«Непременные войска» XVII в.
Наряду со стрельцами, солдатами и другими «непременными» (т.е. регулярными) войсками допетровской Руси, артиллеристы того времени делились на Московских и менее привилегированных Городовых. Они получали от казны жалованье, вооружение, и, по крайней мере во 2-й пол. XVII в., снабжались единообразным платьем.
Кафтаны пушкарей по покрою вряд ли отличались от стрелецких или солдатских, но поверх них пушкари — как московские, так и городовые, — носили еще особые металлические круги — так называемые аламы или зерцала, которые представляли собой остаток полного зерцального доспеха. Аламы состояли из двух стальных, жестяных либо медных кругов с чеканным, прорезным, рисованным изображением или позолотой (у городовых пушкарей, скорее всего, просто гладкие). Крепили их на груди и спине посредством ремней с пряжками. В парадном варианте ремни были обшиты бархатом разных цветов.
Расположение московских пушкарей с аламами и пальниками при въезде иностранного посольства. (Рис. из книги Э.Пальмквиста. 1674 г.) |
Нагрудные знаки артиллеристов часто упоминаются в описаниях торжественных приемов иностранных посольств в Москве. Так, в 1667 г., при встрече польских послов, «вся дворцовая площадь была уставлена пехотой, перед которой стояли орудия большого калибра с прислугой, у каждого из коих висел на груди блестящий знак...» В I674 г. Э.Пальмквист в разделе своих записок, озаглавленном «Наблюдения и заметки о русской артиллерии», дал такие подписи к рисункам V и VI: «изображает размещение пушкарей и орудий во время въезда послов в стены Кремля; груди пушкарей были украшены вызолоченными щитами с изображением царского герба, такие же щиты1 были поставлены перед каждым орудием между пушкарей...». Русские же источники упоминают ношение аламов и на спине: «За конницею следовал пушенного снаряда и пороховой казны воевода Степан Иванович Салтыков с шестью пушками и равным числом легких мортир, — читаем в описании выступления в потешный Кожуховский поход (сентябрь 1694 г.),— Уканонеров на груди и на спине были большие золоченые орлы». Такое несоответствие, вероятно, объясняется тем, что иностранцы, двигаясь вдоль парадного строя московских войск, зачастую просто не могли видеть пушкарей со спины.
В коллекции Московской Оружейной палаты хранятся две пары стальных аламов, которые во 2-й пол. XVII в. несомненно являлись принадлежностью пушкарского мундира. В 1884 г. они были описаны, как «круглые, в поперечнике от 4 до 6 вершков, на двух из них нарезаны львиные личины, держащие в зубах пушки; части резаны на проем; на двух других львиные личины и пушки выбиты выпукло». Сведения, объясняющие назначение и употребление этих «кругов» содержатся в росписи убранства, изготовленного в 1664 г. для «Государского смотра на Девичьем поле, на выезд для встречи Англинскаго посла Чарльса Говарда». Тогда были «на пушкари зделаны десять кафтанов красных и один кафтан зеленый, нашивки мишурные серебреные, а латы жестяные, писаны в клеймах пушки.
Да ис приказу Серебряные палаты принято шесть кругов медных золоченых, на них орлы двоеглавые чеканные, в правой лапе меч, елевой пушка.
Да в Оружейной палате зделано на пушкари: пара кругов жестяных, а на них орлы одноглавые чернилами, в правой лапе пушка, елевой пальник, в том числе пять пар Орловых голов; у всех кругов край опушены бархатом разных а цветов, алым, зеленым, черным; круги подложены кожею белою, перевези ременные обшитг бархатом алым и зеленым,
172 года (1664 г. — Р. П.) Генваря в 28 день, по именному указу Государя, отпущено из Оружейной палаты в Пушкарский приказ пушкарям тридцать четыре пары кругов жестяных, опушены бархатом зеленым, черным, алым и в кетом числе пара железных круговльвовы головы — да во рту пушки, на жестяных кругах писаны орлы одноглавые, в правой лапе пушка, в левой трость;у кругов перевези бархату алого, да у железных кругов бархату зеленаго, пряжки у всех медные.
172 [года] Генваря 29, по указу Государя, отпущено из Оружейные палаты в Пушкарской приказ три пары медных кругов золоченые, на них орлы одноглавые с каруною, в правой лапе пушка, в левой трость, опушены бархатом зеленым; перевези ременные, обшиваны бархатом алым».
Отметим некоторые особенности в названиях и применении пушкарских «кругов». В 1673-1675 гг. готовился так и неосуществленный поход против турок из-под Чигирина. В составе Большого Голландского наряда2 было 24 голландских и 1 русское (под названием «Перо») орудие «на вертлюгах»3. При каждом находилось по три пушкаря, из них — один старший московский и два городовых.
Для охраны орудий был придан приказ (полк) Московских стрельцов и 500 человек «посохи», которые занимались обслуживанием, транспортом и инженерными работами. В обозе этого наряда везли 50 комплектов (по числу городовых пушкарей), состоявших из шишака, синего суконного кафтана, красного кушака и зерцала. В августе 1700 г. Петр I указал полковой артиллерии новоприборных солдатских полков генерала князя Н.И.Репнина (полки эти были организованы в последний раз по старой московской системе) иметь «...пушки,ядра, картузы,ящики, пушкарей и на пушкарей орудие, жестянки разные в чем носят затравки, свечки, фитиль, трубки для скорой стрельбы, натруски, коробки в чем носят [пороховую]мякоть, пальники большие и меньшие и зерцалы, шпаги или палаши...». Из приведенных примеров можно заключить: во-первых, что зерцалом чаще называли простой, лишенный богатой отделки алам — как у городовых и полковых артиллеристов; во-вторых, что богато украшенные аламы, скорее всего, являлись чисто парадной принадлежностью или свойственной только привилегированным московским пушкарям.
