Продолжая статью "Нательные килевидные кресты XV-XVI веков с образом Богородицы, Иисуса Христа а также избранных святых", остановимся подробнее на русских крестах того периода с изображением Иисуса Христа.
Описывая редкие кресты второй половины XV-XVI вв. нельзя обойти вниманием и группу крестов с изображением Спаса Нерукотворного в средокрестии. Несмотря на то, что кресты эти не редки, они пользовались большой популярностью, что способствовало появлению многих разновидностей.
Как уже говорилось ранее, образ Нерукотворного Спаса со времен конца XIII-начала XIV веков характерен для Москвы и отражает тенденцию строительства первых московских храмов в честь Спасителя. Широкое распространение этого образа на тельных крестах подчеркивало принадлежность носившего крест к молодому государству-Московской Руси. Свою лепту в иконографию этих крестов вносили все известные школы влившиеся в Московское княжество и обязанные по указанию церкви следовать образцам созданным московскими мастерами. И конечно местные мастера старались подчеркнуть особенности своей художественной школы в этих произведениях.
Крест под № 70 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и Жены мироносицы справа и Иоанна Богослова и Лонгина Сотника слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки ICXC / MPW. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью HIКОЛ, образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка в рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под №71 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими Богородицей и Женой мироносицей справа и Иоанна Богослова и Лонгина сотника слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки IСХС / МРW. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Оглавие в виде граненой бусины с изображением лика серафима в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая.
Двухсторонние кресты под №№ 72-73 несут на лицевой стороне в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева в квадратных клеймах. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPW / IСХС . В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКO, образ Николая Чудотворца. Оглавие в виде граненой бусины с крестиком в ромбе. № 73 без крестика. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона несет образ Голгофского креста с венком в средокрестии, копьем и тростью и плетенкой внизу. В верхнем расширении древа надпись ЦРС под титлой. В клеймах покраям горизонтальных лопастей IC XC под титлами. В килевидном окончании NИК под титлой. Учитывая примитивное исполнение изображений №73, крест является доработанной копией креста под №701
Крест под № 74 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева в квадратных клеймах. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины в рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 75 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 76 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы и справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В киле видном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью в две строки образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 77 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По бокам NИ КА. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИ образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Двухсторонний крест под № 78 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки IСХСI/MΘ/IO. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIКОΛ, образ Николая Чудотворца. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. На обратной стороне вдавленное изображение св. мученика или мученицы в полный рост, это говорит о заказном характере выполненной работы. Образ исполнен в графической манере в отличии от рельефных изображений лицевой стороны, очевидно мастер изобразил на обратной стороне стандартного креста святого покровителя заказчика. Крест №78А односторонний, отличается оглавием и мелкими деталями.
Крест под № 79 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа и над изображениями предстоящих ленточные плохо читаемые надписи. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых обрамленные по краю креста ленточными надписями. Оглавие в виде граненой бусины с рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Оформление креста перекликается с оформлением монашеской одежды "схимы”.
Крест под № 80 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в небольшом круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью NИК0 образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным косым крестиком. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест отлит в серебре.
Крест под № 81 и 81 А, несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью NIКO образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде плоского, граненого ушка. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест №81 отлит в серебре.
Крест под № 82 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИК образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Крест под № 83 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись в две строки МРΘI / ICXC. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью НИК образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 84 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного с предстоящими на краях горизонтальных лопастей. Богородицы справа и Иоанна Богослова и слева в квадратных клеймах. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NIК, образ Николая Чудотворца в прямоугольном клейме. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины в рельефным крестиком в ромбе. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы.
Крест под № 85 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам IC ХС. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка Килевидное окончание имеет копьевидное завершение с небольшими вырезами.
Крест под № 86 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. В верхнем расширении древа надпись в квадратном клейме ICXC.
По краям горизонтальных лопастей изображение предстоящих, Богородицы и
Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса
надписью NИКI, образ мученика Никиты побивающего беса. Обратная
сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание
имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 87 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа рисунок в квадратном клейме в виде голубя, образа Святого Духа. По краям горизонтальных лопастей в квадратных клеймах изображение Богородицы и Иоанна Богослова. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса надписью в три строки IСХС/ЦРСΛ/NИКI, образ мученика Никиты побивающего беса. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 88 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В верхнем расширении древа надпись в две строки Θ / ICX в ромбовидном медальоне. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова в ромбовидных медальонах. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием ромбовидный медальон с надписью NИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Судя по изображениям крест является местным доработанным вариантом.
