Фотогалереи :

Русские доспехи и оружие

  автор: SHARIK  |  31-декабря-2012  |  59859 просмотров | 54 комментария
загрузка...

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин "krug armour" даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у "басурман" куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и  предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

 

Русские шлемы

шлем Ярослава Всеволодовича шлем из села Никольское Шапка с Деисусом

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья  кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая  выгравированной надписью на кириллице: "Во имя Архистратига Михаила,  помочи рабу твоему Федору". Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

 Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю ниж нюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр - 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

  Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска из Вщижа шлема с личиной 
Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.
Датировка: вторая половина 12 -13век.

"Мугальские" то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров,  и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности.  Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные "шрамы", присутсвующие практически на всех поздних масках.

шишак    русский доспех 
Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля.  Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.  Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно.  Кольчуга также принадлежала Никите Романову. 
шлем 17 век русский шлем шлем с иконой
Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.
По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»
 Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр - 22 см. Высота - 35 см. Вес - 3285 г.
шишак князя Мстиславского шлем шишак шишак князя Мстиславского

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема:  Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

шлем и кольчуга воина руси кольчужное плетение кольчуга крупным планом
Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.
  турецкий русский шлем  шелом 

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль .

  Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

 
 Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. - втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см. 

Шелом Ивана Грозного,  предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – "Аллах Мухамед" является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: "Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца".

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

 
русский рейтарский шлем  мисюрка Голицина русский шелом

Каппелина шлем.  Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

 
Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа. Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.
шлем русский русский шлем шлем с наносником 
Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.   Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому Шлем Германия (?). Эрмитаж Санкт Петербург. Первая половина 16-го века Сталь; кованые, чеканка, гравировка и позолотой. H. 27,1 см 
шапка-мисюрка  шлем мисюрка  шелом русского воина 
Шапка мисюрка.    Шапка мисюрка. Национальный архитектурно-исторический заповедник "Древний Чернигов”  Высокий шлем с выставки кладов в подклете Благовещенского собора Московского кремля. Клад предметов вооружения рубежа 14-15 вв.  Найден в 1975 году при расчистке колодца в Угловой Арсенальной башне Московского Кремля. 

 

Русские доспехи в музеях

Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век Кольчуга пренадлежавшая князю Петру Шуйскому и атаману Ермаку Тимофеевичу. XVI век
О трудных ратных походах конца средневековья нам напоминает кольчуга, принадлежавшая знатному военачальнику князю Петру Ивановичу Шуйскому, участнику Казанского похода Ивана Грозного. Кольчуга имеет вид длинной прямой рубахи с квадратным вырезом и короткими рукавами. Сделана она из 16 000 крупных клепаных колец. Вес кольчуги – почти 12 кг. На ее левой стороне - круглая медная бляха с именем Шуйского. В 1564 году воевода П. И. Шуйский был убит под Оршей, и кольчуга его перешла в царскую казну. Тогда на ней была укреплена свинцовая бляха с клеймом царской казны. Позднее, когда казачий атаман Ермак Тимофеевич прислал в Москву гонцов с радостной вестью о присоединении к русским землям владений сибирского хана Кучума, царь пожаловал атаману эту кольчугу. Много лет спустя после гибели Ермака кольчугу снова вернули в Кремль. Здесь она и находится с тех пор. Музеи Москвы
Русский бехтерец бехтерец крупным планом бахтерец

Бехтерец мастера Конона Михайлова изготовленный для царя Михаила Федоровича в 1620 г.

 Грудь доспеха состоит из пяти рядов мелких пластинок по 102 в каждом ряду, спина из семи рядов таких же пластинок. Правый бок состоит из двух рядов, а левый бок, который застегивается, состоит из трех рядов пластинок с расчетом, что третий ряд будет закрываться при застегивании доспеха.

Этот бехтерец поражает красотой и изяществом отделки; недаром в описи 1687 года он был оценен в 1000 рублей.

