Оружие и Доспехи :

Доспехи, оружие, и другое военное снаряжение воинов Тюркского Каганата

  автор: SHARIK  |  16-января-2010  | 181 671 просмотр | 36 комментариев
загрузка...
тюркский каганат 6 - 7 век Содержание статьи
 
Возникновение Тюркского каганата
 
Седла и упряжь древних тюрок
 
Клинковое оружие тюрок
 
Луки, фуляры для них, и стрелы
 
Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлема
 
Сражения и тактика древних тюрок

Возникновение Тюркского каганата

В 552 году в Центральной Азии родилась огромная кочевая империя — Первый Тюркский каганат. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением. Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Ее правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени - Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата. Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» - народ, сложившийся в глубине алтайских гор.

Согласно легенде, древние тюрки ведут происхождение от мальчика — потомка «отдельной отрасли Дома Хунну». Когда все его сородичи оказались перебиты воинами из соседнего племени, мальчика с отрубленными руками и ногами враги бросили умирать в болото. Здесь калеку нашла и выкормила волчица, Одним из детей выросшего мальчика и волчицы был Ашина - «человек с великими способностями». Его потомок Асянь-шад переселился на Алтай. На новом месте пришельцы смешались с местным населением и образовали новый народ — тюрк, правящим родом которого стали Ашина. Потомок Асянь-шада Бумынь (в другой транскрипции, Тумынь) и основал Первый Тюркский каганат.

баба - статуя воина
Тюркская баба. Когда-то такие каменные скульптуры усатых мужчин с сосудам в руках украшали горные степи Алтая. Тывы. Монголии и Семиречья. Как правило, талии их охвачены поясами с подвешенным к ним оружием. Ставили их у небольших каменных оградок. Нередко близ них располагались цепочки вертикально врытых камней — балбалов. Считается, что эти скульптуры — изображения предков-покровителей тюркского народа. Каменные бабы, оленные камни и бронзоволицые кумиры западно-сибирской тайги имеют одну общую черту. Всем этим изображениям полагалось оружие: выбитое на камне – у степных кочевников, и настоящее – у таежников. У тюркских скульптур левая рука прижата к поясу – знак уважения, распространенный у многих народов Сибири и Центральной Азии. Скульптура как бы передает или принимает сосуд. Чем наполнен этот сосуд, пока неясно. Возможно, священным питьем, аналогичным тому, что ставилось перед изваянием. Размер 150x45x20 сантиметров. VII-IX вв. Левый берег р. Актру, Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН
конные воины
Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего бои, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы, боевые ножи и тяжелые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, соединенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент

По другому преданию, предки тюрков происходят из племени Со, обитавшего некогда на севере от хунну. У его главы Апанбу было 70 братьев (по другой  версии — 17). Самый старший из них, Нишиду (или — Ичжинишиду), родился от волчицы и обладал выдающимися способностями. Под стать ему были и жены — дочь лета и дочь зимы. Дочь лета родила ему четырех сыновей, и один из них - Нодулу-шад, принявший имя Тюрк, — правил в горах Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина - от младшей из них. После смерти отца унаследовать его власть должен был тот из сыновей, который выше всех вспрыгнет на дерево. Это удалось сделать Ашиие. Став вождем, он принял имя Асянь-шад.

Вся история каганата полна войн и междуусобиц. Его территория была слишком велика, а население чересчур разнородно, чтобы государство твердо держалось на ногах. Каганат ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни, империй, которые, начиная с державы Александра Великого, ненадолго переживали своих создателей. В 581 году великая держава развалилась на два враждующих и неустойчивых объединения - Западный (с центром и Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии) Тюркские каганаты. Последний быстро пришел в упадок и в 630 году пал под ударами армии китайской империи Тан, Западный Тюркский каганат еще20 лет сохранял свое господство в Средней Азии, но в 651 году и его основные силы потерпели поражение от китайских войск. Правда, покой на границах «Поднебесной» продолжался недолго. Бесконечная череда волнений и восстаний привела через сорок лет к появлению еще одного могущественного государственного образования — Второго Тюркского каганата во главе с правителем Ильтересом все из того же рода Ашина. Вскоре каганат распространил свою власть на земли Забайкалья, Семиречья, Маньчжурии. Территории Алтая и Тывы теперь составили лишь северную его окраину.

Наивысшего расцвета государство достигло во времена правления Бильге-кагана (716 - 734 гг.). Тюрки разгромили сначала китайских союзников, а потом и сам Китай, который после этого был вынужден согласиться на мир с могучим победителем и выплату ему дани. Однако после смерти Бильге среди его наследников началась борьба за престол. В 744 году был убит последний правитель каганата Озмиш, и Второй Тюркский каганат прекратил свое существование. На его месте возник Уйгурский каганат (745-840 гг.).

Но, потерпев поражение, тюрки не исчезли с исторической арены. Часть населения Горного Алтая, его степных предгорий и Центрального Казахстана откочевала на север в западно-сибирские лесостепи (Обь-Иртышское междуречье, Приобье), где внесла свою лепту в сложение местных культур. Другие, вместе с енисейскими кыргзами, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820-840 гг.), завершившейся разрушением уйгурской столицы, города Ордубалык на реке Орхон. Новый, уже Кыргызский, каганат включил в свой состав Алтай с предгорьями и земли на западе почти до Прииртышья. В середине X века под ударами монголоязычиых киданей енисейские кыргызы покинули территорию Монголии, сохранив за собой владения лишь в Южной Сибири — на землях Горного Алтая, Тывы и Минусинской котловины. Примерно к этому же времени относится последнее упоминание о древних тюрках в китайских династийных хрониках.

Влияние тюрков на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период господства Первого и Второго Тюркских каганатов археолога зачастую называют просто «тюркским временем». В это время целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников. В эпоху Первого Тюркского каганата были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия.

Седла и упряжь древних тюрок

Крупнейшим событием в истории техники, во многом определившим облик эпохи, явилось изобретение жесткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощь тяжелой кавалерии. Сидя в прочных седлах с жестким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия. Это не могло не сказаться на тактике ведения боя.

Седла скифского времени представляли собой две набитые шерстью и волосом подушки, соединявшиеся над хребтом лошади кожаной перемычкой. По краям, обращенным к шее и крупу лошади, они утолщались и украшались тонкими дужками и парными резными пластинами из дерева или рога. На спине животного такое седло крепилось с помощью подпруги, нагрудного и подхвостного ремней. Подобное устройство лишь незначительно снижало давление массы всадника и его амуниции на спину лошади. Кроме того, мягкое седло не давало ездоку опоры при встречном ударе.

каркас седла гуннского времени седла тюрков
Решетчатый каркас хуннского времени, предшественник жесткого седла. I в. до н. э. — 1 в. н. э. Могильник Ноин-Ула. Монголия а - в. Широкие плоские полки (а) лежат на боках лошади и " зажимаются" между высокими вертикальным луками (б). Под этими луками располагаются торцевые вставки (в). IV VI вв. Реконструкция по материалам Юго-Восточной Азии

На рубеже эр (I в. до н. э.—I в. н. э.) появились жесткие каркасы, состоявшие из двух узких дуг, которые соединялись между собой несколькими рейками. Мнения специалистов, высказанные по поводу назначения данных решетчатых каркасов, отличаются. По одной версии, эта конструкция была опорной частью вьючных седел, по другой — деревянные поперечины проходили внутри кожаных подушек, образуя основу мягкого седла. Во всяком случае, такой каркас можно назвать прямым предтечей жесткого седла.

На следующем этапе его создания место подушек заняли две доски, располагавшиеся по бокам лошади. С торцов они скреплялись широкими дугообразными
луками, «выросшими», как считается, из декоративных деревянных накладок скифских седел. Луки опирались на спину лошади. Чтобы не мешать ее движениям, расстояние между ними старались сделать минимальным. Такое седло буквально зажимало седока, давало ему прочную опору и даже защищало от удара копьем в пах. Подобные приспособления для всадников хорошо известны по материалам Кореи и Японии IV-VI веков, где, вероятно, они и были изобретены. Преимущества этого изобретения очевидны — во-первых, обеспечивалась высокая посадка ездока; во-вторых, сидя в таком седле. Всадник мог вполне успешно действовать копьем, не опасаясь при неверном движении слететь со своего скакуна. Но садиться и такие седла-замки в длиннополой или бронированной одежде было крайне неудобно. Тогда с левой стороны седла появилась специальная подножка - прообраз будущего стремени.

