В статье рассматривается новая находка сабли с территории Северо-Восточного Причерноморья и вводится в научный оборот нехарактерный для данного региона тип навершия рукояти, известный до сих пор только по памятникам Болгарии и Чехии. Новая находка расширяет область распространения таких наверший и позволяет предположить их византийское происхождение.
Византийская (Восточная Римская) империя, как одно из крупнейших средневековых государств, имела богатую культуру и традиции. Высокий уровень развития ее военного дела должен был оказывать влияние на военное дело окружающих народов. Однако сам вещевой комплекс вооружения византийской армии, в отличие от комплекса вооружения античного времени, до сих пор остается практически неизученным. Во многом это связано с распространением христианства среди соседних народов, в результате чего в распоряжении исследователей практически отсутствуют закрытые комплексы с предметами вооружения. Не способствовали распространению предметов вооружения и существовавшие в империи практики централизованных закупок и наказания за утерю оружия1.
В настоящее время изучение византийского оружия продолжает в основном основываться на анализе письменных2 или изобразительных источников3. Работы, учитывающие археологические находки4, все еще достаточно редки и скорее являются исключением. Сами археологические находки предметов вооружения, происходящие чаще всего с территорий сопредельных с территориями Византии, зачастую представлены единичными образцами, что существенно затрудняет их атрибуцию, предоставляя или слишком узкое, или чересчур широкое поле для интерпретаций.
В этой связи ввод в научный оборот каждой новой находки является важным и необходимым условием для дальнейшего изучения византийского вооружения. К таким находкам относится обнаруженная на территории Краснодарского края Российской Федерации раннесредневековая сабля с нехарактерным для таких сабель и данного региона навершием рукояти.
Описание находки и атрибуция
Сабля происходит из случайной находки, произведенной в 2005 году на территории Краснодарского края Российской Федерации. Более точные данные по обстоятельствам находки и локализации установить не удалось.
Сабля имеет хорошую сохранность. Сохранились металлические элементы ножен и рукояти – перекрестье и навершие рукояти, наконечник ножен и две портупейные скобы (рис. 1). Судя по сохранности, сабля происходит из разрушенного погребения. Вероятнее всего, погребение было совершено по обряду кремации.
Общая длина сабли 930 мм, масса 450 г, длина клинка 808 мм, ширина клинка у основания 37 мм, на расстоянии 40 мм от основания ширина клинка, плавно сужаясь, достигает 30 мм. Клинок имеет обоюдоострый конец. Длина обоюдоострого конца 157 мм, сечение ромбовидное (рис. 2). Толщина клинка 5 мм, кривизна 5 мм. Спинка клинка прямая.
Наклон рукояти у сабли отсутствует, хвостовик смещен от центра в сторону спинки клинка. Хвостовик имеет длину 122 мм, ширину 19 мм у основания и 10 мм у конца, 15 мм в центре. Толщина хвостовика варьируется: у основания клинка ширина составляет 4,5 мм, плавно сужаясь до 2 мм на конце хвостовика. На хвостовике расположены два отверстия диаметром 3-4 мм, для крепления неметаллических обкладок рукояти. Отверстия расположены на расстоянии 38 и 105 мм от основания клинка (рис. 3).
У основания клинка смонтирована накладка-манжета шириной 10 мм, изготовленная из металлической полосы толщиной 1,5 мм (рис. 3).
Рис. 1. Общий вид сабли и гарнитуры. |
Рис. 2. Обоюдоострый конец сабли. |
Рис. 3. Основание клинка, манжета и хвостовик рукояти. |
Перекрестье сабли изогнутое, с шаровидными окончаниями, которое состоит из трех частей — двух боковин и центральной пластины (рис. 4). Размеры перекрестья — 82 мм в длину и 21 мм в ширину. Соединение двух боковин обеспечивается за счет пайки шаровидных окончаний «желтым» металлом. Диаметр шаровидных окончаний составляет 11-12 мм. По центру лицевой стороны расположено ромбовидное расширение, служащее декоративным элементом перекрестья. По длине перекрестье несимметрично и имеет заметное сужение к стороне лезвия, как бы повторяя сечение клинка.
Портупейные скобы С-образной формы размерами 4,8×2,8 см и 4,3×2,6 см, выкованы из серого металла. Ширина скоб 5 и 4 мм. Скобы изготовлены из листа толщиной около 1 мм, сечение П-образное с расстояние между щечками 3-2 мм. С двух сторон скобы имеют отверстия, в одном из которых сохранился гвоздик. В месте крепления к ножнам находятся фигурные расширения, напоминающие некий цветочный орнамент (рис. 5).
