Сразу отметим, что находки боевых топоров в памятниках скифского времени, в отличие от коротких мечей-акинаков и копий, не говоря уже о наконечниках стрел, весьма немногочисленны. Это может быть связано с тем, что топоры были, прежде всего, оружием знатных скифов. Об этом свидетельствуют некоторые факты.
Во-первых, согласно одной из скифских этногенетических легенд, которые посвящены золотым дарам, упавшим с неба при сыновьях прародителя скифов – Таргитая, была и топор. Овладеть дарами повезло младшему брату – Колоксайу, который и стал родоначальником скифских царей [Геродот, IV, 5].
Во-вторых, боевые топоры в некоторых случаях изображены подвешенными к поясу на скифских антропоморфных статуях, которые по убедительному мнению М.И. Артамонова [1, c. 79], представляют собой воплощенный в камне образ героя-родоначальника. Например, именно топор изображен на известной каменной статуи с Нововасильевки (рис. 1). Не случайно, как свидетельствует Геродот [IV, 70], при заключении клятвенного соглашения скифы, которые договаривались, погружали в чашу, где были смешанная их кровь и вино, оружие, среди которой была и топор. Таким образом, топор будто освящал соглашение.
В-третьих, на предметах греческой торевтики, которые найденные в богатых памятниках скифского времени Восточной Европы, топоры изображены в руках воинов, вероятно аристократов. Прежде всего, это изображение на серебряном бокале с Частых курганов, близ Воронежа (Рис. 2).
Скифские боевые топоры стали предметом детального анализа В.А. Иллинской2 и А.И. Мелюковой3. Первая из них поделила боевые топоры на клиновидные топоры, клевци и топоры-молотки4. Согласно данным В.А. Ильинской, на момент подготовки ее публикации на территории Северного Причерноморья было обнаружено около 60 экземпляров как рабочих, так и боевых топоров 5.
Сейчас их количество, разумеется, несколько увеличилась, но незначительно.
Кроме того, В.А. Ильинская поддержала мнению М.И. Ростовцева, основателя скифоведения как отдельной области историко-археологической науки, о выделении в отдельную группу небольших вотивных бронзовых топориков6. Как считал М.И. Ростовцев, такие топорики были своеобразными скипетрами, что представляли собой символы власти скифских царей.
Рис.1. Скифская стела из кургана вблизи с. Нововасильевка | Рис.2. Серебряный кувшин с Частых курганов | Рис.3. Топоры-скипетры из музея истории оружия |
Но, как справедливо заметила В.А. Ильинская, во всех научно зафиксированных случаях они были обнаружены в захоронениях представителей среднего скифского слоя и могли служить военными знаками главарей родовых скифских отрядов или других небольших отрядов скифского войска. Это наблюдение хорошо подтверждается, в частности, находкой бронзового молоточка-скипетра в виде головы хищной птицы в захоронении № 25 Кичкасский могильника, датируемой V в. до н. е., в небольшом могильной яме вместе с другим очень скромным инвентарем9.
В общем В.А. Ильинской было учтено 9 экземпляров подобных топориков. В последнее время к ним добавился еще один – это изящный бронзовый топорик, обух которой выполнен в виде головы грифона, была найден в кургане № 18 у с. Львово на Херсонщине10.
Заслуживает внимания тот факт, что в известном ольвийском декрете III ст. до н. э. в честь Протогена, который смог подготовить дары для Сайтафарна царя Саев – то ли скифов, то ли сарматов, которой привел свое войско под стены Ольвии для так называемого «кормления», что было своеобразной формой дани, упоминается не только сам царь, но и многие его скипетроносцев. Достаточно распространено мнение, что Сайтафарна был царем поздних скифов низовья Нижнего Днепра11.
Понятно, что принимая во внимание относительно небольшое количество бронзовых вотивных топориков, которые, по справедливым мнением В.А. Ильинской, были символом власти главарей небольших военных отрядов, возникает вполне закономерный вопрос – чем обозначалась власть среднего и высшего звена скифской аристократии.
Об инсигниях царской власти дает яркое представление известный топор VII в. до н. э. из кургана № 1 возле ст. Келермеской, что в Адыгее. Сам топор изготовлен из железа и насажен на деревянную рукоять длиной 72,3 см. Рукоять была сплошь покрыта золотым листом, украшенным выполненными в высоком рельефе фигурами фантастических животных, в характерном для Передней Азии художественном стиле. Похожими золотыми пластинами были украшены обух и отверстие для рукоятки. Уникальность этого топора вполне позволяет согласиться с мнением В.А. Киселя12, что он был символом сакральной власти скифского царя.
