Киевская Русь
К началу XIII века Русская земля простиралась от Белого моря на севере до причерноморских степей на юге, от Карпатских гор до Урала. В это время на Руси уже не существовало единого государства, господствовала феодальная раздробленность, но торговые, политические и культурные связи были прочными и плодотворными.
При отсутствии единого центра, каким раньше был каким Киев, центрами политической и культурной жизни сделались наряду с Киевом и областные города, столицы больших государственных образований - земель. По имени этих столичных городов и принято обозначать отдельные княжества, или земли. Крупнейшими из них стали земли: Новгородская, Полоцкая, Смоленская, Владимиро-Суздальская, Киевская и Черниговская. Каждая из земель управлялась удельными князьями, которые находились в подчинении у своих старших сородичей, владевших центральными и наиболее значительными городами. Между соперничавшими князьями постоянно возникали ссоры и "крамолы". На севере Руси с XII века начинают главенствовать над другими князьями владимиро-суздальские, на юге - галицико-волынские князья. Здесь появились тенденции к централизации Русского государства.
Владимиро-Суздальская земля.
Северо-восточную часть Русской земли занимала Владимиро-Суздальская Русь. Владимиро-Суздальская земля располагалась в междуречье Волги и Оки. К северу от Волги ее границы терялись в обширных лесах. примыкавшим к Новгородским землям. Южная граница доходила до Рязанской земли. Население сосредотачивалось главным образом в относительно плодородных "опольях".
Так назывались как бы большие поляны среди обширных лесов, покрывавших Владимиро-Суздальчкую землю. Среди таких "ополий" в первую очередь выделялась область Ростова Великого. Город Ростов стоит на берегу озер Неро, или Ростовского озера.
Другое "ополье" окружало Переяславское озеро, которое именовалось так же озером Клещиным (позднее названное Плещеевым) - по древнему городку с таким же названием.
Третьим "опольем" можно назвать район Суздаля. Один из древнейших русских городов, Суздаль также был центром особой епископии. В начале XIII столетия Суздаль имел определенное значение прежде всего как город, связанный с деятельностью епископов. В политическом отношении Суздаль уступил свое место более молодому городу Владимиру, стоящему на реке Клязьме, или Владимиру Залесскому.
Расцвет Владимира начался еще в XII столетии при Юрии Долгоруком и его сыне Андрее Боголююбском. Брат Андрея, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, держал в своих руках всю Владимиро-Суздальскую землю. Позже он разделил ее на несколько княжеств между своими сыновьями. При Всеволоде и его наследниках Владимиро-Суздальская земля достигла высокой степени могущества. Жители ее с гордостью утверждали, что никто не решится пойти войной на "сильную" Суздальскую землю. Однако новгородские и смоленские воины нанесли поражение суздальцам в битве при реке Липице в 1216 году.
До прихода татаро-монголов Владимиро-Суздальская земля была богатой страной. Ее процветанию в немалой степени способствовало географическое положение. Процесс освоения этого района был почти закончен. Вокруг находились русские земли, и только на востоке Владимиро-Суздальское княжество граничило с землями чувашей, мордвы и других народов.
Крайним восточным оплотом Руси был город Нижний Новгород, основанный в 1221 году при слиянии Волги и Оки. Так окончательно оформились границы Владимиро-Суздальской земли.
Само название "Нижний Новгород" отражало вошедшее в употребление наименование поволжских земель как Низовской земли, иногда просто "Низа" по сравнению с Новгородской землей.
Владимиро-Суздальская земля была тесно связана как с Новгородской землей, так и с Волжской Болгарией, которая располагалась по средней Волге. Почти непрерывный водный путь по рекам Мсте и Тверце, впадающей в Волгу, продолжался и дальше на юго-восток к Волжской Болгарии и Саджсину (Саксину), а оттуда в Среднюю Азию, в Азербайджан, в Иран. Это создавало громадные торговые преимущества для городов Владимиро-Суздальской Руси, которые поддерживали постоянные отношения с Западной Европой при посредстве Новгорода и с далеким Востоком.
Сведения о многочисленных политических, торговых и культурных связях города Владимира в XIII столетии сохранились в летописях. Приближенные Андрея Боголюбского носили имена явно кавказского происхождения, а в постройках Андрея Боголюбского и их скульптурных украшениях справедливо видят сходство с грузинской архитектурой и скульптурой. Всеволод Большое Гнездо был женат на дочери чешского князя, и это находит подтверждение в том факте, что в "Прологах", сборниках кратких житий святых владимиро-суздальского происхождения, впервые помещены в чешские житии.
