Оружие и Доспехи :

Защитное вооружение и снаряжение бургундских жандармов. 1363-1453.

  автор: SHARIK  |  15-декабря-2013  | 23 833 просмотра  |  Пока нет комментариев
загрузка...
Воины, облаченные в пурпуоны, латные руки и ноги, увенчаные шлемамами басинэ, 60-90 годы 14 века, Франция-Германия. 1. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов во второй половине XIV в.
 
2. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов в первой четверти XV в.
 
3. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов во второй четверти XV в.

1. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов во второй половине XIV в.

14 января 1364 г. маршал Бургундии Юг (Ги) де Понтайе провел в Шатийон-сюр-Сен смотр дворянского ополчения, предназначенного для похода в Шампань против т.н. «Больших кампаний», грабящих провинцию. Во время смотра маршал проверил вооружение бойцов, которое отмечалось в реестре. Благодаря этому сохранившемуся документу мы можем составить для себя первое представление о внешнем виде бургундских жандармов того времени:

«Сеньор д’Эпуассе, рыцарь, еще один рыцарь и 9 оруженосцев; два рыцаря в полном вооружении и еще шесть оруженосцев; три оруженосца в полном вооружении, за исключением поножей, состоящих из набедренников и башмаков-солерэ.
Пьер де Виллер, оруженосец, и три других оруженосца, два из них в полном вооружении, Пьер и оставшийся в полном вооружении, за исключением поножей.
Готье д’Ируе и четыре оруженосца, все полностью вооруженные.
Приор Шампани, рыцарь-госпитальер, и четыре оруженосца, полностью вооруженные.
Сеньор де Шовиньи и три оруженосца, полностью вооруженные, за исключением одного, не имеющего ножных лат и пешего.
Монсеньор Симон д’Арси, рыцарь, и два оруженосца; рыцарь и один оруженосец имеют полное вооружение, другой оруженосец не имеет ножных лат и пеший.
Пуансар, сир де Шатонеф, оруженосец, и четыре других оруженосца, полностью вооруженные.
Миль Давид, оруженосец, племянник монсеньора архиепископа Отенского.
Мосеньор Жан Монбельнар, рыцарь, и шесть оруженосцев; командир отряда, рыцарь, и два оруженосца в полном вооружении, четыре оруженосца без ножных лат. 
Филибер де Монтегю, сын сеньора де Куше, и четыре прочих оруженосца; командир и два оруженосца в полном вооружении, два других без ножных лат.
Мессир Жан д’Арси, рыцарь, полностью вооруженный.
Сеньор де Шуазель, оруженосец, один рыцарь, семь оруженосцев и один лучник; капитан, рыцарь и один оруженосец в полном вооружении, шесть прочих оруженосцев и лучник не имеют ножных лат и пешие.
Три оруженосца, двое полностью вооруженные, третий не имеет ножных лат и пеший». (1)

Как видим, бургундские рыцари и оруженосцы, т.е. жандармы, в большинстве своем имели полное вооружение, включающее в себя шлем, защиту торса и конечностей. В источниках подобные доспехи именовались, обычно, «белой сбруей» или просто «сбруей». Наиболее точное оределение защитного вооружения бургундских жандармов мы находим в архивной записи Счетной палаты Дижона за 1352 г.: «сбруи белые для войны» («hernois blancs pour la guerre»). (2)

доспехи графа Ульриха IV Матша, произведенные в Милане в период 1370-1390 гг. Кольчуга. Обержон. Германия, конец XIV – начало XV вв.
Доспех графа Ульриха IV Матша. Милан, 1370-1390 гг. Замок Хурбург, Австрия. Обержон. Германия, конец XIV – начало XV вв. Коллекция Уоллеса, Лондон.

Элементы подобной белой сбруи, бланк-арнуа, мы можем увидеть в оружейной коллекции австрийского замка Хурбург, где выставлены доспехи графа Ульриха IV Матша, произведенные в Милане в период 1370-1390 гг. (инв. СН 13). (3) В качестве наголовья (harnois de tete) в них выступает характерный для всей Западной Европы второй половины XIV в. шлем типа басинэ или бацинет (bacinet) с высокой сферо-конической тульей, забралом визьер (visiere) и кольчатой завесью камэль (camail). Масса этого шлема вместе с забралом и камэлью составляет 5,7 кг. Очень похожий басинэ экспонируется в отделе западно-европейского оружия Коллекции Уоллеса в Лондоне (Милан, 1390-1410 гг., инв. А69), который имеет следующие параметры: масса шлема без камэли 2 кг, масса забрала 0,82 кг. (4) Забрала этих итальянских басинэ имеют характерную коническую форму и префорированы дыхательными отверстиями с правой стороны (на левую сторону приходилось большинство ударов противника).

