Орден Госпиталя Св. Иоанна берет начало от странноприимного дома (госпиталя), выстроенного около 1070/1080 г. в Иерусалиме. Главным его предназначением надолго стали размещение и лечение паломников. После Первого крестового похода братство, ведавшее этим учреждением, значительно расширило пределы своего влияния, ив 1113 г. было официально признано духовным орденом.
Есть мнение, что Госпиталь стал военным орденом к 1126 г., когда упоминается его коннетабль. Вооруженные эскорты братьев ордена, сопровождавшие паломников, известны уже при втором магистре Раймунде дю Пюи (участник осады Аскалона в 1153 г.), а в 1136 г. ордену был пожалован замок (?) Бетгибелен. Милитаризация ордена была завершена к концу 1160-х гг. (в Испании орден впервые принял участие в военных действиях через пять лет после тамплиеров, в 1148 г. – осада Тортосы). В апреле 1157 г. орденская колонна, посланная в Баньяс, попала в засаду войск Hyp ад-Дина и была разгромлена (после чего орден отказался от пожалованной ему половины этого замка). Пленные госпитальеры были казнены мусульманами. («Благородный» Саладин также постоянно казнил пленников-христиан, включая братьев военных орденов.)
Но на протяжении всего XII в. главной задачей ордена оставался уход и забота о тысячах паломниках, посещавших Святую Землю. Не исключено, что до 1179 г. наемные рыцари, а не представители ордена, несли военную службу. Только в 1206 г. статуты Госпиталя окончательно и официально утвердили за ним военные задачи.
Структура
наверх
Первоначально не существовало деления на вооруженных братьев и служилых братьев некомбатантов. Но к XIII в. появляется четкая структура: рыцари, или вооруженные братья-рыцари; вооруженные братья-сержанты; не участвовавшие в военных действиях сержанты, служилые братья (численностью орденские сержанты всегда уступали рыцарям); священники и капелланы. Главным было отличие между рукоположенными священниками и обычными братьями.
Распространение госпитальеров в крестоносных государствах с 1185 по 1265 гг. (по М. Баларду) |
Первоначально любой чиновник ордена мог принять рыцаря-новобранца, но сержанта мог впустить в Госпиталь только магистр или специально для этого предназначенный брат. С 1270 г. воля магистра для приема новобранцев стала главенствующей, хотя командоры и капитулы в Акре, Крак де Шевалье и Маркабе (Маргате) все еще могли набирать братьев по своему желанию. На протяжении XIII столетия братья-рыцари (которые теперь должны были быть непременно благородного происхождения) все больше отдаляются от братьев-сержантов. С 1262 г. только брат-рыцарь мог стать магистром ордена. Сержанты, напротив, набирались из крестьян или ремесленников, хотя известны и братья-сержанты из рыцарских семей (вероятно, еще не прошедшие посвящение).
К концу XIII в. орден делился на семь "языков", подразделявшихся на "великие приорства" (ранее только приорства, поменьше), или "бальяжи", которые, в свою очередь, состояли из командорств.
Ордена могли обеспечить постоянный приток новобранцев (обратно в Европу отправлялись престарелые братья) и, благодаря своим поместьям в Европе (треть своего дохода, или более, те слали на Восток, и госпитальеры крайне зависели от поступлений с Запада), снабжать себя другими ресурсами (включая зерно, коней, мулов и фураж), необходимыми для содержания орденских армий. Они также получали поддержку от папства и дарения от верующих мирян. С помощью накопленных богатств, ордена могли нанимать значительное количество наемников и оплачивать службу держателей фьефов.
Орденская иерархия имела следующий вид. На вершине ее стоял великий магистр, выбираемый пожизненно, располагавший своим двором и слугами. Помощником магистра являлся великий прецептор (великий командор) Иерусалима. В его ведении находились: припасы, администрация, собственность ордена на Ближнем Востоке и центральный монастырь в Палестине (штаб-квартира ордена) в отсутствие магистра.
