Всякое разное :

Славянские археологические культуры восточной Европы I-тыс. н. э.

  автор: SHARIK  |  28-февраля-2015  | 35 619 просмотров  |  Пока нет комментариев
загрузка...
  Черняховская культура
 
Киевская культура
 
Происхождение восточных славян. Пражская культура
 
Пражско-корчакская культура
 
Лука-Райковецкая культура
 
Пеньковская культура
 
Роменско-боршевская культура

 

Становление и ранняя история славян не могут быть изучены и поняты в отрыве от процессов формирования и развития других этнических групп Европы. Начальная история праславян, не совсем еще ясная, тесно переплетается с историей кельтов и германцев, скифо-сарматов, финно-угров и балтов. Поэтому проблема происхождения восточных славян обычно рассматривается на материалах нескольких археологических культур начала I тыс. до н.э. — первой половины I тыс. н.э., памятники которых оставлены населением, обитавшим на территории современных России, Польши, Украины, Белоруссии и Молдовы.

Одной из наиболее ярких археологических общностей Средней Европы, испытавших сильное влияние со стороны провинциальной римской и латенской культур, была пшеворская (II в. до н.э. -начало V в. н.э). Сложившаяся на основе развития местных культур Центральной и Южной Польши при сильном влиянии кельтов Подунавья, эта культура представляла собой сложное образование, включавшее кельтский, германский, раннеславянский и другие компоненты. Сложный разнохарактерный состав материалов, найденных на одних и тех же памятниках, объясняется смешением разных групп населения и частым его передвижением. Территория обитания пшеворских племен за время длительного существования культуры претерпела некоторые изменения. Сначала она включала земли от правобережья Одера на западе до Буга на востоке. В I в. до н.э. отмечается первая волна переселения пшеворского населения, теснимого с запада и юго-запада германцами и кельтами, на Западную Волынь и территорию Верхнего Поднестровья. Здесь позднее они сталкиваются с зарубинецкими племенами и постепенно начинают с ними смешиваться. В результате этого смешения постепенно складывается новое образование — зубрицкая культура. С конца II в. н.э. отмечается вторая волна расселения пшеворских племен, в результате которой группы этого населения проникали в Закарпатье и Среднее Поднестровье, а некоторые, вероятно, еще дальше на восток — в отдельные районы юга лесной полосы Восточной Европы. Это передвижение пшеворцев было частично вызвано давлением на них с севера со стороны племен вельбарской культуры (I -начало V в.).

Вельбарская археологическая культура имеет важное значение для истории Средней и Восточной Европы, поскольку связана с так называемой готской проблемой. Некоторые сведения о территории обитания готских племен содержатся в произведении VI в. готского историка Иордана «Гетика» (или «О происхождении и деянии гетов»). Судя по его словам, готы появились из-за Балтийского моря, с территории Скандинавии и с острова Готланд. После появления в районе Нижней Вислы в I в. н.э. готы довольно быстро продвинулись на юг и в III в. включились в варварские войны с Римом на территории Причерноморья и Подунавья.

Археологические культуры первой половины I тыс. н.э.
Археологические культуры первой половины I тыс. н.э.

Характерные материалы вельбарских памятников (биритуальный обряд погребения — сначала кремации, позднее появляются и ингумации), жертвенные ямы с золой и камнями, преимущественно лепная посуда — яйцевидные горшки, миски часто с х-видными ручками, кувшины и др., нередко украшенные комбинацией лощеной и специально ошершавленной поверхностей, прочерченными геометрическими фигурами и т.д.) первоначально были распространены в низовьях Вислы и других прилегающих частях территории Польши. Прослеженные на археологическом материале и частично подтвержденные данными письменных источников неоднократные перемещения групп вельбарского населения хронологически в целом соответствуют передвижению готов и гепидов. Отмечаются две основные волны передвижения готов в составе носителей вельбарской культуры. В конце II в. запустевают западные области культуры, но вельбарские памятники появляются в бассейне Западного Буга и на Западной Волыни — это сопровождалось вытеснением части населения пшеворской и зубрицкой культур. С середины III в. н.э. вельбарские памятники становятся известными от Нижнего Дуная до Поднепровья. В это движение могли быть вовлечены различные группы населения, в том числе и некоторые группы ранних славян в составе пшеворской культуры, западные балты и др.

В первой половине I тыс. н.э. на территории степной и лесостепной зон Восточной Европы наблюдаются (по археологическим данным) неоднократные передвижения различных групп населения, оставивших памятники многих археологических культур, в том числе и практически синхронных киевской и черняховской, более поздней — колочинской, а также целого ряда других культур. Эти археологические культуры традиционно рассматриваются в рамках вопроса о происхождении славян. Все их охарактеризовать здесь невозможно, поэтому более подробно рассматриваются только наиболее яркие среди них.

Черняховская культура

Памятники Черняховской культуры расположены в лесостепных районах Украины и России (часть Курской и Белгородской областей), черноморских степях к западу от Днепра, в Молдове и Юго-Восточной Румынии: от Северского Донца до Нижнего Дуная и от верховьев Бута по Нижнего Поднепровья. В степи памятники Черняховской культуры встречаются гораздо реже. Период существования культуры середина III - начало V в. н.э. В настоящее время этническая неоднородность населения Черняховской культуры является общепризнанной.

Хозяйство племен Черняховской культуры было земледельческо-скотоводческим. Основу его составляло пашенное земледелие с использованием легкого или тяжелого плуга. Известны находки железных наральников разных типов. Кроме того, есть находки железных мотыжек, вероятно, для огородничества. Выращивали просо, ячмень, пшеницу, овес, горох, распространены были лен и конопля. Для уборки урожая использовались серпы и косы разных форм, что может быть связано со специализированным назначением орудий. Хранились припасы в ямах-погребах и больших глиняных сосудах-хранилищах. На поселении Флорешты (Молдавия) обнаружена хозяйственная яма, способная вместить до 12 центнеров зерна, что составляет годовой запас для семьи из 6 человек. Для размола зерна применяли ротационные каменные ручные жернова. Обнаружены мельничные сооружения, которые могли использоваться несколькими семьями. Например, на поселении Иванковцы (Украина) раскопаны остатки такой мельницы с двумя комплектами жерновов, расположенными в одной постройке с ямой-погребом.

Среди костей животных, найденных в культурных слоях поселений, более 90% составляют кости домашних животных Ведущая роль принадлежала крупному рогатому скоту, но разводили и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей и домашнюю птицу. Кость широко использовалась для изготовления орудий, предназначенных для очистки шкур и обработки кожи, из нее изготавливались также гребни, некоторые украшения, бытовые предметы. Предполагают, что существовали даже специализированные косторезные мастерские.

Для черняховской культуры характерны развитая металлообработка, гончарное производство и другие ремесла. Изготовленные в специализированных мастерских изделия, в том числе орудия труда, оружие, бытовые предметы, глиняная посуда и некоторые виды украшений, были распространены по всему ареалу культуры независимо от этнической принадлежности населения, оставившего памятник.