Немецкие басинэ, характерные для периода 1370-1400 гг., отличались более сферической тульей и тем, что забрала на них, зачастую, крепились не на двух височных петлях со шкворнями, а при помощи одной центральной петли на лобной части шлема (подобное крепление встречалось и на итальянских шлемах). Таковы басинэ из музея Валариа в Зиттене, Швейцария, и замка Кобург, Бавария. Шлемы, снабженные коническими забралами, в Германии называли хундсгугели (нем. Hundsgugel, т.е. «собачий колпак»), однако в Бургундии это название не прижилось.

Зачастую в бою, что следует из многочисленных примеров изобразительных источников, жандармы снимали громоздкие и неудобные забрала, полагаясь на свою сноровку, а также на крепкую камэль. Кольчатая завесь надежно охватывала шею и плечи воина, оставляя открытыми лишь глаза, нос и губы. Для того, чтобы смягчить удары вражеского оружия, камэль подбивалась стеганной плотной тканью. Иногда яркая ткань натягивалась сверху камэли и украшалась гербом владельца, как это изображено на надгробии Вальтера фон Гогенклингена, павшего в сражении при Земпахе в 1386 г. (Надгоробие экспонируется в Швейцарском национальном музее, Цюрих.)

Бацинет. Басинэ. Милан, 1390-1410 гг Забрало. Археологическая находка, возможно, связана с событиями крестового похода 1396 г. и сражением при Никополе. Музей Велико Тырново, Болгария.
Басинэ. Милан, 1390-1410 гг. Коллекция Уоллеса, Лондон. Забрало от басинэ. Археологическая находка, возможно, связана с событиями крестового похода 1396 г. и сражением при Никополе. Музей Велико Тырново, Болгария. (Фотография предоставлена Станимиром Димитровым, Болгария)

В документах из Дижонского архива сохранилась запись, датированная 1368 г., в которой описывалось военное снаряжение, в т.ч. два басинэ с забралами. Один шлем имел «плетеную камэль» («camail de mailes»), т.е. кольчатую завесь, а второй – «стальную камэль» («camail d’acier»). Помимо басинэ бургундские жандармы использовали открытые шлемы шапели или каплины, капелины (chapels de fer, т.е. «железные шляпки»; capelines). К характерным особенностям шапелей следует отнести сферическую или сфероконическую тулью и широкие поля. Так же источники упоминают собственно шлемы (heaumes), вероятно, закрытые боевые наголовья типа немецких топфхельмов или кюбельхельмов (нем. Topfchelm; Kübelhelm), которые к концу XIV в. были редкими гостями на полях сражений, перейдя в разряд турнирного снаряжения. Например, в одном из документов Дижонского архива за 1385 г. встречается упоминание следующих шлемов:

«2 шапели и 4 шлема для джостры и 4 для турнира с 4 басинэ для этого турнира». (5)

Торс и частично руки воина защищала кольчуга обержон (haubergeon). В 1490 г. Симон Брюлафер, кольчужник обержье (haubergier) герцога Савойского, изготовил для своего сеньора «обержон стальной, способный выдержать любой удар» («auberjon d’acier de toute botte») стоимостью 40 франков. (6) Подобную кольчугу можно увидеть в экспозиции Коллекции Уоллеса: немецкий обержон, изготовленный в конце XIV – начале XV вв. (инв. А2), массой 8,84 кг. Из железных колец (их диаметр колебался в пределах 0,7 – 1 см) могли плестись отдельные элементы доспеха – юбки или фартуки, защищавшие пах и крестец бойца, либо кольчужные чулки. В 1368 г. личный арсенал бургундского герцога пополнился «юбкой плетеной и плетеными набедренниками» («braconniere de mailles et la maille d’une cuissos»). (7)

Воины, снаряженные басинэ и одетые в акетоны. Платинчатые набедренники, латные поножи, чешуйчатые сабаттоны, шлем басинэ с забралом, закрепленным на налобном шкворне, топфхельм с геральдической фигурой. Надгробие Рудольфа фон Заксенхаузена
Воины, снаряженные басинэ и одетые в акетоны. Миниатюра Хроники Аббатста Сен-Дени, Франция, конец 14 века. Платинчатые набедренники, латные поножи, чешуйчатые сабаттоны, шлем басинэ с забралом, закрепленным на налобном шкворне, топфхельм с геральдической фигурой. Надгробие Рудольфа фон Заксенхаузена (умер в 1371 году). Франкфуртский собор. Германия.

