swordmaster.org > Фотогалереи > Союз православной веры княжеской и царской власти

Союз православной веры княжеской и царской власти


15-сентября-2017. Разместил: SHARIK

Тесный союз православной веры и княжеской, а затем и царской власти, унаследованный от Византии, неизбежно придавал особый священный смысл «всякой власти, данной от Бога», и обуславливал исключительную роль христианских государей в земной истории. Особое значение эти идеи приобретают на Руси со второй половины XV века, в связи с падением Константинополя, с одной стороны, и возвышением и укреплением Московского государства – с другой.

Важнейшая тема отношений Церкви и русского государства от княжеского периода до времени правления Алексея Михайловича и Петра I осмыслены в этом разделе через документы, рукописи, иконы, произведения прикладного искусства и литургическую утварь. Среди предметов утвари – драгоценные царские вклады в храмы и монастыри.

Золотая диадема, Киевская Русь 12 век
ДИАДЕМА
XII век
Киев
Золото, жемчуг; перегородчатая эмаль
34 х 5,7 х 0,5
Поступила в 1930 году
Происходит из клада, найденного в 1889 году в Киеве
ГРМ инв. БК 2756
Перстень, Киевская Русь 12 век
ПЕРСТЕНЬ
XII век
Западная Европа (?)
Золото, яшма; ковка, тиснение, резьба, пайка
3,2 х 2,5 х 2,6
Поступила в 1930 году
Происходит из клада, найденного в 1889 году в Киеве
ГРМ инв. БК 2760
Лицевой летописный свод. Лаптевский том. Житие святого Александра Невского (л. 932–939)
Лицевой летописный свод. Лаптевский том. Житие святого Александра Невского (л. 932–939)
Вторая половина XVI века
Москва
1005 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера
40,0 х 30,3
Поступил в 1827 году
Рукопись является частью Лицевого летописного свода, созданного по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного во второй половине XVI века. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Относительно данной части свода известно, что в начале XIX века она принадлежала вологодскому купцу, коллекционеру и археографу И.П. Лаптеву, который позже передал рукопись в Императорскую Публичную библиотеку
РНБ инв. ОСРК. F. IV. 233
Покров. Святой князь Александр Невский
Покров. Святой князь Александр Невский
1670–1680-е годы
Строгановские мастерские
Камка, холст, шелковые, золотные и серебряные нити; шитье
192 х 60,5
Поступил в 1946 году из частного собрания
До 1723 года предположительно находился в соборе Рождественского монастыря во Владимире. В 1913 году числился в коллекции Сапожниковых и был похищен с выставки древнерусского искусства, посвященной 300-летию дома Романовых
Реставрирован в 1957 году в ГЦХРМ М.П. Рябовой, в 2002 и 2009 годах в СПМЗ Н.Н. Шелонниковой
СПМЗ инв. 5552-ихо
Ковчег-мощевик. Князь Михаил черниговский, боярин Фёдор и святой Корнелий Сотник. На обороте – святитель Николай
Ковчег-мощевик. Князь Михаил черниговский, боярин Фёдор и святой Корнелий Сотник. На обороте – святитель Николай
Конец XV века
Москва (?)
Серебро; литье, резьба, золочение, чернение
7,2 х 11,6
Поступил в 1905 году из собрания П.И. Щукина
Находился в собрании древностей Петра I
ГИМ инв. 3274щ ОК 7148
Ковчег-реликварий для десницы святого царя Константина
Ковчег-реликварий для десницы святого царя Константина
Конец XIV – начало XV века
Сербия (?)
Серебро; чеканка, резьба, канфарение, золочение
38 х 4,3 х 3
Поступил в 1919 году
Во второй четверти XVI века привезен турецким султаном Сулейманом Великолепным из Сербии и подарен константинопольскому патриарху Иеремии I. В 1588 году в Москве был поднесен константинопольским патриархом Иеремией II царю Федору Иоанновичу. Начиная с 1680 года хранился в Благовещенском соборе Московского Кремля
ММК инв. МР-6011
Великомученик Димитрий Солунский
Великомученик Димитрий Солунский
Конец XIII – начало XIV века
Фессалоники (?)