Маршал (упоминается с 1160-х гг.) был старшим военным чиновником ордена, "вторым бальи монастыря", с 1206 г. ему подчинялись все вооруженные братья. Он ведал распределением военного снаряжения и коней, отвечал за фураж, конскую сбрую и за выдачу провизии и одежды братьям, отправленным по поручению монастыря. В походе маршал командовал войсками ордена в присутствие магистра или его заместителя, или лично возглавлял войска в отсутствие магистра. Знаменосец маршала одновременно являлся знаменосцем ордена.
Почти все братья, занимавшие военные должности ордена на Ближнем Востоке, подчинялись в той или иной степени маршалу (за исключением старшего бальи и собственных соратников магистра), включая мэтра оруженосцев, знаменосца, командора рыцарей и тюркополье.
С 1206 г. маршалу дозволялись четыре лошади, два оруженосца, два вьючных животных и извозчик. Устав 1268 г. предписывал маршалу (не считая боевого коня) владение верховой лошадью местной породы, которой мог воспользоваться другой брат при необходимости в бою. Другой статут 1278 г. разрешил маршалу ездить на боевом коне как на обычной лошади для верховой езды.
Если магистр, маршал или великий командор не могли возглавить войска, маршал ставил над ними командующего рыцарями. Если монастырь Госпиталя покидал королевство, тогда великий командор мог назначить командующего рыцарями в Акре. Также отметим посты подмаршала и командора хранилища (который ведал складами).
Смотритель одежд был своего рода снабженцем (он отвечал за выдачу одежды братьям). Вероятно, как и у тамплиеров, ему полагались свои кони и сопровождающие. Две другие должности: казначей и госпитальер (ведал больными) ордена также не имели прямого отношения к военным делам, как и приор монастыря - старший клирик ордена. Последнему подчинялись все орденские священники (дозволены Госпиталю с 1154 г.).
Коннетабль являлся старшим военным чиновником ордена, хотя он отвечал только за организацию армии и до 1169 г. подчинялся маршалу.
В подчинении у мэтра оруженосцев монастыря находились оруженосцы и конюхи ордена. Также он отвечал за конский состав, и в этом ему помогал заместитель брат crie ("глашатай"?), обходивший конюшни и выдававший коней (и сбрую?) вооруженным братьям. Мэтр оруженосцев монастыря впервые упоминается в 1206 г., его назначали из самых старших или опытных сержантов. Не будучи рыцарем, он мог от имени маршала претендовать на коней и доспехи умерших братьев. Лично ему полагались три лошади, а во время боя он командовал оруженосцами и отвечал за коней орденской армии. Другой брат, именуемый просто мэтр оруженосцев, позднее ставший великим оруженосцем, возглавлял оруженосцев магистра.
Знаменосец выбирался из самых умелых или отважных братьев ордена. С 1270 г. он обязательно должен был быть рыцарем законного происхождения. Знаменосец мог командовать войсками ордена в набегах в отсутствие магистра, его заместителя или маршала.
Тюркополье стоял во главе туземных (или латинских, экипированных на восточный манер) отрядов ордена - тюркополов (они не были братьями ордена и относились скорее к особой категории наемников). Впервые он появляется в документах с 1203 г. и к 1248 г. значится братом Госпиталя - неясно, был ли тюркополье рыцарем или же сержантом. Подчинялся маршалу.
Есть упоминания о мэтре арбалетчиков и мэтре сержантов – они не принадлежали к братьям. Эти командиры могли быть мирянами, заведовавшими наемными войсками ордена. Капитаны флота ордена именовались командорами, а за их снаряжением, вероятно, следил командор кораблей.
Рыцарь-госпитальер с 1206 г. имел в своем распоряжении четырех лошадей (очевидно, боевой конь, дорожная, вьючная лошади и животное для оруженосца), конный сержант – двух (у тамплиеров только одну лошадь). В 1293 г. количество верховых животных для рыцарей было урезано до трех. Как и некоторые тамплиеры рыцари Госпиталя могли иметь двух оруженосцев, но официально это было закреплено только в 1302 г.
Численность ордена госпитальеров
наверх
Госпиталь обязался Амори I выставить для завоевания Египта 500 рыцарей и 500 хорошо вооруженных тюркополов (1168 г.). Но если даже эта цифра достоверна, орден (что интересно, в договоре с королем действующий как равноправная сила) должен был прибегнуть к услугам наемников, чтобы выполнить обещание.