лука седла
роговая накладка на переднюю луку седла

а-г. Задние луки седел древние тюрки делают наклонными и украшают их иногда роговыми накладками. Такие декоративные элементы могли покрывать обе луки или только одну из них: а, г – роговая составная накладка на заднюю луку седла. VII VIII вв. Могильник Верх-Кильджин. Горный Алтай, Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН: б – реконструкция каркаса седла по материалам памятника Верх-Кальджин. VII - VIII вв. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина, МА ИАЭТ СО РАН; с - роговая накладка на переднюю луку седла со сценой охоты. VI—VII вв. Могильник Кударгэ. Горный Алтай. По А. А. Гавриловой. Санкт-Петербург. Эрмитаж

В VI веке каркас еще более усовершенствовался. Продольные доски между луками увеличились по длине. Теперь луки уже просто ставились сверху на дощатую основу, которая приобрела характерную, с лопастью посередине, форму. Так вес всадника равномернее распределялся по седлу соответственно, уменьшилось его давление на хребет лошади. Выступающие края досок позволили привязывать стремена перед передней лукой, а не перебрасывать, как это было раньше, связывающую их веревку поперек седла. Чуть позже заднюю луку ставили уже под углом к горизонтали и делали ее, подобно передней, цельноструганной. Всадник получил возможность отклоняться и любую сторону, откидываться назад. легко спрыгивать на землю и, как говорят, «птицей взлетать» на коня. Подвижность кавалерии значительно возросла. Описанное седло впервые появилось где-то на границе оседлого и кочевого миров, в зоне контактов скотоводческих и земледельческих культур Северного Китая. Отсюда и началось его триумфальное шествие по всему миру.

Примерно в том же районе были изобретены и стремена. Сначала парные деревянные подножки выгибались из деревянного прута и обкладывались железом или медью. Довольно скоро выяснилось, что деревянная основа не нужна. Некоторое время стремена делались из плоских железных листов. Однако узкая пластина резала ногу,  и поэтому подножка (нижняя часть стремени, на которую опирается нога) приобрела расплющенную форму. Позднее стремена целиком отковывались из металлического прута.

Клинковое оружие тюрок

В кочевой среде Центральной Азии тюрки прославились, как «плавильщики», ибо в совершенстве владели мастерством добычи и обработки железа. Они наладили широкое производство стремян, и в VI веке стремена распространились от Китая до восточно-европейских степей.

В жестком седле со стременами всадник мог бить не только копьем, но и, свободно фехтуя, разить клинком в любом направлении и в любой плоскости. Новые условия боя вызнали к жизни появление и нового оружия. Каким же требованиям оно должно было соответствовать?

Прежде всего, следовало сделать клинок достаточно длинным и легким, чтобы кавалерист сумел доставать противника на максимально удаленном от себя расстоянии. Оптимальная точка удара прямым стержнем находится на расстоянии двух третей его длины от рукояти. Именно при таком ударе рука испытывает наименьшую отдачу. При неверном ударе сила отдачи настолько возрастает, что оружие вылетает из рук. Поэтому вплоть до самого последнего времени даже рационально сконструированные клинки снабжались темляками (петлями у рукояти).

Еще более эффективным оказался изогнутый клинок. Кривизна рабочей поверхности клинка позволила обе фазы удара поражение и извлечение - проводить в один прием. Теперь даже прямой удар превращался в скользящий и захватывал большую поверхность.

Рубяще-колющее клинковое оружие, как самое совершенное средство ведения ближнего боя. стало к значительной степени показателем уровня развития военной техники. К сожалению, и памятниках древнетюркского времени такое оружие находят крайне редко, но на каменных изваяниях, так называемых «бабах», изогнутые клинки, вместе с ножами и кинжалами, — обычный атрибут воина.

В раннем средневековье на полях сражений господствовали палаши, а с VII-IX веков палаши сгибаясь превращались в сабли — их изгиб возрастал. Мечи, характерные для вооружения воинов Первого Тюркского каганата, встречались все реже. При этом они становились более узкими и длинными такая форма позволяла, кроме рубящего, наносить и колющий удар.

древнетюркский палаш alt alt

Древнетюркский палаш (а). Чтобы повысить колющий эффект, острие клинка однолезвийного оружия делалось обоюдоострым. Перекрестия палашей и сабель были, как правило, прямыми (б) — их склепывали из двух пластин, помещенных с обеих сторон оружия. Иногда, в целях лучшей защиты от вражеского клинка, концы перекрести приподнимались к лезвию (а). Для этого же, в других случаях, передняя часть перекрестия загибалась вниз, к рукояти (г), закрывая указательный и средний пальцы, г) — схема крепления обойм к ножнам палаша. Реконструкция перекрестий по изображениям древнетюркских каменных изваяний

Парадный палаш в ножнах с перекрестием и портупейными скобами, украшенными фигурками животных и растительным орнаментом. Рукоять такого палаша, как правило, оплеталась кожей. IX-X вв. Реконструкция по материалам могильника Сростки, Горный Алтай

Рукояти палашей и сабель тюрки делали из деревянных пластин («щечек»). Навершия были довольно разнообразны: в форме кольца, металлического грибообразного колпачка, или утолщения на конце рукояти.

Ножны для клинкового оружия выдалбливались из двух деревянных половинок. Их шлифовали, а потом красили — как и в прежние времена, преимущественно, в красный цвет. Нередко ножны обтягивали выделанной тонированной кожей, что придавало им более нарядный вид. Устье и само тулово ножен стягивались металлическими оковками. Между ними помещали две фигурные скобы, от которых шли ремешки или небольшие витые цепочки - с их помощью оружие крепилось к поясу.

каменные бабы кижал лезвием вверх гарда тюркской сабли
а, б. На этих древнетюркских скульптурах из урочищ Тото (а) и Кыпчыл (б) Горного Алтая изображены воинские атрибуты -пояса и оружие

11, а, 6, Боевой коленчатый нож в ножнах. Способ ношения режущей стороной вверх, многие столетия спустя ставший характерным для шашек, позволял, извлекая нож, быстрее приводить его в боевое положение. Коленчатый нож имел сабельное перекрестие и кривое лезвие. К стержню рукояти металлическим штифтом приклепывались деревянные обкладки, верхний конец которых сжимался перекрестием. На нижний конец набивался металлический колпачок навершия. Деревянные ножны стягивались металлическими оковками и скобками. Идентичное устройство рукояти и ножен было у палашей и сабель, а - железный клинок VIII - нерпой половины IX вв. из Копенското чаатаса, Южная Сибирь: б — реконструкция но материалам Южной и Западной Сибири

а-г. Черенки несущей части клинкового оружия закрывались деревянными обкладками, которые стягивались у основания колпачком навершия (а), в середине штифтом, пропущенным черед хвостовик оружия (6), а у самою лезвия их сжимало перекрестие (а). Ножны для клинка делались из дерева, которое раскрашивалось и покрывалось лаком или обтягивались кожей (г)

 

Насколько можно судить по изображениям, клинки носили и основном рубящей частью вниз.

 

миниатюра тюрки средневековая миниатюра тюрки
а, б. Средневековые изображения тюрков. Палаши (а) и сабли (б) крепились к их поясам в наклонном положении с помощью ремней, соединенных с выпуклыми обоймами на спинке ножен, а - верхний Чирт-Юрт (Дагестан); б — Афрасиа  (Самарканд)

Луки, фуляры для них, и стрелы

Тюркские луки были сложносоставными. Их гибкая многослойная деревянная основа усиливалась роговыми накладками. Исследователи единодушны во мнении, что луки древних тюрков ведут свою «родословную» от луков хуннского типа. Но при этом общей тенденцией в эпоху средневековья было сокращение числа роговых усиливающих деталей и увеличение зон гибкости. Это позволило степным конструкторам сделать лук более компактным.

Тюрками использовались костяные и железные наконечники стрел. Отличительной чертой железных наконечников было соединение трех плоскостей, образующих перо. В сущности, они являлись «родными детьми» трех-лопастных наконечников хуннского времени, «переросшими» своих "родителей".

