Оружие и Доспехи :

Доспехи, оружие, и другое военное снаряжение воинов Тюркского Каганата

  автор: SHARIK  |  16-января-2010  | 179 015 просмотров | 36 комментариев
загрузка...
тюркский каганат 6 - 7 век Содержание статьи
 
Возникновение Тюркского каганата
 
Седла и упряжь древних тюрок
 
Клинковое оружие тюрок
 
Луки, фуляры для них, и стрелы
 
Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлема
 
Сражения и тактика древних тюрок

Возникновение Тюркского каганата

В 552 году в Центральной Азии родилась огромная кочевая империя — Первый Тюркский каганат. Не остались в стороне от его кровавой истории и просторы Сибири — долины Алтая и Минусы, Приобское плато, глухая южная тайга вместе со всем населением. Двадцати лет тюркскому государству хватило, чтобы стать влиятельнейшей евразийской державой с границами, протянувшимися от берегов Хуанхэ на востоке до Северного Кавказа и Керченского пролива на западе. Ее правитель, каган Истеми, установил равноправные политические и торговые отношения с «владыками мира» того времени - Византией, сасанидским Ираном и северокитайскими царствами. Северное Ци и Северное Чжоу фактически превратились в данников каганата. Ядром нового законодателя мировых судеб был «тюрк» - народ, сложившийся в глубине алтайских гор.

Согласно легенде, древние тюрки ведут происхождение от мальчика — потомка «отдельной отрасли Дома Хунну». Когда все его сородичи оказались перебиты воинами из соседнего племени, мальчика с отрубленными руками и ногами враги бросили умирать в болото. Здесь калеку нашла и выкормила волчица, Одним из детей выросшего мальчика и волчицы был Ашина - «человек с великими способностями». Его потомок Асянь-шад переселился на Алтай. На новом месте пришельцы смешались с местным населением и образовали новый народ — тюрк, правящим родом которого стали Ашина. Потомок Асянь-шада Бумынь (в другой транскрипции, Тумынь) и основал Первый Тюркский каганат.

баба - статуя воина
Тюркская баба. Когда-то такие каменные скульптуры усатых мужчин с сосудам в руках украшали горные степи Алтая. Тывы. Монголии и Семиречья. Как правило, талии их охвачены поясами с подвешенным к ним оружием. Ставили их у небольших каменных оградок. Нередко близ них располагались цепочки вертикально врытых камней — балбалов. Считается, что эти скульптуры — изображения предков-покровителей тюркского народа. Каменные бабы, оленные камни и бронзоволицые кумиры западно-сибирской тайги имеют одну общую черту. Всем этим изображениям полагалось оружие: выбитое на камне – у степных кочевников, и настоящее – у таежников. У тюркских скульптур левая рука прижата к поясу – знак уважения, распространенный у многих народов Сибири и Центральной Азии. Скульптура как бы передает или принимает сосуд. Чем наполнен этот сосуд, пока неясно. Возможно, священным питьем, аналогичным тому, что ставилось перед изваянием. Размер 150x45x20 сантиметров. VII-IX вв. Левый берег р. Актру, Горный Алтай. МА ИАЭТ СО РАН
конные воины
Все тяжеловооруженные тюркские воины имели несколько луков и колчанов со стрелами для дальнего бои, длинные копья для атаки сомкнутым строем, мечи, палаши, сабли и топоры для действий в ближнем бою, арканы, боевые ножи и тяжелые плети, служившие вспомогательным оружием. Лошади и всадники защищались разнотипными, ярко раскрашенными панцирями, связанными как из отдельных металлических или кожаных пластинок, соединенных между собой ремнями, так и из сплошных кожаных лент

По другому преданию, предки тюрков происходят из племени Со, обитавшего некогда на севере от хунну. У его главы Апанбу было 70 братьев (по другой  версии — 17). Самый старший из них, Нишиду (или — Ичжинишиду), родился от волчицы и обладал выдающимися способностями. Под стать ему были и жены — дочь лета и дочь зимы. Дочь лета родила ему четырех сыновей, и один из них - Нодулу-шад, принявший имя Тюрк, — правил в горах Басычусиши. У Нодулу было 10 жен, и сын Ашина - от младшей из них. После смерти отца унаследовать его власть должен был тот из сыновей, который выше всех вспрыгнет на дерево. Это удалось сделать Ашиие. Став вождем, он принял имя Асянь-шад.

Вся история каганата полна войн и междуусобиц. Его территория была слишком велика, а население чересчур разнородно, чтобы государство твердо держалось на ногах. Каганат ожидала судьба всех империй древности, созданных силой оружия и не спаянных общностью хозяйственной жизни, империй, которые, начиная с державы Александра Великого, ненадолго переживали своих создателей. В 581 году великая держава развалилась на два враждующих и неустойчивых объединения - Западный (с центром и Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии) Тюркские каганаты. Последний быстро пришел в упадок и в 630 году пал под ударами армии китайской империи Тан, Западный Тюркский каганат еще20 лет сохранял свое господство в Средней Азии, но в 651 году и его основные силы потерпели поражение от китайских войск. Правда, покой на границах «Поднебесной» продолжался недолго. Бесконечная череда волнений и восстаний привела через сорок лет к появлению еще одного могущественного государственного образования — Второго Тюркского каганата во главе с правителем Ильтересом все из того же рода Ашина. Вскоре каганат распространил свою власть на земли Забайкалья, Семиречья, Маньчжурии. Территории Алтая и Тывы теперь составили лишь северную его окраину.

Наивысшего расцвета государство достигло во времена правления Бильге-кагана (716 - 734 гг.). Тюрки разгромили сначала китайских союзников, а потом и сам Китай, который после этого был вынужден согласиться на мир с могучим победителем и выплату ему дани. Однако после смерти Бильге среди его наследников началась борьба за престол. В 744 году был убит последний правитель каганата Озмиш, и Второй Тюркский каганат прекратил свое существование. На его месте возник Уйгурский каганат (745-840 гг.).

Но, потерпев поражение, тюрки не исчезли с исторической арены. Часть населения Горного Алтая, его степных предгорий и Центрального Казахстана откочевала на север в западно-сибирские лесостепи (Обь-Иртышское междуречье, Приобье), где внесла свою лепту в сложение местных культур. Другие, вместе с енисейскими кыргзами, участвовали в изнурительной войне с уйгурами (820-840 гг.), завершившейся разрушением уйгурской столицы, города Ордубалык на реке Орхон. Новый, уже Кыргызский, каганат включил в свой состав Алтай с предгорьями и земли на западе почти до Прииртышья. В середине X века под ударами монголоязычиых киданей енисейские кыргызы покинули территорию Монголии, сохранив за собой владения лишь в Южной Сибири — на землях Горного Алтая, Тывы и Минусинской котловины. Примерно к этому же времени относится последнее упоминание о древних тюрках в китайских династийных хрониках.

Влияние тюрков на исторические судьбы и материальную культуру народов Сибири и Центральной Азии было столь велико, что период господства Первого и Второго Тюркских каганатов археолога зачастую называют просто «тюркским временем». В это время целый ряд открытий кочевой культуры распространился по землям оседлого населения от востока Азии до Европы, и, в свою очередь, немалое число достижений земледельческого населения стало достоянием кочевников. В эпоху Первого Тюркского каганата были созданы руническая письменность, появились новые виды конской упряжи, одежды, оружия.

Седла и упряжь древних тюрок

Крупнейшим событием в истории техники, во многом определившим облик эпохи, явилось изобретение жесткого каркасного седла и стремян. Резко расширились боевые возможности всадников, и возросла ударная мощь тяжелой кавалерии. Сидя в прочных седлах с жестким каркасом и упирая ноги в подножки стремени, наездники получили необыкновенную свободу движений, что немедленно привело к созданию новых типов оружия. Это не могло не сказаться на тактике ведения боя.

Седла скифского времени представляли собой две набитые шерстью и волосом подушки, соединявшиеся над хребтом лошади кожаной перемычкой. По краям, обращенным к шее и крупу лошади, они утолщались и украшались тонкими дужками и парными резными пластинами из дерева или рога. На спине животного такое седло крепилось с помощью подпруги, нагрудного и подхвостного ремней. Подобное устройство лишь незначительно снижало давление массы всадника и его амуниции на спину лошади. Кроме того, мягкое седло не давало ездоку опоры при встречном ударе.

каркас седла гуннского времени седла тюрков
Решетчатый каркас хуннского времени, предшественник жесткого седла. I в. до н. э. — 1 в. н. э. Могильник Ноин-Ула. Монголия а - в. Широкие плоские полки (а) лежат на боках лошади и " зажимаются" между высокими вертикальным луками (б). Под этими луками располагаются торцевые вставки (в). IV VI вв. Реконструкция по материалам Юго-Восточной Азии

На рубеже эр (I в. до н. э.—I в. н. э.) появились жесткие каркасы, состоявшие из двух узких дуг, которые соединялись между собой несколькими рейками. Мнения специалистов, высказанные по поводу назначения данных решетчатых каркасов, отличаются. По одной версии, эта конструкция была опорной частью вьючных седел, по другой — деревянные поперечины проходили внутри кожаных подушек, образуя основу мягкого седла. Во всяком случае, такой каркас можно назвать прямым предтечей жесткого седла.