С обработкой цветных металлов связаны находки шлаков, льячек, тиглей и их обломков, а также заготовок и полуфабрикатов изделий. Исследование состава цветного металла украшений показало две основные группы сплавов: первая близка по рецептуре изделиям прибалтийского происхождения, вторая сходна составу бронз, распространенному в мастерских Причерноморья. Это может быть связано с разными источниками сырья для местного бронзолитейного ремесла или может отражать какие-то традиции составления рецептуры сплавов. Большинство украшений Черняховской культуры сделаны из бронзы или биллона — медного сплава на серебряной основе. Находки вещей из драгоценных металлов очень редки.

Большое значение имело развитие железоделательного и железообрабатывающего ремесел. Можно предполагать, что эти ремесла уже были специализированными. Использовались болотные и другие руды, в частности, могли использовать залежи железной руды в районе Кривого Рога (Украина). Отходы производства железа и его обработки в виде шлаков найдены на многих Черняховских поселениях. Найдено несколько десятков металлургических горнов разной конструкции. Черняховские мастера знали различные приемы обработки железа и получения стали. Специалисты отмечают некоторые позднескифские и центрально-европейские и провинциально-римские черты в кузнечном ремесле — широкое использование и устойчивые сочетания технологических приемов в изготовлении одного предмета — пакетирования, цементации и закалки.

Особенно хорошо было развито гончарное ремесло. Более чем на 50 селищах обнаружены остатки небольших гончарных мастерских. Так, на поселении Журавка (Украина) найдены две печи для обжига керамики, расположенные рядом с полуземлянкой-мастерской. Внутри нее оказались запасы подготовленной для использования глины и некоторые специальные орудия: лощило, каменный пест для размельчения примесей и другие вещи. Здесь же были найдены черепки от сформованных, но необожженных горшков. Есть данные об использовании ножного гончарного круга.

Население Черняховской культуры пользовалось лепной и круговой посудой, которая отличалась разнообразием форм, размеров и назначением.

Преобладание гончарной посуды высокого качества и широкий ее ассортимент — одна из характерных черт черняховской культуры. Предполагают, что идея гончарного круга проникла к черняховцам из Причерноморья, из римских провинций или была ими воспринята от населения Прикарпатья, знакомого с гончарным кругом благодаря кельтскому или дакийскому влиянию.

Черняховская культура. Сосуды: 1, 2 — кухонные лепные; 3-6, 11— столовые круговые; 7,8— кубки стеклянные (импорт); 9 — кубок глиняный (подражание); 10, 15— сосуды бронзовые {импорт); 12, 13— амфоры (импорт); 14 — сосуд для хранения припасов Черняховская культура. Постройки и погребения: 1 — реконструкция и план углубленной жилой постройки столбовой конструкции; 2 — реконструкция наземной жилой постройки турлучной конструкции; 3 — план наземной постройки на каменном основании; 4 — план и схема-разрез ямы с погребением по обряду трупосожжения; 5 — план погребения в грунтовой яме по обряду трупоположения

На поселении Комарове в Среднем Поднестровье открыта стеклодельная мастерская. Предполагают, что это была фактория римских мастеров. Некоторые поселения можно рассматривать как промысловые, т.е. связанные с разработкой месторождений туфа (камень, который использовался для изготовления жерновов), добычей соли и др.

Одно из наиболее распространенных ремесел — ткачество, изготовление шерстяных и льняных тканей. На некоторых металлических предметах в погребениях обнаружены отпечатки разных тканей. Широкий ассортимент найденного деревообрабатывающего инструмента указывает на достаточное развитие этого ремесла.

Памятники. Подавляющее большинство поселений — это селища значительного размера, расположенные на склонах берегов небольших рек и ручьев. На плодородных черноземных почвах поселения достигают 20-30 га. На менее пригодных для земледелия территориях площадь поселков до 5 га. Часто селища группируются, образуя «гнезда». Постройки на селищах расположены кучно или двумя-тремя рядами вдоль берега реки. Обычно хозяйственные или производственные сооружения находились рядом с жилым помещением.

Жилища представлены полуземлянками и наземными домами. Большинство полуземлянок имеют прямоугольную форму, их площадь — до 20 кв. м. Наземные постройки, одно — или многокамерные, также имеют прямоугольную форму, их площадь колеблется от 10 до 40 кв. м. Каркасно-столбовые плетневые стены домов обычно обмазывались глиной, в центре дома на полу устраивался очаг. По размерам и планировке среди наземных построек выделяются сооружения столбовой конструкции площадью от 60 до 160 кв. м — так называемые большие или «длинные» дома, внутри которых выделялись жилая и хозяйственная части: жилое помещение и помещение для содержания домашних животных, иногда разделенные тамбуром. Стены таких сооружений, вероятно, делались из дерна. Крупные постройки в основном открыты на территории Западной и Северной Украины и Молдовы, а их прототипы хорошо известны на территории Скандинавии и Северной Германии.

На большинстве поселений культуры существовали разные типы одновременных построек. В южных районах ареала Черняховской культуры распространены наземные жилые и хозяйственные постройки, возведенные из камня. Стены таких домов сооружены в технике панцирной кладки, сложенной «насухо» (т.е. без связующего раствора), с забутовкой внутренней части мелкими камнями.

Известны всего три мысовых городища, расположенные в юго-восточной, степной части Черняховского ареала (Городок, Башмачки и Александровка — самое значительное по площади), возникшие в IV в. н.э. — в самом конце существования культуры. Оборонительные сооружения этих городищ представляют собой земляные валы, на которых возведены двойные каменные или деревянные стены с глиняной внутренней забутовкой, и рвы. Предполагают, что кроме валов и стен были еще и каменные башни. Конструкция оборонительных сооружений близка позднескифской или античной.

Грунтовые могильники Черняховской культуры располагаются на более высоких, чем поселения, местах, но неподалеку от них и занимают сравнительно с поселением небольшую площадь. Большинство известных могильников относится к IV в. Погребальный обряд характеризуется биритуальностью, т.е. использованием и трупосожжения и трупоположения.

Обычно оба обряда встречаются на одном и том же могильнике. Погребения располагались в грунтовых ямах. На некоторых могильниках обнаружены культовые ямы и другие следы тризн.

Трупосожжения совершались на стороне, вне места захоронения. Остатки сожжения помещались на дне неглубоких округлых ям, которые сверху перекрывались сосудом, черепками или плоским камнем. Встречаются как урновые, так и безурновые захоронения. В качестве урн использовались глиняные сосуды — горшки, миски, в единичных случаях — деревянные шкатулки или другие вместилища (из кожи, ткани и др.). Более 60% составляют безынвентарные погребения. Остальные сопровождаются в основном металлическими деталями костюма, иногда обожженными или преднамеренно сломанными и положенными внутрь урны или рядом. С единичными урновыми трупосожжениями связаны находки предметов вооружения: втульчатых наконечников копий и стрел, ножей-кинжалов, щитов (от них сохраняются железные умбоны — центральные конусовидные бляхи), топоров, шпор, изредка находят мечи. Мечи длинные, их рукояти не имеют, как правило, наверший и перекрестий. Иногда оружие оказывается воткнутым в дно могильной ямы или согнутым, т.е. преднамеренно испорченным. Эта деталь обряда является элементом пшеворской культуры.

