Исторический контекст
В первой половине XI века Европа пребывала в состоянии равновесия. Ожидание бедствий, связанных с началом нового тысячелетия, войны и политические перевороты, голод и эпидемии – все осталось позади. Произошла аграрная революция, резко улучшившая урожайность. В Европе возник класс состоятельных фермеров.
Тем временем Католическая Церковь встала перед необходимостью реформ, которые должны были ликвидировать или хотя бы сократить коррупцию церковной иерархии.
Церковь ввела новые правила, стремясь объединить имеющиеся силы. Однако, новые правила вызвали резкое неприятие в Священной Римской Империи, в первую очередь в германской ее части.
Одновременно норманны оккупировали Британию, а также колонизировали южную Италию и Сицилию.
Франция распалась на несколько крупных феодальных ленов, потеряв при этом всякое внешнеполитическое влияние. Испанские королевства вели постоянную войну с мусульманами.
Ислам постепенно начал терять свою силу и гегемонию на Ближнем Востоке, Северной Африке и Испании, которой безраздельно пользовался на протяжении предыдущих 300 лет. Халифаты рушились, на их месте возникали небольшие эмираты, которые вели бесконечные войны друг с другом. Вновь наружу проступили местные особенности, и только аллах удерживал всю эту пеструю мозаику от полного распада.
Византия, третья по силе держава Европы, получила большое наследство от Римской империи. Со столицей в Константинополе, империя контролировала Балканы, Грецию и Анатолию. За прошедшие века Византия сохранила и преумножила доставшееся ей культурное наследие, разительным образом отличаясь от Западной Европы.
В основе феодализма лежал принцип вассальной зависимости, а экономика базировалась на сельском хозяйстве: земледелии и скотоводстве. Теоретически, все члены феодального общества связывались узами верности и взаимопомощи. Вассальная зависимость представляла собой символическую связь между сеньором и вассалом. Вассал служил сеньору, получая взамен земли, защиту и благосклонность. Эта система работала на всех уровнях общества, от короля до последнего крестьянина.
Общество разделялось на несколько классов. На вершине социальной пирамиды находился король, обладавший божественным правом править государством. Далее шла знать и епископы – феодальные сеньоры. Ниже их находились простые дворяне, священнослужители, купцы и ремесленники. Нижнюю ступень занимали крестьяне и рабы.
Королевство держалось на дворянах и, в значительной степени, на церкви. Сеньоры не могли обойтись без крестьянского труда, а крестьяне нуждались в защите со стороны сеньоров. Рыцари принадлежали к военной знати и пользовались многочисленными привилегиями. Теоретически, все привилегии считались наградой за их работу. Среди рыцарских обязанностей была защита Церкви и католической веры, помощь в осуществлении правосудия, защита вдов, сирот и беспомощных людей, а также посещение турниров, охот и т.п.
Все эти обязанности рыцарь должен был исполнять со скромностью, справедливостью, целомудрием и лояльностью. Разумеется, для содержания лошадей, жалованья оруженосцам, покупки оружия и доспехов требовались деньги. Эти деньги рыцари сами добывали для себя, пользуясь доходами с пожалованных им земель.
Обычно рыцарь действовал не самостоятельно, а в составе «копья» – отряда, состоявшего из нескольких человек. Кроме рыцаря к «копье» входили три-пять тяжеловооруженных всадников, двое конных оруженосцев и два легко экипированных слуги, которые совмещали роль конюхов и лучников.
Чтобы стать рыцарем, воин должен был принадлежать к благородному сословию, уметь использовать оружие и обладать достаточными добродетелями, обеспечивающими рыцарский дух.
Первым шагом к рыцарству была служба оруженосцем. Оруженосцы сопровождали своих рыцарей на турнирах и в походах. Во время службы оруженосец овладевал искусством войны, учился обращаться с лошадьми, а также усваивал обязанности рыцаря.
