20 мая 2015 года кладоискатель крам-тор показал на Виолити пару крупных золотых колтов. Один колт хорошо сохранился, от второго осталось большое количество обломков. Однотипные украшения считаются привесками к женскому головному убору, поэтому назван мной «колт», но есть основания предполагать что это могли быть и серьги. Колт представляют собой перевернутую вверх основанием трехстороннюю вытянутую пирамиду, украшенную зернью и крупными золотыми шариками. Вес хорошо сохранившейся 33.43 грамма. Как легко понять по фотографиям несмотря на относительно большой размер, такой скромный вес изделия обеспечивается тем что оно полое внутри. По этой причине эти и подобные произведения искусства раннесредневековых ювелиров очень хрупкие.
Находчик, во время продажи на аукционе, указал что регион находки Полтавская обл., и больше ни каких либо дополнительных сведений. Однако нам известно что подобные серьги находили в раннесредневековых погребальных комплексах Украины. Например широко известный «Глодоский клад», который на самом деле оказался погребением, датировано было рубежом VII-VIII века, большинство предметов из которого имело византийское происхождение.
В январе 2018 на форуме Виолити кладоискателем Bleid был представлен большой комплекс бронзовых древнеславянских украшений и деталей одежды. Данный комплекс может относится к Пеньковской или Колочинской археологическим культурам, то есть к ранним славянам. Среди украшений: шейные гривны, височные кольца, браслеты, стеклянные и бронзовые бусы, цепь с колокольчиками, большой набор накладок и привесок. Привлекает внимание медальон «клык», фибула с щитком в виде солнца-колеса, зеркальца из оловянистой бронзы. Украшений много, сами по себе они не являются особо редкими, но крайне редко они встречаются в подобном обширном комплексе. Подобные этому кладу являются Мартыновский и Гапоновские клады, клад у села Хацки.
Несколько неожиданный для Украины клад в ноябре 2015 представил общественности искатель Terra Nova на Виолити. При этомм он утверждал что все предметы были найдены в Готланде (Швеция). Браслеты подняты из воды при очистке озера, кольца из земли.Клад не так чтоб дорогой, все предметы бронзовые, но тем не менее привлекает внимание орнамент на браслетах в стиле «засеянного поля», характерного например, для украинских вышиванокк.
Клад трёх серебряных сложновитых браслетов, пары крупных височных колец с полыми бусинами, двух перстней был найден в лесу на Черкасщине и и представлен, в ноябре 2017, находчиком под ником monah-ua на форуме Виолити. Такие браслеты по мнению swordmaster.org являются продолжением древнерусских традиций браслетов и шейных гривен с расширяющимися концами и сложноплетеннх серебряха колец на палец. К 13 веку мода на цилиндрический браслет-наруч, украшеный мелкой зернью и чернью начала угасать, а после монгольского нашествия древнерусское ювелирное искуство получило сокрушительный удар, от которого не оправилось. Однако, судя по всему, такие браслеты были в обиходе с XIII по XV век на территории Великого Княжества Литовского.
Скифы, которые были жестокими варварами и практиковали человеческие жертвоприношения. Тем не менее пользуются большим уважением у большинства людей. Такое отношение бытует благодаря их произведениям искусства в зверином стиле. Манера изображать зверей, а также птиц и рыб, есть и у других народов. Однако именно стиль скифов и родственным им народов принято называть «звериным». Прочие стили изображения животных принято называть «зооморфными», например «кельтский зооморфный стиль», «финно-угорский зооморфный стиль».
Предметы, входившие в убранство православного храма и использовавшиеся в богослужениях, в символических формах раскрывали главное содержание христианского вероучения – отсюда подчеркнутое внимание к их оформлению и художественному совершенству.
В последнем разделе выставки представлены иконостасы и иконы, богослужебная утварь и книги, драгоценные облачения священнослужителей. Среди литургических сосудов – яшмовый потир, исполненный в 1329 году по заказу новгородского архиепископа Моисея, тарель, вложенная в Архангельский собор Московского Кремля в память о царе Федоре Ивановиче, водосвятные чаши. Высочайшим совершенством отмечены торжественные одеяния митрополита Ионы Сысоевича, созданные в строгановских мастерских в 1665 году.
Жизнь православного христианина от рождения до смерти сопровождали вошедшие в ежедневный обиход нательные кресты, мощевики-реликварии, домашние и походные иконостасы-складни, книги для домашнего чтения, намогильные кресты, символизирующие надежду на грядущее Воскресение. Искусство Древней Руси сохранило множество подобных предметов: от берестяных грамот XII века, в которых говорится о заказе икон для храма, до комплекса икон из надгробного иконостаса царевны Софьи в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.
Тесный союз православной веры и княжеской, а затем и царской власти, унаследованный от Византии, неизбежно придавал особый священный смысл «всякой власти, данной от Бога», и обуславливал исключительную роль христианских государей в земной истории. Особое значение эти идеи приобретают на Руси со второй половины XV века, в связи с падением Константинополя, с одной стороны, и возвышением и укреплением Московского государства – с другой.
Важнейшая тема отношений Церкви и русского государства от княжеского периода до времени правления Алексея Михайловича и Петра I осмыслены в этом разделе через документы, рукописи, иконы, произведения прикладного искусства и литургическую утварь. Среди предметов утвари – драгоценные царские вклады в храмы и монастыри.