Большой рыцарский шлем
Содержание: Терминология Эволюция Грейтхельма Грейтхельм в ношении и применении Примеры реконструкции Выкройки и изготовление Топфхельма-Грейтхельма |
Шлем и нашлемная фигура Эварда Уэльского, Черного Принца |
Красивый пример большого шлема немецкого типа, 1350, музей Нюрнберг |
Доспех – хороший компаньон для тех кто всю сознательную жизнь собирается воевать. Его старались сделать так чтобы он давал как можно более полную защиту при умеренной стоимости, доступности материалов, комфорта и подвижности владельца. Защита головы намного важнее, чем остальной части тела. В конце концов, воин может выжить, а иногда даже продолжать бой, при многих ранениях, в том числе потери конечностей. Ранения головы несут гораздо более тяжелые последствия для воинов, вследствие хрупкости и важности человеческого мозга, высокой концентрация кровеносных сосудов в черепе, привлекательности головы как мишени, и плохом уровне тогдашней медицины.
В изобразительных источниках на Большой шлем развитых средних веков, мы видим различные особенности этого шлема относительно его защитных свойств и элегантности. Он был популярен как минимум в течение полутора столетий перед тем, как был вытесненным шлемами, которые предлагали больший обзор, подвижность, и легкость дыхания. Но это был первый шлем средних веков, который целиком закрывал голову.
Терминология
Грейтхельм, от английского Great Helm или Grand Helm что значит Большой или Великий шлем – европейский тип шлемов, появившийся во времена крестовых походов. По форме цилиндрический, горшкообразный, бочкообразный или в форме усеченного конуса, полностью скрывает лицо воина. Часто закрывает шею воина и имеет возможность опираться на плечи при специальном наклоне головы.
Топфхельм, от немецкого "topf" – кастрюля, горшок – Горшкообразный шлем. Тоже что и Грейтхельм, это слова синонимы подходят для определения шлемов такого типа.
Прочая терминология этого шлема:
Кубельхельм (Kubelhelm), от немецкого "kubel" – чан, кадка, бочка – это Топфхельм с выгнутой во вне верхней крышкой, также предоставляющий защиту шеи.
Потхельм (Pothelm), "pot" и по английски и по немецки переводится как банка - так называют ранние образцы Топфхельма, у которых не присутствует развитая защита шеи. Чаще всего в русскоязычной научной литературе употребляется словосочетание "Горшкообразный шлем" "Шлем горшок" или "Топфхельм", причем буква "ф" обязательна. А выражения вроде "Банкообразный шлем" не употребляется. То есть название не научное и употребляется только любителями исторической реконструкции.
Стечхельм (Stechhelmen) отличается от топхельма большей длиной по вертикали, что позволяло шлему полностью ложиться на плечи всадника и обеспечивать полную защиту головы, шеи и края ключиц. Вместе с тем повороты головы делаются невозможными, поэтому использовался как турнирный.
Топхельм англ. top-helm (буквально "верхний шлем", искажённое нем. topfhelm) – жаргонное название Грейтхельма, название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.
Ундерхельм англ. under-helm (буквально "нижний шлем") – жаргонное название Бацинета или Сервильера, надевавшегося под Грейтхельм, название не используется специалистами, но встречается в среде любителей исторической реконструкции.
Сахарная голова англ. Sugar Loaf – поздняя разновидность горшкового шлема, отличающаяся конической макушкой с которой лучше соскальзывал удар, название придумано в XX веке американскими реконструкторами которым этот шлем напомнил большой кусок сахара, непонятно было ли в средневековье специальное определение такого шлема.
Эволюция Грейтхельма
Шлема не были редкостью в начале развитого средневековья, это мы видим, например на Гобелене Байе, конические шлема держатся на голове подбородочным ремнями. Лицо или открыто или закрыто кольчужным клапаном. Большинство их имеют пластину, закрывающую нос и доходящую до подбородка. Идея защиты лица, не была новой. Дуги, окружающие глаза, и маски, которые могли защитить лицо, были на вооружении в течение Эпохи Викингов и перед ней.
