Под таким названием – «Правобережное Цимлянское городище» – нам сейчас известно это поселение – крепость. Настоящего его имени история не сохранила. Мне довелось съездить туда весной 2008 года. Расположено совсем недалеко, в километре наверное, не более, от поселка Саркел. Современного поселка, что стоит на высоком правом берегу Цимлянского водохранилища. И ничем, кажется, кроме названия, не связанного с тем, хазарским Саркелом, который остался на дне водохранилища. Подозреваю, что поселок назвали так из-за расположенного рядом Правобережного Цимлянского городища – приняли его, в момент основания при заполнении водохранилища, за Саркел.
Здесь стояла когда-то хазарская крепость. Собственно, мыс этот был заселен еще в эпоху бронзы. Что неудивительно – очень уж удобное положение он занимает, буквально доминируя над окружающей местностью и особенно поймой Дона на многие километры вверх и вниз по течению. Крепость стоит на плато высотой около 70 метров над уровнем моря (абсолютная высота). Соответственно, над сегодняшней поверхностью водохранилища крепость возвышается на 34-33 метра (урез воды водохранилища находится на высоте 36 м над уровнем моря). А над поймой Дона в то время крепость стояла в 52 примерно метрах.
Треугольник, на котором расположена крепость, образован двумя глубокими, с крутыми склонами, оврагами, и обрывом к Дону (сейчас к водохранилищу). К естественным преимуществам местности хазары добавили искусственные. Они перерыли перешеек, соединявший крепость с материковым берегом, рвом, и подрыли, «эскарпировали», склоны.
Прямо на слой почвы, иногда на песчаниковые, подогнанные друг к другу плиты в качестве фундамента, были установлены воротные укрепления, угловые и серединные башни. Они были сделаны из обработанных стандартных белокаменных блоков размером 0,6×0,3×0,4 метров.
Башни соединялись стенами. Они, по видимому, состояли из внешнего, внутреннего и промежуточного между ними рядов пятнадцатисантиметровых бревен, вбитых в грунт. Предполагается, что промежутки между рядами бревен были заполнены щебнем и глиной. Ширина стен составляла 4 метра. Надо отметить, что среди археологов существуют разные мнения о стенах. Некоторые полагают, что сразу, вместе с башнями, были поставлены белокаменные стены (а не описанные выше из бревен с наполнением). Другие считают, что белокаменные стены сооружались во второй период существования крепости, о котором будет сказано позже. Как бы то ни было, белокаменные стены состояли из двух щитов из белого камня с щебневой забутовкой между ними и достигали высоты 6 метров. Общая длина стен – 365 метров.
На плато, с которым соединяется крепость, еще в конце XIX века были видны остатки белокаменных башен, расположенных цепочкой. Они, стало быть, составляли первую линию дозора и обороны со стороны степи. Сейчас от них остались только одиночные камни на дороге, ведущей к городищу.
Внутри стен располагались юртообразные жилища хазар – штук 50. Покрупнее, крытые войлоком – у обеспеченных. Поменьше, с покрытием из камыша или соломы, видимо – у тех, что победнее.
Благодаря сухому песчаному грунту на поселении сохранилось много железных предметов – кузнечные инструменты (наковаленки, молотки, ножницы для резки металла, щипцы), немного оружия (топорик, несколько копий, наконечники стрел), сельскохозяйственные орудия, в том числе виноградарный нож. Население выращивало виноград, наряду с другими культурами. Много керамики, характерной для каганата. Это обломки кухонных горшков, сформованных на гончарном круге из глины с примесью речного песка, а также подобные горшкам котлы с внутренними ушками – одним из самых распространенных типов посуды на степных поселениях. Встречались обломки амфор.
Создание крепости относится археологами к концу VII – началу VIII века. За полвека примерно до того хазары в результате хазаро-арабских войн оказались на Дону и в безопасности себя не чувствовали. Крепость эта представляется неким феодальным замком, фортом одного из семейств-родов хазар. Около столетия замок выполнял свои функции по контролю местности и обороне.
