Оружие и Доспехи :

Шлем Бацинет и его разновидности

  автор: SHARIK  |  22-февраля-2010  | 67 478 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

 

Бацинет (фр. bacinet, bassinet; англ. bascinet; нем. beckenhaube, kesselhaube; итал. baccineto) он же Бекенхаубе и Басцинет,  был очень широко распространен по всей Западной Европе и Англии и был возможно более популярным чем Шапель видом шлема, по крайней мере он чаще встречается на изобразительных источниках. Бацинеты использовались как благородным классом, так и незнатными и пехотой. Это подтверждает ряд хорошо сохранившихся артефактов в частных коллекциях и музеях  Европы и США, также много примеров изображено на иллюстрациях, скульптурах, и в относящейся к этому периоду живописи. Многие из этих изображений, датированные первой половиной 14-го столетия, показывают Грейтхельмы и Бацинеты вместе. Рыцари, изображаемые на  надгробьях обычно носили бацинеты, пока Грейтхельм держался в руках или размещен под его головой. Топфхельмы, регулярно использовались в войнах 13 века,  вытесняются с полей сражений на турниры, особенно со второй половины 14 века.

Уцелевшие Бацинеты одинаково ценятся как коллекционерами, так и учеными изучающими историю доспехов. Несмотря на большое количество информации и интерес ученых и реконструкторов, изучение этого типа шлема находится все еще в зачаточном состоянии.

Бацинеты из романа об Александре двуручный фальчион Бацинет изобразительный источник
Иллюстрации "Романа об Александре", приблизительно 1340 г, показывают рыцарей, носящих бацинеты с забралом и без забрала, и грейтхельмы. Также очень интересны изображения фальчионов, особенно двуручных. Фрагмент алтаря в Соборе Pistoia, Италии, приблизительно 1376, показывая солдат, носящих бацинеты

Эволюция тульи  Бацинета

наверх
бацинет-клапвизор 14 век
Клаппвизор бацинет,  в замке Valeria, Sitten Швейцария. Очень популярен у современных реконструкторов

В 14 столетии Бацинет развивался от простой железной каски, носимой под Большим шлемом 13 го столетия.  Клод Блэр, утверждает, что слово "Бацинет" (Bascinet) вступило в использование в конце 13 го столетия и было в постоянном использовании в течение 14 го столетия и в 15 го, после которого его использование сократилось.

Округлый Бацинет-черепник Сервильер носили либо над или под  кольчужным капюшоном  в сочетании с легким вооружением. Когда носили под кольчужным капюшоном, Бацинет мог делать  неестественно большими головы рыцарей (особенно если использовался толстый  подшлемник)  так часто изображали в изобразительных источниках того периода. Сервильер с середины 14 века с полей сражений исчезает, переродившись в пехотный салад, но иногда носился под модными головными уборами в качестве скрытой защиты головы.

Около 1330, Бацинет стал присоединенным к aventail (авентайл - кольчужная бармица), прикрывающей шею и плечи. Крепления  или крючки  "вервеллы" (vervelles)  обеспечивали прикрепление бармицы к бацинету сквозь продетую через них проволоку. Вервеллы бежали вдоль края нижней части шлема и боковых краев вокруг лица, поэтому позволяя авентайлу закрыть шею, щеки, и большую часть лица, выставляя только глаза, нос, и рот. Между авентайлом и шлемом есть кожаная (редко полотняная) прокладка. Во второй половине 14 го столетия, особенно после 1370 года  иногда покрывалась узорами для украшения. К концу  14 го столетия, некоторые бацинеты были снабжены подвижно закрепленными пластинами закрывающими шею и подбородочниками вместо авентайла, который был все еще очень популярен, эти пластины принято называть "бивер" или "бартель". Изумительный пример сохранился  во Дворце Дожей в Венеции. Эти бацинеты должны были дать начало так называемому "Гранд Бацинету" 15-го столетия.

Форма тульи (тулья – это так сказать "череп" шлема)  малого бацинета  развивалась в течение всего времени его использования. Обратная и боковые стороны шлема стали на протяжении простерлась  в течении13 го столетия  к низу, чтобы накрыть голову ниже ушей. Это было сделано, чтобы предложить рыцарям лучшую защиту, когда bascinet носился сам по себе, без Топфхельма

К 1350 году были  три основных формы:

