В 1984 г. Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль приобрел раннесредневековый меч. Он принадлежал семье С. М. Попова, дед которого до 1917 г. или сам нашел это оружие при раскопках кургана на территории тогдашней Новгородской губернии, или купил его там у крестьян. Более точные сведения о месте и обстоятельствах находки, к сожалению, неизвестны. Впрочем, одно уточнение возможно. Курганы, содержащие оружие, типичны для бывшего Тихвинского уезда упомянутой губернии. По-видимому, именно из этого района и происходил наш меч.
Судя по тому, что на клинке нет следов погребального костра, он сопровождал погребение по обряду трупоположення.
Меч относительно хорошо сохранился, что позволило выяснить особенности его конструкции. Общая длина меча — 98 см; длина клинка — 80.3 см; ширина лезвия в его верхней части — 6 см; вес — около 1,3 кг.
Рукоять меча состоит из перекрестья и двусоставного навершия (рис. 1). Черен рукояти проходил через обе части навершия и расклепывался. Фронтальная поверхность перекрестия и навершия покрыта ячейками диаметром 2,5 мм, причем на перекрестии и основании навершия ячейки расположены в шесть рядов в шахматном порядке. Между ними в специальные бороздки инкрустирована серебряная проволока. На двух «гребнях» на боковых частях головки навершия, вместо просто серебряной, в три бороздки вбиты жгутики из перекрученной серебряной и медной проволок. Плотность инкрустации — одна проволока на 1 мм. В углублениях. разделяющих головку навершия на три части, фрагментарно сохранились жгутики, скрученные из трех рубчатых серебряных, проволочек. Ячеистая орнаментация на перекрестии и основании навершия с двух сторон ограничена вбитой в канавку серебряной рубчатой проволокой, плохо сохранившейся. На торцевых часто перекрестия и основания навершия фиксируются остатки небольших заклепок для крепления накладных пластин.
Трудоемкость выполнения украшений определяется хотя бы тем, что ремесленник на обеих сторонах рукояти должен был про делать около 630 отверстий и инкрустировать несколько метров проволоки. Человек, смотревший на рукоять меча, видел покрытую серебром поверхность металла, снабженную многочисленными углублениями.
Мечи раннего средневековья — единственные предметы вооружения. удостоившиеся производственных клеим в виде имени мастера н различных знаков. Для изготовителя и владельца клинка такие начертания обозначали высокое качество оружия, его надежность и неотразимость в поражении противника.
Мечей с именем Ульфберт в Европе найдено около 180; в IX-X вв. они изготавливались в Рейнской области Германии и тысячами расходились по всему континенту. Один мастер, конечно, не смог бы выковать и подписать такое количество клинков. Очевидно, речь идет об удивительной для средневековья гигантской оружейной мануфактуре, работавшей в течение жизни не одного по-колония кузнецов, использовавших имя, по всей видимости, своего родоначальника. Мечи с метой ULFBERHT считались совершенным оружием, почему их и стремились заполучить в разных, под. час далеких от места производства, странах. Не была исключением и Русь, где таких клинков обнаружено не менее 20.
Мастерские Ульфберта выпускали свою продукцию с уже смонтированными рукоятями, обычно отделанными этнически нейтральными геометрическими узорами. В этот ряд входит и наш меч, украшенный, как выше сказано, абстрактной ячеистой орнаментацией.
По типологии норвежского исследователя Я. Петерсена, рассматриваемый меч относится к типу Е. Этот тип достаточно широко пред. ставлен в Европе, где найдено не менее 89 мечей (Норвегия — 38, Финляндия — 20, Швеция — 15, территория прусов — 7, Эстония — 6, Германия — 1. Дания — 1, Ирландия — 1). Древне-русские находки увеличивают это число еще на 13 экземпляров.
Меч относится к варианту с простой ячеистой орнаментацией для которого характерны ячейки круглой формы (диаметром 1,5—3 мм) расположенные в 5-9 рядов в шахматном порядке. На древнерусской территории известны еще шесть таких мечен. К сожалению, большинство из них является случайными находками, что делает невозможной их датировку'. Из датированных комплексов происходят меч из кургана 18/1897 Михайловского могильника (X в.) и меч из кургана 15 Гнездовского могильника из раскопок М. Ф. Кусцинского (вторая четверть X в.).
Удалось выявить тенденцию, что чем древнее меч, тем меньше диаметр ячеек и, соответственно, больше количество рядов ячеек. Число горизонтальных рядов углублений у ранних экземпляров типа Е доходит до девяти. У более поздних образцов число рядов сокращается до трех-пяти. Мечи названного типа относятся к IX в.; древнерусские находки раздвигают эти хронологические рамки включением всего X в. Наиболее вероятная дата меча из Новгородской губернии — первая половина или середина X в. Не исключаем. что попасть в курган меч мог и несколько позже.
Выскажем еще одно наблюдение. В надписи меча заключительный крест стоит не перед последней буквой Т. как обычно, а после нее. Представленные таким образом имена известны на мечах Норвегии, Швеции и в единичных случаях — Литвы, Эстонии, России. И география распространения мечей типа Е. и особенности именной надписи могут указывать на пути их проникновения в Восточную Европу. Евробалтийский, точнее скандинавский, путь нашего меча, оказавшегося на севере Руси, наиболее вероятен.
Авторы: Кирпичников А.Н., Каинов С.Ю. Новоприобретенный раннесредневековый меч из собрания Московского Кремля // Норна у источника Судьбы. Сборник статей в честь Е.А. Мельниковой. Москва. 2001. С, 169-173.