В последнее время среди историков-специалистов и любителей в истории проявляется интерес к традициям воинской символики, а исследователи все чаще обращаются к униформологии, вексиллологии, эмблематике и другим вспомогательным историческим дисциплинам. В настоящем сообщении речь пойдет об артиллерийских зерцалах – пушкарских аламах XVII в. Аламы представляли собой два металлических круга (стальных или медных) диаметром от 28 до 30 см с рисованными, чеканными или прорезными изображениями. С помощью ремней их носили па груди и на спине. Следует отметить, что несмотря на наличие ряда публикаций, военная символика допетровского времени изучена очень слабо.
Единственная работа, в которой затрагивалось исследование пушкарских аламов – это небольшая статья в специализированном военно-историческом журнале «Цейхгауз», опубликованная 13 лет назад1. Р. Паласиос-Фернандес, используя сохранившиеся экземпляры Оружейной палаты и опубликованные источники, предпринял попытку реконструкции варианта декорирования и системы крепления ремней пушкарских аламов. Однако в стороне остался ряд вопросов: когда появился этот знак, как его использовали, какова вариативность символики и т. д.
Само слово «алам» происходит из арабо-персидского лексикона и означает штандарт, знамя, значок, знак па публичных зданиях, а также украшение на одеждах2. Этот термин в нескольких вариантах (аламъ, оломъ, оламъ) чаще всего употреблялся в русских источниках с XIV в. Так, в духовной Ивана Калиты упомянуты 2 кожуха «с аламы с жемчугом»3.
Обратим внимание, н каких значениях у потреблялось слово «алам» уже в XVII в.: это и нашивки из ткани, и воротники, и наплечки с застежками, и металлические знаки. Но нас прежде всего должно интересовать последнее значение. В «кроельных книгах» (1636 г.) того времени, например, указано, что у цариц на бархатных шубках были «нашиты аламы кованы серебряны, золочены, обнизано вокруг аламов жемчюгом»4. 29 января 1664 г. из Оружейной палаты в Конюшенный приказ для 160 суконных кафтанов было выдано 960 «аламов басемных», которые, в свою очередь, приняты из приказа Серебряных дел. 200 аламов из этого комплекта были «посеребрены»5. По 6 тонких («басемных») аламов из легковесного, листового металла нашивалось па кафтан по три на грудь и спину. Отличие таких декоративных аламов от запан, и это необходимо подчеркнуть, состояло в том, что на отшлифованной пластинке не было ни одного драгоценного камня, тогда как запаны имели целые группы драгоценных камней6. Нашивки «серебряные, золоченые, чеканные», как правило, были украшены изображениями («с образцы») львов, грифов и единорогов.
Из приведенных примеров видно, что аламами в первой половине XVII в. чаще всего назывались кованые или чеканные пластинки круглой или овальной формы, которые нашивались на кафтаны, шубы и полушубки. У П И. Савваитова слово «алам» употребляется в двух значениях: 1) серебряная, вызолоченная бляха, кованая или чеканная, 2) вырезок ткан и, низанный жемчугом с каменьсм7. В «Материалах для словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского алам – это «нагрудье, пристегиваемое к платью, pectorale...»8. Исследователи в трактовке восточного термина отталкивались от описаний «кроельных книг», по при этом совершенно не раскрывали значение и военную символику пушкарских аламов. Отчасти причина заключается в том, что дьяков XVII в. редко интересовала принадлежность описываемых ими вещей к тому или иному роду войск, и зачастую очень сложно отнести упоминаемый в описи предмет к пушкарскому снаряжению. Эмблемы пушкарей в документах именовались по-разному: «аламы», «зерцальные доски», «латы жестяные, писаны в клеймах пушки», «чеканные доски», «круги жестяные» и т. д. В артиллерийской эмблематике важно обращать внимание на контекст, в котором присутствуют описания или упоминания металлических пластин. Если термин «алам» упомянут в переписке Пушкарского и Разрядного приказов иди в документах Оружейной палаты, касающихся подготовки к торжественным смотрам артиллеристов, то со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что речь идет именно об артиллерийских зерцалах.
