Исторический костюм :

Одежда госпитальера второй половины 13 века

  автор: SHARIK  |  9-ноября-2011  | 35 544 просмотра | 1 комментарий
загрузка...

Комплекс гражданской одежды брата-рыцаря Ордена Всадников Госпиталя Св. Иоанна Иерусалимского в период с 1258 – 1277 годов

Концепция:

Целью данного исследования является попытка на основании анализа и последующей интерпретации археологических, изобразительных и нарративных источников  на практике воспроизвести возможный комплекс гражданской одежды брата-рыцаря Ордена Всадников Госпиталя Св. Иоанна Иерусалимского середины – третьей четверти ХІІІ века.

 Теоретическая часть:

Дабы положить начало нашего исследования необходимо привести и проанализировать данные о специфике одежды братьев известные на данный момент. Орден, как и любая другая монашеская организация того времени, имел устав, который регламентировал жизнь (в том числе и быт) братьев Ордена. Один из таких уставов относящийся ко времени правления Великого Магистра Альфонса Португальского (1203 – 1206 года) дает нам такой перечень предметов гардероба брата Ордена:   

     1. белые льняные или хлопковые брэ (три пары)

     2. белая льняная или хлопковая шемиза (три штуки)

     3. котта (три штуки)

     4. белые шоссы (две пары: одна - шерстяная, другая - льняная)

     5. хлопковый чепец (каль) (одна штука)

     6. белая шапка (одна штука, возможно войлок или фетр)

     7. черный шерстяной гарнаш и худ, видимо отдельно (по одной штуке)

     8. черный шерстяной плащ - подбитый мехом, на зиму (одна штука)

     9. черный шерстяной плащ - без подкладки, летний (одна штука)

     10.  белые льняные простыни (четыре штуки)

     11.  льняная сумка для постельных принадлежностей[i][1]

Первый известный устав Ордена как военно-монашеской организации это Правила Ордена святого Иоанна Иерусалимского принятые при Великом Магистре Раймонде де Пуи и утвержденные Папой Каликстом ІІ в 1120 году. Согласно этого устава: « пусть все братья … отныне и впредь носят на своей груди и также на плащах своих крест в честь Господа нашего и Святого Распятия[ii][2]». В книге «История Мальтийского Ордена»[iii][3] приведен другой вариант Правил, судя по всему, много более поздняя интерпретация: «Одежду кавалерскую, черную (vestem pullam) да носит со знамением белого креста на левой стороне». В любом случае было ли упоминание черной одежды в первоначальной редакции Правил или нет, но к середине – третьей четверти ХІІІ века мы можем смело утверждать, именно о черном цвете рясы и плаща брата-рыцаря Ордена. Вот что на счет цвета одежды братьев-рыцарей пишет Д. Николль в своей публикации в журнале «Оспрей» «Рыцарь-Госпитальер, 1100-1306 гг.»: «В 1259 году Папа Александр IV даровал братьям-рыцарям Ордена характерную одежду, ведь раньше не было разницы в костюмах братьев-рыцарей и сержантов: "Рыцари, что служат в Вашем Ордене, должны носить черные плащи, дабы быть отличными от других братьев реченого Ордена [которые видимо, носили темно-коричневые[iv][4]».

Вот еще одна интересная деталь, приведенная в книге «История Мальтийского Ордена»[v][5]: «Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, изготовленной из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный белый восьмиконечный крест на груди — их целомудрие. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях — благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь благ, которые были обещаны Христом всем праведникам в раю в Нагорной проповеди».

Что касается цвета котты и шосс тут с твердой уверенностью утверждать нельзя, но, по-видимому, как и у тамплиеров, они были белого цвета и символизировали целомудрие и чистоту обетов данных носителем[vi][6].

Про головные уборы Д. Николль сообщает такое: «На голове брат должен был носить белый чепец, сначала двойной толщины, позже - простой. Всегда, кроме церковных богослужений, поверх чепца одевалась большая облегающая шапка, краями обязательно касающаяся верха ушей с обеих сторон. В правилах 1280 г. специально оговаривается, что брат не может снять свой головной убор (biretta), даже если жарко, пока не появится веская причина. Также брат мог носить шляпу с полями, белый тюрбан или oreillet (какой-то головной убор, что закрывает уши) для защиты от палящего солнца Ближнего Востока. Статута 1262 года определила, что во время военной экспедиции брат мог носить тюрбан только белого цвета, со свисающим до пояса хвостом, без вышивки[vii][7]».