На следующем этапе его создания место подушек заняли две доски, располагавшиеся по бокам лошади. С торцов они скреплялись широкими дугообразными
луками, «выросшими», как считается, из декоративных деревянных накладок скифских седел. Луки опирались на спину лошади. Чтобы не мешать ее движениям, расстояние между ними старались сделать минимальным. Такое седло буквально зажимало седока, давало ему прочную опору и даже защищало от удара копьем в пах. Подобные приспособления для всадников хорошо известны по материалам Кореи и Японии IV-VI веков, где, вероятно, они и были изобретены. Преимущества этого изобретения очевидны — во-первых, обеспечивалась высокая посадка ездока; во-вторых, сидя в таком седле. Всадник мог вполне успешно действовать копьем, не опасаясь при неверном движении слететь со своего скакуна. Но садиться и такие седла-замки в длиннополой или бронированной одежде было крайне неудобно. Тогда с левой стороны седла появилась специальная подножка - прообраз будущего стремени.

лука седла
роговая накладка на переднюю луку седла

а-г. Задние луки седел древние тюрки делают наклонными и украшают их иногда роговыми накладками. Такие декоративные элементы могли покрывать обе луки или только одну из них: а, г – роговая составная накладка на заднюю луку седла. VII VIII вв. Могильник Верх-Кильджин. Горный Алтай, Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН: б – реконструкция каркаса седла по материалам памятника Верх-Кальджин. VII - VIII вв. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина, МА ИАЭТ СО РАН; с - роговая накладка на переднюю луку седла со сценой охоты. VI—VII вв. Могильник Кударгэ. Горный Алтай. По А. А. Гавриловой. Санкт-Петербург. Эрмитаж

В VI веке каркас еще более усовершенствовался. Продольные доски между луками увеличились по длине. Теперь луки уже просто ставились сверху на дощатую основу, которая приобрела характерную, с лопастью посередине, форму. Так вес всадника равномернее распределялся по седлу соответственно, уменьшилось его давление на хребет лошади. Выступающие края досок позволили привязывать стремена перед передней лукой, а не перебрасывать, как это было раньше, связывающую их веревку поперек седла. Чуть позже заднюю луку ставили уже под углом к горизонтали и делали ее, подобно передней, цельноструганной. Всадник получил возможность отклоняться и любую сторону, откидываться назад. легко спрыгивать на землю и, как говорят, «птицей взлетать» на коня. Подвижность кавалерии значительно возросла. Описанное седло впервые появилось где-то на границе оседлого и кочевого миров, в зоне контактов скотоводческих и земледельческих культур Северного Китая. Отсюда и началось его триумфальное шествие по всему миру.

Примерно в том же районе были изобретены и стремена. Сначала парные деревянные подножки выгибались из деревянного прута и обкладывались железом или медью. Довольно скоро выяснилось, что деревянная основа не нужна. Некоторое время стремена делались из плоских железных листов. Однако узкая пластина резала ногу,  и поэтому подножка (нижняя часть стремени, на которую опирается нога) приобрела расплющенную форму. Позднее стремена целиком отковывались из металлического прута.

Клинковое оружие тюрок

В кочевой среде Центральной Азии тюрки прославились, как «плавильщики», ибо в совершенстве владели мастерством добычи и обработки железа. Они наладили широкое производство стремян, и в VI веке стремена распространились от Китая до восточно-европейских степей.

В жестком седле со стременами всадник мог бить не только копьем, но и, свободно фехтуя, разить клинком в любом направлении и в любой плоскости. Новые условия боя вызнали к жизни появление и нового оружия. Каким же требованиям оно должно было соответствовать?

Прежде всего, следовало сделать клинок достаточно длинным и легким, чтобы кавалерист сумел доставать противника на максимально удаленном от себя расстоянии. Оптимальная точка удара прямым стержнем находится на расстоянии двух третей его длины от рукояти. Именно при таком ударе рука испытывает наименьшую отдачу. При неверном ударе сила отдачи настолько возрастает, что оружие вылетает из рук. Поэтому вплоть до самого последнего времени даже рационально сконструированные клинки снабжались темляками (петлями у рукояти).

Еще более эффективным оказался изогнутый клинок. Кривизна рабочей поверхности клинка позволила обе фазы удара поражение и извлечение - проводить в один прием. Теперь даже прямой удар превращался в скользящий и захватывал большую поверхность.

Рубяще-колющее клинковое оружие, как самое совершенное средство ведения ближнего боя. стало к значительной степени показателем уровня развития военной техники. К сожалению, и памятниках древнетюркского времени такое оружие находят крайне редко, но на каменных изваяниях, так называемых «бабах», изогнутые клинки, вместе с ножами и кинжалами, — обычный атрибут воина.

В раннем средневековье на полях сражений господствовали палаши, а с VII-IX веков палаши сгибаясь превращались в сабли — их изгиб возрастал. Мечи, характерные для вооружения воинов Первого Тюркского каганата, встречались все реже. При этом они становились более узкими и длинными такая форма позволяла, кроме рубящего, наносить и колющий удар.

древнетюркский палаш alt alt

Древнетюркский палаш (а). Чтобы повысить колющий эффект, острие клинка однолезвийного оружия делалось обоюдоострым. Перекрестия палашей и сабель были, как правило, прямыми (б) — их склепывали из двух пластин, помещенных с обеих сторон оружия. Иногда, в целях лучшей защиты от вражеского клинка, концы перекрести приподнимались к лезвию (а). Для этого же, в других случаях, передняя часть перекрестия загибалась вниз, к рукояти (г), закрывая указательный и средний пальцы, г) — схема крепления обойм к ножнам палаша. Реконструкция перекрестий по изображениям древнетюркских каменных изваяний

Парадный палаш в ножнах с перекрестием и портупейными скобами, украшенными фигурками животных и растительным орнаментом. Рукоять такого палаша, как правило, оплеталась кожей. IX-X вв. Реконструкция по материалам могильника Сростки, Горный Алтай

Рукояти палашей и сабель тюрки делали из деревянных пластин («щечек»). Навершия были довольно разнообразны: в форме кольца, металлического грибообразного колпачка, или утолщения на конце рукояти.

Ножны для клинкового оружия выдалбливались из двух деревянных половинок. Их шлифовали, а потом красили — как и в прежние времена, преимущественно, в красный цвет. Нередко ножны обтягивали выделанной тонированной кожей, что придавало им более нарядный вид. Устье и само тулово ножен стягивались металлическими оковками. Между ними помещали две фигурные скобы, от которых шли ремешки или небольшие витые цепочки - с их помощью оружие крепилось к поясу.

каменные бабы кижал лезвием вверх гарда тюркской сабли
а, б. На этих древнетюркских скульптурах из урочищ Тото (а) и Кыпчыл (б) Горного Алтая изображены воинские атрибуты -пояса и оружие

11, а, 6, Боевой коленчатый нож в ножнах. Способ ношения режущей стороной вверх, многие столетия спустя ставший характерным для шашек, позволял, извлекая нож, быстрее приводить его в боевое положение. Коленчатый нож имел сабельное перекрестие и кривое лезвие. К стержню рукояти металлическим штифтом приклепывались деревянные обкладки, верхний конец которых сжимался перекрестием. На нижний конец набивался металлический колпачок навершия. Деревянные ножны стягивались металлическими оковками и скобками. Идентичное устройство рукояти и ножен было у палашей и сабель, а - железный клинок VIII - нерпой половины IX вв. из Копенското чаатаса, Южная Сибирь: б — реконструкция но материалам Южной и Западной Сибири

а-г. Черенки несущей части клинкового оружия закрывались деревянными обкладками, которые стягивались у основания колпачком навершия (а), в середине штифтом, пропущенным черед хвостовик оружия (6), а у самою лезвия их сжимало перекрестие (а). Ножны для клинка делались из дерева, которое раскрашивалось и покрывалось лаком или обтягивались кожей (г)

 

Насколько можно судить по изображениям, клинки носили и основном рубящей частью вниз.

 

миниатюра тюрки средневековая миниатюра тюрки
а, б. Средневековые изображения тюрков. Палаши (а) и сабли (б) крепились к их поясам в наклонном положении с помощью ремней, соединенных с выпуклыми обоймами на спинке ножен, а - верхний Чирт-Юрт (Дагестан); б — Афрасиа  (Самарканд)

Луки, фуляры для них, и стрелы

Тюркские луки были сложносоставными. Их гибкая многослойная деревянная основа усиливалась роговыми накладками. Исследователи единодушны во мнении, что луки древних тюрков ведут свою «родословную» от луков хуннского типа. Но при этом общей тенденцией в эпоху средневековья было сокращение числа роговых усиливающих деталей и увеличение зон гибкости. Это позволило степным конструкторам сделать лук более компактным.

