В начале X в. на территорию восточноевропейских степей из-за Уральских гор стали прибывать племена турко-язычных, монголоидных кочевников-кипчаков, именуемых в русских летописях половцами, а в западноевропейских источниках - куманами. В X в. по свидетельству Худуд-ал-Алему кипчаки проникли в Заволжье и расселились севернее кочевий гузов (торков в русских летописях) и печенегов. В начале XI в. половцы двинулись за Волгу и стали приближаться к границам Руси. Общность вторгшихся кипчакских племен была явлением достаточно условным. Половцы не имели единого вождя и представляли собой союз отдельных независимых родов, объединенных общим языком, культурой, обычаями, верованиями и этнической принадлежностью. Воинская обязанность была организована по принципу народ-войско, где не только все мужчины способные носить оружие являлись воинами, но и незамужние девушки. Безусловно, на тот момент существовали рода более могущественные в военно-экономическом отношении. "Худые" кланы старались войти в состав более сильных племен. В процессе объединения нескольких родов под предводительством единого вождя можно было наблюдать процесс формирования родоплеменной общности с поэтапным переходом к военной демократии. Формирование единого родоплеменного союза, его последующая трансформация в единую орду (единый союз племен), а затем и в некое государственное образование так и не было завершено, несмотря на объединение в конце XII в. под властью хана Кончака, а потом его сына Юрия Кончаковича.
В середине VIII в. н. э. в восточно-европейских степях сложилось мощное полукочевое государственное объединение — Хазарский каганат. Правителем его стал каган (ханаан), то есть хан ханов. В государство, помимо тюркских орд самих хазар, вошли и другие кочевавшие в донских и предкавказских степях тюркоязычные народы. в частности, болгары. Только часть болгар, не пожелавших подчиниться хазарам, ушла на Дунай и образовала там сильное болгаро-славянское государство - Дунайскую Болгарию. Оставшиеся в степях болгарские этнические группировки постепенно сливались с хазарами, входя в их военные и гражданские подразделения, создавая общие законы и культуру. Во второй половине VIII в. каганат, подчинив себе ряд окружавших его этносов и народов, включил некоторые из них в свое государство, а других заставил платить себе ежегодную дань. Одним из таких народов были аланы, обитавшие в то столетие в предкавказских предгорьях. Это был сильный народ с высокой материальной культурой и прекрасно вооруженными смелыми воинами. В отличие от тюркоязычных хазар и болгар аланы были ираноязычными потомками сарматов, владевших южно-русской степью до гуннского нашествия, обрушившегося па них в IV в. н. э.
Наиболее распространенной разновидностью шлемов на территории Руси на протяжении всего средневековья оставались сфероконические наголовья. От раннего средневековья VIII-XI вв. и до XVI-XVII вв. самые разные вариант подобных шлемов, оставались в широком использовании. Иные модификации защитных наголовий, например куполовидные или полусферические даже в моменты своею наивысшего распространения никогда не вытесняли из обихода рассматриваемую категорию шлемов. Закат популярности сфероконических шлемов относится к XVII в., когда средневековый комплекс защитного вооружения в целом выходил из употребления. Таким образом, сфероконические наголовья оставались в ходу около девяти веков. Это, несомненно, указывает на высокие защитные свойства и значительный потенциал конструктивных решений, заложенный в данных геометрических очертаниях. Условимся о терминах. Под термином "сфероконический" подразумевается геометрическая фигура, образованная полусферическим основанием, продолженным вверху конусом с обратным изгибом образующих или конусом с углом в вершине более 90". Может сопровождаться выраженным цилиндрическим основанием — "венцом" в нижней части.