наконечники стрел хуннский лук состаыные части хуннского лука

Широкие железные плоскости трехлопастных наконечников обеспечивали устойчивость и стабильность полета тюркских стрел. Оперение теперь не требовалось. Такие стрелы в колчанах всегда хранились острием вверх - в этом положении их входило больше. Да и воину было легче найти необходимый тип острия. Некоторые стрелы снабжались костяными шариками с отверстиями, издававшими в полете резкий свист (вспомним хуннские «свистунки». Массовое распространение трехлопастных наконечников – свидетельство высокого мастерства местных кузнецов и указание на относительно небольшое число тяжеловооруженных воинов и бронированных лошадей в древнетюркских отрядах. Для борьбы с панцирной конницей ковались небольшие массивные наконечники с граненым острием. Древки с бронебойными наконечниками тоже обходились, по большей части, без оперения. Стрелам с плоскими наконечниками оперение полагалось всегда, и хранились они в колчанах наконечниками вниз. Древки стрел для прочности оклеивались ниже наконечника колечками бересты. А с противоположной стороны, около ушка для тетивы, они расписывались черными и красными поясками. В одних случаях, это были знаки собственности, в других — указатели типа наконечника

а - б. Древнетюркские луки, подобно хуннским. были рефлексирующими. На представленных рисунках кибити всех луков изображены в боевом положении, то есть с натянутой тетивой. По комбинации и расположению накладок на кибити выделяется несколько разновидностей тюркских луков. Огромной популярностью пользовались луки, у которых место захвата рукой укреплялось с обеих сторон роговыми пластинами, а на концах кибити размещались длинные накладки в форме вытянутых запятых с вырезом под тетиву (а). Часто встречались луки со срединными боковыми накладками — роговые детали на концах кибнти у них уже отсутствовали (6). Существовал, наконец, еще одни тип лука с тремя, как и у его хуннского "собрата", усиливающими срединными деталями (в). Но по размерам этн детали были существенно меньше, и форма их заметно отличалась — это были геометрически правильные трапеции по бокам и прямоугольный брусок между ними вдоль брюшка кибити. Постепенно боковые накладки исчезли и со средней части лука, но это произошло уже гораздо позже, в так называемое «монгольское время». Усиливающие детали делались из рога и кости и со стороны, обращенной к древку. покрывались сеткой глубоких царапин для лучшего скрепления с древесиной. На кибить снаружи наклеивались сухожилия. Кроме сухожилий, упругость луков повышалась с помощью пластин, вырезанных из роговых чехлов крупного и мелкого рогатого скота

 

тюркский колчан со стрелами колчан с крышкой колчаны тюрков

 а, б, в. Тюркские колчаны, вместимостью до тридцати стрел, склеивались из нескольких слоев бересты. Они были в основном двух типов — закрытые (а) и открытые (6). Те и другие имели форму трапеции, плавно расширенной книзу, и снабжались деревянными днищами и обручами у горловин. У колчанов открытого типа с тыльной стороны подшивался клапан, защищавший стрелка от торчащих наружу острых наконечников. У колчанов закрытого типа устье сверху закупоривалось хорошо пригнанной деревянной крышкой с ременной петлей. Внутри колчанов вдоль боков располагались ребра жесткости - несколько деревянных реек. К ним через специальные прорези в корпусе колчана крепились узкие ремешки, благодаря которым колчан держался на поясе. Для этой же цели иногда использовались деревянные или роговые петли. Внешняя поверхность колчанов украшалась прорезным орнаментом, нашивными бляшками и декоративными костяными накладками. VII-X вв.

Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлема

Тюркское защитное вооружение состояло из щитов, кожаных и металлических наборных панцирей и кольчуг. Круглые, собранные из досок, щиты стягивались изнутри деревянными поперечинами, а снаружи общипались пропаренной кожей, которая, высыхая, натягивалась, грубела и хорошо держала удар.

Чешуйчатые доспехи постепенно уступили место ламеллярным. Средневековые панцири, в большинстве своем, можно по-другому назвать «ленточными». Строго говоря, такие латы сочетали в себе ламинарный и ламеллярный принципы бронирования сборки, потому что сами железные ленты, образующие панцирь, составлялись из связанных между собой шнурами отдельных металлических пластин. Форма и размер пластин несколько изменились. Вместо коротких и широких чешуек, для зашиты тела теперь употреблялись длинные прямоугольные пластины со скругленными краями. Еще одно новшество между панцирными ленчами вставляли кожаный ремень. Такие ремни как бы "смягчали" конструкцию, делая ее более подвижной и удобной. Чаще всего этот прием использовался при сборе оплечий, где гибкость была особенно важна.

Вопреки распространенному мнению, для изготовления панцирных пластин не применялась сталь. Закаленный упругий металл требовал очень высокой, фактически фабричной стандартизации производства с соблюдением всех параметров продольной и поперечной кривизны изделия. Поскольку материал изделия был еще пластичным, вчерне связанный нагрудник легко было аккуратно проковать и добиться плотного и равномерного взаимного прилегания его звеньев. При последней проковке панцирные пластины получали так называемый поверхностный наклеп, который также повышал их твердость. Любопытно, что уже почти в наши дни, в начале XIX века, при изготовлении кирас рекомендовалось избегать заглаживания поверхности готового изделия напильниками и «глубокой полировкой», с тем, «чтобы оставлять на его поверхности закал», полученный при выколачивании на шаблоне. Проводить же термическую обработку после подгонки было затруднительно, ибо тонкие пластинки неизбежно «поведет» и покоробит. Сталь, не уступающая современным европейским образ цам инструментальной стали, войдет в обиход при сборке панцирей иной конструкции в монгольское время.

схема ламелляра схема ламинара тюркский крупнопластннчатъй шлем

а-ж. Древнетюркский панцирь был многосоставным, поэтому мог применяться как в своем полном варианте, так и в «облегченном» (исключая какие-то части). Отсюда такое разнообразие его форм, встречающееся в тюркских изобразительных материалах. Пластинчатые ленты оплечий и набедренников, чтобы обеспечить необходимую подвижность этих частей, крепились ремешками друг к другу в относительно свободном состоянии. Иногда ремни-лямки, стягивавшие нагрудник с наспинником, дополнительно усиливались плотно охватывающими плечи деревянными дугами, подбитыми войлоком или обшитыми тканью. Такое устройство обеспечивало самое надежное соединение оплечий и кирасы. а - оплечья; б — нагрудник: в — наспинник; г — набедренник; д - пояс; с — плечевые ремни: ж — боковые застежки

а, б, в. Покрой бронированного «длиннополого халата» мало изменился с эпохи Великого переселения народов. На схеме представлен панцирь, собранный из сплошных кожаных лент. Однако такие ленты могли быть составлены и из отдельных железных пластин, а – оплечья: б — наплечные дуги; в — пояс

а-в. Изготовить крупнопластинчатъй шлем было вполне под силу кузнецу даже средней руки. Раскроить и выгнуть соответствующим образом пластины очень просто: мягкий металл легко выбивается на конической болванке, которой в самом простом случае могло стать хорошо оструганное, обоженное и приостренное бревно. Пробить отверстия и склепать пластины между собой тоже нетрудно. Сдвигая и раздвигая пластины перед клепкой, выбирали нужный диаметр тульи, соответствующий размеру головы заказчика. Под шлем для удобства всегда помещалась толстая мягкая подкладка. а — плюмажная втулка, 6 - пластины купола. в — металлический обруч

Доспехи делались хоть и из одного материала, но по разному, отличаясь своими «фасонами». Основной тип тюркского панциря — «ламеллярная кираса», состоявшая из двух частей нагрудника и наспинника, соединенных наплечными и боковыми ремнями. Иногда, впрочем, она была сплошной, оборачивала корпус и запахивалась сбоку. К подобной «базовой» конструкции, в зависимости от желания хозяина и по мере необходимости, на специальные ремни с пряжками цеплялись два полотнища, закрывавшие ноги по колено или по самую щиколотку. Такие бронированные подолы состояли из более крупных и массивных пластин, так как практически не влияли на степень подвижности всадника.

Тяжеловооруженный тюркский воин

тюркский воинТяжеловооруженный тюркский воин. Тело воина закрыто железными ламеллярными доспехами (а), надетыми на плотный стеганый халат. Доспехи состоят из металлических пластин, которые, в свою очередь, стягивались цветными шнурами в ленты (6). Форма пластин одинакова, но размеры и пропорции их различны — самые мелкие и узкие находятся на оплечьях (в), а самые крупные (длинные и широкие) — на подоле (г). Все они имеют скругленные края и небольшие выпуклости, повышавшие жесткость лат и отводившие клинок и сторону при секущем боковом ударе. Шлем (д) собрал из стальных пластин, связанных между собой кожаными ремешками. Бармица (е) сплетена из железных колец и украшена бронзовыми колечками. Лук (ж) со спущенной тетивой помешен в притороченный к поясу узкий чехол (налучье). Переброшенный назад шит (л) в бою защищал спину. Вплоть до конца XVIII века у народов Северо-Восточной Сибири щит во время сражений занимал именно эту позицию. Древнетюркским всадникам это освобождало руки – еще одно, кроме исполнения прямой защитной функции, преимущество подобного расположения щита. Оружием первого удара тюркам служили копья (и) с длинной втулкой и относительно короткой ударной частью. Перо копья выковывалось в виде удлиненного ромба или лаврового листа, и сечении оно имело форму сплюснутого ромба или плоской линзы. Для борьбы с закованными в латы всадниками наиболее подходили узкие граненые острия — наподобие трехлинейного штыка. Такое оружие в литературе обычно именуется пиками. VII-X вв. Реконструкция по материалам Горного и лесостепного Алтая

Другой тип доспехон напоминал длиннополый халат с запахом спереди (по тюркскому обычаю — справа налево) и разрезом сзади. На плечах он стягивался лямками и часто дополнялся оплечьями.

