Важное место в исследовании прошлого носителей славянских археологических культур VIII-X вв. принадлежит ювелирным украшениям. Их изучение позволяет получить ценную информацию о конкретной культурно-исторической общности славян в определенный исторический период, проследить взаимосвязи с соседними народами, отметить элементы заимствований в других этносов, а картографирование находок позволяет проследить передвижения отдельных племен или племенных групп. Вместе с тем славянский ювелирный убор способствует определению происхождения многочисленных украшений древнерусского времени. Поэтому каждая новая находка на славянских археологических памятниках, безусловно, заслуживает внимания и подробного описания.
На территории Буковины (Черновицкая обл.) обнаружено более 160 памятников райковецкой славянской культуры [Тимощук, 1976, с. 6; Михайлина, 1997, с. 8]. На многих из них проведены масштабные археологические исследования [Баран, 2004, с. 6-7], однако среди найденных материалов совсем мало ювелирных украшений, или они вообще отсутствуют. Фактически из достопримечательностей региона происходят только три простых металлических кольца с Перебыковцев и Добриновцев, обломки двух фибул (нижние части) с Неполоковцев и Ревного, монетовидная подвеска с Кодин, бронзовая лунницах с Корнешты и серебряное височное кольцо "волынского" типа с ревностным [Тимощук , 1976, с. 43; Михайлина, 1997, с. 82; 2007, с. 31; Мисько, Пивоваров, 2006, с. 46]. Добавляют информацию о типах местных украшений еще две каменные формочки с Добриновцев [Тимощук, 1982, с. 22] и Стальновцев [Мисько, Пивоваров, 2006, с. 46, рис. 3], которые служили для отливки лунниц и круглых и прямоугольных подвесок. Ограниченность находок и их фрагментарность не позволяют осуществлять широкие обобщения и реконструкции.
Новые находки ювелирных украшений славян были обнаружены автором во время спасательных работ на славянских памятниках VIII-X вв. в регионе в 2006-2009 годах. К ним относятся две фибулы, три лунницы, две подвески, височное кольцо и перстень (рис. 1).
Фибулы были найдены в Недобоевцах и Черновцах. Первая из них произошла на городище в с. Недобоевцы, в ур. Галич, в 2006 г.. От украшения сохранилась только нижняя часть, щиток потерянный в древности. Фрагмент фибулы найдены вместе с типичными обломками лепной и кружальной керамики райковецкой культуры в разрушенных культурных наслоениях вблизи вала, в восточной части городища. Фибула изготовлена из белого сплава, очевидно, билона. Её сохранившеяся длина составляет 3,5 см, наибольшая ширина 1,8 см (рис. 1, 2).
Вторая фибула представлена целым экземпляром. Её нашли в ходе исследования углубленной хозяйственной постройки, поврежденной оползнем, в восточной части поселения Чернявка II в урочище Рули. Памятник свое время изучался Б. Тимощуком и И. Русановым [Тимощук, 1990, с. 95-96]. Вместе с украшением найдены лепная и кружевная керамика райковецкой культуры, кости животных и клык дикого кабана. Фибула имеет общую длину 4 см, ширину верхнего щитка – 2,1 см, нижнего – 1,6 см (рис. 1, 1). Как и предыдущая, она изготовлена из белого сплава, очевидно, билона. В отличие от пальчатых фибул Пражско-Корчакской культуры, находки которых известны в регионе [Баран, 1988, с. 21; Михайлина, 2007, с. 57], верхний полукруглый щиток этого экземпляра украшен 13 точками, ниже на щитке находится сегмент с четко прочерченными тремя линиями. Верхний щиток соединен с нижней спинкой, которая также декорирована тремя рельефными линиями. Нижний щиток оформлен в виде головок хищных птиц, которые симметрично располагаются по обе стороны щитка. В его середине находится композиция из овальных линий и 5 точек. Завершается щиток стилизованным изображением головы рептилии. Обратная часть фибулы гладкая, на ней находится на верхнем щитке прямоугольный выступ с отверстием для крепления пружины с иглой и приемник для иглы на нижнем щитке.
Поиск аналогов этим типам фибул позволил выяснить, что близкие по форме ювелирные изделия были найдены на Пастырском городище в составе клада "ювелира", обнаруженного в 2004 г.. По мнению А. Приходнюк, фибулы предназначались для дальнейшей переработки и составили ювелирное сырье. Они относятся к мазуро-германским изделиям, ареалом распространения которых была Восточная Пруссия [Приходнюк, 2005, с. 53].