Если бронзовые вотивные топорики и келермеский топор якобы олицетворяют два полюса в реальной иерархии скифского общества, то что же представляли собой скипетры среднего и высшего скифской аристократии?
По нашему, возможно гипотетическому мнению, они могут быть представлены топорами-клевцами и топорами-молотками.
Они практически никогда не были обнаружены в захоронениях рядовых скифских воинов, а происходят из курганов скифской знати. Кроме того, возможно ранние (вероятно, VII или начале VI в. До н. э.) из клевцов скифского типа, происходящих из захоронения вблизи Цукур-Лимана на Таманском полуострове13 и из станицы Гостагаевская Краснодарского края14, изготовленные из бронзы, которая в то время для изготовления оружия (исключая литых наконечников стрел) уже не использовалась. Однако, сакральный характер бронзового оружия может быть подтвержден тем, что именно из бронзы были изготовлены две пары бронзовых жертвенных ножей, происходящих из кургана VI в. до н. э. Репяховатая Могила, что на Черкаcщине15.
А.И. Мелюкова16, учитывая относительно небольшое количество боевых топоров, найденные на территории степной части Северного Причерноморья по сравнению с памятниками Лесостепи, в частности с курганами Посулья, пришла к выводу, что этот вид оружия был лишь второстепенное значение в скифском военном быту.
Однако, она не учла, что в северо-причерноморских степях обнаружено лишь чуть более 100 скифских захоронений VII - V вв. до н. э.17, тогда как В.А. Ильинская уверенно отождествила со скифскими дружинными некрополями эпохи архаики курганы Посулья.18 Именно этим и можно объяснить, почему в посульских курганах обнаружены так много боевых топоров – более 2119.
По клевцам из памятников Северного Причерноморья, то наибольший их набор был обнаружен в Бердянском кургане начале IV в. до н. э., который, скорее всего, был усыпальницей одного из правителей большого военно-территориального объединения скифов (Геродот называет их номархами), которые, вероятно, были представителями царского скифского рода. Как и другие украшения конской узды и предметы вооружения, четыре железных и один биметаллический клевца были подвешенны на железном крюке, вбитом в стенку погребальной камеры Центральной могилы20.
Уникальным для скифских древностей является биметаллический клевец. Он длинный и несколько изогнутый, а обух украшен бронзовой обоймой, верхняя часть которой выполнена в виде головы человека. Не вызывает сомнения, что данный клювець имел сакральное значение и был символом власти.
Итак, после такого краткого обзора вопрос о скифских боевых топорах, перейдем к хранящимся в Музее истории оружия в г.. Запорожье (вероятно, они происходят из памятников Таманского полуострова, где жили родственные скифам племена синдов и меотов), и которые топоры мы считаем символами власти.
Во-первых, это небольшой (длина 9 см) вотивный топорик (рис. 3, 1, 6), но в отличие от других подобных изделий, он изготовлена не из бронзы, а есть сплошь железный. Диаметр проушины – 1,7 см. Одна часть топорика имеет вид молотка, другая – украшена изображением головы хищной птицы, скорее всего фантастического грифона с загнутым клювом и большими глазами. К сожалению, в связи с коррозией металла выявить все детали изображения невозможно. Но, безусловно, по своей стилистике это изображение позволяет датировать эту топорик VII - первой половиной VI в. до н. э. Ведь именно таким образом были оформлены многие вещи эпохи скифской архаики. Например, это костяные наконечники деревянных ножен мечей с Тлийського могильника в Южной Осетии, в частности по захоронению № 24621, или верхняя часть костяного псалия из кургана VI в. до н. э. Старшая Могила в Посулье22. Среди других аналогичных изображений можно вспомнить и оформления верхней части бронзовых Рис.5. топоро-скипетров из Музея истории оружия, псалиев из кургана № 6 вблизи пгт. Красный Флаг, в Ставропольском крае, который датируется второй половиной VII в. до н. э.23.
Другие топоры-скипетры из Музея истории оружия относятся к категории топоров-клевцов и топоров-молотков.