Если оруженосец принадлежал к благородному семейству, располагал достаточными суммами, достиг необходимого возраста и не имел физических недостатков, он мог добиваться посвящения в рыцари после службы оруженосцем.
Стержень средневекового общества составляло христианство, поэтому рыцари часто называли себя воинами Христовыми. Рыцари соблюдали все религиозные обряды. Даже обряд посвящения оруженосца в рыцари носил религиозный характер. Будущего рыцаря будили среди ночи. Он должен быть вымыт и одет в лучшую одежду.
В день посвящения рыцарь участвовал в мессе, исповедовал свои грехи, причащался и слушал проповедь, в которой рассказывалось об его обязанностях перед Церковью. Первейшей обязанностью рыцаря называлась защита веры и добрая воля ко всем людям.
После завершения мессы кандидат вставал на колени перед алтарем, и ему вручался меч. который он должен был поцеловать в знак почтения и ответственности.
Новоиспеченный рыцарь садился на коня и проезжал перед своими близкими друзьями. Если позволяли обстоятельства, проводился турнир и другие празднества.
Церемония посвящения рыцарей-тамплиеров была примерно такой же. Но так как тамплиеры были монахами, они удалялись от светских развлечений.
Крестоносцы на войне
наверх
Крестовые походы представляли собой серию военных экспедиций, органпзованных западноевропейскими королевствами и спонсируемых напой римским. Крестовые походы продолжались с конца XI в. и до конца XIII в. Целью крестовых походов было освобождение Иерусалима от исламского владычества.
В ходе 1-го Крестового похода удалось достичь поставленных целей. Крестоносцы освободили Иерусалим и организовали на Ближнем Востоке несколько христианских государств, как в самом Иерусалиме, так и в Эдессе, Антиохии и Триполи.
Последующие крестовые походы, вплоть до 8-го, имели целью удержание достижений первого похода, но цели своей не достигли, и франки в конечном итоге были вынуждены покинуть Палестину.
Сельджуки – тюркское племя, обитавшее в Азии – приняло ислам и начало экспансию, достигнув Анатолии, удерживаемой Византийской империей.
Византийский император Алексей отправил послов римскому папе Урбану II с просьбой о помощи в борьбе с сельджуками. Папа не был заинтересован помогать Византии, он вынашивал более далеко идущие планы.
Собранный во Франции Клермонский собор постановил освободить Гроб Господень от сельджуков и сделать доступным его для паломничества. Церковь давала отпущение всех грехов для тех. кто погибнет во время участия в этом предприятии. Кроме того, участникам похода давалось право свободно собирать трофеи и овладевать землями.
Идеал крестового похода пришелся по вкусу средневековой Европе, только начавшей отходить от бесконечной войны, эпидемий и голода. Боевой клич был подхвачен с энтузиазмом. Множество крестьян, нищих, паломников п энтузиастов общим числом около 20000 выбрали из своего числа вожака – Петра Пустынника. и направились к Святой Земле. «Крестьянский крестовый поход» закончился трагедией, почти все его участники были перебиты сельджуками.
Вскоре появились военные отряды, ведомые франкскими баронами. Они объединились в Константинополе, хотя здесь их приняли довольно прохладно. Отношения между Византией и Западной Европой всегда были напряженными, но с помощью крестоносцев византийский император надеялся решить свои внешнеполитические проблемы, поэтому крестоносцев терпели.
Для жителя Византии западноевропейцы представлялись варварами. Собственно, такое представление можно считать оправданным, поскольку сам Константинополь стал жертвой 4-го Крестового похода. Император пытался найти с франками компромисс, обещая им вассальные владения на освобожденных на востоке территориях. Однако крестоносцы предпочли действовать самостоятельно, и основали независимые государства. Иерусалим пал 15 июля 1099 г. Крестоносны ворвались в город и устроили там резню.