В каждом боковом ряду имеется по 57 пластинок. Всего пластинок в доспехе 1509. Каждая пластинка выпукло-вогнутая, вычеканена специальным чеканом, следы которого ясно видны с внутренней стороны пластинки. К верхним пластинкам груди и спины прикреплены петли и ремни, при помощи которых доспех закрепляется на плечах. К пластинкам левого бока с той же целью прикреплены такие же петли и ремни. Пластинки доспеха с наружной стороны украшены золотом. Золотой навод, или насечка, выполнен необычайно тонко и с большим вкусом. Средние ряды пластинок на груди и на спине имеют сплошной навод золотом, смежные с ними ряды-только клейма, наведенные золотом. Золотой навод очень прост по своему рисунку и повторяется в одном и том же варианте по всему доспеху, Крайние пластинки рядов сверху и снизу украшены серебряными чеканными накладками.

 Пластинки доспеха по краям соединены кольчужными кольцами, между которыми вставлены кольца цельносеченные, но так как диаметр колец довольно значителен (12 мм) и между кольцами остаются большие просветы, Кононов вплетает в промежуточный ряд не одно, а два штампованных кольца.

 Подол бехтерца состоит из двадцати рядов колец, из них десять рядов цельноштампованных и девять рядов панцирных колец, крепленных на один шип, а к доспеху он прикреплен одним рядом кольчужных колец. Таким образом, в этом доспехе мы видим применение и кольчужной и панцирной техники крепления колец, причем нужно сказать, что и самых неудобных и уязвимых местах мастер применяет кольчужные кольца. В панцирной технике крепления колец мастер применяет сварной способ, то есть концы кольца при креплении на шип свариваются. По качеству и красоте отделки доспех представляет собой исключительное произведение. Каждая пластинка в ряду накладывается снизу вверх одна на другую, благодаря чему получается тронной слой пластинок, так как каждая пластинка остается открытой только на одну треть, остальные две трети закрыты последующими пластинками.

Пластинки изготовлены из сталистого железа. Ширина почти всех пластинок одинаковая - 15 мм, толщина - 1 мм, длина различна в каждом ряду, судя по части доспеха: в плечах она длиннее, в талин - короче. Вcero колец в доспехе 9000, остальные примерно 11 000 необходимых для этого доспеха колец заменяются 1509 пластинками. Длина бахтерца - 66 см, ширина - 55 см. Вес 12 300 г.

русские доспехи 17 века Русский доспех

Юшман, наручи, щит боярина Никиты Романова, XVIIв. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.

Юшман  состоит из крупных стальных пластинок, украшенных золотой насечкой и крупными надписями. Пластинки в количестве 105 штук соединены между собой кольчужными кольцами, клепанными на гвоздь. Этот юшман поступил в Оружейную палату после смерти боярина Никиты Ивановича Романова, в 1655 году. Длина юшмана - 62 см, ширина в подоле-50 см, вес юшмана - 11480г.

 Щит, 17-го век. Диаметром 52 см

Из железа, круглый, с тисненым четыре плоских крестообразной формы листа. Вдоль границы литые медные заклепки с обычными шляпками. В центральной части гравированные шляпки заклепок.

Наруч  (налокотник)  17-го века, Длина 35 см. Наружная сторона гладкая, с вертикальными желобками в верхней части. Защита запястья из трех сочлененных пластин, прикрепленных к руке с бархатными ремешками и пряжками. Внутри покрыты тканью, крепление которой видно с внешней стороны – это гравированные медные заклепки.