Касательно обуви Д. Николль пишет: «В первом Госпитальерском Уставе, братьям не разрешались сандалии (planeaus) или галоши, но была допустима обычная обувь – soliers. С конца ХІІ века был разработан целый комплекс указаний, в каких случаях можно не снимать обувь; так, например, брату-госпитальеру разрешили не разуваться в течение ночи и так далее. Как продолжение этих правил, в 1270 году в Акре, статутой было запрещено носить мягкую обувь (estiveaus), бытовавшую на Ближнем Востоке, кроме того времени, когда брат был вооружен. Тем не менее, проблемы с обувью продолжались - в конце ХІІІ века, уже на Кипре, запретили туфли с длинными носами и повторяющие их форму, модные в то время чулки с носком заостренной формы (chauses avantpies). Стоимость подобной одежды была, несомненно, очень высокой, и с середины ХІІІ века многие братья обеспечивались определенным количеством денег на её закупку[viii][8]»

По вопросу о запрете, использования при изготовлении одежды и обуви определенных материалов Правила Раймонда де Пуи указывают следующее: «И не должно братьям носить яркие одежды и меха животных[ix][9]». Следовательно, госпитальеры не использовали шелковых, парчовых и прочих дорогих тканей, как и другие монахи. Следуя обету бедности, они использовали такие простые и не дорогие ткани как сукно, льняное полотно и простые хлопчатобумажные ткани местного палестинского производства. В отношении мехов диких животных как мы видим, так же действовал запрет, следовательно, госпитальеры могли использовать только овчинный мех[x][10].

рыцари играют в шахматы

В довершение хотелось бы обратить внимание на то, что изобразительных источников показывающих братьев-госпитальеров опубликовано не так много, но даже те немногие опубликованные позволяют весьма четко уяснить ту степень разности между обычной гражданской одеждой и одеждой братьев Ордена. По моему мнению, наиболее качественным из этих изобразительных источников является иллюстрация из «Книги Игр» короля Альфонса Х. На миниатюре изображены два брата Ордена Госпиталя: брат-рыцарь (в черном) и брат-серв-дарм (в коричневом).

Что наиболее интересно, так это сюжет миниатюры, согласно которому выходит, что братья Ордена играют в шахматы, что было категорически им запрещено, так как в Средневековье шахматы считались азартной игрой, а азартные игры братьям Ордена, как и любым другим монахам, были запрещены.

 

Нижняя одежда:

1. шемиза – льняная реже хлопчатая нательная рубаха; за основу кроя был взят артефакт так называемой шемизы короля Людовика IХ Святого. Мною были проанализированы фото артефакта[xi][11](рис. 2 в). Также я сравнил фото с вариантами реконструкции кроя произведенными Dorothy K. Burnham (рис. 1) и H.R. Jones (рис 2.)

шемиза  шемиза

Сравнив схемы и фотографии, я пришел к выводу, что касательно общей схемы сборки шемизы  H.R. Jones была права (за исключением правда длинны рукава[xii][xii][12]). Также мною были учтены те выводы H.R. Jones касательно отделки швов (рис. 2 а) которые в своем варианте не указала Dorothy K. Burnham. В результате реконструкции вышел вариант (рис.3), который в отношении схемы сборки и отделки следует варианту H.R. Jones, но учитывает неточности в предполагаемой длине рукава.

шемиза шемиза

 

2. Каль – льняной, реже хлопковый чепец. Этот головной убор, судя по многочисленным миниатюрным и скульптурным изображениям ХІІ – ХІІІ века, был неотъемлемой частью мужского костюма, и госпитальеры здесь не исключение.

каль

 Рис.4а(Библия кардинала Мациевского приблиезительно1250 год)

каль

Мой вариант практического исполнения (рис.4б).

3. Брэ – нижние короткие штаны-трусы, к которым крепились чулки-шоссы.

брэ брэ

В основу реконструкции брэ легли многочисленные миниатюрные и скульптурные изображения середины, второй половины ХІІІ века, для примера изображение из Библии кардинала Мациевского (рис.5) и фрагмент барельефа из кафедрального собора в Реймсе, Франция (рис.6). На рисунке 7 а и 7 б,  изображен мой вариант реконструкции брэ.

