День независимости Украины
Спустя 16 лет после обретения независимости, зачастую, мы до сих пор не можем осознать себя как суверенный народ. Долгое время пребывания в роли колонии другой страны оставило в нас глубокий след, время, проведенное в условиях зависимости от другого государства, искривило самосознание немалой части украинского народа, что послужило формированию комплекса исторической вторичности. Многие люди и подсей день, после развала Советской империи, не могут идентифицировать себя как представители суверенной нации и продолжают воспринимать себя как «малороссов», что по большому счету мешает жить, прежде всего, им самим. Комплекс неполноценности и вторичности не позволяет воспринимать самого себя как полноправную фигуру событий государственного либо бытового уровня. Как следствие, такое отношение к себе, а отсюда и к окружающему миру, ведет к непониманию инициативы, отрицанию самой возможности самостоятельного решения проблем, неприятие частного бизнеса как нормального способа честного заработка. Очень ярко это проявляется в процессе поиска своего места в обществе. В этом случае всегда срабатывает «категория иерархий» - мы никогда не чувствуем себя равным по отношению к другому. И это касается всех сфер жизни - работы, отдыха, личных отношений. Комплекс второсортности требует определиться: либо человек находится «ниже», по каким-то показателям - материальным, социальным, профессиональным, либо доминирует и всячески это подчеркивает. Одновременно появляется страх, что стоящий ниже, в один «прекрасный» момент достигнет большего. Отсюда злоба, зависть к чужим успехам, радость в случае поражения других людей. К сожалению, все это присутствует в современном обществе. Концепция иерархий проходит сквозь наше общество, страдающее комплексом второсортности.
А ведь нам есть чем гордиться. Вся история славянских народов пошла именно с Киевской Руси, и имеет прямое отношение к нам. Конечно же, нельзя говорить, что племена, жившие на территории современной Украины, являются украинцами, но именно под влиянием Киева сформировалась вся славянская цивилизация, которую мы сейчас знаем. Правда, акценты сместились. Что именно мы принадлежим к народу, имеющему более чем тысячелетнюю историю. В школе мы учили цивилизации греков, римлян, египтян, но только не Киевской Руси, о которой говорили вскользь и в основном изучали названия племен, живших на территории, хотя Киевская Русь IIX-XIII ст. было одним из наибольших государств Европы. Киев был величественнее и богаче европейских столиц, на бедность и грязь которых жаловалась Анна Ярославна. Именно здесь был центр славянской цивилизации и формировался древнеславянский язык.
Польский языковед М. Красуский, в книге «Древность украинского языка», опубликованной в 1879 году, сделал вывод, что украинский язык является старшим среди всех славянских языков. А вот этимологический словарь, изданный в Киеве в 80 гг XX ст., создает впечатление, будто подавляющее большинство слов украинского языка заимствовано. Такая подача материала была обусловлена государственной политикой трактовать украинцев как недозрелый, неполноценный народ, не имеющий ни своих культурных традиций, ни достойного прошлого, ни собственного словарного запаса, ни даже достойного названия для своей земли.
Упадок Киевской Руси начался в XIII ст. Поскольку она имела огромную территорию, то была поделена на отдельные княжества, которыми управляли сыновья киевского князя. Началось все с Юрия Долгорукого, сына Владимира Мономаха, княжившего в Суз дал и, где родился и вырос его сын Андрей. В то время Русь раздирали междоусобные войны, что стали причиной увеличения числа наследников, для которых уже не хватало свободных территорий. Используя ослабление метрополии, Андрей Боголюбский, напал ё 1169 г. на Киев и сжег его. После этого Киев подвергался неоднократным разорениям и уже не смог восстановить свой статус.