Итак, принимая во внимание все вышесказанное, обратимся непосредственно к изучению пушкарских аламов.
В собрании Оружейной палаты сохранились всего две пары пушкарских адамов (инв. № OP-82, OP-83, OP-84, ОР-85). В первый раз они «всплывают» в числе вновь найденных вещей в описи 1808 г., причем записаны были в числе «зерцалиных досок». В качестве «зерцальных досок» аламы упоминаются в очередной описи 1885 г. под № 5863-5866 9. В опубликованной в 1984 г. описи Оружейной палаты аламы (№5175-5178) уже правильно атрибутировали как «четыре стальных круга, которые нос или на груди и на синие русские пушкари XVII в ». В поперечнике их диаметр равнялся «от 1 до 6 вершков», «на двух из них нарезаны львиные личины, держащие в зубах пушки; части резаны на проем; на двух других львиные личины и пушки выбиты выпукло»10.
Одна пара прорезных аламов представляет собой плоские диски диаметром 28 см с изображением львиной головы, сжимающей в пасти ствол. У дисков резьбой на проем прорезаны некоторые элементы морды (грива, уши, пасть, глаза). Очевидно на фоне красного сукна служилого платья пушкарей прорези придавали львиной морде злобное выражение — создавалось впечатление, что у льва взъерошенная грива, налитые кровью глаза и приоткрытая пасть.
Аламы пушкарские из собрания Оружейной палаты Московского Кремля. (028 см). Сталь, чеканка, гравировка |
На другой паре аламов также имеются симметричные композиции, состоящие из чеканной львиной головы и пушечного ствола. Рельефно выделенные уши, брови, глаза, нос, пасть и пушка также придают эмблеме агрессивный вид.
В собрании Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи хранится гальваническая копия с экспоната Оружейной палаты Московского Кремля, сделанная по случаю 500-летия русской артиллерии в 1889 г. (инв. № 20/5442). Во время празднования юбилея он украшал грудь фельдфебеля 1-й батареи лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады11. И. Храпова, который был одет в костюм пушкаря XVII в.и Тогда же был учрежден юбилейный жетон с надписью «500-летие русской артиллерии» с изображением львиной головы, держащей и пасти пушечный ствол. Этот знак могли носить все артиллерийские чины на часах в качестве брелока.
С тех пор и историографии сложилось устойчивое мнение, что пушкарский алам – это жестяной диск с чеканной львиной головой и пушкой. Подобные суждения значительно ограничивают вариативность пушкарской символики и наглядно демонстрируют, что ее типология изучена недостаточно.
Таким образом, до наших дней дошли всего две пары пушкарских аламов. Если рассматривать артиллерийскую символику по материальным памятникам, то получается, что у исследователя крайне скудный набор предметов, значительно ограничивающий рамки изучения.
К сожалению, описания иностранцев того времени содержат весьма мимолетные и лаконичные упоминания о пушкарском снаряжении. Например, польские послы в 1667 г. отмечали: «Вся дворцовая площадь была уставлена пехотой, перед которой стояли орудия большого калибра с прислугой, у каждого из коих висел па груди блестящий знак; орудия стояли по обеим сторонам, а было их до сотни»12. Некоторые же иностранцы вообще не останавливались на описании одеяния пушкарей, ограничиваясь рассказом о церемониале. Так, Б. Тайнер коротко заметил: «200 пушек, стоявших дулами одна против другой; некоторые имели по три отверстия, были различным образом расписаны и окружены многочисленным караулом»13.
Самым подробным и достоверным источником, по которому возможно исследовать артиллерийское снаряжение XVII в., является делопроизводственный материал московских приказов и ведомств. Документы Оружейной палаты14 дают основание предполагать, что отличительный знак русских пушкарей был введен примерно с 1664 г. Сведения о более раннем употреблении пушкарских аламов пока не обнаружены.
