Оружие и Доспехи :

Железный шлем кыргызского воина эпохи позднего средневековья из Ак-Келя

  автор: SHARIK  |  27-мая-2012  | 20 310 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

шлем Ак-КельВ комплексе средств индивидуальной металлической защиты воинов в кочевом мире степного пояса Евразии ведущее место занимали железные шлемы. Использование в дистанционном, ближнем и рукопашном бою защитных наголовий значительно повышало сохранность воинов от поражения противником. Железные шлемы представляли для каждого воина большую ценность. Воины их бережно хранили. Сравнительно редко металлические шлемы встречаются в захоронениях средневековых кочевников. Большинство известных к настоящему времени кочевнических шлемов из Центральноазиатского историко-культурного региона являются случайными находками любознательных людей, которые при содействии краеведов попали в музейные собрания. Значительная часть из них относится к эпохе позднего средневековья (Худяков, 1991а: 95).

Одна из таких находок, представляющих самостоятельный интерес для изучения защитного вооружения позднесредневековых номадов Центральной Азии хранится в Государственном историческом музее Кыргызстана. Шлем был найден Ш. Б. Айткуловым на высокогорном пастбище в местности Ак-Кель, в окрестностях с. Ичке-Суу в Кантском районе Чуйской области Республики Кыргызстан, и передан в Государственный исторический музей (Худяков, Табалдиев, Солтобаев, 2001: 101-106). Он изготовлен из кованого железа. Купол шлема цельнокованый. Он имеет сферическую форму. По нижнему краю купол окаймлен широким, разъемным пластинчатым обручем, прикреплен к куполу заклепками. По верхнему краю обруча расположено пять заклепок. По нижнему краю 16 заклепок. Спереди к обручу прикреплен короткий пятиугольный козырек. По краю козырек имеет небольшой, выделенный валик. Сторона, прикрепленная к обручу, оформлена рядом треугольных зубчиков. Она крепится к обручу несколько выше нижнего края с помощью трех заклепок. Поверх купола по диагонали от левой надвисочной до правой надзатыльной части прикреплены две декоративные полосы. По вертикальной оси полос проходит выступающий валик. Края полос оформлены с обеих сторон чередующимися овальными выступами и треугольными зубчиками.

 У шлемов центральноазиатских кочевников в эпоху развитого средневековья подобными полосами стягивались пластины купола. У ак-кельского шлема эти полосы выполняют декоративную роль. Купол ак-кельского шлема увенчан навершием в виде сферической восьмилепестковой розетки. Лепестки навершия-розетки разделены радиально расходящимися резными линиями. Эти лепестки заканчиваются тремя полукруглыми выступами. В верхней части навершия разделительные линии соединены со сквозными отверстиями. Отверстия оформлены в виде сердечек и крестиков, которые чередуются по периметру навершия. На полукруглых выступах лепестков розетки имеются сквозные отверстия, оформленные в виде крестиков с закругленными концами. От центральной части каждого креста к краю лепестка отходят по две резных косых линии. На вершине навершия-розетки вертикально укреплена, шестигранная в сечении, расширяющаяся кверху трубочка для султана или плюмажа. Навершие и купол шлема частично повреждены коррозией. Они имеют сквозные отверстия с рваными краями. Высота шлема с навершием и трубочкой для султана или плюмажа – 16 см, диаметр купола по нижнему краю – 21 см, длина козырька – 5 см, ширина козырька – 11 см (Рис. I, 1, 2; II, 1, 2).

Близкие по типологическим и конструктивным особенностям железные шлемы характерны для кочевников Центральной Азии в периоды развитого и позднего средневековья. Шлемы со сфероконическим куполом из четырех или шести пластин, склепанных заклепками, широким обручем и навершием с трубочкой для плюмажа были характерны в эпоху развитого средневековья для кыргызов и киданей (Худяков, 1980: 129; Худяков, 1991б: 85-86; Сунчугашев, 1979: 133). У киданьских шлемов пластины купола перекрывались в месте соединения вертикальными декоративными полосами с валиком по продольной оси, фигурно вырезанными краями и заклепками. Шлем из Даинцзы во Внутренней Монголии имеет навершие в виде розетки и короткую, фигурно оформленную трубочку для плюмажа. Спереди на обруче имеется наносник, а по бокам выступы (Худяков, 1991б: 85-86, рис. 46; Горелик, 1987: 168, рис. 2-3). Некоторые исследователи относят абазинский шлем к монгольскому времени (Сунчугашев, 1979: 134; Горелик, 1983: 251). Однако по особенностям конструкции купола, навершия и форме обруча он сопоставим с киданьскими шлемами. В монгольскую эпоху, по данным М.В. Горелика, получают распространение шлемы с цельнокованым куполом (Горелик, 1983: 261). В этот период у шлемов появляются козырьки (Горелик, 1987: 192). Поэтому находки сфероконических шлемов с широким обручем, наносником и надглазничными вырезами, фигурными полосами и навершием-розеткой из лесостепного и Горного Алтая необходимо относить к эпохе развитого средневековья (Худяков, 1991б: 85; Горелик, 1987; Горбунов, Тишкин, 1998: 263).