Трупоположения совершены в обычных продолговатых ямах, ямах с подбоем или внутренними боковыми уступами, а также в катакомбах. Умершие располагались, как правило, вытянутыми, на спине, головой на север или запад. Большинство погребений индивидуальные, но встречаются и парные. Известен обряд ритуального разрушения погребений, который совершался, видимо, соплеменниками умершего. Причем именно погребения с северной ориентировкой оказываются разрушенными чаще. Для них характерен разнообразный и многочисленный инвентарь, включающий и несколько сосудов. Погребения с западной ориентировкой в большинстве оказываются безынвентарными или содержат 1-2 предмета. Погребальный инвентарь представлен украшениями: стеклянными бусами, фибулами, различными подвесками, поясными пряжками, а так же предметами личного пользования или быта (гребнями, ножами, пряслицами) и приношениями, чаще всего — это сосуды с напутственной пищей. Вероятно, ритуальное значение имели такие изредка встреченные в погребениях предметы, как ключи, кучки мелких камешков, панцири черепах.

Орудия труда обычно в могилах отсутствуют, оружие встречается редко, хотя воинственность готов и их союзников неоднократно отмечалась древними авторами. Среди погребений выделяются могилы «знати» — глубокие большие ямы, обложенные деревом, останки умерших в которых сопровождают многочисленные предметы. Выделяются целые пиршественные наборы, часто включающие импортные изделия — например, стеклянные кубки. Такие погребения иногда занимают особое место на плане могильника.

Предметы материальной культуры. Основная масса находок — это фрагменты различных глиняных сосудов: горшков, мисок, кувшинов, ваз, кубков. Формы сравнительно немногочисленных лепных сосудов показательны для разных культурных традиций или подражают формам круговых. Столовая посуда отличается тщательной выделкой, часто ее украшали налепными валиками, желобками, врезными горизонтальными линиями, реже использовали каннелюры, волнистый или штампованный орнамент. Отдельные образцы лощеных сосудов, очевидно, являются подражаниями привозным металлическим сосудам. Среди посуды на Черняховских памятниках довольно часто встречаются причерноморские амфоры, в которых привозилось масло или вина. Кроме того, имеются отдельные находки красноглиняной и краснолаковой посуды, вышедшей из провинциальных римских мастерских. Интересную группу сосудов составляют тонкие глиняные кубки полуяйцевидной формы со штампованным орнаментом — местные подражания римским стеклянным сосудам. Только на поселениях находят корчаги и пифосообразные сосуды, сделанные из грубой глины и предназначенные для хранения припасов. Найдены несколько сосудов, поверхность которых украшена сложной системой изображений, возможно, связанных с календарными циклами и имевших ритуальное назначение.

Черняховская культура. Круговой лощеный сосуд с изображением «календаря» (1) и реконструкция полного календарного цикла по изображениям на нескольких сосудах (2) Черняховская культура. Украшения, предметы быта орудия труда оружие: 1, 2 - фибулы; 3 - бусы; 4 - пряжки; 5 - гребни; 6 - нож, 7 - топор; 9 - серп; 10 - пряслице глиняное; 11 - кресало, 12 - наральники; 13 - коса; 14 - наконечник копья; 15 — кинжалы; 16 — меч
Черняховская культура. Круговой лощеный сосуд с изображением «календаря» (1) и реконструкция полного календарного цикла по изображениям на нескольких сосудах (2) Черняховская культура. Украшения, предметы быта орудия труда оружие:
1, 2 — фибулы; 3 — бусы; 4 — пряжки; 5 — гребни; 6 — нож, 7 — топор; 9 — серп; 10 — пряслице глиняное; 11 — кресало, 12 — наральники; 13 — коса; 14 — наконечник копья; 15 — кинжалы; 16 — меч

Для поселений Черняховской культуры характерно значительное количество находок орудий труда. Найдены многочисленные железные ножи, рыболовные крючки, глиняные пряслица, глиняные грузила для вертикального ткацкого станка, железные и костяные иглы, проколки, шилья. Предметы вооружения на поселениях находят редко, тогда как находки бытовых предметов достаточно разнообразны — это как заимствованные, так и местные костяные или железные гребни, туалетные пинцеты, замки и ключи и т.д.

Характерной особенностью Черняховской культуры являются многочисленные римские монеты, единичными находками представлены монеты боспорского чекана. На памятниках, исследованных к западу от Днестра многочисленны находки римских бронзовых монет III-IV вв., которые обслуживали активную торговлю населения этих районов с дунайскими провинциями Римской империи. Восточнее Днестра преобладают серебряные римские денарии, выпущенные еще во II в. — монеты из высокопробного серебра. С территории черняховской культуры происходит около 140 кладов серебряных римских монет. Некоторые исследователи полагают, что серебряные монеты скорее воплощали собой сокровища или использовались в качестве средства платежа только при внешнеторговых сделках, в то время как во внутренних областях шла меновая торговля, обходившаяся без монет.

Кроме монет с римским миром черняховскую культуру связывают многочисленные находки стеклянных и единичные — металлических сосудов. Стеклянная посуда широко распространилась в Римской империи в первые века н.э. и проникла на территорию варварских племен. Многие типы кубков, найденных на Черняховских памятниках, не характерны для самих римских провинций, вероятно, их изготавливали специально для варваров. Популярны были кубки удлиненно-конической или цилиндрической формы. Сосуды делались из одноцветного, чаще всего зеленоватого или желтоватого стекла и украшались врезным орнаментом или иногда — напаянными стеклянными цветными нитями. Импортными были и бусы из стекла, поделочных камней и янтаря.

Этнический состав. В настоящее время исследователи выделяют несколько культурных традиций в рамках этнически неоднородного черняховского населения. Черняховскую культуру невозможно рассматривать как результат простой эволюции ни одной из предшествующих культур, хотя в ней отмечают германские, скифо-сарматские, славянские, фракийские и другие элементы.

Первая группа традиций принадлежит германскому кругу. Ее определяют биритуальный погребальный обряд и некоторые его особенности, «большие» дома, керамика вельбарских типов (см. выше), формы украшений и предметов быта. Эти признаки известны практически по всей территории черняховской культуры.

Вторая группа включает в себя сарматские и позднескифские черты: погребения по обряду трупоположения в ямах с подбоями или катакомбах, отдельные формы лепной керамики (горшки с расширяющимся горлом), постройки из камня — многокамерные дома и усадьбы с внутренним двором, металлические зеркала. Наследием культуры сарматских племен является помещение в погребения напутственной мясной пищи с воткнутым ножом, кусочков краски и мела, а также обычай прижизненной деформации черепа. Черняховские памятники с этими элементами сосредоточены в основном на территории Северного Причерноморья.

В третью группу входят черты, соотносимые со славянами: памятники, на которых господствуют квадратные полуземлянки незначительной площади, с большим числом хозяйственных ям; высокий процент в керамическом наборе лепных горшков: отсутствие крупных могильников. Такие памятники сконцентрированы на территории Верхнего и Среднего Поднестровья, где продолжаются традиции пшеворской культуры. Также со славянами соотносят целый ряд элементов киевской культуры, памятники которой распространены в Среднем Поднепровье и более восточных районах.

Финал Черняховской культуры связан и хронологически совпадает со временем появления и господства в восточноевропейских степях новой волны кочевников — гуннов (см. далее). Нашествие гуннов в конце IV в. вызвало отток части населения на запад — письменные источники сообщают о передвижении готских и сармато-аланских племен. В то же самое время в лесостепных районах территории, занятой населением черняховской культуры, продолжают оставаться какие-то группы населения, что также соответствует данным письменных источников о подчинении части остготов, гепидов и других народов гуннам.

