Задача настоящей статьи -дать общий очерк таких определяющих элементов единого стиля жизни монголов ХШ -XIV вв., как костюм и вооружение, введя в научный обиход новые материалы и выводы, которые бы дополнили и уточнили материалы прежних наших работ на данную тематику (Горелик. 1983; Горелик, 1987), поэтому нам придется по необходимости привести здесь некоторые общие выводы упомянутых работ.
Но прежде всего надо оговорить, чей костюм и вооружение нас интересуют, поскольку сам термин «монголы» претерпел на протяжении одного только XIII в. разительные изменения.
В XI-ХІІ вв. монголами называлась небольшая группа племен севера центральной и частично Восточной Монголии. Когда Чингисхан был объявлен кааном (каганом), это название прилагалось уже ко всем монголоязычным и монголизирующимся тюркским племенам Центральной Азии, обозначая государственный этнос. Однако, практически в процессе его сложения завоевательная политика Чингисхана и его преемников привела к созданию гигантской полиэтнической империи, в которой представители монгольского государственного этноса (не говоря уже о членах раннемонгольских племен) составляли абсолютное меньшинство.
Йозеф Брандт (польск. Józef Brandt; род. 11 февраля 1841, Щебжешин — ум. 12 июня 1915, Радом) — польский художник-реалист. Жизнь и творчество Й. Брандт сперва учился на инженера в Париже, однако с 1862 года решил посвятить себя живописи.
Обучался рисованию в Мюнхене у Франца Адама и у Карла Теодора фон Пилоти. В 1867 году Брандт открыл собственное художественное ателье.
Писал полотна преимущественно на историческую тематику, изображая батальные сцены из истории Польши и Украины XVII века, бои против Турок и Татар. Исторические картины Ю. Брандта оказали значительное влияние на развитие польского изобразительного искусства и литературы, вдохновив Генрика Сенкевича на написание его исторической трилогии (Огнём и мечом (1884), Потоп (1886), Пан Володыёвский (1888)). Последние годы жизни художник провёл в селе Ороньско близ Радома.
Длительность исторического существования населенного пункта в районе Мингечаура связана со стратегическим значением его географического положения. Территория Мингечаура расположена у подножия Боздага (самых южных отрогов Большого Кавказского хребта) по обоим берегам р. Куры, там, где она прорезает кряж и выходит на простор Кура-Араксинской низменности. Кура в своем верхнем и нижнем течении разливается, однако в указанном месте, зажатое горным кряжем, ее русло стабильно. На север от Мингечаура распологалась Самухская долина, ныне затопленная водохранилищем. В Куру в северо-западной части Самухской долины впадали реки Ганых (Алазань) и Габырры (Иори). В пределах Самухской долины Кура делает петлеобразные извилины, которые при паводках заливали долину, а в засушливые периоды оставляли ахмазы (мелководные лиманы) с плодородными речными наносами. С южной стороны к Мингечауру подходят по правому берегу р. Куры окраина Карабахской, а по левому – Ширванской степей. Именно эти факторы обеспечили организацию старинной переправы в Мингечауре, а она, в свою очередь, обеспечила возникновение населенного пункта. Пункт защищал переправу и оказывался защищенным хребтом Боздага с резко изрезанными склонами и извилинами Куры с ахмазами.
Территория Мингечаура. на которой находятся интересующие нас памятники, в настоящее время частично затоплена, а частично занята одноименным городом, поселками и производственными сооружениями, возникшими в 40-50-х годах XX века в связи со строительством ГЭС.
Военное дело кочевых народов степного пояса Евразии в эпоху монгольских завоеваний и последующие периоды существования мировой Монгольской империи и созданных на ее основе государств Чингизидов является одной из наиболее актуальных и в наибольшей степени исследованных проблем во всемирной истории войн и военного искусства, постоянно привлекающей к себе внимание со стороны военных историков и специалистов по истории оружия. Большая временная продолжительность и грандиозные пространственные масштабы военных действий, которые вели монголы, практически беспрерывно и одновременно на многих фронтах в разных, удаленных на огромные расстояния друг от друга районах Евразийского континента, и постоянно одерживаемые ими победы над различными, как правило, более многочисленными и хорошо вооруженными, противниками поражали воображение современников и привлекали внимание военных историков всех последующих поколений. Современники происходивших событий стремились как можно более точно описать особенности вооружения и военного искусства монгольских номадов, чтобы понять причины их военных успехов в противоборстве на полях сражений с различными, по разном) вооруженными и применяющими разные приемы наступления и обороны.