Пока трудно установить, каким образом попали фибулы данного типа, которые существовали на северных территориях Европы, к местному населению. Очевидно, их появление следует связывать с миграцией славянских племен с юга на север в конце VII-VIII вв. н.э. По мнению исследователей, в частности, В. Седова, фибулы были занесены небольшими группами славян вместе с германцами и аварами в области Мазурского Поозерья и Юго-Восточную Прибалтику [Седов, 1994, с. 67-78]. Один из путей миграции этого населения, возможно, проходил через данный регион. Не исключено, что они могли попасть к жителям региона и во время движения в обратном направлении, когда часть славянских племен возвращалась обратно в Подунавье после военных столкновений с франками.
Понятно, что по этим находкам (близкой по форме и орнаментацией к данным украшений является фрагмент фибулы из Ревного, урочище Микулинка) трудно говорить о возможности местного производства застежек и их бытования как украшений хорватского и тиверского населения. Но особенности отливки, которые присущи всем найденным в регионе экземплярам, свидетельствуют в пользу их продуцирования на одном из славянских поселений края.
Другую категорию находок с территории региона представляют лунници. Все найденные экземпляры подвесок относятся к категории трёхрогих пельтовидних. Первая из них была обнаружена в в северо-восточной части Ревнянского городища. Она случилась за пределами внешнего вала укреплений на участке, где находилась впадина от жилья. Украшение была найдена в обнажениях края площадке вместе со славянской лепной и кружевной керамикой. Лунницах изготовлена из белого сплава (биллон), ее ширина составляет 3,4 см, высота с ушком – 2,8 см (рис. 1, 3). Боковые отроги соединяются с центральным, образуя в середине украшения два круга. Внешняя поверхность лунницы украшена выступающими рельефными линиями по всему периметру, пространство между ними заштрихованный косыми линями, которые в центральной части перекрещиваются и создают фигуры в виде ромбов. Обратная сторона гладкая.
Две лунницы происходят из Ридковського гнезда поселений (урочище Старая Рогатка). Они были найдены на территории поселения, примыкающего к городищу, неподалеку одной из впадин на склоне естественного повышения обнаженного смещением. Лунницы произошли на расстоянии пяти метров друг от друга вместе с керамикой райковецкой культуры и железными изделиями. Одна из них изготовлена из белого сплава (биллон). Она имеет ширину 3,2 см, высота с ушком – 3 см, толщина 1-1,5 мм (рис. 1, 6). Подвеска украшена рельефными линиями, пространство между которыми (только центральная часть) заштрихованный. Отроги лунницы выполнены в виде головок пресмыкающихся с четко смоделированными глазами, ушко украшения имеет граненную поверхность. Обратная сторона гладкая. Вторая лунницах из поселения изготовлена из свинца, ее ширина составляет 2,9 см, высота с ушком – 2,5 см, толщина – 1,5-2 мм (рис. 1, 9). Подвеска украшена орнаментом в виде густой сетки, которая покрывает всю внешнюю поверхность изделия. Боковые отроги лунницы круто загнутые внутрь, центральный – содержит дефекты отливки. Ушко изделия фигурно оформлено, с выемками по краям. Обратная сторона украшения гладкая.
Все три лунницы по форме типичные для европейского населения эпохи поздней античности-раннего средневековья [Каргапольцев, Бажан, 1993, с. 113-120]. Ближайшие их аналоги известны на территории Венгрии, Чехии и Восточной Европы [Рябцева, 2005, с. 113, рис. 34, с. 122, рис. 42].
К числу подвесок относится также находка из поселения Чернявка II (урочище Рули). Она найдена в юго-западной части поселения в районе агломерационных печей. Украшение изготовлено из оловянистого (?) сплава в виде круглой прорезной подвески или колесовидного амулета. Диаметр внешнего круга подвески составляет 2 см, внутреннего – 1 см, толщина – 1 мм (рис. 1, 4). Сверху привески следы от утраченного ушка. Поверхность изделия, очевидно, была украшена рельефными выступами в виде точек, которые от длительного ношения стерлись. Колесовидные амулеты известны среди салтовских древностей [Албегова, 2001, с. 83-84], в раннесредневековой Ладоге и Скандинавии [Рябинин, 1985, с. 67].
Еще одна круглая подвеска с ушком была обнаружена на поселении в Редковцах, неподалеку от места находок упомянутых лунниц. Она изготовлена из свинца, имеет диаметр 1,6 см, высоту с ушком – 2 см, толщину – 2-3 мм (рис. 1, 5). На ее лицевой стороне по всему контуру прочерченная линия, а в середине прослеживаются следы от перекрестных линий и точек. На обратной стороне также нанесены двойные вертикальные и горизонтальные линии.