русский зерцальный доспех зерцальный доспех русские зерцальные доспехи
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля.
бехтерец Байдана
Бехтерец, выставка в подклете Благовещенского собора Московского кремля

В 1975 году при строительных работах на Ивановской площади, на глубине около 4-х метров, был найден богато декорированный предмет вооружения, случайное попадание которого в землю исключается полностью. Несмотря на плохую сохранность вещи, после реставрации перед нами предстала большая часть сложного кольчато-пластинчатого доспеха бахтерца, форма и размеры которого полностью реконструируются. Он имел короткие рукава (15 см) и прямоугольный вырез ворота. Грудь, спина и нижняя часть доспеха усилены расположенными в несколько рядов пластинами сталистого железа, заходящими одна на другую снизу вверх. Ряды пластин соединены между собой с помощью двойных уплощенных колец. Кольчужные кольца бахтерца скреплены, в основном, «на гвоздь». Плечевая часть кольчуги, несущая основную нагрузку (ее вес достигал десяти и более килограммов), выполнена из колец, скрепленных двумя заклепками (толщина проволоки 2 мм, диаметр колец 12 мм). На рукаве и остальной части бахтерца кольца имели более простое соединение одной заклепкой. Сохранились 145 нагрудных пластин доспеха. Они имеют размеры 39(40) и 17(18) мм. Выделяется только центральный ряд пластин, длина которых при ширине 18 мм колеблется от 50 до 73 мм. На спине бахтерца сохранились 94 пластины шириной 16-18 мм и длиной 33-40 мм. Они украшены серебряной насечкой, нанесенной по сталистому железу, а фон пластин обработан зубильцем в мелкую клетку. Великолепный тонкий рисунок части пластин имитирует арабские надписи. Под рукой мастера они превратились в красивые орнаментальные завитки. В наборе центральных рядов чередуются пластинки с узором и гладкие, украшенные сплошь золочением.

Байдана царя Бориса Федоровича Годунова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля.  1580год. Длина 80 см; ширина 65 см; вес : 6.25 кг; диаметр кольца, 2.4 см Кольчуга с круглым воротником и короткими рукавами, делали из более чем одной тысячи больших, плоских колец. Каждое кольцо с надписью: "Съ нами богъ никто же на ны" (Если Бог с нами, никто не будет против нас).
Байдана царя Бориса Федоровича Годунова
юшман русские доспехи ГИМ

Юшман, Оружейная палата Московского Кремля.   Он состоит из стальных гладких пластинок, соединенных между собой кольчужными кольцами. Всего пластинок в юшмане 99. Подол, ворот и рукава юшмана оторочены одним рядом медных колец. В кольца ворота был продет шнур зеленого цвета, но он не сохранился.

 На одной из пластинок, расположенных на груди, висит знак адрианопольского арсенала. Длина юшмана - 84 см, ширина - 53 см, вес - 12 300 г.

В Переписной книге 1686/87 г. этот юшман записан под первым номером и оценен в 600 рублей. В 1654-1656 гг., во время войны с Польшей, а затем и Швецией, он входил в состав походной казны царя Алексея Михайловича.

русское оружие и доспехи  нагрудкик и наручи нагрудник и поножи
Наконечники пик и копий, бердыши - из Соловецкого монастыря. Наручи, боевые топоры. Всё - XVII век, Россия.

Нагрудник от сплошной кирассы, Сталь Ковка, резьба. Высота 34,5 см. Мастер Никита Давыдов(?).

 Пара наручей. Втор. пол. 17 века. Длина 31 см.

Оформление нагрудника и бутурлыка - частей парадного оборонительного вооружения - различно. Их выполнили искуснейшие первокласные мастера Оружейной палаты Московского Кремля XVII века. До наших дней дошло немного имен русских оружейников того времени. Среди них имя крупнейшего мастера Никиты Давыдова, проработавшего в Оружейной палате более 50 лет и воспитавшего многих учеников. К его работам можно отнести нагрудник от пехотных лат. Поверхность превосходно обратно высокорельефной резьбой с изображением сказочных чудовищ, животных, и в центральном овальном клейме - льва, держащего в правой лапе пучок стрел. Безукоризненность исполнения сложной композиции свидетельствует о необычайно высоком мастерстве оружейника. Нагрудник является частью несохранившегося оборонительного доспеха, все предметы которого были оформлены в едином стиле.