  • Маленький и шаровидный "Сельвильер" (cervelliere) – покрывая голову только чуть ниже ушей с круглой тульей.
  • Цилиндро-конический "Пикельхуб" – представляет из себя цилиндр доходящий до основания шеи с конической верхушкой.
  • Высокий и округло-конический – боковые стороны вытянуты так что закрывают уши,  а тулья высокая и изящная сужается к верху. Данная форма наиболее типична для Бацинета.
  • сервильер солдаты в бацинетах надгробный барельеф Гульельмо Берарди
    Малый бацинет  "сервильер" бывшая коллекция А. Гутмана. Прив. по каталогу Герман Хисторика Спящие стражи. Барельеф из базилики св. Стефана, Болонья кон. 13 нач. 14 вв. Сервильер и доспех с надгробия Гульельмо Беради 1289 г.
    бацинет 14 век бацинет с наносником бацинет хунцгугель
    Витраж  изображающий рыцаря Adderbury, носящего бацинет Бацинет с наносником Бацинет с забралом держащимся на боковых креплениях
    бацинет с открывющимся вверх забралом Гранбацинет 15 в. Bascinet pigface
    Бацинет с забралом, держащимся на лобовом шкворне Гранд Бацинет с забралом Пигфейс Бацинет  Хунцгугель

    После 1350 года, высокая изящная форма развивалась, появлялась защита шеи и обеспечивалась более надежная защита черепа. Тулья шлема была или гладкой, или имела центральный хребет на лобной стороне от верхушки к арке над лицом. Верхушка  медленно эволюционировала, двигаясь по направлению к затылочной стороне. К началу 15в.  затылочная сторона Бацинета была почти прямой. В Германии, так называемая анатомическая или чесночная голова (ogival-shape)  стала  популярной, есть Английские изображения с так же характерными формами. Стандартный метод изготовления всех Бацинетов предполагал "вытяжку" их из единственного куска металла.

    Несколько сохранившихся Бацинетов в коллекции замка Чубург имеют свои оригинальные внутренние подшлемники.  Они были сделаны из шерсти или холста, заполнены шерстью и для регулировки размера связаны веревкой у вершины. Подшлемник часто прилагался к шлему, будучи нашитым на  малые отверстия, просверленные в нижней части шлема, в соответствии с креплениями для  авентайла. Бацинеты нередко украшали чтобы показать богатство и класс владельца. Чаще всего украшена полоса вдоль кромки шлема, но если владелец был достаточно высокого ранга, то была помещена корона на вершине Бацинета. Трудно сказать, какой материал был использован для изготовления этих украшений – сохранившихся украшений почти не существует.  Кроме того, тугой валик  (Бурлет)  носили на Бацинетах для не сколько для красоты, а для того чтоб при ударах уберечься от сотрясений мозга, также его можно использовать для поддержки Топхельма.

    украшеный бацинет бацинет Черного Принца Бацинет изо
     Украшенный по кромке Бацинет сэра Джона Мермиона изображение Эдварда, Черного Принца, ob. 1376 прорисовка с надгробия Сэра Джона д'Эмбертона, приблизительно 1340
    бацинет сера Хью Гастингса Бацынет бацинет сосьёмным наносником
    прорисовка с надгробия Сэра Хью Гастингса, приблизительно 1347 г. прорисовка с надгробия Сэра Уильяма Багота, около 1407 Кайзер Гюнтер фон Шварцбург,  обратите внимание на бацинет со съемным наносником, подвешенным к бармице

    Забрала бацинетов

    наверх

    После 1330 года bascinet обычно имел некоторую защиту лица. Самый простой вид, встечающийся в Германии и Северной Италии в течение 1340-1370, был треугольной пластиной, крепившейся в трех точках, чтобы прикрыть нос владельца. Эта защита, возможно, была с плотной подкладкой. Этот наносник крепился  в  центре лба  Бацинета посредством крюков или шарниров, а снизу крепился к бармице.

    Самой ранней формой защиты лица, которая покрыла лицо целиком, была овальная металлическая пластина с узкими глазными разрезами и отверстиями для дыхания. Есть знаменитый сохранившийся пример в Sitten, Швейцария. Забрало  достаточно большое, чтобы закрыть лицо. Оно подвешено на единственный вертикальный подвес-шкворень, который закреплен на двух заклепках. Бацинет  с подобным забралом в настоящее время обычно называют Клаппвизор Бацинет (англ. klappvisor bascinets) появляется в 40 годах 14 в. и встречается до начала 15 в.