Точных аналогов украшении найти пока не удалось. По форме она подобна круглым полусферическим подвескам выявленным в кладах Восточной Европы X-XI вв. [Рябцева, 2005, с. 125, рис. 45].
Два украшения найдены во время раскопок полуземлянки на территории городища в Рухотине (ур. Корнешты). В заполнении жилья найден бронзовый перстень со стеклянной (?) полупрозрачной вставкой закрепленной четырьмя расположенными крестообразно фиксаторами. Его диаметр 2,1 см, диаметр вставки – 0,8 см. Аналоги подобного перстня известны в древностях Салтово-маяцкой культуры [Приходнюк, 2001, с. 240, рис. 101].
В этой же полуземлянке во время расчистки печи-каменки вместе с лепной и кружевной керамикой Райковецкой культуры найдено височное кольцо "волынского" типа. Его диаметр составляет 2,6 см, длина подвески – 1,7 см (рис. 1, 7). Скобка кольца изготовлена из белого сплава, а подвеска-балясина – из меди, или бронзы. По типологии С. Рубцовой, такие височные кольца относятся к варианту "3А" и наиболее распространены на территории Дунайской Болгарии и датируются IX-XI вв. [Рябцева, 2005, с. 89, 97, рис. 23].
Обнаруженные на территории Буковины находки славянских украшений Райковецкой культуры позволяют констатировать, что у местного населения, по крайней мере в VIII в., еще существовали застежки-фибулы. Распространенными среди жителей края в течение всего периода существования культуры были лунници-пельты и подвески круглой формы. Очевидно, что к заключительному этапу существования культуры относятся перстень и височное кольцо "волынского" типа. Более детальное изучение находок позволит проследить контакты носителей культуры с населением соседних территорий.
ЛІТЕРАТУРА
- Албегова З. Х. Палеосоциология аланской религии VII-IX вв. (по материалам амулетов из катакомбных погребений Северного Кавказа и Среднего Дона) // Российская археология. – № 2. – С. 83– 86. 2001
- Амброз А. К. Фибулы Юга европейской части СССР. – Москва. – 111 с. 1966
- Баран В. Д. Пражская культура Поднестровья (по материалам поселений у с. Рашков). – Киев. – 159 с. 1988
- Баран Я. В. Слов’янська община. – Київ-Чернівці. – 192 с. 2004
- Гавритухин И. О. Пальчатые фибулы пражских памятников Поднестровье // Древности Северного Кавказа и Причерноморья. – Москва. – С. 127-143. 1989
- Каргопольцев С. Ю., Бажан И. А. К вопросу об эволюции трёхрогих пельтовидных лунниц в Европе (III-VI вв.) // Петербургский археологический вестник. – Вып. 7. – С. 113-120. 1993
- Мисько Ю., Пивоваров С. Нові знахідки лунниць з території Верхнього Попруття та Середнього Подністров’я // На перехрестях світової науки. (Матеріали ІІІ Міжнародної наукової конференції "Вікно в європейську науку”, присвяченої 140-річчю від дня народження Р. Ф. Кайндля). – Чернівці. – С. 45-50. 2005
- Михайлина Л. П. Населення Верхнього Попруття VIII-X ст. – Чернівці. – 143 с. 1997
- Михайлина Л. П. Слов’яни між Дніпром і Карпатами. – Київ. – 300 с. 2007
- Приходнюк О. М. Степове населення України та східні слов’яни (друга половина І тис. н.е.) – Київ–Чернівці. – 284 с. 2001
- Русанова И. П. Славянские древности VI-IX вв. между Днепром и Западным Бугом. – Москва – 100 с. 1973
- Рябинин Е. А. Новые открытия в Старой Ладоге (итоги раскопок на Земляном городище 1973-1975 гг.) // Средневековая Ладога. Новые археологические открытия и исследования. – Ленинград. – С. 27-75. 1985
- Рябцева С. Древнерусский ювелирный убор. – С.-Петербург. – 384 с. 2005
- Седов В. В. Очерки по археологии славян. – Москва. – 127 с. 1994
- Тимощук Б. О. Слов’яни Північної Буковини V-IX ст. – Київ. – 178 с. 1976
- Тимощук Б. О. Давньоруська Буковина. – Київ. – 206 с. 1982
- Тимощук Б. О. Восточнославянская община VI-X вв. н.э. – Москва. – 188 с. 1990
- Тимощук Б. О. Восточные славяне: от общины к городам. – Москва. – 261 с. 1995
Автор: Пивоваров C. Прикраси слов’янського населення Буковини (нові знахідки) - Матеріали і дослідження з археології Прикарпаття і Волині. Вип. 14. 2009. Перевод с украинского мой, оригинал.