Поразительно быстро Владимир и его окрестности украсились замечательными сооружениями. Собор Успения надолго стал патрональной святыней всей Северо-восточной Руси, как и икона Владимирской Божьей матери (теперь хранится в Третьяковской галерее) .
Среди новых городов Владимиро-Суздальской земли особо следует отметить Москву. Совсем еще нее большой город превратился в столицу отдельного княжества. В XIII веке в русских источниках появилось и название "москвичи".
Рязанская земля.
К югу от Владимиро-Суздальской земли находилась земля Рязанская, обосновавшаяся в отдельное княжество еще в XI веке.
Она тянулась длинной полосой вдоль Оки. На западе границы рязанской земли проходили почти у самой Москвы. По крайней мере, даже в XIV столетии рязанские и московские князья спорили о волости Лопасня, лежавшей по реке Лопасня к югу от Москвы. Рязанским городом считалась и Коломна (в устье Москвы-реки).
На востоке рязанские земли заходили за реку Проню, недалеко от впадения которой в Оку стояла столица земли Рязань, позже называемая в отличие от новой столицы Старой Рязаньью. Раскопки обнаружили, что Старая Рязань была крупным городом с каменными храмами. Ремесленное производство Рязанской земли также было выдающимся для своего времени.
В XIII столетии рязанские князья упорно защищали свою землю от посягательств могущественных владимиро-суздальских князей. Летописи того времени наполнены рассказами о походах Всеволода Большое Гнездо в рязанскую землю и кровопролитных распрях князей.
Новгород и Новгородская земля.
Почти весь северо-запад и север Русской земли принадлежали великому Новгороду. Этот город стоит на реке Волхов, там, где она вытекает из озера Ильмень. Ладожское озеро и Нева выводили к Финскому заливу. Таким образом, Великий Новгород, непосредственно связанный с Балтийским морем, поистине был для Северной Руси "окном в Европу" Внешнеторговые отношения Новгорода особенно окрепли в XII-XIII столетиях. По своему международному значению крупнейшей постоянной ярмарки Новгород не имел соперников не только на Руси, но и во многих странах Западной Европы. Новгородские товары проникали на громадные пространства от Лондона до Уральских гор. Северо-немецкие и скандинавские города поддерживали постоянные связи с Новгородом. Новгородцы и сами плавали на своих судах в западноевропейские города. Существовала даже особая торговая компания "заморских" купцов, ведших торговлю за морем, имевших свою патрональную церковь Пятницы. На иноземных дворах – Немецком и Готском - останавливались приезжие купцы – "гости".
Стремясь сохранить за собой исключительное право торговать с Восточной Европой, Новгород ревниво следил за тем, чтобы иноземные купцы не ездили в другие русские города.
Богатый север поставлял в Новгород дорогие товары: меха, "дорог рыбий зуб" моржовые клыки, ловчих птиц – соколов и кречетов. Все это находило большой сбыт за границей. В Новгороде существовала и особая торговая община, помещавшаяся при церкви Ивана Предтечи на Опоках. Эта торговая корпорация, "Иванское сто", жило по своему уставу, составленному еще в XII столетии, но дошедшему до нас уже в подновленном виде в списках более позднего времени.
Город делился Волховом на две стороны Софийскую и Тоговую. На Софийской стороне находился кремль, а в нем – древний собор святой Премудрости божьей, гордость новгородцев. Святая София уже в это время сделалась символом новгородской вольности. О ней говорили: "Где святая София, тут и Новгород".
В городе жило многочисленное, по средневековым масштабам, население, большое количество ремесленников и других людей, занимавшихся черной работой, – так называемых "черных людей", составлявших основную часть новгородского населения.
Власть в Новгороде принадлежала боярам, владевшим вотчинами. В боярских вотчинах стояли укрепленные дворы – настоящие средневековые замки со стенами и башнями, но не с каменными, а с деревянными стенами.
Наряду с боярством к феодальной верхушке принадлежало духовенство, в первую очередь монашество, "черное духовенство", как называли монахов по цвету одежды. Церковным главой в Новгородской земле был новгородский архиепископ. Его называли: владыкой". По рангу это было второе после митрополита духовное лицо на Руси; во всех других землях существовали только епископы. Резиденцию архиепископа, помещавшуюся в новгородском кремле, величали "Софийским домом".
Софийскому дому и монастырям принадлежали громадные земельные владения. Как и бояре, владыка и игумены больших монастырей имели дружины, выходившие на войну под своими знаменами, "стягами".
В Новгороде сидели и свои князья, но это уже были не те наследственные властелины, какими были князья в других землях. Начиная с XII века новгородцы сами приглашали князей и сами их смещали.