Мученичество святого Томаса Бекета, конец конце двенадцатого века Латинская Псалтирь. Показан новый тип шлема с плоской вершиной и цилиндрической формы, и более ранний округлой формы, | Округлый высокий шлем с носовой пластиной из Винчестерской Библии, 1170 год. | Рыцарь из рельефа в церкви Святого Юстина в Падуи. Он показывает рыцаря около 1210 года, со сферической вытянутой формой шлема с простой маской, и большим щитом. |
Деталь серебряной погребальной шкатулки Карла Великого хранящейся в Аахенском соборе 1207 год. | начало13-го столетия, развитие большого шлема | Ранний большой шлем середины 13-го столетия |
рыцари в полный рост |
||
Иллюстрация Библии Мациевского сер. 13 века. Кубельхельмы повреждены - но не разбиты. | Скульптура на западном фасаде Уэльского собора. Англия 1230-40. | Миниатюра из Вестминстерского псалтыря, составленного в 1250 году. |
Нюрнберг/Регенсбург : Hans Dollinger - ок. 1290. Рыцарь в Кубельхельме и другом снаряжении втор. половины 13 в. | Sesto Al Regheno (Фриули-Италия): фрески на западе фасада аббатства, изображено два рыцаря в битве, один в топфхельме (около 1300 г). | Söll (STi ) St.Mauritius. детализированное представление Конического большого шлема, пер. половина 14 в. |
В середине 12-го столетия, конический шлем начал эволюционировать. Его вершина стала менее заостренной, приводя к более закругляемой форме, которую мы видим в относящемся к данному периоду искусства подобно Уинчестерской Библии (приблизительно 1170 год); любопытно что во многих случаях носовая пластина, кажется с низу ни во что не упирается. Полная декомпозиция в компонентах шлема продолжалась до тех пор пока в конце 12 столетия появился шлем сужающийся наружу от головы владельца к вершине. В конце двенадцатого столетия лицевая защита была изменена. Вместо простой носовой пластины, стали применять целые маски, которые приклепывались к ободу шлема, покрывающие большую часть лица. Эти пластины-маски были обязательно продырявлены (почти как друшлаг) чтобы позволять владельцу смотреть и дышать. Рыцарь, вырезанный из камня в Церкви Святой Джастины в Падуе носит шлем этого типа с закругляемой тульей и дырявой лицевой маской. В этих переходных шлемах мы видим начало Топфхельма.
В конце первой четверти 13 века, стала общепрянитой защита для тыльной стороны шеи в виде оветвления тульи назад или отдельной пластины прикрепленной для этой цели, как показано на больших шлемах, изображенных на Серебрянной Раке Карла Великого в Ахенском соборе (приблизительно 1207). В пределах десятилетия, шейная пластина расширилась, и присоединилась к лицевой маске и истинный Топфхельм родился. Также общераспространенна в это время лицевая маска с отверстиями для дыхания. Шлема в этой конфигурации показаны широко в изобразительных источниках этого периода, в том числе и в иллюстрированной библии, известной сейчас как Библия Мациевского, написанной во Франции, приблизительно в 1250 году.
Эволюция шлема продолжалась на протяжении всего тринадцатого столетия, он рос дальше, защищая кроме головы еще и шею. Большой шлем также менял форму, он становился более сфероконическим похожим на форму своих прародителей. Эти изменение в форме без сомнения помогают отклонять удары. Действительно, если источники первой половины 13 в вроде Библии Мациевского – достоверны, расширяющаяся к верху форма ранних шлемов часто приносила вред владельцу; много шлемов показаны будучи расколотым мощными ударами булав и топоров. Следует отметить, что изобразительные источники могут упускать некоторые детали, кое что искажать и кое-чего преувеличивать. Но я сам лично видел как на турнирах и фестивалях ломались мечи об угловатые борта шлема.
Топфхельмы, подлинные образцы
В середине четырнадцатого столетия, большой шлем достиг своей зрелой формы, как видно на латунной пластинке Сэра Роджера дэ Трумпингтона. Достаточно длинным, чтобы достать до плеч владельца, когда ин предчуствуя удар инстинктивно втягивал голову в плечи – это дало максимальный уровень защиты к головы и даже шеи владельца. Верхушка шлема была тогда закругляемой конической формы, которая сохранилась повсюду на все столетие. Прорези многих шлемов защитили накладки из металла. Уцелевшие примеры показывают, что эти накладки не были обязательно сделаны из латуни ( как часто делают при современном реконструировании), а из железа или стали.
В начале 14-го столетия, мы видим любопытное развитие топхельмов: большие шлема с подвижным, сменным, возможно вращающимся забралом. Один из лучших обазцов "забрального" большого шлема находится на барельефе во Дворце Bargello в Флоренции. Пока ясно, предзнаменовав более поздние шлема, эти шлема, кажется, не были широко популярны. Действительно, никакие известные примеры этой формы не уцелели до настоящего дня.