Конечно, обержон не мог спасти воина от таранного удара копьем на всем скаку, от удара тяжелого боевого топора, приводящего к контузии и переломам костей, или от града стрел с бронебойными наконечниками, разрывающими кольчужное плетение. Поэтому оружейники старались усилить кольчатое плетение дополнительными элементами защиты – железными пластинами различных форм и размеров. Например, в финансовом документе на оплату оружейника (1296 г.) указаны пластинчатые перчатки («ganteles de plates») и пластинчатые набедренники («cuisson de plates»), покрытые черной основой («couverts de basaine noir»), закрепленной серебрянными или золотыми гвоздями-заклепками («clou un rivet d’argent ou d’or»).

Пурпуан (жюпон) Карла VI. Пурпуан (жюпон) Карла VI. Пурпуан (жюпон) Карла VI.
Пурпуан (жюпон) Карла VI. Франция, 1380 г. Музей Шартра.
Подробнее
Пурпуон Карла де Блуа, подробная информация
Пурпуон Карла де Блуа Пурпуон Карла де Блуа
Пурпуон Карла де Блуа † 1364 г., музей истории тканей в Лионе , Франция

Поверх кольчуг жандармы все чаще стали надевать корсеты, набранные из железных пластин, нашитых на кожаную или тканую основу – кирасины или корацены. Рассмотрим несколько примеров подобной защиты, обнаруженых в бургундских, савойских и итальянских источниках:

1298 г. «Моя окованная куртка-пурпуан» (лат. «meum pourpoinctum decendalo»).
1316 г. «Четыре пары пластин (plates), покрытых алым шелком».
1322 г. «Военные пластины (plates des armes), покрытые белой кожей (blanc cuir)».
1323 г. Итальянские оружейники (Брешия) изготовили «военные корацены» («coraciis militaria»).
1332 г. «1 пара пластин, покрытых золотой парчой», «1 пара пластин, покрытых красным шелком».
1352 г. Оружейник из Монса изготовил «военную котту» («cotes a armer»), и «пластинчатую котту» («cotes plates»).
1352 г. «Защита/прикрытие или круассан» («clois au croissant»), скорее всего, имеется в виду корацен.
1352 г. «2 пары пластин, покрытых синим бархатом» и «зеленым бархатом».
1355 г. «Пластинчатая защита» («clos a plates»).
1371 г. Филиппо де Карвилль, кольчужник Филиппа Храброго, прибывший в Париж, привез герцогу «стальную котту (coted’acier), которая надевается между двух пурпуанов».
1375 г. «Военная пластина», т.е. выпуклый нагрудник.
1378 г. Вновь бургундский оружейник изготовил «котту железную, которая надевается меж двумя пурпуанами».
В этом же году для Людовика Туреньского (будущий герцог Орлеанский) был выкован нагрудник – «пластина стальная для его тела» («plates d’acier pour son corps»).
1383 г. Бертран дю Геклен, по словам Кювелье, его биографа, был облачен в «стальной нагрудник» («poitrine d’acier»).
В 1390 г. савойский оружейник изготовил полный рыцарский доспех, состоявший из следующих элементов:
«1 басинэ, 1 камэль стальная, способная выдержать любой удар, 1 часть стальная (piece – в данном случае нагрудник), сбруи для всей руки, перчатки-гантеле, сбруи для всей ноги». (8)

Таким образом перечислены почти все элементы военного костюма жандарма (за исключением кольчатой юбки, которые можно увидеть на доспехах Ульриха IV Матша из Хурбургского замка, тех самых доспехах, с которых мы начали краткий экскурс в историю бургундского вооружения второй половины XIV в.