Тюрками использовались костяные и железные наконечники стрел. Отличительной чертой железных наконечников было соединение трех плоскостей, образующих перо. В сущности, они являлись «родными детьми» трех-лопастных наконечников хуннского времени, «переросшими» своих "родителей".

наконечники стрел хуннский лук состаыные части хуннского лука

Широкие железные плоскости трехлопастных наконечников обеспечивали устойчивость и стабильность полета тюркских стрел. Оперение теперь не требовалось. Такие стрелы в колчанах всегда хранились острием вверх - в этом положении их входило больше. Да и воину было легче найти необходимый тип острия. Некоторые стрелы снабжались костяными шариками с отверстиями, издававшими в полете резкий свист (вспомним хуннские «свистунки». Массовое распространение трехлопастных наконечников – свидетельство высокого мастерства местных кузнецов и указание на относительно небольшое число тяжеловооруженных воинов и бронированных лошадей в древнетюркских отрядах. Для борьбы с панцирной конницей ковались небольшие массивные наконечники с граненым острием. Древки с бронебойными наконечниками тоже обходились, по большей части, без оперения. Стрелам с плоскими наконечниками оперение полагалось всегда, и хранились они в колчанах наконечниками вниз. Древки стрел для прочности оклеивались ниже наконечника колечками бересты. А с противоположной стороны, около ушка для тетивы, они расписывались черными и красными поясками. В одних случаях, это были знаки собственности, в других — указатели типа наконечника

а - б. Древнетюркские луки, подобно хуннским. были рефлексирующими. На представленных рисунках кибити всех луков изображены в боевом положении, то есть с натянутой тетивой. По комбинации и расположению накладок на кибити выделяется несколько разновидностей тюркских луков. Огромной популярностью пользовались луки, у которых место захвата рукой укреплялось с обеих сторон роговыми пластинами, а на концах кибити размещались длинные накладки в форме вытянутых запятых с вырезом под тетиву (а). Часто встречались луки со срединными боковыми накладками — роговые детали на концах кибнти у них уже отсутствовали (6). Существовал, наконец, еще одни тип лука с тремя, как и у его хуннского "собрата", усиливающими срединными деталями (в). Но по размерам этн детали были существенно меньше, и форма их заметно отличалась — это были геометрически правильные трапеции по бокам и прямоугольный брусок между ними вдоль брюшка кибити. Постепенно боковые накладки исчезли и со средней части лука, но это произошло уже гораздо позже, в так называемое «монгольское время». Усиливающие детали делались из рога и кости и со стороны, обращенной к древку. покрывались сеткой глубоких царапин для лучшего скрепления с древесиной. На кибить снаружи наклеивались сухожилия. Кроме сухожилий, упругость луков повышалась с помощью пластин, вырезанных из роговых чехлов крупного и мелкого рогатого скота

 

тюркский колчан со стрелами колчан с крышкой колчаны тюрков

 а, б, в. Тюркские колчаны, вместимостью до тридцати стрел, склеивались из нескольких слоев бересты. Они были в основном двух типов — закрытые (а) и открытые (6). Те и другие имели форму трапеции, плавно расширенной книзу, и снабжались деревянными днищами и обручами у горловин. У колчанов открытого типа с тыльной стороны подшивался клапан, защищавший стрелка от торчащих наружу острых наконечников. У колчанов закрытого типа устье сверху закупоривалось хорошо пригнанной деревянной крышкой с ременной петлей. Внутри колчанов вдоль боков располагались ребра жесткости - несколько деревянных реек. К ним через специальные прорези в корпусе колчана крепились узкие ремешки, благодаря которым колчан держался на поясе. Для этой же цели иногда использовались деревянные или роговые петли. Внешняя поверхность колчанов украшалась прорезным орнаментом, нашивными бляшками и декоративными костяными накладками. VII-X вв.

Тюркское защитное вооружение: панцири, щиты, шлема

Тюркское защитное вооружение состояло из щитов, кожаных и металлических наборных панцирей и кольчуг. Круглые, собранные из досок, щиты стягивались изнутри деревянными поперечинами, а снаружи общипались пропаренной кожей, которая, высыхая, натягивалась, грубела и хорошо держала удар.

Чешуйчатые доспехи постепенно уступили место ламеллярным. Средневековые панцири, в большинстве своем, можно по-другому назвать «ленточными». Строго говоря, такие латы сочетали в себе ламинарный и ламеллярный принципы бронирования сборки, потому что сами железные ленты, образующие панцирь, составлялись из связанных между собой шнурами отдельных металлических пластин. Форма и размер пластин несколько изменились. Вместо коротких и широких чешуек, для зашиты тела теперь употреблялись длинные прямоугольные пластины со скругленными краями. Еще одно новшество между панцирными ленчами вставляли кожаный ремень. Такие ремни как бы "смягчали" конструкцию, делая ее более подвижной и удобной. Чаще всего этот прием использовался при сборе оплечий, где гибкость была особенно важна.

Вопреки распространенному мнению, для изготовления панцирных пластин не применялась сталь. Закаленный упругий металл требовал очень высокой, фактически фабричной стандартизации производства с соблюдением всех параметров продольной и поперечной кривизны изделия. Поскольку материал изделия был еще пластичным, вчерне связанный нагрудник легко было аккуратно проковать и добиться плотного и равномерного взаимного прилегания его звеньев. При последней проковке панцирные пластины получали так называемый поверхностный наклеп, который также повышал их твердость. Любопытно, что уже почти в наши дни, в начале XIX века, при изготовлении кирас рекомендовалось избегать заглаживания поверхности готового изделия напильниками и «глубокой полировкой», с тем, «чтобы оставлять на его поверхности закал», полученный при выколачивании на шаблоне. Проводить же термическую обработку после подгонки было затруднительно, ибо тонкие пластинки неизбежно «поведет» и покоробит. Сталь, не уступающая современным европейским образ цам инструментальной стали, войдет в обиход при сборке панцирей иной конструкции в монгольское время.

схема ламелляра схема ламинара тюркский крупнопластннчатъй шлем

а-ж. Древнетюркский панцирь был многосоставным, поэтому мог применяться как в своем полном варианте, так и в «облегченном» (исключая какие-то части). Отсюда такое разнообразие его форм, встречающееся в тюркских изобразительных материалах. Пластинчатые ленты оплечий и набедренников, чтобы обеспечить необходимую подвижность этих частей, крепились ремешками друг к другу в относительно свободном состоянии. Иногда ремни-лямки, стягивавшие нагрудник с наспинником, дополнительно усиливались плотно охватывающими плечи деревянными дугами, подбитыми войлоком или обшитыми тканью. Такое устройство обеспечивало самое надежное соединение оплечий и кирасы. а - оплечья; б — нагрудник: в — наспинник; г — набедренник; д - пояс; с — плечевые ремни: ж — боковые застежки

а, б, в. Покрой бронированного «длиннополого халата» мало изменился с эпохи Великого переселения народов. На схеме представлен панцирь, собранный из сплошных кожаных лент. Однако такие ленты могли быть составлены и из отдельных железных пластин, а – оплечья: б — наплечные дуги; в — пояс

а-в. Изготовить крупнопластинчатъй шлем было вполне под силу кузнецу даже средней руки. Раскроить и выгнуть соответствующим образом пластины очень просто: мягкий металл легко выбивается на конической болванке, которой в самом простом случае могло стать хорошо оструганное, обоженное и приостренное бревно. Пробить отверстия и склепать пластины между собой тоже нетрудно. Сдвигая и раздвигая пластины перед клепкой, выбирали нужный диаметр тульи, соответствующий размеру головы заказчика. Под шлем для удобства всегда помещалась толстая мягкая подкладка. а — плюмажная втулка, 6 - пластины купола. в — металлический обруч

Доспехи делались хоть и из одного материала, но по разному, отличаясь своими «фасонами». Основной тип тюркского панциря — «ламеллярная кираса», состоявшая из двух частей нагрудника и наспинника, соединенных наплечными и боковыми ремнями. Иногда, впрочем, она была сплошной, оборачивала корпус и запахивалась сбоку. К подобной «базовой» конструкции, в зависимости от желания хозяина и по мере необходимости, на специальные ремни с пряжками цеплялись два полотнища, закрывавшие ноги по колено или по самую щиколотку. Такие бронированные подолы состояли из более крупных и массивных пластин, так как практически не влияли на степень подвижности всадника.