брэ брэ

Первый слой верхней одежды

1. Шоссы– раздельные чулки из сукна, шелка и предположительно льна без подкладки. Шоссы в Европе носили еще со времен первых Каролингов и как ни странно до конца XIV века их крой мало чем изменился. Важно упомянуть, что кроме многочисленных изображений шосс есть еще и артефакты. Например эти замечательно сохранившиеся шелковые шоссы конца ХІІ - начала ХІІІ века (рис.8а); именно по этому экземпляру и была создана использованная мною схема кроя (рис.8б)Вот то, что получилось (рис. 9):– раздельные чулки из сукна, шелка и предположительно льна без подкладки. Шоссы в Европе носили еще со времен первых Каролингов и как ни странно до конца XIV века их крой мало чем изменился. Важно упомянуть, что кроме многочисленных изображений шосс есть еще и артефакты. Например эти замечательно сохранившиеся шелковые шоссы конца ХІІ - начала ХІІІ века (рис.8а); именно по этому экземпляру и была создана использованная мною схема кроя (рис.8б)Вот то, что получилось (рис. 9):

шоссы шоссы шоссы выкройка

 

2. Котта – верхняя рубаха из сукна, возможно льна. Могла быть как на подкладке, так и без нее. Котты есть в артефактах (Бокстенский утопленник) и в изобразительных источниках (книжные миниатюры, фрески, скульптура). Для реконструкции мною был выбран один из вариантов показанных в Библии кардинала Мациевского (рис.11) 

 котта котта

 

На этой миниатюре изображена котта с контрастного цвета подкладкой. Длина котты была разной и могла варьироваться от длинной, до средины голени (рис. 11 а) и более короткой до колена (рис. 12). План-схема кроя (рис. 11 б). Мой вариант изготовлен из белого сукна саржевого переплетения 2:2, длина подола до колена, подкладка отсутствует из соображения нецелесообразности ее использования при климате Леванта (рис. 13).

  
Деталь отделки разреза подола котты (рис. 14).
  котта

 

3. Беретта – верхний головной убор сферической формы из войлока, фетра. По длине должен нижним краем касаться верхней мочки уха. При реконструкции, я учел, что известно два разных варианта беретты. Первый, очень похож на современный берет, в изобразительных источниках ярко показан на статуе графа Эрхарда в соборе Наумбурга (рис. 15 а), второй сферической формы часто можно видеть на многочисленных миниатюрах того периода, например в Библии Мациевского (рис. 15 б). Учитывая это мною было изготовлено оба варианта в белом (рис. 16 а, б) и черном (рис. 16 в) цветах. 

шапка шапка 13 век берет 13 век

Второй слой верхней одежды

1. Хабит\роба – вид длинной (до лодыжек) монашеской одежды с капюшоном или без него.

Ввиду того, что хабит как предмет одежды часто упоминается в уставах всех монашеских орденов (Госпитальеры тут не исключение) и  в ситуации когда нет археологических находок которые четко атрибутированы как предметы одежды братьев этого Ордена. При реконструкции мною был использован крой единственного сохранившийся с ХІІІ века монашеского хабита, - хабит св. Франциска Азисского (рис. 17 а, б)  

хабитхабит выкройка 

 

Ну и собственно, что получилось в результате рис. 18, 19

 

одежда госпитальеровреконструкция одежды госпитальеров 

 

2. Шаперон\худ (фр. Chaperon, анг. Hood)  - отдельный капюшон с широкой или узкой пелериной, с хвостом или без носился на голове в качестве головного убора у женщин и мужчин. При реконструкции  был использован крой шаперона из захоронения Herjolfsnes no.79 из Гренландии (рис. 20 а) (информацию по этим находкам можно найти в Nörlund, Poul. "Buried Norsemen at Herjolfsnes: an archaeological and historical study." Meddelelser om Gronland: Udgivne af Kommissionen for ledelsen af de geologiske og geogrfiske undersogelser i Gronland. Bind LXVII. Kobenhavn: C.A. Reitzel, 1924.). Результат практической реализации можно видеть на рис. 20 б. 