Записи о поступлении в 1664 г. из Оружейной и Серебряной палат «круговзерцальпых» для пушкарей были впервые введены в научный оборот Лукианом Павловичем Яковлевым, помощником директора Московской Оружейной палаты. В своем фундаментальном труде «Русские старинные знамена» Л.П. Яковлев опубликовал выдержки из «описей 172 году» (1664 г.), в которых содержались данные о торжественном смотре английского посла Чарльза Говарда15. Московским пушкарям специально дли торжественных смотрок из казны выдавалось служилое платье и мерцала: «Да на пушкари зделано 11 кавтанов красных, аламы жестяные писаны в клеймах пушки, и в том числе 1 кавтан зеленой, нашивки минорные серебряные»16. Всего за 26-28 января 1664 г. имеются сведения об изготовлении в Серебряной и Оружейной палатах 55 паршах зерцал, принятых в 11ушкарский приказ подьячим Тимофеем Митковым.
Кол-во (пары) | Металл, техника | Изображение | Опушка, перевязь |
3 | Медь, позолота | Двуглавые орлы чеканные золоченые, в правой лапе меч, в левой пушка | Сведений нет |
15 | Жесть, рисунок по металлу | У 5 пар – орлиные головы, у 10 пар – орлы чернилами, в правой лапе пушка, в левой пальник | «У всех кругов край опушены бархатом розных цветов, алым, зеленым, черным, круги подложены кожею белою, перевези ременные обшиты бархатом алым и зеленым» |
33 | Жесть, чеканка | «Писаны орлы, в правом лапе пушка, в левой трость» | «Опушены бархаты зеленым, чорным, алым», «у кругов перевези бархату алого, да у железных кругов перевези бархату зеленого, пряжки у всех медные» |
1 | Жесть, чеканка | «Львовы головы, в арту пушки» | |
3 | Медь, золочение | «Орлы одноглавые с каруною, в правой лапе пушка, в левой грость» | «Опушены бархатом зеленом, перевези обшиваны ременье бархатом алым» |
Как видно из таблицы, устоявшегося изображения не существовало. Всего выделяется 5 типов изображений: двуглавый орел с мечом и пушкой, двуглавый орел с пушкой и пальником, (тростью), одноглавый орел с пушкой и пальником, орлиная голова, львиная голова с пушкой.
Судя но количеству переданных аламов, в мероприятиях «посольского обычая» принимали участие до 25 % (50 -55 ч) от общего числа московских пушкарей, проживавших постоянно в Москве (табл. 2):
Года | 1618 | 1627 | 1629 | 1638 | 1644 | 1689-96 | 1701 |
Количество пушкарей | 236 | 283 | 318 | 248 | 247 | 254 | 226 |
Таким образом, дорогие декорированные аламы получали не все пушкари, и только те, кто был задействован и торжественных приемах послов.
Здесь мы подходим к одному важному вопросу – являлся ли алам частью парадного одеяния или же он относился к повседневному атрибуту пушкаря? Те описания, которые мы привели, говорят вроде бы о парадном предназначении. С 1664 г. их носили только московские пушкари на «посольских встречах» и показательных стрельбах. В походных росписях 1654-1667 гг. аламы не фигурируют.
Сохранился интересный документ 1673-1674 гг., свидетельствующий, что в период военных кампаний канониры при «государевом огнестрельном наряде» могли обеспечиваться парадными зерцалами. В 1673 г. планировался царский поход против «турского салтана» на Азов, в связи с чем в Москве стал формироваться «большой голландский наряд», который обслуживали 25 московских и 50 лучших городовых пушкарей. Если московские пушкари получили одинаковые аламы, имеющие изображения двуглавых орлов, держащих в лапах стволы и пальники, то городовые – совершенно разные зерцала: «две пары обиты кругом и помочи бархатом червчатым золоченые, двенатцать пар обиты бархатом червчатым а помочи сукном червчатым золоченые, три пары медные вызолоченные, чеканные орлы обшиты бархатом зеленым, семь нар обшиты бархатом зеленым, одна пара железная прорезная, обита бархатом зеленым, четыре пары старых обиты бархатом червчатым, и в том числе одна пара железная, одна пара железная прорезная, обита бархатом зеленым, одинатцать пар медных личных медяные обиты помочи сукном красным, и в том числе две нары железные прорезных, девять пар обиты сукном красным, жестяные, написаны орлы, четырнатцать пар обиты сукном красным, жестяные, написаны орлы»19. В другом месте этого же документа перечисленные аламы характеризуются как 50 «пар зерцал позолоченых и посеребренных, жестяных, прорезных и писаных»20.