Вторичность Украины долго и уверено внедрялась в общественное сознание так, что сейчас необходимо приложить немало сил, чтобы выдавить ее из нас общественное сознание так, что сейчас необходимо приложить немало сил, чтобы выдавить ее из нас. Одним из доказательств второсортности является термин «Украина», которым страну назвали, поскольку была «на краю», «на окраине»; Хотя никто так и не объяснил, как может народ назвать свою страну Околицей, Окраиной эта версия прижилась надолго.
«Русь» имело отношение только к Киевской Руси, Не было ни Новгородской Руси, ни Московской. Только Киевская, а это язык, который всегда тесно связан с менталитетом народа. Узнав, откуда взялось слово «Украина» можно понять и наш менталитет.
«Русь» имело отношение только к Киевской Руси, Не было ни Новгородской Руси, ни Московской. Только Киевская, а это язык, который всегда тесно связан с менталитетом народа. Узнав, откуда взялось слово «Украина» можно понять и наш менталитет.
Распространенное, но поверхностное объяснение этого слова сводится к значению - «земля, что лежит с краю». Такую мысль утверждали в обществе, в частности, советские историки которые убеждали всех, якобы наши земли являются окраиной России, откуда и название. Однако Киев намного старше Москвы, а слово «Украина» намного старше термина «Россия». Когда это слово уже писалось в давних документах как название нашего государства, на севере еще не было Московского княжества, а только лишь пограничные заставы киевских князей на околицах своей страны.
Украинский профессор канадской диаспоры О. Субтельный, утверждает, что Украина это «земля с краю», но уже не России, а Европы. Однако в таком случае неясно, какое европейское государство назвало нашу землю Окраиной. Не могли соседние княжества валахов, чехов, угров, литовцев или поляков назвать своей окраиной Киевскую Русь, которой платили дань.
Название наших земель не имеет ничего общего с понятием околицы-периферии. Некоторые исследователи доказывают, что среди давних арийцев существовал народ «Укрів», от которого и пошла «Україна». Однако никаких упоминаний об этих «украх» в мифологии, исторических документах, языкознании нет. «Укри» существуют лишь в воображении.
Название «Україна» дали нашей земле наши предки, нашим языком. Естественно, не имея ввиду окраину. Такое понятие было введено в украинский язык в XX веке. Во времена становления термина «Україна» широко употреблялся глагол «украяти» («отрезать», т. е. «выделить», «оторвать», «отделить»). В современном украинском языке существуют понятия: «украяти хліб» (отделить часть хлеба), «кравець», «краяти», «викроіти». Это не околица, а частица, отделение. Так же, как хлеб, материю или время, можно «украяти землю». Так же,, как отрезаемый хлеб зовется «окрайкою», «україна» (т. е. отделена от остальных, выделенная среди других) земля» будет называться «Україною» (Вкраїною). С ударением на букву «а». Сегодня «кража», образованное от слова «краяти», употребляется для обозначения выделенных из общества земель. За своей родной землей сохранилось понятие - «Україна» (Вкраїна), с более поздним переносом ударения на «ї».
Название нашей земли в тысячелетней традиции означает буквально - «земля, выделенная для нас из общества, отделенная от остальных». Наша собственная земля. Именно понятие «собственная» земля и дает понимание менталитета нашего народа. Как известно именно земледельческая культура стала основой современной цивилизации и заменила собой охотничий способ существования, который исчерпал свои возможности. Украинцам в этом плане повезло. На нашей территории находятся наибольшие мировые запасы чернозема и благоприятный климат для земледелия. Те, кто здесь жил имели возможность не только выжить, но и обеспечить себе безбедное существование. Для этого необходимо работать и уметь защищать себя от врагов, рассчитывая, прежде всего на себя. Это обстоятельство делало из украинца свободного человека с врожденным чувством неприкосновенности частной собственности и развитой предпринимательской инициативой, благодаря природным условиям жизни, инициативе и индивидуализму украинцы привыкли решать свои проблемы сами, не ожидая «батюшку царя, который придет и рассудит».
