Сражения и тактика древних тюрок

   |  Страница создана: 16-01-2010  |  Просмотров: 11 514
загрузка...

первая страница статьи

 

Основой тюркских войск были соединения легковооруженных всадников, использовавших лук и стрелы и в совершенстве владеющих этим оружием. Мусульманские письменные источники отмечают умение таких всадников без промаха поражать цель на скаку из любого положения, стрелять «назад и вперед, вправо и влево, вверх и вниз». В бой лучники брали с собой два-три лука и несколько колчанов, полных стрел, Нередко именно они стремительной атакой решали исход сражения. В случае неудачи конные стрелки отступали, скрываясь за плотным строем тяжеловооруженных копейщиков. Тяжеловооруженных всадников в древнетюркском воинстве насчитывалось не столь уж много, но именно эта панцирная конница спасала положение в наиболее трудных случаях. Видимо, про нее пишет Табари, как об «одинаково одетой» гвардии. Полный набор защитного вооружения был необходим только тем, кто стоял в первых рядах. Воины последующих шеренг, прикрытые бронированными латниками, обычно ограничивались нагрудником для себя и легкой попоной для своею коня.

Открывали сражение батыры, перед строем вызывавшие на поединок представителей вражеского войска. Эта древняя традиция восходит еще к эпохе родоплеменных столкновений, когда складывались правила ведения военных действий, ограничивающие масштабы кровопролития. К числу таких правил относились договоры о продолжительности сражения, числе убитых, возмещении потерь и многие другие. И среди них самое, наверное, зрелищное и «гуманное» — поединки вождей или специально выбранных для этого богатырей. Согласно сведениям Табари, "у тюрков было обычаем не выступать, пока не выйдут трое из их всадников... Затем, уже после выезда третьего, выступали все". Такие традиционные поединки пережили века. И только, пожалуй, появление огнестрельного оружия сделало это правило, имевшее явный сакральный смысл и огромное значение поднятия боевого духа, историческим анахронизмом.

Готовясь к набегу, тюрки большое внимание уделяли разведке. Разведку вели лазутчики и мобильные отряды, совершавшие глубокие рейды по тылам противника. Вот как описывает их действия западно-европейский рыцарь Робер де Клари: «У каждого из них есть десяток или дюжина лошадей; и они так хорошо их приучили, что те следуют за ними поисюду, куда бы их ни повели, время от времени они пересаживаются то на одну, то на другую лошадь. И у каждого коня, когда они вот так кочуют, имеется мешочек, подвешенный к морде, в котором хранится корм; и так-то лошадь и кормится, следуя за своим хозяином, и они не перестают двигаться ни днем, ни ночью. И передвигаются они столь быстро, что за одну ночь и за один день покрывают путь в 6, или 7, или 8 дней перехода. И пока они так передвигаются, то никогда никого не преследуют и ничего не захнатынают, пока не повернут в обратный путь; когда же они возвращаются обратно, вот тогда-то и захватывают добычу, угоняют людей в плен и вообще берут все, что могут добыть». Подобные приемы разведки в будущем скопируют у тюрков многие кочевые образования. Особенно популярной разведка станет в войсках Золотой Орды.

Боевые качества тюркских воинов в средневековом мире оценивались очень высоко. В начале IX века арабские халифы набирали их них свою личную гвардию, вскоре их примеру последовали и императоры могущественной Византии. Джахиз в своем сочинении "Достоинство войск Халифата и достоинства тюрков" даже пришел к выводу, что никто "не внушает (такой страх) арабским войскам, как тюрки", ведь у них нет « иных помыслов, кроме набега, грабежа, охоты, верховой езды, гажемия витязей, поисков добычи и завоевания стран... Они овладели этим делом в совершенстве и достигли в нем предела. Это стало их ремеслом».


копья тюрков пряжки ремней тюрков гер - юрта
Копье у тюрков имело сакральный смысл. Следы подобного отношения к этому оружию сохранились в обрядовой практике тюркоязычного населения, где копью отводилась особая роль. Так, у казахов и киргизов еще в начале прошлого века существовал обычай, согласно которому после смерти мужчины в жилище устанавливался специальный знак — «туу», который представлял собой копье умершего с траурным флажком — «жилек» — под наконечником. Основание копья устанавливалось внутри кибитки, а древко с наконечником пропускалось в дыру, проделанную в кошме. Во время перекочевки копье «туу» везли впереди каравана. Туу был временным заместителем усопшего, то есть являлся одушевленным предметом, обладающим некими жизненными силами. Участь «туу» была почти всегда одинакова. Через год, когда душа умершего окончательно должна была покинуть средний мир, устраивались поминки, на которых проводились различные состязания: скачки, конные копейные бои, стрельба на скаку из лука и т. д. Победителе, завоевавший главный приз, спешивался, вырывал копье и разламывал его, чтобы освободить заключенную в нем душу. Тому, кто сломал копье, давали подарок, а в ряде случаев, например, у казахов, сохранивших в исполнении этого обряда больше архаических черт, "переломивший копье" должен был стать мужем вдовы.  Наконечники копий VIII - X вв. Ачинско-Мариинская лесостепь а-е. Роговым пряжки таких характерных форм стили легки узнаваемым элементом материальной культуры древних тюрков. Эти крупные изделия скрепляли подпруги седел верховых коней (б, г). Аналогичные предметы меньших размеров, также вырезанные из рога или отлитые из бронзы, служили застежками пояса. Застежки конских пут "цурки" (а, в), форма которых мало изменилась за минувшие тысячу двести лет, в древнетюркское время вырезали преимущественно из дерева, хотя для этой цели мог использоваться и рог. V —VIII ни. Могильник Усть-Чоба. Горный Алтай. Среднее течение р. Катунь. МА ИАЭТ СО РАН Юрта - традиционное жилище кочевых и полукочевых народов. И в наши дни на высокогорных пастбищах Алтая можно встретить такие переносные сооружения, покрытые войлоком, шкурами и брезентом, в которых живут пастухи, когда перегоняют сюда свои стада. Сейчас они используются только как летнее жилье, но в прошлом это был основной тип жилища. которым пользовались тюркоязычные предки современных алтайцев

Тюрки долгое время вели успешные воины на обширных территориях, одерживая внушительные победы над очень серьезными противниками. И это объясняется, в первую очередь, высочайшей боеспособностью их войск. Погубили же их государство внутренние проблемы — прежде всего, жадность и властолюбие территориальных владык, буквально по клочкам растащивших некогда великую державу. И все же древние тюрки избежали поголовного истребления (что случилось со многими другими побежденными народами) и вошли в состав новых государственный образований - Уйгурского и Кыргызского каганатов. И долго еще на полях сражений реяли их знамена с золотой волчьей головой.

Использована литература
  • Соловьев А. И. Оружие и доспехи: Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья. Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2003.
  • Журнал "Новый солдат - 125. Аттила и орды кочевников"
  • Журнал "Новый Солдат 055 - Степные конные лучники"

 

начало данной статьи

загрузка...