Эпоха так называемого "великого переселения народов" – сложный и малоизученный период. Его исследование затрудняет отсутствие достаточного количества археологического материала. И.П. Засецкой удалось выделить всего 65 памятников этого времени на территории Восточной Европы [1,c.94]. Поэтому каждая новая находка представляет большой интерес, особенно если она найдена на территории слабо исследованной в археологическом отношении. К таким районам относится степное Ставрополье. Отсюда известно всего три пункта со случайными находками гуннского времени.
В 1924г. директор Ставропольского краеведческого музея Г.Н. Прозрителев собрал следующие предметы, происходящие из Каряжского городища близ Ставрополя [2,c.141-142]:1) золотая фигурка дракона [3,c.40]; 2) янтарные бусы (одна из бусин плоская, одна шаровидная, другие в обломках); 3) бронзовая миниатюрная пряжка; 4) серебряная пряжка с прямоугольным кольцом и неподвижным основанием, оканчивающимся стилиз ованными головками птиц; 5) золотая серьга "калачиком"; 6) круглая бронзовая бляха, обтянутая золотым листом и украшенная сердоликовыми и гранатовыми вставками [4, c.236, табл.CI,4,5; 5,табл.V, рис. на с.52]; 7) два обломка подобных же блях; 8) обрывки золотой фольги.
При вторичном осмотре этого места Т.М. Минаевой были обнаружены человеческие зубы и кости, лошадиные зубы и два бронзовых колечка от седельной подпруги. Видимо, здесь находилось погребение с конём, в котором и были найдены перечисленные выше предметы.
Второй пункт находок гуннского времени отмечен у с. Воздвиженского Апанасенковского р-на Ставропольского края [6,с.121-123, рис.82-87]. Вещи обнаружены случайно. Это: 1) золотой колт, получивший в своё время широкую известность [6,рис.87, рис.99-100]; 2) крестообразная пластина с золотой накладкой, декорированной вставками и зернью; 3) три прямоугольные пластины, также украшенные вставками и зернью; 4) лунница. Обстоятельства находки в отчёте не указаны.
Третий пункт с находками гуннского времени, сделанными в пределах Ставропольского края, точно не установлен[8,c.148,рис.177-178].
Из него происходят два золотых украшения с вставками из альмандинов и с зернью.
Этим исчерпываются уже известные находки гуннского времени с территории Ставрополья. На их фоне большое значение приобретает комплекс из погребения у г. Зеленокумска.
Золотой Весной 1980г. в Ставропольский краеведческий музей поступило сообщение, что в пойме р.Кумы рабочие наткнулись на древнее захоронение. По словам очевидцев, курганного возвышения на месте могилы не было. В могиле находились кости человека и лошади. Скелет погребённого лежал на спине, головой на восток. Лошадь располагалась несколько выше и правее. При погребённом рабочие нашли комплекс золотых и бронзовых предметов. В музей поступил ряд находок. Прежде всего это два крупных золотых украшения, декорированные по всей поверхности альмандинами (рис. 1,1) В литературе подобный тип украшений принято называть "кулонами", хотя назначение их до сих пор оставалось неясным. Каждый "кулон" состоит из двух частей. Нижняя часть, согнутая из золотого листа, образует полый квадрат. С лицевой стороны квадрат украшен пятью вставками из альмандинов овальной формы, а с оборотной – одной вставкой. По краям квадрата расположены бронзовые прутики (по три с каждой стороны), обмотанные золотой проволкой. Разм еры нижней части 1,7х2,4 см. Сверху к квадрату припаяна роговидная фигура. Один конец "рога" заканчивается втулкой, а другой, закруглённый, увенчан пирамидкой из зерни, которая соеденяет конец "рога" с его внутренним краем. Вся фигура, так же как и нижняя часть, изготовлена из золотого листа и внутри полая. Поверхность украшена рядами вставок из альмандинов. Певвый ряд проходит п о всей длине "рога" и насчитывает 10 камней. Второй ряд заключён внутри первого и составлен из пяти более мелких альмандинов. Такое же расположение вставок наблюдается и на обратной стороне. Всё пространство между вставками заполнено треугольниками из зерни. По внешнему краю "рога" припаяны лучи, состоящие из ребристых цилиндрических трубок с круглыми шаровидными головками. Головки сверху и с лицевой стороны увенчаны пирамидками из зерни. Количество лучей 20. С внешней стороны к 10 из них к боковым поверхностям шаровидных головок припаяны круглые петельки. На одной из петелек сохранилось звено тонкой золотой цепоч ки. К нижнему торцу квадрата припаяна овальная пластина с прорезью, в которую вставлялась бронзовая трапециевидная пластинка с золотой накладкой. Поверхность накладки украшена альмандиновыми вставками. Сохранилось лишь основание одной из пластинок (рис.1,4).