Крест под № 89 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. Все художественное решение креста заключается в размещении на его плоскости, в прямоугольных клеймах парных изображений святых. Условность изображений не позволяет точно атрибутировать кто изображен на кресте. Но судя по количеству можно предположить изображение двенадцати апостолов. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 90 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в медальоне с арочным верхом. В верхнем расширении древа в круглом медальоне надпись ICX под титлой. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием круглый медальон с надписью НИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с не ясным изображением в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 91 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в медальоне с арочным верхом. В верхнем расширении древа надпись в две строки MΘ / ICX в квадратной рамке. По краям горизонтальных лопастей изображение Богородицы и Иоанна Богослова в медальонах с арочным верхом. На древе креста между образом Спаса и килевидным окончанием медальон с арочным верхом и надписью NИКО. В килевидном окончании, в арочном медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины с ликом серафима в ромбе. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы.
Крест под № 92 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки МРΘIO / IСХС. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых в прямоугольных клеймах с надписью наверху. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным изображением "Престола уготованного”. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Наперсный.
Крест под № 93 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки МРΘIO / IСХС. В продолжении древа и в килевидном окончании два образа святых в прямоугольных клеймах с надписью наверху. Данный крест имеет подвижное оглавие. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Кресты № 92- 93 являются по своим размерам наперсными крестами и описаны здесь для того, чтобы показать распространение этой иконографии на все виды личных крестов.
Крест под № 94 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и все надписи на кресте. В верхнем расширении древа надпись ЦРСΛ под титлой. По бокам ICХ CДI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись NИКО под титлой. В килевидном окончании в круглом медальоне образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Крест под № 95 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и надписи В верхнем расширении древа и килевидном окончании.. В верхнем расширении древа надпись ЦРСЛ под титлой. По бокам в ромбических клеймах IИC / ХРС под титлами. Внизу СВNI под титлами. На древе креста, перед килевидным окончанием, в прямоугольном клейме образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение.
Двухсторонний крест под № 96 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанном Богословом слева . В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘIO / ICXC под титлами. В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NИКИ, образ мученика Никиты Готского, в правой руке святой держит крест. На обратной стороне креста традиционное изображение архангела Михаила с мечем и ножнами в руках. Вверху надпись в две строки. Отверстие под шнурок в этих крестах проходит в верхней части самого креста. Среди килевидных нательных крестов ярко выраженный силуэт которых можно отнести к московскому типу, существуют и кресты других традиций литья. Мощная школа тверских литейщиков продолжала бороться за выживание. На представленном двухстороннем кресте "тверского” типа прекрасно воплощенный образ Нерукотворного Спаса и великолепно вырезанный, в хорошем объеме, образ Михаила архангела.
Двухсторонний крест под № 97 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанном Богословом слева в прямоугольных клеймах. В верхнем расширении древа два слетающих ангела в квадратном клейме. Ниже табличка с надписью ICXC. В продолжении древа и в килевидном окончании, изображение двух святых под надписями в прямоугольных клеймах. Обратная сторона занята ростовым изображением святителя Николая Угодника. Вверху двух строчная надпись. На концах горизонтальных лопастей изображения херувимов в прямоугольных клеймах. Отверстие под шнур традиционное. Кроме иконографии, свойственной периоду расцвета многообразия изображений на нательных крестах, тверские и новгородские кресты этого периода получают расширения на концах древа, тем самым приближаясь к общерусской, массовой форме нательных крестов. Это существенно их отличает от более ранних, прямых нательных крестов, широко распространенных в ареале бытования.
Двухсторонний крест под № 98 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанном Богословом слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки МРIO / ICXC. В килевидном окончании, изображение Николая Угодника под надписью в прямоугольном клейме NИК. В средокрестии обратной стороны изображение преподобного Сергия Радонежского. Вверху в прямоугольном клейме надпись CEPГ. На концах горизонтальных лопастей изображения семиконечных крестов в прямоугольных клеймах. В нижнем расширении древа изображение святого в прямоугольном клейме с надписью вверху. Отверстие под шнур традиционное.
Крест под № 99 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPCXC / ΘIИO ? В килевидном окончании, отделенном от образа Спаса табличкой с надписью NИКИ, образ мученика Никиты Готского с крестом в правой руке. Обратная сторона гладкая. Отверстие под шнур расположено традиционно. Крест под № 100 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки MPΘW / ICXCI. В килевидном окончании, в прямоугольном клейме изображение святого Флора с надписью CTΘΛО под титлами над образом. Обратная сторона гладкая. Отверстие под шнур расположено традиционно. Судя по изображениям крест носитподражательный характер и видимо провинциального изготовления.
Крест под № 101 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. Вверху надпись СХС. Внизу, в прямоугольном клейме, образ Николая Угодника с надписью над изображением. Крест традиционной для тверского литья формы с отверстием для шнурка в верхней части. Обратная сторона гладкая.