Наконечник ножен имеет форму уплощенного цилиндра, высотой 52 мм, сечение у донца 35 × 17 мм, сужается к устью до 32×15 мм (рис. 6). Донце искривленное, смонтировано из плоской пластины. На расстоянии 10 мм от устья по коротким сторонам имеются отверстия для крепления наконечника к ножнам. Наконечник со стороны устья имеет широкие вырезы. Цилиндрическая часть наконечника состоит из двух частей. Лицевая сторона так же как и боковые стороны сформированы из свернутого листа. На оборотной стороне в придонной части этот лист соединяется с помощью наложения подпрямоугольного листа металла, размерами 32×15 мм. Все части наконечника соединяются с помощью пайки. На лицевой стороне имеется рисунок в виде распускающегося бутона.
Основная часть элементов комплекса хорошо известна по другим памятникам региона. Перекрестья такого типа широко распространены в кочевнических памятниках IX-XI веков5. Форма наконечника ножен находит аналогии в венгерских древностях X века6. С-образные портупейные скобы характерны для оружия VIII-X веков7, а в аланских древностях Северного Кавказа бытуют до XII века8. Форма клинка находит аналогии с образцами из Дюрсо9 и Сухогомольшанского могильника10, датируемых IX веком.
Исходя из имеющихся аналогий, общую датировку комплекса можно ограничить X веком.
Навершие рукояти
Самым интересным элементом гарнитуры является навершие рукояти сабли. Навершие имеет форму уплощенного цилиндра, расширяющегося в верхней части и имеющего полукруглую шляпку. Размеры навершия — ширина 28 мм, высота 26 мм, толщина 13 мм. Навершие смонтировано из двух частей — цилиндрическая часть, свернутая из листа толщиной в 1 мм, и прокованная шляпка. Цилиндрическая часть расширяется в верхней части и вместе со шляпкой как бы образует шляпку гриба. В цилиндрической части имеются два отверстия для крепления навершия к неметаллическим частям рукояти, расположенные на противоположных боковых сторонах, почти на самом нижнем крае навершия (рис. 7).
Единственной известной нам аналогией являются два навершия сабель, происходящие из болгарских и венгерских древностей11. Это сабля с территории Болгарии, точное место находки которой неизвестно, и сабля из древневенгерского могильника в районе города Оломоуц на территории современной Чешской Республики (рис. 9). Согласно наблюдениям болгарского исследователя В. Йотова, датировка этих предметов вооружения укладывается в период IX-X веков12. Навершие из Краснодарского края имеет более короткую цилиндрическую часть, чем болгаро-венгерские аналогии. Нижняя часть навершия рукояти сабли из Краснодарского края имеет неровный рваный край, что говорит о том, что нижняя половина цилиндрической части была просто срезана, примерно наполовину высоты. Скорее всего, мы имеем дело с вторичным использованием предмета. Вероятно, удаление нижней части могло произойти в результате устранения повреждений, полученных при демонтаже.
Данные навершия тяготеют к совершенно определенному типу сабель-палашей, с однолезвийным, прямым или слегка искривленным клинком, длиной 77-83 см (рис. 8). Это оружие отличается и определенным типом перекрестья, тип 2А по типологии В. Йотова, характеризующийся наличием втулки для монтажа с неметаллическими частями рукояти. Всего на территории Болгарии было обнаружено 8 сабель и перекрестий такого типа13.
Выводы
Выраженная узкоограниченная территория распространения находок и отсутствие аналогий за пределами региона, позволили болгарскому исследователю Валерию Йотову предположить, что в данном случае мы можем иметь дело с особым «болгарским типом» сабель14.
На наш взгляд, расширение географии распространения данного типа наверший позволяет говорить скорее не о болгарском, а о византийском происхождении такого типа древностей. Именно Византия, как место производства подобных предметов вооружения, наиболее подходит в качестве центра их распространения от Болгарии на западе, до Северного Кавказа на востоке. Связи средневековой Болгарии и Византии хорошо известны. Богатая история взаимоотношений Болгарских царств и Византийской империи содержит как примеры тесного сотрудничества, так и примеры кровопролитных войн. Территория Краснодарского края в IX-X веках находилась под влиянием Хазарского каганата, чьи взаимоотношения с империей так же были достаточно тесными15.
Вероятнее всего, в случае «болгарских сабель», мы имеем дело не с саблями, а с парамирием (παραμήριον) — известным по письменным источникам византийским клинковым оружием с однолезвийным клинком16. Император Лев VI Мудрый в «Тактике Льва» описывает парамирии, как «большие однолезвийные махайры»17. В «Стратегике» императора Никифора II Фоки парамирий рекомендуется для вооружения византийской тяжелой кавалерии — катафрактариев (κατάφρακτος)18.
Баранов Г. В. Болгаро-византийское навершие рукояти сабли с территории Северо-Восточного Причерноморья // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. 6. – Симферополь-Тюмень, 2014.