Стеатит, серебро, дерево, холст, шелк; резьба, тиснение, чеканка, золочение
31,4 х 26,4
Поступила в 1926 году из Музея фарфора
Прослеживается по документам как одна из царских икон, находившихся со второй половины XVII века во дворце в Московском Кремле. В 1812 году, во время занятия Москвы Наполеоном, перешла к старообрядцам, затем приобретена Е.С. Морозовым; после 1917 года в составе собрания его внука А.В. Морозова поступила в Museum of Porcelain
ММК инв. ДК-136
Жалованная, меновая и отводная грамота великого князя московского Ивана III Васильевича его племянникам князьям Волоцким Фёдору и Ивану Борисовичам
Жалованная, меновая и отводная грамота великого князя московского Ивана III Васильевича его племянникам князьям Волоцким Фёдору и Ивану Борисовичам
Июль 1497
Москва. Подлинник. Писец – Федор Курицын, великокняжеский дьяк
3 л. Бумага; чернила
41 х 30,2; 40,8 х 30,2; 31 х 30,2
На л. 1 об. почерком конца XV – начала XVI века: «Княж Борисовых детей волоцкого, 7005-го году». Под текстом имеется подпись митрополита московского Симона
Происходит из московского великокняжеского архива
Реставрирована в 1996 году в лаборатории микро-фотокопирования и реставрации документов федеральных архивов России
РГАДА инв. ф. 135, отд. I, рубрика II, инв. 78
Икона. Святитель Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери «Знамение»
Святитель Василий Великий и великий князь Василий III в молении Богоматери «Знамение»
Третья четверть XVI века
Москва
Дерево; темпера
214,3 х 163
Поступила в 1894 году
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля, где, по-видимому, первоначально находилась справа от местного ряда иконостаса, на южной стене «над гробом» Василия III
Реставрировалась неоднократно: в 1679 году и на рубеже XVII–XVIII веков поновлялась полностью; в XVIII веке и несколько раз в XIX веке частичнопо; раскрывалась в 1997 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря А.А. Горматюком и В.В. Занозиным
ГИМ инв. 29172 И-VIII 3423
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, избранные святые и праздники
Пелена. Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому, избранные святые и праздники
1524 год
Москва, Москва
Бархат, камка, шелковые, золотные и серебряные нити, золото, рубины, жемчуг; шитье, низание жемчугом
108 х 114 Поступила в 1920 году из ризницы Троице-Сергиевой лавры
В нижней части средника, по сторонам Голгофы вкладная надпись: ПОМИЛУИ ГИ БЛГОВѢРНАГО ВЕЛИКАГО КНЗЯ ВАСИЛIА ИВАНОВИЧА ГДРЯ ВСЕА РУСIИ I ЕГО БЛГОВѢРНУЮ ВЕЛИКУЮ КНГНЮ СОЛОМОНIЮ И ГРАДЫ ИХ ПОДАИ ЖЕ ИМЪ ГИ ПЛОД ЧРЕВА СДѢЛАНА ПЕЛЕНА СIЯ В ЛѢТО ЗЛГ ‹7033=1524› ВЪ ФI ‹19› ЛѢТО ГДРЬСТВА ЕГО
Вложена в Троице-Сергиев монастырь великим московским князем Василием III Ивановичем и его женой Соломонией Сабуровой в сентябре–октябре 1524 года как моление о чадородии
Реставрирована в 1969 году в ММК
СПМЗ инв. 409-ихо
Евангелие 1507 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1507 год
Писец Никон, златописец Михаил Медоварцев, живописец Феодосий, сын Дионисия. Москва
381 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – дерево, бархат, металл, эмаль
27,2 x 20,2
Поступило в 1852 году
Находилось в собрании М.П. Погодина
РНБ инв. Погод. 133
Евангелие 1531 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1531 год
Писец Исаак Бирев
370 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – картон, кожа
31,6 х 20
Поступило в 1936–1939 годах
Находилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры (?)
РГБ инв. Ф. 304/III, № 15
Евангелие 1531 год
ЕВАНГЕЛИЕ
1531 год
Писец Исаак Бирев
370 л. Бумага; чернила, киноварь, темпера, золото; переплет – картон, кожа
31,6 х 20
Поступило в 1936–1939 годах
Находилось в ризнице Троице-Сергиевой лавры (?)