К 1350 году, Грейтхельм теряет былую популярность. Считается, что Топфхельм в его закате использовался только как верхний шлем. Эволюция бацинета, в его собственном виде и способности оружейников, которые постоянно его совершенствовали, начала высылку Грейтхельма в качестве боевого шлема. И теперь использовали их преимущественно для турнира. Несмотря на начало заката его популярности – мы все еще видим великолепные примеры подобно шлему Черный Принц и шлему Сэра Ричарда Пемприджа, которые еще использовали на поле боя.
Около 1350, появляются исторические примеры укрепления с левой стороны лицевой пластины, чтобы отражать приближающиеся копьё оппонента. Бацинеты стали самыми распространенными боевыми шлемами, но Грейтхельмы делали для турнира, Большой шлем все еще появляется на турнирах в пятнадцатом столетии.
Качества Тофхельма, главным образом из-за его веса и относительной неподвижности, сделали его идеальным шлемом для турнира, который в пятнадцатом столетии стал исключительно на спортивный путь, в значительной степени отделив его от оригинальных военных применений.
Начиная около 1400 года, мы видим большие шлема так называемой формы "Жабья голова", где низшая передняя пластина изогнула, чтобы сформировать низший край вытянутой морды. Узкая прорезь для глаз только позволяла владельцу смотреть когда он был рассажен в седле наклонившись слегка вперед. Во время столкновения тело было более прямым, и передний край поднимался, так что никакие куски копья не могли попасть в глазной разрез. Большие шлема подобно Николаса Хавберга (1407 год) и английский Генриха V являются образцом, который мог быть использован на поле боя, но был вероятно отослан на турнир и использовался с тех пор только там. Лицевая сторона сильно вытягивается и в целом форма шлема и разреза для глаз делает Грейтхельм похожим на "Жабью Голову" 15 и 16 веков.
Различные шлема, предназначаемые для использования в наклонном положении, эти самые "Жабьи головы" по французски "Tete da capote" | ||
Грейтхельм Генриха V. Фотография с другого ракурса |
Только в середине шестнадцатого столетия, Грейтхельм был полностью упразднен для турнирного использования. Доспехи собирались для турнира, из деталей объединенных Доспешных гарнитур: подлежащие обмену детали снимали и ставили те которые необходимы для конкретного турнирного состязания.
Грейтхельм в ношении и применении
Грейтхельм был конечно, не самым удобным шлемом в истории доспехов, все же его эффективность подтверждается долгим использованием у воинов высшего класса (включая королей и императоров). На вопросы о том, какими этот шлем был в ношении проливает свет изобразительные источники соответствующего периода и несколько сохранившихся оригиналов.
На некоторых изобразительных источниках мы можем рагладеть подбородочные шнурки, которыми Топфхельм фиксировался у подбородка. Глубокий Топфхельм, который почти опирается на плечи, невозможно сбить с головы мечом – он очень стабильно держится на голове благодаря парашуту, в который упирается голова или бацинет одетый на голову под Топфхельмом. При необходимости шлем без подбородочных шнурков с головы легко снять – глубокая тулья будет очень мешать развязывать шнурки или расстегивать пряжки, особенно если на руках кольчужные рукавицы. От удара рыцарского копья такой шлем вполне может слететь с головы, но подбородочные шнурки могут сломать шею.
Уточню что неиспользовние подбородочных ремешков или шнурков целесообразно только при достаточно глубоком шлеме. Наш клуб да и большинство файтеров-реконструкторов изготавливая ранние Грейдхельмы – Потхельмы ставит в них ременные пряжки, подобные тем что в военных касках.
Чтобы шлем мог твердо держаться на голове, так чтоб владелец мог смотреть через глазные прорези часто к внутренней части шлема кепился кожанный парашут, как например мы видим на шлеме Черного Принца который хранится в Кентерберийском Соборе и на некоторых надгробиях. Треугольные вставки сгруппированы и стянуты и шнуром вместе в центре, позволяя немного приспосабливаться под размер головы. Некоторые барельефы и изображения также показывают тугой валик, носимый над подшлемником чтобы стабилизировать шлем. Под шлем поддевалась шапка-подшлемник из нескольких слоев ткани, простеганных между собой насквозь. Сначала это был просто чепчик, а со второй половины 13 в – подшлемник был в виде чулка с разрезом для лица и юольшим расширением внизу.