Тяжеловооруженный тюркский воин

тюркский воинТяжеловооруженный тюркский воин. Тело воина закрыто железными ламеллярными доспехами (а), надетыми на плотный стеганый халат. Доспехи состоят из металлических пластин, которые, в свою очередь, стягивались цветными шнурами в ленты (6). Форма пластин одинакова, но размеры и пропорции их различны — самые мелкие и узкие находятся на оплечьях (в), а самые крупные (длинные и широкие) — на подоле (г). Все они имеют скругленные края и небольшие выпуклости, повышавшие жесткость лат и отводившие клинок и сторону при секущем боковом ударе. Шлем (д) собрал из стальных пластин, связанных между собой кожаными ремешками. Бармица (е) сплетена из железных колец и украшена бронзовыми колечками. Лук (ж) со спущенной тетивой помешен в притороченный к поясу узкий чехол (налучье). Переброшенный назад шит (л) в бою защищал спину. Вплоть до конца XVIII века у народов Северо-Восточной Сибири щит во время сражений занимал именно эту позицию. Древнетюркским всадникам это освобождало руки – еще одно, кроме исполнения прямой защитной функции, преимущество подобного расположения щита. Оружием первого удара тюркам служили копья (и) с длинной втулкой и относительно короткой ударной частью. Перо копья выковывалось в виде удлиненного ромба или лаврового листа, и сечении оно имело форму сплюснутого ромба или плоской линзы. Для борьбы с закованными в латы всадниками наиболее подходили узкие граненые острия — наподобие трехлинейного штыка. Такое оружие в литературе обычно именуется пиками. VII-X вв. Реконструкция по материалам Горного и лесостепного Алтая

Другой тип доспехон напоминал длиннополый халат с запахом спереди (по тюркскому обычаю — справа налево) и разрезом сзади. На плечах он стягивался лямками и часто дополнялся оплечьями.

Всадникам-тюркам была знакома и кольчуга, которая нередко поддевалась под ламеллярный доспех. Она получила распространение в эпоху Первого каганата. Считается, что это связано с включением в его состав ряда территорий Средней Азии, где производство кольчуг к тому времени поставили на широкую ногу. Из кольчужной сетки делались и бармицы. Кстати, кольчуга вовсе не была столь удобной, легкой и надежной, как об этом обычно пишут. Вес её сохранившихся экземпляров немногим уступал весу наборных лат и достигал полутора десятков килограммов, что сопоставимо с весом ламеллярных нагрудников с оплечьями из археологических материалов Китая.

стремена 9 век

косы тюрковНа этих древнетюркских граффити можно различить детали экипировки воинов и убранства верхового коня, которые существенно дополняют сведения, полученные из археологического материала. Обращает на себя внимание прическа лучников, состоящая из массы косичек с характерными хвостатыми накосниками. На затылке они собраны в пучок и переброшены за спину. Вероятно, древние тюрки использовали накладные косички из конских хвостов, которые вплетали в собственные волосы. Подобная прическа в раннем средневековье была характерна для всего древнетюркского мира и являлась несомненным этническим признаком. Усы и короткая бородка дополняют облик стрелков. Воины облачены в длиннополые халаты, стянутые в талии наборными поясами. На груди, поверх халатов, видны квадратные, по всей видимости, металлические бляхи. У всадника два пояса, один из которых стрелковый. К нему с правой стороны прикреплен берестяной колчан характерной формы, слева за седлом лошади просматривается чехол налучья, сшитого в виде длинной трубы. У лошади отчетливо видны сбруя и тамга (знак собственности) на задней ноге. У пояса спешенною стрелка, обутого в остроносые, стянутые на щиколотках ремнями, сапоги с мягкой подошвой, отчетливо заметен прямоугольный оселок, изображение которого изредка встречается на древнетюркских каменных изваяниях. Луки, которыми вооружены стреляющие, судя по характерной форме кибити и негнущихся концов, одной и той же конструкции, производной от метательного оружия хуннского типа. Стрелы в обоих случаях с трехлопастными наконечниками, только у всадника на древке виден костяной шарик свистунки. Судя по положению пальцев, пеший лучник натягивает тетиву на оружие большим пальцем правой руки, т. е. «монгольским способом». VII-X вв. Горный Алтай. Урочище Кара-Оюк. По Д. В. Черемисину

а, б. Древнетюркские стремена изготавливались, в основном, из металлического прута и были двух типов: в виде восьмерки (и); в виде полуовала с вертикальной пластинкой (б). Подножка, как видно на рисунках, в обоих случаях сильно "уплощена"

Высокая гибкость и подвижность кольчуги считается ее большим преимуществом, и это действительно так. Но очень часто это преимущество превращалось в существенный недостаток. Безусловно, кольчужное плетение хорошо защищало от острого лезвия палаша или сабли, однако при этом передавало на тело энергию удара, лишь незначительно ослабив её. Кроме того, некоторые шиловидные наконечники стрел легко проникали сквозь ее кольца, а стрелы с гранеными остриями рвали их на куски. Поэтому под кольчугу нужно было поддевать толстую стеганую поддевку. Она, кстати, сама по себе обладала немалыми защитными свойствами.

тюрки петроглифы
Древнетюркские тяжеловооруженные воины. Хорошо заметы невысокие конические шлемы с пером, ленты доспехов, разрез на груди у панциря типа «длиннополый халат», а также то, что некоторые латы не имели оплечий. Петроглифы. Аршан-Хад, Монголия. По Э. А. Новгородовой

 

тюркский легковооруженный воин тюркский воинЛегкая тюркская кавалерия была вооружена мощным луком (а) со стрелами (б), палашом (или саблей) (в). В ближнем бою всадникам служили небольшие проушные топоры (г), имевшие узкое треугольное лезвие, обух с молоточком и длинную (до 70 сантиметров) рукоять. Иногда использовались и копья (д). VII-X вв. Реконструкция по изобразительным материалам Саяно-Алтая

Когда металлические латы по каким-то причинам отсутствовали, воины пользовались так называемыми "мягкими" доспехами. Близкое к истине представление о них дает экипировка бойцов, характерная для конных поединков, которые до недавнего времени проводились у некоторых тюркоязычных народов (например, у киргизов).

Экипировались киргизские бойцы на таких «турнирах» традиционно. Поверх нижней одежды они надевали две пары штанов и туго завязывали их па поясе сыромятным ремнем. Корпус защищала стеганая ватная куртка с натянутыми на нее кожаными латами, сделанными из толстой, грубо выделанной коровьей кожи. Латы зашнуровывались на спине. Незащищенные места — плечи, подмышечные впадины, шею, верх спины, пах — покрывали в четыре слоя войлоком, затем эти участки плотно обкручивались ватой н еще тремя слоями тонкого войлока. Завершали экипировку два халата. Нижний стеганый, с короткими рукавами имел полы чуть выше колен и высокий, до мочек ушей, воротник. Спереди он укреплялся тремя слоями толстого войлока. Рукава на локтевом сгибе также обшивались дополнительным слоем войлока. Халат имел сзади разрез, в который свободно проходила лука седла. Верхний халат был ситцевым. На ногах всадников были сапоги — на них опускались кожаные штанины. Кисти рук оставались незащищенными.

Описанная защитная одежда была практически скопирована с «мягких» доспехов древнетюркского воинства. Такие многослойные доспехи легко выдерживали удар стрелы — ее наконечник, в особенности трехлопастный, увязал в мягкой толще. Разрубить даты в скоротечном конном бою тоже, видимо, не получалось толстые прокладки гасили удар. Озерный или речной песок и железные опилки, подмешанные в подклад, эффективно защищали от секущего удара саблей. Быть может, появление именно «мягких» доспехов заставило оружейников второй половины 1-го тысячелетия делать палаши с обоюдоострой заточкой острия, а сабли - со слабой кривизной клинка, удобной для нанесения сильного колющего удара.

конный ламеллярный доспех пояса тюрков погребальный Серебряный кувшин

Один из вариантов конских доспехов. Он показан ламеллярным. но вполне мог быть и ламинарным. Такое облачение доставляло немало неудобств лошади, и двигаться в нем ей приходилось исключительно крупной рысью. Кисть под мордой — не только знак отличия, но и приспособление прочив мух

а, б. Нарядные пояса этих древнетюркских скульптур из Тывы отличает не только число вырезанных на них бляшек, но и изобилие свисающих вниз ремней. О многом говорит тот факт, что древние скульпторы неизменно подчеркивали эту деталь экипировки, совершенно игнорируя некоторые другие. VIII-IX вв. а, в — левый берег р. Шеми блнз впадения в р. Хемечик, Тыва, б — Таарбол. левый берег р. Тарталок. Тыва

Серебряный кувшин. Один из ярких и загадочных элементов древнетюркской культуры. Пока лишь несколько таких предметов найдено в погребениях родовой знати и поминальных оградках. Сосуд в представлениях тюрков южной Сибири имеет множество значений, и многое, что связано с его сакральным смыслом и местом в поминальной и погребальной обрядности, пока остается загадочным и непонятым. Это могла быть особая посуда для кумыса или просто молока, Поставленная с таким питьем у подножья каменного изваяния, она становилась символом небесного молочного озера. Древне-тюркское время. Плато Укок. Горный Алтай. Могильник Бертек-34. Раскопки В. И. Молодина

Металлические шлемы древнетюркского воинства были наборными и напоминали узкую часть яйца, увенчанную сверху небольшим конусом. Многообразие их форм достигается изменением кривизны стенок и пропорций этой полуовальной фигуры. Подобные шлемы встречались еще у ассирийских воинов в середине 1-го тысячелетия до н. э., а в Сибири использовались таштыкскими ратниками. Не будет преувеличением сказать, что они опередили свое время. Такой шлем отлично противодействовал сабельному удару. Клинок сабли, теряя энергию, беспомощно скользил по его гладкой стенке вниз и в сторону. Изготавливались наголовья как из узких, так и из широких секторообразных пластин. Узкие детали, как и раньше, связывались между собой ремешками. Хотя такая наборная конструкция кажется ненадежной, она просуществовала многие века и еще недавно с успехом применялась на северо-востоке Сибири.