русский зерцальный доспех
Поврежденный юшман, шапка мисюрка.  Главный исторический музей России - ГИМ, Москва. Фотографии седла, наручей, перначей и кистеня ниже.

Две кирасы зерцального типа, 17 век. Оружейная палата Московского Кремля.

(a)  Длина: 28,5 см (передней и задней пластины); 22.7 см (боковые пластины).

Корпусный доспех из четырех стальных пластин, скрепленных пряжками. Все пластины украшены тонким лиственным орнаментом; на передней и задней пластины с изображениями Двуглавого Орла в центре.

(b)  Длина: 27 см (передней и задней пластины); 21,5 см (боковые пластины)

Кираса из двух больших прямоугольных и двух маленьких восьмиугольных выгнутых пластин соединенных ремнями и пряжками. Двуглавые Орлы на умбонах в форме сердца с тиснением и с тонким орнаментом по краям.

русский зерцальный доспех русский зерцальный доспех русские зерцальные доспехи

Зерцальный доспех (Зерцало) царя Алексея Михайловича.
Оружейная палата, Москва, 1663 Никита Давыдов Длину, 75 см; вес : 12,3 кг.

Стальные грудные и спинные пластины гофрированы и позолоченны и посеребрены шевронов. Центральную пластину украшает двуглавый орел в паутине. Орел увенчан короной, держыт в лапах скипетр и державу. Края украшены орнаментом и фигурками животных. Подкладка из красной простеганой на вате мягкой атласной ткани. 

Передний доспех интересен шелковой шапкой подбитой хлопком и простеганной, она веротно, является подшлемником.
Подобные шапки использовались и как полноценные шлемы, иногда снабжались и железными наносниками. Общепринятое название "Шапка Бумажная".
юшман мисюра сабля щит русский зерцальный доспех
Вызывает интерес щит. Он турецокго происхождения, середина XVII в. Тростник, сталь, золото, золотная нить, шелковая нить, рубины, бирюза, бархат; плетение, резьба, чеканка, насечка золотом, басма.  Оружейная палата, Москва.  
русский зерцальный доспех всадник на коне
Зерцальные доспехи 17 века из Государевой Оружейной Палаты Московского Кремля.

 

Защитные детали русского доспеха

наручи из арсеналов московского кремля русские поножи

Две пары трубчатых наручей 17-го века. Оружейная палата, Москва.

(а) Наручи, длина 34.5 см. Каждый наруч состоит из трех пластин, соединенных петлями и застегивающимися, шелковыми лентами с пряжками. Центральной пластины оформлены позолоченной фигурой в виде двуглавого Орла и цветами, с декоративными заклепками. Боковые пластины из позолоченной меди.

 (b) Наручи, длина, 32.5 см. Каждый наруч состоит из трех секций, соединенных петлями с шелковыми ремни с пряжками. Основные пластины украшены позолочеными фигурами в виде двуглавого Орла. Изнутри обиты тканью.

Поножи бутырлык царя Алексея Михайловича. 1664 год.  Москва. Оружейная палата.

 Мастер Григорий Вяткин Сталь, ткань Ковка, золочение, серебрение. Длина 42см.

Искусный оружейник Григорий Вяткин является одним из тех мастеров, которые продолжили традиции выслкого мастерства Никиты Давыдова. Бутырлык работы Григория Вяткина выкован долами, в которых чередуются золоченая и серебряная поверхности металла. Изнутри пластины проложены тканью, простеганной на вате.

доспехи и снаряжение старинное седло
Наручи, а еще перначи, кистень и седло. Поврежденный юшман, саадак, сабля копьё – выше. Главный Исторический музей (ГИМ) Россия, XVI-XVII в.
круглый стальной щит стальной щит

Щит Иран, вторая половина XVIII в. Щит кованый железный, украшен золотой насечкой и резьбой, диаметр 385 мм. Москва. Оружейная палата.