    забрало пигфейс свинная морда
     Забрало Пигфейс на Гранбацинете. Миниатюра германской рукописи конца XIV - начала XV вв. Библиотека Института Искусств, Чикаго

    Забрало продолжало развиваться: лицо становилось все более закрытым,  совершенствовался метод крепления, а также развивался характерный носовой конус. Это гротескного вида забрало редко крепилось и по методу klappvisor, но его для большей надежности  крепили преимущественно двумя шарнирами с боковых сторон шлема. Боковые шарниры делали так что бы позволить забралу быть снятым, когда  нужно, хотя не все  забрала были сменными.  Бацинет за время эксплуатации мог быть переделан под новый более современный метод крепления забрала, при раскопках в Замке Халкис были обнаружены Гранбацинеты переделанные из обычных Бацинетов.

    Форма забрала имеет несколько определений, особо выделяют "Свиное рыло" по английски "pigface", а также "hundsgugel" Хундсгюгель - собачья морда (хотя в переводе с немецкого "собачий колпак",  наверное подразумевается намордник охотничьего пса).  Иногда забрала "Свиное рыло"  и "Собачья морда" разделяют на отдельные типы, а чаще всего в англоязычной литературе просто называют visored bascinets. Высокий  Бацинет со сдвинутой назад конической тульей и с коническим забралом был самой типичной формой этих шлемов, и был наиболее распространенным международный типом. Следует также упомянуть о том, что возможно, были и бацинеты с решетчатым забралом, фантазия мастеров оружейников и их заказчиков приводила к очень причудливым формам как забрал так и шлемов.

    Забрала имели два глазных разреза (ocularium, pl. ocularia) и другие оверстия, или разрезы, на уровне рта. Большая часть отверстий для дыхания были с правой стороны, и небольшое количество с левой. Это потому что копье оппонента, как правило, бьёт в левую сторону. Бацинет проектировался таким образом, чтоб минимизировать  повреждения от копья противника. Глазные разрезы очень узкие (около 8 мм), чтобы уменьшить возможности попадания оружия противника по глазам они почти всегда обрамлены дугами. Однако, стоит отметить, что некоторые Немецкие забрала имеют более широкие глазные разрезы. Иногда разрезы пересекаются  вертикальными прутиками, это сделано для того чтоб еще уменьшить вероятность попадания оружия противника. Конечно, от этого уменьшается обзор.

    Другой аспект  глазных прорезей в том, что они вынуждены были часто пойти вкось по диагонали, делая выражение забрала очень жестоким.  Так делали для того чтобы развернутые вниз глазные разрезы обеспечили немного обзора снизу. Необходимо, также упомянуть, что глазные разрезы были не всегда наклонными вниз и что степень наклонения различна. На некоторых немецких Бацинетах, глазные разрезы фактически горизонтальны. Также необходимо упомянуть то что многие солдаты и богатые рыцари не пользовались защитой лица. Так они показывали свою отвагу и к тому же получали свободу обзора и дыхания и могли красоваться шрамами через  все лицо. Большинство забрал на бацинетах держались в закрытом состоянии только за счет собственного веса и жесткости боковых шарниров, но некоторые всеже имеют дополнительные приспособления для фиксациии.  Фиксация забрал становится обязательной к середине 15 века.

    Физические Характеристики бацинетов

    наверх

    Бацинеты были широко распространены по всей Западной Европе и были вероятно изготовлены в крупных оружейных центрах Европы, например Милан, Венеция, и т.п. производство Клаппвизоров кажется был ограничено центральной Европой, хотя есть редкие ссылки на них в Англии. Многие из сохранившихся примеров бацинетов с забралами ( visored bascinets) приписаны или Италии (Милан) или Германии.

    Несколько Бацинетов были проанализированы с металлургической точки зрения. Один –  в Музее Valais (MV30- 83), который был сделан в Германии около 1350 года. При анализе  была выявлена разнородная сталь без закалки. Другой Бацинет подвергшийся анализу, который был подвержен анализу находится в в Коллекции Уоллеса под номером A69. Это Бацинет был сделан из низкооуглеродистой стали без закалки. Следующее – некоторые измерения этого же шлема  каталога Коллекции Уоллеса  :

    Слева Хундсгюгель изготовленый в северной Италии, приблизительно 1390-1410 г.

    Полный вес: 4.065kg (8.96lb)
    Вес тульи: 2.005kg (4.42lb)
    Вес забрала: 0.820kg (1.8lb)
    Вес кольчужной бармицы :1.24kg (2.7lb)
    Высота: 26cm (10.25")
    Длина от кончика забрала к шлему: 37.4cm (14.75")

    Очень популярен у реконструкторов.