Иногда наборные шлемы не снабжались заостренной вершиной. На ее мосте помещали выпуклую округлую пластину, и шлем становился очень похож на плоскодончатый перевернутый горшок.

троник колчана накладки на пояс тюркский пояс реконструкция

Золотые фигурки – украшение парадного колчана. Тройник (распределитель ремней) с ремешками, украшенными фигурными бляшками, использовался для ношения колчана и был деталью второго, так называемого «стрелкового» пояса. X- XII вв.. Могильник Олтарь, Новосибирская область

Древнетюркский пояс. Реконструкция по материалам могильника Узунтал. Горный Алтай. Раскопки Д. Г. Савинова

Более совершенными были клепаные шлемы, собранные из нескольких крупных (до восьми штук) пластин. Соединялись пластины внахлест:  края одной пластины чуть налегали на другую. Этот же прием использовался при изготовлении доспехов и наборного шлема. Впрочем, схему сборки могли изменять — каждая четная пластина накладывалась сверху на края двух нечетных. Готовое изделие венчал небольшой конус со втулкой для плюмажа. Широкопластинчатый клепаный шлем представлял собой жесткую конструкцию, защитные свойства которой в немалой степени зависели от качества металла. Если узкие пластинки наборного шлема, налегая друг на друга, составляли многослойную броню, то здесь таких «зон жесткости» было гораздо меньше. Правда, готовый клепаный шлем легко подвергался термической закалке, чего нельзя сказать о наборном. Пластины последнего следовало полностью обработать до начала монтажа.

Нижний обрез шлема стягивал металлический обруч. К нему крепилась бармица, изготовленная из мелких панцирных пластин, кольчужной сетки, толстой многослойной проклеенной кожи или, в другом варианте, из плотно простеганной, подбитой волосом ткани, на которую нашивались металлические защитные элементы.

тюрки-воины 6-7 век воины тюркского каганата
F: Тюрки, VI-VII в. в.
F1: Тюрк-таркан, VII в.
Среди воинов, изображенных на стенах Пянджикента, один изображен очень нарядным. По-видимому, это таркан или мифологический герой. Его экипировка похожа на экипировку трансокеанского тяжеловооруженного всадника. Даже его рукава типа «львиная голова» встречаются на изображениях из восточного Туркестана и могут быть прообразом львиного панциря средневекового персидского героя Рустама. Оружие состоит из составного лука, большого кинжала и длинного прямого меча с рукояткой из позолоченной бронзы.
F2: Тюрк-гёк, VI-VII в.в.
Стандартное вооружение и доспехи. Два пера на шлеме обозначают мастера в стрельбе из лука. Панцирь набран из твердых кожаных пластинок, каждая из которых обтянута материей. Пластины конского панциря расположены открыто. К древку копья подвешены колокольчики. Меч прямой обоюдоострый.
F3: Тюрк-кочевник, VII в.
Этот кочевник не имеет доспехов. Он собирает кровь из надреза на шее своего коня - таким образом кочевники добывали себе еду и питье в экстремальных ситуациях. Чехол для лука вмещает лук с натянутой тетивой. Стремена представляют собой простые кожаные петли.

В отличие от гуннов тюрки не отрезали голову у убитых врагов, ограничиваясь одним скальпом. Тюрки были сравнительно неплохо экипированы: они носили доспехи из металлических пластин или жесткой кожи (say yarik) укороченной кольчугу (kupe yarik). а также шлем одного из нескольких типов. Тяжелые конники использовали конские доспехи (kedimli). а командующий имел довольно элегантный внешний вид.

Один западно-тюркский князь, взятый в плен арабами в 739 юлу. носил тяжелый пластинчатый нагрудник, парчовые штаны и длинную шелковую рубаху, отделанную парчой. Другой тюркский костюм включал в себя более короткую рубаху, стеганый кафтан, штаны, сапоги или сандалии, головной убор разною типа и накидку с длинными или короткими рукавами. Сапоги для верховой езды могли быть фетровыми, меховым или матерчатыми. Некоторые носили сапоги с высокими голенищами, наподобие ботфорт или даже чулок. У других сапоги подвязками крепились к седлу, так что всадник надевал их лишь сидя в седле. Знатные мужчины и женщины носили ювелирные украшения. Телохранители обычно носили одноцветную одежду, по цвету совпадающую с цветом знамени своею господина.

Те воины, которые назад стреляли не хуже, чем вперед, имели право ноешь на шлемах перья или соколиные крылья. Двухслойный (золотой поверх матерчатой основы) ремень с подвесками носили тс, кто заслужил звание таркана (героя). Рядом с большим барабаном или даже вместе с ним носили штандарты с длинными косицами (туги). а также конские хвосты. Племенной тотемный знак – тёс  и малый личный вымпел – бадрак,  крепили к древку копья. Штандарт in конских хвостов обозначал достоинство военачальника. В Оттоманской империи эта традиция сохранялась до XVIII века. Обычно штандарт состоял из пяти, семи пли девяти хвостов. Позолоченные морды волка, дракона или eme какого-нибудь другого чудовища служили таком Кагана. у тюрок-гёк, а позднее у турков и уйгуров.

Покрой "мирных" головных уборов в эпоху средневековья почти всегда имитировал боевые наголовья. По такому принципу кроилась вся одежда. Популярные в те времена колпаки (клобуки) служили прекрасными подшлемниками для сфероконических шлемов. Позже, когда шлемы приобрели низкие куполообразные очертания, их заменили тюбетейки. Знаменитый треух имеет нащечники и назатыльник, как у настоящего шлема. Надетый на него железный шлем автоматически превращал эту шапку в защитное снаряжение.

Конские доспехи состояли из пластин, закрывавших шею и грудь животного, чепрака на корпус и попоны на круп. На голову лошади надевалась железная или кожаная маска с вырезами для глаз и ноздрей. Латы для коня делались, в основном, по ламинарному принципу из многослойных, проклеенных и прошитых кожаных лент, которые, ярусами соединяясь друг с другом, огибали тело скакуна. Впрочем, боевая попона могла быть и ламеллярной, то есть собранной из связанных между собой мелких пластин. Ленты конской брони располагались и вдоль, и поперек туловища животного — ярусами поднимаясь к хребту, либо дугой огибая спину. Использовали для защиты и многослойный, простеганный крест-накрест войлок.

К «бронированной» лошади предъявлялись совершенно особые требования: она должна была быть сильной, обладать устойчивостью и маневренностью, выносливостью и безукоризненной управляемостью, по команде менять аллюры, мгновенно останавливаться, разворачиваться, вставать на дыбы, совершать прыжки, переходить в галоп. Неповоротливый или пугливый конь в критических ситуациях подводил всадника, неверным движением подставляя его под смертельный удар.

Подготовка будущего воина у тюрков начиналась с младенчества. У некоторых кочевых народов, наследников тюркской культуры — скажем, казахов — было принято класть ребенку между колен подушку и плотно пеленать ноги, чтобы со временем придать им кривизну конского торса. В возрасте трех четырех лет мальчиков усаживали на лошадей, в девять-десять они становились уже профессиональными наездниками и проводили, как и их родители, большую часть времени на лошади. У киргизов даже считалось неприличным ходить пешком. Корифей арабской литературы Джахиз сказал о тюрках: "Если бы ты изучив длительность жизни тюрка и сосчитал его дни, то нашел бы, что он сидел на спине своей лошади больше, чем на поверхности земли".

С самого нежного возраста мальчиком приучали к стрельбе из лука, владению арканом и оружием. Часто между ними устрашились специальные состязания. У тех же киргизов практиковались поединки верхом на жеребятах, баранах или молодых бычках. Роль верховой скотины выполняли порой и сверстники. Популярны были соревнования по стрельбе из лука на полном скаку, известные по многочисленным описаниям очевидцев. Стреляли обычно вполоборота назад (знаменитый скифский выстрел) по нитям, на которые подвешивался приз. Каждый участник имел право на неограниченное число попыток. Соревнования продолжались, пока кто-нибудь не допивался успеха.

