а их внешний вид следовало поддерживать хотя бы из соображений престижа. Поэтому поверхность доспехов тщательно полировали пемзой и натирали оливковым маслом. За десятилетия поверхность доспехов полировалась буквально до зеркального состояния. Эта разница особенно заметна, если сравнивать полированные участки доспеха с участками, скрытыми под другими деталями и не подвергавшимися столь тщательной обработке. Для защиты от коррозии доспехи иногда лудили. В инвентарном списке Луврского арсенала в 1361 г. зафиксирован покрытый оловом бацинет. Применялись также различные виды воронения, чернения и окраски.
Чистить кольчугу было труднее. Если ее недостаточно смазать маслом, она будет ржаветь, а если масла будет слишком много, на нее начнет липнуть пыль. Поэтому кольчуги хранили, погрузив в уксус или засыпав сухим песком.
Защита головы и шеи (ок. 1250-1370 гг.)
(A) Первое свидетельство о пластинчатом горжете относится к концу XIII в. Это надгробье дона Альверо де Кабреры (+ ок. 1314 г.). Горжет плотно охватывает шею и подбородок, вместе с кольчужным подшлемником образуя основание для большого шлема.
(B) Стальной горжет защищает горло и нижнюю часть лица. Сочетание горжета и железной шапки было популярным в Испании.
(C) Французский рыцарь (ок. 1333 г.) в тяжелом кольчужном подшлемнике с амортизатором и небольшой железной шапке, которые обеспечивают надежную посадку большою шлема. Из-под кольчуги видны рукава стеганого акетона. Локти дополнительно защищены круглыми металлическими дисками (rondel), закрепленными на шнурках.
(D) Латунная надгробная плита шевалье Маю де Монморанси (+ ок. 1360 г.). Виден мощный кольчужный горжет. Кроме защиты шеи. горжет служил лля фиксации основания большою шлема.
(Е) Латунная надгробная плита сэра Майлза Степлона, (+1364). К нижнему краю шлема подвешена кольчужная бармица, охватывающая нижнюю часть лица. Повидимому, под бармицей находится жесткий воротник или горжет.
(F) Латунная надгробная плита сэра Хью Гастингса, (+1347). Очень мощный горжет. Обратите внимание, что на рисунках О, Е и F у рыцарей тело защищено также кожаными или матерчатыми доспехами, на которых видны головки заклепок, свидетельствующих о креплении металлических пластин. Подобного рода доспехи применились вплоть до второй половины XV в.
(G) Стеганые доспехи рядового солдата дополнены стоячим воротником, защищающим шею.
(H) Бацинет с откидным наносником (ок. 1350 г.). В боевом положении наносник удерживают две шпильки. Но даже столь легкая защита лица требует надежной фиксации шлема на голове. Даже легкий удар поперек наносника. может лишить воина зубов, если шлем сдвинется с места.
(I) Настенная роспись, увековечивающая похороны Бернабо Висконти, Милан (ок. 1370 г.). Стеганая куртка или усиленный камзол, который носили отдельно или в сочетании с поддетой кольчугой. Шлем с откидным забралом (Klappvisier) оснащен кольчужной бармицей.
{J) Стеганая бармица присоединена к шлему шнурком, пропущенным через небольшие втулки, наваренные вдоль нижней кромки шлема.
(K) Надгробье Альбрсхта фон Гогенлоэ в Сконгале (+1319). Изображен большой шлем и бацинет.
([.) Германский или североитальянский бацинет с забралом (около 1370 г.). Это был практичный и популярный тип шлема.
(М) Откидное забрало (Klappvisier) (ок. 1370 г.). Музей Валария. Зиттен. Швейцария.
Гамбезоны, пурпуанты, жюпоны и матерчатые доспехи, XIV в.
Эти термины XIV века означали разновидности защитных матерчатых одежд, некоторые из которых представляли собой доспехи. В средине века не существовало четкой терминологии, поэтому все эти слова свободно использовались в качестве синонимов или в особом значении, что ставит в тупик современных исследователей.
(A) Св. Георгий, из рукописи конца XIV в. стеганый гамбезон, под которым, вероятно, пластинчатые доспехи, придающие воину характерный силуэт «песочных часов». Обратите внимание на кольчужную бармицу, ложащуюся на плечи под углом. Несомненно, под бармицей имеется горжет, иначе бы кольчужное полотно свисало вертикально.