Однажды член нашей ассоциации, инженер Константин Гродецкий, рассказал главному редактору журнала "Оружие и цвета" (Broni i Barwy). О том что в городском музее Торунь находится очень интересный средневековый шлем из раскопок в замке, редко встречающейся формы. Дирекция музея, по просьбе журналистов, предоставила дополнительную информацию о шлеме Торунь. Куратор, доктор Кусзстельский, был столь любезен, не только предоставил описание, показанное ниже, но также две фотографии и два рисунка этого, на самом деле очень интересного, артефакта.
Защитное вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху позднего средневековья остается недостаточно изученным, поскольку памятники этого периода длительное время находились вне поля зрения археологов. Однако без изучения защитных средств, применявшихся номадами Центральной Азии в XV-XVII вв., невозможно выявить закономерности в развитии военного дела в кочевом мире и объяснить причины военных успехов и неудач войск кочевых государств.
В течение 2-й пол. XVII - 1-й пол. XVIII вв. значительную военную активность проявляла «последняя кочевая империя» в Центральной Азии – Джунгарское ханство. Джунгария вела ожесточенные войны за господство в Центральной Азии с государством Алтын-ханов, маньчжурской империей Цин, казахскими жузами и Россией. Вопреки сложившимся стереотипам защитное вооружение в кочевом мире в этот период, несмотря на появление огнестрельного оружия, не регрессирует, а продолжает развиваться и в начальный период нового времени (Бехайм В., 1995, с. 127).
Предметы защитного вооружения, относящиеся к периоду позднего средневековья, хранятся в коллекциях музеев Москвы, Санкт-Петербурга, многих городов Сибири и Монголии. Встречаются среди материалов позднего средневековья железные шлемы и кольчужные наголовья. Однако большая часть этих материалов до настоящего времени не введена в научный оборот или при публикации получила неточную атрибуцию из-за слабой исследованности защитного вооружения эпохи позднего средневековья и отсутствия точно датированных аналогий. Между тем для анализа этих материалов имеется возможность привлечь аналогии с сопредельных регионов, письменные, изобразительные и фольклорные источники.
Аламнер (город на горе), Оролы курык (сторожевая гора), Чалымский городок, Сундырская Гора, Мало-Сундырское городище, Важнангерское городище – под такими названиями это место сохранилось в памяти народа и исторических источниках, каждое название имеет свою легенду и связано с конкретными событиями. Обратимся к известным историческим фактам, мифам, преданиям, запискам краеведов и попытаемся восстановить картину прошлого. Рассказывая о событиях средневековой давности, легко увлечься, преувеличить роль отдельного народа или одной личности в судьбе края. Но нам на помощь приходит археологическая наука. Именно благодаря материальным остаткам («вещдоки» – шутят археологи): жилищам, предметам быта, орудиям труда и вооружению, монетам, полученным в ходе археологических раскопок, можно определить, какие народы проживали в этой местности, и установить точную дату тех или иных событий. Начиная с 1958 года на городище проводились археологические раскопки. В раскопках в разные годы принимали участие известные марийские археологи: доктор исторических наук В.В. Никитин и кандидаты исторических наук: С. В. Большов, Д. Ю. Ефремова, А. В. Михеев, Б. С. Соловьев, лаборант С. В. Долгополов, работавшие в качестве руководителей отдельных секторов и раскопов. В течение многих лет помощь археологам оказывали студенты МГПИ им. Н. К. Крупской (руководитель практики – доктор исторических наук А. Г. Бахтин) и школьники п. Медведева и г. Йошкар-Олы (руководители И. И. Панов и О. А. Колос). Двенадцать полевых сезонов профессионалы-археологи, любители истории и просто любознательные романтики пытаются постичь загадку таинственной горы и понять суть происходивших здесь событий.
В комплексе средств индивидуальной металлической защиты воинов в кочевом мире степного пояса Евразии ведущее место занимали железные шлемы. Использование в дистанционном, ближнем и рукопашном бою защитных наголовий значительно повышало сохранность воинов от поражения противником. Железные шлемы представляли для каждого воина большую ценность. Воины их бережно хранили. Сравнительно редко металлические шлемы встречаются в захоронениях средневековых кочевников. Большинство известных к настоящему времени кочевнических шлемов из Центральноазиатского историко-культурного региона являются случайными находками любознательных людей, которые при содействии краеведов попали в музейные собрания. Значительная часть из них относится к эпохе позднего средневековья (Худяков, 1991а: 95).