Проверенным способом подготовки к войне и поддержания высокой боеготовности у древних тюрков, как в свое время у хунну, была охота. Арабский летописец Табари отмечал, что для этой цели тюркский каган завел даже специальный полигон — "луг и заповедные горы, к которым никто не приближался и не смел в них охотиться, (ибо) оставлены они были для войны".

Тюркское войско, согласно хроникам танского Китая, делилось на правое и левое крыло. Каждое крыло, в свою очередь, состояло из отдельных отрядом. Их численный состав был кратен десяти 10 000, 1000, 100, 10 воинов. Все это похоже на облик хуннской армии. Исследователи предполагают, что каждый такой отряд еше раз делился на два крыла, выполнявшие самостоятельные боевые задачи. Если это так, то низшей военной единицей была группа из пяти человек. Позже, во времена Второго каганата, в армии выделился центр, равный по численности крыльям. Набирались кавалерийские подразделения для тюркской армии и из воинов подчиненных племен. Они формировались по тому же десятичному принципу, но в сражении обычно оставались на вторых ролях.

тюрки - уйгуры шапка треух

 Уйгуры, УІІІ-ІХ в.в.

1: Уйгурский князь, IX в.
Точное названійе головного убора не известно, но со всей определенностью можно сказать, что он обозначал социальный статус владельца. Широкие подкладки под поясным ремнем использовались тимуридами еще в XV веке. Чехол для лука и колчан окончательно сформировавшегося средневекового типа. Сапоги, кренящиеся подвязками к поясу, довольно архаичны.

2: Уйгурский тяжеловооруженный всадник, IX в.
Пластинчатый шлем встречался среди уйгур. Этот изготовлен из бронзовых пластинок, уложенных на кожаное основание. Остальные доспехи сделаны из твердой кожи, некоторые детали покрыты лаком.

3: Сугдийский купец, IX в.
По Великому Шелковому Пути водили караваны купцы разных национальностей, но наиболее многочисленными среди них были сугдийцы. Товар того купца размещен в тюках на спине его двугорбого верблюда-бактриана. Купец носит эклектичную одежду, состоящую из сугдианских и среднеазиатских деталей. На тюркском поясном ремне висит иранского типа сабля.

Киргиз в шапке "треух", рисунок по наблюдения этнографов 19-20 века.

 

  вторая страница
загрузка...
  Голосов: 6
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  1.   Киба 
    22 декабря 2018 10:07 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Братья и Сёстры!

    Я поздравляю вас с Новым 2019 годом — по григорианскому календарю!
    Настоящий Новый год для меня и всех тюрков начнётся — 21 марта!
    Я знаю ,что тысячу лет назад, в Древней Руси — славяне и финно-угры тоже отмечали Новый год — 21 марта!
    Я уже говорил вам о том, что — тюрки, славяне и финно-угры — Братья по крови; ведь у нас течёт — одна кровь, кровь древних ариев — солнце-поклонников! Они жили по солнечному, астрономическому календарю; и поэтому все главные праздники были в зимние и летние солнцестояния , в весенние и осенние равноденствия!
    И поэтому, я призываю всех славян и финно-угров встретить Новый год 21 марта — вместе!
    Народы России должны вернуться к своим древним истокам, чтобы обрести истинное Народовластие и Свободу; чтобы стать истинными Детьми — Бога; несущим людям и всему миру — Божий Свет, Свет Бога Солнца — Ра, Тенгри, Великого Духа, Отца и Матери Вселенной!
    Как я уже и говорил, в 2019 году Россия должна встать на Путь Света!
    В стране произойдут кардинальные перемены в физическом и духовном плане; но прежде всего, вы должны измениться — сами!
    Да поможет вам — Тенгри — найти дорогу в рай!

    Киба


    Приложение о том, как привязывать белые и синие ленты Тенгри на священные деревья и шесты.

    Прежде, чем привязать ленты, попросите помощи у Тенгри для себя или для других! Ваши желания должны быть искренними, чистыми, несущие только Добро и Свет!
    Связывая первый узел белой ленты, говорите мысленно или вслух: Во имя Тенгри; второй узел: и Матери Земли!
    Связывая первый узел синей ленты, говорите: Во имя Любви; второй узел: и Вечного Синего Неба!
    Да будет так!
    Амин
      ¤ жалоба   
  2.   Киба 
    27 января 2019 17:01 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Я не одинок!
    Со мною стая - небесных волков!
    Они - помогли мне стать шаманом!
    Они - защищают меня в незримом бою!
    Они - показывают мне дорогу к Свету!

    Вокруг сгущается Тьма!
    Я знаю, за мною ведётся охота!
    Охотники уже ждут меня у флажков, взведён курок!..
    Если на белом снегу прольётся кровь,
    Волки возьмут меня в свою небесную стаю!


    Киба
      ¤ жалоба   
  3.   Киба 
    7 февраля 2019 07:39 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    » … Я видел тебя, сильный Человек, на твоём Млечном Пути, это путь богоизбранных; и тот звон колоколов, который был в твою честь, слышали все на небесах; однако, и не звёздный аркан, не чёрная луна, не кровавая луна, не могли и не смогут помешать — короткому, но такому важному отрезку твоего жизненного пути и награда за это будет — начало всех перемен, однако… Это твой мир, сильный Человек, а миром правят только сильные, добрые люди. Много судеб будет зависеть от тебя, сильный Человек, но ты не свернешь, так как дух твой и имя твоё — Победитель; это уже одно целое. Не мне судить людей; каждый имеет своё мнение; но суд который будет вершить сильный Человек — будет судом сильного человека, однако; такое право ему дано Небесами. Иногда, однако, его решения будут ввергать нас в дрожь, боязнь; иногда будут просто необъяснимыми и непонимаемые нами, но это будет воля Небес и сильный Человек, как всегда, будет прав; это участь — Победителя, однако. Пройдёт совсем немного времени, однако, и за сильного Человека готовы будут умереть все его избранные; и ряды его истинных сподвижников станут настолько полноводными реками и уже образуют большой, живой океан — Доброты…»

    «Белый шаман «Тайга» о царе — Победителе»
      ¤ жалоба   
  4.   Киба 
    26 февраля 2019 16:47 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    СКОРО РА - СВЕТ!!!

    Братья и Сёстры!

    Пришло время разделения между Светом и Тьмой!
    Пришло время разделения зёрен от плевел!
    21 марта 2019 года, это разделение начнётся по всей Земле и прежде всего в России!
    Бог возложил большую ответственность на нас, живущих в России; ибо в Сибири - мы должны построить Ноев Ковчег для всех избранных!
    Весна Человечества начнётся в России!
    Мы должны построить - своими руками - Рай на Земле, Божье Царство; царство Свободы, Братства и Любви!
    Тёмные силы попытаются помешать нам это сделать!
    Они хотят превратить нашу страну в ядерную, безжизненную пустыню!
    Но ничего у них не выйдет!
    Тёмный Властелин скоро падёт и Россия встанет на путь Света и поведёт она за собой всё Человечество!

    Братья и Сёстры!

    Я показал вам путь в рай!*
    Уже сегодня, сейчас, вы должны сделать - выбор: идти вместе со мной к Свету или остаться во Тьме!
    Скоро Ра - Свет!!!


    Киба
    25 февраля 2019 года

    * Это продолжение "Волчьего дождя" в реальном мире!
      ¤ жалоба   
  5.   Киба 
    13 марта 2019 19:39 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ДА ВСТАНЕТ РОССИЯ НА ПУТЬ СВЕТА!!!

    Братья и Сёстры!
    Белые шаманы!

    Я вижу, как Тёмный Властелин использует для сохранения своей власти — чёрных шаманов, ведьм, колдунов и экстрасенсов!
    Недавно чёрные шаманы совершили обряд кровавого жертвоприношения: убили верблюдов, потом сожгли их в огне!
    Они совершили это, чтобы спасти власть Тёмного Властелина, но у них ничего не выйдет!
    Во всей Вселенной — Добро всегда побеждает Зло, Свет всегда побеждает Тьму; так же, как скоро весна победит эту зиму!
    Этой весной придёт Победитель, чтобы низвергнуть Тёмного Властелина!

    Братья и Сёстры!
    Белые шаманы!
    21 марта, я призываю вас совершить — камлание Света, очистить Россию от Тьмы!
    В этот священный день — молитесь Тенгри, со словами:
    Да встанет Россия на путь Света!!!