Интересные данные о снаряжении и вооружении состоятельного бургундского воина конца XIV в. содержатся в сохранившейся ведомости продажи на аукционе вещей бастарда Риффлара де Нааса, который служил под знаменами Филиппа Храброго. Аукцион состоялся 5 октября 1397 г. на главной площади Монса в присутствии городского прево Жерара д’Экоссена. Были проданы следующие вещи: кольчатая котта, кольчатая мантия с капюшоном, кольчатые шорты-брэ, пара стальных поножей, отделанных латунью, стальной нагрудник (продан за 2 кроны), «ломбардская кольчуга», щит, «ломбардский шлем», «уппланд зеленого сукна, подбитый беличьим мехом» (продан за 10 крон), «уппланд серого сукна, подбитый мехом рыси» (продан за 6 крон), ремень, облицованный «шелковой тканью с серебряной пряжкой и позолоченными розетками» (продан за 9 крон), 11 других уппландов (т.е. длиннополых верхних одеяний) и несколько головных уборов из черного и красного сукна. (9)

Из вещественных источников периода 1360-1400 гг. можно отметить детали западноевропейского вооружения, найденные в ходе археологических работ на поле сражения при Висбю (остров Готланд, Швеция), в замке Кюснах, (кантон Швиц, Швейцария) и в крепости Халкис (остров Эвбея, Греция), которая долгое время являлась важным стратегическим пунктом венецианцев. По результатам этих находок удалось восстановить или реконструировать военные корсеты, которыми жандармы защищали себя в бою. (10) К сожалению, не обошлось без ошибок. Так, реконструкция корсета по результатам находок в Халкисе, выставленная в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (инв. №29.154), ошибочно представляет юбку доспеха в виде крупных пластин. В действительности, юбки подобных корсетов были либо мелкопластинчатые, либо набирались из узких продольных сегментов, что хорошо видно на примере покрытого холстом и красным бархатом итальянского нагрудника конца XIV в. из коллекции Национального музея Баварии в Мюнхене.

бригантина, 1360-1400 гг. Мюнхен, бригантина, 1360-1400 гг. Мюнхен, бригантина, 1360-1400 гг. Мюнхен,
Кирасовидная бригантина, 1360-1400 гг. Мюнхен, Баварский национальный музей 

Поверх доспехов жандармы, следуя моде своего времени, носили стеганные приталенные куртки – жюпоны или юпоны (jupons) и пурпуаны (pourpoints), которые у богатых воинов могли шиться из дорогих тканей и украшаться геральдическими эмблемами. В подобное одеяние облачен Святой Георгий на резном золоченом панно работы фламандского мастера Жака де Барзе, которое датируется 1390-1392 гг. и экспонируется в Музее изящных искусств в Дижоне. Примерно так могли выглядеть знатные бургундские воины на поле сражения при Никополе в 1396 г.

В Музее истории тканей в Лионе хранится оригинальный жюпон Карла де Блуа, погибшего в сражении при Оре в 1364 г. Жюпон сшит из золотой парчи, покрытой узором из геральдических львов и птиц, размещенных в восьмигранных медальонах. Проймы на груди и рукавах застегиваются на деревянные, обшитые тканью, пуговицы – плоские ниже пояса, и шарообразные на груди и рукавах. Жюпон радиально простеган на плечах и горизонтально – на передней и задней частях и рукавах. Ширина между линиями стежков на торсе – около 3,5 см.

Святой Георгий 1390-1392 Басинэ, пурпуан, другое снаряжение, надгробие Вальтера фон Гогенклингена 1386
Святой Георгий 1390-1392 гг, музей изящных искусств в Дижоне, Франия Басинэ, пурпуан, другое снаряжение. Надгробие Вальтера фон Гогенклингена, погиб в 1386 г. Швейцарский национальный музей, Цюрих.

В музее Шартра выставлен пурпуан французского короля Карла VI, датированный, примерно, 1380 г. Пурпуан сшит из белого полотна с облицовкой из красного шелка, набит шерстью, простеган вертикально. Пуговицы, как и на жюпоне Карла де Блуа, ниже пояса – плоские, выше пояса – шарообразные. На левом боку пурпуана – прорезь для меча.

Изготовлением доспехов для Филиппа Храброго и его придворных занимались оружейники армурье (armuries), кольчужники (haubergiers), пластинщики (platiers), изготовители рукавиц и перчаток (faiseurs de gantelet), изготовители щитов (faiseurs de targe et de pavez), полировщики (fourbisseur), мастера, украшающие доспехи (brodeurs et garnisseurs de harnois) и костюмеры (costumiers). Сундучники (coffriers) изготавливали специальные ящики для хранения доспехов.