(B) Надгробье Вальтера фон Гогенклингсна, убитого швейцарцами под Земпахом. 1386 г. С остроконечного бацинета снято забрало. Стеганая матерчатая или кожаная бармица по-видимому имеет кольчужную подкладку, фестончатый край кольчужного слоя выглядывает из-под материи. На грудной пластине панциря справа установлен упор для копья. Панцирь надет поверх стеганого габмезона с длинным рукавом и кольчуги. Обратите внимание на просторные рукава и перчатки с узким запястьем. В описываемый нами период встречались различные комбинации стеганых, пластинчатых и кольчужных доспехов.В историческом музее Люцерна, Швейцария хранится кольчуга герцога австрийского Леопольда III. взятого в плен при Земпахе. Это великолепный образец, следующий покрою гамбезона Гогенклингена. Кольчуга собрана из колец трех диаметров.
(C) Еще одно изображение св. Георгия как пример рыцаря конца XIV в. Бацинет с «собачьим забралом» (Hundsgugel), бармица доходит до плеч и крепится к нагрудной пластине ремешками. Один сохранившийся до наших дней бацинет с «собачьим забралом» находится в Хурбурге, Тироль. Шлем украшает цитата из Евангелия от Луки: «но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лк 4:30).
(D) Реконструкция стеганной внутренней части бармицы. За основу взято изображение на надгробье бургундского герцога Филиппа Храброго, в настоящее время экспонируется в музее изящных искусств в Дижоне.
(Е, F и G) Пурнуант Шарля де Блуа, претендента на титул герцога Бретонского, убитого при Авре в 1364 г. Когда-то ярко окрашенная ткань полиняла и выгорела. Силуэт повторяет силуэт рисунка С. Пуговицы деревянные, обтянутые шелком.
(Н) Матерчатый доспех (жюпон, пурпуант или дублет) французского короля Карла VI, датированный концом XIV в. В настоящее время доспех хранится в соборе в Шартре. Он пошит из белой льняной ткани, набит хлопком и отделан алым шелком.слева две прорези для перевязи меча.
Выпуклые пуговицы выше пояса и плоские ниже пояса. Историки все еще спорят о том, была ли это гражданская или военная одежда.
Женщины в кампаниях XIV в
Реже женщины из знатных семейств лично командовали войсками, чтобы выполнить феодальные обязанности своей семьи, как правило, если в семье не оставалось мужчин. Женщины всех социальных слоев играли заметную роль в обороне замков и крепостей. В исключительных случаях женщины могли служить солдатами, причем, не скрывая своего пола.
Но основной задачей женщин было превратить лагерь в более удобное место. Они готовили пищу, ухаживали за ранеными. Женщины носили одежду, приличную их социальному статусу, приспособленную к полевым условиям походного лагеря. Женщины благородных сословий проживали в просторных шатрах, в окружении многочисленных слуг. Солдатские жены, напротив, довольствовались самыми скромными условиями. В походных условиях редко носили слишком роскошные или чрезмерно фривольные платья.
Нижнее белье и гражданский костюм
Подштанники носили, заправляя их в чулки. К XIV веку чулки стали подвязывать к камзолу. В XV в. чулки превратились в рейтузы, также подвязываемые к поясу камзола. К концу века рейтузы делали выше подвздошной кости, благодаря чему они сами держались на теле. Для физической работы и отдуха камзол расстегивали на груди и отбрасывали назад, оставив его держаться на талии. Большинство свидетельств имеют невоенную тематику, но те немногие военные образцы хорошо согласуются с ними.
(А) Рубаха была основным предметом мужской одежды с раннего средневековья. Рубаха надевалась через голову, постепенно ее покрой все больше усложнялся. Обычно рубаху шили из светлой ткани, украшая ее декоративными полосами и узорами. Известно, что саксонский феодал подарил аббатству Эли рубаху, пошитую из красно-пурпурной ткани, расшитой золотом.