Считается, что в XIII в. (предполагается, что и в предшествующем столетии тоже) орден одновременно содержал на Востоке порядка 300 рыцарей (вооруженных братьев), не считая тюркополов и некомбатантов. Это была именно полевая армия, всегда готовая выступить из своих казарм в поход, и гарнизоны замков не входили в их число (хотя есть обратное мнение, причисляющее к этому контингенту 90 рыцарей гарнизонов Крака и Маркаба). Также не учитывались вооруженные братья, находившиеся в Европе, рассеянные по многочисленным монастырям ордена вместе с не относящимися к комбатантам сержантами. Вероятно, существовала некая своего рода ротация личного состава. Хотя одна часть госпитальеров всю жизнь проводила в Святой Земле, другая часть могла пребывать там лишь определенный срок, после чего возвращалась на Запад.
Есть отрывочные сведения о численности отдельных контингентов ордена. Для рейда на Барин в 1233 г. Госпиталь снарядил 100 рыцарей, 400 конных и 1500 пеших (цифра, возможно, завышена) сержантов. В ходе нападения на лагерь противника при Фарискуре (август 1219 г.) орден лишился 13 рыцарей. По другим данным, там погибли 400 рыцарей орденов Святой Земли. Столько же рыцарей (тамплиеры и Госпиталь) сражались при Газе (1239 г.). 200 или 351 рыцарь ордена были при Ла-Форби пятью годами позже. И будто бы только 16, 19 или 26 (27) рыцарей-госпитальеров уцелели в этой битве (17 октября), где также пали 224 тюркопола ордена.
Орден со временем собрался с силами – и в 1268/1269 г. Юг Ра-валь заявлял, что в Сирии снова находится свыше 300 братьев. Но война с мамлюками истощила резервы Госпиталя. В Арсуфе (1265 г.) погибли или попали в плен 90 госпитальеров (по другим данным, от 80 до 410, но последняя цифра явно завышена). Те 25 госпитальеров, которым в 1285 г. позволили покинуть Маркаб с конями и оружием, вероятно, представляли всех рыцарей местного гарнизона ордена (см. ниже). В Триполи погибли 40 братьев Госпиталя (1289 г.). Еще больший урон Госпиталь понес, обороняя Акру. Поэтому, к 1301 г. остатки сирийских гарнизонов ордена, базировавшиеся на Кипре, насчитывали 70 братьев-рыцарей и 10 братьев-сержантов.
Однако, численность братьев Госпиталя в Святой Земле не отражает весь военный потенциал ордена, значительно расширявшийся за счет наемников (рыцари, сержанты, арбалетчики), тюркополов (скажем, при Ла-Форби; предположительно, их было столько же, сколько и рыцарей) и собратьев, среди которых были многие сеньоры Заморья. Примерно с 1239 г. собратья формально могли быть только благородными людьми. Идея о добровольной службе на латинском Востоке, не связанная с крестовым походом, в XIII столетии привлекала многих людей из Западной Европы и Кипра, которые временно присоединялись к ордену для защиты его монастыря. Также учитывался престиж ордена, что делало службу в нем почетной и популярной.
Также орден прибегал к услугам светских вассалов, державших фьефы (но продавать свои феоды ордену королевским вассалам запрещалось) – например, в 1260-е гг. сеньория Арсуфа обязана была Госпиталю службой шести рыцарей и 21 сержанта. (Некоторые рыцари помимо службы должны были выставлять четырех коней каждый.) Неясно, впрочем, считал ли сам Госпиталь себя обязанным службой короне (скорее всего, нет – военные ордена всегда вели собственную политику, далеко не всегда совпадающую с интересами королевской власти).
Известно, что в 1260 г. орден столкнулся с трудностями при наборе наемников для пополнения гарнизонов своих замков. Неудивительно: в общей сложности Госпиталь владел 56 крепостями, замками и башнями, хотя к 1244 г. орденских укреплений могло быть всего 29. Шателены наиболее значительных (в замках поменьше шателенов могло и не быть) замков ордена имели статус бальи монастыря, с середины 1200-х гг. должны были иметь рыцарский статус и подчиняться маршалу (в военное время) или магистру.