 В центре щита для придания ему прочности выковано полукруглое возвышение умбон, ниже его по кругу приклепаны с аналогичной целью четыре небольшие полусферические детали, служащие также для крепления ремней. Край щита опоясан двумя полосами растительного орнамента, выполненного в технике золотой насечки. Между ними расположены круглые и овальные медальоны, внутри которых резьбой даны изображения льва, лани, зайца, медведя и всадников. Охотничьи сцены представляют собой сюжеты, типичные для иранского декора, в котором допускались изображения животных, в отличие от турецкого или арабского искусства, где они были запрещены по религиозным мотивам.

 В средней части щита вырезаны четыре полумедальона с веточками, оканчивающимися двухлепестниками ("исмями"). В верхней части медальоны с изображением всадников и двухлепестников.

 Несмотря на парадное оформление, подобные щиты сохраняли боевое значение в иранской коннице вплоть до начала XIX в.

Щит. Изготовлен в Иране. Мастер Мухаммед Мумин Зернишан. Сталь, золото, драгоценные камни, бирюза, жемчуг; чеканка, резьба, инкрустация. Оружейная палата, Москва.

 

Литература:
  • Искусство Блистательной Порты. The Art of the Sublime Porte. Каталог выставки. М., 2008
  • Русское оружие. Г.А. Коломиец Искусство. Сокровища Государственного Исторического музея М., 1983
  • Russian Arms and Armor Под ред. Ю. Миллер: Аврора, 1982
  • Парадное оружие и конское убранство XVII-XVIII. Миронова О.Е., Тихомирова Е.В. Изобразительное искусство. 1986
  • Золотой век русского оружейного искусства: Царское оружие и конское убранство XVII века (из собрания Государственной оружейной палаты). - М., 1993.
  • Старинное оружие. Аствацатурян Э., Монахов С., Шокарев Ю. НПП "Менатеп-Траст". 1993
загрузка...
  Голосов: 2
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незаригистрированный пользователь. Поэтому скрытый текст скрыт. Комментарии будут вводится через капчу с предварительной модерацией. Если нашли ошибку — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта, рекомендуем .


Добавление комментария
Ваше Имя:      Ваш E-Mail (по желанию):  
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Картинка Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
  
  

  • #1
  • Женя 1
    8 января 2014 11:54 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите, а кто может подсказать. Использовался ли русскими в Ливонской войне, зерцальный доспех на подобии зерцального доспеха Алексея Михайловича (я не специалист, но назову такой доспех закрытым)? И если и использовался то наверное не только высшими военначальниками.
    У вас написано, что зерцальный доспех называют круг армор, за его популярность на Руси. Это действительно так? То получается, большая, часть Русской конницы должна была бы иметь именно их в Ливонскую войну. А то как раздето смотрелись бы поместные конники на фоне шведских рыцарей, уж больно легонько выглядят бахтерцы.
    И какие доспехи использовала русская пехота в ливонскую войну (я не имею ввиду стрельцов).
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 15:27 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Да использовался, но наверняка не всеми. Зерцальник, он как бы, под копейный бой - но какбы-грабли: война есть война противник под тебя не подстраивается. Также жесткие латы эффектины против пуль пистолей, а иногда и мужкетов.

    По поводу цен трудно что-то сказать, сохранившиеся сведения и артефакты говорят о богато украшенных доспехах вельмож - и там конечно цены сногсшибательные. Поэтому говорить о том что "зерцальник" был дороже и ли дешевле чем бехтерец - я не могу. Но большинство были просто в кольчугах, а то и вообще без доспехов.

    А бехтерец даже потяжелее будет зерцальника - пластинки в нем с очень сильным нахлестом. Те кто его задумал рассуждали так 1 мм пластинка + 1 мм пластинка защищает лучше чем 3 мм пластинка (проверено лично не только мной - энергия удара рассеивается), а весит как 2 мм пластинка. Бехтерец пружинит, а это значит что сабельный удар по пластинками проскользнет. К тому же бехтерец дает подвижность корпусу, которая весьма кстати при сабельном бое.