Главным распорядителем в Великом Новгороде было вече. Это не была буйная сходка людей, как обычно его изображали в старинных сочинениях по истории Новгорода. На вече сходились только вольные люди – "мужи новгородцы". Оно созывалось на Вечевой площади Тоговой стороны города и у Cвятой Софии по особому звону колоколов. Иногда вечевые собрания кончались кровавыми расправами над боярами или "черными людьми", побежденных бросали в реку с Волховсого моста. Летопись рассказывает о подобных событиях и умалчивает о повседневной деятельности вече, на котором выбирались городские власти, посадник и тысяцкий, решались вопросы, касающиеся внешних сношений Новгорода и его внутренней жизни.
В мирное время городскими делами ведали посадник и тысяцкий. Иностранные источники всегда называли посадников "бургграфами", подчеркивая тем самым их особо высокое положение.
Тысяцкий в основном ведал торговыми делами, имевшими важное значение в жизни Новгорода.
В целом по своему государственному устройству Новгород был похож на другие средневековые вольные города, такие, как Флоренция, Любек. Однако Новгород владел обширной территорией и в этом отношении выделялся среди вольных городов Европы. Он был не просто городом, а " Господином Великим Новгородом ", т.е. владыкой, властителем, суверенным государством, имевшим право печатать свою монету, объявлять войну и мир, издавать свои законы и пр.
Владения Великого Новгорода простирались далеко на восток, вплоть до "Каменного пояса" (Уральских гор). Новгородцы поддерживали торговлю с воинственными племенами в области Печоры, в Югорской земле ("Югре"). Новгородские владения, находившиеся за Белым озером, назывались Заволочьем, так как располагались "за волоком" – участком земли, отделявшим бассейн Онежского озера от бассейна Северной Двины. В XIII столетии новгородские поселения ("погосты") уже подходили к Белому морю, которое новгородцы образно называли " Дышущим морем ", морем с приливами и отливами.
Псковская земля.
На западе Новгородская земля соседила с землей Псковской.
Они были разделены полосой густых лесов. Леса и болота отделяли Псковскую землю от Ливонии, населенной латышами и эстами.
Псковская земля узкой и длинной полосой охватывала бассейн реки Великой и Чудского озера. Вокруг реки Великой группировались обычно хорошо укрепленные псковские пригороды.
Наиболее плодородные земли лежали на юге псковской земли.
Край славился льном, который вывозили в соседнюю Прибалтику и Западную Европу.
Псков стоит недалеко от впадения реки Великой в Псковское озеро, соединяющееся с Чудским. Кремль (или Кром) возвышался на высоком холме над Великой, там, где в нее впадает небольшая речка Пскова. Город располагался на правом берегу Великой, а на левом берегу находился пригород Завеличье.
В начале XIII столетия Псков уже выделялся богатством среди других русских городов. Он вел большую торговлю с Прибалтикой и немецкими городами. Город был известен и развитым ремеслом.
По своему государственному устройству город был подобен Великому Новгороду. Верховным его распорядителем было вече, а во главе стояли выборные посадники. Главой псковского духовенства являлся новгородский архиепископ.
Долгое время Псков находился в некоторой зависимости от великого Новгорода. Эти два города считались как бы братьями: старшим был Новгород, младшим – Псков. Постепенно Псков все более приобретал самостоятельность и стал держать у себя особых князей. Впрочем, эти князья в политической жизни города играли еще меньшую роль, чем новгородские.
Полоцкая земля.
Полоса больших и малых озер, труднопроходимые леса и болота отделяли земли Новгорода и Пскова от Полоцкой земли, простиравшейся с севера на юг от Западной Двины до Полесья, а с запада на восток от – Немана до Днепра.
Полоцк, большой и богатый город на Западной Двине (в устье Полоты) , упоминается в скандинавских былинах. О полоцком соборе святой Софии в кремле говорится в "Слове о полку Игореве". Полоцк вел оживленную торговлю с западной Европой.
В полоцкой земле господствовала особая династия, ведшая свое начало от Владимира Святославовича и его жены Рогнеды.
Известнейшим князем этого рода был князь Всеслав, живший во второй половине XI века. Потоики его, Всеславичи, утвердились в Полоцкой земле, распавшись на несколько княжеских ветвей, враждовавших между собой. Это дробление и было одной из причин ослабления Полоцкой земли. В начале XIII столетия она все более и более теряла прежнее политическое значение и с трудом отбивала напор воинственных соседей – литовских бояр и немецких рыцарей меченосцев. немецкие рыцари захватили земли ливов, находившиеся в зависимости от полоцких князей. Так был потерян непосредственный выход полоцких князей к морю.