    Бацинет Хунц
      Коллекция Уоллеса  A69, приблизительно 1390 год

     

    Слева представлен североитальянский Хундсгюгель, который имеет в  составе стали среднее углеродистое содержимое (0.06%). Он был закален. Вес этого шлема с его забралом  и авентайлом составляет 7.12 кг (15.69lb). Этот шлем в настоящий момент хранится  в Королевских Арсеналах, Лидс, инвентарный номер  iv 470. Также очень популярен у реконструкторов. Хунцгюгель из Королевкого арсенала в Лидсе
      Королевский Арсенал, Лидс, инвентарный номер iv 470
    В Музее Deutsches Historisches хранится несколько бацинетов.  Вес одного из них с забралом  (#35) был записан в 2.89 кг (6.37 фунта), в высоту он  30 см. А тулья (без забрала), другого бацинета, из того же музея (#32) записана в 1.6 кг (3.53 фунта), 27 см в высоту.

    Бацинет  #13  с его забралом и бармицей весит 5.7 кг (12.56lb).

    Хунцгугель Чубург #13
      Из коллекции Замка Чурбург,  1360 г. Предположительно из Северной Италии
    Вес немецкого бацинета в Королевских Арсеналах (iv 467) - 1420 грамм (3 фунта 2 унции) тульи шлема. И  455 г. (1 фунт) для забрала. Бармица (авентайл) этого бацинета не сохранилась. бацинет из королевскго арсенала Лидсе iv 467
      Королевский Арсенал, Лидс, инвентарный номер iv 467

    В целом при проведении анализа очевидно, что Бацинет изменялся заметно по размеру, весу, и производству. Если, рассматривать вес только тульи и забрала, здесь мы видим вариацию от 1857 грамм (4.125 фунта) до  2890 грамма (6.37 фунта). Но необходимо учесть то, что мы рассматриваем здесь очень ограниченный объем выборки  и вариация веса по всей вероятности намного большая. Как говорилось выше, качество стали и термообработки различных Бацинетов также варьировалась.

    По движении к концу 14-го столетия совершенствовалась методология выплавки железа, качество стали также улучшалось. Закалка бронепластин, чтобы добавить добавочную прочность также стало обычной практикой, сначала в Италии а затем в Германии. В подтверждение этой теории, Аллан Вильямс заявляет что большинство из проверенных Итальянских бронированных деталей в арсенале замка Churburg датированных второй половиной 14-го столетия, были сделаны из каленой стали. Один из наиболее ранних  успешно закаленных Бацинетов датирован  1330-1340 и находится в настоящий момент в Милане Museo Poldi Pezzoli (#2599).

    итальянский бацинет 1330 Шлем из раскопок в районе битвы при Земпахе грандбацинет гач 15 в
    Итальянский Бацинет, хранится в Милане Museo Poldi Pezzoli (#2599) Шлем из раскопок в районе битвы при Земпахе.  Национальный музей, Нюрнберг, также предположительно итальянский Грандбацинет из собрания Musee des Beaux Arts, Дижон. Предположительно изготовлен в Сев. Италии 1410-140-х годах.
    бацинет Дрезден Хунцгугель из собрания музея в Вене бацинет Чубург
    Из Исторического музея, Дрезден, предположительно немецкий,
    инв. ном. 86 814
    Итальянский бацинет в Художественно-историческом музее Вены Итальянский бацинет в коллекции замка Чурбург.

    Исторические примеры сохранившихся бацинетов

    наверх

    Представитель Общества Исследователей Доспехов (The Armour Research Society)  Брайан В. Рейни  отметил, что сохранилось более 40 бацинетов с забралом. В дополнение к сохранившимся комбинациям шлема и забрала сохранилось несколько забрал без шлемов и шлемов без забрал.

    Следующее - короткий список сохранившихся бацинетов, к сожалению не полный. Большинство из них датированы второй половиной 14-го или началом 15  столетия. Номера инвентаря включаются, где известно указано происхождение, но "?" означает неуверенность относительно происхождения:

