Свидетельства подлинно христианской жизни, запечатленные в подвигах святости, служили образцами, вдохновлявшими многие поколения русских людей, и уже в древнейшие времена порождали настойчивое желание им следовать. С особой наглядностью это видно на примере первых русских подвижников – святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. На выставке представлено несколько икон с их изображениями и наиболее раннее иллюстрированное Житие, дошедшее в составе так называемого «Сильвестровского сборника» второй половины XIV века.
Русские люди возносили молитвы перед иконами своих святых заступников, в честь которых были крещены, ожидали исцелений от прославленных чудотворцев, просили помощи у святых, считавшихся покровителями тех или иных видов человеческой деятельности. Культ святых был тесно интегрирован в повседневную жизнь Древней Руси и предопределил появление огромного количества их изображений в самых разных видах и жанрах искусства.
Святые Иоанн Лествичник, Георгий и Власий Вторая половина XIII векаНовгород Дерево; 108,7 х 67,5 х 3,4 Поступила в 1933 через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932 годов По сведениям Г.О. Чирикова, находилась в городе Крестцы Новгородской губернии. В 1919 году поступила в ИЗО Наркомпроса РСФСР; в 1920-х годах находилась в ГИМ Раскрыта в 1919 году в Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи при ИЗО Наркомпроса РСФСР П.И. Юкиным и Ф.А. МодоровымГРМ инв. ДРЖ-2774
Икона: Святые князья Борис и Глеб Около середины XIV века Новгород Дерево; темпера 162 х 104 Поступила в 1950 году из ГЦХРМ Происходит из часовни Зверина монастыря в Великом Новгороде. С 1914 года находилась в Новгородском епархиальном древлехранилище, затем – в Новгородском музее, с 1945 в ГЦХРМ Реставрирована в 1948–1949 годах в ГЦХРМ В.В. Филатовым и Ф.А. МодоровымГИМ инв. 99727/2 И-VIII 5754
Икона: Святые князья Борис и Глеб Последняя треть XIV века (около 1377 ?). Оклад – вторая треть XVI века Новгород Дерево (липа); темпера; оклад – серебро; басма, позолота 116 х 93 Поступила после 1931 года Происходит из церкви Святых Бориса и Глеба в Плотниках в Великом Новгороде. До второй четверти XVI века являлась храмовой Раскрыта в 1919 году в НГОМЗ П.И. Юкиным и В.О. Кириковым под руководством А.И. АнисимоваНГОМЗ инв. ДРЖ 1068
Сильвестровский сборник Вторая половина XIV века Новгород или Новгородские земли 216 л. Пергамен; чернила, киноварь, темпера; переплет XVI века – доски, кожа; тиснение 30 х 22,5 Поступил в 1934 году из собрания московской Синодальной типографии Принадлежал священнику Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестру и был увезен им в Kirill Belozerski Monastery Реставрирован в 1992–1993 годах в ГосНИИР Г.З. Быковой, Н.Л. Петровой, М.А. Волчковой, Ю.П. Морозовой, В.С. Петецкой, Т.Б. Рогозиной, О.О. Долгановой и К. СоловьевойРГАДА инв. ф. 381
Святые Симеон Столпник и Ставрокий. На обороте – Святой Георгий Начало ХIV века Византия (?) Камень (шифер); резьба 5,8 х 4,3 Найден в 1972 году на Кировском раскопеНГОМЗ инв. А 19/597 КП 25060
Крест воздвизальный Деревянная основа – XII век, оклад и живопись – XIV век Новгород Дерево, серебро, золото, горный хрусталь, драгоценные камни, бумага; темпера, басма, эмаль, резьба, золочение 59,5 х 21,7 х 3,5 Поступил в 1926 году Происходит из Софийского собора в Великом Новгороде Реставрирован в 1978–1980 годах в ГосНИИРНГОМЗ инв. КП 1623, ДРМ 394
Чудо Георгия о змие с житием Первая половина XIV века Новгород Дерево; темпера 89,5 х 63,0 х 2,5 Поступила в 1897 году из МАХ До 1851 года находилась в собрании М.П. Погодина (Москва), затем – в Синодальной ризнице и Мироваренной палате Московского Кремля, откуда в составе всей коллекции в 1870 году была передана в МАХ Раскрыта до поступления в музей, повторно в 1912 году в ГРМ Г.И. ЧириковымГРМ инв. ДРЖ-2118
Святой Георгий раздает свое имущество нищим
Воины ведут святого Георгия
Святой Георгий перед царем
Святой Георгий в темнице
Мучение на колесе
Святой Георгий сокрушает идолов
Мучение удилищами
Избиение дубовыми прутьями
Святого Георгия «камением трут»
Мучение свечами
Святого Георгия «в котле варят»
Мучение пилой
Мучение в кипящей смоле
Усекновение главы святого Георгия