Кроме того, мораль земледела, направленная на воспитание высокой морали, привязанности к земле, заботы о ней ради будущих поколений, способствовала формированию личности привязанной к месту жительства, к родной земле, что передавалась от поколения к поколению, от отца к сыну - отсюда и уважительное отношение к старшим, особенно к родителям. Типичный украинец имеет мягкий, миролюбивый характер, готов помогать слабым, гостеприимный и добродушный в отношении к окружающему миру. По этому поводу Л. Троцкий, выразился: «Только безграничная доверчивость и уступчивость, отсутствие понимания необходимости постоянного силового сдерживания всех слоев общества, не только во время войны, уничтожали все достижения украинцев».
Недостаточное единство украинцев объясняется индивидуализмом, как сущностью национального характера, что совпадает с менталитетом европейских народов и резко контрастирует с коллективизмом. В сфере социальных отношений индивидуализм украинца органично вписывается в демократизм, уважение к личности. На данный момент эти ментальные сущности приглушены вследствие многолетнего влияния чужой идеологии, которая отрицала частную собственность, инициативу и, как следствие, свободу личности.
Что интересно, при каждом удобном случае, в тему или нет, мы говорим: «ну что поделать - менталитет у нас такой». И произносим эти слова, как правило, при негативных ситуациях или поступках, оправдывая свои худшие человеческие качества и тем самым сами себя, убеждая, что мы как нация ничего не стоим, состоим полностью из неудачников, завистников, преступников и прочей нехорошей публики. Это не преувеличение. Прислушайтесь, в каких случаях мы вспоминаем тот самый «менталитет» и быстро убедитесь, что это реалии жизни. Мы сами себя убеждаем в нашей неполноценности, но почему-то ожидаем изменений в лучшую сторону. С чего бы это? Ведь мы изо дня в день ненавязчиво готовимся к роли человеческих отбросов, мы топим себя в своем же подсознании. И разговор о подсознании не пустые слова, именно там с рождения закладывается, если говорить современным языком, наша жизненная программа. Все мы в биологическом плане, внешне друг на друга похожи, имеем руки-ноги, голову и прочие природные принадлежности, но результатов в жизни достигаем совершенно разных и часто никем никогда неповторяемых. Почему? Да потому, что разница не в форме, а в содержании - в голове. Кто-то стремится к социальным высотам и становится лидером, кто-то довольствуется малым и живет нормальной жизнью обыкновенного человека, а кто-то заканчивает жизнь в подвале. Наша жизнь и судьба, победы и поражения, все берет начало в нашей голове, наше мироощущение - вот первоисточник жизненного успеха или катастрофы. Всему чего мы достигли в жизни - работе, семье, деньгам, карьере, бизнесу, успеху, или мусорному баку, т.е. абсолютно всему, мы обязаны нашим мыслям!
И только! Именно поэтому, начиная от древних философов и заканчивая современными учеными в области психики человека, говорят о том, что мысль имеет материальное воплощение. Недаром существует проверенная временем народная мудрость «если человека называть свиньей - рано или поздно он захрюкает».
Кажется невероятным, что у целого народа, который ведет свою родословную от Киевской Руси, имеющий более чем тысячелетнюю историю и огромнейшую, признанную всем миром культуру, может быть менталитет, воплощающий всевозможные отрицательные качества человека. Такого просто не может быть. Называть обыкновенные человеческие пороки, которые присущи абсолютно всем народам мира, национальным менталитетом - просто преступлением, причем против своих же детей. Мы убиваем наше будущее...
P.S. У нас история является политической категорией, не имеющей ничего общего с реальными событиями. «Украина будет согласовывать свою историю с РФ», заявил гуманитарный вице-премьер Д. Табачник. Очевидно, все, что «согласует» Табачник, будет выкинуто, когда в КабМине будет сидеть другой гуманитарный вице-премьер. И так - по кругу. «Элита» Украины не только не научилась решать общегосударственные задачи, но даже не умеет их самостоятельно формулировать.
Газета ЭХО Таврии