    А вот про krug armour смотрите сами

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #3
  • Женя 1
    8 января 2014 16:08 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Спасибо.
    Значит бехтерец, не так прост как кажется. Если я не ошибаюсь, то польско-литовские гусары в 16 веке, бехтерцами пользовались, а не кирасами (я имею ввиду те у кого были деньги на доспехи), тем более воину в бехтерце было удобно пользоваться луком. Так вот на известном полотне "Битва на Орше" (картине) , у русских всадников почти у каждого есть лук. Мог ли такой лук поразить польского или другого европейского всадника в максимилиановском доспехе? Ксатити тягиляи на русских на этой картине отличаются от тягиляев на изображении Герберштейна? Не кажется ли вам, что тягиляи у Герберштейна немного фантастичны и те которые на картине больше похоже на правду.
    И по пехоте у русских. Как я понимаю русские не пользовались пехотой европейского типа ( я имею ввиду копейщиков) в Ливонскую войну из за особенностей восточно европейского театр военных действий того времени.
    То есть квадрат на подобии Швейцарской пехоты попросту был бы расстрелян легкой конницей из луков, поэтому стрельцы в поле и сидели в "Гуляй городе" или под прикрытием конницы. А массово русские пехоту (не стрельцов) использовали только при штурмах крепостей?
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 17:28 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Женя 1, да среди гусар были те кто пользовался бехтерцами, и даже шишаками наподобие русских но большинство пользовалось все-же кирасами. Образ польско-литовского гусара кким мы его себе представляем окончательно сформировался к 1670 году (то есть к битве под Веной 1670 года). А на картине бита под Оршей гусары уж совсем ранние. Кое-что пытался осветить тут

    Максимилиановский доспех эффективно поражается разве что из пушки, ну и из мушкета - в упор knighteto-vse. Однако во времена Ливонской войны он уже не использовался. Так чтоб быстро показать западноевропейские доспехи в тот период, то тут и тут.

    Да, квадрат на подобии Швейцарской пехоты попросту расстреляли бы, попытка атаковать его в доспехах восточного стиля самоубийственна, не помню точно но вреде бы пару раз было так что западноевропейская веонная машина навязывала бой по своим правилам и для турок это заканчивалась печально. Но самое главное в Западной Европе нет необходимости вести пехоту по бездорожью - через степь тысячи километров, а в наших просторах Германия потеряется.

    "А массово русские пехоту (не стрельцов) использовали только при штурмах крепостей" - да, а если русской пехоте татары навязывали бой в чистом поле - то это был не бой, а охота на пехоту.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #5
  • Женя 1
    8 января 2014 17:53 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите, тогда как русская кавалерия боролась Ливонскими рыцарями? Да и сама война ведь длилась почти два десятилетия, должна была бы как то русская конница реагировать на орденских немцев, шведов и гусар. Начальный и средний этап войны для нас все же был удачный, другое дело, что потом Иван 4 переоценил свои силы и распылил армию. Ну и татары из Крыма подгадили с набегами. Да и до этого наверное западный доспех, а именно в первую очередь кираса не были для русских сильной тайной? Можно понять не нужность западных шлемов, но пренебрежение кирасами вплоть до Смоленской войны выглядит странно? К тому же и когда Василий 3 взял Смоленск и сколько трофеев у литовцев взял, да и трофеев вначале Ливонской кампании должно было быть много.
    Может все же кирасы русскими использовались, но об этом не сохранилось данных?
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 18:30 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Использовались кирасы, но очевидно редко, в этой подборке даже фотография есть. Да же название на свой лад переделали - "кирис" кажется.
    А вообще Ливонская война стоила огромных потерь, и это война с провонявшейся селедкой Ливонией, хорошо что у Ивана Грозного хватило ума не поссориться с Великобританией, Германией или Швецией.