Описанным предметам можно найти аналогии. Наиболее близки кулоны из каменной гробницы у дер.Марфовки близ Керчи [9, рис.25,10, рис.8,2,3;5 ,рис.4]. Одно подобного типа украшение известно из погребения у г.Ленинска Волгоградской обл. [10, рис.11,4,5]. Ещё одна пара кулонов с близким декором приобретена в Варне (Болгария) коллекционером И.Диргардтом в 1910г. и находится сейчас в Кёльне [10, рис.8,1]. Обломок нижней части аналогичного кулона обнаружен в случайно открытом погребении у дер.Балтени в Румынии [10,рис.10,2]. Этот тип украшений всеми исследователями датируется концом IV - первой половиной V в. [11,табл. на с.56;12, табл.1,19-20].
Исследователями отмечалось, что "кулоны" являются специфическими женскими украшениями и способ ношения их неизвестен. Нами предпринята попытка реконструкции способа ношения этих "кулонов". Обычно их размещают вертикально так, чтобы квадрат с трапециевидным основанием был внизу. Но, учитывая тот факт, что на 10 лучах с одной стороны имеются петли с остатками цепочки, логично предполагать, что на этих цепочках крепились подвески. При этом подвески должны свисать вниз, продолжая направление лучей. Вспомним о наличии колокольчиков на аналогичных "кулонах" из коллекции Диргардта. Отсюда вывод, что располагать "кулоны" следует горизонтально.
Другой интересной особенностью "кулонов" является то, что обе их стороны украшены одинаково пышно (рис 1,1). Разница лишь в том , что одна из сторон имеет меньшее количество вставок на квадратной части и с этой же стороны припаяны петли для подвесок. Таким образом, украшение подвергалось обзору со всех сторон, но одна сторона тем не менее была внутренней, а другая внешней. Следовательно, "кулоны" носились в подвешенном состоянии.
Найдены они в районе плеч. Разместив их горизонтально, трапецеевидной частью назад, мы можем найти объясн ение и тому, как украшения подвешивались. При предложенном размещении нижний конец "рога изобилия" (единственная незаконченная деталь предмета) оказывается повёрнутым вверх. Конструкция и оформление этого конца предполагают, что в него можно что-то вставить. Видимо, с помощью каких-то дополнительных приспособлений украшение крепилось к головному убору или диадеме (находят их чаще с диадемами) по обеим сторонам головы (рис.2).
Нечто подобное можно видеть на женском изображении из тюрского кочевнического могильника Кудыргэ [13, рис. 18; 14, рис.4]. Могильник датируется временем, близким к гуннскому, – V-VI вв. [14,c.48]. Женщина здесь роскошно одета и имеет тиару на голове. По обеим сторонам лица висят массивные украшения, изображённые очень схематично. Видимо, так одевались женщины тюрской знати и гуннские царицы.
Несмотря на массивность, украшения полые внутри и довольно лёгкие. Их вполне можно было носить как колты. Этот тип украшений следует считать колтами усложнённой конструкции. Если отбросить от него квадрат с трапециевидным продолжением, то получится округлой формы колт. Подобные колты с многолучевым обрамлением хорошо известны среди древностей гуннского времени [6, рис.87; 12,рис.1,186,19в,21].