Первым армурье Филиппа Храброго был Жоссекен де Шатель (умер в 1368 г.). В период с 1370 по 1396 гг. за вооружение бургундского герцога отвечал Жосс Мунье из Брюсселя. Затем герцога обслуживали Жослен-Армурье из Брюселя, Жан де Ла Бассэ из Арраса и Анри Ле Фурбессо, тоже из Арраса. В штат их помощников, оружейных слуг (valet de l’armeure), входили Робер Ле Клеменс из Дижона, родственник Жоссекена де Шателя, а также Дамонжо де Ралампон и Жилльмен де Парель.

Заказы Филиппа Храброго выполняли и парижские мастера: уже упоминавшийся ранее кольчужник Филиппо де Карвилль, армурье Жан Ле Пикар, армурье Эмери де Бруассей, изготовитель латных перчаток Ружерен Ле Дьене, мастер украшений Гийом де Лери, пластинщики Сандр Ле Броде и Анри Лольмен, сундучник Пьер дю Фу и изготовитель щитов Колен Изор.

2. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов в первой четверти XV в.

В начале XV в. в Дижоне работали итальянские оружейники, которые обеспечивали бургундскую знать репликами лучших образцов миланских лат: Этьен Флорентиец (активно работал в период 1406-1409 гг.), Гаспар де Лимье из Милана (1415 г.), Жье Флорентиец (1417 г.).

В эти годы среди западноевропейских жандармов распространились шлемы типа гран-басинэ (grand bacinet), в которых кольчатые камэли были заменены одной или двумя фигурными пластинами. В экспозиции Музея армии в Париже выставлен итальянский басинэ 1400 г. (инв. Н 24) с двумя фигурными пластинами, охватывающими шею воина спереди и сзади и плотно «сидящими» на его плечах. (11)

В инвентарной описи оружия во дворце герцога Бургундского в Дижоне (1420 г.) значились «три басинэ с подбородником-бавьером впереди, два из которых снабжены маленькими кольчатыми камэлями, а один украшен серебряной трубкой наверху, чтобы надевать плюмаж из страусовых перьев, с маленькой кольчатой камэлью, отделанной белым серебром»; «восемь обержонов миланских»; «два маленьких конных щита (targes a cheval)». (12)

К 1420 г. бланк-арнуа превратились, действительно, в белый доспех, который постепенно «выбрался» из-под жюпонов и засиял в лучах солнца ослепительной и грозной сталью. Таков доспех одного из представителей австрийского рода Матш все из того же Хурбургского замка (инв. СН S18).

Наголовье доспеха представлено новым типом шлема – армэ (armet), который закрывал всю голову целиком, повторяя при этом ее форму, и был снабжен раздвижными нащечными пластинами, подвешенными на височных петлях и замыкающимися на подбородке. Нижний край армэ мог снабжаться небольшой

Для защиты торса служила кираса (cuirasse), состоявшая из нагрудника пластрона (plastron) и наспинника досьера (dossiere), скрепленных в единое целое при помощи ремней с пряжками на плечах и поясе (как на рассматриваемом образце из Хурбурга), а также на боках. Верхняя часть пластрона хурбургской кирасы дополнена V-образной накладкой, которая служила для отвода вражеского копья от горла. Рядом с правым подмышечным вырезом нагрудник снабжен специальным съемным упором для копья – фокром (faucre). Низ пластрона усилен пластиной плацкартом (plackarte), прикрепленной к нагруднику при помощи трех ремней с пряжками, и латным фартуком браконьерой (braconiere), набранным из горизонтально ориентированных стальных полос. Досьер хурбургской кирасы зеркально повторяет конструкцию пластрона.

Полный наруч белого доспеха состоял из наплечника эпойера (epauliere), верхнего прикрытия гардебра (gardes bras), налокотника кубитьера (cubitiere), нижнего прикрытия аванбра (avant bras) и перчатки гантеле (gantelet) или рукавицы митон (miton). К сожалению, эпольеры хурбургского доспеха утеряны.