    Но подчеркиваю я сказал то что я сказал, согласно того вывода, который делал для себя.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #7
  • Женя 1
    8 января 2014 18:48 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    То есть Московская армия не смогла бы эффективно действовать, против крупных европейских стран?
    Но честно говоря в Ливонии русские воевали не только с ливонцами но и с шведами и немцами с поляками. Отсюда такой результат.
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 19:07 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Да не смогла бы. Петр I вовремя решил что надо все конкретно менять.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #9
  • Женя 1
    8 января 2014 19:35 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    у меня еще вопрос по русским доспехам, но только периода Василия 2, начала правления Ивана 3. Об этом периоде почти ни чего не известно. непонятно даже какими шлемами, русские пользовались при Василии 2. на подобии шлема из Артилерийского музея? Ерихонки тогда точно не могли применяться, остаются только Шишаки но без козырьков, а только с наушами и назатыльником? Также возможно применение на шлеме из Арт Музея, пришитых назатыльника на кольчужной бармице и наушей?
    Еще менее понятно, как выглядели доспехи на корпус? Кольчуга то понятно, как и стеганка, ну наверное появились первые колонтари. А вот применялись ли Бехтерцы или Зерцало не понятно, также как и применялась ли еще чешуйчатая броня, старого типа? Впрочем мало понятна какой формы были щиты?
    И почему русские так не любили кирасы?

    Я так понимаю, русские не имели конницы по типу поздне рыцарской и кирасирской в шестнадцатом веке, из за протяженности границ. Условно говоря при марше от Новгорода до дикого поля под всадником в таких доспехах лошадь просто бы сдохла. Точно также при погоне за татарами и турками лошадь бы под кирасиром в степи бы околела.
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 20:03 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Если вы художник, то пишите шлема типа Артилерийского музея не на всех воинах, по видимому их использовали не многие. Затыльник и науши по моему на нем не нужны - защита при кольчужной бармице и так достаточная.

    Чешуйчатая броня все еще применялась, колонтарь (про него мало что известно), юшман - вошел в моду и до середины 17 века не вышел, зерцальники и бехтерцы - врядли.

    А так на моем сайте: Шеломы «русского» типа из Мстиславля

    Русские сфероконические шлемы развитого средневековья

    К истории шатровидных шлемов на Руси XIII-XV вв

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #11
  • Женя 1
    8 января 2014 20:17 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    По статье на вашем сайте "Оружность Русской Конницы" можно сделать вывод, что после смуты или даже во второй половине смуты, примерно во время правления Василия Шуйского, часть русской конницы начала приобретать вид европейского типа, а именно походить на рейтар. Но это относилось только к западным рубежам, к береговой службе это не относилось. Так вот те которые были на западе, примерно когда начали использовать массово пистоли? Я так понимаю во времена Ивана Грозного, уже тогда появились первые стременные стрельцы, на мой взгляд это по сути прообраз драгун или рейтар?
    Я не художник, у меня мать работник культуры которая иногда читает лекции по истории, вот и сейчас 23 февраля на подходе,готовят по истории русской армии.
    ¤ цитировать        
    8 января 2014 20:26 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    примерно когда начали использовать массово пистоли

    Про пистоли не знаю. А вот про пищали и другое огнестрельное оружие Пищальники Василия III

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #13
  • Женя 1
    9 января 2014 16:07 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Спасибо за предыдущую информацию.
    Не подскажите, использовали ли русские фламберги или подобные им сабли? я имею до введения полков нового строя.
    ¤ цитировать        
    9 января 2014 16:36 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Женя 1, не понял вопроса? Ну в смысле у фламберга, смотрите фото ниже, очень мало похожего с саблей.
    Русские богатыри такими не пользовались.