Находки у дер. Марфовки показывают, что кулоны входили в один комплекс украшений с диадемой и парой колтов. В связи с этим обращает на себя внимание фрагмент золотой накладки из зеленокумского комплекса, который имеет прямоугольную форму и украшен по поверхности альмандинами подтреугольной и миндалевидной формы. Судя по сохранившимся краям, накладка обтягивала бронзовую основу прямоугольной формы. Гнёзда вставок обрамлены полосками из зерни. Между вставками напаяны треугольники из зерни. По краям накладка укра шена орнаментом в виде ёлочки (рис. 1,6). Аналогией могут служить накладки прямоугольной формы из Казахстана [15, с.218, рис.2;с.219, рис.3], Керчи [9, с.48], Крыма [16, рис.2,1,2]. И.П. Засецкая считает, что назначение подобных пластин может быть понято при сличении их с золотыми диадемами из женских погребений гуннского времени. Это обстоятельство позволяет предполагать, что у погребённой у г.Зеленокумса была золотая диадема. Такие диадемы в богатых женских погребениях гуннского времени находят на обширной территории от Казахстана до Венгрии [10,с.38].
К кругу полихромных украшений гуннского времени относится круглая бляшка диаметром 3,5 см, представляющая собой бронзовый диск, обтянутый золотой накладкой (рис.1,5). Накладка украшена вставками из альмандинов. Вокруг центрального альмандина круглой формы расположены десять миндалевидных. Гнёзда вставок образованы узкой напаянной ребром золотой полоской с заходящими концами. Края обрамлены орнаментом в виде ёлочки. Близкой аналогией данному предмету могут служить бляшки из собрания П.С.Уваровой, найденные у с.Верхняя Рутха в Северной Осетии [4,с.236, табл.CI,5,4], и бляшки с Каряжского городища около Ставрополя [2, с.141-142; 5, табл.V, рис. на с.52]. Датируются эти украшения временем не ранее конца IV-Vвв.
В иной технике – перегородчатой инкрустации – исполнена небольшая бляшка из золота (рис.1,2). Перегородки расположены крестообразно. Гнёзда довольно глубокие. Сначала они заполнялись белой скрепляющей пастой, а потом в них вставлялись плоские стёклышки красного цвета. Под стеклянными вставками подкладывалась золотая фольга. На обратной стороне у бляшки было приспособление для крепления, которое оказалось сточенным. Если судить по аналогиям, то такие бляшки украшали рукоятки мечей гуннского времени [12,табл.I,1].
[thumb=left|У пояса найдены бронзовая ложечка с отломанной ручкой, копоушка и ногтечистка. Они, повидимому, располагались в футляре или на какой – либо подвеске на поясе]https://swordmaster.org/uploads/posts/2016-05/1462823652_23.jpg[/thumb]Среди золотых украшений было семь подвесок из тонкого листового золота (рис.1,7). Подв ески имеют трапециевидную форму со скруглённым верхом. Высота их 3,9 см, ширина в средней части 2,7 см. В верхней части имеется отверстие. Подобные подвески найдены в погребениях гуннского времени на обширной территории [10,с.37, рис.2,5,с.47,рис.2,1]. Все они изготовлены из тонких золотых или бронзовых листов и имеют самую разную форму: трапециевидную, прямоугольную, овальную. В верхней части, как правило, проделаны отверстия для крепления. Практическое применение подвесок пока неясно.
У правой руки погребённой найден золотой перстень с вставкой из лазурита (рис.1,5). По её поверхности процарапаны знаки. Перстень сделан из круглой в сечении золотой проволоки. Возле присоединения колечка к гнезду имеется крупная зернь.
В районе шейных позвонков обнаружено десять золотых нашивок в виде фигуры, спаянной из трёх колечек. Колечки в сечении сегментовидные, со слабо выделенным рубчиком по внешнему краю ( рис 1, 8). Этими украшениями мог быть обшит ворот рубахи.
