Исторический костюм :

Европейский средневековый военный костюм, часть вторая

  автор: SHARIK  |  19-октября-2009  |  33293 просмотра  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Введение

Повседневную одежду солдата следует рассматривать в сравнении с гражданской одеждой. Плотность ткани и покрой менялись на протяжении времени, но в целом одежда рабочих и солдат шилась с прицелом на практичность. Хотя некоторые образцы представляются нам «прихотливыми», в действительности они были весьма удобны в носке. Можно только представить, насколько оборванными и грязными могли быть солдаты. Сторонники состоятельных господ, несомненно, выглядели лучше. К концу кампании внешний вид солдат был хуже, чем в начале, но случаев, когда солдаты превращались в настоящих оборванцев, отмечено немного. За армией тянулся обоз, в котором находилось множество штатских: женщины могли подштопать порвавшуюся одежду, а медники предлагали солдатам предметы первой необходимости и роскоши. После побед гардероб солдат пополнялся за счет трофеев. При этом стиль одежды нарушался. Вместе с повседневными вещами победители могли носить парадную одежду.

камзол 14в. кижал на поясе подвешивание ножен меча

Гарнизонная служба протекала в комфортных условиях. Солдаты гарнизонов вполне могли выглядеть как этот шведский солдат на службе у Савойского дома (ок. 1470 г.). Его гардероб включает удобный ливрейный камни из тошного сукна, издалека похожего на фетр, капюшона с фестончатым краем и шапки. Поясной ремень, кинжал и меч украшены металлическими накладками, обратите внимание и на прическу воина. Прислонившись к стенке, солдат поедает виноград, сорванный в соседнем саду. Поясной ремень, ножны и рукоятка меча отделаны латунными деталями, покрытыми позолотой. Это достаточно дорогие украшения, но хорошо оплачиваемый наемник может себе такие позволить. Искусству фехтования наемник обучался в Штуттгарте у Тальгоффера. Чтобы поддержать форму, воин часто упражняется с мечом, вспоминая слова учителя: «Упражнения но фехтованию полезны не только в бою. Они также позволяют сделать глубоким дыхание, исправить осанку и повысить физическую подготовку».

Крепкая обувь важна для солдата. В средние века наиболее распространены были похожие на мокасины башмаки с мягкой подошвой. Подошва подшивалась к верхней части башмака, после чего башмак выворачивался так. чтобы все швы оказались внутри. Затем снаружи подшивалась толстая подметка. Среди крестьян м путешественников были популярны высокие ботинки, завязывающиеся на шнурки, застегивающиеся на пряжку или закрывающиеся с помощью ремня, свидетельства о толстых подошвах, каблуках и подбитых гвоздями подметках встречаются редко. Уильям Ленгленд (1360-1399) описывает подбитые гвоздями башмаки в The Vision Concerning Piers Plowman. Многие солдаты старались обзавестись износостойкой обувью, не стесняясь снимать подходящие башмаки даже с трупов.

Наличие лошади и неплохое жалованье позволяло некоторым солдатам обзаводиться модными ботинками с длинными носами. Такие башмаки вошли в моду при Ричарде II (1377-1399). а затем снова приобрели популярность во второй половине XV в. По понятным причинам в походах такие башмаки носили только самые эксцентричные модники при езде верхом или в спокойной обстановке полевою лагеря. Поле боя быстро учило воинов, какие башмаки удобные, а какие нет.

Высокие сапоги подходили для верховой езды. Такие сапоги могли быть как грубыми с прямоугольным носком, так и элегантными с округлым носком и облегающим голенищем. Польем сапога делался достаточно высоким, чтобы можно было просунуть ногу, затем излишек кожи собирался в складку и фиксировался крючком или ремнем с пряжкой.

Для пошива сапог использовалась очень мягкая кожа, иногда голенище походило на чулок, так плотно оно облегало ногу. Однако технология выделки кожи утрачена, что весьма затрудняет адекватную реконструкцию.

Очень длинные голенища могли доходить до середины бедра. При этом верх голенища подвязывался к поясу. Часто в голенище имелась подкладка, что значительно удорожало изделие.

средневековые шапки средневековая шапка средневековые головные уборы

Солдаты носит головные уборы разного типа: войлочные и суконные колпаки разных размеров с отворотами и беи шапки-чулки, свернутые капюшоны, широкополые соломенные шляпы. Каких-либо специализированных военных головных уборов не существовало. Единственным требованием к головному убору была возможность надеть поверх него шлем.

Итальянский солдат XV в., стоящий у ворот дома, где квартирует в мирное время. Солдат одет в повседневную одежду и вооружен только копьем. В жарком итальянском климате носились легкие вещи, вроде жилета и накидки. Поясной ремень с пряжками итальянского типа.