Крест под № 102 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне, с предстоящими Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. Вверху возможно изображение Троицы. Внизу образ Николая Угодника под разделяющей надписью. Крест имеет несколько вычурную форму с небольшими украшениями имитирующими расширение древа вверху и внизу. Горизонтальные лопасти с небольшим расширением к концу. Оглавие в виде плоского ушка. Высокие художественные достоинства изображений и размещение вверху образа Троицы, дают возможность предположительно в городское происхождение данного креста.
Крест под № 103 несет в средокрестии образ неизвестного святого. В верхнем расширении древа Спас Нерукотворный. На краях горизонтальных лопастей круглые медальоны с надписями. В килевидном окончании круглый медальон с надписью. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезки. Маленькие размеры креста предполагают его предназначение для ношения детьми.
Крест под № 104 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного верхнем расширении древа "Престол уготованный”. На краях горизонтальных лопастей декоративные прямоугольные клейма. В килевидном окончании прямоугольное клеймо с надписью NК. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет копьевидное завершение. Маленькие размеры креста предполагают его предназначение для ношения детьми.
Двухсторонний крест под №105 на лицевой стороне несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного. По бокам, в квадратных клеймах, предстоящие Богородица справа и Иоанн Богослов слева. В верхнем расширении древа надпись в две строки. Внизу, в прямоугольном клейме изображение Николая Угодника под надписью. В средокрестии обратной стороны изображение Голгофского, семиконечного, креста. В прямоугольных клеймах на концах лопастей не читаемые надписи. Оглавие в виде ушка. Крест имеет украшения в виде выступов на концах лопастей и в середине нижней лопасти. Не будучи килевидным, крест представлен как образец развития типа во времени и вероятно принадлежит к местному литью периода второй половины XVI века.
Крест под № 106 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. В круглые медальоны помещены и предстоящие. На древе креста, перед килевидным окончанием, в круглом клейме надпись. В килевидном окончании образ Николая Чудотворца. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде не широкого ушка. Килевидное окончание имеет декоративные вырезы. Судя по исполнению крест носит подражательный характер. Крест под № 109 несет в средокрестии образ Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Крест под № 107 несет в средокрестии образ Христа "Не рыдай Мене Мати” с предстоящими, Богородицей справа и Иоанна Богослова слева. В верхнем расширении древа изображение Спаса Нерукотворного. В килевидном окончании изображение не понятно. Оглавие в виде граненой бусины. Килевидное окончание имеет небольшие декоративные вырезы. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре. Очевидно, что изображение на кресте повторяет иконографию одноименной иконы. Плохая отливка не позволяет описать крест более детально. Возможно за основу была взята лицевая створка известного энколпиона "Не рыдай Мене Мати” XVI века.
Не осталась в стороне и новгородская школа. На представленном внизу кресте традиционное для Новгорода изображение Богородицы "Знамение” в средокрестии с избранными святыми.
Крест под № 108 несет в средокрестии образ Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа образ Спаса Нерукотворного. В продолжении древа и в килевидном окончании, два образа святых. Обратная сторона гладкая. Поясняющие надписи размещены на поле креста над изображениями. Оглавие в виде ушка с маленьким крестиком в р омбе . К иконографии этого креста близок и крест под №108 А.
Крест под № 109 несет в средокрестии образ "Богородицы ”Знамение”, с избранными святыми по бокам на горизонтальных лопастях. В верхнем расширении древа надпись в две строки. В килевидном окончании, отделенном надписью в прямоугольном клейме, изображение святого. Обратная сторона гладкая. Оглавие в виде широкого граненого ушка с крестиком в ромбе. Крест не расчищен и его атрибуция затруднена. Предположительно новгородской работы.
Двухсторонний крест под № 110 на лицевой стороне несет в средокрестии фигуру распятого Христа в несколько вычурной позе. В верхнем расширении древа и в нижнем, по три фигуры избранных святых. На горизонтальных лопастях клейма с Богородицей, Женой мироносицей и Иоанна Богослова с Лонгином сотником. Обратная сторона с несколько примитивным изображением Богородицы Оранты на всем поле креста. Небольшой крестик на месте нахождения медальона с изображением Христа сближает с иконографией Богородицы "Знамение”. Примитивизм исполнения выдает мастера-самоучку создавшего свой вариант креста очевидно вдали от основного культурного центра. По насыщению поля креста изображениями, форме килевидного окончания и самого креста, время создания первая половина XVI века.
Двухсторонний крест под № 111 на лицевой стороне несет в средокрестии фигуру распятого Христа в несколько вычурной позе по манере исполнения напоминающей крест на рис. 110. В верхнем расширении древа надпись NИK. Голгофа в виде пещеры с Главой Адама. Килевидное окончание вытянуто в сторону средокрестия. На обратной стороне ростовое изображение Богородицы Оранты занимающее все поле креста. Вверху надпись ICX? Большое сходство манеры исполнения и редкость крестов №110 и 111, заставляет предположить две разновременные работы одного мастера, или мастера и его ученика, возможно работавших в отдаленном монастыре. По характерному килевидному окончанию данный крест можно датировать последней четвертью XV века. Своеобразие мастера, экспрессия в изображении фигуры Христа затрудняют причисление его к какой-либо школе.