Юг Раваль в 1268/1269 г. уверял, что орден ранее выставлял 10 тыс. чел. (не считая 300 братьев). Возможно, во многом он был прав. Очевидно, что только за счет тюркополов и наемников орден мог содержать к 1212 г. гарнизоны замков Крак де Шевалье и Маркаб силой в 2000 и 1000 чел. соответственно, как сообщает Виллибранд из Оль-денбурга. (Он же видел стражу у ворот Маркаба: четырех госпитальеров и 28 других воинов - любопытное соотношение.) Но комбатантов среди них, предположительно, было меньше - порядка 520 (включая 160 всадников, из них 60 рыцарей к 1255 г.) и 260 (в том числе 50 конных и около 25-30 рыцарей) соответственно.
Как гласит письмо Александра IV (1255 г.), госпитальеры планировали разместить в замке (?) на горе Фавор (монастырь был разрушен неверными) всего 40 "всадников" (несомненно, братьев-рыцарей), а в Маркабе (см. выше) на 25 рыцарей могли приходиться 600 всадников, явно наемников ордена (1281 г.). Наемники Госпиталя защищали и Акру (1291 г.).
Наконец, согласно одной курьезной гипотезе, пожалованные или купленные Госпиталем бедуины (между 1160 и 1180 гг. – 253 шатра) тоже несли ордену военную службу.
Магистры и их гербы
наверх
Необходимо отметить, что гербы всех первых магистров, вне сомнения, вымышлены. О какой-то степени достоверности гербовника Госпиталя можно говорить только после 1200 г. Но даже тогда мы не можем быть уверены в том, принадлежал ли данный герб магистру или же той дворянской семье, откуда он был родом. Только начиная с XIV в. можно полагать, что приписываемый магистру герб действительно носился им, но этот период выходит за рамки нашего обзора.
Жерар (1099?-3.9.1120): на лазоревом поле серебряный стоящий лев. Раймунд дю Пюи (1119/1120/1125-1158/1160): на золоте червонный стоящий лев. Оже де Бальбан (1158/1160-1162): на черном поле пояс серебряный (с тремя червонными ласточками) между двумя волнистыми поясками серебряными. Арно де Кон (1162): на черни орел клетчатый серебряный и черный. Жильбер д'Ассайи (1162/1163-1170): на лазоревом поле золотые пятиконечные звезды и стоящий лев. Каст де Мюроль (1170-1172): на черни простой крест из лазоревого и серебряного меха с заостренным нижним концом. Жобер Сирийский (1172-1177): на золоте черный крест с пятью серебряными раковинами. Роже де Мулен (1177-1.5.1187): на серебре черный якорный крест с золотой раковиной. Арманго дАсп (Х.1188-1190): на черном поле золотой крест с концами в виде костылей (cross potent). Гарнье де Наблю/ Напль (1190-1192): на серебре лазоревая башня. Годфруа де Донжон (1193-1202): на черни серебряный пояс. Афонсу Португальский (1202-1206): на серебре пять лазоревых щитков, расположенных в виде прямого креста, в каждом щитке пять серебряных кружков, расположенных наподобие Андреевского креста; кайма поля червонная с семью золотыми замками. Годфруа ле Рат (1206-1207): на лазоревом поле серебряный стоящий единорог. Гарен де Монтэгю (1207-1228): на черни серебряная башня. Бернар де Тес-си (1228-1230): на золоте червонная перекладина. Герен Лебрюн (1230-1236): на серебре черный двуглавый орел с распростертыми крыльями. Бертран де Кон (1236-1239): на черни клетчатый серебряный и черный орел. Пьер де Вьей Брид (1239-1242): поле из серебряных и червонных клеток, глава горностаевая. Гийом де Шатонёф (1242-1258): на черни три золотых замка (с черными линиями в месте объединения камней в здании). Юг Раваль (1258-1277): на золоте лазоревое крыло. Николя Лорнь (1277-1285): на серебре червонная перекладина. Жан де Вильер (1285-1293): на золоте три лазоревых шеврона острием вверх.