На территории, расположенной северо-восточнее, в период, предшествующий образованию черняховской культуры, и затем одновременно с ней существовала киевская культура, которая также многими исследователями рассматривается в рамках вопроса о происхождении восточных славян.

Киевская культура

На рубеже II-III вв. н.э. в пределах леса и лесостепи в северной части Среднего и южной части Верхнего Поднепровья, на территории Подесенья и смежных районов левобережья Днепра складывается киевская культура, памятники которой существуют до середины V в. Процесс ее формирования связан со сложным взаимодействием пост- или позднезарубинецких племен, различных местных и проникавших сюда с запада — пшеворских группировок (см. выше).

Хозяйство населения киевской культуры характеризуется земледелием и приселищным скотоводством. Распространены небольшие по площади неукрепленные поселения и соответствующие им грунтовые могильники с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. С традициями постзарубинецкой культуры некоторые исследователи связывают обычай сооружения жилых полуземлянок с центральным опорным столбом и очагом в средней части постройки. Обряд сожжения, сопровождаемый помещением в могилу вторично обожженной керамики, находит аналогии в пшеворской культуре. Для киевской культуры характерна лепная посуда. Некоторые формы керамики, такие как острореберные миски и горшки с лощеной поверхностью, имеют прототипы среди керамики зарубинецкой и пшеворской культур. Кроме местной лепной посуды на некоторых памятниках присутствует привозная круговая, изготовленная в черняховских мастерских. Особенно заметно влияние на киевскую культуру со стороны черняховской в IV -начале V в., к этому времени относятся находки некоторых типов бронзовых и железных фибул, роговых гребней, стеклянных бус, пинцетов. В начале IV в. население киевской культуры под натиском черняховских племен уступает им часть своей территории в Среднем Поднепровье. Это дало новый импульс для начавшегося несколько ранее продвижения сюда отдельных групп населения киевской культуры в Верхнее Поднепровье.

На основе киевской складывается колочинская культура, которая в последнее время некоторыми исследователями рассматривается как культура славянская. Датируется эта археологическая культура периодом от середины V до второй половины VII в., и ареал ее памятников почти полностью совпадает с территорией предшествующей культуры. Практически одинаковыми оказываются приемы домостроительства (полуземлянки срубной или каркасно-столбовой конструкции с очагом в центре) и обряд погребения (грунтовые могильники с остатками трупосожжения на стороне). Кроме того, исследования особенностей киевской культуры позволяют ряду авторов предполагать, что, кроме колочинской, эта культура является частичной подосновой для пеньковской культуры (см. далее), которая рассматривается как «антская», т.е. славянская. Некоторые исследователи усматривают сходство между элементами колочинской, пенъковской и пражской культур, последняя из которых практически всеми признана в качестве достоверной археологически культуры ранних славян.

загрузка...

Происхождение восточнославянских племен

Вопрос о происхождении восточнославянских племен, обитавших в лесостепной и лесной зонах Восточной Европы, названия и территория расселения которых хорошо известны по сообщениям Повести временных лет (начало XII в.), тесно связан с проблемой формирования достоверных раннеславянских культур. Как мы знаем, ни одна из земледельческих археологических культур раннего железного века и первой половины I тыс. н.э., чьи памятники исследованы на обширных лесостепных пространствах, не являлась чисто славянской — население каждой из них было неоднородным и состояло из различных этнических компонентов, автохтонных и пришлых.

Некоторые авторы связывают со славянами сообщения I-II вв. н.э. о венедах, живших к востоку от Вислы. Начиная с VI в. сведения о славянах уже достоверны и становятся более разнообразными. По данным готского историка Иордана и ряда византийских авторов VI в., собственно славяне («склавины» в греческой и латинской огласовке) известны от Нижнего Дуная до Вислы, а родственные им и близкие по культуре анты — от Днестра до Днепра или Дона. Многие византийские источники VI-VIII вв. сообщают о набегах славян на Византию, их расселение на Балканах. Германские раннесредневековые хроники фиксируют славян на территориях к востоку от Эльбы. Древнерусская Повесть временных лет, ссылаясь на устную традицию, в качестве прародины славян называет области Нижнего и Среднего Дуная. Таким образом, оказывается, что занимаемые во второй половине I тыс. н.э. славянами земли простирались от Балтийского моря до Балкан и от Днепра до верхнего Дуная и Одера.

Археологические культуры и племена Восточной Европы во второй половине I тыс. н.э.: а — пражско-корчакская культура; б — пеньковская культура; в — колочинская культура; г — тушемлинская культура; д — мощинская культура; е — ареал культуры ранних длинных курганов; ж — ареал культуры сопок; з — балтские племена; и — финские племена
Археологические культуры и племена Восточной Европы во второй половине I тыс. н.э.:
а — пражско-корчакская культура; б — пеньковская культура; в — колочинская культура; г — тушемлинская культура; д — мощинская культура; е — ареал культуры ранних длинных курганов; ж — ареал культуры сопок; з — балтские племена; и — финские племена

Пражская культура

На территории от Эльбы до Днепра и от Поморья до Дуная в V в. складывается относительно единообразная археологическая культура, получившая название пражской. Пражская культура является практически единственной культурой, чья принадлежность ранним славянам является общепризнанной.

На всей территории распространения ее характеризуют следующие элементы:
— небольшие селища (до 10 построек), расположенные группами по берегам малых рек;
— жилые дома (квадратные полуземлянки или наземные с небольшим углублением — северо-западный ареал) с печкой-каменкой (реже глиняной) в одном из углов постройки (восточные и южные ареалы) или очагом (северо-западные ареалы);
— господство обряда сожжения на стороне (грунтовые погребения и немногочисленные курганы);
— лепная неорнаментированная керамика со строго выдержанными пропорциями (высокие горшки, расширенные в верхней трети);
— хозяйственный уклад — в основе земледельческий, при наличии скотоводства и домашних ремесел.

Пражская культура явилась, по мнению специалистов, новым культурным образованием, которое сформировалось в период великого переселения народов. Существуют три основные теории ее происхождения. Первая видит ее прототипы в славянском компоненте пшеворской культуры, вторая — в продолжении традиций зубрицкой культуры, третья зону ее формирования связывает с территорией Белорусского Полесья.

В V-VI вв. происходит постепенное расселение носителей пражской культуры в сторону Среднего Поднепровья, Подунавья и на Эльбу, где они ассимилируют остатки местного населения, не ушедшего в ходе событий гуннской эпохи. В конце VI -начале VII в. группы славянского населения начинают оседать на Балканах.

Период V-VII вв. н.э. — важный период в истории формирования славянских народов, с которым связаны:
— последний этап существования общеславянского языка;
— широкое расселение и освоение новых земель;
— самые ранние достоверные славянские археологические памятники.

В пределах пражской культуры в результате взаимодействия расселяющихся групп славянского населения и их соприкосновения с местными племенами формируются ее локально-хронологические варианты. На территории Европы выделяются несколько основных культур, так или иначе связанных с пражской. На территории Украины выделяют две: пражско-корчакскую и лука-райковецкую.