Всадникам-тюркам была знакома и кольчуга, которая нередко поддевалась под ламеллярный доспех. Она получила распространение в эпоху Первого каганата. Считается, что это связано с включением в его состав ряда территорий Средней Азии, где производство кольчуг к тому времени поставили на широкую ногу. Из кольчужной сетки делались и бармицы. Кстати, кольчуга вовсе не была столь удобной, легкой и надежной, как об этом обычно пишут. Вес её сохранившихся экземпляров немногим уступал весу наборных лат и достигал полутора десятков килограммов, что сопоставимо с весом ламеллярных нагрудников с оплечьями из археологических материалов Китая.

стремена 9 век

косы тюрковНа этих древнетюркских граффити можно различить детали экипировки воинов и убранства верхового коня, которые существенно дополняют сведения, полученные из археологического материала. Обращает на себя внимание прическа лучников, состоящая из массы косичек с характерными хвостатыми накосниками. На затылке они собраны в пучок и переброшены за спину. Вероятно, древние тюрки использовали накладные косички из конских хвостов, которые вплетали в собственные волосы. Подобная прическа в раннем средневековье была характерна для всего древнетюркского мира и являлась несомненным этническим признаком. Усы и короткая бородка дополняют облик стрелков. Воины облачены в длиннополые халаты, стянутые в талии наборными поясами. На груди, поверх халатов, видны квадратные, по всей видимости, металлические бляхи. У всадника два пояса, один из которых стрелковый. К нему с правой стороны прикреплен берестяной колчан характерной формы, слева за седлом лошади просматривается чехол налучья, сшитого в виде длинной трубы. У лошади отчетливо видны сбруя и тамга (знак собственности) на задней ноге. У пояса спешенною стрелка, обутого в остроносые, стянутые на щиколотках ремнями, сапоги с мягкой подошвой, отчетливо заметен прямоугольный оселок, изображение которого изредка встречается на древнетюркских каменных изваяниях. Луки, которыми вооружены стреляющие, судя по характерной форме кибити и негнущихся концов, одной и той же конструкции, производной от метательного оружия хуннского типа. Стрелы в обоих случаях с трехлопастными наконечниками, только у всадника на древке виден костяной шарик свистунки. Судя по положению пальцев, пеший лучник натягивает тетиву на оружие большим пальцем правой руки, т. е. «монгольским способом». VII-X вв. Горный Алтай. Урочище Кара-Оюк. По Д. В. Черемисину

а, б. Древнетюркские стремена изготавливались, в основном, из металлического прута и были двух типов: в виде восьмерки (и); в виде полуовала с вертикальной пластинкой (б). Подножка, как видно на рисунках, в обоих случаях сильно "уплощена"

Высокая гибкость и подвижность кольчуги считается ее большим преимуществом, и это действительно так. Но очень часто это преимущество превращалось в существенный недостаток. Безусловно, кольчужное плетение хорошо защищало от острого лезвия палаша или сабли, однако при этом передавало на тело энергию удара, лишь незначительно ослабив её. Кроме того, некоторые шиловидные наконечники стрел легко проникали сквозь ее кольца, а стрелы с гранеными остриями рвали их на куски. Поэтому под кольчугу нужно было поддевать толстую стеганую поддевку. Она, кстати, сама по себе обладала немалыми защитными свойствами.

тюрки петроглифы
Древнетюркские тяжеловооруженные воины. Хорошо заметы невысокие конические шлемы с пером, ленты доспехов, разрез на груди у панциря типа «длиннополый халат», а также то, что некоторые латы не имели оплечий. Петроглифы. Аршан-Хад, Монголия. По Э. А. Новгородовой

 

тюркский легковооруженный воин тюркский воинЛегкая тюркская кавалерия была вооружена мощным луком (а) со стрелами (б), палашом (или саблей) (в). В ближнем бою всадникам служили небольшие проушные топоры (г), имевшие узкое треугольное лезвие, обух с молоточком и длинную (до 70 сантиметров) рукоять. Иногда использовались и копья (д). VII-X вв. Реконструкция по изобразительным материалам Саяно-Алтая

Когда металлические латы по каким-то причинам отсутствовали, воины пользовались так называемыми "мягкими" доспехами. Близкое к истине представление о них дает экипировка бойцов, характерная для конных поединков, которые до недавнего времени проводились у некоторых тюркоязычных народов (например, у киргизов).

Экипировались киргизские бойцы на таких «турнирах» традиционно. Поверх нижней одежды они надевали две пары штанов и туго завязывали их па поясе сыромятным ремнем. Корпус защищала стеганая ватная куртка с натянутыми на нее кожаными латами, сделанными из толстой, грубо выделанной коровьей кожи. Латы зашнуровывались на спине. Незащищенные места — плечи, подмышечные впадины, шею, верх спины, пах — покрывали в четыре слоя войлоком, затем эти участки плотно обкручивались ватой н еще тремя слоями тонкого войлока. Завершали экипировку два халата. Нижний стеганый, с короткими рукавами имел полы чуть выше колен и высокий, до мочек ушей, воротник. Спереди он укреплялся тремя слоями толстого войлока. Рукава на локтевом сгибе также обшивались дополнительным слоем войлока. Халат имел сзади разрез, в который свободно проходила лука седла. Верхний халат был ситцевым. На ногах всадников были сапоги — на них опускались кожаные штанины. Кисти рук оставались незащищенными.

Описанная защитная одежда была практически скопирована с «мягких» доспехов древнетюркского воинства. Такие многослойные доспехи легко выдерживали удар стрелы — ее наконечник, в особенности трехлопастный, увязал в мягкой толще. Разрубить даты в скоротечном конном бою тоже, видимо, не получалось толстые прокладки гасили удар. Озерный или речной песок и железные опилки, подмешанные в подклад, эффективно защищали от секущего удара саблей. Быть может, появление именно «мягких» доспехов заставило оружейников второй половины 1-го тысячелетия делать палаши с обоюдоострой заточкой острия, а сабли - со слабой кривизной клинка, удобной для нанесения сильного колющего удара.

конный ламеллярный доспех пояса тюрков погребальный Серебряный кувшин

Один из вариантов конских доспехов. Он показан ламеллярным. но вполне мог быть и ламинарным. Такое облачение доставляло немало неудобств лошади, и двигаться в нем ей приходилось исключительно крупной рысью. Кисть под мордой — не только знак отличия, но и приспособление прочив мух

а, б. Нарядные пояса этих древнетюркских скульптур из Тывы отличает не только число вырезанных на них бляшек, но и изобилие свисающих вниз ремней. О многом говорит тот факт, что древние скульпторы неизменно подчеркивали эту деталь экипировки, совершенно игнорируя некоторые другие. VIII-IX вв. а, в — левый берег р. Шеми блнз впадения в р. Хемечик, Тыва, б — Таарбол. левый берег р. Тарталок. Тыва

Серебряный кувшин. Один из ярких и загадочных элементов древнетюркской культуры. Пока лишь несколько таких предметов найдено в погребениях родовой знати и поминальных оградках. Сосуд в представлениях тюрков южной Сибири имеет множество значений, и многое, что связано с его сакральным смыслом и местом в поминальной и погребальной обрядности, пока остается загадочным и непонятым. Это могла быть особая посуда для кумыса или просто молока, Поставленная с таким питьем у подножья каменного изваяния, она становилась символом небесного молочного озера. Древне-тюркское время. Плато Укок. Горный Алтай. Могильник Бертек-34. Раскопки В. И. Молодина

Металлические шлемы древнетюркского воинства были наборными и напоминали узкую часть яйца, увенчанную сверху небольшим конусом. Многообразие их форм достигается изменением кривизны стенок и пропорций этой полуовальной фигуры. Подобные шлемы встречались еще у ассирийских воинов в середине 1-го тысячелетия до н. э., а в Сибири использовались таштыкскими ратниками. Не будет преувеличением сказать, что они опередили свое время. Такой шлем отлично противодействовал сабельному удару. Клинок сабли, теряя энергию, беспомощно скользил по его гладкой стенке вниз и в сторону. Изготавливались наголовья как из узких, так и из широких секторообразных пластин. Узкие детали, как и раньше, связывались между собой ремешками. Хотя такая наборная конструкция кажется ненадежной, она просуществовала многие века и еще недавно с успехом применялась на северо-востоке Сибири.

Иногда наборные шлемы не снабжались заостренной вершиной. На ее мосте помещали выпуклую округлую пластину, и шлем становился очень похож на плоскодончатый перевернутый горшок.