Однако в начале XIII века Полоцкая земля сохраняла еще остатки своего прежнего могущества. Впоследствии литовские князья овладели городом Полоцком и окончательно утвердились на территории всей полоцкой земли.
Смоленская земля.
К началу XIII века значение Смоленска и княжившего в нем рода смоленских князей, происходивших по прямой линии от Владимира Мономаха. Могущественные смоленские князья появились со своими дружинами и в Новгородской, и в Полоцкой, и во Владимиро-Суздальских землях.
О территории Смоленского княжества и его населении ясное представление дает княжеская грамота, пожалованная утвержденной в XII столетии Смоленской епископии.
В начале XIII века Смоленск был цветущим и богатым городом, твердыней Русской земли на западной границе.
О внешней торговли Смоленска в XIII веке говорит договор, заключенный смоленским князем с Ригой и немецкими городами, в котором определены условия торговли в Смоленске и положении иноземных купцов на Руси того времени. В нем описан порядок торговых операций. Согласно ему, торговые весы должны были вымеряться представителями как "латинской" (немецкой) , так и русской сторон. Устанавливалась величина платы за доставку товаров по "волоку" сухопутному участку, который разделял верховья Западной Двины и Днепра.
Договор рисует полувоенную-полукупеческую среду иноземных гостей, приезжавших в Смоленск. Это один из ярчайших документов, описывающий сложности и опасности средневековой торговли, когда иноземный гость и на рынке иногда должен был прибегать к мечу.
В Смоленской земле, может быть, больше, чем в каких-нибудь других местах Руси, ощущалась близость к Европе. Здесь даже летосчисление иногда велось по немецкому образцу.
Киевская и Черниговская земли.
Киевская земля в начале XIII столетия уже не играла прежней роли самой богатой и населенной области Руси и ее политического центра. Постоянные нападения половцев особенно разоряли Киевскую землю и районы прежней Перяславской земли. Кровопролитные междоусобные войны также способствовали опустошению Киева.
Запустели и пограничные районы Киева, лежавшие к югу от него по реке Роси. И тем не менее Киев еще оставался богатейшим русским городом, украшенный великолепными каменными соборами (среди них Десятинная церковь и Софийский собор с его замечательными фресками) .
Сохраняло свое значение Черниговское княжество, или Северская земля. Это название произошло в седой древности от племени северян, и даже в XVI столетии ее жителей именовали "севрюками".
Черниговская земля на севере доходила до Смоленского княжества. Дремучий брянский лес отделял ее от Владимиро-Суздальской земли. Столица земли, Чернигов, представляла собой богатый город с каменными соборами и церквами, многие из которых сохранились до нашего времени. Прославлены были и черниговские ремесленные изделия.
Некоторая обособленность Черниговской, или Северской земли от других русских областей привела к тому, что здесь сидел один и тот же размножившийся княжеский род, возводивший себя к Олегу Святославовичу, двоюродному брату Владимира Мономаха.
"Хороброе гнездо Ольговичей" держало власть над землей крепко, не пуская в нее чужих князей.
Киевская и Черниговская земли в XIII столетии вели торговлю с Крымом и Византией, но усиление кочевников в степи тормозило развитие этой торговли. Создание Латинской империи после взятия Византии (Константинополя) крестоносцами в 1204 году не ослабило, а усилило торговые связи ряда черноморских городов с Западной Европой.
Заключение
Таким образом, вырисовывается следующая картина на Руси до начала XIII века (до татаро-монгольского нашествия) . Всю феодальную Русь мы должны представить себе, как полтора десятка самостоятельных княжеских. Все они жили самостоятельной, независимой друг от друга жизнью, представляя собой микроскопические государства, мало сцепленные друг с другом и в известной степени свободные от контроля государства. Но не правильно считать феодальную раздробленность временем упадка и регресса или отождествляя ее с княжескими усобицами, начавшимися еще в X веке. Для молодого русского феодализма единая Киевская Русь была как бы нянькой, воспитавшей и охранившей от всяких бед и напастей целую семью русских княжеств. Они пережили в ее составе и натиск кочевников хазар и печенегов; и вторжение варяжских отрядов, и неурядицы княжеских распрей, и несколько войн с половецкими ханами и к концу XII века выросли на столько, что смогли начать самостоятельную жизнь. И этот процесс был естественным для всех стран Европы и беда Руси заключалась в том, что начавшиеся процессы объединения русских земель были нарушены татаро-монгольским нашествием, на борьбу с которым Русь потратила более 150 лет.