Годфрей Бульонский стал правителем Иерусалима, хотя и посчитал себя недостойным звания короля Святого города. Вместо королевскою звания он стал именовать себя «Защитником Гроба Господня». Благочестивый Годфрей умер всего через год после победы. Его место занял Балдуин, граф Эдесский. Балдуин не стал скромничать и короновался в Иерусалиме. Он пользовался поддержкой церкви и баронов.
С самого момента своего возникновения христианские государства на Ближнем Востоке находились в постоянной конфронтации с окружающими их исламскими странами. Чистая эстетическая идея всегда нежи знеспособна. Идеалы рыцарства оказались разбавленными житейскими проблемами, интригами и соперничеством между франкскими баронами. Островок христианства в исламском море был обречен.
Хронология крестовых походов
1-й крестовый поход (1095-1099). Так называемый «крестьянский крестовый поход» под предводительством Петра Пустынника закончился гибелью почти всех участников. ш Франкская знать успешно прошла следом и заняла Иерусалим.
2-й крестовый поход (1147-1149). Поход провозгласил св. Бернар Клервоский. Возглавляли поход германский император Конрад Ши французский король Людовик VII.
3-й крестовый поход (1189-1192). После захвата Саладином Иерусалима был предпринят очередной крестовый поход. Среди руководителей похода был король Англии Ричард Львиное Сердце.
4-й крестовый поход (1202-1204). Папа Иннокентий III вместе с венецианским дожем организовали поход, во время которого крестоносцы разорили Константинополь.
5-й крестовый поход (1217-1221). Крестовый поход возглавил Жан де Бриенн, король Иерусалима в изгнании. Крестоносцам удалось занять египетский город Дамьетта.
6-й крестовый поход (1222-1229). Мирный поход под предводительством германского императора Фридриха II. который сумел договориться с Саладином. Иерусалим снова был открыт для христианских паломников.
7-й крестовый поход (1248-1254). Так называемый «поход св. Людовика», так как руководил походом французский король Людовик IX. Армия крестоносцев потерпела поражение в Египте, сам Людовик попал в плен. Позднее короля выкупили.
8-й крестовый поход (1270). Снова предпринят Людовиком IX. Крестовый поход закончился из-за смерти короля от холеры во время подготовки высадки в Тунис.
Основание ордена Тамплиеров
наверх
Одной из серьезнейших проблем, с какими пришлось крестоносцам столкнуться в Палестине, была проблема безопасности паломничества. Ведь безопасность паломников считалась одной из официальных целей крестовых походов. Поэтому эту безопасность следовало безусловно обеспечить. После того, как крестоносны укрепились вдоль палестинского побережья, появилась возможность добираться в Иерусалим по морю. Но даже тот небольшой отрезок маршрута от прибрежных портов до расположенного глубже Иерусалима, оставался очень опасным. На дорогах постоянно свирепство-вади бандиты и сарацины.
У новых государств едва хватало сил для того, чтобы удерживать запятые города и крепости. Поэтому для сопровождения паломников учредили особый монашеский орден – орден тамплиеров. В 1118 г. при короле Балуине II группа из девяти рыцарей решила принять обеты целомудрия, нестяжательства и послушания иерусалимскому патриарху. Во главе группы стояли два рыцаря: Гуго де Пейн и Годфрей де Сен-Омер. Сначала орден назывался «орден бедных рыцарей Христовых». Вскоре король Иерусалима дал ордену помещения в южном крыле храма Соломона. Это привело к смене названия ордена, который теперь стал называться «орден рыцарей храма Соломона», «орден рыцарей Храма», а затем и вовсе сократился до «ордена храмовников» или «орденa тамплиеров».
В обязанность ордена входила охрана дорог вокруг Иерусалима и по всей Святой Земле. Первые годы орден проявлял минимум активности из-за буквального понимания обета нестяжания. Рыцарям приходилось буквально побираться, добывая одежду и пищу для себя.