троник колчана накладки на пояс тюркский пояс реконструкция

Золотые фигурки – украшение парадного колчана. Тройник (распределитель ремней) с ремешками, украшенными фигурными бляшками, использовался для ношения колчана и был деталью второго, так называемого «стрелкового» пояса. X- XII вв.. Могильник Олтарь, Новосибирская область

Древнетюркский пояс. Реконструкция по материалам могильника Узунтал. Горный Алтай. Раскопки Д. Г. Савинова

Более совершенными были клепаные шлемы, собранные из нескольких крупных (до восьми штук) пластин. Соединялись пластины внахлест:  края одной пластины чуть налегали на другую. Этот же прием использовался при изготовлении доспехов и наборного шлема. Впрочем, схему сборки могли изменять — каждая четная пластина накладывалась сверху на края двух нечетных. Готовое изделие венчал небольшой конус со втулкой для плюмажа. Широкопластинчатый клепаный шлем представлял собой жесткую конструкцию, защитные свойства которой в немалой степени зависели от качества металла. Если узкие пластинки наборного шлема, налегая друг на друга, составляли многослойную броню, то здесь таких «зон жесткости» было гораздо меньше. Правда, готовый клепаный шлем легко подвергался термической закалке, чего нельзя сказать о наборном. Пластины последнего следовало полностью обработать до начала монтажа.

Нижний обрез шлема стягивал металлический обруч. К нему крепилась бармица, изготовленная из мелких панцирных пластин, кольчужной сетки, толстой многослойной проклеенной кожи или, в другом варианте, из плотно простеганной, подбитой волосом ткани, на которую нашивались металлические защитные элементы.

тюрки-воины 6-7 век воины тюркского каганата
F: Тюрки, VI-VII в. в.
F1: Тюрк-таркан, VII в.
Среди воинов, изображенных на стенах Пянджикента, один изображен очень нарядным. По-видимому, это таркан или мифологический герой. Его экипировка похожа на экипировку трансокеанского тяжеловооруженного всадника. Даже его рукава типа «львиная голова» встречаются на изображениях из восточного Туркестана и могут быть прообразом львиного панциря средневекового персидского героя Рустама. Оружие состоит из составного лука, большого кинжала и длинного прямого меча с рукояткой из позолоченной бронзы.
F2: Тюрк-гёк, VI-VII в.в.
Стандартное вооружение и доспехи. Два пера на шлеме обозначают мастера в стрельбе из лука. Панцирь набран из твердых кожаных пластинок, каждая из которых обтянута материей. Пластины конского панциря расположены открыто. К древку копья подвешены колокольчики. Меч прямой обоюдоострый.
F3: Тюрк-кочевник, VII в.
Этот кочевник не имеет доспехов. Он собирает кровь из надреза на шее своего коня - таким образом кочевники добывали себе еду и питье в экстремальных ситуациях. Чехол для лука вмещает лук с натянутой тетивой. Стремена представляют собой простые кожаные петли.

В отличие от гуннов тюрки не отрезали голову у убитых врагов, ограничиваясь одним скальпом. Тюрки были сравнительно неплохо экипированы: они носили доспехи из металлических пластин или жесткой кожи (say yarik) укороченной кольчугу (kupe yarik). а также шлем одного из нескольких типов. Тяжелые конники использовали конские доспехи (kedimli). а командующий имел довольно элегантный внешний вид.

Один западно-тюркский князь, взятый в плен арабами в 739 юлу. носил тяжелый пластинчатый нагрудник, парчовые штаны и длинную шелковую рубаху, отделанную парчой. Другой тюркский костюм включал в себя более короткую рубаху, стеганый кафтан, штаны, сапоги или сандалии, головной убор разною типа и накидку с длинными или короткими рукавами. Сапоги для верховой езды могли быть фетровыми, меховым или матерчатыми. Некоторые носили сапоги с высокими голенищами, наподобие ботфорт или даже чулок. У других сапоги подвязками крепились к седлу, так что всадник надевал их лишь сидя в седле. Знатные мужчины и женщины носили ювелирные украшения. Телохранители обычно носили одноцветную одежду, по цвету совпадающую с цветом знамени своею господина.

Те воины, которые назад стреляли не хуже, чем вперед, имели право ноешь на шлемах перья или соколиные крылья. Двухслойный (золотой поверх матерчатой основы) ремень с подвесками носили тс, кто заслужил звание таркана (героя). Рядом с большим барабаном или даже вместе с ним носили штандарты с длинными косицами (туги). а также конские хвосты. Племенной тотемный знак – тёс  и малый личный вымпел – бадрак,  крепили к древку копья. Штандарт in конских хвостов обозначал достоинство военачальника. В Оттоманской империи эта традиция сохранялась до XVIII века. Обычно штандарт состоял из пяти, семи пли девяти хвостов. Позолоченные морды волка, дракона или eme какого-нибудь другого чудовища служили таком Кагана. у тюрок-гёк, а позднее у турков и уйгуров.

Покрой "мирных" головных уборов в эпоху средневековья почти всегда имитировал боевые наголовья. По такому принципу кроилась вся одежда. Популярные в те времена колпаки (клобуки) служили прекрасными подшлемниками для сфероконических шлемов. Позже, когда шлемы приобрели низкие куполообразные очертания, их заменили тюбетейки. Знаменитый треух имеет нащечники и назатыльник, как у настоящего шлема. Надетый на него железный шлем автоматически превращал эту шапку в защитное снаряжение.

Конские доспехи состояли из пластин, закрывавших шею и грудь животного, чепрака на корпус и попоны на круп. На голову лошади надевалась железная или кожаная маска с вырезами для глаз и ноздрей. Латы для коня делались, в основном, по ламинарному принципу из многослойных, проклеенных и прошитых кожаных лент, которые, ярусами соединяясь друг с другом, огибали тело скакуна. Впрочем, боевая попона могла быть и ламеллярной, то есть собранной из связанных между собой мелких пластин. Ленты конской брони располагались и вдоль, и поперек туловища животного — ярусами поднимаясь к хребту, либо дугой огибая спину. Использовали для защиты и многослойный, простеганный крест-накрест войлок.

К «бронированной» лошади предъявлялись совершенно особые требования: она должна была быть сильной, обладать устойчивостью и маневренностью, выносливостью и безукоризненной управляемостью, по команде менять аллюры, мгновенно останавливаться, разворачиваться, вставать на дыбы, совершать прыжки, переходить в галоп. Неповоротливый или пугливый конь в критических ситуациях подводил всадника, неверным движением подставляя его под смертельный удар.

Подготовка будущего воина у тюрков начиналась с младенчества. У некоторых кочевых народов, наследников тюркской культуры — скажем, казахов — было принято класть ребенку между колен подушку и плотно пеленать ноги, чтобы со временем придать им кривизну конского торса. В возрасте трех четырех лет мальчиков усаживали на лошадей, в девять-десять они становились уже профессиональными наездниками и проводили, как и их родители, большую часть времени на лошади. У киргизов даже считалось неприличным ходить пешком. Корифей арабской литературы Джахиз сказал о тюрках: "Если бы ты изучив длительность жизни тюрка и сосчитал его дни, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли".

С самого нежного возраста мальчиком приучали к стрельбе из лука, владению арканом и оружием. Часто между ними устрашились специальные состязания. У тех же киргизов практиковались поединки верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках. Роль верховой скотины выполняли порой и сверстники. Популярны были соревнования по стрельбе из лука на полном скаку, известные по многочисленным описаниям очевидцев. Стреляли обычно вполоборота назад (знаменитый скифский выстрел) по нитям, на которые подвешивался приз. Каждый участник имел право на неограниченное число попыток. Соревнования продолжались, пока кто-нибудь не допивался успеха.

Проверенным способом подготовки к войне и поддержания высокой боеготовности у древних тюрков, как в свое время у хунну, была охота. Арабский летописец Табари отмечал, что для этой цели тюркский каган завел даже специальный полигон — "луг и заповедные горы, к которым никто не приближался и не смел в них охотиться, (ибо) оставлены они были для войны".

Тюркское войско, согласно хроникам танского Китая, делилось на правое и левое крыло. Каждое крыло, в свою очередь, состояло из отдельных отрядом. Их численный состав был кратен десяти 10 000, 1000, 100, 10 воинов. Все это похоже на облик хуннской армии. Исследователи предполагают, что каждый такой отряд еше раз делился на два крыла, выполнявшие самостоятельные боевые задачи. Если это так, то низшей военной единицей была группа из пяти человек. Позже, во времена Второго каганата, в армии выделился центр, равный по численности крыльям. Набирались кавалерийские подразделения для тюркской армии и из воинов подчиненных племен. Они формировались по тому же десятичному принципу, но в сражении обычно оставались на вторых ролях.

тюрки - уйгуры шапка треух

 Уйгуры, УІІІ-ІХ в.в.

