Считается что рыцарь - это непременно тяжело снаряженный конный копейщик, ну или в самом крайнем случае мечник. Но крестоносцы, скажем Тевтонского Ордена, часто сражались с противником, о котором в остальной Европе, да и на Руси, могли и понятия не иметь. Не стоит упускать из виду, что Тевтонский Орден (как и большинство военно-монашеских орденов) был основан во время Крестовых походов; братьям-рыцарям нужно было каким-то образом воевать с мусульманами. И не просто воевать, а побеждать. Именно для этого они и существовали. А уж если побеждать — волей-неволей необходимо было учиться, приспосабливаться к действиям врага, учитывать его тактику, вооружение, способы боя и т. д. Иными словами, образ мыслей и действий тевтонских воинов должен был быть достаточно гибким, не шаблонным. Это было даже закреплено в орденском Уставе:
«Статья 22. О рыцарях. Так как этот Орден специально основан для рыцарей, сражающихся против врагов Креста и веры, и так как обычаи врагов в сражении и других вопросах очень разнятся в разных землях, и таким образам необходимо противостоять врагам разным оружием и разными способами (выделено нами — Ю. К.), мы оставляем на усмотрение старшего меж братьями все вопросы, касающиеся рыцарей, лошадей, оружия, слуг и другие вещи, надлежащие и допустимые братьям в битве, чтобы он приказывал и решая все вышеупомянутые вопросы совместно с советом мудрейших братьев провинции, в которой идёт война, или же с теми, кто рядом, если он не может отложить решение этих вопросов, не повредив остальным братьям».
Иными словами, Устав не предписывал строго определённых приёмов и способов ведения боя, но давал большую свободу личной инициативе братьев, и не только в тактике, но и в выборе оружия.
Об оружии надо сказать особо. Уж сколько писано-переписано о том, что тевтонские рыцари носили неподъемно тяжёлые доспехи (потому они, мол, и провались под лёд) и не могли воевать пешими, а будучи сброшенными с коня становились беспомощными и небоеспособными. За последнее время вышло достаточное количество литературы по средневековому защитному снаряжению, из которой отчётливо видно, что рыцари отнюдь не были перегружены снаряжением, а уровень их боевой и физической подготовки вполне позволял им успешно воевать в доспехах, причём как в конном, так и в пешем строю, вот такой интересный эпизод описан в Хронике земли Прусской. с. 77:
«...Святополк (князь восточного поморья с 1220 г.) полагая, что братья не собираются бежать, повелел тысяче лучших человек из войска своего спешиться, наставляя их, чтобы они с великим шумом и гамом напали на братьев и, встав сзади под прикрытием щитов, копьями своими пронзили бы коней христиан, говоря: „На них тяжёлые доспехи, и они не могут сражаться пешими ". После того как оба войска приготовились к сражению, господин Генрих (Генрих фон Лихтенштейн — немецкий рыцарь-паломник, участник IV крестового похода в Пруссию) вернулся и, глядя на врагов, сказал братьям: „Промедление смерти подобно. Так нападём на них " И бросились они на неприятелей, и завязалась между ними жестокая битва, и из войска Святополка на месте сражения пали 1500 человек; из христиан никто не был смертельно ранен, лишь 10 боевых коней их пали, пронзённые вражескими копьями".
