Автор: Спасёных А.Н. для портала Культурология
Становление и укрепление Московской Руси окончательно определилось при Иване III. Русь, как крупная европейская держава, начинает активно общаться с западным миром. Вместе с архитекторами, художниками и купцами на Русь приходят образцы искусства западных стран, причем в количествах не сопоставимых с предыдущим периодом XIII-XIV веков. Приходят и новые идеи, способные расшатать устои только, что образовавшегося государства.
Сложные и противоречивые процессы, происходящие в стране не могли не повлиять на искусство. В частности на столь важные для средневекового человека предметы как символ личного благочестия – нательный крест. В последней четверти XV века православие подверглось испытанию на прочность в борьбе с ересью жидовствующих. Найдя поддержку в высших слоях общества, эта ересь могла привести к не предсказуемым для Руси последствиям. Идейные зачатки русского Раскола следует искать в событиях последней четверти XV века. Не удивительно, что ересь появилась в Новгороде, многовековые связи и близость к западу способствовали широте взглядов новгородцев. Пробравшись в Москву с адептами ереси, высокими чинами новгородского духовенства, новое учение было благосклонно воспринято самим великим князем. Этому немало способствовала поддержка жидовствующих его старшим сыном Иваном Молодым и его женой, невесткой Ивана III, Еленой Волошанкой. Но зародившись в Новгороде ересь, в нем же нашла и противоборство. В 1487 году борьбу с ней начинает новгородский архиепископ Геннадий. Он же потребовал созыв собора 1490 года, на котором ересь подверглась осуждению. Но как оказалось и сам митрополит Зосима был тайным приверженцем учения жидовствующих, за что впоследствии и был назван в летописях "вторым Иудою”. Суть человеческая мало изменилась за прошедшие столетия. В 2012 году многие в мире ожидали "конца света”, виною всему был некий календарь. Календарь был причиной ожиданий конца света и в 1492 году, на который приходилось начало седьмого тысячелетия от "сотворения мира.” Православные ожидали” "страшного суда”.
Жидовствующие отрицали и "конец света” и "страшный суд”, так как не признавали Святую Троицу, божественность Христа и его воскресение из мертвых. Когда ожидания апокалипсиса не оправдались, многие примкнули к ереси именно в это время. На фоне этой идеологической борьбы шла борьба династическая, непримиримая и скрытая борьба между представителями двух партий поддерживающими Ивана Молодого и его жену Елену и жену Ивана III, Софью Палеолог. В 1498 году наследником престола был объявлен сын Елены Волошанской, внук Ивана III, Дмитрий. Несмотря на это на сторону Софьи становится Иосиф Волоцкий. Он выступает против Зосимы обвиняя митрополита в поддержке еретиков и добивается того, что в 1504 Зосима отказывается от метрополии. Церковный собор 1505 поставил "точку” в этом деле. Главные заводилы были казнены, кое-кто сожжен. Остальные преданы анафеме "со всеми их поборниками и соумышленниками”. Пострадали и древние роды поддерживающие наследника Дмитрия. Но сама великая гречанка этого не увидела. Она умерла в 1503 году, за два года до смерти Ивана III. Говоря о событиях последней четверти XV века следует уделить особое внимание образу второй жены великого князя Софье Палеолог, так как перемены в московском государстве, в его культурной жизни и православном искусстве во многом обусловлены ролью этой выдающейся женщины в русской истории. А началось все после неожиданной смерти первой жены Ивана III Марии Борисовны, дочери тверского князя Борис а Александровича. Оставшись вдовцом в 1467 году великий князь смог вновь жениться только в 1472 году, когда получил согласие духовенства, опасавшегося влияния католиков через новую невесту Ивана III. От первого брака остался старший сын, родившийся в 1458 году Иван, прозванный в последствии Иван Молодой. Так что приехавшая в 1472 году племянница последнего византийского императора нашла в Москве не только полного сил, высокого, худощавого красавца князя 32 лет от роду, но и своего главного соперника в будущей борьбе за престолонаследие, его сына.