К серии украшений относятся 10 бусин из альмандина и жемчужный бисер. Бусы круглые, слегка приплюснутые, диаметром 0,9 и высотой 0,5 см. Бисер имеет разную форму – от шаровидной до овальной.
Комплекс включает в себя ряд предметов из бронзы. У пояса найдены бронзовая ложечка с отломанной ручкой, копоушка и ногтечистка. Они, повидимому, располагались в футляре или на какой – либо подвеске на поясе (рис.3, 1-4).
Наиболее точную аналогию мы находим в ложечке (рис.3,3). Такая же ложечка, но изготовленная из серебра, была обнаружена в Керченской катакомбе № 145 в 1904г. [6, с.72-73;17, с.33, рис.9]. Автор раскопок отмечает, что вместе с ложечкой находились "уховёртка и ногтечистка", к сожалению, не опубликованные. Инвертарь катакомбы № 145 датируется второй половиной IVв. на основании найденного здесь серебряного блюда с изображением императора Константина II (324-361гг.).
Подобная ложечка вместе с другим блюдом и также с изображением императора Константина II найдена в 1891г. в усадьбе Гордиковой в Керчи [18 ,рис.4]. Л.А.Мацулевич даёт широкую сводку аналогий этим ложечкам, датируя их концом IV - началом V в. [18, с.18].
В погребении у г. Зеленокумска представлены две бронзовые пряжки с хоботковидными язычками (рис.3,4; 4,5). Одна из них сохранилась полностью, от другой остались рамка и язычок. Рамка круглая, с утолщением в передней части. Язычок хоботковидной формы, с загнутым утолщающимся концом. Щиток согнут из бронзовой пластины прямоугольной формы. Пряжки имеют широкие аналогии по всей Евразии и датируются концом IV-V в. [19-22].
В ногах погребёного, справа, стоял бронзовый литой котёл, один бок которого деформирован (рис.5). Котёл грушевидной формы, края сильно отогнуты наружу. С двух сторон на краях видны остатки оснований железной ручки. Высота котла 14,5 см, диаметр максимального расширения тулова 15, диаметр устья 14 см.
Литые бронзовые котлы характерны для гуннов. Они хорошо изучены и считаются одним из ярких признаков их культуры. Форма нашего котла не совсем обычная для гуннских котлов, и пока не удалось найти ей близких аналогий. В погребении 500 могильника эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ г. Новороссийска котёл также стоял у правой ноги погребённого. У него такие же сильно отогнутые края и аналогичный способ крепления ручки. Разница лишь в форме тулова [23, с.226, рис.9].
В погребении у г. Зеленокумска найдены обрывки золотой фольги с тиснением. А.П. Смирнов отмечал, что в Европе гуннские памятники ввиду значительной ассимиляции гуннов почти не выделяются среди других одновременных им.К наиболее характерным для гуннов предметам он относит деревянные украшения, покрытые золотой фольгой [24, с.325]. Другой характерной чертой гуннов является украшение золотой фольгой деревянных седел [23, рис. 4,5]. Сёдла обычно украшались фольгой с чешуйчатой поверхностю. Можно предположить, что на лошади в описываемом погребении было седло, украшенное золотой фольгой. Обрывки этой фольги найдены в большом количестве. Поверхность фольги неровная, покрытая регулярно расположенными бугорками и вдавлениями, не похожими на чешуйчатый орнамент, но нанесёным с определённой целью.
Вместе с описанными предметами обнаружено несколько фрагментов других изделий из бронзы: шиловидный формы бронзовый прут, круглый в сечении, расширяющийся коней обломан, в сечении квадратный (рис.4,1); бронзовая скобка с обломанным концом, изготовлена из плоской пластины, округлой в сечении (рис.4,2); обломок изогнутого прута, прямоугольного в сечении; один конец обломан, другой, в сечении круглый, заострён (рис.4,3); сильно окислившийся, расслаивающийся бронзовый фрагмент с изгибом (рис.4,4); половина овальной пластинки, имевшей бугорок на слегка выпуклой внешней поверхности (рис.4,6); плоская пластина прямоугольной формы, с обломанным крючком на одном конце (рис.4,7).
