Становление древнерусского государства – сложный и многогранный процесс, изучение которого продолжает ставить перед исследователями множество вопросов. Военный аспект его не является исключением, тем более, что тематически затрагивает не только саму Древнюю Русь, но и ратное дело ее ближайших соседей и противников. В конце IX – начале XI веков молодое древнерусское государство вело многочисленные войны, как внутренние (междоусобная борьба за великокняжеский престол), так и внешние (присоединение новых земель). В обоих случаях Русь нуждалась в значительных воинских силах и, прежде всего, – в воинах-профессионалах. Иногда эта потребность удовлетворялась за счет наемников, причем в интересующий нас период в таковом качестве нередко выступали пришельцы из Скандинавии.
Cкандинавская героическая эпоха викингов (вторая половина VIII -середина XI веков) в той или иной степени повлияла на историю многих стран европейского континента. Викинги не только предпринимали опустошительные рейды на поселения и города, но и создавали на завоеванных землях собственные колонии. И если на Запад устремлялись в основном датчане и норвежцы, то шведские викинги обращали свои взоры к богатым и неизведанным землям Восточной Европы, заселенным племенами славян, финнов и балтов.
В 1887 г. крестьянами во время запашки поля у украинского с. Poтмистровка была случайно найдена маска, которая впоследствии была передана председателю Императорской Археологической комиссии графу A.A. Бобринскому. Именно эту дату можно считать отправной точкой в изучения позднесредневековых восточноевропейских антропоморфных забрал, споры о которых ведутся и по сей день. Прямо или косвенно вопросов о функциональном назначении, датировке и культурной интерпретации масок в разное время касались A.A. Бобринский, Н.Е. Бранденбург, М.В. Горелик, К.А. Жуков, И.Л. Измаилов, А.Н.Кирпичников, Э.Е. Кравченко, автор статьи, Э. фон Ленц, С.А. Плетнева, П.П. Толочко. Но больше всего маскам-забралам уделила внимание И.В. Пятышева.
В частности Н.В. Пятышевой было высказано предположение о том что ряд масок были изготовлены в одном месте.
Здесь сразу стоит заметить, что на сегодня нам известно 9 экземпляров боевых масок-забрал, что значительно увеличивает наше предс тавление об этой категории восточноевропейских древностей. Условно мы можем разделить их на две группы: «обезличенные» и «высокохудожественные (антропоморфно-реалистичные)». К первой группе относят ся маски из Ротмистровки, Татарстана, Серенска, с. Городища, Куйбышево и из Аргунского ущелья. Ко второй – маски из Херсонеса, Ковалей и Липовцов.
На территории юго-западной Латвии в Тирском торфяннике около местечка Руцава Лиепайского района [г. Лиепая, Liepāja] 26 мая 1936 года рабочие обнаружили клад, часть которого была передана Музею истории. Выехавший на место находки археолог П. Степиньш проеврил обстоятельства нахождения клада и собрал ряд сохранившихся предметов.
Площадь Тирского торфяника равна приблизительно 700х1000 м. На рис. 1 показано место где в торфянике обнаружен клад (около белой доски, лежащей на краю раскопа).
Клад находился посредине торфяника между верхним светло-коричневым (толщина 110 см) и нижним черным слоями торфа (толщина 45 см). Большинство предметов находилось в нижнем слое, под которым залегал твёрдый белый песок.
Одной из самых интересных категорий военных древностей Восточной Европы являются средневековые боевые маски – своего рода антропоморфные забрала. Каждая новая находка подобного рода бесценна, так как до сих пор остается много нерешенных дискуссионных вопросов в изучении этого вида защитного вооружения. Цель нашей работы ознакомить зарубежных коллег с новой находкой боевой маски, найденной на территории Российской Федерации.
В 2001 году в Ставропольский Государственный краеведческий музей имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве поступил комплекс доспехов, в состав которого входит боевая маска. Сам комплекс был найден военнослужащими одного из подразделений российской армии во время проведения фортификационных работ вблизи аула Итум-Кале, расположенного в Аргунском ущелье Чеченской Республики и относится ко времени Большой Кавказкой Войны 1785-1864 годов. Здесь нет смысла приводить описание всего комплекса полностью, так как он был опубликован нами ранее, и в целом не относится к интересующей нас теме (Кулешов 2008, 94-98). Поэтому сразу обратимся к описанию самой маски.
Монгольское нашествие, как известно, отложило "свой” отпечаток на все стороны жизни народов, ставших его жертвами. Не были исключением и народы Европы. Однако некоторое время спустя, покоренная Русь и оказавшиеся в опасной близости от завоевателей народы юго-востока Балтии, Венгрии, Нижнего Подунавья стали внимательно присматриваться к оружию монголов.
Нам уже приходилось писать о том влиянии, которое монгольский панцирь из мягкого материала (к которому изнутри приклепаны железные пластины), названный нами "усиленный хатангу дегель”, оказал на генезис и развитие европейского доспеха типа coat of plates. Из последнего, как известно, развился классический цельнокованый рыцарский доспех Европы XV-XVII вв. Достаточное внимание нами было уделено и монгольским лукам.
На территории степного Прикубанья и Восточного Закубанья раскопано достаточно много погребений кочевников XII-XIV вв. Среди них выделяется достаточно большая группа воинских захоронений. Среди этих погребений разнообразием воинского инвентаря выделяется погребение из ст. Дмитриевской к. 1 п. 2. Комплекс, о котором пойдет речь, уже введен в научный оборот, что избавляет от подробного описания погребального обряда и сопроводительного инвентаря. В статье подробно будет рассматриваться один из предметов защитного доспеха, а именно поножи.
Поножи были изготовлены из железа. Они находились на ногах погребенного. Первоначально поножи соединялись с наколенниками при помощи кольчужной полоски. Наколенники имели округлый верхний край. Длина поножей 68 см, ширина по центру – 18 см. К сожалению, сохранился только один понож, и то не полностью.
Бронзовые подвески-топорики принадлежат к числу наиболее выразительных материальных памятников, связанных с древнерусским язычеством. Эти предметы чаще других амулетов используются для реконструкции дохристианских верований восточных славян. Наиболее подробно они были рассмотрены в специальной статье В. П. Даркевича, собравшего данные о значительной серии подвесок-топориков и систематизировавшего этот материал. Вывод В. П. Даркевича о том, что подобные подвески изображали оружие славянского бога-громовика Перуна и были связаны с его почитанием, прочно вошел во многие обобщающие исследования по древнерусской культуре. За три десятилетия, прошедшие со времени публикации статьи В. П. Даркевича, коллекция амулетов-топориков значительно пополнилась. Новые находки, многие из которых происходят из датированного культурного слоя или из закрытых комплексов, позволяют существенно уточнить хронологию и географию распространения этих предметов. Меняются и методические подходы к изучению археологических материалов, связанных со сферой верований и культа. Поэтому сегодня оказывается вновь актуальным вопрос о назначении амулетов-топориков связанных с ними религиозных представлениях, казалось бы, окончательно решенный 30 лет назад.
Речь в этой публикации пойдет о рубящих коротких мечах, которые в Средние века использовались как боевые ножи и рубящие мечи, и конечно как полноценные абордажные сабли. Слово "тесак" (tesak) происходит из Чешско-Венгерского региона и обозначает большой нож с широким клинком.
Данное слово имеет множество произношений и значений, и означает различные образцы клинкового оружия. Мы рассмотрим Дюссак (анг. Dussack) и Скаллоп (англ. Scallop).
Дюссак – образец клинкового оружия с относительно коротким и широким клинком не предназначеным для колющих ударов. Клинок его пригоден только для рубящих и режущих ударов. Рукоять представляет собой длинный голый хвостовик конец которого загнут к лезвию клинка так что образует надежный упор при оттягивании клинка назад (при рубящем и режущем ударе), часто изгиб хвостовика закрывает пальцы руки полностью образуя давая защиту пальцев.