Вышеприведенный факт свидетельствует о том, что только в случае готовящегося «большого государева похода» царские канониры должны были выходить с. аламами на груди и спине. По с 1664 но 1673 г. просто не было повода для выдачи аламов в поход: за этот период не состоялось никаких крупных мероприятии с участием «большого государева наряда». И как только появляется проект крупного военного похода против турок в 1673. г., тут же из Оружейного приказа в Пушкарский приказ выдаются комплекты аламов. То же самое мы видим несколько позднее – в 1680-1690-х гг., когда на артиллерийских смотрах или в «потешных походах» присутствует царь, то пушкарям выдаются аламы обязательное гербовой символикой «с золоченые орлы»21.
Обращает на себя внимание выдача аламов городовым пушкарям по остаточному принципу проще говоря, что оставалось на складе, то и выдали. Однако все без исключения зерцала имели художественное оформление. Факт присылки комплектов аламов городовым пушкарям специально из Москвы является доказательством того, что артиллеристы на периферии не носили зерцал. Исходя из анализа многочисленных описей крепостей, фиксирующих элементы и даже фрагменты доспехов и защитного вооружения22, можно убедиться: в складах и «анбарах» крупных городов (Псков, Новгород, Смоленск и др.) никаких пушкарских аламов или похожих на них определений (типа «круги жестяные», «зерцала» и проч.) не было. Упоминаний пушкарских зерцал, помимо лат для пехоты и кавалерии, в росписях полкового имущества 1660-1680-х гг. также нет. Таким образом, предположение Р. Паласиос-Фернапдеса о том, что «зерцалом называли простой, лишенный богатой отделки алам – как у городовых и полковых артиллеристов»23, скорее всего не соответствует действительности.
Изготовление аламов стоило немалых средств. Тонкий жестяной круг чеканился по определенному образцу согласно традициям начертания геральдических изображений, принятых в России (при этом образцы Оружейной и Серебряной палат отличались между собой и техникой исполнения, и композициями). Диски чеканились вручную и с помощью вододействующего молота на «кузнечной мельнице»24. Часть зерцал покрывалась позолотой или «серебрилась». В отличие от описи 1664 г., в документах 1672-1673 и 1674-1675 гг. мы встречаем не только жестяные и медные с позолотой, но и также круги с накладками на других сплавов. В круги могли вставляться декоративные элементы из других металлов – накладки с креплением через дырки на изнаночной стороне (например, на некоторых жестяных «кругах» были медные вставки, на медных дисках – серебряные накладки или напайки).
Тонкие диски чеканились на специальных формах, а прорези делались по нанесенному рисунку «на проём». По ободку устанавливались заклепки для крепления бархатных «помочей» и обшивки алым, зеленым и черным бархатом. В целом можно согласиться с реконструкцией варианта декорирования и системы крепления зерцал, выполненной P. Паласиос-Фернандесом. Следует только дополнить, что ремни во всех известных нам случаях также обшивались бархатом. Чаще всего щиток украшала государственная символика герб Российского государства. Именно эту эмблему и замечали на груди пушкарей иностранные представители.