Пражско-корчакская культура

Памятники этой культуры распространены на территории Прикарпатья, междуречья Днепра и Буга. Период бытования культуры — V-VII вв.

Хозяйство. Поселения всегда расположены на удобных для обработки землях. Основу хозяйства составляло земледелие. Использовались рала с небольшими железными наральниками и деревянные рала без железных наконечников, которые были наиболее пригодны для вспашки черноземных земель. Иногда для обработки пахотного участка использовались небольшие железные и костяные мотыжки. Выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, для уборки которых применяли железные слабоизогнутые серпы. Животноводство стояло на втором месте по значению. Разводили крупный рогатый скот и свиней, мелкий рогатый скот; кости лошадей встречаются редко. Для заготовки кормов использовались косы-горбуши. Судя по незначительному количеству находок рыболовных крючков, а также костей рыб и диких животных, рыболовство и охота играли незначительную роль в жизни населения.

Ремесленное производство было развито слабо, скорее можно говорить о домашних промыслах (прядение, ткачество) или домашнем производстве (обработка дерева, кости). Следы производства и обработки железа отчетливо обнаружены на немногих памятниках. Для получения железа, видимо, использовались местные небогатые болотные руды. Находки из черного металла немногочисленны. Металлографический анализ этих предметов показал, что использовались простые схемы: изготовление изделий целиком из железа, сырцовой стали или пакетированного сырья.

Следы ювелирного производства представлены находками (на городище Зимно, Хачки и некоторых других поселениях) тиглей для плавки цветного металла, глиняных льячек и обломков литейных форм для изготовления простейших украшений. На селище в Бернашовке (Украина) раскопана мастерская, в которой обнаружен набор литейных форм, соединенных между собой.

Глиняная посуда изготавливалась только ручным способом. В основном это кухонная посуда — горшки, сковороды. Как правило, посуда не имеет орнаментации, лишь изредка она украшена косой насечкой, пальцевыми вдавлениями по краю венчика сосуда (на позднем этапе существования культуры) или налепным валиком.

Памятники. Для корчакской культуры характерны небольшие селища площадью не более 1 га, на территории которых располагалось чаще всего до 10 построек. Селища обычно расположены на невысоких пойменных мысах. Через каждые 5-7 км несколько таких поселений (до 10) образуют своеобразные «гнезда».

Укрепленные поселения встречаются редко. Среди них наиболее известно городище Зимно (V — середина VII в.), устроенное на останце высокого берега одного из притоков р. Западный Буг (Украина). Одна из сторон городища укреплена деревянной стеной, валом и частоколом, другие были достаточно обрывистыми и крутыми. Бревна частокола наклонно вбиты в склон мыса на расстоянии 3-5 м от стены. Вдоль деревянной оборонительной стены на внутренней стороне площадки располагалась длинная деревянная постройка столбовой конструкции, разделенная на несколько жилых клетей. Клети отапливались открытыми очагами.
Жилища, исследованные на многих селищах, — это квадратные полуземлянки (углублены в землю от 0,1 до 1 м) с деревянными стенами столбовой конструкции и печкой-каменкой в одном из северных углов. В некоторых районах печь делалась из глины. На северо-западе ареала культуры сооружались жилища прямоугольной формы, которые отапливались открытым очагом. Между жилыми постройками обычно группами расположены хозяйственные сооружения, характер и состав которых различны в разных регионах.

Небольшие по площади грунтовые могильники обычно располагались поблизости от поселений. Известен случай, когда погребения оказались расположенными между постройками поселка (Тетеревка, Украина), были огорожены и вписаны в его структуру. Для корчакской культуры характерен обряд трупосожжения на стороне. Очищенные от остатков погребального костра пережженные кости высыпались на дно неглубокой округлой ямки или собирались в обычный глиняный горшок, который также затем устанавливался на дно ямы, иногда высыпанные на дно ямы остатки сожжения накрывались перевернутой вверх дном урной. Погребения, как правило, не имеют погребального инвентаря. Лишь в редких случаях в них находят оплавленные стеклянные бусы, железные ножи, поясные пряжки.

Кроме грунтовых могильников в некоторых районах известны курганные захоронения с тем же обрядом малоинвентарного сожжения на стороне. В основании курганов располагались ритуальные кострища. Преобладали безурновые захоронения. Собранные с места сожжения кости высыпались на слой кострища, помещались в ямку в основании кургана или в самой насыпи. С VII в. практика сооружения таких курганов постепенно распространяется на более широкой территории. Погребальные памятники культуры обнаружены и исследованы не по всей территории ее существования.

Корчакская культура: 1 — план жилой постройки столбовой конструкции; 2 — пряслица; 3 — льячка; 4-6 — сосуды лепные кухонные; 7 — сковорода лепная Корчакская культура. Украшения: 1— фибула; 2, 3 — подвески; 4, 7, 8— накладки на ремень; 5, 6— браслеты; 9-11 — пряжки

Предметы материальной культуры. Памятники корчакской культуры бедны находками. На поселениях наиболее часто встречаются фрагменты лепных сосудов, глиняные пряслица, небольшие железные ножи. Предметы костюма относятся к числу редких находок — это фибулы, пряжки и браслеты с расширяющимися концами, бляшки, колоколовидные и трапециевидные подвески. Многие из этих предметов найдены на городище Зимно, а также в Прикарпатье. Часть из них принадлежит к типам вещей, широко распространенным в Южной и Средней Европе, они могли попасть сюда в результате торговли или как военные трофеи. Только к концу существования культуры формируются местные формы украшений. Находки предметов вооружения также единичны.

На значительной части ареала раннеславянской пражской культуры (и ее варианта — корчакской) развитие происходило спокойно, без видимых потрясений. Временное запустение некоторых поселений можно объяснить оттоком в ходе переселения. На рубеже VII-VIII вв. на ее основе на территории Правобережной Украины и Молдовы начинает оформляться культура типа Луки-Райковецкой, материалы которой показывают генетическую преемственность между раннеславянской культурой этого региона и более поздней древнерусской. В целом материалы новой культуры очень близки материалам корчакской, но тем не менее в силу естественного развития хозяйственной и общественной жизни, вкусов и потребностей населения наблюдаются некоторые изменения в характере поселений, конструкции жилищ, технологии изготовления керамики, в деталях погребального обряда.

Лука-Райковецкая культура

Памятники культуры распространены от Белорусского Полесья на севере до бассейна р. Прут на юге и от верховий Западного Буга на западе до Среднего Поднепровья на востоке. Период существования культуры VIII-X вв.
Хозяйство лука-райковецкой культуры было земледельческим. Распространение пашенного земледелия подтверждается находками железных деталей пахотных орудий — наральников и чересел. Кроме того, для обработки почвы использовались железные мотыги. Найдены зерна возделываемых культур — пшеницы, проса, ячменя. Продолжали существовать и развивались домашние промыслы — прядение и ткачество, обработка дерева и кости, бортничество. Вероятно, какую-то подсобную роль играли в хозяйстве охота и рыболовство.

