Период средневековья был временем доминирования холодного оружия, не утратившего своего значения и с появлением огнестрельного. В пехоте и особенно в коннице холодное оружие было основным в конных сшибках и рукопашных схватках нередко распадавшихся на поединки отдельных бойцов. В подобных ситуациях при отсутствии надежных гард на эфесах оружия, когда клинок противника нередко соскальзывал вниз, не встречая в крестовине серьезного сопротивления, кисть правой руки бойцов (левая была прикрыта шитом) чаще всего подвергалась ранениям и травмам, что приводило нередко к потере оружия или временной утрате боеспособности возможно, частично проблему защиты пальцев руки решали носимые на них медные, бронзовые (реже серебряные) перстни, которые находили в мужских курганных погребениях, содержащих оружие.
Хотя еще в античный период для зашиты рук появились наплечники и наручи длительное время единственной зашитой кисти оставались рукавицы — кожаные или матерчатые стеганые. Только в эпоху рыцарства, в ХIII в., появляются кожаные защитные рукавицы, покрытые сверху металлическими сеткой, бляхами либо чешуйками. Специальные латные рукавицы входят в употребление в период правления французского короля Карла VII (XV в.): совершенствуясь, они покрывались поверх замшевой основы металлом, в пальцы, требующие наряду с зашитой подвижности, прикрывались металлическими чешуйками, нашитыми на замшевую основу (рис. 1:2). Отверстие такой перчатки окаймлялось металлическим ободком (Винклер, 1992, с. 140). Впрочем, отдельные современные историки полагают, что уже в XIII в. кисти, запястья, а также ступни начали защищаться железными пластинами па шарнирах ( Перну. 2001. с. 131). Иногда пальцы сверху прикрывались неподвижными выступающими пластинами, продолжавшими металлическое (жестяное) прикрытие пясти, но такая защита делала кисть малоподвижной и затрудняла управление оружием. И если подобное снаряжение еще могло удовлетворять бойцов, вооруженных мечами, но оно мало подходило противникам. сражающимися саблями, бой на которых предполагает манипулирование оружием, основанное на гибкости и подвижности кисти и запястья.
Рис. 1. Защитные рукавицы, перчатки и их детали: 1 — Русская рукавица. 2 — западноевропейские рукавицы. 3 — пластинки-чешуйки из раскопок археологического комплекса на р. Мена городов Дубровни и Орша. 4 — защитная перчатка первой половины XVI-XVII в. (частичная графическая реконструкция). 1.2. — по Н. Фон Винклеру. 4 — реконструкция автора, художник Г. Д. Молстова. |
Славянские воины Восточной Европы довольно рано столкнулись с противниками, вооруженными саблями (авары, хазары, венгры, печенеги, половцы; позднее монголы и татары). Вскоре сабля — удобное колюще-рубящее клинковое оружие — прочно вошло в обиход славянских воинов, что соответственно, потребовало надежного прикрытия кисти руки. Вероятно, сначала для ее защиты использовались обычные кожаные рукавицы и перчатки, возможно, стеганые, в которых количество слоев кожи было увеличено в наиболее уязвимых местах. Но позднее, с появлением новых типов сабель, являвшихся переходными к шашкам и позволявших наносить и режущие удары, возникла необходимость в более надежной защите кисти. Пoвepxность кожаной рукавицы покрывалась кольчужным плетением или металлической сеткой, что более надежно прикрывала кисть и локтевую часть руки от рубящих и режущих ударов, а также могло защитить от мощного удара меча, палаша, корда. Но жесткая их конструкция уменьшала подвижность кисти и ослабляла хватку за рукоять оружия. Более удачным было усиление кожаной рукавицы металлическими бляхами, крепящимися на заклепках или пришивными. Помимо отмеченных выше недостатков, сама конструкция рукавицы, в которой обособлен был только большой палец (рис. 1: 1), не позволяла успешно манипулировать оружием, в то время как в западноевропейском вооружении на смену мечу приходят палаш и шпага, требующие от противника как и восточные сабли, большей сноровки во владении оружием.