РГБ инв. Ф. 304/III, № 15
Боровское Евангелие
Боровское Евангелие
1530–1533 годы
Новгород
516 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь, золото; оклад – дерево, бархат, серебро, полудрагоценные камни, жемчуг; #1, литье, цветная эмаль
39,5 х 29 х 13
Поступило в 1925 году
На л. 1–3 помещен летописец (в сокращ.): ‹...› писано бысть сие святое евангелие в великом Новеграде повелением преосвященного архиепископа великаго Новаграда и Пскова владыка Макариа ‹...› совершена в 7041 ‹1533›. И вдана бысть ‹...› во общий монастырь Пафнутиа чюдотворца при <...> Ивана Васильевича ‹...› в первое лето царства его
Вклад 1534 года новгородского архиепископа Макария в Пафнутьев Боровский монастырь
ГИМ инв. 64090, ОР Муз. 3878, 1086-ЗВ
Евангелие
Евангелие
1560-е годы. Оклад – 1568 год
Москва, оклад - Мастерские Московского Кремля
494 л. Бумага; темпера, оклад – серебро, дерево, бархат; чеканка, литье, скань, зернь, золочение
33,5 х 21
Поступило в 1925 году
По краю верхней доски вкладная надпись: В ЛЕТО 7076 (1568) ФЕВРАЛЯ ПОВЕЛЕНИЕМ БЛ(А)ГОЧЕСТИВАГО / Г(ОСУ)Д(А)РЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КН(Я)ЗЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ВСЕЯ РУСИИ / САМОДЕРЖЦА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СЕ ЕВ(АН)Г(Е)ЛИЕ / (В ХРА)МЪ ПРЕЧ(ИС)ТЫЕ Б(ОГОРОДИ)ЦЫ ЧЕСТНАГО ЕЯ БЛ(А)ГОВЕЩЕНИЯ
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. Кн-33/1-2
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга. Царственная книга
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, Царь-книга. Царственная книга
XVI век
Москва
687 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь; переплет XIX века – картон, кожа; тиснение
44 х 31 х 8,7
Поступила в 1920 году
Происходит из Синодальной патриаршей библиотеки, Москва
ГИМ инв. 80370, ОР Син. 149
Преподобный Максим Грек, 17 век
Преподобный Максим Грек
Конец XVII века
Москва
Дерево; темпера
31 х 27
Поступила в 1931 году
Происхождение неизвестно
Реставрирована в 1958 году в ГТГ И.А. Барановым
ГТГ инв. 20887
Икона. Святой Иоанн Предтеча, 16 век
Святой Иоанн Предтеча
1560-е годы. Оклад – XVI век
Оклад - Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро; ковка, басма, скань, золочение, эмаль
100 х 75 х 2,5
Происходит из местного ряда иконостаса придела Входа в Иерусалим Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-1483/1-2
Икона. «Благословенно воинство Небесного Царя», 16 век
Благословенно воинство Небесного Царя
Середина – вторая половина XVI века.
Москва
Дерево; темпера
41 х 65
Происходит из усыпальницы великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре Московского Кремля
Реставрирована до 1925 года в ЦГРМ М.Н. Тюлиным
ММК инв. Ж-1065
Лицевой летописный свод Ивана. Хронограф
Лицевой летописный свод Ивана. Хронограф
Вторая половина XVI века
Москва
Бумага; чернила, киноварь, темпера; переплет – кожа
44,2 х 31,5
Поступил в 1827 году
Рукопись является частью Лицевого летописного свода, созданного по заказу царя Ивана IV Васильевича Грозного во второй половине XVI века. Свод долгое время хранился в царской книгохранительнице, в 1683 году передан в Мастерскую палату и вскоре разрознен на части, каждая из которых имела свою судьбу. Сведения о Лицевом Хронографе прослеживаются в каталогах библиотеки Печатного двора (1727 и около 1775). В 1786 году этот том фигурирует в описи книг Типографской библиотеки, предназначенных для передачи в Синодальную библиотеку. В начале XIX века том принадлежал греческому дворянину Зою Павловичу Зосиме, крупному коммерсанту и благотворителю
РНБ инв. ОСРК. F. IV.151
Евангелие, 1555 год
Евангелие
Около 1555 года
Москва, Анонимная типография
396 л. Бумага; печать; переплет – дерево, бархат
28 х 18; разворот – 41
Поступило в 1861 году из библиотеки купца И.П. Каратаева
РНБ инв. I. 3. 6в, инв.155а
Книга. АПОСТОЛ
АПОСТОЛ
Москва, печатники Иван Федоров, Петр Тимофеев Мстиславец
1 марта 1564 года
68 л. Бумага; печать; переплет – дерево, кожа; тиснение
28 х 19,5; разворот – 43
Поступил в 1861 году из библиотеки купца И.П. Каратаева
РНБ инв. I. 1.17б, инв. 44
Серебряная чарка, 16 век
Чарка
Середина XVI века
Москва
Серебро; литье, ковка, резьба, канфарение, золочение
2,8 х 15,2 х 12,7
Поступила в 1920 году
По внешней стороне чаши надпись полууставом: БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ЦРЬ И ВЕЛИКИИ КНЗЬ ИВАНЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ ГСДРЬ ВСЕЯ РУСИ ВЛАДИМЕРСКИИ МОСКОВСКИИ НОУГОРОДЦКИ ЦРЬ КАЗАНСКИ И ИНЫХ.