Нужно отдать должное этой великой женщине пережившей так много и добившейся своего. Византийская принцесса раздвинула горизонты русского искусства познакомив русских мастеров с последними достижениями западной культуры. Портрет Зои (Софьи) присланный Ивану III был первой картиной-портретом, с которой познакомились русские иконописцы. В летописях портрет назван "иконой”, но на греческом языке икона и значит "рисунок, изображение”. Софья привезла богатые подарки, в их числе и костяной резной трон, известный нам как "Трон Грозного”. Но кроме дорогих подарков вместе с ней в Москве появились знаменитые архитекторы, изменившие облик столицы, мастера денежного дела, художники, резчики, литейщики, врачи. Жена всячески настраивала и поддерживала своего мужа в превращении Москвы в "третий Рим”. Как отмечают современники, постоянно говоря о его мощи и военной силе, она призывала покончить с зависимостью от Орды. Что и произошло после "Стояния на Угре”, окончательно положив конец 240 летнему татаро-монгольскому игу. Но москвичи не любили Софью и она была вынуждена создавать свое окружение из иностранцев и тех русских, которые не принадлежали к известным древним родам.
После женитьбы Ивана Молодого на дочери молдавского господаря Елене и после появления наследника Дмитрия, эта женщина пережила не мало тревожных лет. Тем более, что как жена Софья прекрасно видела, что Иван III испытывает к красивой снохе не только отцовские чувства. Но не смотря ни на что на глазах Софьи Палеолог менялась старая, деревянная Москва помнившая еще Дмитрия Донского. Появлялись новые белокаменные храмы и дворцы. В споре о самобытности русской иконописи и художественного литья нужно учитывать, что как и любая самобытная культура большого народа, русская культура возникла не на пустом месте. Она вобрала в себя культуры многочисленных племен и народов дохристианского периода истории Руси.
Кроме того, уже в христианский период, она впитала в себя искусство Византии и других народов с которыми соприкасалась. Все это творчески перерабатывалось и в результате рождались самобытные, истинно русские произведения. Следует отметить, что представленные здесь кресты, за небольшим исключением, не так многочисленны и своим своеобразием выделяются на фоне массовой продукции того времени. Нужно добавить, что период бытования некоторых типов вряд ли превышает полвека. Хотя в виде реплик-переливок они могли продолжить бытовать еще какое то, но не долгое, время. Кресты о которых пойдет речь все объединёны рядом одинаковых признаков. Как правило это односторонний крест с прямым средокрестием, удлиненной нижней лопастью и расширением древа вверху и внизу. Причем нижнее расширение древа имеет форму близкую к килевидной, украшенную дополнительными вырезами. Начнем с описания крестов с образом Богородицы. Лицевая сторона таких крестов несет рельефное изображение Богородицы Агисоритиссы смотрящей влево (вправо от зрителя). Иконография Богородицы повторяет традиционное изображение этого образа на крестах энколпионах как домонгольского периода, так и второй половины XIII-XIV вв. Один элемент оформления, а именно "Занавес-покров”, позволяет с уверенностью предположить что на крестах воплощается образ именно " Покрова пресвятой Богородицы”.
Подтверждением того, что "занавес” это "покров” служит и иконография креста под номером один. Изображение ангелов на боковых клеймах креста повторяют иконописных ангелов поддерживающих мафорий над головой Богородицы на некоторых иконах этого периода.
Единственный экземпляр имеет прототипом иконографию Богородицы Боголюбской, с изменениями бусловленными формой креста. По стилистическим признакам в большинстве случаев кресты создавались со второй половины XV века, скорее в его последней четверти. Это можно объяснить теми переменами которые наступили в культурной жизни Москвы после приезда Софьи Палеолог. Безусловно знакомство с образцами искусства итальянских мастеров подвинуло русских мастеров на создание собственных оригинальных произведений. Предпосылки к этому возникают еще в середине XV века. Это связано с работами выдающихся мастеров, таких как Амвросий и другие пока не известные нам мастера резчики.