1: Уйгурский князь, IX в.
Точное названійе головного убора не известно, но со всей определенностью можно сказать, что он обозначал социальный статус владельца. Широкие подкладки под поясным ремнем использовались тимуридами еще в XV веке. Чехол для лука и колчан окончательно сформировавшегося средневекового типа. Сапоги, кренящиеся подвязками к поясу, довольно архаичны.

2: Уйгурский тяжеловооруженный всадник, IX в.
Пластинчатый шлем встречался среди уйгур. Этот изготовлен из бронзовых пластинок, уложенных на кожаное основание. Остальные доспехи сделаны из твердой кожи, некоторые детали покрыты лаком.

3: Сугдийский купец, IX в.
По Великому Шелковому Пути водили караваны купцы разных национальностей, но наиболее многочисленными среди них были сугдийцы. Товар того купца размещен в тюках на спине его двугорбого верблюда-бактриана. Купец носит эклектичную одежду, состоящую из сугдианских и среднеазиатских деталей. На тюркском поясном ремне висит иранского типа сабля.

Киргиз в шапке "треух", рисунок по наблюдения этнографов 19-20 века.

 

  вторая страница
загрузка...
  Голосов: 6
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  1.   SHARIK   
    18 января 2010 10:28 | Ответов: 0

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 646
    • 281
    Покрой "мирных" головных уборов в эпоху средневековья почти всегда имитировал боевые наголовья. По такому принципу кроилась вся одежда. Популярные в те времена колпаки (клобуки) служили прекрасными подшлемниками для сфероконических шлемов. Позже, когда шлемы приобрели низкие куполообразные очертания, их заменили тюбетейки. Знаменитый треух имеет нащечники и назатыльник, как у настоящего шлема. Надетый на него железный шлем автоматически превращал эту шапку в защитное снаряжение.

    Не согласен я тут А. Соловьевым, как раз наоборот - шлема повторяли форму шапок, а не шапки шлемов. Железный шлем был далеко не у каждого, но вот шапки были в порядке вещей.

    --------------------
      ¤ жалоба   
  2.   Гость 
    26 февраля 2010 10:02 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    В рисунке всадников увидел щит, у тюрок щит был без металических подбоев. Тюркский щит - это сколоченные доски иногда обтянутые кожей. Щит предназначался как защита от стрел. Такой щит не выдерживал удара саблей (он бы просто раскололся). А вот у русичей и европейских рыцарей щиты усиливались по краям и в середине железом.

    И в последнем тексте неточность. Решающий исход битвы зависел не от латных конников а скорее от действий легковооружённых лучников. Которых мобилизовывали из окрестных племён (уйгур, чики, азы, байырык, дубо и т.д.) А если быть ещё точнее, то тюрские военачальники знали в каких случаях надо пускать в бой лучников а в какой момент латных копейщиков. В бою на пересечённой местности и в лесной чаще конь бесполезен. В этом случае воины могли вести обстрел находясь пешими.
      ¤ жалоба   
  3.   Sapsan 
    13 мая 2010 13:08 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Цитата: Гость
    В рисунке всадников увидел щит, у тюрок щит был без металических подбоев. Тюркский щит - это сколоченные доски иногда обтянутые кожей. Щит предназначался как защита от стрел. Такой щит не выдерживал удара саблей (он бы просто раскололся).

    В 1989 году в Бухаре, в местном (помоему краеведческом) музее видел круглый щит где доски стянуты медным (подчёркиваю именно медным) ободом, а с лицевой стороны на сквозных клёпках три "серповидные" бронзовые накладки по краю (количество клёпок не помню, но помоему не меньше трёх). Как значилось в табличке подписи, Щит из раскопа Его Императорского Величества Этнографического общества, найден в конце XIX века (есть надежда, что познейшей реконструкции не подвергался), его отнесли к тюрскому оружию VII - VIII веков . Щит прекрасно сохранился, видимо был раскопан в сухих песках.
    Теперь посуществу: такой щит, конечно не простого воина, но удар сабли или палаша выдержать мог запросто. Толщина досок примерно два пальца, а бронзовых накладок где-то 5-6 мелиметров в середине ( мне могло показаться, не уверен, но к остриям "серпа", накладки помоему тоньше). На лицевой стороне, я хорошо запомнил, сохранились следы "рубящих" или в крайнем случае "скользяще режущих" ударов.
    Если этот экспонат не "утрачен" во время "Разгула месной демократии", то должен и ныне быть в музее.
      ¤ жалоба   
  4.   Гость 
    23 августа 2010 19:35 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    "О щите!"
    Я писал ссылаясь на работы археологов по Саяно-Алтаю и в частности Овчиникову Б. Б. у неё есть статья по могильнику Аймырлыг (Тува).
    Во всех раскопках присутствуют лук с колчаном, причём разнообразие наконечников стрел поражает даже археологов. Такого разнообразия наконечников стрел нет в могильниках Европы и Исламского мира!
    Ясно одно, что бой Сибирских народов (не только кочевников) это дистанционный бой. Рукопашные схватки были редким явлением.
    А что касается "Бухарского Щита" то тюрки его по видимому просто переняли у местного населения. Тут ничего удивительного нет. Тюрки как известно в Средней Азии появились в середине VI века. Говоря о "сколоченных досках" я хотел подчеркнуть так сказать настоящее, не заимствованное вооружение.
      ¤ жалоба   
  5.   Азат 
    5 сентября 2010 12:09 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    "Про щит"
    Позвольте не согласиться, металлургия у тюргских народов была развита не плохо, места их прежнего обитания - современные металлургические области, поэтому, я ничего не вижу в том, что тюргский щит имел металлическую окантовку. тем более тяжёлых сабель и мечей, насколько мне известно у тюрков не было, в пешем строю они воевали редко. Почему бы и не быть окаймлённому металлом щиту другое дело, позволить полноценный доспех себе мог далеко не каждый. зачастую пополнение обмундирования происходило за счёт трофеев - а там с кем повоевал - в то и приоделся.
      ¤ жалоба   
  6.   Гость 
    12 сентября 2010 08:53 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    "О щите"
    Не спорю, но уточняю!

    Щит из досок без металлических накладок свидетельствует не о ПЛОХОМ развитии металлургии. А о характере боя, подчёркиваю ДИСТАНЦИОННОГО боя.

    Слов типа "пешего строя" надо избегать, они не слишком корректны.

    Слова типа: "с кем воевал в то и приоделся" тоже некорректны. Трофеи были, но в набеги ходила уже отлично укомплектованная войско.

    Кстати, почему мечи не прижились, у китайцев они были. Могли же они у китайцев взять их как трофеи. Но мы видим палаши и сабли. Да потому-что всаднику удобен палаш а не меч.
      ¤ жалоба   
  7.   SHARIK   
    12 сентября 2010 14:44 | Ответов: 0

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 646
    • 281
    Цитата: Гость
    Кстати, почему мечи не прижились, у китайцев они были. Могли же они у китайцев взять их как трофеи. Но мы видим палаши и сабли. Да потому-что всаднику удобен палаш а не меч.

    Китайская (не наемники-кочевники) легкая и тяжелая кавалерия, была на самом деле ездящей пехотой. Поэтому мы видим китайских кавалеристов у которых в руках Да-Дао или Гуань-Дао, то есть двуручное оружие которое сподручное пехоте. Они могли спешиться как раз перед строем противника и врубаться в него своими тяжелыми тесаками. Ну и меч они тоже использовали.

    --------------------
      ¤ жалоба   
  8.   Landskbecht 
    3 сентября 2011 16:28 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    поправьте меня. В битве при Каррах добили легионеров катафрактарии (определенно не легкая конница)?
    У саргатов/савроматов (урало-обский регион) основным ударным отделением был строй конных копейщиков. чему специально учили на учениях.

    так почему б и тюркам не использовать аналогичную стратегию успешно применявшейся их соседями?
      ¤ жалоба   
  9.   Гость 
    7 октября 2011 18:44 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    поправляю :)
    Если серьёзно то сценарий примерно один и тот же...
    Вражеское войско конные лучники обхватывают с разных сторон и ведут обстрел из луков. Большой удачей будет если враг подумает что кочевники слабы и начнёт преследование. Тут кочевники обманным отступлением ведут всё тот же дистанционный бой и громят врага расстроив его ряды. Обычно преследующих стараются завлечь в засаду (большая удача если большая часть преследующего отряда будут пехотинцы). А таранный эффект копейщиков применяется редко и только тогда когда ситуация этого потребует!
    Теперь уточняю!
    У конного лучника нет устойчивого порядка построения. Понятий тяжёлая кавалерия и лёгкая конница у кочевников нет. Дружина кагана от прочих отличается лишь полнотой вооружения. Например, у воинов племени кыпчак нет копий, но все их воины и лошади покрыты чешуйчатой бронёй. Грубо говоря копьё больно то и не нужно, так как отсутствие средств ближнего боя прекрасно восполняется умением метко стрелять!
      ¤ жалоба   
  10.   Гость 
    8 октября 2011 12:20 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    И ещё добавлю 2 эпизода!
    1. В стеле Тоньюкука написан эпизод нападения тюрков на стан кыргыского хана. Тюрки напали ночью когда те спали. Кыргыский хан был убит хотя до этого он успел собрать воинов и дать отпор. Тюрки дорогу проложили саблями и копьями! В данном случае тюрки использовали эффект неожиданности и прямую лобовую атаку.
    2. При Каррах римские легионары могли видеть лишь скачущих на конях лучников. Да и первоначальная атака катафрактариев на римские легионы была не эффективна. По сути войско Красса была уничтожена лучниками.