Следует отметить, что кресты с примитивными изображениями довольно часты для этого периода. Расширение литейного производства, увеличение населения, а соответственно и спроса, были определяющим моментом для создания таких крестов. Чаше всего местный литейщик занимался переливкой продукции центральных мастерских, но иногда возникало предложение от заказчика на определенное изображение. Особенно это касается крестов из серебра. Отсутствие подходящего образца и служило стимулом к попытке собственного творчества. Второй момент это постепенное искажение первоначальной формы и ее исправление. В результате это приводило к большому искажению образа.
Крест под № 112 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в овальном клейме, сам крест прямоконечный, равно сторонний. Сочет ание с украшениями в виде дополнительных прорезных уголков в средокрестии придает кресту квадрифольную форму. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху НИ под титлой, на горизонтальных лопастях IC ХС под титлами, внизу КА под титлой. Обратная сторона гладкая. Оглавие к этому кресту взято от крестов с подвижным оглавием и видимо, по замыслу автора, имитирует такой крест. Не будучи крестом с килевидным окончанием, данный крест, как и остальные представленные далее кресты, помещен в описание как характерный образец разнообразных художественных решений в мелкой пластике описываемого периода.
Наряду с увеличением числа крестов отлитых в серебре, что характеризует увеличение числа достаточно зажиточных людей, увеличивается количество явно заказных изделий и в медном сплаве. Причем наблюдается объединение различных традиций и школ, что конечно закономерно, учитывая общерусскую направленность политики, как светской так и духовной власти.
Говоря о роли самостоятельных княжеств в развитии общероссийской культуры, в частности по теме этой книги, стоит подчеркнуть и роль Суздальско-Нижегородского княжества. Местоположение княжества на древних торговых путях, политическая поддержка Орды, способствовали его расцвету. С территории этого княжества происходят многочисленные находки оригинальных произведений металлопластики. В частности кресты представленные ниже, рис.113-117, отличаются своеобразием и оригинальностью. Время их бытования – последняя четверть XIV века и первая четверть XV века.
Крест под № 116 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в квадратном клейме. Крест прямоконечный, равносторонний. Сочетание с большим прямоугольным клеймом в средокрестии придает ему фому квадрифолия. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху IC, на горизонтальных лопастях X X, внизу в две строки NI / КА. Оглавие в виде слегка граненой бусины. Обратная сторона гладкая.
Крест под № 117 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в квадратном клейме. Крест прямоконечный, равносторонний. Сочетание с большим прямоугольным клеймом в средокрестии придает ему фому квадрифолия. В окончаниях лопастей, в квадратных табличках помещены буквы. Вверху IC, на горизонтальных лопастях N К, внизу Х. Оглавие в виде крупной приплюснутой бусины. Обратная сторона гладкая.
Крест под № 118 несет в средокрестии образ Спаса Нерукотворного в круглом медальоне. Под ним скрещённые кости в виде буквы Х. Крест прямоконечный, со слегка удлиненной нижней лопастью. В окончаниях лопастей помещены буквы. Вверху NИ, на горизонтальных лопастях IC XC под титлами, внизу КА. Оглавие в виде граненой бусины. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре. Некоторые кресты из серебра изготовленные по заказу отличаются явно оригинальной работой мастера, а не повторением массовых типов.
Крест под № 119 несет в средокрестии образ "оплечного” Спаса в фигурном клейме . Крест прямоконечный, равносторонний с лопастями слегка расширяющимися к краю. В отличии от креста № 95 центральное клеймо имеет арочное фигурное завершение. В окончаниях горизонтальных лопастей вдавленные буквы I C, вверху X, внизу Z. Оглавие в виде граненой бусины с вдавленным крестиком. Обратная сторона гладкая. Крест отлит в серебре.
Заключение. Представленные в этой книге предметы личного благочестия православных христиан XV-XVI веков являются материальными свидетелями образования, расширения и укрепления русского централизованного государства-Московской Руси. Являясь результатом работы художников, резчиков, литейщиков, эти произведения искусства характеризуют уровень культуры и искусства той эпохи, а так же духовную составляющую народа, основой которой была православная вера. Безусловно отразить все многообразие крестов XV-XVI вв. задача очень сложная. Новые находки становятся известны далеко не всегда. Да и сам доступный материал не так разнообразен по составу как хотелось бы. Но используя доступную информацию автор попытался систематизировать и описать какую-то часть этих интереснейших предметов личного благочестия.
Автор: Спасёных А.Н. для портала Культурология