Вооружение московских пушкарей также имело некоторые особенности. В том случае, если пушкарь носил пальник на длинном древке, — ни сабли, ни шпаги ему уже не полагалось. Об этом свидетельствуют довольно точные рисунки Э.Пальмквиста 1674 г., а также описание А.Лизека, который был очевидцем отъезда Великого Князя Московского в Троицкий монастырь в 1675 г.: «...впереди везли пушку, по бокам ее шли два канонира, — один с копьем, на конце которого был двуглавый орел с фитилем в когтях (большой пальник — Р.П.), другой опоясан мечом (шпагой — Р.П.) и вооружен длинною секирою». Похожий пальник XVII в. хранится в Оружейной палате, только фитиль в нем зажимается не в когтях, а в трубках клювов пяти половин двуглавых орлов. Большой пальник вообще представлял из себя комбинированное приспособление — при случае, им можно было воспользоваться, как полупикой. Кроме того, пушкарский наряд обычно охраняло значительное число стрельцов или солдат.
На основании имеющихся сведений можно заключить, что в мундирном платье московских пушкарей преобладали красный и синий цвета, т.е. такие же, как и у регулярных артиллеристов эпохи Великой Северной войны 1700-1721 гг4. Потешный бомбардирский кафтан самого Петра I 1696 г. был также красным. В 1702 г. в Петербургском Артиллерийском цейхгаузе хранились старые, еще времен Пушкарского приказа, «...кафтаны строевые сермяжные белые; шапки бархатные, с чеканными золочеными досками; то же суконные красные, шитые золотом и серебром; то же голубые, украшенные гербами или овчинами серыми». Следует пояснить, что «строевыми» тогда назывались повседневные, нецветные кафтаны, а «чеканныезолоченые доски» — это, возможно, аламы, а не украшения на шапках. Наряду с красными и синими, но значительно реже, встречались зеленые пушкарские кафтаны, например, упомянутый выше кафтан 1664 г. Князь Б.И.Куракин, упоминая в своей «Гистории» потешные стрельбы 1690 г., также пишет: «...и который пушкарь убьет в цель, бывало награждение— каждому по 5 рублей и по сукну красному или зеленому на кафтан». Начальные люди московских пушкарей носили «цветное» платье и выходили перед строем, как и «...полковники, и головы, и полуголовы стрелецкие в ферезеях и в кафтанах Турских в бархатных и в объяринных цветных».
Обычай красить лафеты и зарядные ящики в красный цвет, существовавший в русской армии в течение почти всего XVIII в., также ведет начало с XVII в. Красные лафеты рисовал Пальмквист; упоминаются они и в описании встречи Польского посольства 1667 г.: «... Перед каждой ротой были военные орудия большого калибра, называемые простонародьем «мучителями», каковых мы насчитали до 35, все поставленные на телеги и уже заряженные, как бы готовые поступить в дело. При каждом таковом орудии находились два человека для управления ими; кони все одношерстные белые, а зарядные ящики красные».
Были у Московских артиллеристов XVII в. флаги и прапоры, обязательные при исполнении ими своих служебных обязанностей. Так в январе 1684 г., на Водосвятие, «...около пищалей стояли пушкарские головы с пушкарским чином, с знамены, в цветном платье, по наряду и по росписи из Пушкарского Приказу».
Примечания:
1. Имеется в виду не щит, а герб (ошибка переводчика).
2. Наряд — артиллерийское подразделение или вообще артиллерия Московского государства до XVIII в.
3. Оригинальная, видимо, русская система крепления пушечного ствола к лафету.
4. В 1731 г. красно-синяя расцветка артиллерийского мундира сменилась на красно-черную, ставшую традиционной для русской артиллерии.
Источники и литература:
1. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969.
2. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Ч. II. М., 1915.
3. Исторический рассказ о путешествии польских послов в Московию, ими предпринятом в 1667 году.//Проезжая по Московии. М., 1991.
4. Куракин Б.И. Гистория о царе Петре Алексеевиче и ближних к нему людях. 1682-1694 гг.//Архив князя Куракина. Т. 1. Спб., 1890.
5. Левыкин А.К. Русские городовые пушкари 2-й пол. XVII века.//«Вопросы истории». № 3. 1985.
6. Львовский П.Г. Знамена отечественной ар-тиллерии.//АИМ. Сб. исследований и материалов. Вып. II. Л., 1958.
7. Пальмквист Э. Наблюдения и заметки о русской артиллерии. [Б.м, 6.г.]
8. Сказание Адольфа Лизека о посольстве от Императора Римского Леопольда Великому Царю Московскому Алексею Михайловичу, в 1675 году.// Журнал Мин-ва нар. просвещения. Ч. 16. Спб, 1837.
9. Хмыров М.Д. Второй генерал-фельдцейхмей-стер граф Яков Вилимович Брюс (1704-1726).//«Артиллерийский журнал». № 2 (февраль). 1866.
10. Опись Московской оружейной палаты. Ч. 3. Кн. 2 (Броня). М., 1884.
Роберто ПАЛАСИОС-ФЕРНАНДЕС журнал Цейгхауз 06.01.1997