Поножи состояли из набедренникa киссара (cuissard), наколенникa жануллера (genouillere), наголенникa жамбьера (jambiere) и башмакa сольрэ (soleret). Набедренник и наколенник склепывались в единое целое. На хурбургском доспехе наголенники и башмаки отсутствуют.

Если Две Бургундии испытывали сильное влияние итальянских оружейников, то нидерландские жандармы использовали элементы немецкого вооружения. Так, в период 1420-1440-х гг. во Фландрии получил распространение немецкий тип кирасы – кастенбруст (нем. Kastenbrust, т.е. «коробчатая грудь»), изображение которого можно увидеть на «Гентском алтаре» (1425-1433 гг., собор Святого Бавона, Гент) работы фламандских живописцев Хуберта и Яна ван Эйков, а также на картине «Святой Георгий и дракон» (ок. 1440 г., Национальная Галерея Искусств, Вашингтон) работы Рогира ван дер Вейдена или одного из его коллег по цеху.

кастенбруст Ок. 1440 г., кастенбруст, 1427-32г. кастенбруст, 1435 год.
Кастенбруст. Мастерская Рогира ван дер Вейдена. Святой Георгий и дракон. Ок. 1440 г., Национальная Галерея Искусств, Вашингтон Кастенбруст. Фрагмент алтаря кафедральной церкви Святого Бавона в Генте, расписанного Яном Ван Эйком, 1427-32г. Кастенбруст. Фрагмент алтаря церкви Святого Леонарда в Базеле расписанного Конрадом Вицем (Conrad Witz), 1435 год.

Помимо кирас различных стилей, бургундская жандармерия активно использовала мелкопластинчатую броню. В начале XV в. данный тип доспехов получил наименование бригандины или бригантины (brigandine или brigantine). Название этого военного корсета, набранного из мелких и крупных пластин, изнутри приклепанных к тканой или кожаной основе, несомненно восходит к обозначению наемников бригантов или бриганов (brigantes, brigans, лат. brigantis). Например, в 1393 г. Филипп Храбрый заплатил 5 403 флорина за службу пешим бриганам (brigans de рie). Бригандины получили широкое распространение не только среди безродных пехотинцев, но и в рядах воинственной европейской знати. Бригандины состоятельных рыцарей облицовывались дорогой тканью, заклепки делались из серебра, которое иногда золотилось.

В архивах Женевы содержатся документы на оплату труда оружейников бригандинье, занятых изготовлением бригандин:

1411 г. «3 бригандины, покрытые алым бархатом».
1411 г. «3 бригандины, из которых одна покрыта алым бархатом, другие кожей». (13)

Таким образом, бургундская жандармерия первой трети XV в. в плане своего защитного вооружения представляла достаточно пестрое зрелище. Богатые воины носили образцы белой сбруи, изготовленные по последней итало-немецкой моде (постепенно стал выделяться и своеобразный фламандский стиль), жандармы попроще довольствовались доспехами своих отцов. На полях битв сходились отряды латников в доспехах, как минимум, двух поколений. И рядом с гран-басинэ «новейшей модификации» сплошь и рядом мог соседствовать хундсгугель с кольчужной камэлью – рудимент Никополя и Азенкура. Вероятно, такая пестрота доспехов была характерна для бургундской (и любой другой) жандармерии в сражениях при Монс-ан-Виме (1421 г.) и Краване (1423 г.).

хундсгугель с кольчужной камэлью Кирасовидная бригантиина Ранний латный доспех
Рыцарь в устаревшем облачении. Novella Malatesta, Антонио Пизанелло 1445 г., музей Барджелло, Флоренция Кирасовидная бригантиина, с покрытием красного цвета. Агрхангел Михаил побивающий дракона, работа неизвестного художника, 15 век, Валенсия Испания. Доспех одного из представителей австрийского рода Матш, 1420 г. Замок Хурбург, Австрия. еще фото

Согласно бургундской описи вооружения, проведенной в 1427 г., стоимость отдельных элементов доспехов была следующей:

обержон 40 су;
железный панцирь (pance de fer) 14 су;
наручи (brancheles) 4 су;
перчатки (в первоисточнике wanteles) 5 су;
шлем-черепник из пластинок 12 денье;
шапель-де-фер 12 денье;
шлем с забралом 12 денье. (14)

3. Вооружение и снаряжение бургундских жандармов во второй четверти XV в.

