Внешний вид современных европейцев отличается от того, как выглядели люди в Средние века: меньше был их рост, отличалась от нынешней и одежда. Ведь тогда использовались другие ткани и крой. Несколько иными, чем в наши дни, были размеры самих костюмов и их вес. Поэтому прежде чем выйти на сцену или съемочную площадку в наши дни актерам приходится привыкать к одежде той эпохи. В противном случае люди века компьютеров и самолетов выглядели бы неестественно и скованно в костюмах сеньоров и замковых служащих.
ТКАНИ И УКРАШЕНИЯ
Богатством и пышностью своих одежд знатные сеньоры подчеркивали свою принадлежность к феодальной верхушке общества. Но многое зависело от уровня развития орудий труда, хозяйства и природных условий в той или иной стране. Например, из-за отсутствия оконного стекла в ранних средневековых замках было очень холодно и сыро. Поэтому людям приходилось носить шерстяную одежду и кутаться в меховые плащи. Сильно затрудняла изготовление одежды несовершенная конструкция ткацкого станка, долгое время не позволявшая выделывать ткани шире 70—90 см. Сначала полотнища ткани приходилось сшивать из отдельных кусков, из-за чего покрой одежд был очень простым, а сами одежды были грубы и напоминали монашеское облачение Для производства тканей выращивали лен и коноплю. Из них изготавливали посконную или замашную ткань — главный материал одежды для бедняков. Использовались как мужские, так и женские растения конопли, созревавшие в разное время. Мужские шли на тонкую ткань, а вот из женских, более грубых и прочных, делали пеньку — волокно, которое не разъедала морская вода. Шерсть получали от коз и овец Шелк был очень дорогим материалом. Покупали его у византийских купцов.
До XI в. и ткань, и одежду чаще всего шили в поместье самого феодала. Средневековье в области изготовления одежды многое наследовало у Рима и Византии, что-то привнесли в моду и варвары. Одевали, например, тунику, бывшую мужской и женской одеждой. У короля и знати туника всегда была длинной. В период романского искусства швы на одежде, и в частности на туниках, оторачивались укрепляющей тесьмой. У монарших особ туники отделывалась широкой каймой, которая не только вышивалась, но и украшалась пластинками из золота и драгоценными камнями. Состоятельные люди носили две туники. Нижняя (обычно льняная) называлась камиза, а верхняя — котта, которая могла быть как с короткими рукавами, так и в виде безрукавки, из-под которой виднелись рукава камизы. На котту шла шерстяная ткань, а ее рукава и подол украшались вышивкой.
Грубую одежду романской эпохи в XII в. заменили платья. Тонкое сукно из Фландрии и Италии позволило шить платья, которые мягко облегали фигуру и при этом были настолько прочны, что сшивать их из отдельных кусков по частям уже больше не требовалось.
Очень популярным видом одежды, которую носили не только мужчины, но и женщины, стали шоссы - чулки, которые на каждую ногу надевались по отдельности и закреплялись на поясе при помощи завязок. Под них вместо современных трусов или плавок мужчины надевали широкие полотняные штаны - брэ, доходившие до колен или даже до лодыжек.
Самым распространенным головным убором Средневековья был простой полотняный чепец — бегуин, популярность которого была связана с тем, что даже знать была вынуждена использовать его как подшлемник под капюшон из кольчуги. В большой моде были шляпы из фетра — цилиндрические, конические, с полями или с козырьком. Другим популярным головным убором был капюшон. Он мог быть скроен заодно с плащом или был одним целым с небольшой пелеринкой, закрывавшей плечи и верх рук. Знатным дамам допускалось носить простой льняной платок. Но в этом случае голову старались украшать золотым обручем или даже чеканной короной, инкрустированной драгоценными камнями. Повседневную одежду в раннее Средневековье шили из тканей серого, черного, коричневого и фиолетового цветов. Некоторое время модным являлся желтый цвет — символ воинства. Красный и зеленый считались цветами знати. Но вот в XV в. синий и зеленый цвета уже не использовались так широко, а от желтого и коричневого и вовсе отказались. Во второй половине XV в. строгое сочетание черного с белым вытесняется комбинацией желтого с синим Самой красивой и дорогой отделкой считался мех. Особый ордонанс (королевский указ) короля Франции 1294 г. определял, что только знать могла носить шубы из беличьего меха и горностая, а разбогатевшим горожанам полагался всего лишь кошачий мех.
ШЛЕЙФЫ И ПЕРЧАТКИ
Простой по крою одеждой был нараменник («рамена» — плечи) — род плаща, состоявшего из куска ткани, согнутого пополам и с вырезом для головы. По бокам нараменники знати имели меховую оторочку и обычно подпоясывались. Другой разновидностью этой одежды был сюрко, сшивавшийся по бокам и имевший короткие рукава, но чаще всего — обычные проймы. Любопытно, что только с XIII в. рукава стали пришивать к одежде раз и навсегда: до этого на ночь их отпарывали, ибо одежда была настолько тесна, что ее невозможно было снять. К середине XIV в. додумались сшивать и половинки штанов. Для женского платья обычным стал шлейф, длина которого зависела от положения женщины в обществе. Например, королева могла иметь шлейф в 11 локтей (один локоть — 45 см), герцогини и принцессы — в 8 локтей. В обиход вошли перчатки. Если в XI в. их выделывали только из кожи, то затем стали шить из дорогих тканей и украшать драгоценными камнями и вышивкой. В церковь в перчатках не входили. Руку в перчатке для рукопожатия не подавали — такой жест считался оскорбительным. Вручение своей перчатки другому лицу означало оммаж — признание перед ним своей феодальной зависимости, а брошенная в лицо или под ноги перчатка означала вызов на поединок. Временем «бургундских мод» назвали XV столетие. Представители знати подражали тому, как одевались при дворе герцога Бургундского. Как отмечал австрийский хроникер того времени, каждый тогда носил то, что ему нравилось. У одного щеголя жакет был из двух цветов, а у другого — левый рукав был намного шире правого. У некоторых рукава украшали полосами ткани различных цветов и даже золотыми монетами. А вот сеньор Ла-Гир и вовсе явился во дворец в роскошном красном плаще, который был сплошь увешан крошечными серебряными колокольчиками.
РЫЦАРИ, ЗАМКИ, ОРУЖИЕ - В. О. Шпаковский, МОСКВА