Трудно говорить об этнической принадлежности погребённого. Совершение погребального ритуала в пойме реки и наличие специфического комплекса предметов позволяют предположить, что это может быть чисто гуннское погребение.
Согласно сведениям познеантичных авторов, в 70-е годы IV в. гунны разгромили алан, господствовавших в это время в степи. Часть алан была увлечена вместе с завоевателями в европу, а часть оттеснена в предгорья Северного Кавказа. Казалось бы, что на этом заканчивается присутствие гуннов в степном Предкавказье. Но римские и греческие историки рубежа IV-V вв. различали гуннов Скифии и гуннов Предкавказья [25,с.18]. Исходя из этого, уместно говорить о наличии чисто гуннских погребений на Северном Кавказе.
Литература
- Засецкая И.П.О роли гуннов в формировании культуры южнорусских степей конца IV-V века н.э. - АСб.ГЭ, 1977, вып.18.
- Минаева Т.М. Памятники эпохи раннего средневековья на Ставропольской возвышенности.- МИСК, 1949, вып.1.
- Скалон К. Изображение дракона в искустве IV-V веков.- СГЭ, 1962, вып.XXII.
- Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа.- МАК, 1900, вып.VIII.
- Засецкая И.П. Золотые украшения гуннской эпохи. По материалам особой кладовой Гос.Эрмитажа.Л.:Аврора,1975.
- ОАК за 1890г. Сб.,1893.
- КоКондаков Н. Византийские эмали. Спб.,1892.
- Толстой И., Кондаков Н.Русские древности в памятниках искусства. Спб.,1890, вып.III.
- Марrи Ю. Сто лет Керченского музея. Керчь, 1926.
- ЗаЗасецкая И.П. Полихромные изделия гуннского времени из погребений Нижнего Поволжья.- Асб.ГЭ, 1968, вып.19.
- Засецкая И.П. О хронологии погребений эпохи переселения народов Нижнего Поволжья.- СА,1968, №2.
- Засецкая И.П. О хронологии и культурной принадлежности памятников южнорусских степей и Казахстана гуннской эпохи.- СА, 1978, №1.
- Руденко С.Н. и Глухое А.Н. Могильник Кудыргэ на Алтае.- МЭ, 1927,т. III, вып. 2.
- Кызласов Л.Р. К истории шаманских верований на Алтае.- КСИИМК, 1949, вып. XXIX.
- Бернштам Л.Н. Находки у озера Борового в Казахстане.- СМАЭ, 1951, т.13.
- Высотская Т.И., Черепанова Е.Н.Находки из погребений IV-V вв. в Крыму.- СА,1966,№3.
- Шкорпил В.В. Отчёт о раскопках в Керчи в 1904г.- ИАК, 1907, вып.29.
- Мацулевич Л.А.Серебряная чаша из Керчи. Л.: Изд-во Гос.Эрмитажа, 1926.
- Werner J.Beitrage zur Archaologie des Attila- Reiches.Munchen,1956.
- Дашевская О.Д.Погребение гуннского времени в Черноморском районе Крыма.- МИА, 1969, № 169.
- Ковалевская В.Б. Поясные наборы Евразии IV-IX вв.-САИ, вып.Е1-2,М.,1979.
- Минаева Т.М. Могильник Байтал-Чапкан.- МИСК,1950, вып.2-3.
- Дмитриев А.В. Погребения всадников и боевых коней в могильниках эпохи переселения народов на р. Дюрсо близ Новороссийска.- СА,1979,№4.
- История СССР с древнейших времён до наших дней. В двух сериях, в 12 томах/Под ред. Понаморёва Б.Н./Т.I.М.: Наука, 1966.
- Гадло А.В.Этническая история Северного Кавказа, IV-X вв.Л.: Наука, 1979.
Авторы: Охонько Н.А., Отюцкий И.В. Богатое захоронение гуннского времени у г. Зеленокумска // Советская археология № 4, М.- 1982. Фото В. Каурова. Пруф: www.zelenokumsk2006.narod.ru