К эпохе позднего средневековья в Минусинской котловине относится сфероконический шлем с шестипластинчатым куполом, фигурно вырезанными накладными пластинами и коротким козырьком (Худяков, 1991а: 95).

В Туве обнаружено два железных шлема, относящихся к эпохе позднего средневековья. Один из них происходит из Тоджи. У него сфероконический шестипластинчатый шлем, фигурные накладные пластины и составной обруч из широких прямоугольных пластин с заклепками.

Второй шлем происходит из местности Чыргакы в Дзун-Хемчикском районе Тувы. Он имеет сфероконический четырехпластинчатый купол, фигурные накладные пластины, навершие в виде розетки с цилиндрической, фигурной, короткой трубочкой для плюмажа и коротким козырьком с фигурно вырезанным краем. У шлема отсутствует обруч.

По мнению Л.Р. Кызласова Чиргакинский шлем датируется XVI-XVII вв (Кызласов, 1964: 85). Монголы в период Юаньской империи применяли сфероконические шлемы с козырьками и цилиндрическими навершиями и трубочками для плюмажа, а также сферические шлемы с короткими полями (Дамдинсурен, 1990: 125). В эпоху позднего средневековья воины халха-монголов и джунгар защищали голову шлемами со сферическим шестипластинчатым куполом и высокой цилиндрической тульей, на плоском навершии которой крепилось по три трубочки для плюмажа. Купол скреплялся по нижнему краю широким обручем, на котором иногда наносился растительный орнамент. К обручу крепился короткий козырек, боковые клапана-науши и задний клапан-назатыльник (Горелик, 1979: 97-99).

На вооружении монгольских воинов были шлемы и иного типа, со сфероконическим куполом, фигурными полосами, сферическим навершием с трубочкой для плюмажа, широким обручем, козырьком, наушами и назатыльником. Монголы использовали и цельнокованые шлемы с коническим куполом и навершием, козырьком и кольчужной бармицей (Горелик, 1979: 98).

В некоторых странах Восточной и Центральной Азии традиция применения сфероконических шлемов сохранилась до нового времени. Такие шлемы были на вооружении воинов цинского Китая и Кореи. В Тибете аналогичные шлемы использовались до новейшего времени (Robinson, 1967. Pl. XXIII, a, c; XXV, a, c; XVI, a, b; Fig. 85, a, b, c). Сфероконические боевые наголовья были на вооружении солдат восьмизнаменной маньчжурской армии, подразделения которой в течение XVII-XVIII вв., завоевали Восточный Туркестан. В состав этих войск входили представители не только маньчжурского этноса, но и сибо, солоны, монголы и китайцы. В музее г. Куча в Синьцзяне экспонируется сфероконический шлем, который отнесен к периоду империи Цин. Он имеет сфероконический купол, накладные полосы, широкий обруч, треугольный козырек, сферическое навершие и цилиндрическую трубочку для плюмажа (Худяков, 1995а: 39), (Рис. III, 4). Возможно, этот шлем принадлежал монгольскому воину, воевавшему в составе цинских войск, поскольку типичные маньчжурские шлемы имели конический купол, цилиндрическое навершие с вогнутыми сторонами и уплощенным верхом с трубочкой для плюмажа и треугольным козырьком с прямым или фестончатым краем (Худяков, 1995а: 40).

Среднеазиатская традиция в изготовлении шлемов существенно отличается от центральноазиатской. В музеях Бухары и Самарканда экспонируются шлемы воинов Бухраского эмирата. Они имеют сферический купол, небольшое коническое навершие с трубочкой для плюмажа, медальоны на передней части купола, широкий обруч и длинный наносник, прикрепленный полоской к куполу или обручу. Концы наносника оформлены ромбической, треугольной или округлой формы. В медальонах некоторых шлемов укреплены трубочки для плюмажа (Рис. III, 2, 3).