Находилась в ризнице Троице-Сергиевой лавры
СПМЗ инв. 291-ихо
Потир, конец 16 века
ПОТИР
1597 год
Москва, Мастерские Московского Кремля
Золото, изумруды, сапфиры, шпинели; ковка, чеканка, чернь, огранка, шлифовка
24 х 16 х 16
Поступил в 1920 году
На поддоне в клеймах надпись вязью: СИЙ ПОТЫР В ДОМ СТЫЯ И ЖИВОНАЧАЛНЫЯ ТРОЦЫ И ВЕЛИКОМУ // ЧЮДОТВОРЦУ СЕРГИЮ ДАЛ СЛУГА И КОНЮШЕЙ И БОЯРИН // БОРИС ФЕДОРОВИЧЪ ГОДУНОВ С СВОЕЮ ЖЕНОЮ С МАРЕЮ // И З ДЕТМИ С СВОИМИ С ФЕДОРОМ ДА С ОКСИНЕЮ ЛЕТА 7105 Г.
Вложен в Троице-Сергиев монастырь боярином Борисом Годуновым и членами его семьи в 1597 году. Находился в ризнице Троице-Сергиевой лавры
СПМЗ инв. 136-ихо
Потир, вторая половина 16 века
Потир
Вторая половина XVI века
Москва, Мастерские Московского Кремля
Золото; чеканка, резьба, чернь
Высота – 22,5; диаметр чаши – 15,2; диаметр поддона – 16,7
Поступил в 1922 году
Происходит из Благовещенского собора Московского Кремля
ММК инв. МР-1145
Чаша водосвятная, 16 века
Чаша водосвятная
1581 год
Москва
Серебро; ковка, чеканка, золочение
Диаметр – 38; высота – 25
Поступила в 1930-е годы
По внешней стороне чаши надпись вязью: В ЛЕТО 34/7090/ГО МЕСЯЦА ДЕКАБРЯ В ПЯТЫЙ НА ДЕСЯТЬ ДЕНЬ ПО ПРИКАЗУ ЦАРЕВИЧА К‹НЯ›ЗЯ ИВАНА ИВАНОВИЧА ЗДЕЛАНА БЫСТЬ СИЯ ЧАРА В ПРЕЧЕСТНУЮ ОБИТЕЛЬ НОВОГО ДЕВИЧЬЯГО МОНАСТЫРЯ В ХРАМ ПРЕЧ‹И›СТЫЯ Б‹ОГОРОДИ›ЦЫ ЧЕСТНАГО ЕЯ ОДИГИТРЕЯ
Вклад царя Ивана Грозного в московский Новодевичий монастырь. Находилась в монастырской ризнице
ГИМ инв. 103805; ДМ III 300
Оклад иконы Святой Троицы письма Андрея Рублева. Конец XVI в., 16 века
Оклад иконы «Святая Троица» Андрея Рублева
Конец XVI века; 1754 год. Камея на сапфирине – XI век
Москва. Камея на сапфирине – Византия Камея на изумруде, предположительно, является работой венецианского мастера Франциско (Франческо) Асцентини, работавшего в Москве на рубеже XVI–XVII веков. Цаты вычеканены в 1626 году Яковом (Якубом) Гастом и Иваном (Яном) Лентом (Мастерские Московского Кремля) по образцу изделий середины XVI века. Риза изготовлена мастером мануфактуры В.М. Кучкина Иваном Григорьевым в 1754 году
Золото, серебро, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, рубеллиты, шпинели, гессанит, сапфирин, кварц, стекло, хризопраз, жемчуг; чеканка, гравировка, чернь, скань, финифть, золочение, низание жемчугом, резьба по драгоценным камням, огранка, шлифовка
40 х 115
Происходит из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. В монастырь оклад поступал по частям: рама, сень, венцы – вклад царя Бориса Годунова в 1599–1600 годы; панагия – вклад царевича Федора Борисовича Годунова в начале XVII века; цаты приложены к образу царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1626 году; риза изготовлена по заказу и на средства монастыря в 1754 году. От иконы оклад отделен в 1918 году
Реставрирован в 1946 году Ф.Я. Мишуковым и А.В. Флеровым; в 2009 году в СПМЗ П.Н. Котельниковым и В.А. Понсовым
СПМЗ инв. инв. 394-ихо
Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата, 1590 год
Грамота Константинопольского собора об основании Московского патриархата
Писец большей части грамоты дикеофилак Вселенской церкви Георгий (его подпись четвертая сверху в правом крайнем столбце)
Май 1590 года
1 л. Пергамен; чернила черные (I писец) и коричневые (II писец)
68,5 х 51
Поступила в 1925 году
Сто шесть подписей: трех патриархов (константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония), сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов
Происходит из патриаршей канцелярии Константинополя
Реставрирована в 2001–2002 годах в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря
РГАДА инв. ф. 52, оп. 2, д. 5
Псалтирь Годуновская
Псалтирь Годуновская
