Одним из самых загадочных моментов в истории употребления защитного вооружения в византийской армии является сообщение императора Константина Багрянородного в его трактате «О церемониях византийского двора». В этом источнике император перечисляет вооружение солдат, находящихся на кораблях: 70 κλιβανια, 12 λωρικια, и 10 λωρικια κοινα для экипажа дромона, 60 κλιβανια и 10 λωρικια (которые могли быть κοινα) для памфилоса и 10 κλιβανια, 2 λωρικια ψιλα и 8 λωρικια κοινα для экипажей хеландий [2]. Как видно из этого перечисления, в империи существовали три вида лорик, которые отличали друг от друга: λωρικια, λωρικια κοινα и λωρικια ψιλα.
Как убедительно показал греческий исследователь Т. Колиас, под термином λωρικια в византийской литературе следует понимать кольчугу [3]. Колиас так же предположил, что термин λωρικια ψιλα (тонкая) обозначает кольчугу, изготовленную из тонких и мелких колец [4].
На наш взгляд анализ изобразительных источников Византии позволяет взглянуть на проблему лорик Константина Багрянородного с несколько иной точки зрения.
Здесь наиболее интересными являются две стеатитовые иконы из раскопок средневекового Херсонеса. Это икона «Три святых воина» XII века (Рис.1) на которой изображены Свв. Феодор Тирон (?), Георгий и Дмитрий [5], и икона с изображением св. Дмитрия XI-XII веков (рис.2). Эти иконы выполнены в одном стиле с применением близких художественных приемов, а наличие изображения нескольких вариантов доспехов позволяет оценить вариативность применяемых комбинаций защитных элементов.
На этих иконах привлекают внимание доспехи св. Дмитрия. На первой иконе доспех св. Дмитрия выполнен в виде «кирасы», дополненной юбкой-κρεμασματα. Материал «кирасы» и κρεμασματα передан с помощью полуокружностей, создающих эффект «чешуек».
Материал защиты корпуса св. Дмитрия на второй иконе так же передан с помощью полуокружностей. В отличие от предыдущего изображения, рукава и юбка панциря имеют «птеригообразный» вид. Подробное описание таких рукавов и κρεμασματα имеется в полемологическом трактате X века «Стратегика» (Praecepta militaria) [6]. В трактате эти элементы описаны как стеганонабивная защита, которая может быть дополнительно усилена с помощью кольчужного полотна [7]. Представляется, что в случае с иконой «Три святых воина» мы имеем дело именно с такой защитой бедер, а полуокружностями мастер передает кольчужное полотно.
То, что на представленных изображениях мы имеем дело с кольчугами подтверждает ряд византийских изобразительных источников. Аналогией доспеху на иконе св. Дмитрия (Рис.2) является доспех святого Федора на фреске XII века из церкви св. Пантелеймона в Нерези (Рис.3). Материал защиты корпуса изображен в виде колечек, что явно представляет кольчугу. Из этой же церкви происходит изображение кольчуги, где крой доспеха не вызывает сомнений в интерприта-ции. Это фреска св. Воина (Рис.4), выполненная одновременно с изображением св. Федора с предыдущего изображения. Материал кольчуги передан с помощью колечек. Одновременно материал кольчуги св. Георгия из церкви св. Врачей в Кастории (Рис.5) передан с помощью полуокружностей.
Изображению доспехов св. Дмитрия с иконы «Три святых воина» полностью соответствует фреска св. Георгия XII в., из церкви Панагии Форвиотиссы в Асину (Рис.6). Примечателен способ изображения материала рукава поднятой руки на фреске. Полуокружности сохраняют вертикальную направленность, что так же говорит за то, что художник изображал кольчугу и ему не было принципиально направление «чешуек» на изображении.
Таким образом, уже краткий анализ византийских изобразительных источников позволяет говорить о наличии в византийской традиции трех типов кольчуги, представленных в виде панциря привычной морфологии (Рис. 4, 5), панциря, доходящего до пояса (Рис. 1 и 6), и панциря с кольчужной защитой корпуса и неметаллической защитой плеч и бедер (Рис. 2, 3).
Несомненно, что дальнейшая работа с письменными и изобразительными источниками позволит лучше понять комплекс вооружения византийской армии, а так же представить картину развития вооружения империи.
Рис. 1. Христос коронует святых воинов Федора, Георгия и Дмитрия мученическим венцом, XII век, Национальный заповедник «Херсонес Таврический». | Рис. 2. Св. Дмитрий, XI-XII вв., Национальный заповедник «Херсонес Таврический». |
Рис. 3. Св. Федор, XII в., фреска церкви св. Пантелеймона, Нерези, Македония. | Рис. 4. Св. Воин, XII в., церковь св. Пантелеймона, Нерези, Македония. |
Рис.5. Слева Св. Георгий, XII в., облачен в кольчугу, которая похожа на античный "мускульный доспех" фреска церкви св. Врачей, Кастория, Греция. | Рис.6. Св. Георгий, XII в., фреска церкви Панагии Форвиотиссы, Асину, Никитари, Кипр. |
Примечания и литературы
- Статья написана на основе доклада, сделанного на заседании Проблемного совета «Военная археология».
- [Constantinus Porphirogentius] Constantini Parphirogeniti imperatoris De cerimoniis aulae Byzantinae libri duo, ed. II. Reiske. Bonn, 1829. Bd. I. P. 669, 16 f.
- Kolias T.G. Byzantinische Waffen: Ein Beitrag zur Byzantinischen Waffenkunde von den Anfangen bis zur Lateinischen Eroberung by. Wien, 1988. S. 39-40.
- Ibid. S. 39.
- Банк А.В. Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М., 1978. C. 95.
- Стратегика / Пер. и ком. А.К. Нефёдкина. СПб., 2005.
- Баранов Г.В. Об одном типе неметаллической защиты византийской армии // Военная археология. М. Вып. 2 (в печати).
Автор: Баранов Г.В. Три вида λωρικια Константина Багрянородного и доспехи святых воинов на стеатитовых иконах из раскопок средневекового Херсонеса // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 2. – Симферополь-Тюмень, 2010. – С. 199-202.