Становление и укрепление Московской Руси окончательно определилось при Иване III. Русь, как крупная европейская держава, начинает активно общаться с западным миром. Вместе с архитекторами, художниками и купцами на Русь приходят образцы искусства западных стран, причем в количествах не сопоставимых с предыдущим периодом XIII-XIV веков. Приходят и новые идеи, способные расшатать устои только, что образовавшегося государства.
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в стране не могли не повлиять на искусство. В частности на столь важные для средневекового человека предметы как символ личного благочестия – нательный крест. В последней четверти XV века православие подверглось испытанию на прочность в борьбе с ересью жидовствующих. Найдя поддержку в высших слоях общества, эта ересь могла привести к не предсказуемым для Руси последствиям.Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.
Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве.Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».
По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.