Более удачной конструкцией защитного снаряжения была перчатка, поверхность пальцев которой покрывалась накладными медными или бронзовыми пластинками, напоминающими щитки широкосерединных перстней эпохи Киевской Руси. На территории Беларуси такие пластинки найдены в последние годы при раскопках археологического комплекса на р. Мена, Орши и замка в Дубровно (рис. 1: 3) (Бохан, 2001, с. 278, мал. 174:10—12). В 2005 г. подобные пластинки были обнаружены при раскопках г. Могилева (Покровский посад, или Подниколье) И. А. Морозалюком. которому выражаю признательность за возможность воспользоваться данной информацией. Толщина пластинок колеблется от 0,7 до 1 мм, длина пластинок, прикрывавших вторые и третьи фаланги пальцев 37-40, и ширина (в средней части) до 23-25 мм. Как и щиток перстня, пластинки слегка изогнуты и, таким образом, прикрывают пальцы не только сверху, но и с боковых сторон (рис. 1: 3.4). Накладка, защишаюшая первую фалангу пальца, имела овально-треугольную форму размерами 25х18 мм и была изогнута в меньшей степени, чем располагавшиеся токе ее (рис. 1:3). Часть пластинок крепились посредством железных заклепок, что подразумевало наличие под ними толстого слоя кожи, предохранявшей пальцы от травм. Остальные имели в центре узкие щелевидные прорези, сквозь которые могла пропускаться проволока сетки, покрывавшей поверхность перчатки и одновременно крепившей к кожаной основе защитные пластинки.
Все три пластинки с поселения на р. Мена обнаружены в нарушенном распахиванием слое, содержащем материалы зпохи Киевской Руси и XIV-XVII вв., при преобладании среди последних находок датирующихся XVI-XVII вв. Наличие в слоях этого периода следов пожара и разрушения позволяет соотнести находки пластинок для защитной перчатки именно с этим временем. Убеждает в правильности такой датировки отсутствие в Дубровно слоев ранее рубежа XV-XVI вв. и датировка могилевских пластинок первой половнной XVII в. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что все металлические детали защитных перчаток найдены на памятниках, входивших в зону, где с середины XVII в вели боевьте действия войска Московского государства. Заметим также что в войске ВКЛ и Речи Посполитой необходимость в защитных перчатках и рукавицах в XVI-XVII вв. уменьшилась: клинковое оружие пехоты и легкой кавалерии улучшило защиту кисти с появлением перекрестья на крестсвннах, защитных дужек и гард, пусть даже не очень больших (Бохан 2002, мал. 7 .8:4).
Находки металлических пластинок для защитных перчаток (именно перчаток, а не рукавиц, поскольку у последпнх отделен был только один, большой палец позволяют предположить частичную графическую реконструкцию (рис. 1:4). Частичную, поскольку известна форма накладок, прикрывавших область пальцевых костей кисти. Когда кисть находилась в вытянутом положении, накладки почти смыкались между собой, образуя сплошное прикрытие, более надежное чем на рукавицах укрепленных отдельными пластинами (рис 1:1), но автономное и свободное крепление каждой из них не препятствовало подвижности пальцев прикрывая фаланги и оставляя лишь узкие щели над согнутыми суставами. Остальная внешняя поверхность перчаток могла прикрываться пластинками различных форм и размеров, внутренняя же поверхность оставалась незащищенной чешуйками и пластинками, чтобы не препятствовать тесному контакту ладони с рукоятью оружия. Вероятно, именно так могли выглядеть защитные перчатки воинов XVI второй половины XVII вв.
Литература
Бохан Ю М. 2001 "Зброя, рыштунак вершніка і вегхага каня // Археологія Беларусі. У 4 т. Мн. Т. 4. С. 277 282.
Бохан Ю.М. Узбраенне войска ВКЛ другой паловы ХІV – канца ХVІ ст. Мн., 2002.
П. фон Винклер. Оружие: Руководство к истории, описанию и изображению ручного оружия с древнейших времен до начала XIX века. - М.: Софт-Мастер, 1992.
Перну Р. Крестоносцы. — СПб.: Евразия, 2001. ориг. Pernoud R. Les hommes de la croisade.
Юрий Заяц. (Минск ). Гістарична-археалагічны зборник №22