Определение хронологии отдельных типов и категорий древних вещей, находимых археологами, является одним из исходных отправных момептов исследования археологических комплексов.
Недавно М. В. Фехпер была предпринята попытка установить время бытования одной из категорий вещей, встречающихся в восточноевропейских и скандинавских могильниках, — железных шейных гривен (с привесками в виде так называемых «молоточков Тора» и без них), найдонпых в погребальных комплексах Ярославского Поволжья, Гнездова, Приладожья п других районов.1
Анализируя материалы наших памятников и привлекая зарубежные (скандинавские) аналогии, М. В. Фехнер датирует эти находки концом X-началом XI в.
В Скандинавии в IX-XI вв. известны три основные разновидности амулетов и символов бога Тора:
- железные шейные гривны с привесками в виде «молоточков Тора»;
- «молоточки Тора» из серебра — роскошно орнаментированные подвески;
- изображения молота Тора на камнях с руническими надписями.
К четвертой категории вещей этого круга (по некоторым внешним типологическим призпакам), может быть, следовало бы отнести железные шейные гривны без привесок; М. В. Фехнер, рассматривая восточноевропейские материалы, не делает различия между этими1 гривнами и гривнами с «молоточками Тора»; однако, поскольку эта категория вещей не имеет никаких признаков, говорящих о принадлежности их к культу бога Тора, мы не считаем возможным рассматривать их вместе с какой-либо из трех вышеуказанных категорий; на них нельзя распространять ни хронологию, ни какие-либо выводы и определения, базирующиеся на анализе амулетов Тора, в том числе и гривен с «молоточками» (см. карту, таблицу). Железные шейные гривны с «молоточками Тора», нанизанными на них или привешенными с помощью колец, на нашей территории найдены в Гнездовском и Михайловском могильниках.2
Аналогичные находки есть и в Скандинавии; количество их во много раз превышает число гривен с «молоточками», найденных на нашей территории.
М. В. Фехнер, определяя время бытования железных гривен, опирается на находки в могильнике крупного торгового города «эпохи викингов» Бирки в Средней Швеции. Комплексы с шейными гривнами не были датированы автором публикации X. Арбмапом, поэтому М. В. Фехнер предлагает свою суммарную датировку этих погребений, относя их в основном к концу X- началу XI в.3 Между тем могильник Бирки вместе с городом прекращает свое существование в конце X в. Дату эту установил X. Арбман.4 М. В. Фехнер в своей статье не выдвигает аргументов, доказывающих существование в Бирке погребений, относящихся к последней четверти X-началу XI в. Поэтому принять предложенную ею суммарную датировку погребений с шейными гривнами в Бирке не представляется возможным, отдельные комплексы, датированные М. В. Фехнер, относятся к концу IX-началу X в.5
Гривны с «молоточками Тора», типологически близкие найденным в Бирке и на нашей территории (см. таблицу), в Скандинавии появляются еще до «эпохи викингов». Так, можно указать на находку витой железной гривны с «молоточками Тора» из могильника Вальсгерда в Швеции.6 Комплекс Вальсгерда 6, из которого происходит эта гривна, представляет собой языческое «королевское» погребение в ладье. Г. Арвидссон датирует его серединой VIII в. (около 750 г.).
М. В. Фехнер справедливо отмечает, что в шведских могильниках «эпохи викингов» гривны с «молоточками Тора» связаны с языческими погребениями по обряду трупосожжения. Так, в Бирке они найдены в подавляющем своем большинстве в погребениях с трупосожжением.7
Трупосожжения в Бирке составляют примерно 50% раскопанных комплексов могильника (532 из 1168); остальные 50% — погребения по обряду трупоположения в основном христианские. Распространение христианства в Бирке началось в IX в.; 8 логично предположить, что основная часть трупосожжений относится к раннему периоду существования могильника, когда население города в большинстве своем было язычниками, тем самым трупосожжения. в том числе и с шейными гривнами (таких погребений в Бирке более 40), должны датироваться главным образом концом IX -первой половиной X в.
Не отвергая конечной даты, предложенной М. В. Фехнер для шейных гривен с «молоточками Тора» (начало XI в.), можно сделать вывод о том, что в Скандинавии эта категория вещей бытовала втечение нескольких столетий — с VIII до начала XI в. Нет никаких оснований говорить о преимущественном распространении железных гривен с «молоточками Тора» в конце X-начале XI в.