 
средневековые полусапожки средневековый женский костюм чулки с подошвой

Полусапожки подходили как для верховой езды, так и для ходьбы пешком. Бургундские конные стрелки, которые действовали не только верхом, но и спешившись, получали специально пошитые для них сапоги с круглым носком.

Итальянские женщины, даже если им приходилось сопровождать иностранные армии, носили традиционные костюмы. Гражданская мода отличаюсь простотой.

Чулки с кожаными подметками были популярны в ХIV-ХV вв. в Италии. Солдаты носили такие чулки в боевой обстановке, но длительных маршей такая одежда не выдерживала.

Итальянские солдаты XV в.

наверх

Основные детали военного костюма были одинаковыми по всей Западной Европе, но в каждой стране имелись свои особенности. Рисунки, сделанные на севере Италии, – центре производства и торговли изящной одеждой – отличаются особым стилем, богатством и цветом. В XIV-XV вв. в Италии носили облегающее платье с разрезами па локтях и плечах. Доспехи типа «итальянская готика. Шлемы-баруты и саллеты были более распространены, нежели шлемы типа «железная шапка». Повсеместно встречались легкие доспехи: бригандины, поножи и кольчужные рукава. Настенные росписи многих церквей содержат изображения воинов, которые отличаются от изображений бургундских и французских воинов лишь в деталях. В Италии формировались отряды наемников, служившие по всей Европе, а также в самой Италии. Итальянские наемники действовали в целом успешно, поэтому всегда могли похвастаться трофеями и достатком.

Солдаты герцога носили роскошные геральдические накидки и красивые чулки, хотя мы лишь иногда можем с уверенностью определить цвета. Половина жалованья неаполитанских наемников в 1451 г. уходила на ткань для одежды: красную, синюю, зеленую, белую и пурпурную. Солдаты Сигизмондо Малатесты носили вензель из инициалов своего хозяина и его супруги: B и I. В конце XV в. командир отряда, состоявшего из 400 флорентийских наемников, заказал для своих солдат белый камзол, красно-белые чулки, белую шапку, туфли, доспехи и пики. Некоторые солдаты получили ружья.

В последние годы многое стало известно о средневековых технологиях изготовления тканей. К удивлению, даже самые ранние из известных образцов, отличаются высоким качеством и сложностью. Фактурная поверхность и яркие цвета выглядят весьма современно, несмотря на то, что образцы тканей были сотканы 2000-3000 лет тому назад. Средневековые ткани имеют сложное плетение, яркие цвета и сложный рисунок. К этому также следует добавить импортные ткани, завозимые с востока. Тем не менее, для пошива солдатской одежды в основном использовались шерстяные ткани.

Нижнее белье, рубахи и некоторые предметы верхней одежды шили из хлопчатобумажной ткани, льна, пеньки, крапивы, меха и войлока. Для окраски тканей использовались растительные пигменты. Наиболее известны вайда (синий), марена (красный) и ракитник (желтый). Они давали нежные и удивительно яркие цвета. Цветную одежду носили не только богачи. Даже беднейшие шотландские кланы ткали клетчатую ткань, даже беднейшие солдаты отправлялись на смерть пестро разодетыми. О некоторых средневековых красках мы знаем только их название, но не знаем цвет. Например, о краске pluncket мы не знаем вообще ничего, а о цвете russet можем предполагать, что она имела красно-коричневый оттенок.

Законы о борьбе с чрезмерным расточительством

наверх

Государство и церковь предпринимали неоднократные попытки сократить расходы населения на одежду, сдержать показную роскошь высших классов, а также заставить людей носить одежду, подобающую их социальному положению. Одежда, покрой, цвет и отделка тщательно регламентировались. Законы о роскоши иногда соблюдались, а иногда оставались только на бумаге. В целом эффективность законов понижалась с увеличением расстояния до центральной власти. Увлечение роскошной одеждой приобрело повальный характер после того, как деньги потекли в руки социальных слоев, лишенных реальной политической власти – в XV в. начинаю стремительно богатеть купцы.

Интересно отметить, что Генрих IV в законе от 1403 г. делает четкое исключение для солдат, которые получают право одеваться так как пожелают. Эдуард IV в 1463 г. принял еще более строгий закон о роскоши, но и он не касался солдат.

Шлем барбют срдневековые стрелки из ручницы рыцарь-ветеран
Итальянский пеший воин в глубоком шлеме – барбютте и итальянских железных перчатках, около 1465 г.