(В-I) Эти иллюстрации из разных источников того периода показывают развитие подштанников. Поначалу подштанники напоминали легкие штаны (В) с разрезами на штанинах, благодаря которым их можно было подогнать по лодыжке (С), подвязать над коленями (Н) или подобрать к поясу (Е и F). Пояс оборачивали вокруг ремня, к подштанникам могли подвешивать кошелек, чтобы скрыть его под одеждой (G). Чулки сначала достигали колен, потом середины бедра, а позднее стали закрывать всю ногу. В последнем случае чулки подвязывали к поясу (I).
(J) Хотя в средние века было принято спать нагишом, на людях мужчины избегали раздеваться даже до пояса, даже если занимались тяжелой физической работой. Если становилось слишком жарко, работники раздевались до нижней рубахи и подштанников. Это французская иллюстрация XV в., изображающая жнецов. Полы рубахи подоткнуты в подштанники.
(K и L) Необычная рубаха, изображена в рукописи XV в. Глубокие боковые разрезы, разрез сзади, квадратный ворот так как в XV в. рубаху носили только под верхней одеждой, ее выкройка упростилась, приобретя простейшую Т-образную форму с разрезом на воротнике. Не удалось найти доказательств, что в XV в. воротник и рукава рубахи затягивали шнурком.
(М) Типичные подштанники XV в. Слева подштанники простолюдина, справа подштанники- «бикини» с завязками по бокам. Такие подштанники мы находим лишь в нескольких швейцарско-германских источниках. Как правило, они черного цвета, возможно, это просто позднейшая цензура нагих фигур.
(N) Реконструкции, созданные на основе нескольких источников.
(О) Реконструкция рубахи с ластовицей под мышкой и клиньями в подоле.
(Р) Женское повседневное рабочее платье, которое могли носить женщины, сопровождавшие армию. Иллюстрация из «Часослова» герцога Берри. Для удобства подол подоткнут под пояс.
(Q) Реконструкция длиннополого камзола и чулок, характерных для конца XIV -начала XV вв.
(R) Вид спереди на тот же камзол.
Воротники рубах конца XV в.:
(S) Пьетро ди Доменико.
(Т) Пьеро делла Франческа.
(U) Пьеро ди Косимо.
(V) Рубаха ландскнехта с расстегнутым воротником. В конце XV в. рубахи снова появились из-под верхней одежды, поэтому их стали украшать.
(XV) Две женщины рисунок работы Урса Графа (1516-1525). Нижние рубахи видны в вырезах платья.
Поверх рубахи и подштанников надевались шерстяные рейтузы облегающего покроя. У рейтуз умеренного размера гульфик и цельнокроенные пятки. Вместе с рейтузами надевается облегающий фигуру дублет. Рейтузы подвязываются к дублету шнурками с металлическими кончиками (points). Поверх дублета носят камзол. В данном случае камзол украшен плиссировкой. Наконец, в зависимости от погоды и состоятельности, поверх камзола надевают мантию. Солдаты редко носили длиннополое одеяние. В плохую погоду они могли носить укороченные варианты мантии. Если солдату удавалось «найти» дорогую и элегантную вещь, он предпочитал продать ее скупщикам, нежели носить самому. |
Женский костюм XV века
Женщины в средние века не сидели без дела. Они вели домашнее хозяйство, пряли, ткали и шили, готовили одежду, работали на фермах, участвовали в деятельности ремесленных цехов и гильдий. Женская одежда отражала социальный статус и род занятий женщин.
Иногда женщины активно участвовали в боевых действиях. Есть множество ссылок, относящихся к XV в. и более ранних. В 1292 г. Цюрих оказался сильно ослаблен войной с Винтертуром, в которой погибли многие мужчины. Герцог Альбрехт Австрийский решил воспользоваться ситуацией, и выступил во главе многочисленной армии с целью занять город. Женщины Цюриха облачились в доспехи, взяли в руки оружие, и под звуки военных флейт и барабанов, прошлись парадом вдоль стен. Альбрехт подумал, что город успел восстановить гарнизон, поэтому поспешил заключить мир и отступить.
Три примера женского повседневною костюма. Южная Германия или Швейцария, около 1470 г.
Источники:
журнал Солдат на фронте № 17 "Средневековый военный костюм в цветных фотографиях"
журнал Солдат на фронте № 38 "Норманнские рыцари. Саксонские войны и битва при Гастингсе в цветных фотографиях.