В начале IX века крепость была взята штурмом, жилища сожжены, жители убиты. На территории археологами обнаружены в основном женские и детские скелеты погибших. Погибли ли мужчины, жившие в крепости, на стенах, или были далеко, когда над крепостью засвистели стрелы – можно только строить предположения. Тела женщин и детей остались непогребенными, их просто наскоро забросали землей – то ли враги, то ли уцелевшие родственники, то ли просто соседи – после того, как падальщики уже начали их растаскивать. У ног одного из скелетов обнаружены монеты – дирхемы, самый поздний из которых чекана 799-780 (возможно, 782) годов. Видимо, монеты были спрятаны в голенище сапога одной из убитых, и не найдены врагами. Этот факт позволил определить время уничтожения крепости.
Почему и кем крепость была уничтожена? В качестве основной версии принята следующая. В 830-х годах происходит возведение крепости Саркел, стоящей рядом, но на левом берегу Дона (сверху, из Правобережного Цимлянского замка, Саркел был виден прекрасно. Развалины Саркела, кстати, именуются Левобережным Цимлянским городищем). Но Саркел – крепость, поставленная каганом, крепость центральной власти Хазарии. А Правобережное Цимлянское – феодальный замок местного властителя, контролирующий огромное пространство и дорогу, ответвление Великого Шелкового Пути, переправу через Дон в районе Саркела. Дорогу, по которой идут богатые караваны. Это-то противоречие и послужило причиной уничтожения крепости. Сейчас мы уже не узнаем – то ли местный феодал проявил несговорчивость, то ли каган, задумав построить Саркел, решил подстраховаться. Скорее всего, произошло как всегда, противоречия и напряженность нарастали постепенно, в конечном итоге найдя выход в уничтожении крепости. Надо сказать, что к 808-812 годам относится восстание родоплеменной знати в Хазарии – каваров (кабаров),недовольных распространением государственной религии – иудаизма, и подавление этого восстания. Безусловно, и этот факт сыграл свою роль в судьбе крепости и ее обитателей. Но не стоит и переоценивать религиозный фактор. Известно, что хазары, не согласные с принятием иудаизма и оказавшиеся в результате на чужбине, как раз среди нового окружения иногда вполне представляли себя другим народам иудеями. Можно сказать, использовали брэнд.
Остается не совсем понятным, однако, существовали ли совместно две этих крепости (Саркел и Правобережная Цимлянская) хоть какое-то время. С одной стороны, в крепости найдены кирпичи из Саркела, расположенные как обереги под порогами юрт, защищая от злых духов обитателей (интересно отметить, что и в 19 веке в окрестностях развалин Саркела делали кирпичи, одинаковые по размеру и форме с некоторыми характерными для Саркела). С другой стороны, эти кирпичи, возможно, были доставлены из Саркела уже во второй период существования поселения, после штурма. Как символы победы кагана и установления его власти над местом. В любом случае можно констатировать, что закат Правобережного Цимлянского совпал с восходом Саркела.
Есть обоснованное мнение археологов, что спустя некоторое время (10-15 лет) после разгрома на месте крепости была попытка отстроиться вновь. Вроде бы именно тогда начато было возведение стен из белокаменных блоков, в дополнение построенным раньше белокаменным башням и воротным укреплениям. Но строительство крепости закончено не было. Кто пытался (и пытался ли) в этот раз оседлать это удобное место, и что помешало этим людям – остается только гадать.
Белокаменные блоки крепости простояли до 1744 года, когда стены были разобраны и использованы на строительстве бастионов Старочеркасской крепости. Что ж, обычная судьба. Остались валы, рвы, щебень из белого камня.
А теперь вернемся к названию… Все-таки некоторые соображения по этому поводу у ученых есть. Название «Саркел» - «Белая башня, крепость», «Белая гостиница» - оно ведь более подходит к белокаменной крепости, возвышающейся над берегом, к Правобережному Цимлянскому. Однако данное византийским императором Константином Багрянородным описание ясно указывает на Левобережную крепость как на Саркел. И, возможно, Левобережная крепость унаследовала свое название от вот этого замка, валы которого мы можем сейчас видеть. Может быть, вся округа по имени ее столицы называлась «Саркел», и Багрянородного можно понимать как «в области Саркел поставили крепость»…
Вокруг городища на полях растет виноград. Так же, как и в девятом веке.
Найденные археологами на городище предметы:
Правобережное Цимлянское городище, современное стостояние
Внимание! Правобержное Цимлянское городище является памятником археологии федерального значения. Любые нелегальные раскопки там являются уголовным преступлением. Не говоря уже о том, что это элементарное скотство.
Источник: Степной Следопыт 2008 год. Использованы материалы книги С.А. Плетневой "Очерки хазарской археологии" 1999 г.