Так, Эрик Пальмквист, состоявший при шведском посольстве Оксеншерны в 1674 г., в своем отчете Карлу XI не только нарисовал русских пушкарей с круглыми зерцалами на груди, но и коротко описал увиденное: «груди пушкарей украшены вызолоченными щитами с изображением царского герба»25. При этом инженер добавляет: «...такие же щиты были поставлены перед каждым орудием между пушкарей». Свидетельство Пальмквиста находит полное подтверждение и в документах Пушкарского приказа. В материалах артиллерийского ведомства можно найти упоминания, что «чертещики» писали гербы у новых пушечных станков26. Во время торжественных «посольских встреч» щиты с нарисованными орлами закреплялись на станинах. Такая практика бытовала еще в первой половине XVII в.
Б. Койет, секретарь посольства Купраада Фаи Кленка в 1675 г., отмечал, что во время приема посольства у «каждого орудия стояли два пушкаря с позолоченными бляхами на груди, украшенными гербами Его Царского Величества»27.
Вообще «польская встреча» представляла собой яркое зрелище. Члены иностранного посольства при въезде в Кремль наблюдали парадный церемониал: вдоль дороги стояли «заварные золоченые пищали» на красных, с металлическими оковками, лафетах28. На станинах был закреплен щит с изображением государственного герба. Возле каждой пищали стояли по два московских пушкаря в красных кафтанах с золочеными зерцалами на груди. Сверкающие золотом пищали, аламы, щитки, пальники – все это придавало парадность и торжественность мероприятию. Естественно, иностранные наблюдатели попросту не могли не отметить богатое убранство. Даже русские дьяки замечали, что члены посольств, «смотря пехотной строй и пушки и всякие наряды, похвалили, и о украшенных на тех служилых людех одеждах и различному ружью удивлялись»29.
Итак, самой распространенной эмблемой пушкарей были двуглавые орлы, держащие в когтях пушечные стволы и пальники. В царствование Алексея Михайлонича двуглавый орел изображался с распростертыми крыльями30. Таких же орлов можно видеть и на рисунках Э. Пальмквиста 1674 г.31
Второй, менее распространенной эмблемой были одноглавые орлы под короной («каруной»), также с пушками и пальниками. Появление этого сюжета следует связать с бытовавшей в те времена геральдической практикой32.
Обращают на себя внимание достаточно редкие упоминания аламов со львиными головами. В росписи 1664 г. фигурирует только одна такая пара («Львовы головы, во рту пушки») из 55, н документах 1667-1670 гг. о них вообще нет сведений, а в комплектах из 75 «зерцальных кругов», посланных в поход в 1673 г., только 11 были с «личинами». Конечно, можно предположить, что под «личинами» имелись в виду львиные морды, но ранее мы уже встречали «орлиные головы», которые составители описи могли отнести также к «личинам». Члены иностранных посольств за период 1664-1674 гг. ни разу не упоминают этот сюжет. И любом случае, «львиная» тематика на аламах не получила широкого хождения, поэтому нет никаких оснований считать ее утвердившейся и распространенной. Из более чем ста пар зерцал, сделанных в Оружейной и Серебряной палатах в 1664-1674-х гг., только до 15% были со «Львовой персоной». Однако только такой тип изображения дошел до наших дней на сохранившихся экземплярах Оружейной палаты. Это послужило поводом считать, что алам – нагрудный знак русских пушкарей XVII в. с изображениями львиной головы, держащей в пасти орудийный ствол.
По словам Ю.В. Арсеньева, знаки с львиными личинами «несомненно западного происхождения и имеют также геральдический тип»33. Однако с этим утверждением сложно согласиться. Пушкарские аламы сделаны в типично восточной стилистике. Манера ношения редуцированных зерцал на груди и на спине также напоминает «кизилбашсжую» (персидскую) традицию. Внешне экипировка русских пушкарей очень похожа на восточный аналог небольшие (гарные зерцала турецких «топчу оджагы» и персидских «тюфенгчы». Но геральдические элементы на русских аламах действительно относятся к европейской традиции.