Отсутствие ресурсов делало орден малопривлекательным для новых членов. Нищенствующие рыцари даже не могли себе позволить обзавестись белыми мантиями с красным крестом, какие позже стали фактически униформой ордена. Перед орденом стояла задача, невыполнимая имевшимися в распоряжении силами. Девять рыцарей едва ли могли очистить дороги Палестины от сарацин. Несмотря на трудности, орден уцелел и со временем начал преуспевать. Король Балдуин II благосклонно относился к ордену, в котором видел образец рыцарских идеалов. Орден получил освобождение от налогов, а также дополнительное задание – охрану графа Шампанского, земляка Гуго де Пейна. Орден начал обретать твердую почву под ногами. Ему потребовалось открыть филиал в Европе, так как Иерусалим постоянно находился под угрозой осады. Перед орденом встала задача обеспечить себя экономически, а также создать для себя репутацию среди благородных семейств Европы и Церкви.
Основатель Ордена Тамплиеров – Гуго де Пейн на иллюстрациях изображается пешим. Он происходил из замка Пейн, расположенного неподалеку от города Труа в Шампани. Родился де Пейн около 1080 г. Он приходился родственником графу Шампанскому и будущему св. Бернарду Клервоскому. Уже в детстве Гуго де Пейн получил католическое и военное образование, он знал, что его судьба – быть рыцарем. Даже в юности он вел аскетический образ жизни, подобающий скорее монаху.
Гуго присоединился к первому крестовому походу в возрасте 20 лет. Вскоре он понял, что среди крестоносцев ему будет легко найти людей, близких по духу. Не трудно себе представить, как молодые рыцари уходили на священную войну, как они становились воинствующими монахами: пылкими, храбрыми и идеалистичными, готовыми отдать свои жизни ради освобождения Гроба Господня. Гуго де Пейн призывал своих восьмерых товарищей отринуть все мирское и искать высшего. На первый взгляд религия и война несовместимы. Но это кажущееся противоречие рассеял св. Бернард Клсрвоский. Он был влиятельным цистерцианским аббатом, именно он составил устав ордена.
Гуго де Пейн, подбирая новых членов для ордена и завязывая связи в Европе, старался учитывать все политические тонкости. После собора в Труа орден получил поддержку папы, который одобрил орденский устав. На следующий год организация Гуго де Пейна получила официальное признание как рыцарский монашеский орден.
По сравнению с богатством и леностью знати орден выглядел образцом чистоты. В орлей стали вступать младшие сыновья знатных семейств, которые не имели шансов получить наследство. Орден тамплиеров наполнял их жизнь смыслом, напоминая полузабытые идеалы рыцарства.
Энтузиазм в отношении ордена охватил даже некоторых могущественных сеньоров, которые сделали в пользу ордена богатые пожертвования. Кроме того, они активно поддерживали в экономическом отношении предприятия ордена в Европе. Все это служило делу укрепления позиций ордена.
Папа Иннокентий II показал себя активным сторонником ордена. В 1139 г. он опубликовал буллу Omne Datum Optimum, в которой поддерживал орден. давал ему независимость, переводя иод непосредственное подчинение себе. С этого момента орлей никому кроме папы не подчинялся.
Устав ордена тамплиеров
наверх
Устав ордена тамплиеров был принят на соборе в Труа по представительству Гуго де Пейна.
Устав составлялся по образцу монастырского устава, духовным отцом устава был св. Бернард Клервоский, цистерцианский монах.
Устав – подробный текст, скрупулезно регламентирующий все религиозные и военные аспекты деятельности ордена. В устав входило также несколько иерархических статутов, которые мы обсудим позднее. На протяжении 150 лет текст постоянно развивался, достигнув в итоге размера в более чем 600 статей.
Устав лишал членов ордена какой-либо инициативы. Благодаря этому достигалась высокая связность боевых отрядов тамплиеров, что было совершенно новым словом в рыцарском тактике. До этого каждый рыцарь был самостоятельной тактической единицей, практически неуправляемой, действующей по собственному усмотрению.