В 1430-е гг. в арсенал бургундских воинов прочно вошел шлем типа салад, дополняемый подбородником бавьером (salade a baviere). Салад имел сферическую или сфероконическую тулью и характерный хвостообразный затыльник. На первых саладах забрало, что следует из изобразительных источников, было различной формы, оно могло иметь штифты и сниматься. Одно из первых упоминаний салада применительно к Бургундии мы находим в описании сражения при Броуверсхавене (1426 г.) между армией Филиппа Доброго и войсками англо-голландской коалиции:

«Англичане начали красиво маршировать вперед, шаг за шагом, и когда подошли ближе, то издали ужасный крик, подхваченный трубами и кларнетами. Они имели 11 шелковых паннонов, а все их жандармы были облачены в гладкие цельные кирасы и салады, словно предназначенные для того, чтобы участвовать в смертельных схватках». (15)

В этом бою часть бургундских жандармов так же носила салады. Так, бургундский воин Андрэ де Виллен не успел надеть салад и погиб от стрелы, попавшей ему в глаз.

спинные застежки бригантины Рыцари вооруженные, облаченные в латы
Спинные застежки бригантины. Мастерская Яна ван Эйка. Распятие. Фрагмент левой створки диптиха. Ок. 1440 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Рыцари вооруженные и облаченные в латы. Траян и Гиркенбальд. Фрагмент Гобелена, Турне? 1440-1450 гг. Исторический музей, Берн

Одним из первых изобразительных источников, достаточно подробно демонстрирующих конструктивные особенности саладов, являются миниатюры из «Большого гербовника рыцарей Европы и Золотого Руна» (1431-1436 гг. Национальная библиотека Франции: Библиотека арсенала) и «Римских поэм», манускрипта, принадлежавшего Джону Толботу (1444-1445 гг., Руан. Британская библиотека). Также следует отметить еще один ценный изобразительный источник – гобелен «Траян и Геркинбальд» (1440-1450 гг., Турне? Исторический музей, Берн), вытканный по картине Рогира ван дер Вейдена, написанной им в 1439 г. для Счетной палаты Брюсселя. Картина, к сожалению, погибла во время пожара, поэтому мы не знаем, насколько точно гобелен ей соответствует. Как бы то ни было, по изображениям воинов на гобелене можно судить о внешнем виде состоятельных бургундских жандармов в период 1440-1450 гг.: однотипные салады с забралами и подбородниками (один из воинов носит широкополую шапель, т.н. «шляпу Монтобана»), защита конечностей с широкими фигурными накладками на локтях, рукавицы и кирасы итальянского стиля с подвешенными на ремнях трапециевидными бедренными пластинами тассетами (tassettes). (16)

В 1446 г. была издана инструкция, в которой прописывалось вооружение солдат, входивших в состав французских ордонансовых рот. В разделе, посвященном военному костюму жандарма, мы находим описание типичных доспехов, характерных как для Франции, так и для Бургундии:

«Во-первых, оный жандарм на случай войны может вооружиться в белую сбрую: это закрытая с двух сторон кираса, аван-бра, большие гарде-бра, поножи, перчатки, салад с забралом и маленький бавьер, чтобы защищать подбородок. <…>
Бикок прикрывает голову и выполнен по форме и в манере древних басинэ…
Монтобанская шляпа (chappeques de Montauban)… по форме и манере шляпы». (17)

Под бикоком или бикокетом (biquoque, bicoque, biquoquete), похожим на «древние басинэ», в данном описании, скорее всего, подразумевался модифицированный гран-басинэ – глубокий закрытый шлем, затыльник коего охватывал шею сзади и с боков; спереди шею и подбородок прикрывала фигурная пластина. Сегодня в музейных коллекциях сохранилось 4 гран-басинэ, которые идентифицируются, как бургундские.

Два из них (инв. H Po 637 и H Po 638) ранее хранились в Бурк-ан-Брес (город на юге Бургундии) и ныне выставлены в экспозиции Музея армии в Париже. Еще один шлем, по легенде принадлежавший бургундскому дворянину Жану де Сален-Ла-Туру (умер в 1457 г.), хранится в коллекции Музея изящных искусств в Дижоне. Последний бургундский гран-басинэ, якобы захваченный в ходе сражения при Грансоне (изготовлен в мастерской Трейтца, Инсбрук), ныне «приставлен» к миланскому полудоспеху и выставлен в Историческом музее Берна (инв. №102). (18)

Все перечисленные шлемы были изготовлены в период 1440-1450 гг., все они имеют полусферическое забрало, густо перфорированное вентилляционными отверстиями, с центральным ребром жесткости.