Лука-Райковецкая культура. Постройка и инвентарь: 1 — план жилой полуземлянки столбовой конструкции; 2 — кресало; 3-5 — наконечники стрел; 6 — подвеска; 7 — кольцо височное проволочное; 8 — серп; 9 — наральник; 10 — фибула подковообразная; 11 — пряслице глиняное; 12 — наконечник копья; 13-15 — глиняные сосуды

Глиняная посуда делалась в основном вручную, но в IX в. появляются сосуды, изготовленные на ручном гончарном круге, украшенные линейным или волнистым орнаментом. Круговая посуда некоторое время сосуществует вместе с лепной, лишь постепенно вытесняя ее. Ранние гончарные сосуды, еще достаточно грубые, повторяют местную наиболее распространенную форму лепных горшков — с расширением в верхней трети. Предполагают, что технология изготовления на ручном гончарном круге пришла сюда с юго-запада, из районов Подунавья, и была достаточно быстро освоена местным населением — в IX в. круговые сосуды составляют до 20% среди найденных на памятниках лука-райковецкой культуры, и количество их постепенно возрастает.

Памятники. Для лука-райковецкой культуры характерны открытые поселения — селища, которые расположены по берегам рек, в местах, удобных для земледелия, скотоводства и различных сельскохозяйственных промыслов. Площадь их незначительна, а застройка бессистемна. С IX в. отмечается увеличение размеров — площадь селищ достигает 3 га, и постройки располагаются рядами. Появляются небольшие усадьбы, состоящие из нескольких построек жилого и хозяйственного назначения. Иногда жилые дома и усадьбы образуют отдельные группы. К этому же времени относится увеличение количества городищ.

Характерным примером поселения культуры является Хотомельское поселение на р. Горынь. Оно состоит из небольшого городища (площадь всего 0,12 га), расположенного на выдающейся в пойму реки возвышенности, с трех сторон защищенной низиной. Городище сооружено еще носителями пражской культуры, но было сожжено. Овальная площадка городища окружена земляным валом, дополнительные дугообразные валы и рвы защищают площадку с восточной и западной сторон. К городищу примыкает селище. На поселении исследованы наземные постройки, видимо, срубной конструкции, которые отапливались глинобитными печами, и полуземляночные жилища прямоугольной формы с печкой — каменкой или глинобитной печью, расположенными в одном из углов. В отличие от большинства других поселений Хотомельское городище, кроме керамики, оказалось богато различными находками. Здесь найдены не только предметы быта (ножи, пряслица), но и орудия труда (топоры, серпы, мотыги), а также предметы вооружения и снаряжения всадника и верхового коня (наконечники стрел различных типов — железные втульчатые двухшипные, черешковые ромбовидные и листовидные; наконечники копий втульчатые; двусоставные удила, шпора). Кроме того, найдены украшения: подковообразные фибулы, бронзовые поясные пряжки, перстни, браслеты. Интересной находкой является височное кольцо — серебряное семилучевое, украшенное ложной зернью — это одна из самых ранних находок славянского височного кольца такой формы.

Погребальные памятники культуры представлены грунтовыми могильниками и курганами. Погребения совершались по обряду сожжения на стороне. Захоронения редко сопровождаются вещами — известны единичные находки железных ножей, оплавленных стеклянных бус и других мелких предметов. Продолжая традицию пражского населения, население лука-райковецкой культуры хоронило кремированные останки в глиняных урнах или без них в небольших ямах. В течение VIII-IX вв. почти по всей территории культуры широко распространяется обычай сооружения курганов, который к X в. становится преобладающим. Курганы содержат индивидуальные погребения, среди которых преобладают безурновые погребения. Остатки кремаций все чаще располагаются в основании насыпей на ритуальном кострище, на месте совершения сожжения, а иногда помещаются в верхней части насыпи.

Носители пражской и близкой ей культур, расселившиеся на Правобережье Днепра в VII-VIII вв. и частично смешавшиеся с незначительным местным населением, стали предками юго-западной группы восточнославянских племен, названных на этих территориях летописцем в начале XII в., — волынян, древлян, полян, дреговичей (частично).

Пеньковская культура

После гуннского завоевания 70-х гг. IV в. в лесостепной зоне Среднего Поднепровья сохранилась часть неоднородного черняховского населения, принявшего наряду с продвинувшимися с севера носителями киевской культуры участие в процессе формирования пеньковской культуры в течение VI в. Основной район формирования культуры — Среднее Поднепровье и бассейн р. Южный Буг. Памятники этой культуры распространены в лесостепи на территории от Северского Донца на востоке до нижнего Дуная на западе. Период существования культуры V-VIII вв.

Хозяйство. Население занималось земледелием и приселищным скотоводством. В состав стад входил крупный и мелкий рогатый скот, лошади, разводили и свиней. Ремесло носило в основном домашний характер. Исключение составляет добыча железа и, видимо, железообработка. Некоторые исследователи связывают с пеньковской культурой Гайворонский металлургический центр на Южном Буге. Здесь обнаружены и исследованы остатки 21 металлургического горна, 4 печей для обжига (обогащения) руды и несколько ям для ее хранения. Изучение кузнечных изделий показало, что пеньковские кузнецы (как и их предшественники — носители киевской и пражской культур) применяли прежде всего простые технологии: изготовление изделий целиком из железа или сырцовой стали. Им известны также такие способы улучшения рабочих качеств орудий, как цементация и термообработка. Можно утверждать, что практически все орудия труда и предметы быта из черного металла имеют местное происхождение.

Пеньковская культура. Инвентарь: 1 — фибула пальчатая; 2 — ременная накладка; 3 — серьга; 4 — подвеска; 5 — пряжка; 6-8 — наконечники стрел; 9 — нож; 10 — удила; 11 - наральник; 12, 13 — глиняные сосуды Древности антов: 1, 2 - подвески; 3-5 - серьги; 6,10-13 - накладки ременные; 7 - фибула пальчатая; 8 - фибула пластинчатая; 9 - фибула зооантропоморфная; 14 - браслет; 15-17 - пряжки; 18-20 - накладки.

Для памятников пеньковской культуры характерна лепная керамика: биконические и округлобокие горшки, сковороды. На финальной стадии развития пеньковской культуры в её ареале, в Поднепровье, появляются центры по изготовлению гончарной керамики, формы и орнаментация которой имеют северо-кавказские прототипы (поселение Канцирка и др.) Появление гончарных мастерских можно связывать с переселением сюда северо-кавказских (аланских) мастеров. Погребения знатных кочевников этого времени (одно из них — так называемый Перещепинский клад) также известны в южной части Среднего Поднепровья. Во второй половине или конце VII в. на территории пеньковской культуры возникает Пастырское городище — это полиэтничное поселение, ставшее крупным торгово-ремесленным центром. Ремесленные традиции центра формировались на местной основе под сильным влиянием традиций, принесенных из Подунавья. Пастырское поселение было разгромлено в первой половине VIII в., видимо, хазарами.

Памятники. Наиболее распространены открытые поселения — селища, располагавшиеся на низких участках береговых террас и дюнах с легкими для обработки почвами и пойменными лугами. Площадь селищ не превышает 2-3 га. Известны несколько городищ с материалами пеньковской культуры, но валы и рвы этих поселений оказались сооруженными еще в скифскую эпоху. На поселениях преобладает бессистемное расположение жилищ, рядом с которыми находились хозяйственные ямы и постройки хозяйственного назначения. Основным типом жилищ были четырехугольные полуземлянки каркасно-столбовой или срубной конструкции площадью 12-20 кв. м. На раннем этапе культуры строились жилища, отапливаемые открытыми очагами, затем в зонах контакта с носителями пражской культуры распространение получили печи-каменки, располагавшиеся в одном из углов. На нескольких селищах Среднего Поднепровья были обнаружены следы юртообразных жилищ, характерных для кочевников-тюрок.

Погребальными памятниками культуры являются грунтовые могильники, содержащие погребения по обряду сожжения на стороне. Могильники, занимающие небольшую площадь, располагаются в непосредственной близости от поселений. Кремированные останки помещали в глиняные сосуды-урны, которые устанавливались на дно неглубоких округлых ям или просто рассыпались на их дне. Известны случаи, когда жженые кости были накрыты перевернутой вверх дном урной. В одной погребальной яме может находиться от 1 до 3 урн. Погребения сопровождаются украшениями, иногда встречаются ритуальные сосуды.

Памятники пеньковской культуры характеризуются довольно большим количеством различных находок из черного и цветных металлов. На нескольких селищах найдены железные наральники, мотыжки и серпы. Обычной находкой являются железные ножи, глиняные пряслица биконической и округлой формы. Встречаются отдельные наконечники стрел и копий, украшения из бронзы и серебра: фибулы различных форм, подвески, поясные пряжки и бляхи. Массовым материалом является керамика — фрагменты лепных сосудов: биконических или округлобоких горшков, сковород. Пеньковская керамика, как правило, не орнаментирована. Иногда встречаются сосуды, украшенные насечками по венчику или налепами под венчиком.

С территорией части пеньковской и колочинской культур связаны находки кладов VII в., которые иногда называют «антскими». Для них характерны прежде всего различные детали поясной гарнитуры (пряжки, накладки, наконечники ремней), богато орнаментированные, пальчатые фибулы и другие женские украшения. Прототипы этих вещей восходят к некоторым культурам Юго-Восточной Европы, но их наборы и состав, определяющие убор, во многом оригинальны. Появление группы кладов, сокрытых в течение относительно короткого периода, знаменует финал пеньковской и колочинской культур. Это событие, по-видимому, можно связывать с продвижением населения, близкого поздней пражской культуре.

Памятники пеньковской культуры занимают территорию, совпадающую с той, которую, по сообщению Иордана, занимали анты — он писал, что они живут на землях от Днестра до Днепра на излучине Черного моря. Согласно Прокопию Кесарийскому, анты и склавены (славяне) имели общий язык, одинаковый быт, обычаи и верования, а когда-то «даже имя у славян и антов было одно и то же». Византийцы совершенно определенно отличали антов от славян среди наемников, используя в своих целях распри между этими группировками.

По мнению ряда лингвистов, этноним анты имеет иранское происхождение. Так, видимо, ираноязычное население Северного Причерноморья назвало славян, расселившихся на юго-восточной окраине славянского мира.

Роменско-боршевская культура

Памятники культуры занимают территорию левобережья Днепра от бассейна р. Десна до Верхнего и Среднего Дона. Основное время существования — VIII-X вв. (на некоторых территориях до начала XI в.).

В конце VII в. происходит, как считают некоторые исследователи, перемещение части славянского населения, обитавшего на пространстве от Дуная до Днепра, на северо-восток и восток от этой территории в районы левобережья Днепра. Постепенно смешиваясь с местным населением, переселенцы, носители традиций поздней пражской — ранней лука-райковецкой кулыур, осваивают лесостепные территории вплоть ло Верхнего и Среднего Дона. На этом пространстве складываются роменская и боршевская культуры, которые всеми безоговорочно признаются в качестве славянских. Они существовали одновременно (VIII-X вв.) и были чрезвычайно близки по многим деталям между собой, поэтому иногда культуру называют роменско-боршевекой. Общими для обеих культур являются: пашенное земледелие в качестве основы хозяйства, преобладающий тип поселений — селища, полуземляночные жилища прямоугольной формы с печами в одном из углов, развитое косторезное дело, лепные сосуды, украшенные оттисками веревочного штампа или пальцевыми вдавлениями по краю венчика, обряд погребения — под курганные трупосожжения на стороне. Однако имеется целый ряд различий, касающихся домостроительства, набора украшений и предметов костюма, деталей погребального обряда.

Хозяйство. Как уже говорилось, основу хозяйства составляло пашенное земледелие, при котором использовались пахотные орудия с широкими железными наральниками, наиболее удобными при освоении нетронутых земель, и небольшими наральниками для возделывания старопахотных почв. Выращивались пшеница, просо, на позднем этапе появилась рожь. Для обработки небольших участков (огородов?) использовались мотыги и мотыжки. Урожай убирался железными серпами устойчивых выраженных форм. Анализ остеологического материала показывает решительное преобладание костей домашних животных — крупного рогатого скота, затем свиней и мелкого рогатого скота. Широкое распространение разнообразных железных изделий говорит о местном характере металлообработки и местном железодобывающем промысле. Следы обработки цветных металлов, льячки, тигли и литейные формы для изготовления отдельных украшений найдены на многих поселениях. Исследователи указывают на заметное количество салтовских украшений, которые чаще всего встречаются в ареале роменских памятников VIII-IX вв. Для памятников раннего периода вплоть до IX в. оказываются характерными находки украшений, связанных своим происхождением с дунайскими территориями (полых золотых серег, подвесок-лунниц, зерненых височных колец). В то же время появляются височные пяти- и семилучевые кольца, украшенные ложной зернью. Форма и стиль этих украшений восходят к образцам византийского ювелирного искусства. В качестве сырья использовался цветной металлолом и серебряные арабские монеты, которые начинают распространяться на территории Восточной Европы в VIII в. Для культуры IX-X вв. в целом характерен набор украшений, состоявший из лучевых височных колец, металлических браслетов и шейных гривен с расплющенными концами. Позже, с XI в., лучевые височные кольца становятся определяющим признаком для одного из восточнославянских племен — радимичей, территория которых расположена немного севернее и практически не совпадает с ареалом роменских памятников. Многие привески и пряжки, найденные при раскопках поселений, имеют аналогии среди венгерских, раннекочевнических, балтских и восточно-финских древностей.

Роменско-боршевская культура. Украшения: 1, 3, 4 — височные кольца; 2,1 — накладки; 5 — нашивная бляшка; 6 — браслет; 8, 9 — серьги; 10, 11 — перстни; 12 — шейная гривна

Роменско-боршевская культура характеризуется лепной керамикой, представленной широким набором сосудов разного размера и форм — это горшки, миски, сковороды. Преобладают грубые горшки, украшенные отпечатками веревочного штампа в виде косых полосок или зигзагов, а также пальцевыми защипами по краю венчика. Обжигалась посуда в печах. В самом конце IX в. появляются сосуды, подправленные на ручном гончарном круге, однако в течение X в. сохраняется преобладание лепных форм.

На некоторых поселениях встречается круговая посуда салтовского происхождения — кувшины и горшки, тщательно сделанные, покрытые полосками лощения.

