Фотогалереи :

Союз православной веры княжеской и царской власти

  автор: SHARIK  |  15-сентября-2017  | 10 470 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...

Тесный союз православной веры и княжеской, а затем и царской власти, унаследованный от Византии, неизбежно придавал особый священный смысл «всякой власти, данной от Бога», и обуславливал исключительную роль христианских государей в земной истории. Особое значение эти идеи приобретают на Руси со второй половины XV века, в связи с падением Константинополя, с одной стороны, и возвышением и укреплением Московского государства – с другой.

Важнейшая тема отношений Церкви и русского государства от княжеского периода до времени правления Алексея Михайловича и Петра I осмыслены в этом разделе через документы, рукописи, иконы, произведения прикладного искусства и литургическую утварь. Среди предметов утвари – драгоценные царские вклады в храмы и монастыри.

Золотая диадема, Киевская Русь 12 век
ДИАДЕМА
XII век
Киев
Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль
34 х 5,7 х 0,5
Поступила в 1930 году
Происходит из клада, найденного в 1889 году в Киеве
ГРМ инв. БК 2756
Перстень, Киевская Русь 12 век
ПЕРСТЕНЬ
XII век
Западная Европа (?)
Золото, яшма; ковка, тиснение, резьба, пайка
3,2 х 2,5 х 2,6
Поступила в 1930 году
Происходит из клада, найденного в 1889 году в Киеве
ГРМ инв. БК 2760
Лицевой летописный свод. Лаптевский том. Житие святого Александра Невского (л. 932–939)
Лицевой летописный свод. Лаптевский том. Житие святого Александра Невского (л. 932–939)
Вторая половина XVI века
Москва
1005 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера
40,0 х 30,3
Поступил в 1827 году
Рукопись является частью Лицевого летописного свода, созданного по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного во второй половине XVI века. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Относительно данной части свода известно, что в начале XIX века она принадлежала вологодскому купцу, коллекционеру и археографу И.П. Лаптеву, который позже передал рукопись в Императорскую Публичную библиотеку
РНБ инв. ОСРК. F. IV. 233
Покров. Святой князь Александр Невский
Покров. Святой князь Александр Невский
1670–1680-е годы
Строгановские мастерские
Камка, холст, шелковые, золотные и серебряные нити; шитье
192 х 60,5
Поступил в 1946 году из частного собрания
До 1723 года предположительно находился в соборе Рождественского монастыря во Владимире. В 1913 году числился в коллекции Сапожниковых и был похищен с выставки древнерусского искусства, посвященной 300-летию дома Романовых
Реставрирован в 1957 году в ГЦХРМ М.П. Рябовой, в 2002 и 2009 годах в СПМЗ Н.Н. Шелонниковой
СПМЗ инв. 5552-ихо
Ковчег-мощевик. Князь Михаил черниговский, боярин Фёдор и святой Корнелий Сотник. На обороте – святитель Николай
Ковчег-мощевик. Князь Михаил черниговский, боярин Фёдор и святой Корнелий Сотник. На обороте – святитель Николай
Конец XV века
Москва (?)
Серебро; литье, резьба, золочение, чернение
7,2 х 11,6
Поступил в 1905 году из собрания П.И. Щукина
Находился в собрании древностей Петра I
ГИМ инв. 3274щ ОК 7148
Ковчег-реликварий для десницы святого царя Константина
Ковчег-реликварий для десницы святого царя Константина
Конец XIV – начало XV века
Сербия (?)
Серебро; чеканка, резьба, канфарение, золочение
38 х 4,3 х 3
Поступил в 1919 году
Во второй четверти XVI века привезен турецким султаном Сулейманом Великолепным из Сербии и подарен константинопольскому патриарху Иеремии I. В 1588 году в Москве был поднесен константинопольским патриархом Иеремией II царю Федору Иоанновичу. Начиная с 1680 года хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля
ММК инв. МР-6011
Великомученик Димитрий Солунский
Великомученик Димитрий Солунский
Конец XIII – начало XIV века
Фессалоники (?)