Орденское облачение и символика
наверх
Ряса госпитальеров была настоящей униформой, но это было облачение монаха, а не воина. Хотя вооруженные братья и были обязаны носить обычную, длинную и довольно тесную черную рясу (каппа) августинцев с капюшоном поверх доспехов, но она не годилась для условий ближнего боя. Только в 1248 г. Иннокентий IV разрешил братьям "носить просторные [безрукавные черные] сюрко, несущие на груди [белый] знак креста", но делать это можно было только в "опасных областях". Мантия братьев в конце XIII - начале XIV вв. полностью обматывалась кругом тела и могла застегиваться спереди на пуговицы из того же материала, что и сама мантия. Конструкция повседневной монашеской обуви доподлинно неизвестна, но, скорее всего, была довольно простой.
Небольшой белый крест появляется на одежде где-то между 1120 и 1160 гг. при втором магистре. Кресты (7-10 см в высоту) пришивались на груди ряс и мантий, но, по-видимому, могли сниматься при путешествиях по не принадлежащим христианам краям. Первоначально крест был прямым, но в начале XIII в. его концы расширяются и характерная для госпитальеров восьмиконечная форма встречается уже на печати Гарена де Монтэгю (1224 г.).
Использование в одежде цветных тканей,бархата и кож диких животных было строго запрещено. Тем не менее, по стандартам того времени обычное одеяние члена ордена было довольно богатым. Гардероб (статут 1206 г.) включал в себя холщовый чепец, шапочку, три белых холщовых рубахи, три пары белых холщовых штанов (брэ), три холщовых котты или туники (верхних рубахи). А также рясу, черный шерстяной гарнаш (плащ с капюшоном) и две черных мантии или плаща (один из которых был подложен на зиму овчиной). Наконец, пару холщовых и пару шерстяных белых чулок (шосс), три белых холщовых простыни и холщовый мешок, в котором все эти вещи нужно было хранить. Устав 1295 г. упоминает о ежегодной выдаче двух комплектов, состоящих из туники и нижней рубахи, верхней одежды с капюшоном и мантии (одна из них была подбита мехом). Также за счет ордена каждому брату выдавалось церемониальное платье и более легкое летнее "платье скудности". Арганы (длинная верхняя одежда, 1288 г.) и котарди (короткая верхняя одежда с подвязками-шнурками, на которые подвязывали шоссы, 1300 г.) изначально были запрещены, и ношение первых (с орденским крестом) допустили только к 1300 г. Указ 1305 г. подтвердил черную расцветку для мантии, рясы, ронделя (вид шарфа или шапочка) и длинного верхнего платья.
На голове брат должен был носить белый (цветные запрещались) чепец с тесемками, сначала с подкладкой, позже «простой». Всегда, кроме определенных церковных богослужений, поверх чепца одевалась большая облегающая белая войлочная (?) шапка, краями обязательно закрывавшая уши с обеих сторон. В 1280-е гг. специально оговаривается, что брат не может снять свой головной убор биретту даже если ему жарко, пока не появится на то веская причина. Также брат мог носить шляпу с полями, белый тюрбан или орейе (белый головной убор, закрывавший уши, 1295 г.) для защиты от палящего солнца Ближнего Востока. Статут 1262 г. определил, что во время военной экспедиции брат мог носить тюрбан только белого цвета, только без вышивки и чтобы его конец не свисал до талии. Братья носили бороды и усы подобно тамплиерам.
В первом уставе Госпиталя братьям не разрешались плано (сандалии) или галоши (большие боты, распространенные на мусульманском Востоке), а только обычные башмаки (солье). С конца XII в. был разработан целый комплекс указаний, в каких случаях можно не снимать обувь; так, например, брату-госпитальеру разрешили не разуваться в течение ночи. Как реакция на эти правила статут 1270 г. в Акре запретил носить сапоги (этиво; видимо, мягкая обувь восточного типа) кроме того времени, когда брат был вооружен.
Стоимость подобной одежды была, несомненно, очень высокой, и с середины XIII в. многим братьям выдавали определенное количество денег на ее закупку. Также каждый брат снабжался чем-то вроде карманных денег, которые, как утверждали, напрасно растрачивались на модную одежду и драгоценности.