    Киба

    12 марта 2019 года
      ¤ жалоба   
  6.   Киба 
    25 марта 2019 13:33 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Пророчество славянских волхов о приходе Великого Жреца

    Но не допустит Бог-Творец Единый
    и Род Небесный гибели Расы...
    Возрождение Расы Великой
    и пробуждение Духа-покровителя
    сынов Рода Небесного
    принесет Белый Пёс.*

    И воспитает Верховный Жрец
    Мудрого Великого Жреца,**
    коему помогать будут Светлые Боги...
    И возродит Великий Жрец
    Древнюю Веру Первопредков***
    дабы познавали все Роды Расы Великой
    и потомки Рода Небесного
    Древнюю Мудрость и жизнь праведную...

    И познают слуги Тьмы, что пришла их погибель...
    и будут они лгать на Великого Жреца...
    и совращать учеников и ближних его,
    богатством несметным и блаженством порочным...
    Дабы не достигли они
    Духовных вершин Мира Прави,
    а были вечными рабами Мира Темного...
    И они будут делать все,
    чтобы погубить Великого Жреца,
    дабы не возродилась Древняя Мудрость
    и Вера Первопредков на Святой Земле Расы...****

    * Белый Пёс - Белый Волк
    ** Великий Жрец - белый шаман
    *** Вера Первопредков - вера древних ариев; первопредков - славян, тюрков и финно-угров
    **** Святая Земля Расы - Урал, Сибирь, Алтай
      ¤ жалоба   
  7.   Киба 
    30 марта 2019 08:00 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    КОВЧЕГ

    «37. Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого:

    38. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошёл Ной в ковчег,

    39. И не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и в пришествие Сына Человеческого;»

    Братья и Сёстры!

    Не просто так, я начал своё обращение с Евангелия от Матфея, ибо пришло время строить — Ковчег!

    Разве вы не видите, что с каждым годом увеличивается количество природных катаклизмов: наводнений, пожаров, землетрясений, торнадо, ураганов, цунами, извержения вулканов; не только их количество, но и их разрушительная сила!

    Урал и Сибирь — должны стать Ковчегом для избранных, для тех, кто выберет — Свет!

    После того, как Россия встанет на путь Света и станет — Святой Русью; все финансовые, материальные и человеческие ресурсы нашей страны будут направлены на строительство — Ковчега — на территории Урала и Сибири:
    1.Строительство на Урале и в Сибири новых объектов сельского хозяйства, лёгкой и тяжёлой промышленности;
    2. Жилищно-коммунальное строительство.
    3. Переселение людей с опасных мест на территорию Ковчега.

    У строителей Ковчега будет достойная зарплата! Для них будут созданы все условия для работы и отдыха; им будет предоставлено бесплатное питание! Все строители жилых, сельскохозяйственных и промышленных объектов получат — бесплатно — дома или квартиры для своих семей, которые приедут жить из других регионов России!

    Строительство Ковчега по масштабу будет похожа на Всесоюзное строительство — БАМа; освоения целины на Урале, в Сибири и Казахстане!

    Братья и Сёстры!

    Вам необходимо знать — правду — о том, какие природные катастрофы ожидают Россию!

    В связи с глобальным потеплением — поднимется уровень мирового океана; поэтому, все прибрежные равнины будут затоплены; океанские волны могут достигнуть Москвы!

    Санкт-Петербург будет затоплен!

    Центральная часть Москвы провалиться в подземное море!

    Северный Кавказ, это молодые горы, и потому там ожидаются сильнейшие землетрясения и извержения вулканов!

    На Камчатке и Курилах проснуться все вулканы; там огненные реки и вулканический пепел погубят всё живое!

    Это самые гиблые места, откуда всем вам необходимо переехать на самые безопасные места в России — Урал и Сибирь!

    Братья и Сёстры!

    Я сейчас предупреждаю вас, как когда-то Ной предупреждал людей о грядущем потопе, но тогда его не послушали!
    Стоит ли нам наступать на те же самые грабли — дважды!
    Мы будем строить Ковчег для — избранных, как и было предсказанно в Евангелии:

    «40. Тогда будут двое на поле: один берётся, а другой оставляется;»

    Киба

    30 марта 2019 года
      ¤ жалоба   
  8.   Киба 
    7 апреля 2019 07:38 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    "Дорога впереди уходила вниз, и когда они подошли ближе, Данбер смог рассмотреть ручьи, пересекающие прерию, а затем, достигнув края скалы, и еще кое-что: расположение лагеря возникло перед его глазами так неожиданно, как прошлой ночью он увидел луну.

    Неосознанным движением лейтенант сжал поводья. Сейчас он должен был остановиться. Данбер, не отрываясь, смотрел на открывшийся перед ним лагерь.

    В нем было пятьдесят — шестьдесят домов конической формы, выстроившихся вдоль реки и хорошо укрытых сверху. Они производили впечатление тепла и мира под вечерними лучами солнца. И тени, отбрасываемые ими, Делали их больше, чем жизнь, похожими на древние, но вечно живые монументы.

    Данбер видел людей, работающих возле своих хижин. Он даже слышал голоса некоторых из них, когда люди проходили между жилищ. Он слышал смех, и это удивляло его. Большинство индейцев находились у реки, вверх и вниз по течению. Некоторые из них были в воде.

    Лейтенант Данбер сел на Киско, обхватив женщину поудобнее. Он чувствовал себя подавленно из-за силы, исходившей от этой живописной картины, раскинувшейся под ним, похожей на разгадку смысла жизни. Первобытная, не тронутая цивилизацией земля.

    И он, Данбер, сейчас находился здесь.

    Открывшийся перед ним вид превосходил самые богатые фантазии Данбера. В то же время, лейтенант знал, что именно поэтому он пришел сюда. Это было главной причиной его желания служить на границе. Ничего не зная о жизни индейцев, он стремился увидеть ее.

    Эти мгновения на гребне скалы никогда больше не повторятся в его жизни, жизни простого смертного человека. На какие-то мимолетные секунды Данбер почувствовал себя частью чего-то такого огромного, что перестал быть лейтенантом, человеком и даже просто телом, имеющим конечности для определенных работ. В эти секунды он был душой, парящей в безвременном, безграничном пространстве Вселенной. За эти несколько коротких мгновений он познал вечность..."

    "Танцы с волками"
    Майкл Блейк

    Без комментарий...
      ¤ жалоба   
  9.   Киба 
    11 апреля 2019 18:19 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, ЭТО - ПУТИН!!!

    Братья и Сёстры!

    Скоро православные будут праздновать свой главный христианский праздник - Пасху!
    Это православный, и в то же время - древне-славянский праздник*; ведь славяне красили яйца ещё за долго до прихода христианской веры в Русь!
    Красные яйца символизировали славянского бога весны - Ярилу, весеннее Солнце; побеждающий своим палящим, ярким светом - зиму, холод, тьму!
    Зелёные яйца символизировали славянскую богиню весны - Лелю, воскресшую Природу; весеннюю зелень, весенние цветы, весеннюю листву на деревьях!
    Крашенные яйца также символизировали - победу - Добра над Злом, Правды над Кривдой, Света над Тьмой!
    Ведь недаром в русской народной сказке смерть Кащея Бессмертного - игла - была спрятана в яйце!
    Герой сказки Иван царевич поставил иглу на конец стрелы; он стрельнул из лука и смерть настигла Кащея Бессмертного!
    Эта сказка скоро станет былью: где игла, это - Копьё Судьбы**; Иван царевич, это - Народ; Кащей Бессмертный, это - Путин!!!

    Киба

    * Красная горка
    ** Все мои обращения опубликованные в Интернете

    "Копьё Судьбы"
      ¤ жалоба   
  10.   Киба 
    4 мая 2019 06:49 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    СУДЬБА РОССИИ В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА - РУСЛАН И ЛЮДМИЛА


    Что делаешь, Руслан* несчастный,
    Один в пустынной тишине?
    Людмилу**, свадьбы день ужасный,
    Всё, мнится, видел ты во сне.
    На брови медный шлем надвинув,
    Из мощных рук узду покинув,
    Ты шагом едешь меж полей,
    И медленно в душе твоей
    Надежда гибнет, гаснет вера.

    Но вдруг пред витязем пещера
    В пещере свет. Он прямо к ней
    Идет под дремлющие своды,
    Ровесники самой природы.
    Вошел с уныньем: что же зрит?
    В пещере старец; ясный вид,
    Спокойный взор, брада седая;
    Лампада перед ним горит;
    За древней книгой он сидит,
    Ее внимательно читая.
    “Добро пожаловать, мой сын! —
    Сказал с улыбкой он Руслану:
    Уж двадцать лет я здесь один
    Во мраке старой жизни вяну;
    Но наконец дождался дня,
    Давно предвиденного мною,
    Мы вместе сведены судьбою;
    Садись и выслушай меня.
    Руслан, лишился ты Людмилы;
    Твой твердый дух теряет силы;
    Но зла промчится быстрый миг:
    На время рок тебя постиг.
    С надеждой, верою веселой
    Иди на всё, не унывай;
    Вперед! мечом и грудью смелой
    Свой путь на полночь пробивай.