На представленной фотографии запечатлена иконография "Покрова пресвятой Богородицы” с западных ворот Богородице-Рождественского собора в Суздале. 1227-1238 гг. Как видно контур мафория довольно точно изображен над Богородицей на крестах под номерами четыре и семь. На остальных крестах покров изображен более условно в виде "занавеса” состоящего из двух полотнищ соединенных в центре. Изображение "покрова” над Богородицей есть как во Владимирско - Суздальской, так и в Новгородской школах иконописи.
Первым из представленных крестов следует крест под № 1. Богородица представлена в окружении "Сил Небесных” в образе серафима и херувима расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ под декоративными титлами, образующими орнаментный рисунок. Над головой Богородицы "занавес-покров” состоящий из двух сегментов полукружий соединяющихся точно в центре. Внизу стилизованный "подиум” образуемый сакральным плетеным орнаментом ограниченным сверху и снизу прямыми линиями. Такая плетенка обозначает солнце, землю, воду, корни. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами.
Крест под № 2. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ под декоративными титлами, образующими орнаментальный рисунок. Над головой Богородицы "занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу "подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание так же украшено дополнительно декоративными вырезами. Не вызывает сомнения факт создания этих крестов в одной мастерской.
Крест под № 3. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без декоративных титл. Над головой Богородицы "занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу "подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Возможно это правленая модель креста № 2.
Крест под № 4. Сохраняя структуру предыдущих крестов, данная разновидность имеет существенные отличия. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, расположенных в прямоугольных медальонах боковых лопастей. Вверху табличка без читаемых знаков. Над головой Богородицы "занавес-покров”, существенно отличающийся от формы на кресте № 1. Внизу стилизованный "подиум” украшенный волнистой линией и ограниченный сверху и снизу прямыми линиями. Это с древних языческих времен существовавший символ " Мать сыра земля”. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Килевидное окончание украшено дополнительно декоративными вырезами. Находка этой разновидности в хорошей сохранности сможет прояснить не ясные моменты в авторской трактовке композиции.
Крест под № 5. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без декоративных титл. Над головой Богородицы "занавес-покров” состоящий из двух полукружий соединяющихся в центре. Внизу "подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины с выпуклым крестиком в ромбе. Обратная сторона гладкая. Эта разновидность креста изначально задумывалась без ограничения боковых клейм. Непонятный предмет между левой фигурой и спиной Богородицы может оказаться испорченным изображением второй ладони левой фигуры.
Крест на рис.6 является одной из многочисленных реплик переливок с креста под № 5. Крест после многочисленного копирования местными мастерами и правок изображения.
Крест под № 7. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи, но вертикальные линии образующие боковые клейма отсутствуют. Вверху табличка с монограммой ΜΡΘΥ без титл. Над головой Богородицы "покров” в виде полукруглой арки. Внизу "подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона креста гладкая. Эта разновидность креста изначально задумывалась без ограничения боковых клейм. Тщательная проработка изображений и хорошая сохранность креста предполагает его изготовление или в самой материнской мастерской, или как одну из самых первых копий с оригинала.
Крест под № 8. Богородица представлена в окружении Иоанна Богослова и Иоанна Предтечи в боковых клеймах. Вверху табличка с не читаемой надписью. Над головой Богородицы две горизонтальные полоски Внизу "подиум” отсутствует и фигура Богородицы доходит до нижней части креста. Обратная сторона гладкая. На имеющейся фотографии килевидное окончание срезано. Оглавие в виде неширокого ушка.