В Древней Руси лев являлся символом величия и воинственности, мужества и благородства. «Он имеете с единорогом имел у предков наших особенное значение, бывал знаменем на печатях, украшением па зданиях, кубках и др.», писал о льве А. Лакиер34. Изображения молодого и взрослого львов встречается па русских пушках. Так, в 1553 г. мастером Степаном Петровым была отлита крупнокалиберная пищаль калибром 16 фунтов, длиной 6 аршин без вершка, весом 145 пудов, носящая имя собственное «Левик»35. В описях артиллерии XVI-XVII вв. часто упоминаются орудия «Лев», «Лев Слободской», «Левик», «Лев Московский» и др. Самой крупной пищалью, носившей имя «Лев», является орудие Андрея Чохова 1590 г., на стволе которого имеется изображение лежащего царя зверей (хранится в собрании ВИМАИВиВС).
Вопрос с симметричными композициями львовых голов необходимо рассматривать гораздо шире. Появление аламов с такой символикой можно связать с формированием в 1660-1670-х гг. особого подразделения царской артиллерии. В этот период формируются как отдельные артиллерийские батареи «по иноземному образцу» («большой голландский наряд»), так и целые соединения, такие как солдатско-артиллерийский полк Николаса Баумана 1659-166036 и «Пушкарский полк» Иоганна Гаста 1677 г. 37
Следует обратить внимание на пушкарский прапор (93х257 см) из собрания Оружейной палаты с точно таким же сюжетом: в откосах изображены парные золотые львы, держащие в пасти и передних лапах золотые пушки. В указанной работе Л.П. Яковлева просто значится как «Прапор XVII века»38, но есть все основания считать его пушкарским прапором. В царствование Алексея Михайловича при утверждении каждого ротного или сотенного знамени вырабатывался свой тип воинской символики39. Мастерами Казенного приказа и Оружейной палаты полотнища делались по утвержденным образцам с характерными сюжетами40. То же самое, очевидно, происходило не только в пехотных и конны частях, но и в артиллерии. Можно предположить, что прапор и аламы со «львиными персонами» первоначально были изготовлены для какого-то конкретного артиллерийского подразделении «государева наряда», но в дальнейшем распоряжались ими в Оружейной палате совершении произвольно, и в экстраординарных случаях (приезды послов и т. д.) имущество могло быть выдано уже любому пушкарскому подразделению.
Всего нам известны упоминания около ста пар аламов, сделанных в 1664-1675 гг. Зерцалами не могли быть обеспечены все пушкари по той простой причине, что их производство требовало значительных средств, а количество мастеров «бромного деда», занимающихся изготовлением пушкарских эмблем, в Оружейной палате было не так много. Аламы были предназначены для вполне определенных мероприятий – «посольских встреч», показательных стрельб и «великих государевых походов» с участием самого царя.
Подведем некоторые итоги. Па наш взгляд, существует несколько историографических заблуждений относительно пушкарских аламов. Например, ошибочным является определение алама как «нагрудного знака русских артиллеристов»41, ибо точно такой же диск, как и на груди, висел у пушкаря и на спине. Нельзя назвать алам и элементом доспеха42. От пули такие жестяные круги вряд ли могли спасти, да и от холодного оружия не уберегали, так как являлись тонкими зерцалами. Также ошибочным представляется предположение, будто бы алам представлял собой «остаток полного зерцального доспеха»43. Никаких сведений о том, что у пушкарей в конце XVI - первой половине XVII вв. был какой бы то ни было зерцальный доспех помимо стальных нагрудников, нет. Следовательно, говорить об аламе как об «остаточном» фрагменте когда-то бытовавшего «пушкарского доспеха» неправомерно. Анализ документов наталкивает на мысль о том, что зерцала во время торжественных и значимых мероприятий играли только символичную роль.
Исследование пушкарской символики занимает особое место в отечественной военной эмблематике. Факты свидетельствуют, что изначально самым распространенным сюжетом на пушкарских зерцалах XVII в. был двуглавый орел, держащий в лапах либо пушку и пальник, либо меч и пушку. Поэтому при разработке новых артиллерийских символов и знаков необходимо опираться прежде всего на историческую традицию.
Примечания
Автор: А.Н. Лобин (Санкт-Петербург) Пушкарские Аламы XVII века