    У кочевников
    Делений на тяжёлую и лёгкую кавалерию не было. У обычного воина доспех (куяк) был из кожи и войлока! Войско кочевников всегда малочислено. Если дело доходило до рукопашной схватки то тюрки использовали также боевые ТОПОРЫ (не путать с огроменными секирами европейских рыцарей).
    В Саяно-Алтайском регионе добывали железо, но оно никогда не было для рядового человека дешёвым. Железо всегда было в цене.
    И вообще для номада наличие сабли или палаша является социальным признаком богатства.
      ¤ жалоба   
  11. 16 августа 2013 12:39 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Гость,
    чушь, отборная и редкостная. (#10) punisher

    метал был дорогим для простого населения?... ндааа:
    "Тюрки во главе с Ашином, скрылись (*от разбойных организаций жужаней (*- примечание моё)*) в горах Алтая. Свое убежище они назвали Эргене-кун - "Древняя родина". там они, как и остальные тюркские племена, пасли скот, ходили на облавные охоты, но главным занятием была добыча и обработка металлов. способ получения железа был сыродутным. путем обогащения металла получали "крицу". качество кричного железа даже теперь считается выше доменного". (Кисилев С.В. "Древняя история Южной Сибири. - М., 1951, с 516-522). Интересно на что ссылаетесь вы, ***ч и дилетант?
    "Тюрки жившие в Алтайских горах и сплотившиеся вокруг княза Ашина, тоже были вассалами жужаней и добывали железо для них. В 546 г. н.э. жужаньский каган Анахуань называл вождя тюрков "мой плавильный невольник", подчеркивая главное занятие тюрков на Алтае" (Бичюрин Н. Я. "Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена." - М., Л., 1950. Т.I, с. 221)
    "Западные телесские племена тяжело переживали жужаньское иго. наконец чаша терпения переполнилась: они восстали и из западной Джунгарии двинулись в Халху, чтобы нанести жужаням удар в сердце. Когда телессцы были на середине пути, из ущелий Гобийского Алтая выехали стройные ряды тюрков в пластинчатых панцирях с длинными копьями..." (Безертинов Р. Н. "Татары, Тюрки - потрясатели вселенной (история великих империй)." 2001 г. с. 46-47)
    это лишь маленькая страничка истории горстки степняков, которые воевали с шайкой разбойников в лице жужаней, объеденившихся в организацию, по типу военной демократии с выборным ханом. все это происходило уже в VI в. н.э.
    скажу больше - если бы не технология (довольно высокая для "малочисленных степняков") изготовления и применения защитного и наступательного вооружения - сегодня все мы были бы уже китайцами. именно благодаря технологии обработки металла и военному искуству тюрок, китайцы не смогли осуществить давний план - прорыва к европе. а уж они-то - смогли бы.
    кто то сказал что не было разделения на тяжелую и легкую кавалерию? как тогда вы объясните китайскую инструкцию-трактат о ведения боя с "хунну" (тюрками, или Гуинг-ну (как их называли сами китайцы)), в которой первым правилом для китайских воинов является: "гнать кочевых, и разить волков" - ?? думаю вы не настолько полоумны чтобы вам объяснять кто есть кто? сочувствую вам, ибо школьный курс "совка" и 72 страницы посвященные тюркам в большой советской энциклоПЕДИИ дали о себе знать в виде корней в вашем мозге.

    "войско кочевников всегда малочисленно" - подкинешь мне той же травы? тоже хочу курнуть.
    раз так, тогда славянам, и прочим народам от азиатских степей до средиземного моря и лесов центральной европы вдвойне позор - ведь они дрогнули перед "малочисленным войском степняков". "ганьба" eto-vse

    "тюркский щит - это сколоченные доски..."... ОМГ MG_108
    сначала порассуждаем логически: у тюрок были огромные стада (лошади, верблюды, овцы, козы, реже - ослы и т.д.) => в избытке была кожа, шерсть (ткани), и как выяснили раньше (см. выше) - металл, который не только шел на нужды кочевников, но и отправлялся на импорт (который имел вид обменной торговли - в основном на парчу, шелк, китайские сладости и проч) даже (и можно сказать особенно) после падения жужаньского засилья.
    а теперь рассмотрим откуда тюрки добывали дерево. основным источником древесины (из которой изготовляли стрелы, кибитки, брички и коляски, позже - луки (среди степняков очень часто использовались луки из козьего рога, за неимением древисины)) добывали в предгорьях Алтая, Тяньшаня, Тибета - это было одной из причин постоянного ведения войн с Китаем. так что же все же использовать для изготовления щитов на нужды армии (замечу - степной армии, а в степи - как известно из школьного курса географии - древесина в дефиците): кожу (козью и бычью в особенности) и металл (умбоны) - которые в избытке, или древесину (из которой изготовляли жилище и оружие, и запас которой был ограничен)??? ответ напрашивается сам собой. древесину не то чтобы массово кидали на изготовление щитов для армии, ею костры не разводили, из-за недостатка оной... а топили, как известно - кизяками, которые кстати говоря - чудесно горят.
    ну и на последок - "копанина" целиком и полностью подтверждает мои слова. в музеях, в отделах посвященных тюркам (татарам, монголам, хуннам, половцам, хазарам, печенегам, аланам и т.д. - называйте тюрков как хотите, ибо все эти племена - осколки единого народа с единым языком, письменностью, алфавитом и культурой, которые зачастую принимали свое название от имен предводителей, сумевших объеденить их в единое государство - и об этом как раз таки пишут многочисленные историки, как современные, так и из глубокой древности (в частности сассанидские (иран), византийские, арабские и т.д. - перечислять по именам впадлу - но по просьбам трудящихся могу перебороть лень, и заново покопаться в том, на что ссылаюсь) мы сможем увидеть как раз такие кожанные щиты, с металлическими умбонами в количестве от 3+ штук посаженных на заклепки, и обилие железных предметов - буть то быт, или предметы ориентированные на военное ремесло.

    шах и мат, борцы с "пантюркизмом" batuir
      ¤ жалоба   
  12.   Гость 
    23 октября 2013 18:58 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Грешник является жертвой "Гумилёвской" пропаганды! Он умер в 1992 году, но его концепцию теперь
    пропагандируют казахи-назарбаевцы! Дай угадаю ты наверно казах?

    Кошмар что творится с историей, у русских тоже тараканы в голове. Русские археологи считают себя потомками "скифов" и "арийцев".
    Древние культуры Сибири теперь приписываются "арийцам". По-моему арийцы - это племя живщее в II тыс. до н. э. на территории Пакистана и Индии! И всё! Скифы к славянам вообще никакого отношения не имеют, конкретно скифы Причерноморья - это иранские народы!

    У монгольских историков тоже наблюдается "комплекс неполноценности". Им "мешают" тюркоязычные племена населявшие просторы Халхи.
    Дожили до того что строятся концепции по-которому племя хунну причисляют к "протомонголам"!
      ¤ жалоба   
  13.   саха 
    19 декабря 2014 03:41 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    секрет изготовления тюркского щита; сколачивали из маленьких досок, потом расплавляли конские копыта и сверху этим раствором покрывали. Получалось вроде покрытия из пластика, но намного прочнее и вес небольшой . Щит на языке саха - "куйах", копыто - "Туйах", а язык саха на сегодняшний день единственный сохранившийся почти не изменившийся тюркский язык. Знающий якутский язык запросто может понять древнетюркские записи shield-sword
      ¤ жалоба   
  14.   Рамиль Азнаев 
    23 сентября 2018 15:24 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ЖИВИТЕ ПО ЗАКОНАМ ТЕНГРИ!!!

    Братья и Сёстры!

    22 сентября — день Очищения!
    В этот день, подумайте о том: совершили ли вы по отношению к кому-то — плохое дело; сказали ли вы кому-то — плохое слово; подумали ли о ком-то — плохо?!
    Если — да, то попросите у них — прощение; и простите себя!
    Также, в этот день, просите прощение у наших Младших Братьев: животных, птиц и деревьев, если, вы лишили их жизни!
    Попросите у них — прощение, и простите себя!
    Также, в этот день необходимо очистить своё тело в бане, в священных реках и озерах!
    Дней Очищения в году — четыре: 20 марта, 20 июня, 22 сентября и 21 декабря!

