Ще в IX ст. на Русь у середовище знаті з Візантії почало проникати християнство, яке в 988—989 рр. стало офіційною релігією. З того часу східна, так звана православна, церква стала одним із суттєвих факторів розвитку суспільного життя, побуту і культури держави, а духівництво — дуже впливовою кастою правлячого класу. Разом з християнством давньоруська культура сприйняла деякі елементи візантійської культури
В XIII-XV вв, на этнической карте Северного Кавказа появились современные названия. Согласно сообщению архиепископа Иоанна де Галонифонтибуса. «страна, называемая Зикией ной Черкесией, расположена у подножия гор на побережье Черного моря" [Галонифонтибус. 1980, с 16] Территорию предгорий центральной части Северного Кавказа в начале XIV к заселяли кабардинцы, XIII-XIV вв. карачаевцы и балкарцы как единая народность населяй высокогорную и предгорную зоны Центрального Предкавказья. Расселившихся в горах Кавказа осетин грузинский хронограф называет овсами, а их страну — Овсети или Осетией.
Названия "чеченцы" и "ингуши" в письменных источниках ХШ-ХIV все еще не встречаются Так, патриарх Грузии Ефрем называет "народами нахче" предков чеченцев и ингушей (История народов Северного Кавказа. 1988, с 239). передавая таким образом самоназвание обоих народов.
Период XIII-XIV вв. на Кавказе Проходил под знаком Золотой Орды Яркими и разнообразными были костюмы этого времени. На Северном Кавказе, входившей в западные владения улуса Джучи (Белая Орда), жили адыги, махи, аланы, половцы. монголы, купцы из разных стран, приезжавшие с товарами в крупные города Орды.
В ХI-Х1V столетиях Северный Кавказ находился под мощным влиянием вначале половцев, затем монголо-татар. Однако степень воздействия кочевников на культуру местных народов не была одинаковой. Археологические памятники убедительно доказывают, что форма женской плечевой одежды принципиально меняется с приходом половцев, задолго до того, как Северный Кавказ был включен в состав Золотой Орды.
Половцы появились в степях Предкавказья около середины XI в. В этот период они переживали период феодализации и, сталкиваясь с земледельческим населением, переходили к оседлости. До установления политического равновесия между половцами и местными народами взаимодействие кочевников и земледельцев проходило в постоянном чередовании набегов и торговых отношений [Греков, 1950, с. 10]. Набеги обусловливались тем, что половцам были необходимы новые земли под пастбища. В первой половине XII в. установилась граница между половцами, аланами и адыгами по течению Кубани, Нижней Малки и Терека, которая определяется главным образом ареалом распространения половецких каменных изваяний в степях Предкавказья. С этого времени аланы и половцы становятся союзниками.
Повседневную одежду солдата следует рассматривать в сравнении с гражданской одеждой. Плотность ткани и покрой менялись на протяжении времени, но в целом одежда рабочих и солдат шилась с прицелом на практичность. Хотя некоторые образцы представляются нам «прихотливыми», в действительности они были весьма удобны в носке. Можно только представить, насколько оборванными и грязными могли быть солдаты. Сторонники состоятельных господ, несомненно, выглядели лучше. К концу кампании внешний вид солдат был хуже, чем в начале, но случаев, когда солдаты превращались в настоящих оборванцев, отмечено немного. За армией тянулся обоз, в котором находилось множество штатских: женщины могли подштопать порвавшуюся одежду, а медники предлагали солдатам предметы первой необходимости и роскоши. После побед гардероб солдат пополнялся за счет трофеев. При этом стиль одежды нарушался. Вместе с повседневными вещами победители могли носить парадную одежду.
Хотя историки-специалисты поморщатся, но мы для себя определили понятие «средние века» периодом с 1000 по 1500 г. Оставаясь в этих временных рамках, мы сначала рассмотрим костюм периода, последовавшего за норманнским завоеванием, а затем подробнее расскажем о костюме простого европейского солдата второй половины интересующего нас периода. Кроме того, мы немного осветим вопрос о женской одежде. Нас интересует в первую очередь повседневная одежда рядовых солдат, а не парадные наряды знати.
Чем дальше уходим мы вглубь веков, тем меньше в нашем распоряжении становится проверенной информации. Особенно скудной становится информация о повседневной одежде людей, шедших служить в армию рядовыми солдатами. Все собранные крохи данных легли в основу проведенных реконструкций. Чтобы не оставлять места для догадок и спекуляций, мы тщательно изучили все доступные хроники и иллюстрации, осмотрели сохранившиеся до наших дней образцы одежды и экипировки, приняли во внимание письма, рисунки, скульптуры и археологические находки.
Мы располагаем многочисленными данными о влиянии походной жизни на шерстяную и льняную одежду, растительные красители, кожу, оружие и доспехи благодаря прямым экспериментам по ношению этих предметов в разных погодных условиях. Мы проконсультировались со сотрудниками многих музеев, археологами, оружейниками, кузнецами, ткачами и другими специалистами, занимающимися «живой историей». В результате мы пришли к выводу, что общепринятые представления представляют собой по сути суеверия.
В начале XI века представители всех социальных классов носили одежду свободного покроя. К тому времени покрой одежды практически не изменялся на протяжении трех столетий. Если человеку предстояло заняться активной деятельностью, охотой или войной, он надевал несколько укороченный вариант повседневной одежды. Длина рукава, полнота покроя и количество украшений колебались в течение времени. Опять же подчеркнем, что мы очень мало знаем об одежде саксов и скандинавов, расселившихся по морскому побережью Европы, а об одежде германских племен, населявших глубь континента, мы знаем еще меньше.