Крест под № 9. Ростовая фигура Богородицы стоящей на "подиуме”. На боковых лопастях в круглых медальонах монограмма ΜΡ ΘΥ без титл. Между левым медальоном и спиной Богородицы монограмма ΙCS ΧC в две строки под титлой. Над головой Богородицы, в левом верхнем углу, аллегорическое изображение восседающего на небесах Христа, в виде полукружия с выходящим лучом, направленным в ладони Богородицы. Внизу двух ярусный подиум покрытый накидкой с волнистыми краями на которой и стоит Богородица. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона креста гладкая. Изменения в иконографии обусловленные формой креста логически обоснованы и точно передают смысловую задачу – заступничество Матери за род человеческий. То что голос Матери услышан подтверждается лучом сияния или перстом направленным в раскрытые ладони Просительницы. Тщательная проработка изображений и хорошая сохранность креста предполагает одну из первых копий с оригинала. Смещение оглавия в левую сторону при формовке говорит о поспешности с какой снимался оттиск. Икона Богородицы Боголюбской считалась семейной иконой великого князя и заказ на исполнение нательного креста с образом Богородицы Боголюбской предполагает заказчика из представителей семьи великого князя. Несомненно оригинал этого креста был выполнен в драгоценном металле. Икона "Богородица Боголюбская.”
Заступив на великое княжение, сын Софьи Пелеолог, Василий III оказался достойным продолжателем дела отца. Менее отца склонный прислушиваться к мнению других, с детства слышавший от матери о своей исключительности, Василий III превратился в настоящего самодержца. И это признано было самим народом и боярами, о чем мы узнаем из рассказа Сигизмунда фон Гербершейна побывавшего на Руси в тот период. Он отмечал, что все с кем он общался говорили, что "Воля князя-воля Божья и все что делается князем, делается по Божьему повелению”. Этот наблюдательный политик отмечал, что при вопросе о чем то не ясном следовал ответ: " Про то знает Господь и великий князь”. Говоря о предметах христианской мелкой пластики того времени нельзя не сказать о состоянии веры и Церкви этого периода. Как писал Лев Гумилев: ”По условиям времени вся мысль в XVI веке была мыслью церковной. Вопросы веры имели огромное значение, ибо форма исповедания отождествлялась с определенным поведением, определенной идеологической программой и легко переходила в политику и быт.”
Фактически правя страной в последние пять лет жизни Ивана III, Василий III принял активное участие в борьбе с ересью жидовствующих. Судьбу еретиков решали два мнения существовавшие в церкви того периода. Нестяжатели, последователи заволжского старца Нила Сорского и его последователя Вассиана Патрикеева, были против казни еретиков, говоря о долге церкви во вразумлении грешников. Иосифляне-сторонники Иосифа Волоцкого по примеру инквизиции призывали огнем и мечем искоренять ересь. Собор 1504 года под началом Ивана III, но фактически Василия III и епископов принял сторону иосифлян и еретики были обречены на казнь. Но главным идеологическим стержнем для всего XVI в Московской Руси была идея " Москва-третий Рим”, так ярко выраженная в "Увещевании” к великому князю от старца Филофея. Чувствуя себя потомком византийских императоров благодаря своей матери Софьи Палеолог, Василий III воспринял эти идеи как должное быть. Собственно послание старца было истинным пророчеством. Вся дальнейшая история России тому подтверждение. Если говорить о "третьем Риме” с точки зрения духовной, как о центре православного христианства, то постулат о "четвертом Риме” полностью воплотился. И после мученической смерти последнего православного царя Николая II, наследника византийской империи, империя "ромеев” ни куда не перешла. "А четвертому Риму не бывать” говорится в пророчестве старца Филофея. Осталась только надежда на возрождение православной Руси, а с нею и "третьего Рима”. В XVI веке было создано несколько произведений в духе учения о праве на наследие Византии и роли Руси как защитницы православия.