Умеренное итальянское виляние ощущалось в районах Швейцарии и Франции, граничащих с Савойей. Здесь изображены два савойских солдата. На их ливреях белый савойский крест по красному полю. Головы защищает простой миланский шлем. Один вооружен алебардой, другой держит аркебузу. На севере Италии ткали прекрасную шерстяную ткань. Эти солдаты служат правителю, который контролировал торговые пути между Италией и Бургундией. Поэтому их обмундирование пошито из отличной ткани.

Усталый ветеран в ливрее бургундского герцога Карла.

Ливрея как военная униформа

наверх

Принято считать, что военная униформа появилась в европейских армиях в XVII в. Но мы имеем ясные свидетельства о том. что и прежде предпринимались попытки единообразно обмундировывать крупные контингенты. Обычно униформой обеспечивал своих подчиненных лорд, капитан пли государство. Целые армии могли носить одинаковые ливреи иди знаки, некоторые отряды городского ополчения также получали униформу. Приведем несколько примеров ношения униформы.

В 1295 т. английские новобранцы из Норфолка получили белые сюрко стоимостью 3 шиллинга. В 1300 г. солдаты из Турнэ носили красную униформу с серебряным изображением замка на груди и спине. В 1385 г. все шотландские солдаты и их французские союзники носили белый крест св. Андрея на груди и спине. Если одежда была белой, то крест нашивался по черному полю. В 1416 г. арбалетчики из Амьена, отправившиеся в Аббервиль. носили зелено-белую униформу.

Под термином «ливрея» следует понимать любую одежду, полученную на время службы. Часто ливрея составляла заметную часть жалованья солдата. Солдаты английского лорда-канцлера носили ливреи, дороговизна которых соответствовала должности и положению солдата. Высший уровень обозначатся ливреями из качественного сукна, отделанного мехом. Низший уровень – минимальной по качеству ливреей, которая только бы не позорила хозяина.

Английский лучник ливрея-камзол камзол артиллериста

Один из лучников английского герцога Уорвика, участвовавший в сражении при Тоутоне, 29 марта 1461 г. Герцогская ливрея надета поверх стеганой куртки и другой личной одежды.

Солдат на службе у графа фон Тирштейна, владельца замка От-Кенигсбур в Эльзасе. На груди двухцветной ливреи нашит герб графа. Замок не имел особой стратегической значимости, служба в этом замке скорее напоминаю пребывание в доме отдыха. Солдат много путешествовав обратите внимание на значки пилигрима на его шапке.

Простая двухцветная ливрея – наиболее распространенный тип ливреи. В данном случае показана черно-белая ливрея города Фрибурга, выступившего на стороне Берна в Бургундской войне 1476 г. Ливрейные цвета могли использоваться и для отделки экипировки. В 1475 г. отряд из города Любек, насчитывавший 600 человек, не только носил красно-белые ливреи, но и 27 повозок в обозе отряда были раскрашены в эти цвета.

Обычно цвета и эмблемы на ливреях соответствовали гербовым цветам и эмблемам хозяина, но встречались и отклонения от этого правила, обычно вызванные доступностью на месте ткани того или иного цвета. Способность оснастить свои войска форменными ливреями свидетельствовала о состоятельности и щедрости владыки. Например, в 1434/1435 гг. король Англии Генрих VI летом обмундировывал свои войска в зеленые ливреи. Высшие командиры армии носили ливреи бордового, кроваво-красного или фиолетового цвета. Королевские сержанты носили ливреи из бордовой ткани или «полосатого солсберийского сукна». Слуги носили серо-синие, полосатые ливреи.

Ближайшее окружение короля получало самые дорогие ливреи, иногда в особых случаях выдавалась индивидуальная ливрея. Так, в правление Карла IV в 1378 г. бургундский герцог Филипп (1364-1404) пожаловал своим дружинникам черно-серые ливреи. В 1384 г. король Франции давал зеленые, красные и синие ливреи, для того чтобы произвести впечатление на английских парламентеров в ходе переговоров в Булони. В 1385 г. красные ливреи шились в честь свадьбы в Камбрэ. В1389 г. красно-белые ливреи были пошиты королем в Дижоне. В 1402 г. в честь свадьбы были пошиты бело-зеленые ливреи, и т.д.

Ливреи давались мужчинам и женщинам, получившим ранение на королевской службе. В 1349 г. некий Джон де Пастерхей получил пожизненную пенсию в размере 2 пенсов в сутки и ежегодной ливреи за увечья, полученные на королевской службе. Аналогичную пенсию в 1346 г. назначили Джону Хелмсуэллу.