Монашеский обет послушания придавал ордену тамплиеров характер монашеского ордена. Любой проступок или ослушание счшались грехом.
Среди множества статей и распоряжений следует выделить некоторые:
Новые кандидаты в члены ордена принимались с испытательным сроком. Если великий магистр и братья не возражали, кандидат мог предстать перед конвентом ордена.
Действовало два конвента. Великий конвент собирался для принятия важнейших решений, например, выбора великого магистра, тогда как обычный конвент собирался еженедельно и состоял из более чем четверых братьев.
Все рыцари должны были есть в трапезной в молчании, слушая благочестивые тексты.
Дети в орден не допускались.
Форма одежды жестко регламентировалась. Она сочетала в себе строгость и функциональность. Исключались любые украшения, драгоценности, вышивка золотом или серебром.
Великий магистр контролировал все имущество братьев. Ему принадлежала вся полнота власти в ордене.
Если кто-то из братьев заболевал, его освобождали от участия в общих богослужениях, хотя келейное правило за ним сохранялось. Больных помещали в отдельный госпиталь.
Тамплиерам запрещалась охога и стрельба из лука. Единственным зверем, на которого рыцари могли охотиться, был лев. Без согласия великого магистра никто не мог иметь сумку или сундук. Запрещались также посылки от родственников и друзей.
Если брат совершал небольшой проступок. например, разговаривал в строю, он лично представал перед великим магистром. рассказывал о своем прегрешении и просил прощения.
Если же проступок оказывался серьезным, брата отлучали от общения с остальными членами ордена.
Если вина оказывалась велика, а провинившийся не показывал признаков раскаяния, его исключали из ордена. «Изгоняйте злого из рядов ваших: необходимо, чтобы из общества верных братьев была удалена больная овна».
«...пусть магистр [...] по совету патриарха и по духовном размышлении старается поступать так. ч тобы не случилось, как говорит блаженный Максим, так. что либо излишнее попустительство в отношении наказания согрешившего, либо неумеренная суровость не смогли отвратить провинившегося от падения».
Считалось, что орден родился у Гроба Господня посредством Божественного Промысла. По этой причине, братьям предписывалось убивать всех врагов Креста, не вменяя это себе в грех. Орден мог владеть землями. рабами, крестьянами.
Все владения ордена организовывались в провинции, которыми руководили рыцари-командоры.
С течением времени в составе ордена выделились десять провинций. Три из них находились на Ближнем Востоке: Иерусалим. Антиохия и Триполи. Остальные семь были в Европе: Франция. Британия. Пуату, Арагон. Португалия, Венгрия и Апулия.
Рыцари могли присоединиться к ордену лишь на время, но на этот период на них распространялись все уставы ордена. Женщины в орден не допускались, запрещалось любое общение с женщинами.
Братья не могли входить в города или замки, расположенные более чем в 5 км от своих казарм. Старые рыцари должны были уступать свое оружие и доснехи молодым. Взамен они получали старых, спокойных лошадей, в уходе за которыми и проводили время.
Повседневная жизнь в монастыре
С рассветом по первому удару колокола монахи одевались и собирались на мсссу. Отслужив мессу, все расходились, выполнять свои послушания. При монастырях обычно имелись сельскохозяйственные угодья. Основную массу работы делали приписанные к монастырям крестьяне.
Братья-рыцари занимались уходом за своим оружием и экипировкой, а также совершенствовали свои навыки ведения боя. Завтрака в монастыре не было, первым приемом пиши был обед. Первыми ели братья-рыцари и братья-сержанты. Затем кормили слуг и туркополов (наемников).
Существовало правило, по которому двое рыцарей должны были есть из одной тарелки, хотя у каждого имелась своя чашка, ложка и нож. Ели в полном молчании, никто не мог подняться с места до сигнала об окончании еды. Выйти из-за стола до сигнала можно было только в случае объявления боевой тревоги, если у брата пошла носом кровь, или если лошадь в конюшне упала от слабости.