Взойдя на престол и повзрослев, сын Василия III, Иван IV ощущал себя прямым наследником византийских императоров, гордился своей бабкой Софьей Палеолог. Иван Грозный был первым российским государем венчавшимся на царство по византийскому образцу. Стремление стать " третьим Римом” логически привело и к установлению на Руси патриаршества в конце XVI века. Время правления Ивана Грозного, как период укрепления абсолютизма, характеризуется не только репрессиями и казнями, но и возрастающим влиянием Церкви на все общество. Огромное влияние на молодого царя оказал митрополит Макарий. До макарьевских соборов 1547-1549 гг. было канонизировано шестьдесят семь общерусских святых. Подтвердив их канонизацию эти соборы внесли в списки многих местночтимых святых, частично уже забываемых за давностью лет. Обращаясь к собору Иван IV говорил: "взыде на память мне и вожделе и возревнова душа моя, яко великое и неистощимое богатство от многих времен и прародителей наших сокровено и забвению предано: великие светильники, новые чудотворцы многими и неизреченными чудесы прославляемы Богом.” Конечно подобный духовный подъем не мог не отразится на предметах личного благочестия и вероятно в это время и появляются некоторые разновидности нательных и наперсных крестов, что совершенно логично учитывая тенденции развития общества и Церкви.
Идеология периода второй половины XV-XVI вв. отражалась на произведениях мелкой пластики того времени, в частности на нательных крестах которые мы рассматриваем в этой работе. Основное время бытования этих предметов это последняя четверть XV и первая половина XVI веков, но некоторые разновидности бытовали и до "Смутного времени”.
Следованием византийской традиции могли быть кресты с образом Христа Благословляющего. Некоторые из них могли появиться еще при Иване III, например Христос Благословляющий вправо, (влево от зрителя). Обращение благословляющего жеста в сторону Богородицы, находящейся справа, наводит на мысль о Боголюбской иконе Богородицы, считавшейся покровительницей великокняжеской семьи. К этому времени, а возможно и несколько раньше появляется крест с сидящим Христом Благословляющим в положении анфас со свитком в руке, о чем говорит и стилистика оформления креста. Последующие разновидности вероятно приходится на конец княжения Ивана III, княжение Василия III и его сына Ивана IV.
К этому времени относятся и редкие кресты с изображениями отдельного святого в средокрестии. Хотя заказные кресты такой тематики появляются гораздо раньше, особенно на крестах работы ювелиров, представленные в этой работе кресты ограничиваются описываемым временем. Объединённые стилистическими особенностями оформления характерными для этого периода, эти кресты представляют собой немногочисленную группу, выделяющуюся среди огромного массива пластики этого периода. Для более точного определения времени бытования той или иной разновидности нужны четкие археологические данные о встречаемости этих крестов на поселениях этого времени. Следует сказать, что редкость этих крестов, особенно отливок близких к оригиналу, создает определенные трудности в атрибуции. Поэтому особенно ценны находки крестов отливки материнской мастерской и в хорошем состоянии.
Крест под № 10 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В кил е видном о конч ании по г рудно е изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Известны кресты двухсторонние где одна из сторон повторяет широко распространенный крест с Голгофским крестом, венком в средокрестии и плетенкой внизу.
Крест под № 11 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении вправо (влево от зрителя) с предстоящими по бокам. В левой руке Спасителя свиток. Вверху табличка с монограммой в две строки МРIO / IСХС. В килевидном окончании погрудное изображение Николая Угодника над ним надпись NI КО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Состояние креста и качество отливки предполагает одну из первых копий. Здесь хорошо видно что Спаситель сидит на престоле с разворотом 3/4 вправо.
Крест под № 12 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание украшено декоративными вырезами. Крест отлит в серебре и учитывая состояние отливки и сохранность можно предположить его изготовление в главной мастерской.
Крест под № 13 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас” с надписями по бокам HI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IМPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается овалом. Реплика-переливок с креста №12.
Крест под № 14 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма ICXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Отличается от №12 завершением килевидного окончания. Является репликой-переливком.
Крест под № 15 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас” с надписями по бокам NI КA. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Вверху монограмма CXC. Фигура Христа занимает все поле древа и ограничивается внизу в килевидном окончании монограммой IMPI. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание завершается срезанными гранями. Является репликой-переливком.