Герцоги вроде правителей Бургундии Филиппа Доброго ли Карла Смелого обмундировывали свою гвардию и окружение, выдавая шлемы, украшенные драгоценными камнями, золотую парчу, серебряные и золотые значки и роскошные мантии. Для встречи с королем в 1473 г. Карл дал новую одежду для 1003 человек из своего ближайшего окружения. Капитан лучников при этом получил отрез синего бархата для пошивки ливреи, и белой камки для нурпуанта. 110 человек из службы безопасности получили ливрейные куртки (paletots) и мантии из золотой или серебряной парчи, шелка, синего бархата и красного атласа. Герцог Берри очень подробно описывает одежду сельских жителей. В январе 1458 г. он прибыл на совет в Вестминстере в сопровождении 600 гвардейцев в красных мундирах, украшенных вышивкой в виде сучковатого креста на груди и спине. В эпоху, когда отсутствовали СМИ, какой еще можно было придумать способ для того чтобы заявить о себе.

ливрейный камзол с перевязью через плечо

Перевязь через плечо на геральдическом языке обозначается словом bend. В летописях, относящихся к войне Алой и Базой Розы в Англии, а также в различных континентальных источниках часто упоминается о ношении солдатами перевязей. Перевязь носили через плечо, наискосок к бедру, иногда поверх ливреи. В простейшем случае перевязь служила знакам быстрой идентификации на поле боя. Если ливрея обычно указывай! на принадлежность к роте, то перевязь указываю па более высокий уровень командования. В 1450 г. в правление Генриха VI читаем, что «каждый лорд со своими сторонниками» должен носить перевязь поверх доспехов, чтобы «каждый лорд мог отличить своих от чужих». В 1461 г. сообщается, что солдаты обязаны носить ливрею своего лорда, а также малиново-черную перевязь и страусовое перо. В 1475 г. Эдуард IV наконец-то нашел деньги, чтобы компенсировать рыцарям и оруженосцам, сражавшимся при Тоутоне в I461 г., расходы по пошиву перевязей. Возможно перевязи нашивались па куртки или ливреи, их также могли носить в качестве кушаков. В 1304 г. французские солдаты во Фландрии носят белый шарф (escherpe), по которому они узнавали своих в бою. Мы знаем, что Арманьяки, противники Бургундии, носили в качестве опознавательного знака белую перевязь. В 1445 г. бургундский герцог Филипп Добрый отказался от ношения белого кушака арагонского ордена Кубка, пожалованного ему королем Альфонсом V, так как он слишком походил па белую перевязь противников. Известны два портрета кавалеров ордена, на котором виден матерчатый кушак белого цвета, повязанный наискосок через левое плечо. Мы можем предположить, что перевязь Арманьяков также представляла собой кушак.

Частные армии всегда представляли собой угрозу для королевской власти. Короли и герцоги, стремившиеся к единоличному правлению, издавали законы, запрещавшие ношение ливрей всех других цветов, исключая королевские. В конце XV в. Генрих VII окончательно запретил на территории Англии и формирование частных армий.

Эмблемы широко применялись уже в XV в. Так для коронации Ричарда II было изготовлено 26000 значков из фланели в виде фигурки вепря, наполовину вышитой, наполовину раскрашенной.

Ливреи XII-XV вв.