Этому положению не противоречат и находки на нашей территории. Так в Гнездовском могильнике, в кургане № 15 из раскопок М. Ф. Кусцинского найдена железная гривна с «молоточками Тора». Этот комплекс А. Н. Кирпичников, указывая, что все оружие в погребении восходит к IX в., отнес ко времени около 900 г.9 Д. А. Авдусин пытается пересмотреть эту датировку и датирует курган первой половиной пли серединой X в., очевидно, пользуясь при этом хронологией, предложенной М. В. Фехпер для железных гривен.10 Однако, проанализировав инвентарь комплекса и учитывая все вышеизложенное относительпо хронологии шейных гривен, следует согласиться с датировкой, предлагаемой А. Н. Кирпичниковым.11
Хронология серебряных, роскошно орнаментированных подвесок-«молоточков Тора», найденных в кладах Норвегии и Готланда, зарытых в землю во второй половине X -начале XI в.,12 не может быть основанием для датировки железных гривен с «молоточками Тора». Автоматическое перенесение времени их распространения (тем более, времени сложения кладов, в которых они находились) на хронологию железных гривен неправильно. Анализируя типологическую эволюцию серебряных подвесок, их постепенное усложнение, можно полагать, что исходной формой являются серебряные «молоточки», по своей форме близкие «молоточкам» с железных гривен. Аналогичная эволюция происходит и с изображениями молотов Тора на камнях с руническими надписями, которые также датируются X-XI вв.
Необходимо отметить, что на нашей территории ни серебряные подвески - «молоточки Тора», ни изображения символов Тора на камнях неизвестны.
Время бытования железных шейных гривен с «молоточками Тора» частично совпадает со временем распространения серебряных подвесок и изображений на камнях с руническими надписями. Если первые, возможно, в конце X в. начинают выходить из употребления, то вторая и третья группы амулетов — символов Тора, получив от них какой-то исходный импульс, продолжают развиваться и постепенно превращаются из языческого амулета в христианский равноконечный крест13 (см. таблицу). Все три категории скандинавских амулетов — символов Тора — сосуществуют лишь некоторое время.
Таким образом, попытка М. В. Фехнер определить время бытования железных гривен с «молоточками Тора» более узким хронологическим интервалом, нежели VIII-начало XI в., представляется мало удачной, и использовать эти гривны для точной датировки комплексов, относя их при этом только к концу X — началу XI столетия, невозможно.
Литература и примечения
- М. В. Фехнер. О происхождении и датировке железных гривен. «Археологический сборник», «Труды Государственного Исторического музея», вып. 40, М., 1966, стр. 101-104.
- Д. А. Авдусин. Отчет о раскопках Гнездовских курганов в 1949г. Материалы по исследованию Смоленской области, вып. 1. 1952, стр. 357. М. В. Фехнер. Внешнеэкономические связи по материалам Ярославских могильников. В кн.: Ярославское Поволжье X-XI вв. М., 1963, стр. 85.
- М. В. Фехнер. О происхождении и датировке..стр. 102.
- H. Arbman. Birka. Die Graber, Bd. I. Stockholm, 1943, S. XVII.
- M. В. Фexнep. О происхождении и датировке..., стр. 102. — Речь идет о комплексах 305, 854, 1151, 1158, датированных по односкорлупным овальным фибулам типа 37 (по Я. Петерсену) и мечам типа Е.
- G. Arwidsson. Valsgarde 6. Uppsala, 1942, Taf. 36.
- M. В. Фexнep. О происхождении и датировке.., стр. 102.
- Н. Arbman. Birka. Die Graber, Bd. I, SS. XV-XVI,
- Л. Н. Кирпичников. Древнерусское оружие. Свод археологических источников, т. I. М.—Л., 1966, стр. 31.
- Д. А. Авдусин. О датировке гнездовского кургана с мечом из раскопок М. Ф. Кусцинского. В кн.: Культура и искусство Древней Руси. Л., 1967, стр. 21-25.
- Анализу инвентаря этого комплекса и датировок, предложенных Д. А. Авдусиным и А. Н. Кирпичпиковым, посвящен доклад В. А. Назаренко «К проблеме датировки „дружинных" погребепий Гнездова», сделанный в Проблемпом археологическом семинаре ЛГУ 10 XII 1967 г.
- Р. Paulsen. Axt und Kreuz in Nord und Osteuropa. Bonn, 1956, SS. 205-221.
- Ibid.
Автор: Дубов И. В. О датировке железных шейных гривен с привесками в виде «молоточков Тора» // Исторические связи Скандинавии и России. IX–XX вв. Л, 1970.
Железная шейная гривна с Молотами Тора и Амулетами топорами
Найдена на о. Бъёрко (Швеция) в 1871 году.
Взята просто в качестве дополнительной иллюстрации. Страничка данной гривны на сайте музея: Thor´s hammer-ring