В оружейной коллекции Немецкого музея в Берлине экспонируется шлем армэ (1440 г., инв. W 1012), названный в каталогах бикоком. Его масса составляет 4, 77 кг, толщина забрала и нащечных пластин колеблется в пределах 2-2,5 мм, толщина лобной части – 4 мм. (19)

Во время Люксембургского похода 1443 г. Оливье де Ла Марш сопровождал Филиппа Доброго в качестве его пажа. Он отчетливо запомнил вооружение и снаряжение герцога во время выступления бургундской армии из Дижона и описал его в своих мемуарах:

«Герцог сел на коня примерно в четыре часа пополудни. Шел сильный дождь, и это было плохо, поскольку для такого великолепного события лучше подошел бы прекрасный солнечный день; сеньоры выглядели превосходно, особенно сам герцог, который был учтивым и любезным принцем; он любил богатую одежду и украшения, и то, как он их носил, настолько шло ему, что никто не мог с ним в этом сравниться.
Он имел восемнадцать лошадей, облаченных в одинаковые сбруи из черного бархата, расшитые его девизом в виде огнив с кремнями и разлетающимися искрами; огнива, прикрепленные к бархату, были покрыты золотом и эмалью и стоили очень дорого.
Его пажи были богато разодеты и носили различные шлемы /герцога/, украшенные жемчугом, алмазами и плюмажами, удивительно богатыми, и среди них один только шлем-салад, как говорили, стоил больше ста тысяч экю золотом. Тело герцога было защищено чудесным панцирем, наручами и поножами, кои, как и наголовник-шанфрьен его коня, были отделаны множеством драгоценных камней, стоивших целое состояние. Я говорю сие, поскольку состоял тогда пажом герцога и видел эти украшения». (20)

В 1445 г. дижонский оружейник Фремен де Мезье изготовил для Филиппа Доброго два полных доспеха, покрытых позолотой и усыпанных драгоценными камнями по цене 1 800 гульденов за один комплект. В 1446 г. Филипп Добрый велел позолотить свой салад и украсить его драгоценными камнями. (21)

Градбацинет гран-басинэ. Северная Италия, 1450 г. (инв. H Po 637) Музей армии, Париж. Латный доспех Фридриха I Победоносного.
Гран-басинэ. Северная Италия, 1450 г. (инв. H Po 637) Музей армии, Париж. Доспех Фридриха Победоносного. Мастерская Томазо Мисалья, 1450 г. Историко-художественного музей, Вена.
Подробнее тут

В сражении при Гавере (1453 г.) Филипп Добрый, согласно описанию Жоржа Шателлена, выглядел следующим образом:

«Немного поговорим о том, как он был снаряжен и вооружен. Воистину, его тело было защищено так, что ни у кого из людей лучше и быть не могло; также его шлем был увенчан позолоченным цветком лилии очень тонкой работы, с плюмажем. Теперь раскажем о его лошади. Его конь был большим двойным ронсоном (gros double ronchin) из Германии, удивительно мощный, который хорошо показал себя в этот день. Вооружение /коня/ состояло из красивого наголовника и доспеха-барда для лошади, очень добротно сделанного». (22)

Классическими доспехами середины XV в. являются миланские латы «немецкого фасона», изготовленные в мастерской знаменитого оружейника Томазо Миссалья в 1450 г. для Фридриха Победоносного, пфальцграфа Рейнского. Сегодня этот доспех можно увидеть в оружейной коллекции Историко-художественного музея в Вене (инв. А 2). Наголовье представлено гран-басинэ, который ремнями притянут к нагруднику и наспиннику. Юбка кирасы снабжена пятью тассетами различной формы – двумя спереди, двумя – по бокам, и одной – сзади. «Немецкий фасон» прослеживается лишь в симметричных наплечниках и наручах с рукавицами, а также в длинных и острых накладках пулэнах (poulaines, т.е. «корабельные носы») на башмаках. В собранном виде доспех Фридриха Победоносного имеет высоту 1,89 м и массу 32,18 кг. (23)

 

 

Автор: Куркин Андрей Владимирович. Портал Академия

загрузка...
  Голосов: 5
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.