наверх

(А) Настенная роспись (ок. 1170 г.) из бывшей тамплиерской церкви в Крессаке, Франция. Видна эмблема в виде креста на груди рыцаря. Такие иллюстрации встречаются редко, причем всегда крест небольшого размера. Братья монашеских рыцарских орденов, вроде ордена Тамплиеров, первыми начали носить подобного рода эмблемы. Позднее крест разных форм стал распространенным военным или государственным символом в большинстве европейских государств, став почти обязательным элементом униформы к XV в.
(В) Основанная в 1180-х гг. рота «белых капюшонов» из Гейта, представляла собой отряд самообороны. В 1379 г. роту реформировали после того, как в городе началось восстание против графа Фландрии.
(C) Цветные капюшоны были сравнительно дешевым способом указать свою принадлежность к гильдии, городу, владыке или политической группировке. Сине-красный капюшон носили парижане, которые не всегда поддерживали французского короля.
(D) В январе 1426 г. англичане потерпели серьезное поражение от бургундцев в сражении при Бруверсгафене. Среди фламандских кон-ти и гейтов, выступивших на стороне Бургундии, были жители Гааги и Делфта. носившие черные и белые капюшоны. Жители Дордрехта носили красно-белые капюшоны.
(E) В 1358 г. сторонники Этьена Марселя носили шлемы, покрашенные в красно-синие цвета Парижа.
(F) В 1378 г. слуги и сторонники короля Франции Карла IV и его сына, будущего Карла V. носили красно-белые или красные рубахи и чулки.
(G) Во время войн в Уэльсе пехота английского короля Эдуарда I носила перевязи с красным крестом св. Георгия. Чаше всего крест нашивался прямо на одежду или доспехи, в XIII в. он превратился в национальный символ Англии. Военные артикулы Эдуарда 111 определяли, чтобы крест присутствовал на одежде. Крест носили все солдаты армии Черного Принца в 1355 г.. а также участники шотландской экспедиции Ричарда II в 1385 г. Красный крест чаше всего сочетался с белой курткой. В 1482 г. английская армия, отправленная в Шотландию, получила приказ обмундироваться в белые куртки с георгиевскими крестами на груди и спине, а также эмблемой роты на груди.
(H) Французские войска в XIV в. в качестве своей эмблемы стали носить белый крест (vraie ensiegne du Roy). Крест нашивали на одежду или доспехи. Чаще всего французская ливрея имела красный или синий цвет. В XV в. французы также стали носить на груди значки принадлежности к той или иной роте.
(I) Бургундия выбрала крест св. Андрея в качестве своего военного символа в начале XV в. Иногда этот крест с неровными краями описывается как скрещенные дубинки или стрелы. С приходом к власти Карла Смелого (1467) в войсках стали носить простой красный андреевский крест. Крест обычно нашивали на синее или белое поле. По договору между королем Франции и герцогом Бургундии, бургундцы получали право носить бургундский крест даже на королевской службе.
(J) Бретонцы в качестве эмблемы использовали черный крест св. Иова по белому полю.
(К) Кресты могли быть разного размера. Их нашивали прямо на гам-безон или бригандину, или на гражданскую одежду.
(L) Для экономии ливреи делались максимально дешевыми. Их покрой позволял их надевать поверх любой одежды и доспехов. Обычно ливрею надевали через голову и перепоясывали ремнем. Эта ливрея английских цветов, слева гебр сэра Уильяма Тасселя. который командовал английской экспедиционной армией во Франции в 1475 г. Края ливреи часто отделывались контрастной по цвету тесьмой.
(М) В некоторых манускриптах изображены группы единообразно обмундированных французских солдат. Например, члены ординансной роты носили черную одежду в сочетании с ливреей в цветах капитанского герба и белым крестом на груди. Французское городское ополчение также иногда обмундировывались в одежду одного цвета. На груди или на рукаве при этом вышивалось название города.
(N) Еще один тип ливреи в бретонских цветах, который носили поверх доспехов. Глубокие вырезы для рук не сковывают движений.
(О) Необычная ливрея, застегивающаяся на пуговицы спереди. Цвета графа Дерби, на груди герб графа - желтая дана орла, около 1475 г.
(Р) В XV - начале XVI вв. швейцарские знаменосцы, музыканты и офицеры часто носили одежду цвета своих кантонов. Здесь сине-белая одежда Люцерна и красно-черная одежда Берна. Рядовые солдаты цветную одежду носили реже, так как обмундировывались сами. Иногда город обмундировывал своих солдат, например, красную униформу получил 131 человек из Сен-Галлена, участвовавший в сражении при Гран-соне в 1476 г.
(Q и R) Два примера богато расшитых ливрей, которые могли носить гвардейцы или слуги влиятельного господина. Изображение с бу-ругндского «гобелена Цезаря», вытканного в Турнэ в 1465-70 гг. и подаренного Карлом Смелым Гильому де ла Бому. участнику сражений при Грапсоне и Мора. На груди и рукавах часто вышивались вензеля из декоративных литер.
(S) Лучники Антуана Бургундского носили красные paletots с эмблемой в виде «барбикена» - подвижного деревянного укрытия пал амбразурой, и белого андреевского креста с языками пламени. Чулки зеленые и белые.

ливреи 12-15 в.в.

 

саллет с плюмажом
Блистательный офицер итальянского ополчения, Саллет дополнен тюрбаном и плюмажем, па гамбензоне вышит вепрь.

Опознавательные знаки служили для быстрого определения на поле боя своих и чужих. Известны случаи, когда с обоих сторон использовались одинаковые эмблемы, или воины преднамеренно в целях маскировки надевали эмблемы врага. При осаде Нейсса (1475) 600 кельнцев надели одежду с андреевским крестом и проскользнули через линии бургундцев. пронеся в город по 40 фунтов пороха каждый.

Сцены из двух швейцарских летописей сообщают нам интересные детали в одежде стрелков. Дибольд Шиллинг (1435-1486) служил при Грансоне и Мора в 1476 г. О событиях, которых он был очевидцем, он написал трехтомную хронику. Мы не знаем, кто были три художника, иллюстрировавшие его рукопись, но очевидно, что они или сами были солдатами или непосредственными очевидцами событий.