1594 год
Москва
545 л. Бумага; чернила, темпера, киноварь. Переплет современен рукописи – дерево, бархат; серебряные застежки XIX века
48 х 34 х 13
Поступила в 1917 году в составе собрания графа А.С. Уварова
Псалтырь была заказана Димитрием Ивановичем Годуновым (дядя царя Бориса Годунова)
ГИМ инв. 80269 , ОР Увар. 564 , 11711-СВ
«Московский золотой». Русское подражание дукату Матвея Коровина (Венгрия, 1458–1490)
«Московский золотой»
Русское подражание дукату Матвея Коровина (Венгрия, 1458–1490)
Зима 1477-1478 года
Великий князь Иван III и его соправитель Иван Иванович Молодой. Новгород Великий
Уникум
Золото; чеканка
Диаметр – 2,3
Поступил в 1864 году из собрания Г. Минуса
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 19
Золотой в один угорский, конец 16 века
Золотой в один угорский
Конец XVI века
Москва. Царь Федор Иванович
Золото; чеканка
Диметр – 2,1
Поступил в 1923 году из собрания С.Г. Строганова
На обороте надпись в пять строк: ЦРЬ И ВЛИКИI КНSЬ ФЕОДОРЪ IВАНОВИЧЬ ВСЕЯ РУСИI
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 29
Золотой в половину угорского, середина 16 века
Золотой в половину угорского
Середина XVI века
Москва. Царь Иван Васильевич IV Грозный
Золото; чеканка
Диаметр – 1,9
Поступил в 1917 году из собрания И.И. Толстого
На обороте надпись в пять строк: БЖIЕЮ МЛСТIЮ ЦРЬ I ВЕЛИКИI КН[зь] ИВАНЪ ВА[сил]IЕВIЧЬ ВС[ея Руси]
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 20
Золотой угорский, 1598 год
Золотой угорский
1598 год
Москва. Царь Борис Годунов
Золото; чеканка
Диаметр – 2,5
Поступил в 1923 году из собрания С.Г. Строганова
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 30
«Свадебный» золотой в 10 угорских (португал) Лжедмитрия I (1606, Эрмитаж)
«Свадебный» золотой в 10 угорских (португал)
1606 год
Москва. Царь Димитрий Иванович – Лжедимитрий I
Золото; чеканка
Диаметр – 3,3
Поступил в 1917 году из собрания И.И. Толстого
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 32
«Коронационная» медаль Димитрия Самозванца с русско-латинской легендой
«Коронационная» медаль Димитрия Самозванца с русско-латинской легендой
1606 год
Москва. Царь Димитрий Иванович – Лжедимитрий I
Уникум
Серебро; чеканка
Диаметр – 3,9
Поступила в 1869 году из собрания К.Ф. Шролля
ГЭ инв. ОН-Р-1-15040

[quote=Митрополита Зосимы извещение о Пасхалии на осьмую тысячу лет] …Прослави Бог православного первого царя Константина и показа ему свыше на небеси знамение честного Креста, одоление и победу на враги, якоже и бысть; он же прият скипетр, непобедимо оружие — православную веру Христову, и побежа вся враги, и покори под нозе свои вся супостаты, и веру православную Христову утверди по апостольским преданиям, и еретичествующих на право славную веру отгна яко волки, и наречен бысть равен апостолам… И ныне же, в последние сии лета, якоже и в первые, прослави Бог… благоверного и христолюбивого князя Ивана Васильевича, государя и самодержца всея Руси, нового царя Константина новому граду Константинову — Москве и всей русской земли и иным многим землям государя, якоже и Господь рече: Прославляющих Мя прославлю, — и прославися имя его и слава по всей вселенной, и предаст ему Господь Бог скипетр, непобедимо оружие на вся враги, и неверные покори под нозе его, и вся супостаты предаст ему Господь Бог в руце его, и веру православную яже в Христа Бога утверди, еретичествующих на православную веру отгна, яко волки. [/quote]

Великомученик Димитрий Солунский, с житием
Великомученик Димитрий Солунский, с житием
1586 год
Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро, сапфиры, шпинель, бирюза, стекло, перламутр, жемчуг; басма, чеканка, канфарение, золочение, чернение, резьба, эмаль