    Если вы вообще имели ввиду сабли с пламенеющим клинком, то такие экземпляры принципиально единичны.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #15
  • Женя 1
    9 января 2014 16:58 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Ну вообще то саблю имел ввиду, правда не знал об их единичности.
    Я имел ввиду, поместную конницу, им такие мечи подошли бы для пробивания доспехов рыцарей.
    Видел картинку на сайте "военная история 16-17 веков" из старого альбома, с изображением меча якобы принадлежащего М. Шеину, но там меч явно допельсольдера пехотинца.
    Саблей или Клычем (Киличем, по разному везде пишут) рыцаря или раннего кирасира то скорее всего взять трудно, остается только топор или чекан с фламбергом. Но двуручные фламберги поместные конники точно применить не могли как впрочем и панцербрехеры. Может были одноручные фламберги?

    Простите, забыл. Вот русские использовали кирасы иранского типа. Такие кирасы (пластины на спину и живот) могли быть, на всю грудь длиной?
    ¤ цитировать        
    9 января 2014 20:01 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Такие может бы и подошли, но были они у тех же самых кирасиров и рыцарей, и то далеко не у всех.

    Саблей латы взять трудно, а бехтерец еще трудней. Да остается клевец и чекан, ну и копьё, и довольно редко применялся длинный колющий меч кончар (как он выглядел до сих пор не знаю). Вот только рыцарь копьём справлялся куда лучшеrapiers
    Систематически Московия и Западная Европа не воевали - уже который раз говорю.
    Кирасу иранского типа использовали не часто, как уже говорилось самой популярной кирасой был именно krug armour турецкого стиля. На всю грудь длиной кирасы шар айна не могли - так делалось чтоб кираса не мешала фехтовать саблей.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #17
  • Женя 1
    9 января 2014 20:45 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Получается основным оружием русских конников был, лук для боя с бусурманами, так как те точно также были в бехтерцах и зерцалах, топор и сабля шли в дело уже при свалке или когда рубили пеших, палаш как я понимаю у русских появился в конце шестнадцатого века . Отсюда такая форма ножей (как кривое шило), для прокола кольчато - пластинчатых доспехов. Ну и еще копье естественно, а в последствии пистоль.

    Получается усредненный портрет поместного конника 1490-1550 гг.: по оружию это, нож засапожный, длинный нож, как у князя Ивана Ивановича, топор и сабля, лук и копье. По доспехам, это панцырь или бехтерец, реже Юшман, у тех кто по богаче, зерцальный доспех у нищих тягиляй или вообще без доспеха. Шлемы, это высокий с подшлемником, позже шишаки или ерихонки (шапки медянные).
    Ну в принципе чуть, лучше чем у татар и паритет с турками и панцырными казаками и частично с гусарами.
    ¤ цитировать        
  • #18
  • Женя 1
    10 января 2014 11:58 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите, а применяли ли русские мечи на подобии корделасов или кордов?
    ¤ цитировать        
    10 января 2014 16:12 | 

    Гpуппа: Администраторы
    Pегистрация: 30.12.2006
    • 545
    • 243
    Палаш, как вы уже выше сказали, это и есть что-то на подобие кордов. Всмысле "не наподобие", а именно самое оно.
    Корделяс это бедный вариант. Бедный русский воин имел при себе копьё, топор (котрый был скорее не боевой а универсальный) и, если повезет: лук, самострел или что-то огнестрельное. Мастера-артиллеристы к бедным не относятся.

    --------------------
    ¤ цитировать        
  • #20
  • Женя 1
    11 января 2014 17:47 | 

    Гpуппа: Прохожие
    Pегистрация: --
    Простите, до меня что то только сейчас дошло. Вот русский зерцальный доспех (турецкого типа), там же центральная круглая пластина, крепится на кольчугу, как и все остальные и между этими пластинами остается пространство которое состоит только из кольчуги. Так если копье противника при ударе попадет в центральную ( или любую другую пластину), то оно просто заскочит в пространство между пластинами или просто может продавить пластину в грудь переломав все ребра с легкими.
    Так вот как решалась такая проблема или вариант проскока копья в между пластины был совсем маловероятен?
    сабля или меч то понятно не пробили бы зерцальную кирасу.
    ¤ цитировать