Кольчужный капюшон как видно на рисунках с начала в 13-го столетия также поддевался под Грейтхельм. С конца 13 в. как дополнительный слой защиты Сервильер (cervelliere) или Бацинет (bascinet) часто носился под Грейдхельмом. Неправильно большие головы рыцарей, на миниатюрах и скульптурах, кажется подтверждают это. С начала 14-го столетия Бацинет эволюционирует как самостоятельный шлем, который заменил собой как Сервильер, так и Грейтхельм.
Многие Топфхельмы, где-то с первой четверти 14-го века возле нижнего края тульи в лицевой части имеют крестообразные отверстия. Обеспечивая украшение и очевидный символ благочестия, они часто служили большей утилитарной цели: сквозь них крепилась цепь от пояса или панциря, которая заканчивалась на крестообразный ключ, который мог вставляться через то отверстие в шлем. Это давало возможность владельцу сохранить шлем даже когда шлем сбивали с его головы. Это также позволяло воину снять шлем когда он не был нужен и бросить его над плечом, как ясно видно на каменном барельефе Colaccio Beccadelli (предп. 1341 год) и у рыцарей сопровождающих короля из Dalimil Chronicle 1330-1340 г.
Закрывание лица владельца для защитных целей с одной стороны очень хорошо, но с другой стороны имеет и свои минусы. Достаточно хотя бы для примера взять Битву при Гастингсе чтобы увидеть потребность быстро распознать лидеров. Воины Вильгельма Завоевателя думали что он погиб, пока не смогли узнать его в открытое лицо и убедиться что он все еще жив. К тому же важно чтоб узнавали не только солдаты на вашей собственной стороне, также было важно показать ваш статус оппонирующим солдатам, в надежде что вы, возможно, если вы будете захвачены в плен – то потребуют выкуп вместо того чтобы убить на месте.
Принято считать что Грейтхельмы всегда блестели сталью. Но изобразительные источники показывают часто показывают их нам о ярко раскрашенными. Уже в начале 13-го столетия мы видим что шлема красятся, чтобы соответствовать щитам их владельцев согласно геральдики. Библия Мациевского показывает Большие шлема в разнообразии цветов, в том числе голубым, желтым, апельсиновым, и золотым.
Другим способом идентификации является гребень. То есть нашлемное украшение ("Рыцарь всячески должен подчеркивать свое боевое великолепие" – по словам Дэвида Эджа и Джона Майлса-Паддока), также служило в качестве средства идентификации. Эти гребни были впервые появляются в конце 12-го века; веерообразный гребень на печати Ричард I (Львиное Сердце) одним из наиболее ранних.
Нашлемные украшения могли быть изготовлены из кожи, дерева и штукатурки-гипса (всякие их комбинации) и других материалов, включая ткань и перья, то есть материалы невысокой прочности. Некоторые наиболее экзотические примеры: короны, человеческие головы (мужские и женские), большие пары рогов, птицы с крыльями и головой собаки, другие животные. Один из самых известных примеров является фигура леопарда покрывающая шлем Эдварда Уэлького, известного как Черный Принц.
Примеры реконструкции
Топхельм является одним из наиболее часто воспроизводимым шлемов на сегодняшнем рынке. Топфхельмы были одним из символов своей эпохи, поэтому они пользуются большим спросом среди коллекционеров. Из-за того что они не требуют никаких движущихся частей в конструкции они очень прочны и надежны. Эти шлема также очень популярны среди реконструкторов средневековья. Вот несколько современных образцов реконструкции, взято с Therionarms.com, Medieval-crusader, студии ArtPilot и форума Ордена Северного храма.
Также строго в тему
Литература по теме
Реконструкция старинного оружия / В.Н. Хорев - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 2006
Западноевропейский доспех раннего ренессанса / Жуков К. А., Коровкин Д. С. под ред. А. В. Арановича. — СПб.: СПГУТД, 2005.
Энциклопедия оружия. Вендален Бехайм / Санкт-Петербург АО "Санкт-Петербург оркестр" 1995
История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия, снаряжения рыцарей средневековой Европы / Жарков СВ. - Брест : Академия, 2005.
Ссылки интернет:
фотографии большинства сохранившихся до наших дней топхельмов
75 years great helms
zeitgenössische Darstellungen von Rittern auf Fresken in Österreich
Шлемы в 13 веке
Craig W. Nadler Great helm
myArmoury.com: The Great Helm