    Братья и Сёстры!

    НЕ ДЕЛАЙТЕ ДРУГИМ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕТЕ СЕБЕ!
    Живите по законам Тенгри!!!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк

    21 сентября 2018 года

    Я СЫН ТЕНГРИ!!!

    Братья и Сёстры!

    Иисус Христос — Сын Тенгри!
    Две тысысячи лет назад Он воплотился на Земле, чтобы проповедовать вселенские законы Тенгри; и потому, так много общего между тенгрианством и Учением Христа!
    Доказательства вы найдёте в «Книге Иисуса»*!
    Эта книга появилась в моей жизни в августе 1999 года!
    Она перевернула мою жизнь!
    Я узнал — правду, которую я так долго искал, о Творца Вселенной, о жизни Иисуса Христа на Земле, о Учении Христа!
    Но я не христианин; эта книга предназначена, прежде всего, для них!
    Дальше, я пошёл своим путём, которая, в конце-концов, привела меня к вере в Тенгри, к истинной вере моего народа и всех тюрков!

    Братья и Сёстры!

    Также, как и все вы — я Сын Тенгри!!!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк

    22 сентября 2018 года

    * » Книга Иисуса», Бен Куллен

    Приложение

    Знамя тенгрианцев: стяг синего цвета; в центре него — равносторонний крест в круге, белого цвета; под ним надпись, белого цвета, — ТЕНГРИ, тюркские руны.

    Знамя Братства Небесного Волка: стяг синего цвета; в центре него — голова волка, белого цвета; под ним надпись, белого цвета, — НЕБЕСНЫЙ ВОЛК, тюркские руны.

    Символы Вечного Синего Неба и Белого Солнца Тенгри — синие и белые ленты.
      ¤ жалоба   
  15.   Рамиль Азнаев 
    17 октября 2018 19:11 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ДЕТИ БЕЛОЙ ВОЛЧИЦЫ!!!

    Братья и Сёстры!

    Братство Небесного Волка, это Братство Белой Волчицы, Братство Белых Волков!
    Братство Небесного Волка, это Братство Воинов Тенгри, Братство Воинов Света!
    Белые Волки, Воины Света изгонят Тьму из России и построят в Сибири - Ноев Ковчег, во имя спасения избранных!
    В Братство могут вступить не только тюрки, но и славяне и финно-угры; ведь все мы Братья по крови; ведь у нас одна Мать - Белая Волчица с голубыми глазами, светловолосые арии с голубыми глазами!
    Я призываю вас - объединиться!
    Дети Белой Волчицы!!!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк
    17 октября 2018 года

    БРАТСТВО НЕБЕСНОГО ВОЛКА
      ¤ жалоба   
  16.   Рамиль Азнаев 
    18 октября 2018 17:34 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    БЕЛЫЙ ВОЛК ИЩЕТ СВОЮ БЕЛУЮ СТАЮ!!!


    Созвездие Белой Волчицы
    (Текст, музыка – Кошка Сашка)

    Ты знаешь как трудно бывает проснуться,
    Суметь разлепить непослушные веки,
    И выйти в свинарник заплеванных улиц,
    Где вовсе не волк человек человеку,

    Ты ищешь в сетях GSM’а и NET’а,
    Ты ищешь в глазах безразличных прохожих,
    Почти убедившись что все бесполезно,
    Так сильно они на тебя не похожи.

    Остался последний проверенный способ
    Поверить, что ты не напрасно родился:
    Завыть на холодные белые звезды,
    Увидеть созвездие Белой Волчицы.

    Ты видишь – она пробегает по небу,
    Ты знаешь, что белых волчиц не бывает,
    Но ты видишь смысл во всем, что ты сделал,
    Пока Белая Волчица ищет свою Белую Стаю…

    Как только на карту поставлены цели,
    То ты механизм, а не банка с соплями,
    Иди, не жалея ни душу ни тело,
    Дойди не жалея и не вспоминая.

    Судьба – это то, с чем придется мириться,
    Ты знал, компромиссы с собой невозможны.
    Никто не поймет с чем сражается рыцарь,
    Никто не пойдет под чужие знамена.

    А это созвездие – глюки от боли,
    Закончится вой – со слезами растает.
    Твое одиночество – добрая воля.
    Ей тоже хреново. Ее не бывает.

    Ты видишь – она пробегает по небу,
    Ты знаешь, что белых волчиц не бывает,
    Но ты видишь смысл во всем, что ты сделал,
    Пока Белая Волчица ищет свою Белую Стаю…

    Ты веришь, что с мокрого серого неба
    Увидят, придут, и протянут ладони,
    Оценят, что мог бы убить, но не сделал,
    И что ты сумел, но кто видел – не понял.

    Ненужные принципы, голос все тише,
    Привычка молчать понадежнее кляпа,
    Но веришь, что все же однажды отыщешь
    Того, кто поймет, что ты волк, а не тряпка,

    Ты видишь ее, опуская ресницы,
    Ты веришь, что стоит позвать хриплым воем,
    Они, из созвездия Белой Волчицы,
    Придут обороной, и встанут стеною.

    Ты видишь – она пробегает по небу,
    Ты знаешь, что белых волчиц не бывает,
    Но ты видишь смысл во всем, что ты сделал,
    Пока Белая Волчица ищет свою Белую Стаю…

    Белый Волк ищет свою Белую Стаю!!!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк
    18 октября 2018 года
      ¤ жалоба   
  17.   Рамиль Азнаев 
    29 октября 2018 15:52 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ПРОРОЧЕСТВО О ВОЗРОЖДЕНИИ РОССИИ

    Россия встанет на путь Света после низвержения Тёмного Властелина в марте 2019 года!
    Да будет так!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк
      ¤ жалоба   
  18.   Киба 
    20 ноября 2018 19:11 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Когда начнётся волчий дождь?!
    Я надеюсь - скоро!

    Киба
      ¤ жалоба   
  19.   Киба 
    5 декабря 2018 18:34 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ВОЛКИ ПОКАЖУТ ЛЮДЯМ - ДОРОГУ В РАЙ!!!

    Братья и Сёстры!

    22 декабря, я призываю вас попросить Тенгри о том, чтобы - 21 марта (в день весеннего равноденствия, когда все тюрки отмечают Новый год - Навруз) - Россия встала на путь Света!
    В этот день, попросите Тенгри, чтобы люди стали жить по законам Тенгри, в единении с Матерью Землёй и Вечным Синим Небом!
    В этот день, попросите Тенгри, чтобы все люди стали - Братьями, ведь у нас - один Отец и одна Мать!
    Чтобы исполнились ваши желания, в этот день, во имя Тенгри, повяжите на деревьях, растущих возле ваших домов, - белые и синие ленты!
    Во имя Тэнгри и Матери Земли, во имя Любви и Вечного Синего Неба!
    Да будет так!
    Амин

    Волки покажут людям - дорогу в рай!!!

    Рамиль Азнаев, Белый Волк
    5 декабря 2018 года

    Отныне, меня зовут - Киба!
      ¤ жалоба   
  20.   Киба 
    21 декабря 2018 05:54 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Тюрки и индейцы — Братья!

    У тюрков и индейцев один Бог — Великий Дух - Тенгри!
    Тюрки и индейцы поклоняются — Матери Земле!
    Тюрки живут в юртах, а индейцы в типи!
    У тюрков и индейцев есть — шаманы!
    Прародитель тюркских народов — Небесный Волк; тотемы многих индейских племён — волки!
    Тюрки верят в приход Сына Тенгри — Белого Волка; индейцы верят в приход — Белого Брата! Он — один и тот же человек!
    Белый Волк, Белый Брат, начнёт править в России в 2019 году!
    Пусть вместе пьют кумыс и курят трубку мира наши вожди, и пусть вместе танцуют Танец Духов наши шаманы — во имя Великого Духа — Тенгри!
    Да будет так!
    Амин

    Киба

    Индейцы и тюрки — Братья не только по духу, но и по крови!
    Также, как и у тюрков, прародина индейцев, это — Южная Сибирь, Алтай!
    Предками индейцев были — древние тюрки, чьи племена прошли через Берингов пролив — 12-13 тысяч лет назад!
    И это подтвердили учёные*!
    И поэтому, я призывал индейцев ставить свои типи в Сибири, рядом с нашими юртами!
    Я призывал их вернуться на свою прародину!
    Их призывал — Белый Брат!

    Киба

    * Исследователи из Университета Пенсильвании опубликовали статью, в которой пишут, что американские индейцы произошли от древних сибиряков, проживавших на территории нынешней Республики Алтай. У этих народов обнаружили схожие маркеры ДНК.
      ¤ жалоба