Вторая половина IX в. ознаменовалась возникновением на Восточноевропейской равнине нового государства - Киевской Руси. Первоначально его территория простиралась вдоль пути «из варяг в греки», прошедшего сквозь славяно-финскую контактную зону и соединившего скандинавский Север и византийский Юг. Географическое положение Руси, сложные этно-политические процессы привели к синкретичности материальной и духовной культуры нового государства, что возможно наиболее ярко проявилось в военном деле русов. Данные археологии наглядно отражают процесс формирования комплекса вооружения древнерусских воинов на базе слияния различных воинских традиций, подтверждения чего содержат все составляющие древнерусского комплекса, в т.ч. и защитное вооружение.
Щит, как наиболее элементарная форма реализации желания защитить себя, был первым средством обороны, изобретенным человеком, и вплоть до появления огнестрельного оружия оставался наиболее простым и распространенным средством защиты.
У славянских воинов задолго до появления Киевской Руси по сообщениям византийских авторов VI в. именно щиты выступают единственным средством защиты:
Прокопий Кесарийский: «Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не надевают».
Маврикий Стратег: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».
Битва 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера — один из славных эпизодов русской истории. Естественно, она постоянно привлекала внимание исследователей и популяризаторов науки. Но на оценке этого события часто сказывались идеологические тенденции. Описание битвы обросло домыслами и мифами. Утверждают, что в этом сражении с каждой из сторон участвовало от 10 до 17 тысяч человек, Это приравнивает битву к исключительно многолюдным. По мнению официальных военных историков Ледовое побоище — первый крупный случай в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в поле войском, состоявшим преимущественно из пехоты, и свидетельство безусловного превосходства русского военного дела над западным. Преувеличение роли сражения ныне претерпевает другую крайность: его склонны рассматривать как эпизодическое и малозначительное.
Объективности ради следует отметить, что в изучении Ледового побоища достигнуты и позитивные результаты. Они связаны с уточнением места битвы, приведением в систему всех сохранившихся русских и иностранных источников.
Следующее - монография о средневековом захоронении, обнаруженном в 1894 в урочище Королевино у местечка Таганча (тогда Киевской губернии) на Украине, случайно обнаруженном крестьянином во время полевых работ.
Артефакты выкопанные из могилы были куплены коллекционером J. Choynowski, каталогизированы, и потом перевезены из Киева в Варшаву, где их предложили купить Обществу для Поощрения Прекрасных Искусств (Society for the Encouragement of the Fine Arts). В конечном итоге, через многие годы, они нашли свой путь к Государственному Археологическому Музею, где их признали артефактами наивысшего класса из всех находящихся в польских археологических собраниях (код. PMA V/1404).
Курган Таганча представляет большой интерес для многих исследователей. Это обусловлено тем, что его относят ловлено как к славянам так и к кочевникам. Его датируют 10-13 веками н. э.. Кроме того, он был предметом докторской диссертации В. Сарновской 1949 года.
Несмотря на большое количество исследований и упоминаний в литературе, артефакты из кургана Таганча были известны почти исключительно по фотографиям. В настоящее время, благодаря кропотливой графической реконструкции. Новые методы консервации, исследованиям с микроскопом и химических анализы показали до сих пор неизвестные технологические подробности, проливают свет на суть вопроса, и можно представить полное комплексное исследование.
В руинах древнего Изяславля катастрофически погибшего во время татаро-монгольского нашествия, археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера обнаружила свыше 1500 предметов русского вооружения. Ныне эта коллекция, в основном относящаяся к первой половине XIII в.. полиостью обработана, и вниманию читателя предлагается раздел о мечах. Сходство детален этих вещей позволяет вести их обработку главным образом при помощи типологических обобщении.
Судя по клинкам и отдельно найденным перекрестьям, минимальное число несомненно существовавших в Изяславле мечей достигало 8. Если же учесть не менее И наконечников ножен (9 из них обломки), то число предполагаемых соответствующих этим наконечникам клинков можно увеличить до 10—12 (рис. 1 и схема количества находок табл. 1). Таким образом, до наших дней дошла лишь какая-то часть клинков, имевшихся у жителей упомянутого волынского города ко дню его гибели.