Во второй половине дня братья снова занимались работами, а также участвовали в богослужении. Вечером был ужин. По удару колокола все братья собирались в церкви, где маршал и коммандор давали распоряжения на следующий день. Проверив конюшни, лошадей, и дав слугам указания, братья ложились спать.
Иерархия тамплиеров
наверх
Орден тамплиеров возглавлял великий магистр. Он имел абсолютную власть, хотя капитул также пользовался определенным влиянием. Если великий магистр умирал или погибал, после его похорон происходили выборы нового великого магистра. Маршал созывал всех рыцарей и сержантов на заседание капитула. Собрание рыцарей выбирало командора, который отвечал за печать ордена. Командоры Иерусалима, Антиохии и и Триполи определяли день выборов магистра.
Тамплиеры постились пять пятниц подряд. Перед выборами служили мессу Далее выбирались парами 12 братьев, которые символизировали собой двенадцать апостолов. Среди них было 8 рыцарей и 4 сержанта. Кроме того, выбирался священник, который символизировал собой Христа. Эти 13 братьев удалялись в комнату и из своего числа выбирали великого магистра. Командор провозглашал имя нового великого магистра, а затем представлял его братьям со словами «Любезные братья, благодаря Богу, у нас есть новый великий магистр».
В ордене действовала иерархическая система, которая превращала его в хорошо организованную армию. Кроме воинов, необходимых для защиты главных крепостей и укреплений, в составе ордена имелся «отряд быстрот реагирования» из 300 рыцарей. Кроме того, армию ордена усиливали сержанты, оруженосцы и чуркоиолы. которых в общей сложности насчитывалось около 3000 человек. Даже у короля Иерусалима не было такой армии.
Экипировка и вооружение рыцарей тамплиеров
наверх
На протяжении двух столетий экипировка тамплиеров претерпела серьезные изменения. Братья-рыцари носили кольчугу, башмаки, шлем с железным подшлемником п кольчужной бармицей, оставлявшими открытыми только одно лицо. Вооружение состояло из обоюдоострого меча, копья, щита, турецкой палицы и ножа либо кинжала.
Под кольчугой скрывался панцирь. Поверх доспехов носили белую мантию (рыцари) или черную мантию (сержанты). Каждый брат имел две рубахи, две пары длинных подштанников, две пары башмаков, куртку на меху, два плаща (один летний, один зимний).
Из постельных принадлежностей братьям-тамплиерам полагался матрас, три простыни, шерстяное одеяло и постельное покрывало. Кроме того, у каждого имелись три сумки, две для хранения личных вещей, третья – кожаная – для хранения кольчуги.
Кроме того, каждый брат имел полотенце, столовые принадлежности, котелок, меру, два ножа, два стакана, две бутылки, скребок и топор. Экипировка сержантов не отличалась от экипировки рыцарей, только сержантам не полагалась небольшая персональная печка, обычная для рыцарей.
Развитие вооружения и экипировки тамплиеров
1. Оружие, щиты и тактика крестоносцев в целом и тамплиеров в частности сильно изменилась на протяжении двух столетий. Христиане и мусульмане влияли друг на друга.
Большинство европейских рыцарей носило кольчуги. Кольчуга состояла из тысяч металлических колец, соединенных между собой в сплошное полотно так, что каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними.
Первоначально кольчуги были очень длинными. закрывая колени владельца. Со временем кольчуги укорачивались, постепенно достигнув середины бедра. Под кольчугой носили матерчатую или кожаную рубаху. Позднее рубахи стали делать стегаными, так они лучше защищали тело от соприкосновения с металлическими деталями кольчуги.