Икона. Чудо святого Георгия о змие Вторая четверть XV века Новгород Дерево; темпера 58,5 х 42 х 3 Поступила в 1937 году из Областного музейного фонда Происходит из церкви в селе Манихино Волховского района Ленинградской области Раскрыта в 1937–1938 годах в ГРМ Н.Е. Давыдовым и Я.В. СосинымГРМ инв. ДРЖ-2123
Икона. Великомученик Димитрий Солунский Вторая четверть – середина XV векаПсков Дерево (сосна); темпера 87,8 х 66,8 х 3,6 Поступила в 1933 году через Антиквариат после зарубежной выставки 1929–1932 годов Обнаружена в церкви великомученицы Варвары во Пскове; вывезена экспедицией ГЦХРМ в 1926 году Раскрыта в 1926–1927 годах в ЦГРМ ГРМ инв. ДРЖ-2729
Великомученица Варвара Вторая половина XV века Средняя Русь Дерево; темпера 73 х 50 Поступила в 1940 году из собрания И.В. Рукавицына В 1910 году вывезена П.П. Шибановым из Углича, после чего находилась в собрании Е.И. Силина (Москва), затем, до 1940 – в собрании И.В. Рукавицына (Ульяновск) Реставрирована в 1910-х годах в Москве И.Я. ТюлинымГТГ инв. 25518
Избранные святые Никола, Стефан, Власий, Климент, Параскева Пятница и Анастасия, с Богоматерью знамение Вторая половина XV века Псков Дерево; темпера 69,5 х 52 х 2,6 Происхождение и время поступления в Псковский музей не установленоПГОМЗ инв. КП. 1718
Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре Вторая четверть XVI века Новгород Дерево; темпера 47 х 37 Поступила в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находилась в собрании И.С. Остроухова Раскрыта до поступления в музейГТГ инв. инв. 12064
Святители Власий Севастийский и Спиридон Тримифунтский» Вторая половина XV века Новгород Дерево; темпера 117, 5 х 85, 5 Поступила в Новгородский музей в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны вывезена в Германию; возвращена в 1946 году, в Новгородский музей – в 1947 году Происходит из церкви Власия в Великом Новгороде Реставрирована в 1938 году в НГОМЗ Л.М. Глащинской и в 1947 году в ГЦХРМ Ф.А. МодоровымГИМ инв. 99727/2 И-VIII 5756
Святитель Николай Чудотворец с житием Конец XV века Новгород Дерево; темпера 153 х 117,2 х 2,8 Происходит из Богородицкой (Успенской) церкви во Владимире (?) Реставрирована в 1945 году во Владимире Ф.А. Модоровым и И.Я. Челноковым под наблюдением Н.П. СычеваВСМЗ инв. В-413
Рождество святителя Николая
Крещение святителя Николая
Обучение грамоте
Отказ от вкушения молока в среду и пятницу
Поставление в диаконы
Поставление в архиереи
Явление святителя Николая во сне царю Константину
Явление святителя Николая епарху Евлавию во сне
Явление святителя Николая трем мужам в темнице
Избавление трех мужей от казни
Посечение древа и изгнание беса из кладезя
Исцеление расслабленного
Избавление Агрикова сына Василия от сарацинского плена
Чудо о корабельниках
Спасение Димитрия со дна морского
Чудо о ковре
Перенесение мощей святителя Николая
Погребение святителя Николая
Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос, с хождением Конец XV – начало XVI века Круг Дионисия Дерево; темпера 93 х 71 Поступила в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находилась в собрании И.С. Остроухова Реставрирован до поступления в ГТГ (поля были обложены басменным черневым окладом начала ХХ века, реставратор Ф.Я. Мишуков)ГТГ инв. 12027
Апостолы тянут жребий в Гефсимании
Иоанн и Прохор плывут на корабле в Малую Азию
Прохор помогает Иоанну выйти на берег после кораблекрушения
Иоанн и Прохор трудятся в бане под присмотром Романы
Романа бранит Иоанна за нерадивость, Прохор плачет
Иоанн молитвой воскрешает отрока, удавленного бесом в бане
Отец отрока Диоскорид на коленях благодарит Иоанна
Крещение жителей Эфеса
Обличение языческих празднеств Диониса
Явление Иоанну благословляющего Иисуса Христа
Исцеление Иоанном бесноватого
Исцеление Иоанном юноши
Заклинание Иоанном беса
Исцеление Иоанном сына Хрусона и Лоны
Иоанн передает Евангелие жителям Эфеса
Погребение Иоанна. Святой Иоанн Богослов
Огненное восхождение Илии Начало XVI века Псков Дерево; темпера 127,8 х 102,8 Поступила в 1947 году через ГЦХРМ Происходит из церкви Ильи («Илья Сухой») Ильинского женского монастыря в Пскове, находившегося на Завеличье Реставрирована в 1947 году в ГЦХРМ до поступления в ГИМ ГИМ инв. И-VIII 5755
СВЯТЦЫ НА ЯНВАРЬ Первая половина XVI века Русский Север Дерево; темпера 56 х 40,2 х 3 Поступила в 1964 году от Ф.А. Каликина Происходит из старообрядческого Данилова монастыря на реке Выг Раскрыта (частично) до поступления в музей; полностью в 1977–1978 годах в ГРМ И.В. ЯрыгинойГРМ инв. ДРЖ-2941
