автор: SHARIK  |  14-января-2017  |  67 просмотров  |  Пока нет комментариев
Деталь бронзового навершия рукояти средневекового меча, которая была обнаружена на Черновском городище первой половины XIII в.

У статті автори вводять в науковий обіг досить рідкісну для регіону знахідку, а саме головку бронзового наверіия руків’я середньовічного меча, яке було виявлене на Чорнівському городищі першої половини XIII ст. у 2012 р. Авторами стверджується, що головка наверіия меча має бшітське походження. Виявлена знахідка дозволяє прослідкувати та детальніше дослідити військову справу місцевого населення, зокрема простежити взаємовідносини військового контингенту Чорнівського городища із суміжними територіями Русі та Європи у XIII ст.

  • 0
  автор: SHARIK  |  13-января-2017  |  21 просмотр  |  Пока нет комментариев
Скифский бронзовый казан 5-3 в до н.э.Серед різноманітних категорій інвентарю скіфської культури особливе місце посідають бронзові литі казани. Як і так звана «скіфська тріада», що включає специфічні зразки озброєння, кінського спорядження і своєрідний «звіриний стиль» в образотворчому мистецтві, вони виступають ще однією яскравою ознакою матеріального комплексу цієї спільноти. Бронзові казани використовувалися скіфами впродовж всього панування їхньої культури — з VII по ІІІ ст. до н. е. Ця категорія виробів була поширена і в інших кочовиків раннього залізного віку Євразії, але мала свої специфічні відмінності. Вперше термін «казан» до наукового обігу ввів В. Флоринський у 1888 р. та остаточно закріпився в літературі наприкінці ХІХ ст. у працях І.І. Толстого та Н.П. Кондакова. З того часу на бронзові литі казани звертають увагу всі дослідники скіфських старожитностей, особливо з огляду на те, що ця категорія інвентарю в історіографії розглядається не тільки в якості виразного маркера культури, а й як показник соціального статусу похованого.
  • 0
  автор: SHARIK  |  11-января-2017  |  84 просмотра  |  Пока нет комментариев
Сарматский котелок из Слободзеи, МолдавияВ настоящей работе дается иконографический и семантический анализ небольшого ритуального сарматского котла с тремя различными зооморфными ручками — апотропеями и трубчатым носиком-сливом, случайно найденного в районе Слободзеи на левобережье Нижнего Днестра. Судя по полученым результатам, изготовивший его мастер, находящийся под сильным влиянием религиозных представлений, характерных для Центральноазиатского региона, попал в Северо-Западное Причерноморье с очередной (аланской) волной мигрантов. Аналогичные котлы, надо полагать, использовались в неких мистериях, связанных с воскурением психотропных веществ, предшествующих погребальному обряду.
  • 0
  автор: SHARIK  |  31-декабря-2016  |  229 просмотров  |  Пока нет комментариев
Нидамский корабль, нач. IV века н. э.Главным экспонатом Готторфского замка (Археологический музея земли Шлезвиг, Германия) является так называемый «большой Нидамский корабль» (дат. Nydambåden). Он представляет из себя большую лодку, построенную из дубовых досок, весом в 3 тонны, 22,84 м в длину и 3,26 м в ширину. Лодка была война судно с экипажем из 45, 36 из которых были гребцами. Зал, в котором выставляется этот великолепный экспонат, известен как «Нидам Холл». Найден был на Нидамском болоте, в одном из шести отложений торфа, датируеміх между 200-450 годами н.э. Предполагается, что корабль принадлежал иноземцам, которые были побеждены местным населением жившем в районе болота. Корабль из Нидама датируется дендрохронологией 310-320 годами. И его закладка в болото произошла около 340-350 годов.
  • 0
  автор: SHARIK  |  11-декабря-2016  |  362 просмотра  |  Пока нет комментариев
Корабли предшествующие кораблям викингов

С появлением металла в Северной Европе на исходе третьего тысячелетия до Р.Х. технологии судостроения получили дополнительный импульс для интенсивной эволюции. На протяжении столетий процесс поиска залежей меди и олова, необходимых для производства оружия и орудий труда в Бронзовом веке, привел к расширению ареалов торговли и обогатил опыт скандинавов как мореходов. Данное обстоятельство, в свою очередь, подтолкнуло к конструктивным улучшениям судов, что примерно к 1500 г. до Р.Х. дало людям возможность покидать родные воды и, не теряя из вида берега, совершать регулярные торговые экспедиции в Британию, в Ирландию, а возможно, даже в Галлию, Испанию и в страны Средиземноморского бассейна.

  • 0
  автор: SHARIK  |  9-декабря-2016  |  664 просмотра  |  Пока нет комментариев
Топор Черняховской культурыВ последнее время внимание исследователей привлекли предметы вооружения племен Черняховской культуры и ее окружения. В вышедших статьях собран большой материал и в соответствии со взглядами авторов проведена его классификация на основе обширной литературы по европейскому оружию римского времени. Однако отдельные положения этих работ вызывают возражения. Кроме того, некоторые известные вещи из украинских памятников ранее были изданы неполно или неправильно. В этих случаях по возможности нами сделаны новые рисунки с натуры. Список находок также уточнен и существенно дополнен. В данной работе учтено 194 предмета вооружения и снаряжения всадника из 94 пунктов (рис. 1). В их числе более 90 вещей из 40 пунктов в подобную сводку включены впервые. Большинство вещей происходит с поселений, 40% – из могильников, при том, что не более 0,5% погребений содержат такой инвентарь.
  • 0
  автор: SHARIK  |  6-декабря-2016  |  357 просмотров  |  Пока нет комментариев
Существование «Жидовского города» в пределах Древнего КиеваИсходя из данных письменных источников и имеющихся археологических материалов, авторы статьи не отрицают существование хазарской колонии в черте Древнего Киева. По их мнению, на киевских холмах в VI-VIII вв. происходит развитие административно-политического центра полянских племен, которые осуществляют «Таможенный сбор». В VIII в. Хазарский каганат включает в зону своего влияния Среднее Поднепровье. В ІХ в. на территории Киева возникает хазарская (еврейская) торговая фактория. Авторы статьи считают, что именно эта крепость в Х в. упоминается Константином Багрянородным под названием Самбатас. По их мнению, это название относится не ко всему Киеву, а только к его определенной части, связанной с рекой Днепр, – крепость Самбатас располагалась на одном из холмов вблизи Подола. Авторы статьи полагают, что после прекращения выплат дани Хазарскому каганату еврейская община продолжает существовать на территории Киева под названием «Жидовский город», который мог просуществовать до времени гибели Киева в 1240 году.
  • 0
  автор: SHARIK  |  6-декабря-2016  |  345 просмотров  |  Пока нет комментариев
СтремяВ статье на основе материалов Чулковского (Муромского) могильника VIII–X вв., расположенного в правобережье нижнего течения Оки, проанализированы предметы снаряжения верхового коня (удила, стремена, пряжки, украшения уздечек). Установлено, что использование форм предметов конского снаряжения населением муромской культуры, оставившим Чулковский могильник, вполне отвечает общим традициям финно-угорского населения Поволжья VIII–X вв. Формы удил носят отпечаток как степных традиций (удила с S-видными и прямыми псалиями), так и преимущественно местных (удила с двумя и тремя подвижными кольцами). В традиции изготовления стремян наблюдается стремление к единообразию.
  • 0