В 1259 г. Александр IV даровал братьям-рыцарям Госпиталя в ответ на их прошение, отличительную одежду. Раньше не было разницы в костюмах рыцарей и сержантов. Но теперь: «Рыцари, которые являются братьями в вашем ордене, будут носить черные мантии, чтобы их можно было отличить от других братьев означенного ордена (которые, видимо, носили темно-ко-ричневые мантии]. На войне же и в битве будут они носить жюпоны и прочие военные сюрко, которые будут красного цвета, нашив на них белый крест, в точности как на вашем штандарте". Сержанты, видимо, остались в черных сюрко. Но в 1278 г. новое правило было отменено, может быть, из-за дурного влияния на мораль внутри ордена. (По другой версии, у госпитальеров возникли трудности с набором соответствующего количества рыцарей, и новобранцев решили привлечь ярким облачением братьев.) По новому статуту все вооруженные братья, и рыцари, и сержанты, стали надевать в битву алые сюрко. Черная мантия оставалась всем братьям в качестве одежды для мирного времени. Интересно было бы знать, распространялись ли правила символики ордена на его наемные войска?
Ранняя символика на щитах неизвестна. К 1270-м гг. все щиты были красными с белым крестом. Судя по постоянным попыткам запретить эту практику, некоторые чины ордена, включая великих магистров, иногда несли свой семейный герб (вероятно, с добавлением креста).
Знамя, вероятно, появилось уже к 1130 г., и его колер («с белым крестом в красном поле») повторялся на значках рыцарских копий. В середине XIII в. Мэтью Пэрис показывает и простые, и восьмиконечные кресты, причем одно знамя последнего типа имело пять концов. Интересно, что английский геральдический свиток XIII в. указывает на «босан Госпиталя» (червонное с серебряным крестом с расширяющимися концами), хотя именно так называлось знамя Храма. Как отбившийся от своих в разгаре сражения тамплиер мог присоединиться к знамени Госпиталя (ему даже отдавалось предпочтение перед другими знаменами), так и госпитальер мог подойти к Босану Храма. В обоих орденах братьев, покинувших свое знамя, исключали из своих рядов.
Вооружение
наверх
Ношение ярких и дорогих одежд, использование военной экипировки и конской сбруи с украшениями было неотъемлемой частью образа жизни, подобающего рыцарю, но когда он вступал в военно-духовный орден, все менялось. Устав госпитальеров был достаточно жестким в этом отношении, но сложно доказать, что распоряжениям относительно одежды, сбруи и вооружения неукоснительно следовали. Статуты Госпиталя и постановления капитулов постоянно запрещали разного рода разукрашенное снаряжение, но со временем требования становились все менее строгими. Так, в 1262 г. было запрещено ношение наплечников (espaliers d'armes) или liiocc (кольчужных чулок) во время молебнов. Статут от 4 августа 1278 г. запрещал ношение доспехов на территории монастыря в ходе ныборов нового магистра. На марше вооруженные братья снимали доспехи и везли их в мешке за седлом, хотя всегда сохраняли на себе кольчужные шоссы и шлемы.
Ни один вооруженный брат не мог иметь вооружения более, чем предписывалось уставом, если только не получал специального разрешения. Возможно, это предписание просто отражало ситуацию, сложившуюся в ордене — недостаточные запасы военного снаряжения и перебои с доставками.
Поэтому все доспехи, вооружение, конская сбруя и даже одежда возвращались ордену после смерчи брата-госпитальера. В правилах середины XIII в. видно, что весь инвентарь делился на несколько групп. Лошади и связанная с ними экипировка, доспехи и вооружение братьев переходили к маршалу; постельные принадлежности – к смотрителю одежд, как и большая часть одежды (с 1278 г. каждого брата хоронили в его мантии) и материи. Столы и кухонная утварь, книги, принадлежности для литургии и прочее хранилось у бальи капитулов, а вещи соратников магистра передавались самому магистру. То, что принадлежало вооруженным братьям, переходило к маршалу, но имущество обычных бальи и служилых братьев – к великому командору.
Согласно статуту 1288 г. доспехи тоже возвращались, если брат ордена покидал Восток, и переходили во владение других вооруженных братьев, которые могли захотеть обменять на них свою старую броню. Арбалеты, напротив, всегда хранились в казначействе. Поздние статуты были более обстоятельны, указывая, что «турецкие» (мусульманские) ковры, седла (турецкие, обычные для езды и военные), дротики, конские попоны, знамена и значки, боевые кони, дорожные лошади, мулы, турецкое оружие, секиры, конские доспехи и сбруя, метающие ядрышки луки (arcs de bodoc), столовые ножи, арбалеты, всякого рода доспехи, мечи, копья, кожаные панцири, пластинчатые доспехи, кольчуги, стеганки, геральдические сюрко, шапель-де-фер и бацинеты умерших братьев передавались маршалу.
В итоге, доспехи и оружие братьев ордена ничем не отличались от точно таких же образцов, используемых светскими рыцарями и сержантами, за исключением отсутствия украшений. Почти все предметы военной экипировки импортировались из Европы. Чтобы снарядить брата-рыцаря, требовалось выложить кругленькую сумму: 2000 серебряных турских денье (8 ливров 6,5 су) в 1262 г. (жалованье рыцаря из «французского отряда» в Святой Земле обходилось в 90 ливров в год). Сержант «стоил» меньше - 1500 денье (1303 г.).
Коней и мулов также обычно везли из Европы, где они и стоили дешевле. В 1293 г. после разгрома в Акре магистр велел, чтобы каждый прибывающий из Европы привозил с собой трех коней и вьючных животных. Братья не могли выбирать себе коней, но имели право требовать замену. (Ждите отдельную статью по этой теме).
В походе
В отличие от тамплиеров, до нас не дошли сведения о поведении братьев ордена в ходе кампании. Трудно сказать, насколько военные статьи устава Госпиталя походили на соответствующие документы Храма, учитывая различия в структуре орденов. (В качестве курьеза отметим цитату арабского хрониста, описывавшего стычку отрядов Саладина с латинянами: "Тамплиеры жужжали подобно пчелам, госпитальеры завывали, словно ветер".) Например, у тамплиеров знамя держал маршал, тюркополье командовал тюркополами и братьями-сержантами, а оруженосцами – знаменосец; у госпитальеров оруженосцев и конюхов возглавлял мэтр оруженосцев монастыря, а знамя ордена держал знаменосец. Вероятно, сходства все же было больше, нежели различия, но трудно утверждать с уверенностью.
Крак де Шевалье — замок госпиталиеров в Святой земле |
На марше оруженосцы ехали впереди, с запасными конями и оружием рыцарей (на враждебной территории рыцари ехали со щитами и надевали шлемы, приближаясь к противнику). Оруженосцы считались фуражирами, которым часто требовалось вооруженное сопровождение; во время сражения они находились в тылу, заботились об обозе и обычно не участвовали в бою. Среди тюркополов были всадники, некоторые использовали лук в бою, но далеко не все были конными стрелками. Госпитальеров в походе сопровождали священники (из ордена?).
Во время рейдов ордена Храма и Госпиталя по отдельности защищали спереди (так, госпитальеры были в авангарде при Арсуфе) и сзади колонну латинского войска.
Также статуты указывают, что индивидуальный грабеж запрещался, вся добыча собиралась вместе. В Триполи братья Госпиталя не были обязаны делиться военными трофеями с кем-либо еще, разве только граф не присутствовал при этом лично. Аналогичное правило применялось и в княжестве Антиохийском, и в королевстве Иерусалимском. Ордена использовали любую возможность, чтобы забрать добычу себе, ни с кем ее не деля.
Сохранение латинских государств в XII-XIII вв. в значительной мере явилось заслугой военных орденов Святой Земли. К концу XIII столетия эти ордены накопили бесценный, почти полуторавековой опыт войны в местных условиях, нашедший отражение в их уставах. Именно братья орденов, которых можно было мобилизовать достаточно быстро, составляли ядро армии латинян — как правило, наиболее дисциплинированную и боеготовую часть всей армии.
Автор: М.В. Нечитайдов (Невинномысск) Журнал Воин 02.2005