Святой Никола с Деисусом и избранными святыми Первая половина XVI века Русский Север Дерево; темпера 62,5 х 50,5 Поступила в 1965 году из экспедиции ГЭ Происходит из церкви Рождества Христова села Цылиба Ленского района Архангельской области Реставрирована в 1965–1966 годах в ГЭ Т.Д. ЧижовойГЭ инв. ЭРИ-894
Святой Петр, митрополит Московский Середина XVI века Новгород Дерево (липа); темпера 147,5 х 54,2 Поступила в 1948 году Происходит из иконостаса новгородской церкви апостолов Петра и Павла в Кожевниках. В годы Второй мировой войны вместе с друГИМ и иконами Петропавловского иконостаса была вывезена в Германию; возвращена в Novgorod Museum в 1948 году Реставрирована в 1978–1987 годах в МОСНРПМ М. Казновым под руководством Е.М. КристиНГОМЗ инв. ДРЖ 195
Рельефная фигура с крышки раки. Святой Иоанн, архиепископ новгородский 1559 год Новгород Дерево; резьба, золочение, темперная роспись XVII века 192 х 56 х 12 Поступила в 1898 году из МАХ Происходит из Софийского собора Великого НовгородаГРМ инв. ДРД-496
Рельефная фигура с крышки раки. Святой Антоний Римлянин Конец XVI – начало XVII века Новгород Дерево; резьба, золочение 159 х 43 х 10 Поступила в 1898 году из МАХ Происходит из Софийского собора Великого НовгородаГРМ инв. ДРД-494
Чудо святого Георгия о змие Вторая половина XVI века Дерево; резьба, золочение, темпера 64,5 х 57,3 х 9,2 Поступил в 1918 году из Музея иконописи и церковной старины, Вологда Реставрирован в 1961–1962 годах в ГЦХНРМ им. И.Э. Грабря (дорезаны утраченные части ног коня и восстановлена правая рука всадника) Происхождение неизвестноВГИАХМЗ инв. ВОКМ 5226
Святой юродивый Василий Блаженный Конец XVI – начало XVII векаМосква Дерево; темпера 31,5 х 27 Поступила в 1929 году из Музея иконописи и живописи И.С. Остроухова Находилась в собрании И.С. Остроухова Реставрирована до поступления в музейГТГ инв. 12078
Великомученик Феодор Стратилат и мученица Ирина 1592 год Москва Камка, золотые, серебряные и шелковые нити; шитье «в прикреп», «в раскол» и по настилу 109,5 х 71,7 Поступил в 1922 году из Чесменской военной богадельни императора Николая I через ГМФ Входила в состав иконостаса, исполненного повелением царя Федора Иоанновича и царицы Ирины Федоровны. В XVII веке походный иконостас хранился в Образной палате Московского Кремля, затем в Зимнем дворце в Петербурге, с 1812 года – в церкви Рождества Христова в Чесменском дворце Реставрирована в 1938 году в ГРМ А.Н. Суворовым (изображения вырезаны по контурам, укреплены и переложены на новый фон – фиолетовую крашенину)ГРМ инв. ДРТ-315
Ковчег для мощей святого князя Александра Невского Конец XVI – начало XVII века Москва Серебро; чеканка, резьба, канфарение, золочение 14,5 х 5,5 х 4,5 Хранился в царской казне, с 1681 года – в алтаре Благовещенского собора Московского КремляММК инв. МР-8340/1-2
КОВЧЕГ 1640-е годы Москва Серебро; чеканка, резьба, канфарение, золочение 17 х 7 х 5 Происходит из Благовещенского собора Московского КремляММК инв. МР-8341/1-2
Преподобный Онуфрий Великий 1670-е годы Москва (?) Дерево; темпера; оклад – серебро; басма, гравировка, золочение 127,5 х 107,5 Поступила в 1939 году Происходит из церкви преподобного Онуфрия Великого; храмовый образ Соловецкого монастыря на братском кладбищеМГОМЗ инв. КП-2630/1-2
Евангелист Лука. Евангелист Марк. Панно керамические Конец XVII века Мастер Степан Иванов (Полубес). Москва Глина красная, майолика; цветные глазури; формовка, раскраска, обжиг 135,3 х 41,1 х 12,7; 133,9 х 40,5 х 13,5 Поступило в 1930 году из ЦГРМ Происходит из церкви Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря, МоскваМГОМЗ инв. КП-1463, КП-1466
Цитата: Киево-Печерский Патерик
Если, как сказал Господь: Радость бывает на небесах и об одном грешнике кающемся, — то сколь радостнее веселие ангелов о таких праведниках, житие которых подобно на небесах живущим, и достойны они их славы быть наследниками. Здесь о плоти не радели они, и, как бесплотные, земным пренебрегали, и все житейское за ничто вменяли, чтобы единого Христа приобрести; его одного возлюбили они, и к любви его привязались, и ему волю свою предали, чтобы чрез него приблизиться к Богу; и он здесь, на земле, в возмездие за труды их, дал им дар чудотворения, а в будущем прославит их неизреченною славою.
Ссылки: