На территории степного Прикубанья и Восточного Закубанья раскопано достаточно много погребений кочевников XII-XIV вв. Среди них выделяется достаточно большая группа воинских захоронений. Среди этих погребений разнообразием воинского инвентаря выделяется погребение из ст. Дмитриевской к. 1 п. 2. Комплекс, о котором пойдет речь, уже введен в научный оборот1, что избавляет от подробного описания погребального обряда и сопроводительного инвентаря. В статье подробно будет рассматриваться один из предметов защитного доспеха, а именно поножи.
Поножи были изготовлены из железа. Они находились на ногах погребенного. Первоначально поножи соединялись с наколенниками при помощи кольчужной полоски. Наколенники имели округлый верхний край. Длина поножей 68 см, ширина по центру – 18 см. К сожалению, сохранился только один понож, и то не полностью.
Находки доспехов в погребениях кочевников XII-XIV вв. достаточно редки. Однако на этом фоне выделяются памятники золотоордынского времени степного Прикубанья и Восточного Закубанья. В них достаточно часто встречаются доспехи. Это, прежде всего, шлемы и кольчуги. К настоящему времени на этой территории известно около ста погребений кочевников XII-XIV вв. В них найдено 18 шлемов и кольчуг.
Однако находки таких деталей защитного доспеха, как наручи и поножи, в погребениях кочевников восточноевропейских степей XII-XIV вв. не просто редки, а единичны.
Поножи из погребения 2 кургана 1 ст. Дмитриевская можно отнести к одночастным наголенникам, соединенным кольчужной полоской с полукруглым наколенником2.
Датировка поножей представляет большую трудность, так как не известны находки этих предметов в погребениях кочевников XII-XIV вв. А. Н. Кирпичников считает, что поножи могли существовать на Руси в предмонгольское время. Однако находки поножей на древнерусских городищах не зафиксированы. Аналогии им известны только на древнерусских миниатюрах3.
В западноевропейских памятниках поножи известны с середины XIII в.4. Этим же временем датируются самые ранние находки наручей5.
М. В. Горелик предполагает, что поножи и наручи были принесены на Русь и в Западную Европу во время монгольского вторжения 1237-1241 гг.1 Однако нет находок поножей и в Центральной Азии. Между тем, их изображали на персидских миниатюрах второй половины XIV - начала XV вв.2
Более точно поножи из погребения у ст. Дмитриевской могут быть датированы по сопутствующему материалу. Там был найден разнообразный материал, состоящий из предметов вооружения, конской упряжи, предметов быта и украшений.
Большинство предметов датируются достаточно широко. Однако наличие в погребении килевидных наконечников стрел (тип 38-4 по типологии А. Ф. Медведева)3, четырехгранного наконечника копья, шлема с цилиндрической тульей, переходящей под углом в конический купол, наручей и двухлезвийного прямоугольного кресала позволяет датировать поножи второй половиной XIII - XIV в.
Килевидные наконечники стрел были привнесены в Восточную Европу монголами4. Четырехгранные наконечники копий датируются второй половиной XIII-XIV в.5. Шлемы с цилиндрической тульей, переходящей под углом в конический купол А. Н. Кирпичников датирует первой половиной XIII в.6, а М. В. Горелик второй половиной XIII – первой половиной XIV вв.7. На мой взгляд, шлемы являются надежным хронологическим индикатором золотоордынской эпохи. Наручи датируются временем не ранее середины XIII в. Двулезвийные прямоугольные кресала исследователи датируют XIII-XIV вв.8.
В погребении у ст. Дмитриевской были найдены предметы, которые ранее исследователи датировали домонгольским временем (распрямленная гривна, котел, нагрудные бляхи). Однако сейчас датировка пересматривается, так как эти предметы бытовали и в золотоордынский период. Таким образом, погребение можно твердо датировать второй половиной XIII - XIV вв.
Данный комплекс можно отнести к половецким. Подтверждение этому – восточная ориентировка погребенного и наличие в погребении эталонных для половецкой культуры предметов (распрямленная гривна, большой плоскодонный котел, нагрудные бляхи). Поножи достаточно часто изображались на половецких каменных изваяниях9. Таким образом, комплекс является погребением знатного половецкого воина служившего в золотоордынском войске.
Погребение из станицы дмитровская | Поножи мз погребения | Шлем и наручи |
Русские првославные иконы писались по Византйским канонам, поэтому часто не отражают реалий Руси. И воины изображенные на них часто похожи на солдат Византийской и Римской империй. Поэтому относиться к ним надо с большой осторожностью. Ктомуже схематичность и плохохая сохраннсть изображений позволяет трактовать поножи у воинов как гетры.
фреска из Кирилловской церкви в Киеве. 12 в | Икона Святой великомученик Димитрий Солунский. Икона из коллекции Лихачева. Конец 14 в |
Источник: Ю. В. Зеленский. Поножи из степного погребения в степном Прикубанье. Военная археология: Сборник материалов семинара при Государственном историческом музее. - М.: Квадрига, 2008