Стеатит, серебро, дерево, холст, шелк; резьба, тиснение, чеканка, золочение
31,4 х 26,4
Поступила в 1926 году из Музея фарфора
Прослеживается по документам как одна из царских икон, находившихся со второй половины XVII века во дворце в Московском Кремле. В 1812 году, во время занятия Москвы Наполеоном, перешла к старообрядцам, затем приобретена Е.С. Морозовым; после 1917 года в составе собрания его внука А.В. Морозова поступила в Museum of Porcelain
ММК инв. ДК-136
Жалованная, меновая и отводная грамота великого князя московского Ивана III Васильевича его племянникам князьям Волоцким Фёдору и Ивану Борисовичам
Жалованная, меновая и отводная грамота великого князя московского Ивана III Васильевича его племянникам князьям Волоцким Фёдору и Ивану Борисовичам
Июль 1497
Москва. Подлинник. Писец – Федор Курицын, великокняжеский дьяк
3 л. Бумага; чернила
41 х 30,2; 40,8 х 30,2; 31 х 30,2
На л. 1 об. почерком конца XV – начала XVI века: «Княж Борисовых детей волоцкого, 7005-го году». Под текстом имеется подпись митрополита московского Симона
Происходит из московского великокняжеского архива
Реставрирована в 1996 году в лаборатории микро-фотокопирования и реставрации документов федеральных архивов России
РГАДА инв. ф. 135, отд. I, рубрика II, инв. 78
Икона. Святитель Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери «Знамение»
Святитель Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери «Знамение»
Третья четверть XVI века
Москва
Дерево; темпера
214,3 х 163
Поступила в 1894 году
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля, где, по-видимому, первоначально находилась справа от местного ряда иконостаса, на южной стене «над гробом» Василия III
Реставрировалась неоднократно: в 1679 году и на рубеже XVII–XVIII веков поновлялась полностью; в XVIII веке и несколько раз в XIX веке частичнопо; раскрывалась в 1997 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря А.А. Горматюком и В.В. Занозиным
ГИМ инв. 29172 И-VIII 3423
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, избранные святые и праздники
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, избранные святые и праздники
1524 год
Москва, Москва
Бархат, камка, шелковые, золотные и серебряные нити, золото, рубины, жемчуг; шитье, низание жемчугом
108 х 114 Поступила в 1920 году из ризницы Троице-Сергиевой лавры
В нижней части средника, по сторонам Голгофы вкладная надпись: ПОМИЛУИ ГИ БЛГОВѢРНАГО ВЕЛИКАГО КНЗЯ ВАСИЛIА ИВАНОВИЧА ГДРЯ ВСЕА РУСIИ I ЕГО БЛГОВѢРНУЮ ВЕЛИКУЮ КНГНЮ СОЛОМОНIЮ И ГРАДЫ ИХ ПОДАИ ЖЕ ИМЪ ГИ ПЛОД ЧРЕВА СДѢЛАНА ПЕЛЕНА СIЯ В ЛѢТО ЗЛГ ‹7033=1524› ВЪ ФI ‹19› ЛѢТО ГДРЬСТВА ЕГО
Вложена в Троице-Сергиев монастырь великим московским князем Василием III Ивановичем и его женой Соломонией Сабуровой в сентябре–октябре 1524 года как моление о чадородии
Реставрирована в 1969 году в ММК
СПМЗ инв. 409-ихо
Евангелие 1507 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1507 год
Писец Никон, златописец Михаил Медоварцев, живописец Феодосий, сын Дионисия. Москва
381 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – дерево, бархат, металл, эмаль
27,2 x 20,2
Поступило в 1852 году
Находилось в собрании М.П. Погодина
РНБ инв. Погод. 133
Евангелие 1531 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1531 год
Писец Исаак Бирев
370 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – картон, кожа
31,6 х 20
Поступило в 1936–1939 годах
Находилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры (?)
РГБ инв. Ф. 304/III, № 15
Евангелие 1531 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1531 год
Писец Исаак Бирев
370 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – картон, кожа
31,6 х 20
Поступило в 1936–1939 годах
Находилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры (?)