162 х 88
Поступила из музея Костромы в 1933 году
Вклад 1586 года в Костромской Ипатьевский монастырь Дмитрия Ивановича Годунова – именитого боярина и воеводы, дяди будущего «выборного» царя Бориса Годунова
ГИМ инв. 75304 ОК 9106
Крышка раки царевича Дмитрия
Крышка раки царевича Дмитрия
Мастера Павел Алексеев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдокимова
1628–1630 годы
Мастерские Московского Кремля
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, стекло, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, канфарение, золочение, эмаль
158,3 х 70,3
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
Реставрирована в 1985 году Н.И. Долговым
ММК инв. МР-9989
Пелена. Святой царевич Димитрий с избранными святыми
Пелена. Святой царевич Димитрий с избранными святыми
1654 год
Анна Ивановна Строганова и инокиня Марфа Веселка. Сольвычегодск
Объярь, камка, холст; шелковые, серебряные и золотные нити; шитье
140 х 89
Поступила в 1919 году
На подкладке надпись: ЛЕТА 7163 ‹1654› ГОДУ ОКТЯБРЯ В 19 ДН СОВЕРШЕНА БЫСТЬ СИЯ ПЕЛЕНА К ОБРАЗУ СТГО БЛГОВЕРНАГО ЦРВИЧА ВЕЛИКАГО КНЗЯ ДИМИТРИЯ МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ И ЧЮДОТВОРЦА ЧТО СТОИТ ОУ СОЛИ ВЫЧЕГОЦКОЙ В СОБОРНОЙ ЦРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРСТЫЯ БДЦЫ ПО ОБЕЩАНИЮ ИМЕНИТАГО ЧЛКА ДИМИТРИЯ АНДРЕЕВИЧА СТРОГАНОВА А ТРУДЫ И ТЩАНИЕ СИЯ ПЕЛЕНА ЖЕМЧЮГОМ ЖЕНА ЕГО ДИМИТРИЯ АНДРЕЕВИЧА АННА ИВАНОВНА А В ЛИЦАХЪ И В РИЗАХ И ВО ВСЯКОЙ ОУТВАРИ ТРУДЫ ИНОКИ МАРФЫ ПО РЕКЛУ ВЕСЕЛКИ
Вклад Дмитрия Андреевича Строганова в сольвычегодский Благовещенский собор
СИХМ инв. 618-пр
Картина: Заочное обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове
Обручение Марины Мнишек в Кракове
Неизвестный польский художник
Первая половина XVII века (?)
Холст; масло
155 х 230
Поступил в 1885 году, дар императора Александра III
Происходит из польского замка Вишневец, принадлежавшего фамилии Мнишек, который был продан в 1852 году. Один из его новых владельцев И. Толли подарил картину императору Александру III
ГИМ инв. 8402 ИI-3469
Рисунок: Шествие царя Михаила Федоровича из Золотой палаты в Успенский собор
Шествие царя Михаила Федоровича из Золотой палаты в Успенский собор
Лист из книги «Рисунки, принадлежащие к книге “Об избрании на царство царя Михаила Федоровича”» (лист 22, рис. X)
Литография В. Кудинова, раскраска – А.А. Потапов, 1898 год
1856 год
Москва
Бумага; литография, акварель, твореные золото и серебро, тушь, карандаш
64 х 76
Поступил в 1981 году из библиотеки Оружейной палаты
ММК инв. Кн-250
ПАНАГИЯ
Панагия
Камея – XIII век. Итало-византийский круг. Панагия (оправа) – 1592 год. Дверца на обороте – вторая половина XVII века
Москва, Мастерские Московского Кремля
Сардоникс, золото, серебро, изумруды, рубин, шпинели, берилл, жемчуг; резьба, чернь, гравировка
11,6 х 6,6
Поступила в 1924 году
В первой половине XVII века принадлежала патриарху Филарету Романову; позднее хранилась в архиерейской ризнице в городе Коломне. В 1799 году перемещена в архиерейскую ризницу вновь учрежденной епархии в городе Туле, откуда в конце XIX века была украдена. В начале XX века находилась в частных коллекциях – А.К. Ечкина в Москве, М. Савостина в Санкт-Петербурге. У последнего была в 1911 году приобретена для музея ЦУТР барона Штиглица
ГЭ инв. w-1216
Наперсный крест, 17 век
Наперсный крест
Первая половина XVII века (1606–1619 ?)
Золото, дерево; перегородчатая эмаль
15,9 х 10,6 х 1,8
Поступил в 1956 году
На обороте – гравированная надпись XIX века, согласно которой патриарх Филарет (Федор Никитич Романов), находясь в польском плену, благословил этим крестом боярина А.В. Волынского.