В первой, так называемой Цюрихской хронике Карл Смелый показан наступающим в сопровождении четырех пеших лучников. Лучники носят короткие куртки с рукавами-пуфами и красным бургундским крестом на груди и спине. Их экипировку дополняет саллет и облегающие ноги рейтузы. Двое вооружены луками, двое - копьями. В Бернской хронике эта сцена повторяется, лучники выглядят похожим образом, но вместо шлемов у них небольшие шапочки с плюмажем, а штанины рейтуз закатаны до колен. Четверо вооружены копьями. Эти гвардейцы могли быть лучниками английского короля Карла.

Сохранилось множество документов, относящихся к бургундской армии. Нельзя сказать, насколько их можно экстраполировать на другие европейские армии, поскольку аналогичные документы, относящиеся к другим армиям до нас не дошли, или до сих нор не изучены историками.

Лучник-телохранитель герцога Бургундского

капитан лучников 15 в.
Командир отряда лучников, на его груди вышит вепрь - герб Ричарда Йоркского и Глостерского, позднее ставшего королем Англии Ричардом III.

В то время среди европейских правителей было модно иметь отряд лучников-телохранителей. Бургундский герцог постарался хорошо обмундировать своих телохранителей. 40 archiers de corps под командованием двух капитанов постоянно сопровождали герцога, днем и ночью загораживая его от ножа наемного убийцы. При любой возможности телохранители практиковались в стрельбе из лука, кроме того, у них имелось и огнестрельное оружие, о чем свидетельствуют инвентарные описи. На практике телохранители выполняли роль мотоциклетного эскорта нынешних президентов, при необходимости оттирая слишком напирающую толпу.

В 1416 г. герцог пошил 24 комплекта униформы. Рукава ливрей украшали три изображения колчанов со стрелами. В 1433 г. телохранители получили черно-серую ткань для пошива 29 heuques ytaiennes, расшитых золотом. Эти ливреи были открыты с боков, наподобие камзола герольда. В 1435 г. для телохранителей пошили paletots серо-черного цвета с вензелем герцога Филиппа и его супруги, вышитыми золотой и серебряной нитью. В 1442 г. капитан телохранителей «сеньор де Тернан» получил 42 ливра для ремонта одежды. В 1452 г. мы читаем о том, что лучники сменили куртки на более легкие пурпуанты. В 1465 г. мы читаем о черно-фиолетовых ливреях с белым бургундским крестом и вышивкой в виде кремниевого замка. В 1467 г. Эен де Мошо. «плюмажник» поставил плюмажи для капитана и стрелков. В 1471 г. гвардейцы носили куртки с высоким воротником, выполненным из 12 слоев ткани, в том числе трех пропитанных воском.

Ливреи и эмблемы XV в.