Крест под № 16 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма IC, по бокам XC NI, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины без рельефного крестика в ромбе. Переход верхней лопасти в оглавие оформлен в соответствии с видом килевидного окончания которое имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.
Крест под № 17 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в в виде не широкого ушка. Верхнее расширение древа чуть меньше нижнего. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение. Силуэт креста тоньше.
Кресты под № 18 и 18 А, несут в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Надписи заключены в круглые медальоны. Вверху монограмма NI, по бокам IC XC, внизу КА. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе или без крестика. Верхнее и нижние расширения древа одинаковы по форме. Килевидное окончание имеет овальное завершение. Силуэт креста тоньше.
Крест под № 19 несет в средокрестии ростовую фигуру благословляющего Христа в положении "анфас”. Спаситель держит в левой руке свиток, правая рука поднята в благословляющем жесте на уровне груди. Нечитаемые надписи заключены в круглые медальоны. Фигура Христа занимает все поле древа. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Крест является местным подражанием и несет следы правки изображения мастером литейщиком по сырой форме.
Больше были распространены кресты с изображением Христа на престоле. Реплики-переливки этих крестов встречаются на поселениях вплоть до правления Бориса Годунова. Существуют несколько вариантов этих крестов. Очевидно самый ранний вариант где Пантократор изображен с двумя поднятыми руками и предстоящими по бокам горизонтальных лопастей. Это наиболее близкий к византийскому вариант изображения. В килевидном окончании образ св. Николая Чудотворца.
Второй вариант близок к иконописному образцу. Евангелие в левой руке находится на сгибе ноги от торса, а благословляющая правая рука вытянута по плоскости креста. С этой иконографией образа Христа существуют несколько вариантов крестов. Один, очевидно переходный вариант, с изображением Спаса Нерукотворного вверху и св. Николая внизу. Второй вариант с надписями вверху, на горизонтальных лопастях и внизу.
Крест под № 20 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем же сте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись в две строки MРΘИNI/IIСХСI в килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКОΛА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным ажурным крестиком в ромбе.
Крест под № 21 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО . Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным крестиком. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Отлит в серебре.
Крест под № 22 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 23 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Отличается от № 21 формой килевидного окончания.
Крест под № 24 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения и изменения свидетельствуют о правке сырой формы или модели.
Крест под № 25 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель держит в поднятой левой руке Евангелие, правая рука поднят а в благословляющем жесте. По бокам изображения предстоящих. Вверху надпись IC XC под титлами. В килевидном окончании образ св. Николая Угодника под надписью NIКО. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Реплика-переливок. Грубоватые изображения с увеличением рельефа свидетельствуют о правке сырой формы или модели.
Крест под № 26 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Реплика-переливок. Видны следы доработки формы.
Крест под № 27 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. По бокам изображения предстоящих. Вверху образ Спаса Нерукотворного, в килевидном окончании образ св. Николая Угодника. Надписи отсутствуют. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет вытянутую форму. Хорошо видны следы доработки и правки формы.
Крест под № 28 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС, на горизонтальных лопастях неясные одиночные буквы. В килевидном окончании монограмма HIКА. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 29 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте почти горизонтально. Вверху монограмма IСХС. По бокам монограммы NI КΑ под титлами. В килевидном окончании, в две строки надпись ЦΑР / СΛΑ. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест отлит в серебре, возможно в главной мастерской.
Крест под № 30 несет в средокрестии сидящую фигуру благословляющего Христа с предстоящими. Спаситель придерживает левой рукой Евангелие, правая рука в благословляющем жесте на уровне груди. Обозначен престол и подставка для ног. Вверху надписи в три строки. По бокам Богородица и Иоанн Богослов. В килевидном окончании, отделенном от образа Спасителя табличкой с надписью, ростовые изображения двух святых анфас. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкой, граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Крест имеет не проливы и согнут. С такой иконографией известен и крест "тверского” типа.
Продолжение о нательных крестах с избранными святыми и архангелами здесь