Казачье движение, захлестнувшее страну в эпоху Смуты1, серьезно разрушало социальную структуру русского общества, возрождая древние еще дофеодальные формы военной самоорганизации общества, получившие в науке название военной демократии. Прямые параллели можно увидеть на Украине в эпоху Хмельниччины и в размахе корсарско-пиратского движения в эпоху Великих географических открытий.
В последнее время среди историков-специалистов и любителей в истории проявляется интерес к традициям воинской символики, а исследователи все чаще обращаются к униформологии, вексиллологии, эмблематике и другим вспомогательным историческим дисциплинам. В настоящем сообщении речь пойдет об артиллерийских зерцалах – пушкарских аламах XVII в. Аламы представляли собой два металлических круга (стальных или медных) диаметром от 28 до 30 см с рисованными, чеканными или прорезными изображениями. С помощью ремней их носили па груди и на спине. Следует отметить, что несмотря на наличие ряда публикаций, военная символика допетровского времени изучена очень слабо.
Обозначенная в заголовке статьи тема не дополучала отражения в отечественной исторической науке. Это объясняется преимущественно дискусийностью этничныx определений культур рубежа и первых веков нашей эры. Еще недавно категорически отвергалось мнение о наличии материальных следов германцев на территории Украины.
Лишь в последние десятилетия, благодаря широким арxеологичным исследованием памятников вельбарской культуры на Волыни, черняxовскиx поселений и могильников в Надднестрянщине, Подолье, Северном Причерноморье, глубоком анализе арxеологичниx источников и сопоставления иx с письменными данными удалось выделить памятники германцев и сопоставить иx с историей племен Украины II- V вв. н. э.
4 июля начался Всероссийский военно-исторический фестиваль групп реконструкции эпохи позднего Средневековья "Русская крепость". Фестиваль длится 3 дня, в его программу входят: конный турнир, пешие сражения и музыкальная программа. Основное отличие от прочих подобных фестивалей состоит в высокой степени исторической достовености происхоящего, без каких-либо элементов фэнтези. Даже площадка для фестиваля выбрана не случайно - на этой земле испокон веков сталкивались интересы Русских княжеств и Шведского государства. За десять лет из маленького мероприятия для энтузиастов фестиваль вырос до одного из самых крупных мероприятий подобного рода в России.
В рамках складывающейся в течение 2-й половины XVII в. русской знаменной традиции войск нового строя постепенно формировались и правила самой знаменной символики, определившие круг «признаков» и обычаи их изображения на рейтарских, драгунских и солдатских знаменах. Не претендуя на полномасштабное исследование, мы в настоящей статье постараемся дать общее представление о том, какие геральдические и негеральдические символы несли на себе знаменные полотнища полков нового строя, а также прикоснемся к миру знаменной символики этой эпохи, обозначив по возможности колорит ее смысловых оттенков.
Прежде, чем обратиться непосредственно к знаменам полков нового строя, следует кратко остановиться вообще на русских знаменах XVII в. Впервые, еще в середине XIX в., к истории старинных русских знамен обратился Лукиан Яковлев. Он типологически разделил их на ряд групп: великих государей большие полковые знамена, воеводские, сотенные, стрелецкие, полков иноземного строя, казачьи, прапоры, значки1. Исследование Яковлева носило обзорный характер, и символика знамен им практически не затрагивалась. Следующим шагом стал труд полковника Н.Г.Николаева, который попытался проследить динамику изменений знамен в течение столетия, но также не затрагивая знаменной символики.
К началу XIII века Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единого государства, господствовала феодальная раздробленность, но торговые, политические и культурные связи были прочными и плодотворными.