    • Четыре в Метрополитен-музее, Нью-Йорк (29.154.3 Итальянский; 60. 151 Итальянский; 04.3.238 немецкий; 04.3.241 Итальянский
    • Один взаймы к Музею Графства Лос-Анджелеса от Метрополитен-музея (29.158.29 Немецкий)
    • Один в  Музее Доспехов Хиггинса (HAM# 938 Немецкий)
    • Два в Коллекции Уоллеса  ( A69 Итальянский, и еще один)
    • Пять в Королевских Арсеналах в Лидсе (iv  470 Итальянский; iv 444 английский ?; iv  497 Итальянский; iv 498 Итальянский; iv 467 немецкий.
    • Три в Музее Kunsthistorisches, Вена (A2 Грандбацинет итальянский;   A12 итальянский; A24 итальянский.
    • Один во Дворце Дожей, Венеция (итальянский?).
    • Семь в Музее de l'Armee Париж (H.16, H.20, H.21; H.24 итальянский; Барбютобацинет; 2 экземпляра Грандбацинета )
    • По меньшей мере три в Замке Churburg (#13 итальянский; #15 итальянский; #16 "de la Stella" итальянский.
    • Три в Музее Deutsches Historisches (W1013 североитальянский; W975 немецкий; W3971 немецкий.
    • Один в Замке Valeria, Sitten Швейцария ( Valeria немецкий?)
    • Один в собрании замка Coburg, Kunstsammlung der Veste (A.I.1  немецкий)
    • Один в филадельфийском Музее Искусства (итальянский?)
    • Один в Баварском Армейском Музее, Ингольштадт (A.11272 Итальянский ?)
    • Один в Музее Historisches, Дрезден (86 814 немецкий?)
    • Один в Музее Цивилизации, Квебек (итальянский?)
    • Один в Британском Музее (2190 французский)
    • Один в Национальном Музее, Будапешт (Немецкий?)
    • Один в Museo Civico L. Marzoli (итальянский)?
    • Один в Шартском соборе во Франции Chartres Cathedrale (итальянский)?
    • Три в Национальном Музей Nurnberg (w1562 итальянский?; w1564 итальянский?; w1271 немецкий?)
    • Один в Арсенале Герцогов Бургундии (Итальянский?)
    • Один в Schweizerisches Landesmuseum, Цюрих (1350)
    • Один в замке Шлосбург на Вупере (Schlossburg der Wupper), Итальянский? 
    • Один в Музее de l'Assistance Publique (H21 итальянский)
    • Один в Музее Valais, Sion (MV30-83 немецкий)
    • Один в Museo Poldi Pezzoli, Милан (2599 итальянский)
    Шлем луковка Шлем Бацинет Кобург бацинет музей метрополитен чесночная голова
     Шлем из собрания замка Coburg, 1385 г. Очень красивий и очень изящный  пример "чесночной головы" Этот шлем формы "чесночная голова" также выставлялся в музее Метрополитен и датирован 1400 г.

    Подшлемники под бацинет

    наверх

     

    подшлемник под бацинет подшлемник под бацинет подшлемник под бацинет

    На изобразительных источниках авентайл выглядит так как будто под ним есть какое-то смягчение, некоторые скульптуры показывают что это действительно так. При таком подшлемнике ремешки не нужны – шлем надежно удерживается подшлемником и массой авентайла.

    В коллекции замка Хубург (Чубург) сохранился бацинет с подшлемником парашютом.
    Hohenklingen bascinet Святой Георгий Дижон
    Здесь стеганая перелина подшлемника изображена над кольчужной бармицей. Надгробие Вальтера Хохельклейна. Замок Хохельклейн ( Walter von Hohenklinen,  Hohenklingen castle) 1386 Обратите внимание на узелки у края кольчужной бармицы. По моему они удерживают кольчугу над стеганой перелиной.  Святой Георгий. Музей Высоких Искусств в Дижоне  (Statue of St. George, Musee des Beaux-Arts, Dijon, France) 139год5
    гамбезон и бацинет

    На этом фрагменте Исенхеймского алтаря представлен мягкая защита, обычная для начала 15 века. Карманы сначала прошивались, затем набивались, не туго льном или др. материалом, затем зашивались. Обратите внимание на то, что авентайл не плотно прилегает  к шее и плечам,  на отсутствие дополнительной фиксации забрала.

    наверх

     

    В настоящее время различные мастера предлагают большой выбор бацинетов включающих самые различные варианты защиты лица. Обычно  бацинет стоит заметно дороже Топфхельма, это обусловлено целым рядом причин. Также заметно дороже получается забрало "Хунцгугель". Дешевле всего обойдется бацинет со сварной тульей, и с  простым наносником.

     

    Конечно статья не полная и не точная, поэтому будут продолжения и исправления.

    Основной источник статья наhttp://www.myarmoury.com/feature_spot_bascinet.php  .

    Также использована книга  К. А. Жуков и Д. С. Коровкин "западноевропейский доспех эпохи раннего ренесанса" / Под ред. А. В. Арановича. — СПб.: СПГУТД, 2005.
    Блэр Клод. Рыцарские доспехи Европы. Универсальный обзор музейных коллекций М.: ЗАО Центрполиграф, 2008
    Arms & Armor of the Medieval Knight: An Illustrated History of Weaponry in the Middle Ages. David Edge, John Miles Paddock. Crescent Books

    загрузка...
      Голосов: 9
     

    Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.