Мы читали книги смотрели фильмы и думали – а круто было бы побывать на месте тех героев или злодеев. Стать добрым отважным рыцарем или кровожадным варваром, а может ловким татарским батыром. Средние века дошли до нас в весьма романическом образе с шуршанием платьев прекрасных дам и звоном кольчуг рыцарей, высоких стен замков, и стройным слогом баллад. В те славные времена не все так было романтично, но не речь не об этом. А о том что можно все свое свободное время просиживать у телевизора (как вариант монитора) или пить пиво (как вариант водку), и жизнь пройдет не плохо, но как-то пресно и детям не будет чего рассказать.
Данноя подборка фотографий наконечников ножен мечей была собрана мной на форуме кладоискателй Виолити, по этой ссылке.
Наконечники, в основном, периода и Региона Киевской Руси. Основной материал изготовления бронза и другие медные сплавы.
Обоюдоострые мечи - один из наиболее значимых видов оружия, который был завезён на территорию Латвии в позднем железном веке, и, несмотря на свою дороговизну, использовались они достаточно широко. Так как на землях бывших заселенными древними куршами количество находок таких мечей (найдено более 120 экземпляров) превышает количество аналогичных находок в любом другом месте восточной Балтии, то к их анализу уже с 20х - 30х годов приступали многие исследователи (1); в то же время меньшее внимание уделялось подробному анализу другой группы находок из Курсы, тесно связанной с этой категорией оружия - бронзовым наконечникам ножен мечей.
Наконечники ножен из северной Европы привлекали внимание исследователей еще с начала ХХ века. Первый широкий анализ этой группы находок сделал шведский археолог Т. И. Арне (2). В основном он рассмотрел наконечники, найденные в Швеции, но упомянул также отдельные известные находки на территории Балтии, отмечая, что они были импортированы из Швеции или изготовлялись на месте по завезённым образцам (3).
Предлагаемая работа заключает технологического изучения коллекции кузнечных изделий из раскопок древнерусского поселения Х-ХII вв. Городок на Ловати – предшественника Великих Лук, древнего летописного города Северной Руси. В Х - нач. XI в. Городок представлял собой поселение с особой социально-экономической структурой, которое относилось к типу торгово-ремесленных поселений протогородских характера, которые располагались на важных водных магистралях Руси. Исследователи считают, что возникновение и существование подобных поселений на Руси, как и близких им торговых городов Балтийского поморья, связано с бурным развитием трансъевропейских торговых связей в IX-Х вв. [Толочко 1989, с. 50-59]. С самого своего возникновения поселения на Ловати мало ярко выраженный ремесленный характер, где основным занятием населения были добыча железа и его кузнечная обработка, а также ювелирное дело. Во второй половине XI-ХII вв. ведущей экономической отраслью Городка на Ловати стало сельское хозяйство [Горюнова 1978, с. 140-147; 1988, с. 12-20].
Могильник на р. Дюрсо был открыт в 1974 г. и исследованн экспедицией Новороссийского историко-краеведческого музея под руководством О.В. Дмитриева [ Дмитриев 1979 , с. 52-57]. Памятник, как показал анализ разнообразного материала, является ключевым для региона северного Кавказа в вопросе уточнения хронологической характеристики периода от второй половины V в. к IX-Х вв. [ Амброз 1989 , с. 69-106]. Захоронения по обряду делятся на две группы с четкой хронологической привязкой. Первая – захоронения по обряду телоположения – относится ко второй половине V-VII вв. и связан с переселенцами из Керченского полуострова – готами-тетракситами, упоминавшимися Прокопием Кесарийским. Вторая – захоронения по обряду трупосожжения – относится ко второй половине VIII-IX вв. и не связан с предыдущей. Существует мнение, что она связана с приходом тюркоязычного населения [ Дмитриев 1982 , с. 69-106].
В обеих группах захоронений широко представлен железный инвентарь, особенно оружие. Если для ранних этапов железообрабатывающего производства на Северном Кавказе мы имеем технологические характеристики [Терехова 1983 , с. 110-129; Бгажба 1989 , с. 117-146], то для раннесредневекового периода такие данные отсутствуют. Особый интерес представляет, конечно, возможность сравнительного анализа технологий изготовления предметов из двух групп захоронений могильника.