шаперон

 

2. Плащ мантель – По покрою мантель был похож на полукруглый шап, но в отличие от старинной накидки едва набрасывался на плечи, спускался за спину и удерживался на плечах только благодаря шнурку, свитому из шелка, декоративной ленте или кожаному шнуру. Если шнурок или ленту не цепляли за аграф, то их придерживали рукой. Во многих памятниках готической эпохи был увековечен этот характерный жест — рука, легко прикасающаяся к груди и не дающая соскользнуть накидке. Плащ-мантель был одеждой людей благородного происхождения, предназначенной для торжественных церемоний, праздников и беспечного времяпрепровождения. За основу кроя и отделки были взяты многочисленные изображения таких плащей в источниках ХІІІ века. Вот примеры таких изображений: Скульптура графа Экхарда из собора в Наубурга (рис. 21), помазанье Эдуарда Исповедника из одноименного жития конца ХІІІ века (рис. 22)., деталь застежки аграфа надгробие Конрада Тюрингского 5-ого Великого Магистра Тевтонского Ордена (ум. 1240 году) (рис. 23). То, что получилось можно увидеть на общих фотографиях и фотографии собственно застежки-аграфа (рис. 24).

одежда госпитальеров одежда госпитальеров

Обувь

В  выборе обуви я руководствовался тем богатым арсеналом находок, который опубликован в замечательной обзоре находок обуви из Лондона «Shoes and Pattens» автора Francis Grew & Margrethe De Neergaard, (c) 1988, 2001 Museum of London. Как наиболее характерную и одновременно удобную для ношения обувь я выбрал toggle ankle-shoes найденный в слоях второй половины ХІІІ века (рис. 25, 26, 27), произвел реконструкцию употребляя все характерные для того периода технологии пошива обуви, включая и рядно-торцевой шов с рантом. Вариант реконструкции – рис. 28, 29.

обувь 13 векаобувь 13 века

Общий вид

 


[i][i][1] Д. Николль публикация в журнале «Оспрей» «Рыцарь-Госпитальер, 1100-1306 гг.» стр. 41

[ii][ii][2] Правила Ордена всадников Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского, пункт ХХ

[iii][iii][3] Андреев А.Р., Захаров В.А., Настенко И.А. История Мальтийского ордена. XI–XX века. М.: SPSL — «Русская панорама». 1999. — 101 стр. Приложение 2

[iv][iv][4] Д. Николль публикация в журнале «Оспрей» «Рыцарь-Госпитальер, 1100-1306 гг.» стр.22; Это утверждение, скорее всего, основано на изображении госпитальеров в иллюстрированном манускрипте «Книга Игр» короля Альфонса Х посвященной шахматным дилеммам и датированной 1286 годом (рис.) (примечание автора)

[v][v][5] Д. Николль публикация в журнале «Оспрей» «Рыцарь-Госпитальер, 1100-1306 гг.» стр.9

[vi][vi][6] За отсутствием прямых свидетельств, приходиться проводить аналогии с Орденом Тамплиеров: «…не позволяется носить белые плащи, так, чтобы те, кто отвергли жизнь во тьме, узнавали друг друга, как связанных с Создателем знаком этих белых накидок, что означают чистоту и полное целомудрие» Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров, пункт 17, стр. 3

[vii][vii][7] Там же стр.22

[viii][viii][8] Там же стр.22

[ix][ix][9] Там же, пункт VIII

[x][x][10] Вновь стоит провести параллель между иоаннитами и тамплиерами « и мы приказываем, чтобы никто из братьев не имел ни кусочка меха 41 на своих одеждах, и ничего иного, что служит привычкам тела, ни даже одеяла, если оно не из шерсти ягнят либо овец.» Текст Французского Устава Ордена Рыцарей Тамплиеров, пункт 18, стр. 3

[xi][xi][11] Фото шемизы Людовик ІХ Святого размешены в переводе статьи Heather Rose Jones ‘Another look at St. Louis’ Shirt’©2001, 2004. Перевод: Часовитина Ольга Владимировна © 2007. …

[xii][xii][12]«… Длинна рукава 15 дюймов (около 38 см), указанная Хитер Роуз Джонс, соответствует длине рукава до середины предплечья, то есть «три четверти» от обычной длины рукава (в противном случае пришлось бы предположить, что рост Людовика Святого около 115 см)» — прим. перевод. к статье Нeather Rose Jones ‘Another look at St. Louis’ Shirt’©2001, 2004. Перевод: Часовитина Ольга Владимировна © 2007.

 

Автор статьи и одежного комплекса:  Fra Bertran

Наиболее разнообразную и полную информацию об одежде Гооспитальеров можно получить на сайте смоленской командории ордена Госпитальеров 

загрузка...
  Голосов: 6
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  1.   Юля 
    9 июня 2013 01:59 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Костюм супер :) молодец) Я,наверное, 13 века шить буду...
      ¤ жалоба