Подобные шлемы в эпоху позднего средневековья были характерны для Персии и Индии (Robinson, 1967. Pl. II, a, b, c, d; IV, a, b; XIV, c, d). Близкие по конструкции шлемы были и на вооружении воинов позднесредневековых государств Восточного Туркестана. В музее г. Корла экспонируется шлем со сферическим куполом, овальными медальонами на куполе, коническим навершием и трубочкой для плюмажа, обручем и кольчужной бармицей (Рис. III, 1).

Еще один шлем с цельнокованым сферически куполом экспонируется в историческом музее Синьцзян-уйгурского автономного района Китая в г. Урумчи. Ак-кельский шлем сочетает в своей форме две традиции. У него невысокий, сферический цельнокованый купол, характерный для переднеазиатской, персидской традиции, и полосы, навершие, обруч и козырек, типичные для центральноазиатской, кыргызской и киданьской традиции. Сочетание подобных элементов, характерных для разных традиций, на одном предмете может свидетельствовать об его изготовлении в контактной зоне двух историкокультурных регионов, каковой можно считать горную систему Тянь-Шаня и Восточный Туркестан.

Ак-кельский шлем должен относиться к эпохе позднего средневековья и являться частью защитного вооружения кыргызских воинов в период заселения кыргызами западных районов Тянь-Шаня. Подобные шлемы должны соответствовать реалиям, относящимся к описанию защитного вооружения в кыргызском героическом эпосе "Манас" (Худяков, 1995б: 8). И после переселения на Тянь-Шань кыргызские воины продолжали применять боевые защитные наголовья, относящиеся в своей основе к центральноазиатской традиции в защитном вооружении. 

шлем Ак-кель шлем из Ак-кель
Рис. I. Шлем из Ак-Келя: 1 - вид спереди, 2 - вид сзади. Рис. II. Шлем из Ак-Келя: 1 - вид слева, 2 - вид сверху. 
восточные шлема
кулах кхуд 
Рис. III. Позднесредневековые шлемы из Восточного Туркестана и Средней Азии: 1 - Хэнин, музей г. Корла; 2 - музей-заповедник Арк г. Бухары; 3 -музей искусства и культуры г. Самарканда; 4 - музей г. Куча. 

 

Литература
  • Горбунов В.В., Тишкин А. А. (1998), Вооружение населения лесостепного Алтая в монгольское время (ХIII-XV вв.)// Военная археология. Оружие и военное дело в исторической и социальной перспективе.Материалы международной конференции. Санкт-Петербург.
  • Горелик М.В. (1983), Монголо-татарское оборонительное вооружение второй половины XIV-начала XV в. // Куликовская битва в истории и культуре нашей родины. М.читать
  • Горелик М.В. (1987), Ранний монгольский доспех (IX-первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск.читать
  • Горелик М.В. (1979), Средневековый монгольский доспех // Олон улсын монголч эрдэмтний III Их хурал. Улаанбаатар.
  • Дамдирсурэн А. (1990), Монголын зэвсгийн товч туух. Улаанбаатар, Т. 125; Зур. 26.
  • Кызласов Л.Р. (1964), Курганы тувинцев // Вестник Московского университета, 1964. Сер. IX. № 5. Москва.
  • Robinson H.R. (1967) Oriental Armour. New York.
  • Сунгугашев Я.И. (1979), Древняя металлургия Хакасии. Эпоха железа. Новосибирск.
  • Худяков Ю.С. (1980), Вооружение енисейских кыргызов VI-XII вв.  Новосибирск, 1980.
  • Худяков Ю.С. (1991 а), Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Новосибирск.
  • Худяков Ю.С. (1991 б), Вооружение центральноазиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск.
  • Худяков Ю.С. (1995а), Предметы маньчжурского вооружения в музеях Ганьсу и Синьцзяна //Традиционная культура Востока Азии. Археология и культурная антропология. Благовещенск.
  • Худяков Ю.С. (1995 б), Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье (к вопросу о возможности идентификации некоторых реалий из эпоса "Манас") // Эпос "Манас" и эпическое наследие народов мира. Бишкек.
  • Худяков Ю.С., Табалдиев К.Ш., Солтобаев О.А. (2001), Шлемы найденные на территории Кыргызстана //Археология, этнография и антропология Евразии. Номер 1(5). Новосибирск.

Авторы: Юлий Худяков (Новосибирский Государственный Университет) Кубатбек Табалдиев (Кыргызский Национальный Университет Орозобек Солтобаев (Кыргызский Национальный Университет)

загрузка...
  Голосов: 5
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.