Большинство сержантов и рядовых пехотинцев носили кольчуги с коротким рукавом, оставлявшим предплечья без защиты. Со временем открытые предплечья стали защищать наручами. Ноги также защищали кольчужными полосами, закрывавшими переднюю сторону ноги. Голову защищал кольчужный подшлемник с клапаном, который поднимали перед боем для защиты лица. Позднее появились большие шлемы, полностью закрывавшие голову воина, оставляя открытыми только глаза.
Большинство рыцарей носили кожаные или матерчатые подшлемники с амортизатором, защищавшие голову от соприкосновения е металлическими деталями шлема.
Большинство рыцарей пользовалось простым шлемом, удерживавшемся на голове с помощью подбородочного ремня. В некоторых случаях шлем состоял из нескольких металлических пластин. Шлемы постепенно становились больше, закрывая всю голову, оставляя только небольшие отверстия для глаз.
2. В период между XI и XII в. конные воины использовали удлиненный щит треугольной формы. Такой щит закрывал фигуру, сидящую в седле от плеча до ног. Пехотинцы пользовались более легкими щитами, круглыми или прямоугольными, в последнем случае щит можно было легко поставить на землю.
Щиты развивались в течение времени, становясь меньше и легче. На щитах обычно изображался герб владельца. Устав ордена тамплиеров запрещал любые украшения на оружии, доспехах и даже шпорах.
3. Меч считался наиболее благородным видом оружия. Конечно, боевая эффективность меча во многом определялась умением его владельца. Мечи были хорошо сбалансированы, масса распределялась по всему клинку. В среднем меч весил от 1.3 до 3 кг. Мечи ковались вручную из твердой и гибкои стали с сердечником из ковкого железа.
В свалке боя, когда противники находились слишком близко, чтобы размахивать мечом, использовалось другое оружие. В частности, применялись различные боевые топоры. Боевые топоры дополнительно могли оснащаться крюками и комбинироваться с боевым молотом.
Турецкая булава была одним из наиболее опасных типов оружия. Удар булавой концетрировался в одной точке, благодаря чему булавой можно было пробить доспехи и крушить кости.
Арбалеты сочетали в себе большую энергию п меткость, в целом они показывали себя лучше длинных луков. Арбалеты оказались настолько эффективны, что Церковь в XI в. признала их бесчеловечным оружием и запретила применять их против христиан. Освоить арбалет было гораздо проще, нежели длинный лук, так как от арбалетчика не требовалось постоянных упражнений и большой физической силы.
Существовало два типа копий: малое, позднее развившееся в пехотную пику, и большое, оснащенное противовесом, использовавшееся рыцарской конницей.
4. На протяжении XI в. на полях сражений господствовала тяжелая рыцарская конница, достигшая к тому времени определенной ступени своего развития. Бой на копьях был предложен нормандской конницей, а затем распространился по всей Европе.
Несмотря на преимущества тяжелой рыцарской конницы, более распространенной была легкая конница, популярность которой увеличивалась с течением времени. Легкую конницу применяли мусульмане, а также христиане в Испании. Легкая конница пользовалась короткими стременами, обхватывая ногами круп лошади. Благодаря этому обстоятельству всадники лучше чувствовали животное и лучше им управляли.
Тем временем нормандская конница продолжала использовать длинные стремена и седла с высокими луками, обеспечивающими устойчивую посадку рыцаря. Такая посадка с вытянутыми ногами позволяла рыцарю сохранять равновесие в момент удара копьем по цели, вкладывая в удар всю поступательную энергию мчащейся лошади. Двойная подпруга прочно удерживала седло на спине лошади.
На протяжении XII в. рыцари стали покрывать своих лошадей матерчатыми или кожаными попонами, защищавшими животных от летящих стрел и от холодного оружия пехоты. Иногда встречались даже кольчужные попоны. В уздечках для мулов и вьючных лошадей отсутствовал мундштук, так как от вьючных животных не требовалась высокая управляемость.
наверх |
Военная, хозяйтвенная и экономическая деятельность тамплиеров |