Надо сказать, «арсенал» оружия, которым располагали орденские братья, был весьма разнообразным. В той же 22-й статье Устава, например, как нечто обыденное упомянуты "тонкие пики" (возможно, имеются в виду дротики): «...тонкие пики могут покрываться ножнами, дабы оставались они острыми для нанесения ран врагам». А в «Хронике земли Прусской» Петра Дусбургского среди снаряжения братьев перечислены: длинный щит, меч, копьё, круглый щит броня (доспехи), лук и колчан, стрелы, праща, жезл (булава), шлем. Это вовсе не сухой перечень; орденские братья все это оружие активно использовали. Что касается щита, меча, копья, доспехов, шлема и булавы — всё ясно, это типовые элементы комплекта вооружения европейского рыцаря того времени, а вот упоминание метательного оружия, причём как само собой разумеющейся составляющей этого набора, заслуживает внимания. Интересно, что именно братья-рыцари, отпрыски дворянских родов, отнюдь не гнушались ни дротиками, ни луками, ни арбалетами. И не только не гнушались, а старались совершенствовать своё мастерство во владении указанным оружием
Статья 23 орденского Устава. «Об охоте», предписывает: «...братья могут также стрелять птиц, дабы упражняться в стрельбе и повышать своё мастерство». Использование орденскими братьями луков и арбалетов в бою подтверждают различные хроники: «...один прусс Пиопсо, вождь вармийский, собрав всю силу войска своего, осадил упомянутый замок Балга, и поскольку он был во главе остальных, то как полководец желал сам идти в битву впереди остальных, и на подступах к замку пронзённый стрелой одного брата, он, упав на землю, испустил дух; отчего остальные, испугавшись, ни с чем отступили».
«Братья со всей дружиной своей молча скрывались за стенами замка с утра до девяти часов [до полудня по тому времяисчислению], и когда пруссы увидали, что в замке никто не показывается, то подумали, что осаждённые бежали, и мощным ударом штурмовали замок. Но братья, выйдя из укрытий, оттеснили их, многих убив и смертельно ранив стрелами и ударами камней»
«В это время мощная рать пруссов, судовов и литвинов вторглась в землю Самбийскую и, поставив литвинов с одним камнемётом с одной стороны, а остальных с другим — с другой, восемь дней, ежедневно штурмуя, осаждали замок Видов. Наконец однажды, когда все сошлись для битвы, лучники со стрелами (имеются ввиду прусы), камнемёты, прочие — с дровами и соломой для сожжения замка, а остальные другими способами досаждали осаждённым, Генрих фон Таупадел, после ставший братом ордена дома Тевтонского, муж доблестный и в совершенстве владевший искусством баллистариев призвал осаждённый народ к обороне и с ним потушил огонь, не раз разводимый для сожжения замка. В этой жесточайшей битве многие язычники были убиты и смертельно ранены; но вышеупомянутый Генрих, выстрелив из баллисты, пронзил стрелой и убил одного знатного и властьимущего человека, вождя литвинов, а с другой стороны выстрелил в одного мастера, который, чтобы починить камнемёт, поднялся на верх его, и стрелой пригвоздил ему руку к камнемёту; увидев это, испуганные язычники сняли осаду».
«...Диван, вождь бортов, с 800 воинами осадил замок Шёпензе и поклялся силой богов своих, что, если они сразу не сдадут им замок, он как братьев, так и оруженосцев повесит у ворот замка В этом замке было всего три брата и горсточка оруженосцев: на этих оруженосцев братья надели свои плащи и пармы для устрашения осаждающих, чтобы казалось, что братьев много. После этого, когда с каждой стороны было подготовлено всё необходимое для штурма замков, они приступили к штурму, и, когда многие враги были ранены и убиты, брат Арнольд Кроп (Арнольд Кроп был братом рыцарем; в 1270-1278 годах был комтуром Биргелау) выстрелом из баллисты прострелил горло упомянутому Дивану».
Этих примеров, полагаем, вполне достаточно, чтобы удостовериться в том. что использование метательного оружия орденскими братьями было делом обычным и не являлось чем-то сверхъестественным. Разумеется, классическим рыцарским оружием они также владели превосходно.
Еще одно свидетельство любви к стрелковому оружию, относящееся к землям тевтонского ордена. В 1354 г. великий магистр Урих фон Книпрод приказал, чтобы в каждом городе для тренировки стрельбы из арбалета поставили «дерево с птицей». Птица должна быть размером с курицу с распростертыми крыльями и ярко расписана как попугай.
- Журнал Армии и Битвы 06.2006
- История создания рыцарских орденов и каталог холодного оружия./Жарков С. - Брест: Академия. 2006
- Новый Солдат 208 - Тевтонские Рыцари