Рассмотрим сначала древнейшие из них. Безусловно, к их числу относится, прежде всего, биметаллический клевец (рис. 4, 1, 9). Его железная боевая часть длиной 22 см, состоящпя из киркоподобного клинка и молотковидного обуха, соединенная с бронзовой втулкой, нижнее отверстие которой равна 28 мм. Во втулке имеется небольшое отверстие, обеспечивающие надежное крепление клевца к деревянной рукоятке с помощью какого-то металлического стержня.
Аналогий этом клевцу известно не очень много. Прежде всего это северокавказские экземпляры с Перкальського могильника24 и находка вблизи пос. Гунделен25. Как считает В.Б. Виноградов26, у населения Северного Кавказа они появились вследствие связей с «ананинським миром» через посредство савроматских племен.
Действительно, в памятниках савроматов известно несколько экземпляров таких клевцов. Например, это биметаллический клевец, найденный вблизи Оренбурга27.
Подобные клевцы встречаются и в памятниках Ананьинской культуры. В частности это оригинальный клевец длиной 17 см, что происходит с пос. Большая Таяба. Он имеет подобный клюву железный клинок, бронзовую проушину, которая переходит в железный обух со шляпкой на конце. Бронзовая часть декорирована геометрическим орнаментом. Этот клевец, который А.Х. Халиков бесспорно считает символом власти, датируется, примерно, VII - VI вв. до н. э.28
К ранним экземплярам относятся еще несколько клевцов из экспозиции музея. Среди них железный клевец длиной 175 мм с кинжалоподобным клинком, овальной проушиной и молоткообразным обухом (рис. 4, 3, 11). Данное изделие является оружием редкого типа, ближайшая его аналогия – клевец из захоронения № 258 Тлийського могильника29.
Уникальным является клевец (длина 237 мм), который имеет также кинджалоподобный, немного изогнутый клинок и обух в виде молотка. На окончании обух имеет расширение, украшенное геометрическим орнаментом (рис. 3,3, 7). Близких аналогий ему нам неизвестно, разве что можно слегка сравнить его с уже упоминавшимися клевцами из станицы Гостагаевской и с пос. Большая Таяба, но первый является бронзовым, а последний – биметаллическим, а его геометрическая орнаментация более пышная. Однако это может указывать на довольно раннюю дату (вероятно, в пределах VII - первой половины VI в. До н. э.) клевца из Музея.
К достаточно редкому типу относятся и боевые железные топоры, один из частей которых представляет собой типичный клевец, а другой имеет вид топора с широким лезвием. Двое из них довольно массивные и имеют длину 327 мм (рис. 5,1, 12) и 315 мм (рис. 5, 2, 13). Третий меньше по размерам (длина 134 мм), а его клювовидная часть весьма короткая (рис. 5, 3, 14). Других подобных железных топоров мы не знаем, какокой-то аналогией им может быть бронзовый клевец с Цукур-Лимана, что уже упоминался. Несмотря на то, что они изготовлены из разного материала, их типологическая близость позволяет датировать эти три топора из собрания Музея примерно VII - VI вв. до н.э. К сожалению, как и в других случаях, точное определение их даты затруднено отсутствием данных о вещах, найденных вместе с ними.
Еще одно изделие относится к категории топоров-молотков. По В.А. Иллинской30, они являются основным типом скифских боевых железных топоров. Исследовательница разделила их на три типа: дуговидно изогнутые; с прямой спинкой и с лопастью, симметрично расширяется к лезвию.
К первому типу относится железный топор длиной 227 мм, который якобы происходит из окрестностей г. Геленджик (рис. 4, 2, 10).
Наконец вспомним еще два необычных боевых железныех топора. Один из них, длиной 193 мм (рис. 5, 4, 15), имеет прямую спинку и состоит из двух клиновидных лезвий. Второй – это топор-молоток длиной 150 мм, обух которого изогнут вниз в виде крючка (рис. 3, 2, 8).
Мы еще раз напоминаем, что наше мнение о таких топорах, как о своеобразных скипетрах не является бесспорным, но надеемся, что публикация этой коллекции еще не введенной в научный оборот, будет способствовать изучению боевых топоров скифского типа.
Авторы: Мурзін В.Ю. Шлайфер В.Г. Скіфські сокири-скіпетри із зібрання Музею історії зброї у м. Запоріжжі //аукове видання: Історія зброї: Альманах. — Запоріжжя: № 1/2008. Переклад з української Віктор Шарко, укр. версія