наверх

(A) Реконструкция геральдической накидки герцога Бургундского Карла. Изображены гербы владений, входящих в состав Бургундии. Богатая вышивка, дорогая ткань, золотая и серебряная проволока, жемчуг - все это используется xi я отделки. Свита бургундского герцога в походе представляла собой пеструю кавалькаду.
(B) Попытка реконструкции геральдической накидки (paletot) графа Шароле, позднее герцога Бургундскою Карла, которую тот носил ко время кампании 1465 г. Представители высшей знати могли себе позволить такую роскошь.
(C) Лучники из отряда гвардии Луи Люксембургского, коннетабля Франции и Бургундии.
(D) Сторонники Луи де Брюжа в 1466 г. могли носить фиолетово-белые накидки с красным бургундским крестом или изображением бомбарды.
(Е) Сторонники сеньора де Аме.
(F) Лучники Жана де Люксембурга, участники кампании Монтлери (1465).
Документальные свидетельства позволяют нам реконструировать ливреи других бургундских феодалов: сеньора д'Эскера (бело-зеленая с красным андреевским крестом); Жана де Рюбамире. великого байлифа де Эно, 1466 (черно-фиолетовая с белым андреевским крестом); Антуана Родена, сеньора д'Эмери. 1466 (бело-синяя с красным андреевским крестом); Гуго де Невиля, сенешаля де Сен-Поль (красный без бургундского креста).
(G-L) Примеры английских ливрей времен войны Роз.
(G) Сэр Джон Воган. У него на гербе сказочное чудовище, полупетух-полудракон. Девиз garde vous можно перевести как «будь осторожен» или «смотри в оба».
(H) Сине-бордовая ливреия короля Англии Эдуарда IV. На гербе изображено «блистающее солнце» и белая роза Иорков.
(I) Ричард Невилл, граф Уорвик и Солсбери. На гербе изображена суковатая дубинка и стоящий на задних лапах медведь (ок. 1458 г.).
(J) Генри Стаффорд, герцог Бэкингсм. (К) Лорд Феррерс. Как и многие знатные дворяне имел несколько гербов. Здесь изображена золотая подкова, кроме того: бегущий грейхаунд, золотая корона и «французский чепец».
(L) В 1475 г. сторонники герцога Норфолка Томаса Говарда носили красно-белые ливреи с белым значком в виде профиля саллета. В шотландской экспедиции один солдат Норфолка по имени Роберт Коук носил бригандину с кольчужным воротником, саллет, колчан стрел, наручи из металлических полос, гамбезон и кольчужные «шорты».
(М) Вышитая эмблема телохранителей Карла Смелого. Такая же эмблема была нарисована на знаменах, захваченных при Грансоне в 1476 г.
(N) Металлические значки для сторонников всех уровней. Серебряные и золотые для великих принцев и телохранителей, и дешевые оловянные или свинцовые для простолюдинов. Этот значок обнаружен в Лондоне. На нем изображена роза Эдуарда IV и солнечные лучи.
(О) Оловянный значок герцога Уорвика – суковатая палка. Аналогичная эмблема была и у Рене Анжуйского.
(Р) Во многих летописях XV века есть рисунки швейцарцев с белым крестом на одежде. Как правило, крест располагался на груди, рукаве или бедре, реже он появлялся на шлеме или головном уборе.
(Q) Перевязь была распространенной деталью униформы, позволявшей идентифицировать на поле боя солдат того или иного командующего.
(R) Цвешой капюшон, значок на [рули и вышитый девиз или вензель на рукаве – три наиболее распространенных способа отмечать свою принадлежность к тому или иному отряду.
(S) Эмблема герцога Бурбонского Карла (1434-56) – зажигательная фаната (feu gregois).
(Т) Одной из вотчин Рене Анжуйского была Лотарингия, поэтому лотарингский двойной крест был одной из его эмблем.
(U) При отсутствии средств массовой информации правитель мог добиться престижа, производя впечатление на своих подданных и распространяя в народе истории о своих подвигах. С этой целью устраивались грандиозные парады, турниры и триумфальные входы в покоренные города. Людовик XII Французский (1498-1515) торжественно въезжает в занятый итальянский город. На его сюрко и нойоне коня изображены пчелы и ульи, а по краю подола пущен девиз non vtitura cv leores.
(V) Дворянин из личной гвардии короля. Видны герб, корона и изображение дикобраза, вышитое золотой нитью.

 

ливреи и эмблемы 15 век

Мастера артиллеристы

наверх

На протяжении XV в. неуклонно росла роль артиллерии: как легкой полевой, так и тяжелой осадной. Сложное оборудование и многочисленный обоз требовались для обслуживания нового рода войск. В результате появился новый класс офицеров-мастеров и подразделений саперов, металлистов, изготовителей пороха и ядер, погонщиков и т.п. Содержание столь многочисленных контингентов квалифицированных специалистов требовало огромных сумм. Франция и Бургундия включились в технологическую гонку. В обеих странах сложился класс знати, обладавших глубокими познаниями в механике и других науках. Эти специалисты стали называться мастера-канониры.

В XV в. термин «артиллерия» означал не только пушки, но и включал в себя современное понятие логистики. Из письменных источников того времени мы узнаем, что артиллерия занималась транспортировкой луков, арбалетов, боеприпасов, палаток, понтонов и палаток. В инвентарных книгах сохранились дотошные списки приобретенных перчаток для лучников и льняных шнуров для арбалетов, свинцовых чушек для отлива ядер и краски для орудийных лафетов.

Некоторые историки XX века недооценивали эффективность артиллерии XV в. Тем не менее, нам известны многочисленные свидетельства применения картузов с заранее отмеренными навесками пороха, а также использования казнозарядных пушек. Осадная артиллерия вела огонь с постоянных позиций. Этооыло очень дорогое оружие, которое никто НС стал бы применять, если бы не ждал от него немедленного и убедительного эффекта. Действительно, артиллерия радикальным образом изменила ход осадной войны. Если итальянский замок Монте-Сан-Джованни в свое время выдержал семь лет осады, то в 1494 г. под огнем пушек Карла VIII крепость продержалась всего восемь часов.