РГБ инв. Ф. 304/III, № 15
Боровское Евангелие
Боровское Евангелие
1530–1533 годы
Новгород
516 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь, золото; оклад – дерево, бархат, серебро, полудрагоценные камни, жемчуг; #1, литье, цветная эмаль
39,5 х 29 х 13
Поступило в 1925 году
На л. 1–3 помещен летописец (в сокращ.): ‹...› писано бысть сие святое евангелие в великом Новеграде повелением преосвященного архиепископа великаго Новаграда и Пскова владыка Макариа ‹...› совершена в 7041 ‹1533›. И вдана бысть ‹...› во общий монастырь Пафнутиа чюдотворца при <...> Ивана Васильевича ‹...› в первое лето царства его
Вклад 1534 года новгородского архиепископа Макария в Пафнутьев Боровский монастырь
ГИМ инв. 64090, ОР Муз. 3878, 1086-ЗВ
Евангелие
Евангелие
1560-е годы. Оклад – 1568 год
Москва, оклад - Мастерские Московского Кремля
494 л. Бумага; темпера, оклад – серебро, дерево, бархат; чеканка, литье, скань, зернь, золочение
33,5 х 21
Поступило в 1925 году
По краю верхней доски вкладная надпись: В ЛЕТО 7076 (1568) ФЕВРАЛЯ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛ(А)ГОЧЕСТИВАГО / Г(ОСУ)Д(А)РЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КН(Я)ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИИ / САМОДЕРЖЦА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СЕ ЕВ(АН)Г(Е)ЛИЕ / (В ХРА)МЪ ПРЕЧ(ИС)ТЫЕ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ ЧЕСТНАГО ЕЯ БЛ(А)ГОВЕЩЕНИЯ
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. Кн-33/1-2
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга. Царственная книга
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга. Царственная книга
XVI век
Москва
687 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь; переплет XIX века – картон, кожа; тиснение
44 х 31 х 8,7
Поступила в 1920 году
Происходит из Синодальной патриаршей библиотеки, Москва
ГИМ инв. 80370, ОР Син. 149
Преподобный Максим Грек, 17 век
Преподобный Максим Грек
Конец XVII века
Москва
Дерево; темпера
31 х 27
Поступила в 1931 году
Происхождение неизвестно
Реставрирована в 1958 году в ГТГ И.А. Барановым
ГТГ инв. 20887
Икона. Святой Иоанн Предтеча, 16 век
Святой Иоанн Предтеча
1560-е годы. Оклад – XVI век
Оклад - Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро; ковка, басма, скань, золочение, эмаль
100 х 75 х 2,5
Происходит из местного ряда иконостаса придела Входа в Иерусалим Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-1483/1-2
Икона. «Благословенно воинство Небесного Царя», 16 век
Благословенно воинство Небесного Царя
Середина – вторая половина XVI века.
Москва
Дерево; темпера
41 х 65
Происходит из усыпальницы великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля
Реставрирована до 1925 года в ЦГРМ М.Н. Тюлиным
ММК инв. Ж-1065
Лицевой летописный свод Ивана. Хронограф
Лицевой летописный свод Ивана. Хронограф
Вторая половина XVI века
Москва
Бумага; чернила, киноварь, темпера; переплет – кожа
44,2 х 31,5
Поступил в 1827 году
Рукопись является частью Лицевого летописного свода, созданного по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного во второй половине XVI века. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Сведения о Лицевом Хронографе прослеживаются в каталогах библиотеки Печатного двора (1727 и около 1775). В 1786 году этот том фигурирует в описи книг Типографской библиотеки, предназначенных для передачи в Синодальную библиотеку. В начале XIX века том принадлежал греческому дворянину Зою Павловичу Зосиме, крупному коммерсанту и благотворителю
РНБ инв. ОСРК. F. IV.151
Евангелие, 1555 год
Евангелие
Около 1555 года
Москва, Анонимная типография
396 л. Бумага; печать; переплет – дерево, бархат
28 х 18; разворот – 41
Поступило в 1861 году из библиотеки купца И.П. Каратаева
РНБ инв. I. 3. 6в, инв.155а
Книга. АПОСТОЛ
АПОСТОЛ
Москва, печатники Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец
1 марта 1564 года
68 л. Бумага; печать; переплет – дерево, кожа; тиснение
28 х 19,5; разворот – 43
Поступил в 1861 году из библиотеки купца И.П. Каратаева
РНБ инв. I. 1.17б, инв. 44
Серебряная чарка, 16 век
Чарка
Середина XVI века
Москва
Серебро; литье, ковка, резьба, канфарение, золочение
2,8 х 15,2 х 12,7
Поступила в 1920 году
По внешней стороне чаши надпись полууставом: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦРЬ И ВЕЛИКИИ КНЗЬ ИВАНЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ ГСДРЬ ВСЕЯ РУСИ ВЛАДИМЕРСКИИ МОСКОВСКИИ НОУГОРОДЦКИ ЦРЬ КАЗАНСКИ И ИНЫХ.
Находилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры
СПМЗ инв. 291-ихо
Потир, конец 16 века
ПОТИР
1597 год
Москва, Мастерские Московского Кремля
Золото, изумруды, сапфиры, шпинели; ковка, чеканка, чернь, огранка, шлифовка
24 х 16 х 16
Поступил в 1920 году
На поддоне в клеймах надпись вязью: СИЙ ПОТЫР В ДОМ СТЫЯ И ЖИВОНАЧАЛНЫЯ ТРОЦЫ И ВЕЛИКОМУ // ЧЮДОТВОРЦУ СЕРГИЮ ДАЛ СЛУГА И КОНЮШЕЙ И БОЯРИН // БОРИС ФЕДОРОВИЧЪ ГОДУНОВ С СВОЕЮ ЖЕНОЮ С МАРЕЮ // И З ДЕТМИ С СВОИМИ С ФЕДОРОМ ДА С ОКСИНЕЮ ЛЕТА 7105 Г.
Вложен в Троице-Сергиев монастырь боярином Борисом Годуновым и членами его семьи в 1597 году. Находился в ризнице Троице-Сергиевой лавры
СПМЗ инв. 136-ихо
Потир, вторая половина 16 века
Потир
Вторая половина XVI века
Москва, Мастерские Московского Кремля
Золото; чеканка, резьба, чернь
Высота – 22,5; диаметр чаши – 15,2; диаметр поддона – 16,7
Поступил в 1922 году
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. МР-1145
Чаша водосвятная, 16 века
Чаша водосвятная
1581 год
Москва
Серебро; ковка, чеканка, золочение
Диаметр – 38; высота – 25
Поступила в 1930-е годы
По внешней стороне чаши надпись вязью: В ЛЕТО 34/7090/ГО МЕСЯЦА ДЕКАБРЯ В ПЯТЫЙ НА ДЕСЯТЬ ДЕНЬ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЕВИЧА К‹НЯ›ЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СИЯ ЧАРА В ПРЕЧЕСТНУЮ ОБИТЕЛЬ НОВОГО ДЕВИЧЬЯГО МОНАСТЫРЯ В ХРАМ ПРЕЧ‹И›СТЫЯ Б‹ОГОРОДИ›ЦЫ ЧЕСТНАГО ЕЯ ОДИГИТРЕЯ
Вклад царя Ивана Грозного в московский Новодевичий монастырь. Находилась в монастырской ризнице
ГИМ инв. 103805; ДМ III 300
Оклад иконы Святой Троицы письма Андрея Рублева. Конец XVI в., 16 века
Оклад иконы «Святая Троица» Андрея Рублева
Конец XVI века; 1754 год. Камея на сапфирине – XI век
Москва. Камея на сапфирине – Византия Камея на изумруде, предположительно, является работой венецианского мастера Франциско (Франческо) Асцентини, работавшего в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Цаты вычеканены в 1626 году Яковом (Якубом) Гастом и Иваном (Яном) Лентом (Мастерские Московского Кремля) по образцу изделий середины XVI века. Риза изготовлена мастером мануфактуры В.М. Кучкина Иваном Григорьевым в 1754 году
Золото, серебро, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, рубеллиты, шпинели, гессанит, сапфирин, кварц, стекло, хризопраз, жемчуг; чеканка, гравировка, чернь, скань, финифть, золочение, низание жемчугом, резьба по драгоценным камням, огранка, шлифовка
40 х 115
Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В монастырь оклад поступал по частям: рама, сень, венцы – вклад царя Бориса Годунова в 1599–1600 годы; панагия – вклад царевича Федора Борисовича Годунова в начале XVII века; цаты приложены к образу царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1626 году; риза изготовлена по заказу и на средства монастыря в 1754 году. От иконы оклад отделен в 1918 году
Реставрирован в 1946 году Ф.Я. Мишуковым и А.В. Флеровым; в 2009 году в СПМЗ П.Н. Котельниковым и В.А. Понсовым
СПМЗ инв. инв. 394-ихо
Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, 1590 год
Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата
Писец большей части грамоты дикеофилак Вселенской церкви Георгий (его подпись четвертая сверху в правом крайнем столбце)
Май 1590 года
1 л. Пергамен; чернила черные (I писец) и коричневые (II писец)
68,5 х 51
Поступила в 1925 году
Сто шесть подписей: трех патриархов (константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония), сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов
Происходит из патриаршей канцелярии Константинополя
Реставрирована в 2001–2002 годах в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
РГАДА инв. ф. 52, оп. 2, д. 5
Псалтирь Годуновская
Псалтирь Годуновская
1594 год
Москва
545 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь. Переплет современен рукописи – дерево, бархат; серебряные застежки XIX века
48 х 34 х 13
Поступила в 1917 году в составе собрания графа А.С. Уварова
Псалтырь была заказана Димитрием Ивановичем Годуновым (дядя царя Бориса Годунова)
ГИМ инв. 80269 , ОР Увар. 564 , 11711-СВ
«Московский золотой». Русское подражание дукату Матвея Коровина (Венгрия, 1458–1490)
«Московский золотой»
Русское подражание дукату Матвея Коровина (Венгрия, 1458–1490)
Зима 1477-1478 года
Великий князь Иван III и его соправитель Иван Иванович Молодой. Новгород Великий
Уникум
Золото; чеканка
Диаметр – 2,3
Поступил в 1864 году из собрания Г. Минуса
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 19
Золотой в один угорский, конец 16 века
Золотой в один угорский
Конец XVI века
Москва. Царь Федор Иванович
Золото; чеканка
Диметр – 2,1
Поступил в 1923 году из собрания С.Г. Строганова
На обороте надпись в пять строк: ЦРЬ И ВЛИКИI КНSЬ ФЕОДОРЪ IВАНОВИЧЬ ВСЕЯ РУСИI
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 29
Золотой в половину угорского, середина 16 века
Золотой в половину угорского
Середина XVI века
Москва. Царь Иван Васильевич IV Грозный
Золото; чеканка
Диаметр – 1,9
Поступил в 1917 году из собрания И.И. Толстого
На обороте надпись в пять строк: БЖIЕЮ МЛСТIЮ ЦРЬ I ВЕЛИКИI КН[зь] ИВАНЪ ВА[сил]IЕВIЧЬ ВС[ея Руси]
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 20
Золотой угорский, 1598 год
Золотой угорский
1598 год
Москва. Царь Борис Годунов
Золото; чеканка
Диаметр – 2,5
Поступил в 1923 году из собрания С.Г. Строганова
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 30
«Свадебный» золотой в 10 угорских (португал) Лжедмитрия I (1606, Эрмитаж)
«Свадебный» золотой в 10 угорских (португал)
1606 год
Москва. Царь Димитрий Иванович – Лжедимитрий I
Золото; чеканка
Диаметр – 3,3
Поступил в 1917 году из собрания И.И. Толстого
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 32
«Коронационная» медаль Димитрия Самозванца с русско-латинской легендой
«Коронационная» медаль Димитрия Самозванца с русско-латинской легендой
1606 год
Москва. Царь Димитрий Иванович – Лжедимитрий I
Уникум
Серебро; чеканка
Диаметр – 3,9
Поступила в 1869 году из собрания К.Ф. Шролля
ГЭ инв. ОН-Р-1-15040

загрузка...
  Голосов: 5
 

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.