    Узнай, Руслан: твой оскорбитель —
    Волшебник страшный Черномор***,
    Красавиц давний похититель,
    Полнощных обладатель гор.
    Еще ничей в его обитель
    Не проникал доныне взор;
    Но ты, злых козней истребитель,
    В нее ты вступишь, и злодей
    Погибнет от руки твоей.
    Тебе сказать не должен боле:
    Судьба твоих грядущих дней,
    Мой сын, в твоей отныне воле”.

    * Руслан - российский Народ
    ** Людмила - Россия
    *** Карла Черномор - Путин
      ¤ жалоба   
  11.   Киба 
    23 мая 2019 17:55 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    21 ИЮНЯ - ПРАЗДНИК СОЛНЦА И ОГНЯ!!!

    Братья и Сёстры!

    Славяне, в этот священный день, прославляли Солнце и Огонь, приносили им жертвоприношения!
    В ночь на 22 июня славяне жгли большие костры и водили вокруг них хороводы; они прыгали через Огонь, совершали обряд очищения!
    Когда придёт Великий Жрец, Сын Перуна; то дни весеннего и осеннего равноденствия, и дни летнего и зимнего солнцестояния будут праздничными, выходными днями!
    21 марта будут праздновать Новый год по солнечному календарю!
    21 июня, день летнего солнцестояния, праздновали не только славяне, но и тюрки и финно-угры!
    Так, башкирские племена в этот день собирались у священной горы Кунгак, на берегу священной реки Агидель, Белой; где устраивали праздник, на подобие нынешнего Сабантуя, где воины башкирских племён соревновались между собой в скачках на конях, в стрельбе из лука, в умении обращаться с саблей, копьем и арканом, в борьбе куреш!
    Так было тысячу лет назад и так будет, когда придёт Белый Волк, Сын Урала Батыра!
    Да помогут нам Солнце и Огонь изгнать Тьму!
    Да помогут нам Солнце и Огонь стать чище и светлее!
    Да помогут нам Солнце и Огонь стать Детьми - Бога Солнца Ра, Тенгри!
    Да будет так!
    Амин

    Киба
    23 мая 2019 года

    P.S.

    Братья и Сёстры!

    21 июня, пусть горят на вершинах священных холмов и в священных рощях ваши костры!
    В полдень приносите жертвоприношения Солнцу, а в полночь Огню - кусочки животного масла или жира; или, как это делают зороастрийцы - пучок сухого, чистого хвороста!
    В этот священный день - очистите себя и мир от Тьмы!
      ¤ жалоба   
  12.   Киба 
    12 июня 2019 18:44 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    О БИР ТЭНГРИ!!!

    Почитание предков у тюрков (и монголов) нашло выражение в их тотемическом отношении к Волку — предку Бозкурту, гаранту бессмертия тюркского народа, посланному Великим Тенгри, о чем символизирует небесно-синий цвет шерсти Бозкурта. Древние тюрки считали, что их предки спустились с Неба и с ними «небесный волк» — существо небесное, дух-предок, дух-покровитель. «Верования, связанные с Бозкуртом, в мифологических текстах тюрков делятся на три части: вера в Бозкурта как отца, основателя рода; вера в Бозкурта как вождя и вера в Бозкурта как спасителя. Предок-Бозкурт являлся не случайно в те исторические моменты, когда тюркский народ находился на грани вымирания, и всякий раз Он стоял у истоков его возрождения. Бозкурт — незаменимый воитель, вождь, выводивший тюрков на путь боевых побед в периоды, когда бурлила их национальная жизнь и совершались великие походы». «Золотая волчья голова красовалась на тюркских победоносных знаменах», вызывая страх перед ним у противника. Тюрки почитали волка как умного, самоотверженного, преданного другу, лидера среди зверей. Он смел и свободолюбив, не поддается дрессировке и этим отличается от служилых собак и подлых шакалов. Волк — санитар леса, когда Духу Неба и Земли становилось невмоготу и они нуждались в очищении, тогда среди тюрков рождались небесные люди и Бозкурты, которые своим поведением и примером направляли за собой тюркский мир.
    О бир Тэнгри!!!

    "Культ Тенгри-хана и его божеств"
      ¤ жалоба   
  13.   Киба 
    2 июля 2019 09:45 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    ДОЙДИ ДО РАЯ!!!

    Здравствуй, Александр*!

    Ты смотрел - "Волчий дождь?!"
    Также, как и в этом аниме, таких, как нас - немного, тех, кто знает дорогу в рай!
    Что такое - рай?!
    Рай на Земле, это Свобода и Народовластие; это Братство между всеми людьми; где. все люди живут по законам Тенгри, в единении с Матерью Природой и Отцом Вселенной!
    Тысячи лет назад наши предки жили в раю!
    Но люди его потеряли!
    Мы одни из немногих, кто знает дорогу в потерянный рай!
    И мы с тобой обязательно должны дойти до рая, даже если нам, это будет стоить - жизни!
    Кто-то ведь должен быть - первым, за которым пойдут - миллионы свободных людей!
    Спаситель России, кто должен придти с Востока, это - ты!
    Иди вперёд, а лучше скачи верхом на коне, ни смотря ни на что, в любую погоду; напролом, свозь строй бешеных псов, перегородивших тебе дорогу!
    В начале пути ты был - одинок, а сейчас за тобой пойдут - тысячи; в Сибири, за тобой уже будут идти - сотни тысяч; в Москву за тобой придут - миллионы!
    Это воля Тенгри и мы должны исполнить её!
    Дойди до Москвы!
    Дойди до рая!!!

    Киба

    * Якутский шаман - Александр Габышев
      ¤ жалоба   
  14.   Киба 
    11 июля 2019 07:11 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Псы, хватит брехать на Волков!!!

    Если среди русских не нашлось ни одного священника, который бы повёл за собой народ против антихриста Путина, придётся это сделать — якутскому шаману!
    Пока вы сидите за своими компьютерами в своих домах, шаман идёт в Москву, чтобы свергнуть Путина и дать вам — Свободу!
    Вот только, нужна ли вам — Свобода, тем, кто привык жить на цепи, питаться обьетками Хозяина — Путина и брехать на свободных людей, Волков, на моего Брата — Александра Габышева!
    Он был послан Богом — Тенгри, и кто сейчас потешается и глумиться над ним и его миссией, тот, потом будет об этом горько сожалеть и будет просить прощение у него и Бога!
    Псы, хватит брехать на Волков!!!

    Киба
      ¤ жалоба   
  15.   Киба 
    13 июля 2019 14:58 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Пути Господни неисповедимы...

    В ЮТУБе я смотрел выступление Александра на митинге в Чите!
    Он говорил правильно про народное собрание, точнее, про Вече, которое должно стать органом народовластия всея Руси: во всех областях, краях и республиках; во всех районах; во всех городах и сёлах!
    Наверное многим показалось странным выступление Александра на митинге, но он же - Воин, и поэтому оно было больше похоже на пламенную речь полководца перед решающей битвой!
    Также, как и Александр, я надеялся, что на митинг придёт больше людей; но это только - начало!
    Я верю, что в Улан - Удэ и в Иркутске людей будет намного больше!
    Александр называл присутствующих на митинге - свободными людьми, свободным народом; но, к сожалению, они ещё не свободны; они станут свободными лишь тогда, когда вся власть в стране будет принадлежать - Народу, Всенародному Вече!..
    Почему Бог избрал не русских, а именно нас - якута и башкира - провозвестниками и поводырями российского Народа?!.
    Пути Господни неисповедимы...

    Киба
      ¤ жалоба   
  16. 11 января 2021 20:43 | Ответов: 0

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    БЕЛЫЙ БРАТ - ВАШ БРАТ ПО КРОВИ!!!
    Обращение к индейскому Народу

    Братья и Сёстры!

    Белый Брат, который, по предсказанию индейцев хопи должен появиться в России, скоро заявит о себе!
    Алтай, это прародина - тюрков и индейцев!
    Тюрки и индейцы - Братья!
    С этим недостающим уголком от таблички он обратится к вам!
    Вы узнаете его по чёрным волосам и родимому знаку на лбу - рогатой жабы!
    Он был связан с индейцами с детства!
    Он активно участвовал в сборе подписей в Советском Союзе за освобождение индейского лидера Леонарда Пелтиера!
    Он хочет, чтобы стояли - вместе - тюркские юрты и индейские типи!
    Он хочет,чтобы тюркские и индейские шаманы совершили - вместе - камлание, Танец Духов!
    Он хочет, чтобы индейцы вернулись на свою прародину!
    В Ковчеге Человечества, в Сибири, места хватит для всех: для тех, кто верит в Великого Духа и для тех, кто верит в Тэнгри!
    Белый Брат - ваш Брат по крови!!!

    Ак Буре, Белый Волк
      ¤ жалоба