средневековый военный инженер инженер и рабочий куртка и рейтузы средневекового рабочего

Французский инженер или артиллерист в практичном платье и ботинках. Видна ливрея государственных цветов. Поверх накинута мантия из красной и золотой итальянской парчи, отделанной темным мехом. Это очень богатый человек, способный позволить себе столь дорогую одежду. На голове он носит свернутый капюшон.

В жаркую погоду рабочие сбрасывали камзолы, но полностью не снимали их, оставляя висеть па бедрах, так как к нижнему краю камзола подвязываюсь рейтузы. Лишь в конце XV в. покрой рейтуз изменился в достаточной степени, чтобы те могли сами держаться на талии владельца. Рукава иногда узлом завязывались спереди. Камзолы без рукавов, пошитые па манер современных .жилетов, появились лишь в конце века. Единственное упоминание жилетов в военном контексте относится к приказу французского короля Людовика XI, регламентирующего одежду солдат своей армии.

Мастера, необходимые для успешного функционирования армии, набирались из числа штатских специалистов. Их услуги хорошо оплачивались. В 1456 г. бургундский герцог Филипп Добрый мечтал провести крестовый поход против турок. Он зафиксировал свои планы на бумаге. По прикидкам герцога ему требовалось от 500 до 600 плотников, мастеров но изготовлению луков и стрел, арбалетов, канониров, каменщиков, кузнецов, саперов и рабочих. Все они должны были вооружаться пиками или другим «оборонительным оружием». Специалистам планировалось платить хорошее жалованье, не уступающее жалованью профессиональных наемников.

старинніе чертежи средневековая казнозарядная пушка

Инженеры и канониры, искусные в механике и осадном мастерстве, играли важную роль в армии. Несколько знаменитых личностей служили в армии, в том числе Леонардо да Винчи и Микеланджело. Па снимке реконструкция манускрипта XV в, посвященного механике и осадному делу. До нас дошло множество таких средневековых руководств, многие из них до сих пор не опубликованы. Часто они составлены на очень высоком уровне и требуют изрядного интеллекта для своего понимания. Попытки провести реконструкцию описанных в руководствах механизмов часто заставляют удивиться, насколько правильны и детализированы описания.

Рота св. Георгия представляет артиллерийскую роту, участвующую в бургундской войне 1476 г. В качестве эксперимента были реконструированы две казнозарядные полевые пушки. Опыт стрельб показал, что эти 250-кг орудия очень маневренны. При стрельбе железными и каменными ядрами они отличаются высокой кучностью и дальнобойностью (на дистанции 300 м пушка кладет три ядра с разбросом всего в 1 м). Рядом с пушкой лежат несколько запасных затворов с зарядными камерами. Каждая пушка укомплектована тремя затворами, расчет орудия состоит из шести номеров. Реконструированные орудия способны поддерживать достаточно высокий темп стрельбы.

Любая средневековая армия нуждалась в подобных специалистах. Хотя мы не знаем точно, что носили работники, можно считать, что это были отнюдь не оборванцы. Известно, что бургундские саперы в середине XV в. носили форменные гамбезоны с бургундским крестом. Известно также, что специалисты носили фартук во время работы.

музыкант с волынкой средневековая игра в карты

Все – от короля до крестьянина – любят петь, музицировать и танцевать. Солдаты развлекались также, как делали это дома. Более того, в армии у них было больше досуга, нежели дома. Небольшая дудка, барабан, флейта и волынка были инструментами, на которых играли как по деревням, так и в походе. Музыканты исполняли популярные народные мелодии. К сожалению, практически ничего из средневекового репертуара не дошло до нас. Швейцарские солдаты XV в. часто изображаются марширующими позади группы музыкантов. Музыканты обычно показаны в ливреях цвета своего кантона. Облаченные в доспехи солдаты изображены танцующими, взявшись за руки. Трубачи и барабанщики также передавали команды в лагере, на марше и в бою, а также играли во время праздников. Менестрели – акробаты, скоморохи, танцоры, жонглеры, певцы и музыканты  – составляли часть свиты дворян и короля. Многие из них также служили гонцами, писарями, компаньонами и даже шпионами и рядовыми солдатами. Некоторые при этом сумели прославиться в бою. Черный Принц взял четырех французских флейтистов в свой «большой рейд» 1355 г., дав им не только цветные костюмы, но также кольчуги и шлемы. Другим способом провести досуг было рассказывать истории, дурачиться и непристойно шутить. Многое из того, что в наши дни считается детскими играми, в более грубой и жестокой форме практиковалось солдатами. Следует упомянуть игры в камешки, кости, карты, шашки, а также борьбу, скачки и футбол.

 

наверх продолжение статьи Средневековый военный костюм, часть вторая
загрузка...
  Голосов: 2
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера