В археологической коллекции Музея исторических драгоценностей Украины находится немало вещей, которые происходят из дореволюционных раскопок и частных собраний. В силу исторических обстоятельств “легенда” таких предметов неизвестна, что затрудняет их исследование и атрибуцию. К таким экспонатам относится небольшая античная шейная гривна с шаровидной подвеской (ДМ-1635), происходящая, вероятно, из дореволюционных раскопок (рис. 1).
Гривна изготовлена из гладкой полированной проволоки, один конец которой согнут крючком с конической кнопкой на вершине, а второй оканчивается петлей, раскованной из основы гривны в круглую пластину с прорезанным по центру отверстием. Гривна украшена подвеской, основу которой составляет шаровидная “бусина”, с напаянным на вершине пояском из косички с полоской зерни у основания, как бы образуя “крышечку”. К вершине припаяна пластинчатая петля. Шаровидная основа подвески украшена чередующимися треугольниками из зерни и кастами круглой и сердцевидной формы с пояском зерни вокруг каждого, заполненными голубой эмалью.

Место и время находки исследуемой гривны, к сожалению, неизвестно (старые инвентарные книги и сопровождающая документация были утеряны в годы Великой Отечественной войны). Однако удалось проследить историю ее перемещения по музейным коллекциям в ХХ веке.
Древнейшие экспонаты из драгоценного металла, некогда составившие ядро собрания музея, происходят из коллекции известного киевского коллекционера и мецената Б.И. Ханенко, в которую, скорее всего, и входила данная гривна. На базе его частного собрания в 1919 г. был создан Музей западного и восточного искусства им. Б.И. Ханенко (в 1921-1934 гг. музей носил название “Музей искусств ВУАН”). В 1934 году, по директиве № 873/1 от 27 ноября 1933 г., все музейные ценности из драгоценного металла были переданы на хранение в Киевскую областную контору Госбанка, откуда в годы войны они отправлены в Госхран в Москву, а уже оттуда, вместе с другими материальными ценностями, эвакуированы в Уфу. В октябре 1946 года все экспонаты вернулись в Киев и поступили на хранение в Государственный исторический музей Украины. При создании Музея исторических драгоценностей гривна, вместе с остальными изделиями из драгоценного металла, вошла в состав коллекции. Детали и аналогии указывают на античное происхождение этого украшения.
Традиция украшения гривен подвесками известна по памятникам начала новой эры. Например, в захоронении подростка из Усть-Альминского могильника на витую серебряную гривну было нанизано несколько бусин1, из Златополя — бронзовое колечко с разомкнутыми концами2, из женского погребения в Чугунно-Крепинке — сердоликовая гемма в оправе3.
Гривны из гладкой или перевитой проволоки были, наверное, самым распространенным украшением скифо-сарматского мира. Они происходят как из мужских, так и из женских погребений. Золотые гривны, вне всякого сомнения, указывали на благородное происхождение и особый социальный статус владельца, выполняя, таким образом, престижно-знаковую функцию. С другой стороны, гривны, имевшие форму замкнутой окружности, наделялись магическими свойствами оберега, восходящими еще к древним верованиям в защитные свойства круга4.
Важным типообразующим и конструктивным признаком гривны является замок распространенного в римское время типа “петля-крючок”. Вопреки видимой на первый взгляд однообразности этой системы, некоторые ее детали являются датирующими признаками. Выделяют три варианта замков таких гривен: с петлей, конец которой накручен вокруг основы гривны и острым крючком (вариант 1), с такой же петлей и крючком с кнопкой на конце (вариант 2), с плоской, раскованной петлей и крючком с кнопкой на конце (вариант 3) (рис. 2).

Гривны варианта 1 встречаются достаточно редко. Известные экземпляры происходят из женского погребения 25 кургана 9 у станицы Михайловской (Закубанье)5, Чугунно-Крепинки6 и Усть-Альминского могильника (могила 26 и склеп 92)7. Это наиболее ранние украшения подобного типа, датирующиеся I-II вв. н.э. Косвенно подобную датировку может подтвердить и широкое распространение в Северном Причерноморье в I-II вв. н.э. сережек с замком аналогичной конструкции.
Гривны варианта 2 скорее всего являются более поздними. Почти все известные экземпляры происходят из комплексов II в. н.э. Этим временем датируется гривна такой конструкции из погребения подростка в Усть-Альминском некрополе (склеп 88, могила 88)8. Еще одна подобная гривна происходит из погребения с трупосожжением в урне в нише № 3 склепа № 1013/1899 в Херсонесе9, украшенная пятью разными подвесками, по которым ее и датировали концом I-II вв. н.э. Шейные гривны такого типа известны на территории Болгарии, где по комплексам датируются II в. н. э10. Аналогичную датировку имеет и уникальная витая шейная гривна с кнопкой на крючке из детского погребения на лодочной станции в Керчи, открытом в 1953 г., которая датируется второй половиной I-II вв. н.э.11.
Витые гривны с плоской раскованной петлей и крючком, который заканчивается кнопкой (вариант 3) датируются III-IV вв. н.э. Такие украшения известны по погребениям второй половины III-IV вв. н.э. в Танаисе12 и ст. Воронежской13. Аналогичная шейная гривна из позднесарматского погребения у пос. Балки Запорожской обл. датируется тем же временем14. В.Ю. Юрочкин и А.А. Труфанов предложили более узкую датировку гривен такого типа, соотнося их с фазой 2 хронологии могильников Крыма (260/270-310/320 гг. н. е.)15.

Исследуемая гривна была, очевидно, промежуточным звеном между вторым и третьим вариантами. Ее аналог происходит из среднесарматского погребения 2 кургана 7 около пос. Златополь Васильевского района Запорожской области16. По дате комплекса она относится к рубежу II-III вв. н.э, поэтому вполне обоснованной будет выглядеть датировка II-III вв. н.э.
Аналогов подвеске найти не удалось (рис. 3). Декор подобного типа известен (обилие треугольников из зерни, зернь вокруг кастов со вставками, косичка по периметру) в вещах позднесарматского времени — III-IV вв. н.э., однако для них абсолютно нетипичны сердцевидные касты, заполненные сине-зеленой эмалью. Да и сами вещи, украшенные подобным образом, гораздо больше и массивнее (зачастую это элементы поясной гарнитуры и конского снаряжения). Сердцевидный же орнамент, заполненный эмалью, был широко распространен в декоре украшений эллинистического времени. Сочетание их между собой в паспортных находках неизвестно.
Примечания
- Высотская Т.Н. Усть-Альминское городище и некрополь. — К., 1994. — Табл. 28, рис. 46.
- Симоненко А.В. Сарматы Таврии. - К., 1993. - С. 37.
- Величко Е.А. Золотые украшения из сарматского погребения у поселка Чугунно-Крепинка // Музейт читання. — К., 2009. — Рис. 1.
- Гущина И.И., Засецкая И.П. Золотое кладбище римской эпохи в Прикубанье. - СПб, 1994. - С. 15.
- Каминский В.Н. Сарматское погребение с малоазийским и римским импортом из ст. Михайловская (Закубанье) // Античная цивилизация и варварский мир. — Краснодар, 2000. — С. 86.
- Величко Е.А. Золотые украшения из сарматского погребения у поселка Чугунно-Крепинка // Музейт читання. — К., 2009. — Рис.1.
- Высотская Т.Н. Усть-Альминское городище и некрополь. — К., 1994. — С. 180.
- Высотская Т.Н. Усть-Альминское городище и некрополь. — К., 1994. — Табл. 28, рис. 46.
- Мордвинцева В.И, Трейстер М.Ю. Произведения торевтики и ювелирного искусства в Северном Причерноморье. II в до н.э. — II в. н.э. — Симферополь-Бонн, 2007. — Кат. А 343.1.
- Ruseva-Slokoska L. Roman jewelry. A Collection of National Archaeological Museum Sofia. — Sofia, 1991. — Kat. 92.
- Чуистова Л.И. Новые находки из некрополей Керченского полуострова // МИА № 69, 1959. — С. 239.
- Безуглов С., Захаров А. Богатое погребение позднеримского времени близ Танаиса // Известия Ростовского областного музея краеведения. — № 6. — 1989. — Рис. 2.2.
- Анфимов Н.В. Новые материалы по меото-сарматской культуре Прикубанья // КСИИМК. — Вып. 46, 1952. — Рис. 1.
- Симоненко А.В. Сарматы Таврии. — К., 1993. — С. 92.
- Юрочкин В.Ю., Труфанов А.А. Хронология могильников центрального и юго-западного Крыма 3-4 вв. н.э. // Древняя Таврика. — Симферополь, 2007. — С. 367.
- Савовский І.П. Нові сарматські поховання на Запоріжжі // Археологія. — № 23. — 1977. — С. 62; Симоненко А.В. Сарматьі Таврии. - К., 1993. - С. 37.
Автор: Величко Е.А. К вопросу об атрибуции шейной гривны из старых музейных фондов // Матеріали наукової конференції “Ювелірне мистецтво – погляд крізь віки“. 12-14 листопада 2012 р.