Хранился в Александровском дворце в Царском Селе, затем в Павловском дворце-музее
ГЭ инв. ЭРП-1303
КАДИЛО, 17 век
Кадило
Мастера Третьяк Пестриков и Даниил Осипов
1616 год
Москва, Мастерские Московского Кремля
Золото, сапфиры, турмалины, изумруды; чеканка, чернь, пунцирование, резьба
Высота – 31,5; ширина основания – 11
Поступило в 1928 году
На поддоне, в клеймах, черневая надпись: ЛЕТА 7124 ‹1616› ГОДУ МАЯ В 19 ДЕНЬ / ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ / Ц‹А›РЯ И В‹ЕЛИ›КОГО КНЯЗЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА ВСЕЯ РУССИИ САМОДЕРЖЦА В ЧЕТВЕРТОЕ ЛЕТО ГОСУДАРСТВА ЕГО / ЗДЕЛАНО СИЕ КАДИЛО В ДОМ ЖИВОНАЧАЛЬ НЫЕ / ТРОИЦЫ И ПРЕПОДОБНОГО БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО / СЕРГИЯ И УЧЕНИКА ЕГО НИКОНА / РАДОНЕЖСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Вклад царя Михаила Федоровича в Троице-Сергиев монастырь
ММК инв. МР-1074
Богоматерь Федоровская с избранными святыми, 17 век
Богоматерь Федоровская с избранными святыми
Около 1630 года
Москва, царские изографы
Дерево; темпера
75 х 59
Поступила в 1934 году из ЦГРМ
Происходит из дворцовых помещений Московского Кремля
Реставрирована в 1989–1992 годах в ГТГ И.И. Скляренко и Д.Н. Суховерковым
ГТГ инв. 21466
Икона. Богоматерь с предстоящими, 17 век
Богоматерь с предстоящими
1613–1620-е годы
Москва
Дерево; темпера
54 х 44
Находилась в Успенском соборе Московского Кремля
ММК инв. Ж-156
Икона «Предста Царица», 1616 год
«Предста Царица»
Назарий Истомин Савин
1616 год
Дерево; темпера
36 х 31
Поступила в 1935 году
На обороте надпись: РКД ‹124 [1616]› СЕИ ωБ РАЗ НИКИТЕ ГРИГО[РЬЕВ]ИЧЮ СТРОГАНОВ[У] ПИСАЛ НАЗАРЕИ ИСТОМИНЪ СНЪ САВИН
Находилась в собрании Г.О. Чирикова, ранее – в собрании Е. Афанасьева
Реставрирована до поступления в музей
ГТГ инв. 15261
Положение Ризы Господней
Положение Ризы Господней
Около 1627 года
Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро, камка; басма, золочение, чернь
38 х 32
Происходит из Успенского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-280/1-2
Святой Алексий, человек Божий
Святой Алексий, человек Божий
1629 год. Запись – XVIII–XIX век. Оклад – середина XVII века
Москва
Дерево; темпера; оклад – ткань, золото, сапфиры, изумруды, жемчуг, стекло; чеканка, канфарение, чернь
48,3 х 14,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-549/1-2
Святой Михаил Малеин
Святой Михаил Малеин
1630-е – середина 1640-х годов. Запись – XVIII–XIX век
Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро, золото, изумруды, турмалины; чеканка, канфарение, золочение, эмаль
153 х 53
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-534/1-2
Святой Иоанн Белоградский и благоверный царевич Иоанн Михайлович
Святой Иоанн Белоградский и благоверный царевич Иоанн Михайлович
1639–1640-е годы
Москва
Дерево; темпера; оклад – серебро; чеканка, золочение
124 х 75,5
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
ММК инв. Ж-536/1-2
Портрет царя Алексея Михайловича
Портрет царя Алексея Михайловича
Конец 1670-х – начало 1680-х годов
Москва, Мастерские Московского Кремля
Холст; масло
117 х 94
Поступил в 1924 году из ГТГ
До 1917 года находился в собрании князя Б.А. Куракина в имении Куракино Орловской губернии
ГИМ инв. 55384 ИI-3462
Панагия
ПАНАГИЯ
Камея – XVI век (?). Оправа – середина XVII века
Камея – Христианский Восток. Оправа – Стамбул (?)
Алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, золото, оникс; эмаль, мастика; резьба, чеканка, насечка, гравировка, чернь
Диаметр – 9
Поступила в 1930-е годы
Находилась в захоронении патриарха Никона
Реставрирована в 1979 в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Ю.И. Кузнецовым
Музей «Новый Иерусалим» инв. КП 6719, Б-1591, ЗВ-4
Картина. Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
1660–1665 годы
Холст; масло
234 х 180
Происходит из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря
Реставрирована: в 1854 году Н.И. Подключниковым; с 1952 по 1970 год
в ГЦХРМ (ГЦХНРМ им. И.Э. Грабаря) Н.И. Плехановым, С.С. Чураковым, И.Л. Тарасовым; в 1966 – Г.А. Фединой и В.М. Танаевым
Музей «Новый Иерусалим» инв. Жд 98
Поклонение Кресту
Поклонение Кресту
Иван Салтанов (?)
1677–1678 годы
Москва
Холст; темпера, масло, цветные лаки
126 х 90
Происходит из церкви Распятия (Воздвижения Креста) Теремного дворца Московского Кремля
ММК инв. Ж-1714
Седьмой Вселенский Собор
Седьмой Вселенский Собор
Симон Ушаков (?)