Поселения культуры неравномерно распределены внутри ее ареала. Большинство из них сосредоточено в районах, в древности покрытых лесными массивами. Среди поселений преобладают неукрепленные, площадь некоторых из них весьма значительна и достигает 10 и более гектаров. Для наиболее ранних селищ характерно расположение на низких участках берегов рек в поймах. В IX-X вв. поселения начинают занимать плато высоких берегов рек, однако поймы продолжают заселяться тоже. Появляются отдельные небольшие селища (на 1-2 двора), свободно располагавшиеся на землях широких пойменных участков. Разная система расположения поселений позволяет предположить, что население сознательно выбирало участки, наиболее пригодные либо для пашенного земледелия, либо для преимущественного выпаса скота. Небольшим скоплениям селищ соответствовали отдельные укрепленные поселки — городища. Иногда селища вплотную примыкают к городищу. Площадь городищ чаще всего не превышает 0,5 га, хотя есть отдельные укрепленные поселения, площадь которых достигает 2-3 га. Чаще всего для устройства укрепленных поселений использовались высокие мысы коренного берега. Используя крутые естественные склоны таких мысов, жители усиливали их крутизну путем эскарпирования, т.е. искусственной подрезкой на высоту около 10 м. Так, например, склоны мыса, на котором расположено Битацкое городище (Украина), оказались подрезанными по всему периметру. Широко применялось строительство валов и рвов. В конструкцию вала входили деревянные стены, сооруженные из поставленных вплотную срубов или двойных рядов частоколов внутреннее пространство которых забутовывалось землей.

Роменско-боршевсая культура. Орудия труда: 1,2 — топоры; 3, 4 — ножи; 5 — ложкарь (инструмент для работы по дереву); 6 — тигель; 7 — серп; 8 — пряслице глиняное; 9 — мотыжка; 10 — плужный нож; 11 — наральник; 12 — мотыга Роменско-боршевская культура. Реконструкции: 1 — жилая полуземлянка срубной конструкции; 2 — жилая полуземлянка столбовой конструкции; 3 — ров и оборонительный вал-стена

Типичными жилищами являлись прямоугольные полуземлянки, имевшие стены столбовой конструкции и отапливавшиеся печами. Но в Х в. стали распространяться срубные постройки. Печи либо вырезались из глиняного уступа, оставленного около одной из стен выкопанного для по¬стройки котлована, либо целиком лепились из принесенной со стороны глины. Площадь жилищ составляла от 16 до 20 кв. м. В некоторых случаях удалось определить, что жилые срубные постройки были двухэтажными: первый этаж занимал котлован, пол второго настилался на столбы, расположенные по его периметру (Горбово). Кроме жилых на поселениях имелись хозяйственные постройки. Наиболее распространенным типом хозяйственных сооружений являлись зерновые ямы, располагавшиеся как внутри жилищ, так и рядом с ними. Исследователи отмечают постепенное увеличение объема этих ям-хранилищ от нескольких десятков почти до 1000 литров, что отражает постепенный рост сельскохозяйственного производства.

Погребальные памятники роменской культуры — это небольшие округлые курганы с погребениями по обряду трупосожжения на стороне. Ранние погребения известны плохо. Обычно в курганах VIII в. кремированные останки, собранные в 1-2 урны, помещались в основании насыпи. Постепенно расположение урн менялось. Сожженные кости, в урне или без нее, чаще всего располагались в верхней части курганной насыпи. Характерны практически безынвентарные погребения, лишь изредка среди остатков сожжения оказываются оплавленные стеклянные или бронзовые украшения. В северных районах распространения роменской культуры в курганах встречаются ритуальные кострища, которые позже, в XI в., становятся характерной особенностью радимических курганов. Курганные могильники, как правило, насчитывают несколько десятков насыпей и расположены в относительной близости от поселений.

Роменская культура всеми исследователями соотносится с восточнославянским племенем северян, территория обитания которого в XII в., согласно данным летописи, совпадает в значительной степени с ее ареалом. Однако, по наблюдениям некоторых авторов, в конце X — первой половине XI в. на территории Днепровского Левобережья происходит резкая смена материальной культуры, подавляющее большинство роменских поселений подвергается разорению и гибнет в пожарах. В то же время в первой половине XI в. отмечается появление каких-то групп славянского населения к северу и северо-востоку от роменской территории. Фрагменты лепной роменской керамики найдены на поселениях, расположенных в бассейне р. Москвы.

Какая-то часть роменского населения, несомненно, осталась на прежней территории своего обитания и приняла участие в формировании уже древнерусского населения этого региона.

Некоторые исследователи связывают боршевскую культуру (территория бассейна Верхнего и Среднего Дона) с историей вятичей, однако не все соглашаются с этим. Ясно лишь, что памятники боршевской культуры принадлежали какой-то группе славян. Часть поселений боршевской культуры расположена на территории скифских городищ — славянское население использовало сооруженные в раннее время укрепления.

Отличие этой культуры от роменской незначительно. В первую очередь это связано с домостроительством: полуземлянки боршевцев отапливались печами-каменками или печами, сделанными из камней и глины.

Погребальный обряд боршевской культуры — трупосожжения на стороне с захоронением под курганной насыпью. В отличие от роменских курганов, часть боршевских имеет более сложное устройство. Например, таковыми оказались курганы около Большого Боршевского городища (Воронежская область). Внутри кургана на древней поверхности располагались невысокие деревянные погребальные камеры-домовины с остатками нескольких трупосожжений в урнах. Кроме глиняных сосудов-урн в этих же камерах найдены сопроводительные сосуды, видимо, с напутственной пищей. Вокруг домовин устанавливались кольцевые оградки из деревянных столбиков. Однако большинство боршевских курганов имеют обычное устройство, а остатки кремаций расположены в урнах или просто ссыпаны кучкой на поверхности погребенной почвы.

Поселения и курганы с боршевским материалом отмечены и на верхней Оке. Сходство в первую очередь определяется формами лепной керамики и погребальным обрядом сожжения на стороне. Для верхнеокских курганов характерно наличие остатков обугленных деревянных камер-домовин. В той же части ареала известны и поселения VIII-Х вв., видимо, также оставленные славянами. Предполагают, что на территории, занятые балтскими племенами (голядью), в VIII в. проникают группы славянского населения откуда-то с юго-запада. Древнерусские вятические курганы XI — начала XII в. (кроме верхнеокского региона, где отмечены ранние курганы с трупосожжениями) исследованы в бассейне Оки до впадения в нее р. Москвы и далее в ее бассейне. Вероятно, в XI в. вятичи из Верхнеокского региона начали активно расселяться на северо-восток и север. Постепенно славяне продвигаются на земли, занятые восточно-финскими племенами, часть которых является потомками племен позднедьяковской культуры, — так складывается территория, очерченная летописцем как земля вятичей.

Источник

Т.А. Пушкина Археология: Учебник / Под редакцией академика РАН В.Л. Янина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006. — 608 с.

загрузка...
  Голосов: 7
 
 
Древнеславянская металлопластика и ювелирные изделия фотоподборка на форуме

Вы просматриваете сайт Swordmaster как незарегистрированный пользователь. Возможность комментирования новостей и общение на форуме ограничено. Если всего-лишь нашли ошибку и хотите указать о ней — выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Для того чтобы пользоваться полным функционалом сайта и форума, рекомендуем .

Информация
Посетители, находящиеся в группе Прохожие, не могут оставлять комментарии к данной публикации.