1670-е годы
Москва, Оружейная палата
Дерево; темпера
177 х 133 х 4,5
Поступила в 1930-е годы
Происходит из Новодевичьего монастыря
ГИМ инв. 103803 ИI-1292
Грамота. Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг
Грамота. Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг
8 июня 1658 года
3 л. Бумага; чернила
45 х 16; 30 х 16; 27 х 16
Поступила в 1920 году
Происходит из Синодальной патриаршей библиотеки, Москва
Реставрирована в 1993 году в ГИМ
ГИМ инв. 80370, ОР Син. свиток 1171
Икона. Священномученик Аввакум
Священномученик Аввакум
Конец XVII – начало XVIII века
Дерево; темпера
14,6 х 12,5
Поступила в 1923 году
Происходит из собрания московского торговца старообрядца А.И. Хлудова, которое, согласно его завещанию, была передана в Никольский Единоверческий монастырь в Москве
Реставрирована в 1960-е годы Виноградовым (?)
ГИМ инв. 54727 И-VIII 4419
Картина. Спор о вере
СПОР О ВЕРЕ
Неизвестный художник
XVIII век
Холст; масло
68 х 83,2
Происхождение не установлено
ГМИР инв. А-1641-IV
Портретный золотой в два угорских
Портретный золотой в два угорских
1650-е годы
Москва. Царь Алексей Михайлович
Золото; чеканка
Диаметр – 3,1
Поступил в 1851 году из собрания Я.Я. Рейхеля
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 87
Золотой в три угорских
Золотой в три угорских
Середина XVII века
Москва. Царь Алексей Михайлович
Золото; чеканка
Диаметр – 3,0
Поступил до 1917 года
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 86
Крест напрестольный, 17 век
Крест напрестольный
1680 год
Москва
Золото, дерево, металл, алмазы, рубины, сапфир; чеканка, гравировка, чернь, огранка, эмаль
42,9 х 21 х 3
Поступил в 1920 году
На рукояти черневая надпись: В ЛЕТО 7188 АПРЕЛЯ В 10 ДЕНЬ СИЙ ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ ГОСПОДЕНЬ ЗЛАТЫЙ ПОВЕЛЕНИЕМ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЕДОРА АЛЕКСЕЕВИЧА ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ МАЛЫЯ И БЕЛЫЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА, ПОСТРОЕН В МОНАСТЫРЕ ЖИВОНОСНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ЧТО НА РЕКЕ ИСТРЕ...
Происходит из ризницы Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Вклад царя Федора Алексеевича Романова в 1680 году
Музей «Новый Иерусалим» инв. КП 7328, Б-1116, ЗВ-59
Картина. Царь Федор Алексеевич
Царь Федор Алексеевич
1686 год
Иван Салтанов, Ерофей Елин, Лука Смолянинов
Москва, Оружейная палата
Дерево; темпера, масло
244 х 119
Поступила в 1891 году
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля
ГИМ инв. 29175, И VIII-3760
Двойной червонец
Двойной червонец
1701 год
Москва. Царь Петр I
Золото; чеканка
Диаметр – 2,4
Поступил до 1917 года
ГЭ инв. ОН-Р-Аз 176
ПОТИР, нач. 18 века
ПОТИР
Неизвестный мастер-монограммист ZV
1704 год
Москва
Серебро; литье, резьба, золочение, эмаль, живопись
33,8 х 13,8
Поступил в 1935 году из Антирелигиозного музея искусств
По краю испода поддона резано: 1704 Г. МЕСЯЦА АВГУСТА В ДЕНЬ 2 БЛАГОВЕРНАЯ ВЕЛИКАЯ ГОСУДАРЫНЯ ЦАРЕВНА И ВЕЛИКАЯ КНЯЖНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ВЫМЕНIЛА СИИ СВЯТЫЕ СОСУДЫ ВО ОБИТЕЛЬ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ОДИГИТРИЯ СМОЛЕНСКИЯ В НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ. ВЕСУ В НИХ ШЕСТЬ ФУНТОВ. ЦЕНА СТО ОСМДЕСЯТ РУБ.
Вклад царевны Екатерины Алексеевны (1658–1718) в Смоленский собор Новодевичьего монастыря
ГИМ инв. 77177 ОК 9856
Духовный регламент Петра Первого
Духовный регламент
16 сентября 1721 года
Санкт-Петербург
27 л. Бумага; печать
31 х 20; разворот – 41
РНБ инв. П–606а, инв. 431
Рисунок. Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь
Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь
Первая половина XIX века, с оригинала первой половины XVIII века
Бумага; литография, акварель
26,5 х 20,5
Поступила в 1924 году в составе собрания П.Я. Дашкова
ГИМ инв. 55709, 24-11544-55709

 

Ссылки:

Вернуться назад
Top.Mail.Ru